Война окончена: чем завершился военный конфликт в Нагорном Карабахе. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.
Армянская полиция задержала полковника, участника Карабахской войны за участие в беспорядках
Сегодня, 20 сентября, непризнанная республика Нагорного Карабаха капитулировала перед Азербайджаном и прекратила своё существование. Мы подняли вопрос, связанный с четырьмя сёлами сразу после Второй Карабахской войны. Из непризнанной республики выводится армянский военный контингент, армия обороны Карабаха расформировывается и полностью разоружается. После поражения во Второй Карабахской войне в 2020 году непризнанная НКР оказалась в изоляции. Российские миротворцы были размещены в Нагорном Карабахе в ноябре 2020 года, после завершения 44-дневной войны. Алиев: Они начали холодную войну против Азербайджана.
Что происходит в Нагорном Карабахе: главное к этому часу
Жители Степанакерта столица многострадального регион сообщают о взрывах в окраинах города.
Кроме того, она опровергла заявления о том, что азербайджанская сторона заранее предупреждала о начале операции и напомнила об официальном признании руководством Армении принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану. По его словам, главное сейчас - убедить стороны отказаться от силовых методов. Конечно, для нас это является важным приоритетом", - подчеркнул он.
Власть Армении проявляет стратегическое терпение и не идёт на серьезную эскалацию, предпочитая действовать точечно. Тактика оппозиции построена на провальном опыте ее прошлых попыток свергнуть Никола Пашиняна - хаотичная блокировка транспортных артерий, привлечение сомнительных фигур и армейских элементов, масштабные дезинформационные кампании. Тактика Пашиняна: дождаться, пока лопнет мыльный пузырь - иссякнет запал оппозиции и её акции начнут раздражать общество. В этот раз ситуация для армянских оппозиционеров чуть более благоприятная: рейтинг власти Пашиняна пошатнулся, многие за последние 6 лет в нем разочаровались, есть и объективное недовольство после окончательной потери контроля над Карабахом.
Минобороны Азербайджана заявило о «наблюдаемой интенсификации военных провокаций» со стороны Армении. МИД Азербайджана заявил об увеличении военно-строительных работ вдоль неделимитированной государственной границы и в Нагорном Карабахе. Минобороны Армении отвергло данные обвинения. Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Франции Эммануэль Макрон обсудили по телефону вопросы, касающиеся обстановки в регионе. Министерство обороны Армении сообщило о случившемся обстреле армянских позиций Вооруженными Силами Азербайджана в ночь с 9 на 10 сентября.
Согласно пресс-службе Министерства обороны Азербайджана, один военнослужащий получил ранение в результате взрыва противопехотной мины. По сообщению азербайджанского новостного агентства Report. В совместном релизе Службы госбезопасности, МВД и Генпрокуратуры Азербайджана было заявлено, что через полчаса после инцидента рано утром 19 сентября четверо сотрудников МВД Азербайджана, направлявшихся к месту взрыва, также погибли при подрыве на мине в этом же районе [40]. Этим же утром азербайджанская сторона обвинила армянскую в обстреле своих позиций в Агдамском направлении и сообщила о ранении своих солдат. В НКР же эти обвинения отвергли [41] [42].
Сообщая о начале военной операции и говоря о причинах её начала, Министерство обороны Азербайджана напомнило о случаях подрывов на минах 19 сентября, в результате которых погибли шесть человек [43]. Целью военной операции [46] Министерство обороны Азербайджана назвало «пресечение широкомасштабных провокаций в Карабахском экономическом районе», «разоружение и вывод формирований вооружённых сил Армении» с территорий Азербайджана, «нейтрализацию их военной инфраструктуры», «обеспечение безопасности» вернувшегося в регион азербайджанского мирного населения, гражданских служащих и военнослужащих, а также «восстановление конституционного строя Азербайджанской Республики» [47] [48]. Согласно азербайджанскому ведомству, «в регионе начаты антитеррористические мероприятия локального характера», в ходе которых «с применением высокоточного оружия выводятся из строя позиции армянских формирований, их долговременные огневые точки, а также боевые средства и объекты военного назначения» [49]. Как отмечает военный обозреватель Би-би-си Илья Абишев, Азербайджан с одной стороны атаковал силы противника при помощи авиации и артиллерии, без потерь для себя выводя из строя их живую силу и технику, с другой осуществил наступление по суше, создавая угрозу разгрома наземных сил и вынуждая обороняющихся быстро расходовать боекомплект, который нечем было пополнять [30]. В первые же часы операции Вооружённые силы Азербайджана взяли под контроль воздушное пространство, подавив системы противовоздушной обороны армянских сил [27].
После того, как Азербайджан начал военные действия, заведующий отделом по вопросам внешней политики администрации президента Хикмет Гаджиев сообщил Reuters, что «азербайджанские силы прорвали линию соприкосновения с армянскими силами в Нагорном Карабахе в нескольких местах и полны решимости достичь своих стратегических целей» [51]. В Степанакерте , по словам очевидцев, царила паника [27]. Омбудсмен НКР Гегам Степанян сообщил, что с момента начала боевых действий со стороны ВС Азербайджана в непризнанной республике пострадало 11 мирных жителей и 2 погибли, среди них 1 ребёнок [52]. Как сообщает издание Meduza , вечером администрация президента России отправила российским государственным и прокремлёвским СМИ попавшую в распоряжение издания методичку, в которой официальная Москва рекомендует обвинить в обострении конфликта в Нагорном Карабахе Армению и страны Запада. Согласно этой инструкции, акцент необходимо делать на том, что «армянское руководство признало суверенитет Азербайджана над Карабахом» [53].
Развёрнутый в Нагорном Карабахе российский миротворческий контингент от конфликта дистанцировался [54] , занимаясь эвакуацией жителей Карабаха из приграничных сёл [8] [6]. Министерство обороны Азербайджана отвергло обвинения в обстреле армией республики Степанакерта, заявив, что подразделения ВС Азербайджана берут под прицел и выводят из строя только легитимные военные цели и военную инфраструктуру [57]. На начало дня количество раненых выросло до 35, количество погибших достигло 7 человек, среди них двое детей [58]. Начальник пресс-службы Минобороны Азербайджана Анар Эйвазов заявил на брифинге, что утром ВС Азербайджана уничтожили воинскую часть в селе Тонашен на севере Нагорного Карабаха, в качестве трофеев захватив шесть военных автомобилей «Урал» с боекомплектами к миномётам и четыре миномёта. По его словам, азербайджанские военнослужащие доносят до местного населения листовки с призывами «не приближаться к подразделениям армянских вооруженных сил и не поддерживать их» [55].
Информационный центр НКР заявил, что её власти приняли предложение российских миротворцев о прекращении огня с 13:00 9 утра по Гринвичу 20 сентября 2023 года [59]. В заявлении также сообщается о полном разоружении армии Карабаха и выводе тяжелой техники с территории непризнанной республики и о том, что 21 сентября на встрече в городе Евлах будут обсуждаться вопросы Баку «о реинтеграции, обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, а также вопросы обеспечения жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха в рамках Конституции Азербайджана » [60] [8] [61]. Министерство обороны Азербайджана подтвердило [62] готовность приостановить бои, если НКР сдаст всё вооружение и тяжёлую технику, военнослужащие «включая военных ВС Армении» сложат оружие и уйдут с боевых позиций. НКР приняло соглашение о прекращении огня, поскольку международное сообщество не смогло «остановить войну и урегулировать ситуацию» [63]. Корреспонденты русской службы Би-би-си Ольга Просвирова и Магеррам Зейналов сообщают, что это произошло на условиях Баку [6].
В распространенном Минобороны РФ документе отмечается, что реализация договоренностей о прекращении огня будет осуществляться в координации с командованием российским миротворческим контингентом [8]. По данным Минобороны Азербайджана, до достижения договоренности о приостановлении боевых действий азербайджанские военные взяли под контроль более 90 боевых позиций армянских формирований [17]. Вскоре после вступления в силу согласованного режима прекращения огня стрельба возобновилась. Несколько городов продолжали находиться под артиллерийским обстрелом Азербайджана [65]. По сообщению немецкого издания Rheinische Post, от жителей Степанакерта поступила информация, что Азербайджан нарушил согласованный накануне режим прекращения огня, и в столице НКР идёт стрельба [68].
Нагорный Карабах: последние новости
Митингующие перекрыли Площадь Республики и проспект Тиграна Меца рядом со зданием правительства в центре города, они скандируют «Никол — предатель! Париж также призвал Баку немедленно прекратить боевые действия и соблюдать международное право. По данным, собранным на данный момент, есть как минимум 2 погибших, в том числе один ребенок и 11 раненых, в том числе 8 детей в результате нападения Азербайджана», — сказал он. Информация была доведена до российского контингента за несколько минут до начала боевых действий», — заявила Захарова. Бои идут на земле, в воздухе. Пытаются брать посты. В Степанакерт пока не заходят. План защищаться до последнего». Однако РФ не удовлетворена заявлениями Армении о том, что антироссийские шаги никак не затрагивают двусторонние отношения.
По ее словам, РФ глубоко встревожена резкой эскалацией ситуации в регионе. Другие подробности не приводятся. Об этом говорится в сообщении МО Азербайджана в Telegram-канале. Там подчеркнули, что огонь ведется с территорий, где временно дислоцируется российский миротворческий контингент.
Иллюстрация: Александр Скачко Конфликт 1991-1994 годов 30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики.
Нагорный Карабах оказался в её составе и через три дня провозгласила свою собственную республику — НКР. Из-за этого между Арменией и Азербайджаном вновь начался вооружённый конфликт, который продлился до 1994 года. Обе стороны применяли не только стрелковое оружие, но и тяжёлую бронетехнику, артиллерию, авиацию. Документ вступил в силу 12 мая. С тех пор на границах Карабаха периодически применялось оружие, а обе стороны неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, но сильнее конфликт не разрастался до 2014 года.
Последние 10 лет В ноябре 2014 года, как утверждает ТАСС со ссылкой на Минобороны Армении, азербайджанская сторона сбила боевой вертолёт Армении Ми-24, который выполнял учебно-тренировочный полёт. Экипаж погиб. Вторая сторона утверждала, что вертолёт атаковал позиции азербайджанских военных, поэтому его уничтожили ответным огнём.
В заявлении также сообщается о полном разоружении армии Карабаха и выводе тяжелой техники с территории непризнанной республики и о том, что 21 сентября на встрече в городе Евлах будут обсуждаться вопросы Баку «о реинтеграции, обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, а также вопросы обеспечения жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха в рамках Конституции Азербайджана » [60] [8] [61].
Министерство обороны Азербайджана подтвердило [62] готовность приостановить бои, если НКР сдаст всё вооружение и тяжёлую технику, военнослужащие «включая военных ВС Армении» сложат оружие и уйдут с боевых позиций. НКР приняло соглашение о прекращении огня, поскольку международное сообщество не смогло «остановить войну и урегулировать ситуацию» [63]. Корреспонденты русской службы Би-би-си Ольга Просвирова и Магеррам Зейналов сообщают, что это произошло на условиях Баку [6]. В распространенном Минобороны РФ документе отмечается, что реализация договоренностей о прекращении огня будет осуществляться в координации с командованием российским миротворческим контингентом [8].
По данным Минобороны Азербайджана, до достижения договоренности о приостановлении боевых действий азербайджанские военные взяли под контроль более 90 боевых позиций армянских формирований [17]. Вскоре после вступления в силу согласованного режима прекращения огня стрельба возобновилась. Несколько городов продолжали находиться под артиллерийским обстрелом Азербайджана [65]. По сообщению немецкого издания Rheinische Post, от жителей Степанакерта поступила информация, что Азербайджан нарушил согласованный накануне режим прекращения огня, и в столице НКР идёт стрельба [68].
Минобороны Азербайджана отвергло обвинения в обстреле города [69]. Минобороны России, в свою очередь, сообщило, что с момента заключения договоренности о прекращении боевых действий российским миротворческим контингентом было зафиксировано пять нарушений режима прекращения огня в Шушинском два и Мардакертском районах три [70]. Азербайджанскую сторону представляли назначенный «ответственным лицом по контактам с армянскими жителями Карабаха» Рамин Мамедов , Башир Гаджиев и Илкин Султанов, а армянскую — Сергей Мартиросян и Давид Мелкумян. Также в здании исполнительной власти Евлахского района, где проходила встреча, находились четыре офицера российского миротворческого контингента, которые, однако, в переговорах не участвовали и ожидали их завершения вне комнаты, где проходила встреча [71].
Ранения, по словам омбудсмена, получили свыше 400 человек, включая 40 мирных жителей [72]. Азербайджан[ править править код ] Могилы погибших азербайджанских военнослужащих. Ранения, как сообщает ведомство, получили 511 военнослужащих и один гражданский [19]. Основная статья: Гибель российских миротворцев в Нагорном Карабахе 20 сентября под обстрел из стрелкового оружия попал автомобиль УАЗ с российскими миротворцами вблизи населённого пункта Джанятаг , пятеро миротворцев погибли.
Генпрокуратура Азербайджана заявила о гибели шести российских миротворцев: пятерых расстреляли азербайджанские военные, приняв их автомобиль УАЗ за принадлежащий «незаконным армянским вооруженным формированиям», ещё один миротворец погиб и один был ранен в результате обстрела «Камаза», за эту гибель ответственность Азербайджан возложил на «неустановленных членов армянских вооруженных формирований» [21] [73] [74]. При обстреле российских военных погиб замкомандующий подводными силами Северного флота Иван Ковган, который был заместителем командира миротворческого контингента [75]. Для расследования обстоятельств случившегося на месте происшествия сообща работают следственные органы Азербайджана и России [79] [80] [81]. Международная реакция[ править править код ] Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия встревожена резкой эскалацией ситуации в Карабахе, и призвала стороны прекратить военные действия, вернувшись к дипломатическому урегулированию [82].
Она также заявила, что Баку сообщил о планируемом наступлении за несколько минут до его начала [83] и призвала Баку и Ереван обеспечить безопасность российских миротворцев в Карабахе. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в заявлении, опубликованном на своем Telegram-канале, дал понять, что Россия не поддержит Армению в продолжающемся наступлении Азербайджана на Нагорный Карабах, раскритиковав премьер-министра Армении Пашиняна [84]. Армяне Вашингтона провели акцию протеста перед Белым домом против действий азербайджанских войск. В Армении начались митинги с требованием признать независимость НКР и защитить карабахских армян.
У здания правительства в Ереване произошли столкновения с полицией, есть пострадавшие. Протестующие называли премьер-министра Армении Никола Пашиняна предателем и требовали его отставки [27]. Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок обвинила Азербайджан в нарушении обещаний не прибегать к военным действиям в Нагорном Карабахе и призвала его остановиться и вернуться к переговорам [85]. Евросоюз осудил военные действия Азербайджана в Нагорном Карабахе [86].
Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что ЕС осуждает военную эскалацию вдоль линии соприкосновения и в других местах Карабаха, и призвал Азербайджан немедленно прекратить военные действия [87]. Председатель Европейского совета Шарль Мишель также заявил: «Военные действия Азербайджана должны быть немедленно прекращены, чтобы обеспечить подлинный диалог между Баку и карабахскими армянами». МИД Франции осудило начало боевых действий со стороны Азербайджана, заявив, что ни один предлог не может оправдать военную операцию в Нагорном Карабахе. Официальный представитель министерства иностранных дел ИРИ Насер Канани Чафи заявил, что «Иран считает Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога» [91].
США призвали Азербайджан прекратить боевые действия в Карабахе. С соответствующим заявлением выступил госсекретарь Энтони Блинкен [92].
Поэтому Пашинян хочет поддерживать этот тренд, который предполагает определенный курс транспарентности по отношению к Турции. Он инициировал встречу с Эрдоганом, посещал Турцию. Он прагматик и технократ, который ориентируется прежде всего на расширение экономических возможностей Еревана и Армении в целом, а Карабах и отношения с Азербайджаном фактически являются причиной блокады. Сейчас армянская экономика зависит напрямую и очень сильно от Военно-Грузинской дороги, пролегающей через Грузию. Пашинян хочет диверсифицировать это, реализовав курс многовекторности, закрепленный в доктрине внешней политики Армении. Уход Рубена Варданяна миллиардера, госминистра Нагорного Карабаха — это один из апогеев этого кризиса, как и уход президента республики Араика Арутюняна.
Это свидетельство того, что во внутриполитической элите все неоднозначно. Внутриэлитарный кризис отчасти и способствовал тому, что Азербайджан так повел себя. Мы видим, что протестные акции не дают большого эффекта. Армянский социум очень устал от этого противостояния. Пашинян руководствуется в своих действиях тем, что большая часть социума тоже устала от Карабаха и нуждается в мире и стабильности.
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября
Тактика оппозиции построена на провальном опыте ее прошлых попыток свергнуть Никола Пашиняна - хаотичная блокировка транспортных артерий, привлечение сомнительных фигур и армейских элементов, масштабные дезинформационные кампании. Тактика Пашиняна: дождаться, пока лопнет мыльный пузырь - иссякнет запал оппозиции и её акции начнут раздражать общество. В этот раз ситуация для армянских оппозиционеров чуть более благоприятная: рейтинг власти Пашиняна пошатнулся, многие за последние 6 лет в нем разочаровались, есть и объективное недовольство после окончательной потери контроля над Карабахом. Но одного этого недостаточно для того, чтобы оппозиция достигла успеха.
Еще один склад незаконного оружия нашли в Ханкенди 10:16, 3 апр 2024 В Азербайджане на освобожденных территориях обнаружен очередной склад оружия и боеприпасов сепаратистов.
Автоматы, пулеметы, винтовки и другое оружие найдено в Ханкенди. Азербайджан избавил Карабах от сотен камер наблюдения, установленных оккупантами 11:01, 1 апр 2024 В Ханкенди в начале антитеррористической операции, проведенной Азербайджаном, из строя были выведены свыше 200 оптико-электронных камер и камер наблюдения, установленных оккупантами. Посол РФ в Армении: Азербайджан не мешает армянам Карабаха вернуться 23:44, 29 мар 2024 Азербайджан признает право карабахских армян на проживание на исторической родине, те кто бежал в Армению могут вернуться в Карабах, рассказал посол России в Ереване. В Физули вернулась очередная группа местных жителей 7:15, 29 мар 2024 Жители Физули, изгнанные оккупантами, продолжают возвращаться к родным очагам.
Сегодня в город вернулось еще 35 семьей бывших вынужденных переселенцев. Пашинян запретил структуры сепаратистов в Армении 12:31, 28 мар 2024 Армянский премьер сообщил, что сепаратисты, бежавшие из Карабаха в Ереван, представляют угрозу для безопасности Армении. Он подчеркнул, что не существует никакого "правительства в изгнании".
Геополитическая ситуация для РФ на Южном Кавказе ухудшается. Пашинян подпишет мирный договор с Азербайджаном на западной переговорной площадке, что создаст условия для полного выдворения России из региона и поставит под угрозу джихаддизма Северный Кавказ. Также создан прецедент развития ситуации в непризнанных республиках Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. России и руководству этих квазигосударств теперь придётся определяться, иначе Грузия и Молдавия найдут союзников на похожие проекты. У РФ была сила в лице армянской диаспоры в РФ и в лице карабахского клана в Армении, но эту силу опять не задействовали. Между тем, в зоне СВО азербайджанцы воюют на стороне Киева, но там нет ни одного армянина.
К Москве большая претензия: если не нравится режим у союзника, работайте с оппозицией, меняйте ситуацию, но этому в Москве так и не научились. В Армении фиксируем полный провал России — это однозначный диагноз.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы.
В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели.
Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов.
Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами.
О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов.
Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана.
Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции.
К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3.
Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта.
Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования».
Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа.
А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы.
На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40.
После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены.
Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация.
В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году.
В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск.
Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом
В Физули переезжает еще 35 азербайджанских семей 6:27, 27 мар 2024 Программа «Большое возвращение» действует в Азербайджане. Сегодня в город Физули, освобожденный и восстановленный после оккупации, переезжает новая группа азербайджанских граждан. В Карабахе продолжают изымать незаконное оружие 12:23, 18 мар 2024 Правоохранители в Ханкенди провели операцию, обнаружено различное незаконное оружие и боеприпасы. В Ханкенди регулярно проводятся рейды, в ходе которых выявляются и ликвидируются незаконные оружейные склады. Ильхам Алиев зажег праздничный костер в Ханкенди 12:05, 18 мар 2024 Ильхам Алиев поздравил азербайджанский народ с наступающим Новрузом из Ханкенди. По случаю праздника он зажег костер на площади. Мигранты из Карабаха уезжают из Армении - не вернулись 7825 человек 10:38, 18 мар 2024 Армения, куда армянское население Карабаха мигрировало, не желая становиться частью азербайджанского общества, оказалась не слишком гостеприимной.
За полгода страну покинули 7825 человек.
Численность группировки азербайджанских войск, блокировавших этот регион со всех сторон, составляла 45-60 тысяч солдат и офицеров. И между двумя этими силами народились военные и гражданские специалисты российского миротворческого контингента — всего не более 2300-2500 человек. Когда сознаешь это, начинаешь понимать, какой силой воли, мужеством и профессиональной выдержкой им надо обладать, чтобы, зная все это, продолжать выполнять свой служебный долг, осознавая, что каждый день и каждую минуту находишься между молотом и наковальней. Так что хлеб российских миротворцев в Карабахе вряд ли можно назвать легким и сладким. Этот хлеб становится миротворцам еще горше оттого, что на этой службе приходится терять своих сослуживцев и боевых товарищей. Ранним утром 20 сентября при проведении азербайджанской армией антитеррористической операции в Карабахе автомобиль российского миротворческого контингента, перевозивший старших офицеров РМК после дежурства на наблюдательном посту на линии боевого соприкосновения, близ селения Чанкатах Джанатяг был атакован военнослужащими ВС Азербайджана, принявшими его из-за сложного рельефа местности и плохой погоды за автотранспорт армянских боевиков.
Пять российских миротворцев погибли на месте, в их числе полковник Твгир-Мурод Караев и капитан 1-го ранга Иван Ковган, являвшиеся заместителями командующего миротворческого контингента. Конечно, после этого президент Алиев принес официальные извинения, военная прокуратура Азербайджана провела расследование, показательно взяла под стражу виновных, отстранила от исполнения обязанностей пару высокопоставленных генералов, семьи погибших получили материальную компенсацию и помощь от оборонных ведомств России и Азербайджана, похороны состоялись за казенный счет, инцидент был полностью исчерпан. Но жизни пяти российских мужиков уже не вернуть. И это — еще одна грань деятельности миротворцев в Карабахе, о которой через год-два нигде и никто, кроме как в России, не вспомнит. Зная умонастроения азербайджанцев и армян в карабахском конфликте, совершенно определенно могу сказать, что слова благодарности в адрес миротворцев если и будут высказаны, то только на официальном уровне и только со стороны Азербайджана, все остальные за их спиной будут рассыпаться проклятьями.
Нельзя игнорировать предположение, что, находясь в Иране, он получал инструкции от иранских спецслужб и действовал по их указаниям. Посол Ирана в Армении Мехди Субхани, известный своими выступлениями против нашей страны, в своем последнем интервью при ответе на вопрос армянского журналиста о передаче анклавов Азербайджанской Республике выглядел весьма удрученным. Вероятно, такие люди, как Баграт, на которого они надеются, не смогли полностью реализовать их планы. Вопрос: почему из всех епископов Армении на мероприятие в Иране поехал именно епископ Тавуша, что на границе с Газахом? Может быть, он получил приказ от своих иранских друзей: «Протестуйте, или они у вас отберут "вашу" землю?
Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира.
Новости Нагорного Карабаха
Хорватия намерена поддержать Азербайджан в разминировании Карабаха. Собрали последние новости о ситуации в Нагорном Карабахе на 19 сентября 2023 года и ключевые заявления Азербайджана и Армении. По словам источника, ожидается, что оставшаяся часть контингента покинет Карабах до конца мая. В Карабахе договорились о прекращении огня, а в Ереване снова неспокойно. Прекратить огонь и начать переговоры призвало стороны конфликта в Нагорном Карабахе командование российских миротворцев.
Обострение конфликта в Нагорном Карабахе
Нагорно-Карабахская Республика была провозглашена в 1991 году на основе Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО). Кому выгодно обострение в Нагорном Карабахе и дойдет ли до большой войны. Информцентр и Газета армян России Еркрамас: новости Армении, Арцах, Карабах, Джавахк, Диаспора, Спюрк, Россия, политика, культура, экономика, аналитика, спорт. Новости. Пашинян: Армения не будет вести войну за Карабах. Минобороны Азербайджана подтвердило договоренность о приостановлении военных действий в Карабахе с 13:00 по Баку.