Новости воссоединение украины с россией в 17 веке

На самом деле в XVII веке никакой Украины как государственно-политического образования не было. В XVII веке процесс воспринимался именно как воссоединение – воссоединение территорий, воссоединение этноса, который несколькими столетиями ранее оказался разделён монгольским нашествием с востока и литовским – с запада. Поэтому первым прямым следствием воссоединения левобережной Украины с Россией стала русско-польская война. Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Территория Украины в XVII столетии находилось под властью Речи Посполитой.

Как Украина в Россию просилась

Не понадобилось много времени для ликвидации польских порядков и экономического расцветы на Левобережной Украине и Слобожанщине. Украина была спасена от насильственной ассимиляции Польшей или порабощения Турцией. Воссоединение с Малороссией укрепило позиции московского царства в международных отношениях. Воссоединение России с Украиной способствовало усилению крепостничества, что мобилизовало население Малороссии включиться в борьбу с царским режимом.

Что приобрела Россия? Согласие о принятии Украины в состав Московского государства было тяжелым и мучительным решением Земского Собора 1653 года [7]. Все понимали, что принятие Украины «под высокую руку» русского государя означает войну с Речью Посполитой. На Соборе бояре, думные и служилые люди дали согласие «битися не щадя голов своих» с польским королем, торговые люди «ответили», что они будут воевать и обеспечат войну «вспоможением» [7]. Россия, не оправившаяся от последствий Смуты [7] , вынуждена была вступить в 13 летнюю войну 1654—1667 гг. Вступление России в войну с Речью Посполитой Основная статья: Русско-польская война 1654—1667 Ещё рассматривая просьбу Войска Запорожского о российском подданстве, Земский Собор и царь понимали, что нарушение казаками клятвы верности польской короне является нарушением международных правил и традиций того времени и с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Русская дипломатия нашла выход из сложившийся ситуации.

По мнению думных чинов, в связи с нарушением присяги польским королем Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости , украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков [7]. Уже 23 октября 2 ноября 1653 г. В конце 1654 года союзные Речь Посполитая и Крымское ханство нанесли комбинированный удар по Гетманщине, в результате которого на Подолье погибло и было уведено в рабство около 200 тысяч человек. Войска Хмельницкого и корпус Шереметьева , выступившие против поляков и татар, в январе 1655 года были окружены под Охматовом. Однако наступательные операции царского и казацкого войск в 1655 году продолжились. К концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова который был в октябре 1655 года взят в осаду войсками гетмана Хмельницкого и воеводы Бутурлина , включая территорию современной Белоруссии, оказалась под контролем российских войск и боевые действия были перенесены непосредственно на этническую территорию Польши и Литвы. Также в кампании 1655 года наказному гетману Даниилу Выговскому удалось взять Люблин, Раву и др. В результате военных действий к 1656 году, когда было подписано Виленское перемирие , под контроль России перешла большая часть территории Великого княжества Литовского. До 1658 года в Вильне шли переговоры о подписании мира между Россией и Речью Посполитой и межевании новых границ. Война со Швецией Основная статья: Русско-шведская война 1656—1658 Заключение перемирия 1656 года было вызвано вступлением летом 1655 в войну Швеции, войска которой захватили Варшаву и Краков.

Военные успехи Швеции вынудили Россию и Речь Посполитую заключить перемирие. Однако ещё до этого, 17 мая 1656 года Алексей Михайлович объявил Швеции войну. Русско-шведская война длилась 2 года с 1656 по 1658. В августе 1656 года русские войска во главе с царём взяли Динабург ныне Даугавпилс и Кокенгаузен Кокнесе и начали осаду Риги , однако взять её не смогли. Занятый Динабург был переименован в Борисоглебск [9] и продолжал так называться до ухода русской армии в 1667 году. В октябре 1656 года была снята осада Риги и взят город Дерпт Юрьев, Тарту. Другим русским отрядом были взяты Нотебург ныне Шлиссельбург и Ниеншанц Канцы. В дальнейшем война велась с переменным успехом, а возобновление Польшей военных действий в июне 1658 года заставило подписать перемирие сроком на три года, по которому Россия удержала часть завоёванной Шведской Ливонии с Дерптом и Мариенбургом. Руина Тем временем в 1657 году умер Богдан Хмельницкий. Гетманом Войска Запорожского был избран Иван Выговский , что вызвало раскол в среде запорожского казачества.

Проезжавший по Украине в 1657 году греческий митрополит Колоссийский Михаил рассказывал, что «гетмана Ивана Выговского заднепровкие черкасы любят.

Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000.

Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…». Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать.

В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель.

На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости». На ней присутствовали и московские послы.

Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР.

ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А.

Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…».

Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину. Множество городов, включая Киев, было освобождено.

Ответные репрессии со стороны поляков не заставили себя ждать. На восставшие территории был направлен шеститысячный карательный отряд под руководством князя Иеремии Вишневецкого. Вишневецкий расправлялся со всеми, включая женщин, стариков и детей.

Богдан Хмельницкий отправил навстречу Вишневецкому 16-тысячный отряд казаков под руководством Максима Кривоноса. Не дожидаясь окончания политических раздоров в Речи Посполитой, связанных со спором о престолонаследии последовавших за смертью 20 мая Владислава IV , польские магнаты решили действовать своими силами. Собрав 30-тысячный отряд, они двинули его против Хмельницкого.

Сентябрь 1648 года ознаменовался очередной победой казаков над отрядом польских магнатов под Пилявцами. Одержав победу, казацкое войско отправилось на запад, миновало откупившийся за крупную сумму Львов и осадило Замостье. Дальше казаки не продвинулись.

Однако мир этот был непрочным. И казаки не оставляли надежд на принятие под руку московского царя. Так, 29 октября 1648 года севские воеводы З.

Леонтьев и И. Кобыльский отчитывались в Разрядный приказ: «Запорожского гетмана Хмельницкого племянник Прокоп Бережицкий, говорит во многие люди: всем де, государь, Запорожским Войском оне бога молят о том, чтоб им быть под твоею царскою высокою рукою». К донесению севских воевод стоит добавить рассказ брянского воеводы Н.

Мещерского от 9 ноября того же года: «Слышали они от литовских ото многих жилецких людей и от черкас: говорят и богу молят, чтобы им быть в одной православной вере под твоею государевою высокою рукою; будет де пан Хмельницкий осилеет ляхов, и он де хочет потдатца одному государю крестьянскому». Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954 год 22 ноября 1648 года всё те же севские воеводы Леонтьев и Кобыльский сообщали, что в православных церквях на Украине на богослужениях молятся о том, чтобы царь согласился принять малороссов в подданство: «А в польской де стороне, в манастырех, в церквах, на октеньях и на многолетьи бога молят за тебя, благочестивого великаго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Руси. А запороские де, государь, казаки и белорусцы черные люди во всех городех все бога молят о твоем царском многолетнем здоровье и хотят тово, чтоб им всем быть под твоею царскою высокою рукою, и чтоб им всю Польшу и Литву подвести под твою царскую высокую руку».

Уже 8 февраля 1649 года в Москву вновь прибыли послы от Богдана Хмельницкого. Один из них, иерусалимский патриарх Паисий, говорил в Посольском приказе: «А ныне они, гетман и всё войско Запорожское, велели ему, патриарху, бить челом царскому величеству, чтоб он, великий государь, изволил войско Запорожское держать под своею государскою рукою, а они, черкасы, ему, государю, будут как есть каменная стена». Таким образом, Богдан Хмельницкий неустанно выражал стремление к принятию малороссов в русское подданство.

На это 23 марта поступил благосклонный ответ из Посольского приказа о том, что царь «похваляет» желание Хмельницкого и всего запорожского войска. Однако принятие малороссов в подданство было на тот момент для Алексея Михайловича равнозначно объявлению войны Речи Посполитой. За спиной Польши стояла ее союзница Франция, а также заклятый враг Москвы — Швеция.

Русское царство, еще не вполне оправившееся от тяжелейшей Смуты, к большой войне готово не было. Поэтому в беседе с Хмельницким 29 апреля царский посол Григорий Унковский сообщил, что о принятии в русское подданство может идти речь лишь после того, как казаки своими силами избавятся от власти поляков. Тем не менее, гетман в письме от 13 мая 1649 года в очередной раз доносит просьбу о военной помощи и выражает желание быть в подданстве у православного государя: «А мы бога о том молим, чтоб ваше царское величество, яко правдивый и православный государь, над нами царем и самодержцею был».

В грамоте от 23 июня 1649 года, посланной царем Алексеем Михайловичем Богдану Хмельницкому, царь вновь соглашается в будущем принять казаков в подданство, однако без нарушения мира между Россией и Польшей — то есть после того, как казаки самостоятельно освободятся от поляков: «А будет королевское величество тебя, гетмана, и всё Войско Запорожское учинит свободны без нарушенья вечного докончанья, и мы, великий государь наше царское величество, тебя, гетмана, и всё Войско Запорожское пожалуем, под нашу царского величества высокую руку приняти велим». Русское царство не переставало оказывать помощь восставшим. Как и в наши дни, русские принимали беженцев с Украины и обеспечивали их всем необходимым.

Помощь была направлена и войску Богдана Хмельницкого. В 1648—1650 гг. Если бы не предательство крымского хана Ислам Гирея, союзника Богдана Хмельницкого, казаки могли бы вновь одержать победу.

Но крымскому хану было гораздо выгоднее ослабить обе воюющие стороны. К тому же он опасался союза между казаками и русским царем. Ислам Гирей поставил Хмельницкому ультиматум: или окончание боевых действий с поляками, или войско крымских татар незамедлительно переходит на сторону врага.

Хмельницкий согласился на мир. Но на заседании в сейме польские магнаты категорически отказались этот мир признавать. И вновь Богдан Хмельницкий просит Алексея Михайловича принять казаков под царскую руку.

Русский посол Григорий Неронов докладывал 6 декабря 1649 года о своем с ним разговоре: «[Если] стоять… против ляхов будет не в силу… уступит он, гетман, в те поры со всем Войском Запорожским от проклятых ляхов царского величества сторону под ево государеву высокую руку». Неронов также докладывал царю о настроениях среди запорожцев. Казаки были единодушны в том, что им не избежать нового боя с польским войском и возлагали надежду на помощь России: «И то они подлинно ведают, что ляхом против них впредь войну всчинять: а как де зачнетца впредь война с ляхами, а им против их стоять будет не в силу, и им де быть всем… его царского величества стороне потому, что опроче им… от войны и разоренья уберечься некуды».

В декабре 1649 года польский сейм принял решение о финансировании военных действий против казаков.

Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий. Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу.

Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией. В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие.

На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи. Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле.

Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины.

Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях.

Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники.

Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией. Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка.

На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки.

В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии. Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне.

Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь.

В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине.

На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию.

Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII.

Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества.

Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов.

К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле.

Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной.

Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г.

Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах.

Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в.

Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений. На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы.

Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г.

Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь.

А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России. В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение.

Не токмо права и привилея

Одной из главных задач внешней политики России 17 в. явилась борьба за воссоединение с московским государством территорий, отторгнутых Литвой и Польшей в предыдущие века. Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией». С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением тория Переяславской радыВо второй половине XIII века. С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением тория Переяславской радыВо второй половине XIII века. Первый раз воссоединение Украины с Россией состоялось достаточно давно — в ХVII веке, в 1654 году во времена гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого и русского царя Алексея Михайловича.

Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий

В июне 1651 года казаки получили от поляков сокрушительное поражение под Берестечком. Осенью 1653 г. Хмельницкий третий раз обращается к московскому царю с челобитной о подданстве. Россия, хотя и не совсем окрепла после Смуты, но откликнулась на просьбу братского народа, тем более что с Речью Посполитой у нее были свои счеты. Утверждение Земским Собором После согласия царя Алексея Михайловича просьба запорожских казаков о воссоединении была рассмотрена Земским Собором.

Положение осложнялось тем, что земли гетманщины формально входили в состав Польши, о чем был подписан Зборовский договор. Казаки официально давали присягу польскому королю. Нужна была веская причина, которая бы сделала присягу не действительной. Выход был найден.

Это неисполнение пункта веротерпимости польской стороной, что также являлось нарушением договора и делало присягу казаков не действительной. Русское правительство принимало под свое покровительство вольных жителей. Переяславская Рада В начале января 1654 г. Хмельницким, и других слоев населения.

Это была открытая Рада, на которой присутствовали казаки, жители городов всех сословий, крестьяне. На ней было зачитано решение Земского Собора, привезенное московским посольством во главе с Бутурлиным. Рада единогласно приняла встречное решение всего народа гетманщины о вхождении в подданство Российского государства и принимает присягу царю. После этого посольство объехало 177 городов и населенных пунктов, принимая присягу на верность русскому царю.

Отказались принять ее 4 сотника казацких полков и несколько населенных пунктов. Подавляющее большинство жителей принесли присягу русскому царю. Договор между Россией и Украиной После принятия решения Радой казацкие старшины принялись за составление условий вхождения в состав государства Российского. Всего в прошение вошли 11 пунктов.

По дороге они добавили в челобитную еще 12 пунктов. Все они были рассмотрены и полностью удовлетворены. Украине предоставлялась широкая автономия. Условия вхождения В результате объединения Левобережной Украины с Россией первая вошла в состав Российского государства.

Управление на всей украинской территории осуществлялось местными органами власти, которые выполняли указы российского правительства. Власть на Украине представлял гетман, который подчинялся русскому царю. Местную власть составляли воеводы и полковники, подчинявшиеся непосредственно гетману.

Таким образом, альманах является своеобразным вкладом в развитие и изучение вятского краеведения.

Уже сейчас он активно используется в практической работе библиотек, а также в учебных заведениях области, являясь еще одним источником исторических сведений о крае. Альманах адресован преподавателям, краеведам и всем тем, кому интересна и дорога история Вятки. Кроме того, он не замыкается географически на Вятской губернии — Кировской области — включает материалы исследователей из других регионов, занимающихся проблемами вятской истории и культуры, что значительно обогащает нашу науку. Достоинством альманаха является и то, что он снабжен разнообразным иллюстративным материалом — открытки дореволюционной Вятки, фотографии лучших фотохудожников, коллажи из книг, графика.

Авторы альманаха — библиотечные работники, видные исследователи и краеведы, писатели, журналисты — в популярной и доступной форме рассказывают о культурном прошлом Вятки и ее нынешнем состоянии. Образно говоря, это альманах друзей библиотеки им. О популярности издания говорят такие, например, факты: в прессе опубликован ряд положительных отзывов и рецензий; авторы среди них крупные исследователи г.

Украинская рада в г. Переяславле также одобрила воссоединение Московской и Южной или как тогда говорили Малой России. А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем боярским выборным из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство.

И что ныне король и паны рады при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Речь гетмана Богдана Хмельницкого Переяслав, 8 по ст.

С Россией — на вечные времена! Богдан Хмельницкий О чём забыли украинские нацисты? Завершилось движение за воссоединение с Россией, которое особенно усилилось во время освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг. Принятию решения о воссоединении способствовали близость языка и культуры русского и украинского народов, общность религии и наличие между ними экономических, политических и культурных связей. В России существовали казацкие края, которые не знали крепостничества и пользовались известной политической автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским казакам и крестьянам и селило их на правах свободных людей. Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнета и религиозных преследований. Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В.

Бутурлиным, утром он собрал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана открытая рада, на которой присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший Б. Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России. Предложение было встречено единодушным одобрением.

Цель его состояла в том, чтобы освободить население от гнета польско-литовской власти Речи Посполитой. Сопротивление развивалось в несколько этапов. На первых порах восставшим удалось достичь успеха — в результате в составе Речи Посполитой была образована автономия — Гетманщина включала Запорожье и Восточную Украину. Но уже в 1650-х казаки потерпели серию неудач. Еще в 1649 году Хмельницкий написал письмо царю Алексею Михайловичу, чтобы заручиться поддержкой Русского царства. Идея была не нова — до гетмана с просьбами принять население Малой Руси в русское подданство обращались епископ Исайя Копинсий и митрополит Иов Борецкий. Впрочем, на все эти обращения однозначного ответа не было. В очередной раз Хмельницкий обратился к Алексею в 1653 году, опасаясь поражения.

Воссоединение Украины

освобождение Украины Левобережной и Правобережной от польского католического гнёта. В год 365-летия воссоединения России и Украины редакция "Родины" открывает рубрику, которая напомнит читателям об общем и славном прошлом двух братских народов. Кадры фильма рассказывают о восстании украинского народа в 1648 году, под предводительством Богдана Хмельницкого, и о воссоединении Украины с Россией в 1654 году. Однако воссоединение Украины с Россией – влекло за собой неизбежность войны с Польшей, которая началась сразу после Переяславской рады 1654 года. Одной из главных задач внешней политики России 17 в. явилась борьба за воссоединение с московским государством территорий, отторгнутых Литвой и Польшей в предыдущие века.

История России. Воссоединение Украины с Россией История. Россия в X-XVII веках

Воссоединение Украины с Россией вызвало смятение польских феодалов и привело в ярость крымского хана. Подписанию договора о воссоединении Украины с Россией в 1654 году предшествовало государственное образование, которое вошло в историю под названием гетманщина. Речь идет о событиях 1654 года, более известных под пропагандистским клише «Воссоединения Украины с Россией». Россия в XVII столетии. Весь XVII век Украину сотрясали восстания казаков. Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.

Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий

После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. Первый раз воссоединение Украины с Россией состоялось достаточно давно — в ХVII веке, в 1654 году во времена гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого и русского царя Алексея Михайловича. Это было воссоединение Украины с Россией или начало очень больших проблем? Никакого воссоединения украины (окраина с большой буквы не пишется) с Россией не было, а было воссоединение РУССКОГО НАРОДА. Таким образом, связь Украины и России в XVII веке была ещё некрепкой. С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением тория Переяславской радыВо второй половине XIII века.

Вхождение Украины в состав России

И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. Гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку... Через несколько дней в Москве было торжественно объявлено о предстоящей войне с Речью Посполитой за освобождение Украины и Белоруссии.

И не надо, чтобы противоречия на уровне политических элит каким-то образом отразились на отношениях народов. Политические деятели уйдут, а народам жить дальше. Поэтому мы не имеем морального права нагромождать завалы на пути взаимного понимания.

Есть такой курьез: в Киеве у нас Владимир Мономах считается украинским князем, а его сын Юрий Долгорукий и внук Андрей Боголюбский — это москали. Понимаете, до чего мы доходим: членов одной семьи разделяют на части и противопоставляют. Говорят, что между ними была вековая вражда.

Надеюсь, что рано или поздно всё образуется. Дальше — история рассудит, кто из нас прав». Фото: Александр Шалгин.

Сопротивление развивалось в несколько этапов. На первых порах восставшим удалось достичь успеха — в результате в составе Речи Посполитой была образована автономия — Гетманщина включала Запорожье и Восточную Украину. Но уже в 1650-х казаки потерпели серию неудач. Еще в 1649 году Хмельницкий написал письмо царю Алексею Михайловичу, чтобы заручиться поддержкой Русского царства.

Идея была не нова — до гетмана с просьбами принять население Малой Руси в русское подданство обращались епископ Исайя Копинсий и митрополит Иов Борецкий. Впрочем, на все эти обращения однозначного ответа не было. В очередной раз Хмельницкий обратился к Алексею в 1653 году, опасаясь поражения. Казак просил принять запорожцев в подданство и защитить их от Речи Посполитой.

Долгие годы он провел на службе у польского коронного гетмана Станислава Жолкевского. Когда Богдану исполнилось 12, отец послал его учиться во Львов, в иезуитскую школу. Там он штудировал науки семь лет и кроме склонности к наукам проявил крепкий характер. Среди иезуитов он оставался православным. Переход в католичество открывал перед Хмельницким немалые политические перспективы, но в вопросах веры Богдан не признавал компромиссов. Как впоследствии писал гетман, католики «не смогли добраться до самых недр его души».

Выучившись, Богдан принимал участие в войнах с османами и даже провел два года в турецком плену. На родину он вернулся в ореоле героической славы и его карьера пошла в гору. Богдан стал писарем по существу — крупным вельможей Войска Запорожского, а затем — послом казаков при дворе польского короля Владислава IV, который в то время сохранял власть над всей Малороссией и казачьими запорожскими землями. Фото: commonswikimedia. Запорожцы не раз поднимали восстания против угнетателей и научились «бить ляхов». Правда, после подавления крупного мятежа 1638 года в Малороссии установилось временное затишье, которое польские паны нарекли золотым покоем. Но ситуация в православных владениях Речи Посполитой всегда оставалась взрывоопасной. Богдан долго не принимал активного участия в этих распрях, держался осторожно. Роль спускового крючка сыграл конфликт Богдана с чигиринским подстаростой Даниэлем Чаплинским. Неподалеку от города Чигирина находился принадлежавший Хмельницкому хутор Субботово.

Чаплинский в отсутствие Богдана с лихим отрядом устроил погром в его владениях. Угнал любимую женщину Хмельницкого, запорол до смерти его младшего сына Тимофея. Варшава начала совместные военные учения с Кишиневом Богдан, не найдя правду в суде, стал искать справедливости у короля Владислава IV. Тот ответил афористично: «Зачем ты ходишь по судам, когда у тебя есть сабля? Вот с саблей в руках и защищай свои поруганные права». Так Хмельницкий стал вождем нового мятежа — невиданного по масштабам. Именно тогда казаки провозгласили его «Богом данным» гетманом. Антипольское движение обрело бесспорного лидера. Богдан обладал незаурядными политическими способностями. В вольнолюбивой казачьей среде ему удалось стать чуть ли не единственным в истории настоящим вожаком, которого уважали и побаивались.

Фото: J. Переговоры с ним прошли успешно, крымская конница была готова повоевать против поляков. К апрелю 1648 года Хмельницкий располагал 10-тысячной дружиной. И она росла.

Русская История 19Воссоединение Украины с Россией

§ 3. Воссоединение Украины с Россией. История России с древнейших времен до конца XVII века освобождение Украины Левобережной и Правобережной от польского католического гнёта.
§ 3. Воссоединение Украины с Россией. История России с древнейших времен до конца XVII века Т. 10; Воссоединение Украины с Россией.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией
  • Вопрос 22.Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией
  • 22.Воссоединение Украины с Россией.
  • Как Украина в Россию просилась

Восстание и хитрый план Хмельницкого

  • Содержание
  • Присоединение Украины к России, освобождение от Польши. Андрусовское перемирие
  • История. Россия в X-XVII веках. Воссоединение Украины с Россией
  • Миф 2: Украина уже существовала как независимое государство

ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654

Это вызвало возмущение не только народных масс, но и значительной части старшины. Хмельницкий вынужден был отказаться от атаманства и постричься в монахи. Позже Турецкий султан использовал Ю. Хмельницкого в борьбе с Россией за Украину, назначив его в 1677 году «князем Малороссийской Украины». После воссоединения Украины с Россией 1654 реестровые казаки были приняты на государственную службу. В связи с реорганизацией украинского казачьего войска в регулярную русскую армию, реестровое казачество было упразднено. Центральное правительственное учреждение Русского государства, ведавшее управлением Левобережной Украины. Создано в 1663 году после воссоединения Украины с Россией. В 1664 году Малороссийский приказ контролировал гетманское управление. В 1722 году в связи с упразднением приказной системы управления, вместо Малороссийского приказа была учреждена Малороссийская коллегия. Гетман Левобережной Украины с 1672 по 1687 гг.

Участвовал в 1687 году в походе князя Голицына на крымских татар. Неудача похода была приписана измене Самойловича, за что он был арестован и сослан вместе с семьёй в Сибирь, где и умер. Перемирие между Русским государством и Речью Посполитой, заключённое 30 января 1667 года в деревне Андрусеве, близ Смоленска и завершившее русско-польскую войну 1664-1667 годов за Украину и Белоруссию. Главную роль в переговорах играл видный русский дипломат А. Андрусовское перемирие было заключено на 13 лет — до июня 1680 года, до заключения «вечного мира».

Он оказался игрушкой в руках казацкой старшины, политические предпочтения которой менялись в зависимости от ситуации. В 1660 г. Хмельницкий изменил Москве и заключил новый союз с Польшей. Но и на этот раз украинский народ в основной своей массе не пошел за пропольской партией. На Левобережной Украине был избран свой гетман, лояльный Москве. В дальнейшем войсковая старшина, раздираемая внутренними противоречиями, вступала в союзы то с Россией, то с Речью Посполитой, то с Турцией. Все это сопровождалось ожесточенной борьбой за власть, частой сменой гетманов, народными восстаниями. Положение на Украине было чрезвычайно тяжелым, ее земли были опустошены. Не случайно это время вошло в украинскую историю как «Руина» разруха, разорение. Затяжная война за Украину также изнуряла и истощала силы России и Польши. Ни одна из сторон не могла одержать решающей победы. Наконец, в январе 1667 г. Условия этого перемирия позднее были подтверждены «Вечным миром» — договором, заключенным между Россией и Речью Посполитой в 1686 г. Результатом многолетней борьбы стало разделение Украины: левобережная ее часть и Киев были присоединены к России, а вся Правобережная Украина за исключением Киева осталась в составе Речи Посполитой. В 70-х гг. XVII в. Турки начали вторжение с целью установить контроль над украинскими землями и воспрепятствовать усилению России в этом регионе. В ходе войны 1677—1681 гг. В итоге было заключено двадцатилетнее Бахчисарайское перемирие, по которому Турция признавала права царя на Левобережную Украину и Киев. Таким образом, в силу целого ряда причин: вмешательства в русско-польское противостояние других держав Крыма, Турции, Швеции , недостаточной военной мощи России, а также действий войсковой старшины после смерти Богдана Хмельницкого, вопрос объединения Украины с Россией в XVII в. Литература Брестская уния 1596 г. Воссоединение Украины с Россией. Барановича и др. Документы и материалы: В 3-х тт. Гудзенко и др. Заборовский, Л. Костомаров, Н. Малов, А. Пашуто, В. Пашуто, Б. Флоря, А. Миллера, В. Репринцева, Б.

Срок прибытия определен тот же - 20 мая. Видно, что готовились два мероприятия: царский смотр лиц, служивших по «московскому списку», и земский собор - оба они были связаны с борьбой за Украину. Хронологические пласты, выделенные в белгородском столбце 15 мая-4 июня, 21-24 мая, 25 мая-19 июня , являются ориентирами при датировке этих заседаний. Первоначально правительственный срок явки дворянам в Москву был назначен, как известно, на 20 мая. Между 20 и 25 мая, надо думать, и собрался впервые далеко не в полном составе земский собор, как об этом можно сейчас заключить на основании анализа данного источника. Но еще ранее, 15 мая, учитывая возможность дальнейших совещаний, правительство отсрочило дату прибытия в Москву провинциальным служилым людям до 5 июня. Возможно, что тогда состоялось второе совещание. Не исключено, что собор заседал и в третий раз где-то в начале третьей декады июня. Для суждения о майском соборе 1653 г. Козаченко, - грамота не датированная Алексея Михайловича русским послам, отправленным в апреле в Польшу, - кн. Репнину, окольничему Б. Хитрово и дьяку Алмазу Иванову. В ней читаем: «... И о том всяких чинов и площадных людей все единодушно говорили, чтоб черкас принять. И мы, великий государь, за то, что оне хотят располительными и самохотными сердцы служить, милостивым своим словом похвалили. И они, слышя наши государьския милостивыя слова, наипаче обрадовались, да пос[лан... И мы отложили до вас, как вы с посольства придете... Из приведенного текста видно, что в мае 1653 г. Это уже подтверждает сделанное выше предварительное заключение о соборном заседании в первой половине 20-х чисел мая.

Убегая от ненавистных панов, православные крестьяне селились в Запорожье вдоль границы с турками и крымцами и становились вольными казаками. Запорожское войско превращалось в солидную военную силу, готовую сражаться за свободу и православную веру. Хозяйство вели в основном женщины, а казаки «охотились за добычей» в чужих пределах, бражничали, ловили рыбу, торговали, ходили с поляками в походы, так как были занесены в реестр т. Казацкая молодежь собиралась за днепровскими порогами у засек, созданных на случай войны с турками и крымцами. Здесь на острове Хортица возникла казацкая «столица» — Запорожская Сечь позже она переносилась на другие острова Днепра. Сюда стекались недавние беглые, молодые неженатые казаки женатых казаков — «сидней», как и женщин, в Сечи не было. В Сечи находилось обычно тысячи три народа. Когда же что-то затевалось, взметалось все Запорожье. Военное братство — кош — выбирало кошевого атамана, есаулов, судью и писаря, и казацкое войско, разделенное на отряды — курени — с выборными куренными атаманами во главе, выступало в поход. После Смоленской войны Владислав IV решил пресечь бегство крестьян в Запорожье и приструнить казаков. В 1630-е гг. Гетман Потоцкий подавил эти восстания. Часть восставших ушла в Россию. Русское правительство не только не выдало перебежчиков, как требовал польский король, но велело воеводам выделить переселенцам «государево жалованье», хлеб и земли. Запорожский герб 2. Под командованием выбранного ими гетмана Богдана Хмельницкого запорожцы перебили польский гарнизон в Запорожье и двинулись в глубь Украины. Союзником казаков выступил крымский хан Ислам-Гирей, приславший на подмогу конницу. Вскоре польский гетман Николай Потоцкий получил печальную весть: его сын Стефан со всем своим войском погиб 6 мая 1648 г. А 16 мая уже армия Потоцкого была разгромлена у Корсуни. Попавших в плен Потоцкого и его помощника М. Калиновского выдали татарам. Победы запорожцев вдохновили всех православных жителей Речи Посполитой. Восстали крестьяне почти всей Малороссии. В трехдневном бою под Пилявцами на Волыни сентябрь 1648 г. А 15 августа 1649 г. При посредничестве хана Речь Посполитая пошла на переговоры.

ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В 17 ВЕКЕ

Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. Принято считать, что Переяславская рада ознаменовала собой воссоединение Украины с Россией. Согласно условиям договора Речь Посполитая возвращала России Смоленск и Черниговские воеводства, признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий