Инициатор документа — вице-спикер Государственной думы от ЛДПР Борис Чернышов, сообщает «РИА Новости». Сейчас, согласно закону «О рекламе». Кроме того, закон в два раза повышает административные штрафы для банков за ненадлежащую рекламу кредитных услуг и вводит штрафы для микрофинансовых организаций (МФО). За нарушение требований закона о рекламе предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Согласно закону о рекламе, финансовые организации тоже несут ответственность, если суть их предложения будет раскрыта не до конца.
Госдума ввела штрафы за спам-звонки и санкции для МФО за нарушения в рекламе займов
Госдума приняла закон, которым вводятся штрафы для микрофинансовых организаций за распространение рекламы услуг по предоставлению займа без указания всех условий, определяющих его полную стоимость. Особенности рекламы, распространяемой по сетям электросвязи, закреплены в статье 18 вышеупомянутого закона. Закон запрещает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением автоматического дозванивания, автоматической рассылки, так называемого спама. Президент России Путин подписал закон о штрафах за спам-звонки до одного миллиона рублей.
Законопроект о штрафах до миллиона рублей за рекламные звонки
В России ужесточили ответственность за спам-звонки | Госдума в третьем и окончательном чтении приняла закон о введении штрафов за спам-звонки и рекламу микрозаймов по телефону. |
Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи \ КонсультантПлюс | Инициатор документа — вице-спикер Государственной думы от ЛДПР Борис Чернышов, сообщает «РИА Новости». Сейчас, согласно закону «О рекламе». |
Новый закон о рекламе – что изменится? | реклама спам-звонки Максут Шадаев Минцифры законопроект Россия. |
Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи \ КонсультантПлюс | Государственная Дума России поддержала инициативу брянских депутатов об усилении ответственности за рекламу. |
Совфед одобрил закон о штрафах за спам-звонки и недобросовестную рекламу кредитов | В апреле в России приняли закон о штрафах для микрофинансовых организаций (МФО) за распространение рекламы займов по сетям связи без указания всех условий, которые определяют его полную стоимость, а также за спам-звонки. |
Еще раз о e-mail рассылках, звонках и штрафах до 1 млн
Авторы законопроекта предлагают штрафовать юридических лиц до 150 000 рублей, если они продолжат рекламные звонки после отказа абонента. При повторном нарушении штрафы такие: для граждан — от 30 до 100 тысяч рублей; для должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; для юридических лиц — от 200 тысяч до 1 миллиона рублей. Ранее в Госдуму внесли законопроект о штрафах до 700 000 рублей за отсутствие маркировки рекламы.
Законодательство также запрещает использование программного обеспечения для автоматического набора номеров без участия человека, включая системы автодозвона и авторассылки. С 17 апреля 2024 года все компании, использующие телемаркетинг и директ-мейл рассылки, нарушают законодательство. Метод «холодных звонков» широко применяется во многих отраслях.
Компанию не освобождает от ответственности, если клиент согласился случайно на звонок или отправил сообщение, компания всё равно должна убедиться, что номер принадлежит этому человеку. Часть 4 статьи 14. Несоблюдение правил рекламы, распространяемой через электросети, влечёт за собой штрафы: для руководителей компаний — от 20 000 до 100 000 рублей; для организаций — от 30 000 до 1 000 000 рублей. Ранее отдельные штрафы за спам-звонки и нежелательные электронные письма отсутствовали.
При этом, по статистике, спамеры беспокоят несколько раз в месяц и даже чаще 51 процент россиян, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Немкин. Он уточнил, что на фоне постоянно растущего числа утечек персональных данных пользователей «ситуация становится все хуже». Депутат отметил, что хотя такой вид рекламы является наиболее агрессивным, пока что в российском законодательстве нет отдельной ответственности за нарушение требований к информации, распространяемой через спам-звонки по телефону. Закон запрещает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением автоматического дозванивания, автоматической рассылки, так называемого спама. То есть если кто-то использует робота или спам-бота, то автоматически нарушает закон, если робот дозвонился до абонента», — рассказал депутат Госдумы Алексей Говырин. Парламентарий уточнил, что часто такой спам идет с Украины. Второй вариант — спам-роботы запускают на территории России через подставных лиц и, используя эти технологии, склоняют россиян «ко всяким лжекредитам».
Более дешёвая альтернатива — автоматический обзвон на базе облачной телефонной станции. Такой способ позволяет заранее записать несколько разных голосовых обращений, которые можно воспроизводить при звонках по установленному алгоритму. По данным одного из таких сервисов, каждое голосовое сообщение в среднем обойдётся в 60 копеек. В целом объём российского рынка контакт—центров оценивается в 25—30 млрд рублей. Лента новостей.
Спам-звонкам — бой! Как новый закон повлияет на рекламу в России
Совфед утвердил законом штрафы за спам-звонки — навязчивую телефонную рекламу — вплоть до 1 млн руб. Закон о маркировке рекламы вышел явно недоработанный и оставил много вопросов у представителей индустрии; в своем текущем виде он убивает нативные интеграции и вирусные кампании, тормозит развитие рынка. Законопроект предложит дополнить первую часть статьи 18 закона «О рекламе». Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект, который вводит административную ответственность за навязчивую рекламу по телефону. Разбираемся, в чем суть нового закона о маркировке рекламы в России, вступающего в силу с 1 сентября 2022. Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов внес в Госдуму законопроект о штрафах до миллиона рублей за рекламные звонки, документ доступен в электронной базе.
Еще раз о e-mail рассылках, звонках и штрафах до 1 млн
Ранее отдельные штрафы за спам-звонки и нежелательные электронные письма отсутствовали. Они рассматривались как часть общих нарушений законодательства о рекламе, указанных в части 1 статьи 14. Федеральная антимонопольная служба ФАС контролирует соблюдение законодательства о рекламе. Основаниями для проверок могут быть жалобы конкурентов, недовольных потребителей или выборочные проверки рекламных объявлений экспертами ФАС. ФАС проверяет заявления о нарушениях, принимает решения о штрафах, удалении объявлений с нарушениями или предупреждениях при незначительных нарушениях. Срок исковой давности по привлечению к ответственности за нарушение законодательства о рекламе составляет один год. Таким образом, штрафы могут быть наложены только на материалы, распространённые в течение этого периода.
Представитель мобильных услуг может передавать справочные данные в виде смс, автозвонка, через мобильное приложение, в личном профиле на официальном сайте и другими методами. Причем последние нужно обязательно согласовать с абонентом. Важная перемена: изменился срок отправки новых сведений о пользователе. Например, информацию о смене Ф. Сейчас на это отводят два месяца. Оператор вправе уведомить абонента о задолженности в личном кабинете ЕПГМУ, если его профиль подтвержден. То же касается и счета на оплату, бумажную версию которого выдают только в заявительном порядке.
Кроме этих корректировок, Минцифры предложило унифицировать электронный формат договора на предоставление услуг связи. Хотя некоторые компании уже используют этот метод, а новые абоненты подписывают контракт простой ЭП.
ОРД передаст полученные данные о рекламе в Роскомнадзор. Ведомство учтет, обработает полученные сведения и будет хранить их не менее 5 лет. Кроме передачи информации в Роскомнадзор ОРД будет отслеживать распространение рекламы в интернете. Он должен фиксировать данные о ней — например, где, когда и сколько раз показывают ту или иную публикацию.
Если окажется, что в Роскомнадзор подали одни данные о рекламе, а по факту она оказалась другой, ОРД должен сообщить об этом в ведомство. Что будет, если нарушить требования учета рекламы Пока ничего, поскольку система не работает. Нет порядка присвоения идентификационного номера рекламы, срока представления сведений о распространенной рекламе в ОРД — нет вины в нарушении законодательства о рекламе.
У нас можно приобрести много всего интересного — и почти бесплатно.
Такое сообщение — на грани закона. Нет гарантий, что получатель не пожалуется на вас. Но даже если это случится, вы сможете объяснить отправку этого уведомления желанием получить согласие и дело может ограничиться предупреждением. Приглашать получить что-то бесплатно тоже на грани закона. Если сообщение будет отправлено неопределённому кругу лиц по закону это адресаты, которых невозможно индивидуализировать или определить , то это уже реклама.
При адресной рассылке, когда получателей можно установить, предлагать что-то бесплатное можно, но только при согласии получателей на обработку персональных данных. Что будет, если нарушить закон и выслать рекламу без согласия абонента За исполнением законов о рекламе и связи следят ФАС Федеральная антимонопольная служба и Роскомнадзор. Если клиент, получивший рассылку, пожалуется на вас, ФАС может выдать предписание прекратить незаконную рассылку, а также наложить штраф: за нарушение закона о персональных данных — до 20 тысяч рублей для ИП и до 18 млн рублей для юридических лиц; за нарушение закона о рекламе — до 20 тысяч рублей для должностных лиц и до 500 тысяч рублей для юридических лиц. В случае разбирательств именно вы должны будете доказывать, что получили согласие от абонента на рассылку рекламы. Если удастся сделать это, предписания и штрафа не будет.
Другой случай — в сентябре 2021 года ФАС приняла жалобу от пользователя: он оформил заказ на сайте и не давал отдельного согласия на рассылку, но получал рекламу косметики Clinique. Компании грозит штраф до 500 тысяч рублей. Ведомства не проверяют исполнение закона о рекламе сами: штраф можно получить, если недовольный клиент пожалуется на вас. Решение ФАС можно обжаловать в суде, но, если вы не получили согласие абонента на рассылку, штраф оставят в силе.
В Госдуму будет внесен законопроект о штрафах за рекламные звонки
Как передавать информацию о рекламе Напрямую с Роскомнадзором будет взаимодействовать только оператор рекламных данных. Поэтому рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны будут передавать информацию через него. Каждый из них должен будет заключить договор с ОРД и передавать ему свою часть информации. Зарегистрировать креатив может любой участник цепочки. Источник: руководство для рекламодателей от профессиональных ассоциаций АКАР и АРИР Исключение сделали для оператора социальной рекламы — он может не передавать Роскомнадзору сведения о своей рекламе. ОРД будет присваивать рекламе идентификатор, который позволит ее отследить, после чего ее можно будет распространять.
Без идентификатора распространять рекламу нельзя. Пока неизвестно, как быстро ОРД будет присваивать идентификатор.
Доказать факт слива номеров очень сложно.
У меня был личный опыт. Поставила такой эксперимент: зарегистрировала ИП в налоговой. Уже через час мне начали звонить банки с предложением регистрации счета ИП.
Я зафиксировала первые два звонка, хотя их были десятки, записала аудиодорожки и отправила их в антимонопольную службу с жалобой об утечке данных. Расследование шло месяц. В результате связь банков с налоговой не установили, а дело закрыли.
То есть самое сложное — доказать, кто и как слил. Второй момент — звонят не сотрудники банка, а их партнеры, то есть кредитно-финансовые организации выходят из ситуации абсолютно чистыми. Если и будут кого-то штрафовать, то сторонние компании.
Это и есть те самые кол-центры.
Но, сделать нужно письменно. Если после звонка с отказом рассылка рекламы не прекратится, рекламодателя оштрафуют на крупную сумму, до 1 000 000 рублей. Штрафы будут внесены в статью 14.
Насколько эффективен будет новый закон неясно.
В обратном случае такие действия квалифицируются как злоупотребление правом по смыслу п. При этом многие компании совершают распространенную ошибку — включают согласие на получение рекламных сообщений в другие документы. Например, в форму согласия на получение информации справочного характера — прогноза погоды или курса валют. Но как следует из разъяснений Пленума ВС РФ такое согласие не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы п. Позицию по данному вопросу высказали Банк России и ФАС России: включение согласие на получение в текст договора например, потребительского кредита является недобросовестной практикой Информационное письмо Банка России и ФАС от 6 сентября 2021 г. Наилучшей практикой госорганы посчитали получение согласия на получение рекламы посредством оформления отдельного документа, а в случае взаимодействия при предоставлении потребительского кредита посредством дистанционных каналов — отдельной формы на сайте кредитора в Интернете.
Отдельно отмечается необходимость предоставления права отказаться от дачи такого согласия, что не должно являться основанием для отказа в предоставлении кредита. При этом старший юрист практики IP и TMT и руководитель Innovation Group CMS Russia Ирина Шурмина в рамках конференции CMS Russia "Рекламное право" обратила внимание, что по аналогии с данным письмом, которое в первую очередь относится к сфере финансовых услуг, отказ от рекламы не должен быть условием отказа потребителю в получении товара или услуги. ФАС России также отдельно отмечала, что обязанность по получению предварительного согласия на распространение рекламы "в первую очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы" Текст материала опубликован на официальном сайте ФАС России, в разделе "Часто задаваемые вопросы". Именно поэтому антимонопольный орган считает включение обязательного условия о даче такого согласия при заключении договора противоречит принципу добровольности. Отсутствие возможности непосредственно при подписании соответствующего документа выразить отказ от получения такой рассылки ФАС России считает ненадлежащей формой, что является нарушением законодательства о рекламе. Более того, и ФАС России, и суды едины во мнении, что при регистрации на сайте, однозначно идентифицировать лицо, осуществляющее регистрацию, и, как следствие, дающее согласие на получение рекламной информации путем проставления "галочки" , не представляется возможным Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2018 г. Таким образом, сам по себе факт регистрации на сайте не является свидетельством надлежащего согласия гражданина на получение рекламных сообщений.
Ирина Шурмина обратила внимание, что такой подход означает, что в некоторых случаях даже проставление пользователем "галочки" еще не является достаточным доказательством факта, что конкретное лицо дало конкретное согласие путем проставления галочки. Эксперт привела в пример дело, в котором комиссия УФАС г. Москвы посчитала предоставленные в материалы дела страницы сайта с незаполненной формой для регистрации и лид с указанием телефонного номера недостаточным доказательством того, что пользователь прошел процедуру регистрации и заполнил форму Решение УФАС г. По мнению антимонопольного органа, "сам по себе факт заполнения неустановленным лицом формы на сайте, в том числе с указанием номером мобильного телефона и имени, проставлением "галочки", не позволяет однозначно идентифицировать его как владельца номера, что является обязательным условием получением предварительного согласия на распространения рекламы". Сам УФАС г. Москвы не указал, что в таком случае может являться доказательством, однако практика позволяет привести в пример лог, двухфакторная идентификация, — то есть технические характеристики, которые могут отследит и доказать факт подписания согласия конкретным лицом, объяснила Ирина Шурмина. В некоторых случаях отсутствие прямого согласия на получение рекламных сообщений может трактоваться как его отсутствие.
Так, в одном деле Арбитражный суд города Москвы посчитал, что графа "рассылка информационных сообщений по e-mail" не позволяет потребителю однозначно определить характер информации, на получение которой дано согласие, в связи с чем проставление "галочки" на этот пункт не является согласием на получение рекламных рассылок Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2018 г. В некоторых случаях суды и ФАС России прямо говорят о том, что согласие на получение рекламы должно четко содержать волеизъявление конкретного лица на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя и должно быть зафиксировано каким-либо образом например, Решение АС Липецкой области от 20 января 2021 г. В другом деле страховая компания посчитала, что пользователь дал согласие на получение рекламных сообщений, так как он проставил "галочку" в графе с условиями обслуживания, которое включало в себя согласие на обработку персональных данных Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июня 2021 г.
Чернышов: ЛДПР готовит законопроект о штрафах до 150 тысяч рублей за рекламные звонки
Как ужесточение закона о штрафах за спам-звонки повлияет на рынок? | При этом антимонопольный орган считает, что направление рекламы на определенный номер телефона предполагается диспозицией ч. 1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ в связи со спецификой распространения рекламы по сетям электросвязи. |
Как не попасть под закон о маркировке рекламы: признаки и реальные примеры | Что изменит закон о рекламе и как действовать рекламодателям, агентствам и фрилансерам. |
Юрист про нюансы закона о маркировке рекламы: об ответственности, саморекламе и сложных форматах
Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов сообщил о подготовке законопроекта о штрафах до 150 тыс. рублей за назойливую рекламу по телефону. На прошлой неделе президент России Владимир Путин подписал закон об ответственности за спам-звонки и рекламу кредитов без указания их полной стоимости. Совет Федерации 3 апреля утвердил закон, который устанавливает особые штрафы за спам-звонки: для граждан 10-20 тыс. рублей, для должностных лиц 20-100 тыс. рублей и для юридических лиц 300 тыс. — 1 млн рублей. Особенности рекламы, распространяемой по сетям электросвязи, закреплены в статье 18 вышеупомянутого закона. Минцифры разрабатывает законопроект о запрете спам-обзвонов. Такая мера может лишить операторов связи нескольких сотен миллионов рублей в месяц. Закон о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие основной целью продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой5.
Штрафы за маркировку рекламы откладываются с 1 марта на будущее
Основной тезис: Рекламирование банковских услуг по телефону без согласия абонента и не сообщая ему полную информацию о кредитной организации – нарушение законодательства о рекламе. Часть 1 статьи 18 «Закона о рекламе» устанавливает, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе, посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи. Законопроект предложит дополнить первую часть статьи 18 закона «О рекламе». Согласно закону о рекламе, финансовые организации тоже несут ответственность, если суть их предложения будет раскрыта не до конца. Также сообщается, что часть 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа).