Полковник ВДВ Сергей Павлов о том, как его батальон 20 лет назад вошел в историю как Приштинский десант. 12 июня 1999 года батальон российских миротворцев под командованием полковника ВДВ Сергея Павлова, совершив шестисоткилометровый рейд по территории Боснии и Югославии, овладел аэродромом "Слатина" в косовской Приштине, чем поверг в шок представителей. Начавшаяся в июне 1999 года лихим марш-броском наших десантников косовская эпопея завершилась. В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" (ныне Международный аэропорт Приштины), через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО.
Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
Военная операция вошла в историю как «марш-бросок на Приштину» и закрепила право Москвы участвовать в урегулировании конфликта в Югославии. Военная операция вошла в историю как «марш-бросок на Приштину» и закрепила право Москвы участвовать в урегулировании конфликта в Югославии. 12 июня 1999 года российские десантники, преподнесли неприятный сюрприз НАТО, одним броском взяв под контроль приштинский аэропорт Слатина. В конце марта 1999 года страны НАТО принимают решение подвергнуть территорию Югославии бомбардировкам.
1999 год.Как Российский батальон захватил аэропорт в столице Косово Приштине
Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». Приштинский бросок: ровно 20 лет назад в ночь на 12 июня 1999 года батальон ВДВ РФ преодолел более 600 километров и захватил аэродром Слатина (г. Приштина). 24 марта 1999 года наш самолёт российский с Примаковым развернулся над океаном.
С прибытием в Косово российского миротворческого контингента из края уходит бригада десантников
Но внезапно вмешиваются США, и все переворачивается вверх дном. Мы что предлагали? Чтобы вдоль албано-югославской границы встали миротворцы НАТО. А это значит, что Косово и Метохия остаются в составе Сербии. Но вышло все иначе. НАТО никуда не уходило.
Они фактически оккупировали Сербию, а Косово отдали албанским террористам. Кто вам разрешил? У вас нет договорённостей! А в то же время они в Салониках разгрузили два английских батальона под командованием генерала Джексона и бросили эти силы на Косово. Хотя, кстати, нас клятвенно уверяли, что этого не будет.
Врали, конечно. Но мы натовцев опередили. И когда они пришли и уткнулись в наших доблестных десантников на аэродроме, услышали лишь: «Ноу проблем, тут Россия». И мы действительно были готовы к любому повороту событий. А вообще этот бросок шуму в штабах наделал.
Прямо так и сказал: «Бери пистолет и стреляйся! После я узнал, что Кларк недоумевал, почему по русским не открыли огонь. Но Джексон ответил, что тогда не отдал и сейчас не отдаст такого приказа, потому что не хочет быть зачинщиком третьей мировой. Когда мы уже заняли аэродром, никаких провокаций не было. А вот до этого планировали.
Много позже я узнал, что тот же Кларк собрал спецгруппу диверсантов, чтобы отрезать нам путь. Но они замешкались, а мы уже проскочили. Однако, повторюсь, если было бы любое поползновение — ответ не заставил бы себя ждать. У нас был четкий план, и отходить от него ни при каких обстоятельствах мы не намеревались! Задача выполнена, ни одной потери.
Мы еще раз доказали: русский солдат, даже сильно ослабленный лихолетьем 90-х, смог осуществить марш-бросок мощно и красиво, не смотря на яростное сопротивление со стороны Вашингтона и Брюсселя. Хотя, казалось бы, всего батальон на паре десятков бронетранспортерах. В том числе, при проведении миротворческих миссий. Предотвратили разрушение православных храмов и исторических памятников.
Мы ограничили вообще эту операцию высокой степенью скрытности. В полной мере знали об этой операции шесть человек во всем министерстве обороны. Он отметил, что тогдашний министр обороны Игорь Сергеев получал согласие на операцию лично у первого президента России Бориса Ельцина, причем, когда Квашнин узнал об операции, то попытался развернуть батальон обратно, хотя Ивашов утверждает, что после обсуждения с командовавшим операцией Виктором Заварзиным батальон продолжил движение в сторону Приштины. Комментируя вопрос о том, мог ли Совет безопасности России «благословить» эту операцию, Ивашов отверг это предположение.
Затем Кларк временно приказал перебросить на вертолете контингент британских и французских десантников для захвата аэропорта силой. Штабные офицеры серьезно опасались, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово до согласованного времени может вынудить сербов выйти из соглашения. Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через гористую местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои собственные силы, а французское правительство вывело свой батальон. Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово.
В 05:00 12 июня британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы обезопасить 10-мильное ущелье Качаник, через которое 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант. Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину, чтобы провести пресс-конференцию, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным, который командовал небольшим российским отрядом. Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон разделил с Заварзином фляжку виски, что привело к потеплению отношений.
Подробности той операции под руководством Юнус-Бека Евкурова до сих пор остаются зашифрованными. Передовой отряд российского десанта, базировавшийся в Боснии и Герцеговине, в составе 206 человек, 15 БТР и 35 автомашин сопровождения выдвинулся в сторону югославской границы утром 11 июня. Им предстояло преодолеть свыше 650 километров в самые кратчайшие сроки, чтобы успеть занять аэродром «Слатина» до подхода натовских сил, базировавшихся в соседней Македонии. Как ни странно, десантникам, двигавшимся под российскими флагами по дорогам разбомбленной Югославии никто не препятствовал. Кроме своих же… Узнав о выдвижении колонны, начальник Генштаба Анатолий Квашнин приказал Виктору Зварзину, возглавившему марш-бросок, срочно повернуть назад. Зная, что решение принято лично Президентом РФ, а приказ отдан Министром Обороны, Зварзин отключил телефон и не реагировал на вызовы по командно-штабной связи. Утром 12 июня батальон вошел в Приштину и вскоре занял аэродром, организовав круговую оборону. Четырьмя часами позже перед российскими блокпостами появились две британские колонны техники.
Несостоявшаяся Третья мировая Догадин Алексей Иванович — тот самый Леха-пулеметчик, вспоминал, что в момент занятия аэродрома страха как такового не было. Было осознание того, что их всего двести, а против них — вся Европа. Увидев приближающуюся колонну танков, запросили командование: что делать? Ответ был прост: Остановить танки и не пускать на аэродром. Как это сделать двум сотням парней на легкой бронетехнике и с несколькими десятками единиц противотанкового вооружения, никто не объяснял. Тот самый Леха-гранатометчик.
Косовский тупик
- Внезапные русские
- Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Актуальные новости Сербии и Балкан!
Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году
Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина». Батальон российских десантников выполнил свою задачу. Высадка основного контингента НАТО в единственном пригодном для этого месте стала невозможной [4, с. Противостояние российских десантников и британских танкистов в аэропорту «Слатина», 1999 г. По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми планировалось перебросить не менее двух полков ВДВ и тяжёлую военную технику. В результате, в течение нескольких дней, пока происходили переговоры между Россией и НАТО в лице США на уровне министров иностранных дел и министров обороны, 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со всё прибывающими силами НАТО. Всё это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» находились друг напротив друга в боевом напряжении. На территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном. В ходе переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые отводились для контроля Германии, Франции и США.
России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски вооружённых сил и их снабжения. В течение июня-июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иванове, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом ВДВ , военной техникой и оборудованием [1, с. В новейшей истории российской армии приштинский марш-бросок навсегда остался примером умелой координации действий подразделений, готовности наших военных действовать в особой обстановке, добиваться успешного результата в самых трудных условиях. Между тем не стоит забывать о причинах, подвигнувших российских политиков и военных на такой шаг. Бросок на Приштину и захват аэродрома «Слатина» является ярким примером борьбы за аэродромы базирования авиации, как боевой для активных действий, так и военно-транспортной в целях снабжения своих сухопутных группировок по воздуху всем необходимым. Литература: Кольтюков А. Проект, 2006. Морозов Ю.
Напомним, что НАТО наносило авиаудары по Союзной Республике Югославии которая в тот период состояла из Сербии и Черногории c 24 марта по 10 июня 1999 года, обвинив власти страны в этнических чистках и гуманитарной катастрофе в Косове. Жертвами бомбардировок стали более 2,5 тысячи человек, в том числе 87 детей. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру.
Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: «Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь. Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков. Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта.
Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО. Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас». Когда снова получил прямой приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, Джексон предположил, что британские танки и бронемашины будут более подходящими, зная, что это почти наверняка будет наложено вето британским правительством. Кларк согласился. Джексон был готов уйти в отставку, а не следовать приказу Кларка. Министерство обороны Великобритании разрешило командующему британскими войсками Ричарду Даннатту использовать 4-ю бронетанковую бригаду для изоляции аэродрома, но не для блокировки взлетно-посадочных полос.
Приштинский бросок. Специальный репортаж
Президент России Владимир Путин в интервью для документального фильма ВГТРК к 30-летию новой России рассказал, как принималось решение о взятии под контроль аэропорта Слатина в Косово в 1999 году. бомбардировки) НАТО в Югославии. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), проходившая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. 10 июня 1999 года НАТО завершило военную операцию в Югославии, после чего приступило к подготовке к вводу 12 июня войск в Косово и Метохию.
Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину
Президент России Владимир Путин не считает операцию по захвату аэропорта Приштины, которую провели российские военные в 1999 году во время событий в Югославии, дерзким поведением. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров. Путин уточнил, что Квашнин не рискнул согласовывать операцию с высшим военно-политическим руководством страны, в том числе с Минобороны, однако марш-бросок на Приштину совершил и аэропорт занял. Президент России Владимир Путин не считает операцию по захвату аэропорта Приштины, которую провели российские военные в 1999 году во время событий в Югославии, дерзким поведением. Это было начало натовской операции против Югославии, имевшей официальное название «Союзная сила» (Allied Force). Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами.