Предлагаем прочесть краткий и полный анализ рассказа Бунина «Чистый понедельник», который поможет учащимся лучше подготовиться к экзаменам, к уроку литературы.
Молитвы на Чистый понедельник и каждый день Великого поста
Считается, что именно в Чистый понедельник они лучше всего приживаются и начинают активно расти. первый день Великого Поста, который отмечается с 27 февраля. Первый день Великого поста предки называли Чистым понедельником из-за обычая приводить в порядок дом после Масленицы. Зная сюжет, можно разгадать и заложенный в названии «Чистый понедельник» смысл. Название рассказа «Чистый понедельник» имеет не только конкретный характер: его центральное событие происходит в понедельник на первой неделе Великого поста. Чистый понедельник совпадает с началом Великого поста, в 2023 году это 27 февраля.
Что можно и категорически нельзя делать в первый день Великого поста, Чистый понедельник
Чистый понедельник в 2024-м – в этот день отмечают важный день для каждого христианина. В чем смысл финала рассказа Бунина Чистый понедельник. В этой статье представлен анализ рассказа "Чистый понедельник" Бунина, анализ смысла названия и т.д. Последние новости — Аргументы» Новости» Эксклюзив» Чистый понедельник в 2023 году – первый день Великого поста, несущий важное значение. В Чистый понедельник нельзя употреблять еду, оставшуюся после Масленицы. Также в Чистый понедельник принято еще раз попросить у всех прощения, чтобы совесть во время Великого поста была чиста.
Когда Чистый понедельник в 2023 году и с чем связана эта дата
Зная сюжет, можно разгадать и заложенный в названии «Чистый понедельник» смысл. время задуматься о том, как проходит жизнь, нет ли в ней грязных помыслов, от которых надо очистить душу. Чистый понедельник восходит к евангельскому учению о проклятии Иисусом дерева смоковницы, символизирующего обреченность на бесплодие всего, что не приносит плодов веры. В «Чистом понедельнике» основной конфликт заключается в противоречивости стремлений героини. Так как Чистый понедельник считают продолжением Прощеного воскресенья, в этот день люди тоже могут просить друг у друга прощения. В Русской православной церкви «Чистый понедельник» — неканоническое название первого дня Великого поста[2].
В 2023 году Чистый понедельник отмечается 27 февраля.
Это символично? Во-вторых, почему она позволила себе согрешить с любимым, нарушив заповедь «не прелюбодействуй» как раз накануне ухода в монастырь? Неужели думала, что этим шагом сможет заслужить прощение грехов. И разве получит человек обновление души, просто спрятавшись от бурь житейских в монастыре? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно вникнуть в Библию». Девушка оставила светскую жизнь и ушла в монастырь. Но почему-то не сказано о посвященности Богу, о возрождении духа через покаяние — к другой, обновленной жизни. Христианин — это тот человек, который понял, что важнее Иисуса Христа никого нет, кто всецело и полностью посвятил себя на служение Ему, кому открылся Его образ через Новый Завет. Но разве ищущая Господа душа получит благословение стать Божьим дитем, просто постригшись в монашки и принимая устав того или иного монастыря?
Вдумчивый и ищущий Спасителя читатель исследует этот вопрос». Однако, возможно ли это без того, чтобы не вникать в Божье Слово и не познать его истины? Настоящее предназначение человека — познавать и прославлять Бога через Иисуса Христа. В этом — истинная духовность, к которой так необходимо стремиться! Бунин не случайно выбрал такое название своему рассказу: здесь и соблюдение поста, которое обязывает человека не только перед собой, но и перед Господом, здесь и принятие решения, изменяющего всю твою жизнь,ставящие человека в честные рамки существования, которые он сам для себя «выдумал» когда-то. Бунин показывает, с какими чувствами, с каким нетерпением, с какой отречённостью от мира и привязанностью к быту встречает она свой чистый понедельник. Попытаемся более полно раскрыть смысл названия «Чистый понедельник». Автор мог назвать рассказ «очищение», «перерождение», и все бы было этим чистым понедельником.
Пост предполагает доказательство веры в бога человека, через отрицание своих физических потребностей, новое себя открытие, открытие своего истинного духовного мира, то есть перерождение. Героиня в итоге переродилась, нашла истинную себя, не страдая, как он о потере тех физических земных связей. Её душа обрела то место, которое, как она думает, ей предначертано, и успокоилась. Попытаемся понять для себя, какие же чувства лежат в основе произведения. В отношениях героя и героини сразу, с первых страниц, прослеживается, то на чем держится весь их союз: «…А что до моей любви, то вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом…».
Она оговорилась: кроме них у неё есть бог, есть её внутренний духовный мир, с которым она в итоге уединилась. Но она все понимает, ему этого достаточно, он способен лишь видеть в себе «. Красивый человек в окружении красивых вещей некоторое время счастлив по определению, а он еще и верит в свою к ней любовь. А любви-то нет! Когда она дала ему понять, что он счастья-то ждет, но не дождется, что счастье как вода в бредне — скоро «…вытащишь — ничего нету». Как ничего не оказалось после их ночи. Он же отмахнулся: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью! Можно подумать, что он и правда любовью ослеплен, но нет, и впоследствии это докажется окончательно.
Он никак не мог услышать ее душевный порыв. Она так счастлива была, когда они были в Новодевичьем монастыре: «Правда, как вы меня любите! Но он слеп и глух. Когда она предлагает ему посетить еще одну обитель: «Я засмеялся: — Опять в обитель? Даже когда она ему прямо сказала, что уйдет в монастырь в трактире Егорова , он никак не отреагировал, все его мысли в тот момент от волнения, не вызванного любовью, а чем — он и сам не знает — и похоже, его беспокоит именно это. И последнее, что доказывает, что это не слепая любовь, а непонятно какое чувство — это то, что при слепой любви ревность жестока и безгранична, где она была, когда героиня выписывала «кренделя» с Сулержицким, когда его в ее присутствии оскорбил Качалов: «А это что за красавец? Чувство собственности, эстетического превосходства — вот, что заставляет героя думать, что он любит. Она же не любит его, это сразу понятно становится по её намекам, по её разговорам.
Она тщетно пытается обратить его внимание на свой внутренний мир, сначала приглашениями в храмы, в обители, потом пыталась возбудить в нем ревность, так и оставшись для него загадкой, даже пыталась подготовить его к расставанию. Вот в чем заключается проблематика рассказа: она для него вещь, игрушка, очень дорого обходящаяся бижутерия, она пытается хоть кому-нибудь открыть себя, и все на фоне того, что они оба ищут любовь, которой нет молодежь умеет влюбляться, не умеет любить. Бунин же, мне кажется, выступает на стороне героини, готовит читателя к будущей развязке: сначала она посещает кладбище, затем храмы, на масленицу они едят блины, а ,значит, и в чистый понедельник произойдет очищение. Искусно построенная композиция рассказа, основанная на противоречиях между его и её миром: красота церквей и кладбищ — грязь трактиров, пьянство на «капустниках». Она успевает жить и в его мире, например, она порой много курит, развлекается, а он в ее мире чужой. Её мир пропитан духом божественного смысла: «Господи владыко живота моего. Сопоставляя два мира, из которых автор сам выбирает мир героини. В конце же ему даже запрещают войти в церковь, но за деньги двери открываются, видимо, чтобы он понял её тайну.
Вот если бы я была певица и пела на эстраде, я бы отвечала на аплодисменты приветливой улыбкой и легкими поклонами вправо и влево, вверх и в партер, а сама бы незаметно, но заботливо отстраняла ногой шлейф, чтобы не наступить на него. Анализ рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» Творчество И. Бунина связано с идейно-эстетическими принципами русской классической литературы. Но реалистические традиции, которые писатель так стремился сохранить, воспринимались им через призму нового, переходного, времени. Бунин всегда отрицательно относился к литературному модернизму, но и сам не избежал его влияния. Рассказ «Чистый понедельник» 1944 входит в сборник Бунина «Темные аллеи». Эта книга повествует о «темных и чаще всего мрачных и жестоких аллеях» любви.
Однако, помимо общей темы, в каждом из рассказов сборника создается зарисовка событий русской жизни, большей частью проходящих в России прошлого. В совокупности эти мозаичные картины складываются в масштабное полотно, в котором многосторонне освещается тема России. Название рассказа «Чистый понедельник» имеет не только конкретный характер: его центральное событие происходит в понедельник на первой неделе Великого поста. Это название носит и обобщенный смысл: в рассказе возникает картина последнего праздника довоенной московской жизни. Зыбкая эмоциональная атмосфера повествования создается благодаря тому, что рассказ ведется от лица героя, поглощенного «странной любовью» в «странном» городе. Его возлюбленная «загадочна, непонятна». О будущем герой старается не думать, настоящее же вызывает у него только беспомощные вопросы: «И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя». Рефрен, который повторяется в первых строках рассказа, усиливает странные ощущения героя — ощущения сна наяву.
Утро пахнет «и снегом, и из пекарен», зимний день «серый». Зима преображает город: на «золотой эмали» выделяются «серым кораллом сучья в инее», в сумерки зажигается газ в фонарях, светятся витрины в магазинах, несутся сани с извозчиками, гремят «переполненные, ныряющие трамваи», «оживленные», спешат по «снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие». С неисчерпаемой конкретностью воссоздается облик «странного города», в котором «итальянское» соседствует с «чем-то киргизским». Наряду с описанием ресторанов и трактиров в рассказе упоминаются монастыри и соборы. Так, в последний вечер герои ездят обедать в «Прагу», «Эрмитаж», «Антрополь», к «Яру», в «Стрельну», где «подают расстегаи с налимьей ухой, розовых рябчиков в крепко прожаренной сметане». Заглядывают влюбленные и в трактир Егорова в Охотном ряду, чтобы отведать блинов с «домашним травничком». Вместе с тем, в рассказе фигурируют упоминания Новодевичьего и Зачатьевского монастырей, храма Христа Спасителя, Марфо-Марьинской обители, Архангельского собора. В рассказе создается ощущения вечного движения жизни.
Герой приезжает в Москву из Пензенской губернии, откуда он родом, его возлюбленная — из Твери. Герои читают новые книги: «Я привозил ей … Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского…» Они ходят на лекции, концерты, в театры. На фоне «московской жизни» разворачивается сюжетная линия произведения. Рассказчик живет у Красных ворот, а она — в доме рядом с «новой громадой Христа Спасителя». Дальность расстояния соответствует различию внешности и темпераментов героев: «Я был красив почему-то южной, горячей красотой…», «А у нее красота была какая-то индийская, персидская…», «…насколько я был склонен к болтливости и простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива». Детально описаны встречи героев, их отношения, разговоры, даже остановка квартиры. Загадочна «странная любовь» этих людей и их разлука, связанная с уходом героини «на послушание, потом, может быть, на постриг». Судьба героев получает не только психологическую, но и философско-историческую мотивировку.
За крайностями их внешней жизни порой не замечается какая-то русская тоска, поиски смысла жизни, раздумья над судьбой России. Таинственность происходящего оказывается тесно переплетена с основными настроениями времени — роковыми предчувствиями.
Девушку ждали большие перемены, а героя — переживания, слезы и неизвестность.
Она постриглась в монашки «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…» — такими были строчки из её последнего письма, полученного героем через две недели после разлуки с любимой. И она сделала то, на что решилась. Мимолетная встреча в церкви Однажды на Ордынке рассказчик по внутреннему побуждению остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители.
Ему захотелось непременно войти туда. Пел девичий хор. Каким же было смущение героя, когда среди вереницы поющих он увидел знакомый взгляд черных глаз, устремленных прямо на него.
Он повернулся и тихо вышел из ворот церкви. Смысл названия «Чистый понедельник» празднуется в самом начале Великого Поста, когда проходит прощеное воскресенье. В этот период, по замыслу автора, совершен большой перелом в жизни героини — переход от светских развлечений к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью.
Отзывы о рассказе: христианский взгляд «После прочтения рассказа Бунина «Чистый понедельник» у меня возникло, по крайней мере, несколько вопросов. Во-первых, почему у героини нет имени? Это символично?
Во-вторых, почему она позволила себе согрешить с любимым, нарушив заповедь «не прелюбодействуй» как раз накануне ухода в монастырь? Неужели думала, что этим шагом сможет заслужить прощение грехов. И разве получит человек обновление души, просто спрятавшись от бурь житейских в монастыре?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно вникнуть в Библию». Девушка оставила светскую жизнь и ушла в монастырь. Но почему-то не сказано о посвященности Богу, о возрождении духа через покаяние — к другой, обновленной жизни.
Христианин — это тот человек, который понял, что важнее Иисуса Христа никого нет, кто всецело и полностью посвятил себя на служение Ему, кому открылся Его образ через Новый Завет. Но разве ищущая Господа душа получит благословение стать Божьим дитем, просто постригшись в монашки и принимая устав того или иного монастыря? Вдумчивый и ищущий Спасителя читатель исследует этот вопрос».
Однако, возможно ли это без того, чтобы не вникать в Божье Слово и не познать его истины? Настоящее предназначение человека — познавать и прославлять Бога через Иисуса Христа. В этом — истинная духовность, к которой так необходимо стремиться!
Бунин не случайно выбрал такое название своему рассказу: здесь и соблюдение поста, которое обязывает человека не только перед собой, но и перед Господом, здесь и принятие решения, изменяющего всю твою жизнь,ставящие человека в честные рамки существования, которые он сам для себя «выдумал» когда-то. Бунин показывает, с какими чувствами, с каким нетерпением, с какой отречённостью от мира и привязанностью к быту встречает она свой чистый понедельник. Попытаемся более полно раскрыть смысл названия «Чистый понедельник».
Автор мог назвать рассказ «очищение», «перерождение», и все бы было этим чистым понедельником. Пост предполагает доказательство веры в бога человека, через отрицание своих физических потребностей, новое себя открытие, открытие своего истинного духовного мира, то есть перерождение. Героиня в итоге переродилась, нашла истинную себя, не страдая, как он о потере тех физических земных связей.
Её душа обрела то место, которое, как она думает, ей предначертано, и успокоилась. Попытаемся понять для себя, какие же чувства лежат в основе произведения. В отношениях героя и героини сразу, с первых страниц, прослеживается, то на чем держится весь их союз: «…А что до моей любви, то вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете.
Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом…».
Она оговорилась: кроме них у неё есть бог, есть её внутренний духовный мир, с которым она в итоге уединилась. Но она все понимает, ему этого достаточно, он способен лишь видеть в себе «. Красивый человек в окружении красивых вещей некоторое время счастлив по определению, а он еще и верит в свою к ней любовь.
А любви-то нет! Когда она дала ему понять, что он счастья-то ждет, но не дождется, что счастье как вода в бредне — скоро «…вытащишь — ничего нету». Как ничего не оказалось после их ночи.
Он же отмахнулся: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью! Можно подумать, что он и правда любовью ослеплен, но нет, и впоследствии это докажется окончательно. Он никак не мог услышать ее душевный порыв.
Она так счастлива была, когда они были в Новодевичьем монастыре: «Правда, как вы меня любите! Но он слеп и глух. Когда она предлагает ему посетить еще одну обитель: «Я засмеялся: — Опять в обитель?
Даже когда она ему прямо сказала, что уйдет в монастырь в трактире Егорова , он никак не отреагировал, все его мысли в тот момент от волнения, не вызванного любовью, а чем — он и сам не знает — и похоже, его беспокоит именно это. И последнее, что доказывает, что это не слепая любовь, а непонятно какое чувство — это то, что при слепой любви ревность жестока и безгранична, где она была, когда героиня выписывала «кренделя» с Сулержицким, когда его в ее присутствии оскорбил Качалов: «А это что за красавец? Чувство собственности, эстетического превосходства — вот, что заставляет героя думать, что он любит.
Она же не любит его, это сразу понятно становится по её намекам, по её разговорам. Она тщетно пытается обратить его внимание на свой внутренний мир, сначала приглашениями в храмы, в обители, потом пыталась возбудить в нем ревность, так и оставшись для него загадкой, даже пыталась подготовить его к расставанию. Вот в чем заключается проблематика рассказа: она для него вещь, игрушка, очень дорого обходящаяся бижутерия, она пытается хоть кому-нибудь открыть себя, и все на фоне того, что они оба ищут любовь, которой нет молодежь умеет влюбляться, не умеет любить.
Бунин же, мне кажется, выступает на стороне героини, готовит читателя к будущей развязке: сначала она посещает кладбище, затем храмы, на масленицу они едят блины, а ,значит, и в чистый понедельник произойдет очищение. Искусно построенная композиция рассказа, основанная на противоречиях между его и её миром: красота церквей и кладбищ — грязь трактиров, пьянство на «капустниках». Она успевает жить и в его мире, например, она порой много курит, развлекается, а он в ее мире чужой.
Её мир пропитан духом божественного смысла: «Господи владыко живота моего. Сопоставляя два мира, из которых автор сам выбирает мир героини. В конце же ему даже запрещают войти в церковь, но за деньги двери открываются, видимо, чтобы он понял её тайну.
Вот если бы я была певица и пела на эстраде, я бы отвечала на аплодисменты приветливой улыбкой и легкими поклонами вправо и влево, вверх и в партер, а сама бы незаметно, но заботливо отстраняла ногой шлейф, чтобы не наступить на него. Анализ рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» Творчество И.
Бунина связано с идейно-эстетическими принципами русской классической литературы. Но реалистические традиции, которые писатель так стремился сохранить, воспринимались им через призму нового, переходного, времени. Бунин всегда отрицательно относился к литературному модернизму, но и сам не избежал его влияния.
Рассказ «Чистый понедельник» 1944 входит в сборник Бунина «Темные аллеи». Эта книга повествует о «темных и чаще всего мрачных и жестоких аллеях» любви. Однако, помимо общей темы, в каждом из рассказов сборника создается зарисовка событий русской жизни, большей частью проходящих в России прошлого.
В совокупности эти мозаичные картины складываются в масштабное полотно, в котором многосторонне освещается тема России. Название рассказа «Чистый понедельник» имеет не только конкретный характер: его центральное событие происходит в понедельник на первой неделе Великого поста. Это название носит и обобщенный смысл: в рассказе возникает картина последнего праздника довоенной московской жизни.
Зыбкая эмоциональная атмосфера повествования создается благодаря тому, что рассказ ведется от лица героя, поглощенного «странной любовью» в «странном» городе. Его возлюбленная «загадочна, непонятна». О будущем герой старается не думать, настоящее же вызывает у него только беспомощные вопросы: «И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя».
Рефрен, который повторяется в первых строках рассказа, усиливает странные ощущения героя — ощущения сна наяву. Утро пахнет «и снегом, и из пекарен», зимний день «серый». Зима преображает город: на «золотой эмали» выделяются «серым кораллом сучья в инее», в сумерки зажигается газ в фонарях, светятся витрины в магазинах, несутся сани с извозчиками, гремят «переполненные, ныряющие трамваи», «оживленные», спешат по «снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие».
С неисчерпаемой конкретностью воссоздается облик «странного города», в котором «итальянское» соседствует с «чем-то киргизским». Наряду с описанием ресторанов и трактиров в рассказе упоминаются монастыри и соборы. Так, в последний вечер герои ездят обедать в «Прагу», «Эрмитаж», «Антрополь», к «Яру», в «Стрельну», где «подают расстегаи с налимьей ухой, розовых рябчиков в крепко прожаренной сметане».
Заглядывают влюбленные и в трактир Егорова в Охотном ряду, чтобы отведать блинов с «домашним травничком».
Календарь питания на 2020 год Рассказываем, в какой день и какие продукты можно есть, а от каких следует воздержаться Во время поста нельзя есть пищу животного происхождения. Кроме того, нужно ограничить количество развлечений и больше внимания уделять духовной жизни. Во время Великого поста как и в другие периоды нельзя проводить магические и оккультные ритуалы. В церкви в пост не проводят венчания. Народные традиции Чистого понедельника В Чистый понедельник в избах убирали ковры, а мебель закрывали покрывалами. Во время Великого поста крестьяне старались ходить в ношеной одежде и пользоваться старой посудой.
Ясная погода в этот день — к урожаю пшеницы. В Чистый понедельник нужно сходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными душевно — через прощение в Прощеное воскресенье — и телесно.
Если в этот день первым в дом войдет мужчина — к удаче. В Чистый понедельник легко бросить курить. Что можно и что нельзя делать в Чистый понедельник Для православных Чистый понедельник — «продолжение» прощенного воскресенья, когда надо продолжать вслух или мысленно просить прощения за свое поведение и слова, и других прощать. В первый день Великого поста предусмотрено полное воздержание от приема пищи, день надо провести в труде, можно сделать уборку в доме, но вечером, желательно, найти время для посещения церковной службы в первый понедельник поста начинают читать Библию и Евангелие. Принято мыть в доме всю посуду, а также посещать баню. В Чистый понедельник — хорошо пересаживать нуждающиеся в этом растения, чтобы все росло и развивалось активно. Считалось, что в этот день женщинам нельзя ходить в гости. А еще есть пищу, оставшуюся после Масленицы, нельзя, а отдать лучше ее птицам и животным. Как питаться в Чистый понедельник В Чистый понедельник верующие наводят в доме чистоту и порядок, чтобы встретить пост в чистоте.
Согласно рекомендациям церкви, мирянам в первый день поста лучше придерживаться сухоядения — можно кушать только термически необработанные овощи, фрукты, орехи, сухофрукты. О возможности блюсти строгий пост и полностью отказываться от пищи следует говорить с вашим врачом и духовником. Напоминаем, о чем мы уже неоднократно говорили, отталкиваясь от рекомендаций для постящихся мирян, которые дают непосредственно сами служители церкви: строго соблюдать пост рекомендуется только монашествующим людям.
Что можно и категорически нельзя делать в первый день Великого поста, Чистый понедельник
Таким образом провозглашается победа веры над всеми когда-либо существовавшими ложными учениями. Открывает Великий пост Чистый понедельник. Свое название он получил за то, что «прокладывает» дорогу к Пасхе — самому светлому христианскому празднику. Существует мнение, что в этот день нужно обязательно прибраться в доме, выбросить все ненужные вещи и надеть чистую одежду. Однако священнослужители отмечают, что главный смысл этого дня не в уборке, а в стремлении очистить душу и помыслы от всего греховного. Патриаршие повара отличались особой изобретательностью В первую седмицу поста происходит погружение верующих в состояние молитвенного покаяния. Помогает в этом Канон Андрея Критского, который читается по частям с понедельника по четверг. Целиком он будет звучать на пятую неделю говения. В этом песнопении рассказывается об истории христианства и пути человека к Богу. На первой неделе поста воцерковленные люди стараются чаще посещать храмы, исповедаться и причащаться. Начало Великого поста Чистый понедельник в 2024 году — как поститься Великий пост — самый строгий период говения в православии.
Даже в церкви перестают служить литургию — все церковные службы становятся более тревожными и даже скорбными. Многие церковные служители рекомендуют в этот день принять таинство причастия и исповедаться в грехах, если это не было сделано на подготовительной сыропустной неделе. Первый день поста считается одним из самых строгих. Монахи стараются вообще ничего не есть в Чистый понедельник, но для мирян действуют более мягкие правила. В этот день на Руси старались всегда есть впервые после полудня.
Сейчас же церковь отмечает, что воздержания от животной пищи будет достаточно. Для тех, кто хочет отмечать пост более строго, будет актуально сухоядение — нужно стараться есть только сырую пищу, не приготовленную на огне, без растительного масла. Это могут быть фрукты, овощи, ягоды, каши на холодной воде. Пользуйтесь помощью календаря питания по дням, чтобы не забывать о том, какие правила действуют в тот или иной день.
Для состоящих в браке на все время Великого Поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста - некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести Поста на все прочее время церковного года. Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.
В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого Поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории аллегорически представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. Также на всех богослужениях читается молитва св.
В первую седмицу поста верующие сосредотачиваются на молитве и покаянии. Они также читают Канон Андрея Критского, который помогает им погрузиться в духовное состояние и направить свои усилия на покаяние. Чистый понедельник Чистый понедельник, первый день Великого поста, носит символическое значение глубокого духовного очищения и обновления.
Именно в этот день православные верующие готовятся к встрече с Пасхой, приобщаясь к святости и устраняя греховные привычки. По преданию, Чистый понедельник получил свое название из-за традиции проведения обильной уборки дома и очищения ума и сердца от грехов в этот день. Также известен под другими названиями, такими как "Жилявый понедельник", "Тужилки по Масленице", "Горбатый понедельник" и "Полоскозуб". В Чистый понедельник верующие подражают сорокадневному посту Христа, готовя себя к встрече с Воскресшим Господом. В этот день особенно строгое соблюдение поста, включающего отказ от горячей пищи и употребление только тертого хрена с квасом и солью.