Междоусобицей называют гораздо более локальный конфликт социальных групп, как правило, семей или родов, в пределах небольших средневековых государств.
5 первых междоусобиц на Руси
Междоусобица — Что такое Междоусобица. Междоусобица или усобица— внутренний конфликт, война между какими-нибудь. Разобщенность братьев как причина междоусобиц Ранние этапы развития государства отличаются частым образованием. Междоусобица — это состояние общества, в котором происходят конфликты и столкновения между различными группами или индивидуальными участниками общества. Что такое междоусобица и как она происходит. Междоусобица — это конфликт, который возникает между разными группами или.
Что такое междоусобные войны?
Чтение этого письма заставило Николая Павловича еще сильнее почувствовать тяжесть своего положения. Чтобы спасти Империю от угрожающего ей волнения, даже, быть может, междоусобицы, надо было действовать немедленно, не теряя ни минуты, с решительностью, с полною силою, а он, без власти, без права что-либо непосредственно предпринять, мог распоряжаться только через других, и не как повелитель, а единственно по степени личного их к нему доверия. Середь этой междоусобицы я увидел необходимость ex ipso fonte bibere [испить из самого источника лат. Я думаю даже, что человек, не переживший «Феноменологии» Гегеля и «Противуречий общественной экономии» Прудона, не перешедший через этот горн и этот закал — не полон, не современен.
Вторая междоусобица на Руси В 1015 г. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом. Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.
В 1016 г. Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими воинами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу. Третья междоусобица на Руси Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Хотя Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.
Таким образом, лексическое значение слова «междоусобица» указывает на серьезный конфликт между людьми. Происхождение Происхождение слова междоусобица имеет древнюю историю. Оно происходит от слова «усобие», которое означает «место, где сходятся две дороги». В средние века это слово начало употребляться в значении «спор, разногласие, конфликт». Слово «междо» было добавлено для того, чтобы подчеркнуть, что это конфликт между людьми, находящимися в одной группе или сообществе. Таким образом, междоусобица означает «спор, разногласие между людьми, находящимися в одной группе или сообществе».
То же, что междоусобие. Княжеские междоусобицы в древней Руси. Толковый словарь Ушакова.
История междоусобных войн на Руси: как князья делили власть
О словаре Толково-образовательный словарь русского языка Т. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи. Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается.
В истории человечества было много случаев междоусобиц, которые приводили к крупным конфликтам и войнам. Все эти конфликты были связаны с серьезными проблемами, которые общество не смогло решить мирным путем.
Таким образом, лексическое значение слова «междоусобица» указывает на серьезный конфликт между людьми. Происхождение Происхождение слова междоусобица имеет древнюю историю. Оно происходит от слова «усобие», которое означает «место, где сходятся две дороги». В средние века это слово начало употребляться в значении «спор, разногласие, конфликт».
Существенные разногласия, внутренняя вражда между политическими лидерами, общественными, национальными и т. Если считать, что класс самураев был элитой японского общества Х—ХIХ вв. Алексий Бяконт ок. Сын Иоанна Безземельного и Изабеллы Ангулемской.
Ссоры, споры, несогласия между кем-л. О словаре Толково-образовательный словарь русского языка Т. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка.
В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.
Значение слова "междоусобица"
Смотреть что такое «междоусобица» в других словарях. Междоусобица — это политический или социально-экономический конфликт, возникающий внутри определенной группы или общества. Княжеские междоусобицы в древней Руси. МЕЖДОУСОБИЦА, -ы, ж То же, что междоусобие. Киевская Русь с 9 по 11 век довольно часто сталкивалась с междоусобными войнами; причиной княжеских междоусобиц была борьба за власть. А еще междоусобица – это борьба за перераспределение территорий, стремление некоторых князей, наоборот, меньше зависеть от киевских властей. Такое положение грозило новыми распрями, новыми междоусобицами.
Пояснение понятия «междоусобица» для учеников 6 класса истории
Междоусобица — статья из Интернет-энциклопедии для Так христиане делают междоусобную брань, когда одни на других восстают и обижают их. Но прежде чем это произошло, галицко-волынские земли пережили немало драматических страниц, наполненных междоусобицами князей, боярскими заговорами, воинственной активностью горожан, вмешательством в политические конфликты иностранных государей и в.
Что такое усобица
Что такое междоусобица | Междоусо́бица или усо́бица — внутренний конфликт, война между какими-нибудь общественными группами или лицами в государстве или стране (крае, регионе). |
Что такое усобица | Княжеские междоусобицы — период борьбы русских князей за власть, который начался в X веке. |
Значение слова междоусобица: что это такое?
Номер №1. Решение. Междоусобица означает внутренний конфликт или война, которая происходит внутри государства, между семьями, родами, национальными группами и т.д. Междоусобица — это состояние общества, в котором происходят конфликты и столкновения между различными группами или индивидуальными участниками общества. Междоусобица - 1. Несогласие, внутренний раздор, война между какими-л. общественными, национальными и т. п. группами в государстве. Что такое МЕЖДОУСОБИЦА? Варианты определений к слову. На Руси междоусобные войны чаще всего происходили в период раздробленности (11-12 века).
какие войны называют междоусобными
У каждого из них имеется собственный правитель со своими амбициями и интересами; противоречия между правителями приводят к войнам между ними. Часто такие войны возникали после смерти кого-либо из правителей. При несовершенном наследственном праве, каждый местный правитель мог предъявлять права на земли умершего. Это приводило к масштабным войнам, при которых создавались коалиции и союзы; войны между правителями частей одной страны назывались междоусобными. Они приносили разорение торговцам и земледельцам. Между тем, междоусобные войны продолжались столетиями в Европе и России, прекращаясь только на короткие периоды. Таким образом, междоусобные войны, это прообраз гражданских войн. Они происходят между людьми одной национальности, представителями одной культуры.
Евпраксия пошла под венец прямо из кельи Кведлинбургского монастыря, где она несколько лет изучала латынь и основы католической веры. Туда же она удалилась и после смерти мужа. Вскоре после этого в юную вдову страстно влюбился император Священной Римской империи Генрих IV, тоже недавно овдовевший. Летом 1089 года они поженились, и княгиня Евпраксия превратилась в императрицу Адельгейду.
Но охлаждение между супругами наступило быстро, стремительно принимая скандальные формы. Генрих принудил Евпраксию сделаться участницей непристойных оргий в императорском дворце. Некоторые хронисты обвиняют Генриха IV в том, что он принадлежал к сатанинской секте николаитов, мистерии которой заключались в надругательстве над церковными обрядами и таинствами. На обнажённом теле своей русской супруги император служил кощунственные мессы.
А однажды он предложил Евпраксию своему сыну Конраду. Тот, впрочем, с негодованием отказался и вскоре восстал против извращенца-отца. В конце концов Евпраксии удалось сбежать от мужа. На церковном соборе 1095 года в Констанце она выступила с публичным разоблачением Генриха IV.
Кстати, именно на этом соборе папа Урбан II впервые обратился к Европе с призывом к Первому крестовому походу. На соборе присутствовало более 4 тысяч духовных лиц и около 30 тысяч мирян. Получив полное отпущение своих невольных грехов, Евпраксия уехала обратно на Русь, где постриглась в монахини. Она умерла в 1109 году и была похоронена в пещерах Киево-Печерской лавры.
Что касается Генриха IV, то после разоблачительного выступления Евпраксии политический авторитет императора был сильно подорван. И хотя он сумел продержаться на престоле ещё почти 10 лет, конец его был предрешён. В 1105 г. После вынужденного отречения Генрих бежал в Льеж, где вскоре умер в возрасте 55 лет, всеми забытый 1106.
Во второй половине XI века на Руси участились языческие выступления. В разных русских городах колдуны и жрецы пытались возбудить народ против Церкви. Любопытно, что язычники, как некогда и первые христиане, очень рассчитывали на чудеса и помощь свыше. Но старые боги были уже бессильны помочь своим приверженцам.
Один такой языческий пророк в 1071 году объявился в Новгороде. Он открыто ругал христианскую веру и привлёк на свою сторону почти весь простой народ. Людей соблазнило его необычное обещание. А обещал он не много, ни мало, как перейти у всех на глазах Волхов.
Этим эффектным чудом он надеялся доказать превосходство своей религии над христианством. Новгород разделился надвое. Новгородский князь Глеб Святославич, бояре и духовенство остались верны Церкви. Прочие же новгородцы повалили на берег Волхова, чтобы не пропустить обещанное чудо.
Христиане, очевидно, боялись, как бы колдун и в самом деле не пошел по воде аки посуху, поэтому решили прервать опасное представление. Князь Глеб, спрятав под плащом топор, подошёл к волхву и громко спросил его, может ли он предсказывать будущее. Народ замер в ожидании ответа своего вождя. Тот важно отвечал, что ему известно все на свете.
Тогда Глеб попросил его сказать, знает ли он, что с ним произойдёт сегодня. Тут Глеб выхватил из-под плаща топор и раскроил ему голову. Столь наглядный аргумент подействовал на народ безотказно. Убедившись, что пророку грош цена, новгородцы разошлись по домам.
Правителем, которому удалось на время возродить былое единство Русской земли, был великий князь Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Он занимал киевский стол с 1113-го по 1125 год. Это был один из самых замечательных правителей древней Руси, оставивший по себе громкую славу и добрую память. По происхождению Владимир Мономах был наполовину грек.
Он родился в 1053 году от брака князя Всеволода Ярославича с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора Константина Мономаха. Отсюда происходит и греческая фамилия Владимира. В свою бытность киевским князем Владимир сделал большое государственное дело. Ему удалось на время приостановить начавшийся распад Руси, сосредоточив под своей властью две трети русских земель.
Чувствуя свою силу, Владимир также активно вмешивался в дела близкой ему Византии. Позже на Руси появилось сказание, что византийский император пожаловал ему царский титул и прислал знаки царского достоинства, — в том числе и знаменитый венец. Историки полагают, что да. Однако в ней, несомненно, содержится историческое зерно.
Ведь до нас дошло около 25 золотых медальонов Владимира, на которых выбиты его греческая фамилия и пышный царский титул. А раз был царский титул, значит был и царский венец. Конечно, он вряд ли походил на известный экспонат Оружейной палаты Кремля. Но своё имя шапка Мономаха носит по праву.
Многочисленные попытки завязать с половцами мирные отношения ни к чему не приводили. Но половцы брали подарки и на следующий год снова приходили за военной добычей. Даже династические браки с половецкими ханами не гарантировали спокойствия их русским родственникам. В 1094 г.
А спустя два года ему пришлось хоронить своего тестя, явившегося пограбить волость своего зятя и павшего в бою с объединёнными дружинами Святополка и Мономаха на реке Трубеж под Переяславлем. Несколько десятилетий подряд русские князья с переменным успехом отражали половецкие набеги. Ответный контрудар степнякам русские нанесли только в княжение Владимира Мономаха. Весной 1111 года Владимир Мономах созвал русских князей на военный совет.
Он предложил, не дожидаясь очередного половецкого набега, разбить половцев прямо в их кочевьях. Такая постановка вопроса для русских князей была внове, и они засомневались. Ведь весна на Руси — это время пахоты. Как же отрывать земледельцев и их коней от полевых работ?
На это Владимир, согласно летописи, сказал: «Удивляюсь я тому, что вы жалеете пахарей и их лошадей, а того не сообразите, что приедет половец, ударит мужика стрелою, лошадь его возьмёт и семью угонит в полон! Владимир не зря торопил князей. Весна была тем временем года, когда отощавшие за зиму половецкие кони только-только начинали набираться сил на весенних пастбищах. Владимир тонко учёл это обстоятельство и не ошибся в расчёте.
Поход увенчался полным успехом. Половцы были дважды разбиты наголову, а русские дружины возвратились домой с великой славой и большой добычей. По свидетельству самого Владимира Мономаха, за свою жизнь он 19 раз воевал с половцами. Во время этих походов русские захватили в плен больше 100 половецких ханов и две сотни более мелких князьков.
Имя Владимира Мономаха сделалось настолько грозным для степняков, что бывало они обращались в бегство при одной только вести о приближении дружин победоносного русского князя. Военное могущество половцев было подорвано, родоплеменная знать большей частью истреблена. Половецкие орды вступили в длительную полосу политического упадка. Днепровское и донское объединения половцев распались, большинство входивших в них орд откочевали далеко от прежних мест обитания.
Когда сын Мономаха Ярополк Владимирович в 1120 г. Правда, в 1125 г. А в 1129 г. Происшедшие в степи перемены почувствовали не только на Руси, но и в соседних странах.
Волны половецкой миграции разошлись во все стороны. Венгерские хроники сообщают, что в 1124 г. Поселившись на отведённой им земле, половцы несколько столетий играли заметную роль в жизни Венгрии, окончательно омадьярившись только в XVIII в. По данным грузинской летописи, сын Шарукана, хан Атерак «Повесть временных лет» знает его под именем Отрок , чья дочь, красавица Гурандухт, в начале 10-х гг.
Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден был вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян — г. В результате паники во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих воинов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам. В 980 г.
Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в г. Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром, и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.
Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава.
Вражда сыновей князя Владимира за власть. Третья междоусобица вторая половина 11 века. Вражда между сыновьями князя Ярослава Мудрого за власть. Первая междоусобица на Руси Древнерусские князья имели традицию заводить большое количество детей, что и являлось причиной последующих споров за право наследования, так как правила наследования от отца к старшему сыну тогда не существовало. После смерти князя Святослава в 972 году, у него осталось три сына, которые имели право на наследство. Ярополк Святославич — он получил власть в Киеве. Олег Святославич — получил власть на территории Древлян Владимир Святославич — получил власть в Новгороде, а позднее и в Киеве. После смерти Святослава, его сыновья получили единоличную власть в своих землях и теперь могли управлять ими по своему разумению. Владимир и Олег хотели получить полную независимость для своих княжеств от воли Киева, поэтому ими были предприняты первые походы друг против друга.
Первым выступил Олег, по его приказу в землях древлян, где правил Владимир, был убит сын воеводы Ярополка — Сеневельд.
Междоусобица - это семейная вражда
Что такое междоусобица | это политическое и военное противостояние между различными группировками или династиями внутри одного государства. |
Что такое междоусобица в истории 6 класс | Смотреть что такое «Междоусобица» в других словарях. |
Значение слова "междоусобица" | К началу Раннего Нового времени междоусобицы считались законными правовыми инструментами[2] и в какой-то мере регулировались. |
какие войны называют междоусобными | Подписка на рассылку новостей. |
Значение слова Междоусобие
Политика конфиденциальности и соглашение Что такое междоусобица Междоусобица — это конфликт или спор между людьми, находящимися в одной группе, сообществе или организации. Она может возникнуть из-за разногласий, различий в мнениях, конкуренции, а также из-за стремления к власти или ресурсам. Междоусобицы могут иметь различные формы и происходить в разных сферах жизни, включая политику, бизнес, образование, религию и другие общественные области.
Кавказская междоусобица затянулась на десятилетия … Толковый словарь русских существительных междоусобица — междоусобица, междоусобицы, междоусобицы, междоусобиц, междоусобице, междоусобицам, междоусобицу, междоусобицы, междоусобицей, междоусобицею, междоусобицами, междоусобице, междоусобицах Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. Через дефис. Семейная м. Ссоры, споры, несогласия между кем-л.
Практический справочник. Синонимы: гражданская война, междоусобие, междоусобная брань, междоусобная война, усобица.
Но после смерти князя в 1015 году никаких прямых указаний не осталось. Воспользовавшись неожиданной кончиной правителя, престол захватил Святополк, который по версии некоторых исследователей не был сыном Владимира Владимир насильно взял в наложницы уже беременную жену своего брата Ярополка во время междоусобной воны. В тот момент, когда Борис узнал о смерти отца и захвате престола Святополком, он как раз возвращался из похода и уже успел достигнуть берегов реки Альты. Борис с необычайным смирением отнесся к известию о том, что Святополк собирается убить его и брата Глеба. Дружина Бориса убеждала князя собрать войско и выступить против старшего брата, однако Борис повел себя довольно инфантильно, став просто дожидаться убийц от Святополка. Возможно, что христианская идея о «непротивлении злу насилием» настолько глубоко засела в душу впечатлительному молодому князю, что он решил принять свою судьбу, какой бы страшной она не была. А может Борис просто был задавлен горем из-за смерти любимого отца. Сейчас мы не имеем возможности объяснить причины бездействия Бориса в такой важный исторический момент, однако итог был очевиден — князь был жестоко убит людьми Святополка.
Борис и Глеб. Другой брат Святослав пытался бежать в Венгрию, но был схвачен людьми Святополка и умерщвлен.
Понимание и анализ таких конфликтов помогает нам лучше понять современный мир и его вызовы. Последствия междоусобицы Междоусобица — это столкновение или конфликт между разными группами, фракциями или индивидуальными лицами в рамках одного политического, социального или культурного субъекта. Такая борьба может иметь серьезные последствия для общества в целом. Одним из основных последствий междоусобицы является разделение общества на противоборствующие стороны или группировки. Конфликты могут возникать на политической, социальной, этнической или религиозной основе, и это может приводить к глубокому расколу в обществе. Такое разделение может создать обстановку враждебности и недоверия, что затрудняет решение общих проблем и может привести к длительной практической параличке власти.
Читайте также: Что означает чеканная монета Что значит чеканная Другим важным последствием междоусобицы является нарушение общественной безопасности и порядка. Конфликты могут сопровождаться насилием, беспорядками, грабежом и убийствами. Это может привести к потере жизней, ранениям, разрушительным последствиям для инфраструктуры и экономики, а также к эмиграции и вынужденным перемещениям населения. В конечном итоге, это оказывает негативное влияние на качество жизни людей и стабильность общества. Кроме того, междоусобица способствует разрушению институтов гражданского общества и утрате доверия к власти. В период конфликта часто происходит ослабление законности, судебной системы и политической стабильности. Ущемление прав и свобод граждан, коррупция и безнаказанность могут стать нормой, а не исключением. Это создает условия для укрепления диктатуры или авторитаризма, что имеет негативное влияние на демократические процессы и гражданские свободы.
В итоге, междоусобица — это опасное и разрушительное явление, которое может привести к серьезным последствиям для общества. Поэтому важно обратить внимание на причины и предупреждать такие конфликты, а также стремиться к диалогу, урегулированию и примирению сторон для достижения стабильности и процветания. Политические последствия Междоусобица — это конфликт или война внутри одной страны, часто характеризующаяся наличием различных политических группировок или фракций. Политические последствия междоусобицы могут быть серьезными и долгосрочными, оказывая значительное влияние на политическую систему и общество в целом. Одно из основных последствий междоусобицы — разделение общества. Она может способствовать формированию новых политических партий, фракций или движений, выражающих интересы различных групп населения. В результате междоусобицы могут возникнуть политические расколы и напряженность, которые могут оставаться в обществе на протяжении длительного времени. Междоусобица может также привести к безвласти или ослаблению центрального правительства.
Междоусобные войны это что такое?
Именно последние факторы и не дают окончательно обособиться землям друг от друга. Вспомним нашу историю: каждый удельный князь стремился в своем городе построить подобие «матери городов Русских» с мощными стенами, церквями, усадьбами. Также раздробленность позволяла не отправлять все ресурсы в центр, а оставлять их у себя для собственного развития. Поэтому распад государства до возникновения капиталистических рыночных отношений всегда приносит только пользу. Однако он всегда сопровождается двумя негативными факторами: Таким образом, можно сделать вывод: междоусобная война — нормальный процесс при естественном историческом развитии любого государства. Трагедия заключается лишь в том, что иногда этим пользуются народы, которые переживают более низкую стадию культурного и социально-экономического развития — стадию «военной демократии». Итак, мы сказали, какие войны называются междоусобными. Перейдем к некоторым реальным примерам из истории.
Греция На территории Эллады было два политических центра, от которых зависело спокойствие в регионе: Афины и Спарта. Мир между ними был невозможен по определению, так как они придерживались диаметрально противоположной идеологии. Афины были сторонниками демократии, занимались торговлей, ремеслом, искусством. Спарта являлась жестким тоталитарным государством. В полисе была строгая дисциплина, полное иерархическое подчинение одних членов группы другим. Считалось, что единственное нужное занятие настоящих спартанцев — война и подготовка к ней. Ранение в спину расценивалось как настоящий позор для мужчин этого полиса, который карался унизительной смертью.
Афины господствовали на море, Спарту никто не мог победить на земле. Сложился некий паритет: одни установили свой протекторат над островными полисами, другие — захватили те, до которых можно было добраться без кораблей. Однако в V веке до н. В войну были втянуты большинство греческих полисов, разделившихся на два лагеря. Одни поддерживали Афины, другие — Спарту. Эта война отличалась тем, что ставила целью полностью уничтожить врага, не задумываясь о будущих последствиях: истреблялись женщины и дети, вырубались оливковые деверья, виноградники, уничтожались мастерские и др. В войне победила Спарта.
Однако за 30 лет была подорвана спартанская идеология, основанная на аскетизме и тотальном подчинении: стала чеканиться золотая монета, начали дарить и продавать общегосударственную землю, произошло социальное расслоение спартанского общества. Первая междоусобица на Руси Междоусобные войны на Руси также вспыхивали довольно часто. Считается, что первая произошла между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром в X веке.
Она может приводить к конфликтам, расколу, нарушению отношений и разрушению совместного дела или сообщества. Конфликты и распри в межличностных отношениях или внутри групп могут вызывать негативные эмоции, а также наносить вред психологическому и эмоциональному благополучию людей, участвующих в них. Вам также может понравиться.
Таким образом, лексическое значение слова «междоусобица» указывает на серьезный конфликт между людьми.
Происхождение Происхождение слова междоусобица имеет древнюю историю. Оно происходит от слова «усобие», которое означает «место, где сходятся две дороги». В средние века это слово начало употребляться в значении «спор, разногласие, конфликт». Слово «междо» было добавлено для того, чтобы подчеркнуть, что это конфликт между людьми, находящимися в одной группе или сообществе. Таким образом, междоусобица означает «спор, разногласие между людьми, находящимися в одной группе или сообществе».
В основе его лежали древние языческие представления о том, что сорочка является вместилищем добрых духов. При его рождении волхвы посоветовали его матери повязать «сорочку» на ребёнка в качестве амулета. Благодаря этому, если верить летописи и «Слову о полку Игореве», Всеслав счастливо избегал козней своих врагов и даже умел превращаться в волка. В волчьем обличье он будто бы мог пробежать за одну ночь из Киева до берегов Чёрного моря. Ему ничего не стоило в синей полуночной мгле исчезнуть из осаждённой крепости под видом рыси. А в случае надобности Всеслав мог ворожбой добыть себе коня. Говорили также, что, когда в 1068 году Всеслав захватил Киев, он каждое утро из окна княжьего терема слушал, как звонят колокола в его родном Полоцке. Всеслав Полоцкий послужил прообразом былинного богатыря Волха Всеславьевича. Надо сказать, что Полоцк вообще слыл на Руси городом, где творилась всякая чертовщина. Например, под 1092 годом в летопись включён рассказ о том, как бесы издевались над полочанами. По ночам они рыскали по улицам и стонали человечьими голосами. А если потревоженные шумом горожане выходили из дома, на них насылали неизлечимую язву. Затем бесы обнаглели до того, что стали разъезжать среди бела дня верхом на конях. Но при этом не было видно ни коней, ни их самих, только на земле отпечатывались следы конских копыт. Полочане не знали, как им одолеть эту напасть. Но к счастью для них, по прошествии нескольких дней злая нечисть сгинула так же внезапно, как и появилась. Самой известной русской княгине конца XI века была Евпраксия —наверное, самая трагическая женская фигура древнерусской истории. Надо заметить, что мы, как правило, знаем только о тех женщинах древней Руси, которые были несчастливы в браке — о счастливых супружествах летописцы просто умалчивали. Так вот несчастье Евпраксии заключалось в том, что её угораздило стать женой императора-извращенца. По тогдашнему обычаю, её очень рано выдали замуж. Первым её мужем был саксонский маркграф Генрих Длинный, который умер, когда ей едва исполнилось 16 лет. Евпраксия пошла под венец прямо из кельи Кведлинбургского монастыря, где она несколько лет изучала латынь и основы католической веры. Туда же она удалилась и после смерти мужа. Вскоре после этого в юную вдову страстно влюбился император Священной Римской империи Генрих IV, тоже недавно овдовевший. Летом 1089 года они поженились, и княгиня Евпраксия превратилась в императрицу Адельгейду. Но охлаждение между супругами наступило быстро, стремительно принимая скандальные формы. Генрих принудил Евпраксию сделаться участницей непристойных оргий в императорском дворце. Некоторые хронисты обвиняют Генриха IV в том, что он принадлежал к сатанинской секте николаитов, мистерии которой заключались в надругательстве над церковными обрядами и таинствами. На обнажённом теле своей русской супруги император служил кощунственные мессы. А однажды он предложил Евпраксию своему сыну Конраду. Тот, впрочем, с негодованием отказался и вскоре восстал против извращенца-отца. В конце концов Евпраксии удалось сбежать от мужа. На церковном соборе 1095 года в Констанце она выступила с публичным разоблачением Генриха IV. Кстати, именно на этом соборе папа Урбан II впервые обратился к Европе с призывом к Первому крестовому походу. На соборе присутствовало более 4 тысяч духовных лиц и около 30 тысяч мирян. Получив полное отпущение своих невольных грехов, Евпраксия уехала обратно на Русь, где постриглась в монахини. Она умерла в 1109 году и была похоронена в пещерах Киево-Печерской лавры. Что касается Генриха IV, то после разоблачительного выступления Евпраксии политический авторитет императора был сильно подорван. И хотя он сумел продержаться на престоле ещё почти 10 лет, конец его был предрешён. В 1105 г. После вынужденного отречения Генрих бежал в Льеж, где вскоре умер в возрасте 55 лет, всеми забытый 1106. Во второй половине XI века на Руси участились языческие выступления. В разных русских городах колдуны и жрецы пытались возбудить народ против Церкви. Любопытно, что язычники, как некогда и первые христиане, очень рассчитывали на чудеса и помощь свыше. Но старые боги были уже бессильны помочь своим приверженцам. Один такой языческий пророк в 1071 году объявился в Новгороде. Он открыто ругал христианскую веру и привлёк на свою сторону почти весь простой народ. Людей соблазнило его необычное обещание. А обещал он не много, ни мало, как перейти у всех на глазах Волхов. Этим эффектным чудом он надеялся доказать превосходство своей религии над христианством. Новгород разделился надвое. Новгородский князь Глеб Святославич, бояре и духовенство остались верны Церкви. Прочие же новгородцы повалили на берег Волхова, чтобы не пропустить обещанное чудо. Христиане, очевидно, боялись, как бы колдун и в самом деле не пошел по воде аки посуху, поэтому решили прервать опасное представление. Князь Глеб, спрятав под плащом топор, подошёл к волхву и громко спросил его, может ли он предсказывать будущее. Народ замер в ожидании ответа своего вождя. Тот важно отвечал, что ему известно все на свете. Тогда Глеб попросил его сказать, знает ли он, что с ним произойдёт сегодня. Тут Глеб выхватил из-под плаща топор и раскроил ему голову. Столь наглядный аргумент подействовал на народ безотказно. Убедившись, что пророку грош цена, новгородцы разошлись по домам. Правителем, которому удалось на время возродить былое единство Русской земли, был великий князь Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Он занимал киевский стол с 1113-го по 1125 год. Это был один из самых замечательных правителей древней Руси, оставивший по себе громкую славу и добрую память. По происхождению Владимир Мономах был наполовину грек. Он родился в 1053 году от брака князя Всеволода Ярославича с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора Константина Мономаха. Отсюда происходит и греческая фамилия Владимира. В свою бытность киевским князем Владимир сделал большое государственное дело. Ему удалось на время приостановить начавшийся распад Руси, сосредоточив под своей властью две трети русских земель. Чувствуя свою силу, Владимир также активно вмешивался в дела близкой ему Византии. Позже на Руси появилось сказание, что византийский император пожаловал ему царский титул и прислал знаки царского достоинства, — в том числе и знаменитый венец. Историки полагают, что да. Однако в ней, несомненно, содержится историческое зерно. Ведь до нас дошло около 25 золотых медальонов Владимира, на которых выбиты его греческая фамилия и пышный царский титул. А раз был царский титул, значит был и царский венец. Конечно, он вряд ли походил на известный экспонат Оружейной палаты Кремля. Но своё имя шапка Мономаха носит по праву. Многочисленные попытки завязать с половцами мирные отношения ни к чему не приводили. Но половцы брали подарки и на следующий год снова приходили за военной добычей. Даже династические браки с половецкими ханами не гарантировали спокойствия их русским родственникам. В 1094 г. А спустя два года ему пришлось хоронить своего тестя, явившегося пограбить волость своего зятя и павшего в бою с объединёнными дружинами Святополка и Мономаха на реке Трубеж под Переяславлем. Несколько десятилетий подряд русские князья с переменным успехом отражали половецкие набеги. Ответный контрудар степнякам русские нанесли только в княжение Владимира Мономаха. Весной 1111 года Владимир Мономах созвал русских князей на военный совет. Он предложил, не дожидаясь очередного половецкого набега, разбить половцев прямо в их кочевьях. Такая постановка вопроса для русских князей была внове, и они засомневались. Ведь весна на Руси — это время пахоты.