Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое.
Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа
В первой картине «Демон сидящий» (1891) скорее видна внутренняя борьба, грусть печаль и неоднозначность Демона. Демоны не оставляли Врубеля в покое, и спустя годы он вновь и вновь будет возвращаться к этой теме. В 1899 году он пишет «Демона летящего»: картина не была окончена, но на ней просматривается похожий андрогинный облик, как на «сидящей» версии. он начал работу над картиной, которая получила название «Демон сидящий». Картина Врубеля — глубоко личное высказывание художника, посмевшего запечатлеть образ Демона, немыслимого в своей красоте и одновременно пугающего экспрессивностью, который, по словам Лермонтова, «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» (майолика), 1894. Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов».
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
В то время он занимался росписью Владимирского собора. Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов. Многие современники критиковали стенопись живописца. Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное. В это время к Михаилу Александровичу в гости приехал его отец, которого ужаснула не только бытовая неустроенность жившего в одиночестве сына, но и созданный им персонаж — «чувственный, агрессивный и отталкивающий».
Отец Врубеля счел, что созданный Михаилом Демон напоминает своим внешним видом ужасную, грубую женщину. Увидев реакцию отца и решив, что отзывы других людей будут аналогичными, Михаил Врубель уничтожил написанную им картину. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. Савва Мамонтов, хотя сначала и не разделял живописных пристрастий своего гостя, чувствовал, что тот наделен неординарным талантом. Во время работы над этой картиной художнику пришлось подклеивать и подшивать холст, чтобы увеличить его размеры, так как для изображения фигуры Демона ему понадобилось намного больше пространства, чем предполагалось перед написанием полотна.
Фигура Демона заполняла собой все место на полотне, художник никак не мог разместить ее. Врубелю пришлось зажать героя между низом и верхом, после чего к нему пришло понимание того, что эта поза — то, что он искал. Стесненное, неудобное положение Демона на картине отражало внутренний мир самого художника и показывало насколько тесными для его таланта были рамки окружающей действительности. Отношение создателя к своему герою Создатель проецировал «Демона» не столько злобным духом, сколько скорбным и страдающим персонажем, величавым и властным, совмещающим в себе мужское и женское начало. Это понимание сущности Демона не совпадало с общепринятым мнением.
Врубель считал, что ему единственному удалось верно прочувствовать это существо, в отличие от людей, расценивающих его как дьявола. Художник сумел разглядеть мятежный дух в своем герое, увидел в нем страдания человека, не способного найти среди людей своего места и обрести покой. Врубель ассоциировал с Демоном себя, а свой творческий потенциал и талант — с физической силой персонажа. Он жил в ожидании невиданного творческого прорыва, который создать созданная им картина в живописном искусстве. Он признавался сестре, что был одержим этой идеей, мечтал сказать что-нибудь новое в живописи.
Демон приравнивается к судьбе, все события человеческой жизни находятся под его влиянием... Демону мыслятся также низшими божествами, посредниками между богами и людьми... Раннехристианские представления о демоне связаны с образом злой, демонической, бесовской силы". Лосев А. Но теперь ему нужен был иной полет и совсем другое психологическое содержание образа. В одном из вариантов иллюстрации художник вспоминает киевский рисунок ангела, вертикально взлетающего на крыльях, и развивает его в новой композиции, где тело Демона словно парит на громадных крыльях кондора над горами — «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял... Фигура летящего здесь расположена по стремительной диагонали листа — с левого нижнего в верхний правый угол, но лицо его и взгляд обращены в противоположную сторону, отчего и возникает впечатление не полета, а парения: печальный дух беспомощно повис над горой в своем изнуряюще скорбном раздумье; голова его и мускулистые плечи, как в «Сидящем», бессильно расслаблены и, кажется, подчинены лишь «вольной прихоти теченья».
Самое интересное, что после смерти художника никто больше не пытался взяться за иллюстрирование этого лермонтовского произведения. Все понимали — сделать лучше просто невозможно… «Демон сидящий» На картине «Демон сидящий» главный герой предстаёт перед нами в синем одеянии, он сидит, трагически сцепив руки и смотрит куда-то вдаль печальными огромными глазами удивительного цвета. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится немного странно. Вокруг герои растут белые цветы. За ним горная местность, окрашенная в алые лучи заходящего солнца. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Стиль Врубеля в этой работе чувствуется сразу. Только он мог так создавать эффект кристаллических граней, которые делали его картины более похожими на витражи или панно. Потом к теме «Демона» Врубель будет обращаться постоянно. В 1899 году художник напишет картину «Демон летящий», где демон изображён как могучий властелин мира. В 1901-1902 годах он мучительно допишет свою последнюю работу — «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели… Но вот этот «Демон сидящий» станет первым и самым сильным из всех последующих его изображений. Картину приняли тепло Современники и въедливые критики тепло приняли картину Врубеля «Демон сидящий». Известный оперный певец Фёдор Шаляпин говорил, что врубелевский демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Поэт Александр Блок считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Но некоторые всё же утверждали, что «демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению тёмных сил».
Нет у вас утонченности…» М. Врубель, В. Дервиз, В. Серов Наконец, Врубель любил женщин. Долгих и серьезных отношений он избегал, зато предпочитал волочиться за кафешантанными певичками и цирковыми актрисами. Но порой в душе живописца бушевали и серьезные страсти. Художник Константин Коровин вспоминал, как однажды летом на реке он увидел на груди Врубеля большие белые шрамы. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом: — Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Речь, конечно же, шла об Эмилии Праховой, его богине и кумире, которая была вовсе не восторге от настойчивого поклонника. Она еще терпела его ухаживания, когда шла работа над росписью собора, но едва Врубель получил расчет, как она решительно отказала ему от дома. И Михаил едет в Одессу, в гости к приятелю, затем отправляется в путешествие по Италии — лечить сердечные раны и знакомиться с лучшими образцами итальянской живописи. И он снова и снова возвращается к образу падшего ангела, который, как говорил сам художник, «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе…» Еще цитата: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…» Что ж, так бывает: отворачиваясь от Христа, люди часто оказываются нос к носу с лжепророками и демонами, способными принимать самые пленительные и романтические образы. Собственно, и сам образ демона в мировой культуре стал следствием наваждения эпохи романтизма, когда люди, отворачиваясь от официальной и порядком наскучившей церкви, стали искать источник вдохновения в столкновении страстей и характеров. Ведь в библейских текстах практически нет наглядного описания сатаны — собственно, слово «сатана» означает всего лишь «противник». В Средневековье, изображая дьявола, художники стали наделять его исполинским телом уродливых пропорций, животными чертами, многорукостью — это была метафора всепроникающего зла. Но в начале XIX века образ сатаны — как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу и небесной монархии — становится почти положительным. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов, — и у Байрона, и у Гёте, и у Лермонтова, соблазнявших не одно поколение молодых душ. Например, не случайно в культовом советском романе «Молодая гвардия» приговоренные к смерти подпольщики читают наизусть лермонтовского «Демона» — как молитву нового мира. Увы, слишком поздно многие обманутые люди понимали, что за всей этой пафосной мишурой на деле таится пустота и бездна. Там находилась собственная дизайн-студия миллионера Саввы Мамонтова, занятого разработкой русского народного стиля. Миллионер даже поселил художника в мастерской при своем особняке на Садовой-Спасской улице. Как утверждали некоторые современники, приглашение было сделано «не без внимания к его гувернерским навыкам». Впрочем, отношения с покровителем складываются далеко не безоблачно: супруга миллионера совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей». Поэтому Врубель довольно быстро переехал жить к новому заказчику — Алексею Морозову, выходцу из старинной купеческой семьи, который самым старательным образом вытравливал из себя какие бы то ни было следы русского и купеческого происхождения. Будь это возможно, он бы исправил и имя с отчеством: Алексей Викулович — разве это звучит по-европейски? Они с Врубелем словно нашли друг друга, и специально для эстетствующего миллионера Михаил Александрович взялся оформить кабинет хозяина особняка во Введенском переулке в «готическом» стиле — с иллюстрациями сцен «Фауста» Гёте. Под крылом Морозова Врубель вновь вернулся к своим демонам — его в составе целой группы художников пригласили иллюстрировать юбилейный, к пятидесятилетию со дня гибели поэта, двухтомник сочинений Лермонтова. Оригинальное издание. Задумано было своего рода приношение мастеров изобразительного искусства гению поэзии. Каждый живописец мог выбрать наиболее близкие себе сюжеты, и Врубель взялся иллюстрировать «Демона» — поэму о соблазнении монахини скучающим посланцем преисподней. Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное — Люби меня!.. Иллюстрация М. Врубеля к поэме М. Лермонтова «Демон».
Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались. В это трудное время в работах художника впервые появился образ Демона. Тогда же в Киев приехал Александр Врубель, чтобы проведать сына. Первые наброски «Демона» вызвали у старшего Врубеля ужас.
Живописец уничтожил работу, однако позже все-таки вернулся к этой теме. В образе Демона сочетаются мужские и женские черты, поэтому некоторые современники говорили, что в нем можно увидеть сходство с Эмилией Праховой. Много лет спустя она вспоминала: …на одной из репетиций… я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился. Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде предложение, и в 1896 году пара обвенчалась в Женеве, куда певица отправилась на гастроли. Художник впоследствии писал сестре, что в случае отказа покончил бы с собой.
О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило. К моменту венчания художник в прямом смысле слова остался без копейки и от вокзала шел к невесте пешком. Одна из них — «Сказка о царе Салтане» — вдохновила художника на создание картины «Царевна Лебедь». Царевна Лебедь совсем не похожа на Надежду Забелу, а многие современники увидели в ней черты все той же безответной любви Врубеля — Эмилии Праховой.
Двое младших умерли в раннем возрасте, зато старшая сестра Анна на долгие стала для будущего художника близким другом. Когда ему было три года, мать умерла от чахотки, а еще через несколько лет отец вновь женился. Мачеха и ее родственники не жалели сил и времени на воспитание детей от первого брака, но близкими людьми для Врубеля так и не стали. Позже семья переехала в Саратов, где отец живописца командовал губернским гарнизоном, затем в Одессу. Там он с золотой медалью окончил знаменитую Ришельевскую гимнзию, затем поступил в столичный университет. Но юристом он так и не стал, сначала остался на второй год, а затем не защитил конкурсную работу. Способствовали этому и богемный образ жизни, и то, что интересовался Врубель всем и сразу, не на чем не сосредотачиваясь.
Перебивался Врубель случайными заработками, репетиторством, а также работал гувернером. Вообще для сына достаточно высокопоставленного офицера подобная карьера была весьма сомнительной. Но зато, пестуя отпрысков богатых семейств, Врубель имел возможность путешествовать и заниматься живописью. В 1880 году он стал вольнослушателем Академии художеств, а также брать частные уроки у известного художника П. Академию Врубель так и не закончил, в том числе потому, что получил заказ в Киеве на реставрацию фресок Кирилловской церкви XII века. Пригласил его известный историк и искусствовед А. За время работы художник успел совершить путешествие в Италию для «повышения квалификации».
В тот же период у него был бурный роман с супругой Прахова Эмилией. Фреска «Богоматерь с младенцем» писалась с нее. Пара то сходилась, то расходилась, и Врубель даже успел сделать уже замужней женщине предложение. В итоге своими выходками он так замучил возлюбленную, что она не знала, куда от него скрыться. Примечательно, что сложные личные отношения не помешали ее супругу и дальше помогать художнику. Любовные похождения тоже накладывали свой отпечаток. Так однажды он заявил, что должен уехать, потому что у него в другом городе умер отец, и коллеги поддержали «сироту» деньгами.
А на следующий день неожиданно приехал живой Врубель-старший, и оказалось, что Врубель-младший просто загулял с кафешантанной певичкой. В след за очередной любовницей-цирковой артисткой художник отправился в Москву. Задумка создать картины, посвященные лермонтовскому демону, появилась еще до переезда в Москву. Самый первый вариант картины автор написал в Одессе и предположительно уничтожил. Отец художника счел, что герой был больше похож на сердитую женщину. Так совпало, что в Москве в 1890 году издатели П. Кончаловский отец известного художника и братья Кушниревы планировали выпустить юбилейный двухтомник сочинений М.
Для создания иллюстраций был привлечен и Врубель.
СПб, 2022. Непривычные по новизне формы даже Савве Мамонтову, готовому к самым бесстрашным по тому времени экспериментам, они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного, странного, декадента. Противоречия реальности, переживания из-за несовершенства мира окрашивали творчество мастера в тона грусти — любимы были меланхолические мотивы сумерек, заката, увядания.
Кроме того, он занимался реставрацией фигуры ангела в куполе Софийского собора. Одно из самых значимых произведений Врубеля при росписи Кирилловской церкви — фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" на сводах хора. В этой вполне зрелой работе соединились и классические византийские принципы, и традиции древнерусского искусства, и новые модерновые мотивы.
Изображение во многом портретное. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы Ершовой она вышла замуж за одного из художников-участников реставрации , второй апостол от левой руки Богородицы — с протоиерея Петра Лебединцева , преподававшего в Ришельевской гимназии, второй апостол от правой руки — с киевского археолога Виктора Гошкевича, третий апостол — с настоятеля Кирилловского прихода Петра Орловского , который, собственно, и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество, четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — с Адриана Прахова. Ну и автопортрет — апостол Лука — третий справа от Богородицы. Естественно, он был вхож в тот круг, который Праховы создали вокруг себя. И Врубеля угораздило влюбиться в хозяйку дома Эмилию Львовну. Прахова, блестящая пианистка и очень образованный человек, действительно была необычайно интересна, хотя отпугивала многих своеобразной внешностью и ещё более своеобразным характером. Кем был человек, сделавший Киев художественным центром России16 марта 1846 года в белорусском городке Мстиславле родился Адриан Викторович Прахов.
Сейчас об этом человеке в Киеве помнят немногие. Историк искусства? Ну и что… Художник Мурашко вежливо называл её "неудержимой крикухой", а внучка Александра писала без сантиментов: "Эмилия Львовна была дамой с придурью. В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю, ведь она могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха". Кстати, имела основания так писать — благодаря маме не вышла замуж Елена Прахова, хотя её руки просил будущий знаменитый художник Михаил Нестеров. Ко всему прочему Прахова была на 7 лет старше Врубеля.
Но… красота, как известно, в глазах смотрящего. Безусловно, никаких полноценных отношений возникнуть не могло, но влюблённость присутствовала. Прахов отлично это видел, но, понимая, что художнику нужно вдохновение, решил воспользоваться ситуацией по-своему. Он поручил Врубелю написание четырёх больших икон для модерного мраморного иконостаса и отправил его делать эту работу в Италию. Не обошлось без приключений: в Вене при пересадке Врубель "загулял" в обществе петербургского приятеля, а Гайдук к слову сказать, не знавший ни слова по-итальянски , благополучно прибывший в Венецию, прождал его там два дня. Художники сняли на двоих одну студию в центре города. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло.
Жить в Италии пришлось довольно долго, плохо было с русскоязычным обществом. Правда, Врубеля посетил там Дмитрий Менделеев. Их, кстати, и дальше связывали тесные отношения, Дмитрий Иванович помогал Врубелю в опытах с красками и смесями для керамики.
Demon sitting
Демон летящий (1899). Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий». Картину «Демон сидящий» приписывают к периоду модерна в творчестве Врубеля, ссылаясь на декоративность элементов, каменных цветов и неба, окружающих сидящего Демона.
«Демон сидящий» Врубеля
Все началось с картины «Демон сидящий». Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера. «Демон сидящий» — картина русского художника Михаила Врубеля. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Подробная информация о картине «Демон сидящий» (1890) — великом произведении Михаила Александровича Врубеля.
Иллюстрации к «Демону»
- Михаил Врубель – художник девятнадцатого-двадцатого веков
- Игры с Демоном
- Иллюстрации к «Демону»
- Печали и демоны Михаила Врубеля
- История создания
- Роковая любовь Врубеля: for_artaddicted — LiveJournal
Три «Демона» Врубеля
Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. В первую очередь это связано с созданием главного шедевра художника картины «Демон сидящий» (1890). Интерес к образу Демона возник еще в университетские годы, когда Врубель систематически и глубоко занимался философией. Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный. В сервисе "Google Искусство и культура" собраны экспонаты из более чем 2000 ведущих музеев и архивов, которые захотели показать сокровища мировой культуры в Интернете с помощью Google Cultural Institute. Демоны на картинах Михаила Врубеля: общие черты.
Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
Тема Фауста — это тоже тема, которую затрагивает Врубель в своих знаменитых панно в особняке Алексея Викуловича Морозова. Похожая есть работа у Одилона Редона, одного из ведущих символистов западноевропейских, которая носит то же самое название, что и работа Дюрера. Она также называется «Меланхолия». Здесь, как и в «Демоне» Врубеля, мы видим женскую фигуру, которая словно пребывает где-то на вершине мира. Солнце буквально всходит за ее спиной, как огромный нимб. Но тем не менее сама фигура также пребывает в состоянии печали, некоторой опустошенности, разочарования, после которого непонятно, куда идти дальше. И еще один вариант Демона, и это уже действительно Демон в данном случае, Одилона Редона, который создает свою работу на тему, сходную с Врубелем.
Картина написана в 1880 году, то есть за 10 лет до «Демона сидящего» Врубеля. И вот здесь очень интересно привести слова о несохранившемся, первом варианте Демона, которого мы, к сожалению, увидеть уже никогда не сможем, он был уничтожен самим художником. Но его видели очень многие современники, и многие были этим образом потрясены. Здесь перед нами слова Владимира Дедлова — это один из писателей, который под псевдонимом Кигн создавал свои книги. Вот что он пишет об этом несохранившемся, первом варианте Демона Врубеля: у него было «одутловатое скопческое лицо без возраста, выпуклые тусклые глаза с безумным выражением тупой, холодной, но невыразимо тяжкой тоски. На безобразном неподвижном лице — та же печать каменного отчаяния».
Тамару погубил такой Демон, а не неосторожная интрижка с черноусым восточным человеком. И здесь видно, что Одилон Редон, вероятно, пошел тем самым путем, от которого Врубель в конце концов отказался. Он пишет падшего ангела как того, кто сгустил, затемнил свою светоносную материю — потому что Люцифер означает «несущий свет», то есть изначально он был несущий свет, — а здесь перед нами существо даже неприятное на вид, почти с дебильным оттенком на лице, с косным телом, которое словно не владеет само собой. Это то, от чего Врубель отказался, но что тоже может быть в этой теме, и именно к этому обращается Одилон Редон в своей работе. Еще знаменитейшая работа на тему Люцифера, как раз на тему Демона, то есть Демона уже именно в его дьявольском смысле, — это работа Франца фон Штука, знаменитого художника, который был одним из самых известных мастеров своей эпохи среди символистов. Вот его Люцифер.
Он совершенно иной, чем у Врубеля. И здесь видно, что он очень театральный, что здесь почти театральный свет, прямо прожектор ощущается за его спиной. Видно опять же очень хорошо, что он написан с натурщика. Этюд натурщика здесь вы видите рядом. Это знаменитый силач того времени, который послужил моделью. Глаза светятся опять же как прожекторы.
Но образ, конечно, достаточно литературный, театральный. Мы видим, что это просто постановка, а не Люцифер настоящий. Жесты раздумья и созерцания И еще одно сопоставление, которое тоже важно для Демона Врубеля, — это «Мыслитель», потому что, как уже говорилось, это процесс познания прежде всего, процесс познания души, путь души на этом пути познания. И «Мыслитель», уже самим своим названием направляет нас в эту сторону. Он здесь представлен в схожей позе с Демоном в картине Врубеля. Но здесь жест его руки совершенно иной.
Разница жестов достаточно значимая, потому что прижатая к подбородку рука — это древнейший символический жест. Это олицетворение именно раздумья, причем не вообще раздумья, а созерцания, то есть раздумья о том, что невидимо, что, может быть, непознаваемо, что можно увидеть только внутренним взором. Мы знаем в античности много тому примеров, вот, например, два известнейших из них. Справа здесь надгробие юноши с реки Илисса, где мы видим могильную плиту как некую границу, как место встречи живых и мертвых, и юношу, в образе которого предстает умерший, хотя он мог быть и стариком, когда он ушел в иной мир, спящего мальчика как олицетворение смерти, и старика, который приходит как представитель живых к этой могиле. Он изображен с этим жестом прижатой к губам руки, с жестом созерцания, потому что понятно, что физическими очами он не может увидеть своего сына или отца, который ушел в иной мир, кто похоронен здесь под этой плитой, но, созерцая внутренним взором, он его увидеть может. Именно такой жест созерцания мы видим здесь.
Или вот одна из помпейских фресок из Дома трагического актера, где актер, который дал название этому дому, представлен с тем же самым задумчивым жестом созерцания, и перед ним трагическая маска и, вероятно, созерцание той роли, которую ему предстоит играть. В нашем искусстве есть известнейшие примеры такого сосредоточения, раздумья, выбора, на пути которого оказываются и человек, и Иисус Христос в картине Крамского. Это две знаменитых картины в русском искусстве, которые появились одновременно: портрет Достоевского Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Крамского, которые потрясли зрителей они появились на одной и той же передвижной выставке 1872 года именно вот этим совпадением пластической формулы, позы, вот этих напряженно сцепленных рук, углубленного в себя взгляда. В них видна предельная концентрация мысли, энергии, всех сил, какие есть в человеке, чтобы пройти достойно тот путь, который выбран. Что касается позы Демона и жеста его руки, то он не повторяет ни один, ни второй. Жеста созерцания здесь нет, как мы с вами видим.
Но это и не тот жест сцепленных рук, который мы видели с вами только что у «Христа в пустыне» или у Достоевского. Видно, что здесь эти руки готовы расцепиться. Это пребывание не просто на границе, это не сосредоточение всех сил, а это пребывание на грани, если человеческую аналогию употребить, сна и реальности, когда расслабляются все мышцы, и если мы, скажем, подпирали рукой голову или какой-то еще у нас был жест, который требовал сосредоточения, то руки постепенно расслабляются и падают в том направлении, которое им подсказывает само тело. И вот здесь мы видим, как руки словно расходятся постоянно. И, кстати, это тоже напоминание о крыльях, которых здесь нет, но руки могут развернуться, раскинуться и стать этими крыльями. А сама форма, которую мы видим здесь на фрагменте, напоминает своего рода пропасть, куда падает наш взгляд и куда падает, возможно, и энергия, выраженная в этой картине.
Демон непонятый: иллюстрации к поэме Лермонтова И, пожалуй, один из самых потрясающих рисунков, который создан в том же самом 1890 году, — «Голова Демона». Она направлена здесь в другую сторону, чем это изображено в «Демоне сидящем». Это значимое несовпадение, потому что правое и левое для нас всегда имеют свои образные смыслы и свое эмоциональное воздействие на то, как мы воспринимаем произведения. Это достаточно большой рисунок. Он был и на последней выставке Врубеля в 2021-2022 году, и вообще достаточно часто появляется на графических выставках работ из Третьяковской галереи. Бумага тонированная, как видите, цветная, которая уже словно поток золотого света, образ этот создает, поскольку бумага всегда своим цветом изображает свет в графике.
Это особенность именно этого вида искусства. Уголь и сангина, то есть мягкий, наподобие пастели, карандаш теплого оттенка. А вот если мы присмотримся к тому, как сделан этот рисунок, он сделан необычайно скупыми, лаконичными средствами. Бумага выпуклая, как акварельная бумага, мы все ее с вами представляем, и видно, как параллельные штрихи накладывает Врубель там, где волосы видны Демона. Кстати сказать, вот еще важная деталь об этом рисунке. В старых каталогах его называли «Голова ангела».
То есть непонятно, кто это на самом деле, ангел или демон, настолько нечеткая здесь грань, или, точнее сказать, она вообще отсутствует, так что он действительно может восприниматься и как ангел, и как демон. И это снова говорит о том, что образы Врубеля лишены четкой границы. Здесь нет ничего ни абсолютно демонического, ни абсолютно ангельского, но есть некая энергия, которая может стать и тем, и другим или, точнее, которая находится за пределами плюсов и минусов, за пределами хорошего и плохого, добра и зла. Потоки света выражены параллельными штрихами, но поскольку это выпуклая бумага, то здесь как бы пунктир такой создается, где-то как будто некие узелки, как будто частицы света буквально проходят сквозь бумагу, сквозь пространство своим потоком. И там, где они натыкаются на некую преграду, образуется скульптурная, как и в «Демоне сидящем» живописном, голова Демона. Где-то мы видим такие черные впадины его глаз, там, где губы, образуются такие же черные впадины, под подбородком, но в целом ощущение такое, что это именно свет, свет, который, встречая преграду какую-то, кристаллизуется в некую скульптурную форму, которая буквально на наших глазах материализуется в рисунке Врубеля и снова потом может превратиться в поток света.
И ничего в мире нет, кроме этого божественного света, который проявляет себя в разных формах. Врубель, говоря о том, что «Демона» не понимают, имел в виду «Демона» Лермонтова и конкретно рисунки художника Михаила Зичи, придворного художника, который зарисовывал сцены военные, точнее, сцены парадов, и в том числе создал еще за несколько лет до Врубеля свои варианты иллюстраций к поэме Лермонтова, которые совершенно Врубеля не удовлетворили. И действительно, мы видим, что сами по себе акварели, конечно, очень красивые, изящные, они полны этнографических подробностей, но это именно иллюстрации чисто внешние, где восточный тип Тамары, костюмы очень точно переданы, Кавказские горы сияют на заднем плане, но не более того. И уж совсем смешная картина на эту тему, которую создал знаменитый салонный художник эпохи Константин Егорович Маковский, «Демон и Тамара». Приближался юбилей Лермонтова 50 лет со дня смерти знаменитого поэта в 1891 году, его достаточно широко отмечали, и многие художники создавали картины на темы его произведений. И помимо того, что здесь узнается, конечно же, любимая жена художника Юлия, которая служила моделью Маковскому для большинства его картин, здесь вообще парадоксальным образом перед нами не просто салонная сцена соблазнения.
Здесь девушка выглядит более искушенной и демоничной, чем юноша робкий, и лишь притворяется жертвой, а на самом деле именно она здесь является, наверное, вот такой демонической героиней. Задумано ли было так художником или нет, но свет иконы бросает теплый отблеск на лицо юноши, а лунный свет, который виден там вдали сквозь окно, словно отражается в красках платья и лица девушки. Совсем иной образ мы видим в иллюстрациях Врубеля. Мы уже встречались с этой самой знаменитой, наверное, акварелью черной, созданной в качестве иллюстрации. Эти иллюстрации, конечно же, были непонятны современникам.
Он более чем соответствовал художественным пристрастиям художника, который со скепсисом относился к реалистическому искусству и особенно — к деятельности своих современников передвижников, вдохновлявшихся народничеством. Демон, за романтизм, индивидуализм и подчеркнутую «несовременность» которого в 1860-е критиковали наконец опубликованную поэму Лермонтова, был для Врубеля, большого ценителя Ницше, идеальным альтер эго. И если Лермонтову за «Демона» досталось уже посмертно, то Врубеля реалисты имели возможность ругать вполне прижизненно — Максим Горький писал, например, что признает за художником «уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты» надо сказать, довольно безобидный по тем временам отклик. Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Иллюстрация к поэме М. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован.
Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета. Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов. Демон шестой. Лермонтовский В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева.
К счастью, этого не произошло: помешал Мамонтов. Одновременно с работой над иллюстрациями к сборнику Лермонтова он принялся за свою, пожалуй, самую известную картину — «Демон сидящий». Вряд ли найдется хоть один человек, сумевший остаться равнодушным перед взглядом этого существа. Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный, бессильный изменить что-либо в судьбах мира. Полотно излучает мощнейшую энергетику. Незаконченная картина «Демон летящи» из серии «Демон». Он постоянно дорабатывает и переделывает эту трагическую фигуру изломанного, исковерканного, несчастного потустороннего существа. И молодая жена — оперная певица Наталья Забела — с ужасом видела, как изо дня в день меняется лицо поверженного Демона на полотне. И сам художник меняется на глазах: вместо скромного и временами стеснительного человека окружающие видят дерзкого и мятежного гения, критикующего все и всех. И скоро душевные изменения становятся настолько заметными, что приходится обратиться к специалистам-медикам. У Врубеля находят серьезное психическое расстройство и помещают в клинику. Вскоре он перестает узнавать близких, его личность изменяется до неузнаваемости. Единственное, что помогает Врубелю бороться с болезнью, — это постоянное рисование. Написав портрет своего обожаемого сына, маленького Саввы, Врубель впадает в беспокойство и повторяет, что этой картиной он навлек несчастье. И через две недели малыш серьезно заболевает: врачи не могут сбить высокую температуру, диагностируют менингит. Маленький Савва умирает. Врубелю снова становится хуже: он считает себя злодеем, погубившим собственного ребенка, накликавшим на семью горе. Проводя дни и ночи в тяжких муках, художник скоро лишается последнего утешения: он больше не может рисовать, потому что слепнет. После этого он прожил еще четыре года. Художник, не имея возможности рисовать, рассказывал потрясенной жене удивительные истории: как он жил в разные эпохи, расписывал вместе с Рафаэлем и Микеланджело соборы, летал, подобно своему Демону, среди скал...
Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия : lyarder — LiveJournal | Демоны художника Врубеля История, Живопись, Картина, Музей, История России, Картина маслом, Художник, Длиннопост, Демон. |
Demon sitting, 1890, 214×117 cm by Mikhail Vrubel: History, Analysis & Facts | Arthive | Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро. |
Demon sitting
Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Удивительно тонко найдено движение ее рук: одна — еще будто воздвигает преграду Демону, а другая — тянется к объятиям. Но ведь это жалкое представление разных отшельников: он "первый после Бога", "восставший против Бога", то есть ангелоподобный и даже богоподобный. Но не Бог. Его доброта чрезвычайно сравнительна с человеческой, его красота - удивительна". Розанов В. Заметки на полях непрочитанной книги.
Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступать ни в какое общение.
Единственный, кто туда не ездил, был Виктор Васнецов, с ним Елизавета Григорьевна и дружила, а остальную веселую компанию постаралась из своего дома удалить. Ещё один факт о жизни Врубеля у Мамонтовых: в этой семье было принято проводить границу между высшим кругом и друзьями Саввы Ивановича. Если в гостиной стояли столики с напитками, то художники понимали, где угощения для них, а где для более высокопоставленных гостей. Единственный, кто этого не понимал, был Михаил Врубель — он пил и ел всё, что ему хотелось и как будто не понимал, почему нельзя. В этом доме снимал квартиру друг Врубеля — Константин Коровин, у которого он здесь какое-то время жил. Но друзья Серов и Коровин закрывали глаза на его странные поступки и старались найти для Врубеля заказы Когда издатель Пётр Кончаловский прадедушка Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова попросил Серова проиллюстрировать цикл книг к 50-летию со дня смерти Лермонтова, тот предложил включить в группу художников Врубеля. Впоследствии Врубель поселился рядом с семьёй Кончаловских в Большом Харитоньевском переулке. У него была отдельная папка, где все эти склейки хранились, — эта папка до сих пор хранится в семье Михалковых-Кончаловских. Доходный дом Фон Мекк Малый Харитоньевский пер.
В этом доме жил человек, благодаря которому эти картины сохранились, — меценат Владимир фон Мекк внук Надежды фон Мекк, известной по дружбе с Чайковским. С Врубелем его познакомил снова Валентин Серов. Врубель очень оскорбился и, как вспоминали его друзья, находился в отчаянном положении. Владимир фон Мекк купил эту картину за 3000 руб.
Так, особняк Морозовых в Подсосенском переулке Врубель украсил панно на тему Фауста. В последующие несколько месяцев работал, чтобы расплатиться с трактиром в Охотном Ряду. Дом Залогиных, Фото автора Сохранился только старинный фасад дома, надстройка была сделана позже. В этом доме на Лубянке Михаил Врубель проживал со своей женой Надеждой Забелой и сыном Саввой, это его последний московский адрес. Отсюда его увезли в клинику после смерти сына психическая болезнь резко обострилась , где он провёл последние годы жизни. Памятной доски на доме нет, поэтому последний московский адрес Врубеля мало кто знает. Известно, что, когда его жена Надежда Ивановна приходила в клинику с аккомпаниатором и пела, художник, который, как отмечали врачи, был невменяем, приходил в себя. Также он становился абсолютно нормальным, когда брал в руки карандаш и бумагу. Он мечтал, чтобы здесь был не ресторан, но театральный комплекс. Но его арестовали, и проект не был реализован. Судьба живописного панно тоже была нелёгкой. Сначала оно хранилось в частном театре у Саввы Мамонтова, потом его перенесли в Театр оперетты и, наконец, в Большой театр и на долгие годы о нём забыли. И лишь в 1956 году во время ремонта рабочие случайно обнаружили это огромное полотно, оно было в ужасном состоянии.
Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль. Фрагмент картины «Демон летящий», 1899 год «Демон поверженный» 1901—1902 В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Демон поверженный. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. В 1902 году картина принимает участие в выставке художественного объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Врубель был буквально одержим полотном и каждое утро, пока было мало посетителей, он приходил переписывать его, стирая одни краски и накладывая другие, подправляя задний план и позу своего героя. Эскиз Врубель к тому времени уже был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности.
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
Как потом скажут в самом издательстве, они хотели «сделать это издание по возможности характерным и самостоятельным в художественном отношении… Мы искали в рисунках не шаблонных иллюстраций по заказу, по большей части сухих, однообразных и скучных, а искали в них характера, жизни, словом сколько-нибудь художественного произведения»… Иллюстрации к «Демону» Издатель Пётр Кончаловский на тот момент отвечал за иллюстрации. Именно ему принадлежала идея вместе с известными художниками привлечь к работе молодых — Валентина Серова, Константина Коровина, Леонида Пастернака и Михаила Врубеля. Причем, кандидатура последнего была предложены Серовым, который дружил с Михаилом Александровичем и знал, что тот давно работает над «Демоном». По просьбе Кончаловского Врубель принёс один из своих рисунков, где был изображён Демон на фоне Казбека. Рисунок очень понравился Кончаловскому. Более того, он снял для Врубеля комнату под своей квартирой и художник каждый день посещал Кончаловского и показывал ему свои работы, от которых тот пребывал в огромном восторге. К сожалению, большинству критиков рисунки Врубеля не нравились, так что Петру Кончаловскому приходилось их яростно отстаивать перед другими издателями… Но читатели, против ожидания, тепло приняли его иллюстрации, одиннадцать из которых были сделаны к поэме «Демон». Особенно всех впечатлил рисунок «Демон и Тамара». Книги с рисунками Врубеля раскупались, продаются они и сегодня. Самое интересное, что после смерти художника никто больше не пытался взяться за иллюстрирование этого лермонтовского произведения.
Все понимали — сделать лучше просто невозможно… «Демон сидящий» На картине «Демон сидящий» главный герой предстаёт перед нами в синем одеянии, он сидит, трагически сцепив руки и смотрит куда-то вдаль печальными огромными глазами удивительного цвета. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится немного странно. Вокруг герои растут белые цветы. За ним горная местность, окрашенная в алые лучи заходящего солнца. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.
У него была отдельная папка, где все эти склейки хранились, — эта папка до сих пор хранится в семье Михалковых-Кончаловских.
Доходный дом Фон Мекк Малый Харитоньевский пер. В этом доме жил человек, благодаря которому эти картины сохранились, — меценат Владимир фон Мекк внук Надежды фон Мекк, известной по дружбе с Чайковским. С Врубелем его познакомил снова Валентин Серов. Врубель очень оскорбился и, как вспоминали его друзья, находился в отчаянном положении. Владимир фон Мекк купил эту картину за 3000 руб. Позже художник её забрал, чтобы отвести в Санкт-Петербург на выставку в Русском музее, но и там картина вызвала шок и оторопь.
Именно в тот момент у Врубеля произошёл первый психологический срыв. Дом Черткова Мясницкой ул. В этом доме находится белый камин в стиле модерн работы Михаила Врубеля. Сделать камин пригласил его друг Фёдор Шехтель, он проектировал здесь лестницу. Плитка, из которой Врубель делал свои керамические изделия, изготовлялась в гончарной мастерской Саввы Мамонтова. Кстати, Врубель придумал маску льва, которая стала эмблемой керамической мастерской Саввы Мамонтова.
Причём отцу он показался похожим на грубую и отвратительную женщину. Михаил Врубель, видя такую реакцию дорогого ему человека и предвидя подобные отзывы окружающих, уничтожил свою работу. Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов.
Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно. Уже в процессе работы над картиной Врубелю пришлось увеличивать холст, пришивать кусок, подклеивать — фигура Демона требовала больше и больше пространства, она заполняла собой всё полотно, и художнику никак не удавалось получить удовлетворение от найденного решения. Зажав своего героя по горизонтали, между верхом и низом, художник, наконец, понял, что эта композиция — то что надо.
Именно такое положение героя подобно жизни самого автора, оно демонстрирует, как тесны были рамки действительности для его таланта. Личное отношение художника к герою Сам живописец считал, что Демон — это дух, совмещающий в себе как женское, так и мужское начало. Понимание Демона художником отличалось от общепринятого.
Врубель был уверен, что он единственный понял и почувствовал это существо правильно — все истолковывают его как дьявола и заклятого врага людского рода, тогда как живописец видел в Демоне мятежный дух и страдания человека, который не находит себе места и покоя среди людей. Недаром слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Ассоциируя себя с Демоном, а свой талант и творческий потенциал с его физической мощью, Врубель горел предчувствием невиданного прорыва в искусстве, совершённого этой работой.
По его признанию сестре, это была «мания, что непременно скажу что-то новое». Картина стала первым масштабным и выразительным произведением русского символизма. Живописец был убеждён, что «Демон составит ему имя».
И не ошибся. Описание картины Врубеля «Демон сидящий» Картина ориентирована горизонтально. По её центру, от низа до верха и так, что часть головы и ног оказываются отсечёнными, сидит на земле молодая, полуобнажённая фигура.
Атлетический торс обнажён, мощные плечи расслаблены и выставлены вперёд, жилистые сильные предплечья лежат на коленях согнутых ног, закрытых синей одеждой. Пальцы кистей рук сцеплены и напряжены, ладони вывернуты к зрителю. Так автор видит Демона.
Герой задумчив и мрачен. Написан в профиль — черты лица правильные и выразительные.
Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине "Сидящий демон". Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций.
Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль. О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала.
Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как "дух лукавый".
Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона. Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в "царицу мира". В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля "Демон сидящий".
Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье. Картина "Демон сидящий" Врубеля В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Над картиной "Демон сидящий" Врубель работал в доме Саввы Мамонтова.
Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа. Описание "Демона сидящего" Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы. Фоном служит горная местность, алый закат.
Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику. Работа живописца напоминает панно или витраж. Анализ картины Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин - инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок.
Делая анализ картины Врубеля "Демон сидящий", невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: "Демоном сидящим", описание которого представлено выше, и "Тамарой и Демоном". Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала "Золотое руно".
И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной "Демон сидящий". Михаила Врубеля, видимо, покорил образ "духа лукавого". В 1902 году он написал картину "Демон поверженный". Это была одна из его последних работ.
Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме. Охваченный демоном Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца.
Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам. Одинокая душа На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством.
После того как на одной из выставок была представлена картина "Демон сидящий" 1890 г.