Новости кгб история

Поворот истории произошел в независимости от того, был КГБ или не был.

Последние новости по теме КГБ

Первым заместителем председателя КГБ Литвы был Станислав Александрович Цаплин, который прекрасно знал всю подноготную. сказала Шеметавец. С 15 по 19 апреля 2024 года в КГБ ПОУ «УАПК» проводилась неделя Истории под названием «110 лет со дня начала Первой Мировой войны».

КОМИТЕ́Т ГОСУДА́РСТВЕННОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ СССР

Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ Прекративший свое существование КГБ СССР был в определенной степени "Левиафаном", включавшим в себя самые разные направления деятельности: от наблюдения за диссидентами.
История спецслужб России: НКВД, КГБ, Федеральная Служба Безопасности Белорусские спецслужбы предотвратили удары беспилотников по объектам в Минске и его пригородах, заявил глава КГБ Иван Тертель на заседании VII Всебелорусского народного.
Последние новости КГБ | Onliner КГБ был одним из основных органов безопасности Советского Союза с 1954 года до его распада в 1991 году.
Приложение 9. Основные даты истории КГБ СССР – С черного хода пробрался в историю МВД и КГБ строитель по образованию некто Вадим Бакатин, который своими распоряжениями оказал разрушительное воздействие на упомянутые.

Глава КГБ заявил о пресечении ударов боевыми дронами по Минску из Литвы

Из других любопытных находок в опубликованной телефонной книге сотрудников КГБ — имена полного тезки старшего брата виолончелиста и друга президента России Владимира Путина Сергея Ролдугина, а также митрополита Рижского Александра. Тезка главы латвийской православной церкви Александр Иванович Кудряшов, 1939 года рождения, числился в картотеке под кличкой «Читатель». Указана и его категория: «Агент». Согласно документам, завербован 26 января 1982 года.

Есть там, например, и данные на отца Иоанна Миролюбова. Но его документ, как рассказал сам отец Иоанн, латвийский суд в итоге признал сфабрикованным. Это было и прямое взаимодействие, которое было связано с организацией сети агентов, которые прямо служили в КГБ и при этом работали в церкви.

Во-вторых, это были так называемые сексоты, которые сообщали информацию о внутрицерковной деятельности. И особенно обе части — о широком участии церкви во внешнеполитической деятельности Совесткого Союза, что было фактом». Латвийский политик и правозащитник Борис Цилевич утверждает, что сами документы из опубликованной картотеки сами по себе никакой роли не играют.

Само наличие карточки юридически еще не дает основания утверждать, что человек сотрудничал с КГБ. А большинство документов, которые помогли бы сделать однозначные выводы, были вывезены из Латвии в Москву еще до провозглашения независимости», — объясняет Цилевич. Рассекреченные архивы КГБ 30-летней давности вызывают сегодня много споров.

Историк, заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра общества «Мемориал» Никита Петров объясняет это так: «Агенты чаще всего представляли собой жертв системы КГБ. Им делали предложения, от которых они не могли отказаться.

Когда вам будет надо, вы осуществите подрыв этих ядерных зарядов, нанеся ядерный удар по столице Советского Союза». А когда он почувствовал, что может быть арестован, то выставил для своих кураторов условный сигнал «ядерная опасность». Говорят, что Пеньковский сообщил о размещении советских ракет на Кубе и этим предотвратил войну, но нет, он к этому отношения никакого не имел. Наоборот, он передал сведения о технических данных советских ракет, о разворачивании дивизиона, об обслуживании ракет на позициях, о режиме ожидания. И полученная от него информация позволила американцам дешифровать кадры авиасъёмки, когда они обнаружили позиции наших ракет.

Это реально то, что он сделал для врага. Поэтому делать из него героя, якобы спасшего мир, не надо. Он длительное время работал на американцев, прежде чем был разоблачён и арестован. Огромный провал — это передача последним председателем КГБ Вадимом Бакатиным с санкции высшего советского руководства американцам схемы прослушивания посольства США в Москве. Это просто беспримерное предательство интересов государства. И это был удар не только по государственной безопасности, но и по нашим учёным, разрабатывавшим специальную технику. Был нанесён реальный материальный ущерб.

Съемки многосерийного телефильма "ТАСС уполномочен заявить... Советский Союз создал реально жизнеспособную и привлекательную для многих альтернативу их системе, поэтому им необходимо было уничтожить СССР: конкурент в нашем лице им был не нужен. Имеют ли они что-то общее с действительностью?

Дальше его сменил Юрий Андропов. Первый начался в 1954 году и завершился с приходом на пост Юрия Андропова. КГБ пережил значительные сокращения, но работал всё равно достаточно эффективно.

Комитет пользовался высоким авторитетом, однако при этом его работа была относительно незаметной и непубличной, — рассказал в интервью RT историк спецслужб Александр Колпакиди. У Андропова был совершенно иной взгляд на работу ведомства. Он стал расширять полномочия Комитета, отсек привязку к Совету Министров, чем повысил формальный статус до центрального органа.

Лекции были организованы Научно-информационным и просветительским центром «Мемориала» и прочитаны в 2016 году в Москве Никитой Петровым. Никита Васильевич Петров —Ph. Автор более ста научных публикаций, посвященных истории советского террора, массовых репрессий и карательных ведомств.

100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.

сказала Шеметавец. На вопросы EADaily отвечает начальник Аналитического управления КГБ СССР генерал-лейтенант Николай Леонов. Деятельность КГБ во многом ассоциируется с Юрием Андроповым, который руководил им 15 лет. На основании этого закона КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР. Смотрите на телеканале "ТВ Центр" документальный цикл "Следствие ведёт КГБ". Первое Главное управление, ведавшее шпионажем - преобразовали в самостоятельную разведслужбу.

«В республиканских органах КГБ были люди, которые хотели распада Союза»

Первое Главное управление, ведавшее шпионажем - преобразовали в самостоятельную разведслужбу. Сразу после августовского путча главой КГБ был назначен либерально настроенный генерал-лейтенант Вадим Бакатин. реформа МВД СССР, в ходе которой был образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров (СМ) СССР. Однако в дело вмешался белорусский КГБ, раскрывший планы Киева. После вступления в должность председателя КГБ в 1967 году Юрий Андропов сразу приступил к реформированию аналитических структур. С 15 по 19 апреля 2024 года в КГБ ПОУ «УАПК» проводилась неделя Истории под названием «110 лет со дня начала Первой Мировой войны».

Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы

Использовали психологическое давление, высылку за 101-й километр и за границу. Сразу после августовского путча главой КГБ был назначен либерально настроенный генерал-лейтенант Вадим Бакатин. Его миссией, по словам Бориса Ельцина, стала «задача разрушить эту страшную систему подавления, которая сохранялась еще со сталинских времен». Первым замом Бакатина стал академик-востоковед Евгений Примаков — единственный гражданский на этой должности. ЦСР просуществовала всего несколько недель, до 8 декабря 1991 года, когда она была переименована в Службу внешней разведки. В этом качестве она существует до сих пор. Межреспубликанская служба безопасности начала с того, что бездействовала в момент подписания Беловежских соглашений, хотя в соответствии с законом «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР» принят еще в апреле 1990 года МСБ должна была пресечь действия главы РФ Ельцина.

Основы уголовного законодательства вводили понятие и систему особо опасных и иных государственных преступлений. Статья 29 Основ уголовного судопроизводства определяла подследственность по особо опасным и иным государственным преступлениям.

Непосредственно компетенция КГБ в сфере правоприменения определялась уголовными и уголовно-процессуальными кодексами союзных республик СССР. Согласно данным доктора юридических наук В. Лунеева из 10 938 человек, привлеченных к уголовной ответственности «за контрреволюционные преступления» ст. Всего же в 1959 — 1991 годах, то есть за 32 года, за государственные преступления были осуждены 14 689 человек. Из них 5483 были осуждены за особо опасные государственные преступления, в том числе 2781 человек — за антисоветскую агитацию и пропаганду[5]. В то же время деятельность органов КГБ в 50-е — 60-е годы не была свободна от влияния субъективизма и волюнтаризма их руководства, хотя именно в этот период в полной мере утверждается прокурорский и партийно-государственный контроль за их работой. Следует также отметить, что в нашей стране, к сожалению, не получила полной реализации идея построения общенародного государства, провозглашенная в новой Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии в октябре 1961г. Необходимо также сразу и особо подчеркнуть, что серьезная критика деятельности органов госбезопасности в 30-е — 50-е годы, начатая в специальном докладе Первого секретаря ЦК КПСС Н.

Хрущева на ХХ съезде Коммунистической партии в феврале 1956г. Известно, что Н. Хрущев неоднократно официально заявлял, что «органы госбезопасности вышли из-под контроля партии и поставили себя над партией», что не в полной мере соответствует исторической правде, означало очередную мифологизацию истории органов госбезопасности СССР. Январь 1922 — декабрь 1936» М. Декабрь 1936 — 1937гг. Под лозунгом «исключить возможность возврата к 1937 году» органам госбезопасности в нарушение конституционного принципа равенства всех граждан перед законом ЦК КПСС было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской и профсоюзной номенклатуры. Правда, подобное решение принималось еще и ранее, в декабре 1938г. По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956г.

С одной стороны, создавая некое подобие касты «неприкасаемых», оно в то же время способствовало зарождению «телефонного права», получившего особое распространение в середине 80-х годов прошлого века. В то же время это облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия спецслужб иностранных государств. А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и Советского государства. Отметим также, что нечто похожее произошло в нашей стране и в 1988г. Следствием этого решения стал уход в 1991г. Однако и в плане нормативного регулирования деятельности КГБ далеко не все складывалось благополучно. Но, имея гриф «Совершенно секретно», оно было недоступно и оставалось неизвестным даже сотрудникам, слушателям учебных заведений КГБ. В его первом пункте подчеркивалось, что органы государственной безопасности «...

Они призваны бдительно следить за тайными происками врагов Советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок против Советского государства... Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитета КПСС». В пункте 11 раздела «Кадры органов и войск государственной безопасности» Положения отмечалось: «Работники органов государственной безопасности должны воспитываться в духе беспощадной борьбы с врагами нашей Родины, умения предотвращать преступления, выполнять свой служебный долг, не щадя своих сил, проявляя при этом решительность и инициативу. В органах государственной безопасности не должно быть места карьеристам, подхалимам и перестраховщикам». В пункте 12 подчеркивалось: «Органы государственной безопасности обязаны непосредственно и через соответствующие организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допускают политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости. Руководители и партийные организации органов и войск КГБ обязывались воспитывать своих сотрудников «... Партийные организации проводят партийно-политическую и организационную работу и обеспечивают развитие деловой критики и самокритики. Партийные организации и каждый коммунист имеют право, руководствуясь Уставом КПСС, сигнализировать о недостатках в работе органов государственной безопасности в соответствующие партийные органы»[6].

К сожалению, в Положении не закреплялись права и обязанности сотрудников. Это Положение продолжало формально действовать, поскольку личный состав КГБ с ним не знакомился, до 16 мая 1991г. С момента образования КГБ при СМ СССР по устоявшейся традиции формирование его штата шло по рекомендациям партийных или комсомольских организаций предприятий, воинских частей или вузов, после тщательной проверки и изучения кандидатов, или «партийным набором», то есть направлением партийных работников на, как правило, руководящие должности после соответствующей краткосрочной подготовки. С 1954г. Хрущев с явным подозрением смотрел на органы государственной безопасности, И. Серов в мае 1954г. В то же время шел процесс проверки всего личного состава органов КГБ на предмет причастности к имевшим место в предшествовавшие годы нарушениям законности — часто подобные факты выявлялись в процессе пересмотра архивных уголовных дел по заявлениям граждан и обращениям с просьбой о реабилитации. В 1957г.

Серов докладывал в ЦК КПСС, что с момента образования КГБ « было уволено 18 тысяч человек, в том числе более 2300 сотрудников за нарушения социалистической законности, злоупотребления служебным положением и аморальные поступки. Около 2000 человек были уволены из центрального аппарата КГБ, 48 из них являлись начальниками отделов и выше, 40 были лишены генеральских званий». Заменены были почти все руководящие работники главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата. Он также отмечал, что по сравнению с 1954г. По этому поводу в одном из своих выступлений в феврале 1959г. Хрущев отмечал, что «мы... Хрущеву было направлено 2508 информационных сообщений, полученных от резидентур ПГУ за рубежом, 2316 сообщений было направлено в Совет Министров, также разведывательная информация направлялась в отдел ЦК КПСС по внешним связям, в министерства обороны, иностранных дел, внешней торговли, среднего машиностроения и здравоохранения[8]. За этими сухими цифрами стоит повседневная кропотливая и опасная работа советских разведчиков.

Далее в этом же документе непосредственно о деятельности иностранных разведок против СССР говорилось следующее: «В своих разведывательных целях американская разведка использует многочисленные эмигрантские организации, в том числе т. Направляя антисоветские эмигрантские организации на борьбу против СССР и стран народной демократии, американская разведка затрачивает огромные средства на их содержание. Как известно, США ежегодно ассигнуют более 100 млн. За последние три года органами безопасности при активной помощи советского народа были пойманы на советской территории десятки шпионов, проникших нелегальным путем морем, воздухом, через сухопутные границы , у которых были изъяты радиостанции, оружие, фотоаппараты, средства тайнописи, яды, фиктивные документы и значительные суммы советских денег и иностранной валюты. По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности. Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций. В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности... Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья.

Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи. Имеюшиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности развернули бешеную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии». Прервем здесь цитирование этого чрезвычайно важного документа для одного необходимого замечания по его дальнейшему содержанию. Объективные основания для подобной пропаганды действительно имелись. И содержались они в докладе Н. Хрущева 6 февраля 1956г. Несмотря на закрытый характер этого выступления, его содержание стало достаточно широко известно, а уже в апреле того же года ЦРУ получило его текст, который с прямой подачи директора ЦРУ А.

Даллеса 4 июня был опубликован газетой «Нью-Йорк таймс». Съезд в целом одобрил доклад Хрущева и призвал партийные и советские органы, всех советских людей бдительно стоять на страже социалистической законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопрядка[11]. Принятое в июле того же года постановление ЦК КПСС «О культе личности Сталина и преодолении его последствий» имело маловразумительный и противоречивый характер, не отвечало на насущные и актуальные вопросы, что не могло не породить как разного рода слухи, так и недоумение, возмущение, что искусно стимулировалось и инспирировалось западной радиопропагандой. Именно его половинчатость и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стало лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе[12]. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско-националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления. Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе. Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и в соответствии с законами советской власти своевременно пресекают их преступные действия».

Ставший 25 декабря 1958г. Шелепин продолжил политику дальнейшего сокращения кадров органов госбезопасности. В апреле 1959г. Нельзя не отметить, что подобная затянувшаяся кампания «чисток» и сокращений не лучшим образом сказывалась как на результатах оперативно-следственной работы органов КГБ, так и на состоянии морально-психологического климата в чекистских коллективах, порождая у сотрудников чувства неуверенности, недооценки важности и нужности работы по обеспечению безопасности государства и его граждан. В феврале 1960г. Шелепину при председателе КГБ была организована Группа по изучению и обобщению опыта работы органов безопасности и данных о противнике со штатом 10 человек, трансформировавшаяся впоследствии в Группу консультантов председателя КГБ. В целом данное организационно-кадровое решение позволило значительно повысить уровень разрабатываемых планов контрразведывательных операций и оперативных мероприятий. Также в феврале 1960г.

Второе главное управление, а фактически всю контрразведку страны с момента образования КГБ и до его упразднения последовательно возглавляли П. Федотов, О. Грибанов 1956 — 1964 гг. Банников 1964 — 1966 гг. Цинев 1967 — 1970 гг. Григоренко 1970 — 1983 гг. Маркелов 1983 — 1989 гг. Грушко 1989 — 1991 гг.

Однако вследствие непродуманной кадровой политики руководста страны в 50-е — 60-е годы проводилось сокращение числа контрразведчиков в органах КГБ. Если в марте 1954г. Соответственно в 1954 — 1991 годах военную контрразведку страны — 3 Главное управление КГБ — последовательно возглавляли Д. Леонов 1954 — 1959 , А. Гуськов 1960 — 1963 , И. Фадейкин 1963 — 1966 , Г. Цинев 1966 , В. Федорчук 1967 — 1979 , И.

Устинов 1970 — 1974 , Н. Душин 1974 — 1987 , В. Сергеев 1987 — 1990 , А. Жардецкий 1990 — 1991. В речи в октябре 1961г. Шелепин заявил, что «органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов. Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под постоянным контролем Партии и Правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства... Органы государственной безопасности — это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги — Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова».

Следует также отметить, что реорганизация и последующее сокращение штатов органов госбезопасности негативно повлияли как на разведывательные, так и контрразведывательные возможности органов страны. Так, в апреле 1954г. Хохлов в Германии. Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда ценных источников информации. Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы: А. Голицын, А. Шевченко, О. Гордиевский, О.

Калугин — активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях реального и непрекращающегося противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводить специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия. Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве. О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует лишь тот факт, что измена только одного В. Предательство не может иметь никакого оправдания. И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы В. Резуна и подобных ему перебежчиков.

В то же время, уже в 50-60-е годы органами КГБ был разоблачен ряд как сотрудников разведок посольских резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так, в 1958г. Попов, а в октябре 1961-го — полковник О. Поляков [16]. Однако представляется также необходимым рассказать о некоторых неизвестных страницах истории деятельности советской разведки в начале 60-х годов в США. Общая канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962г. Тогдашний американский президент Джон Кеннеди потребовал от советского правительства вывода этих ракет, что, с одной стороны, поставило мир на грань ядерной войны, и, с другой стороны, было выполнено Советским Союзом. Да, такова краткая фабула той далекой истории, за кулисами которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения.

К числу последних многие наши соотечественники относили и относят ныне как эвакуацию советских ракет, так и мнимое «унижение» вследствие этого СССР, причиной чего стал якобы «авантюризм и волюнтаризм» тогдашнего советского руководителя Н. Хрущева, о чем на октябрьском 1964г. При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят о якобы «односторонней вине СССР» в возникновении опасного международного кризиса, получившего в нашей стране название Карибского, в США — Ракетного, а на Кубе — Октябрьского. Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии «сдерживания» или «отбрасывания коммунизма», основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы. К 1962 году США не только увеличили число своих военных баз вдоль границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет «Юпитер» в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность носителей ядерных зарядов в отношении 1:17 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство. Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и в этой связи решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой оказавшейся впоследствии ложной посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести отныне также следует перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника.

Пеньковский арестован 22 октября 1961г. Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, тем самым парализовав стратегический центр управления страной. За год до описываемых событий, в марте 1961г. При этом в августе того же года Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы с целью свержения ее правительства под кодовым названием «Мангуста», предусматривавшей возможность поддержки десанта «контрас» ВМС и армией США. Отметим при этом, что широкой общественности о плане «Мангуста» стало известно только в 1975г. Оперативный план «Мангуста» предусматривал два этапа: — август — сентябрь 1962г. Подготовку кубинских «контрас» для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ «W» в Майами, подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров, и насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников. Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о «начале антикастровского восстания на острове», что должно было стать сигналом для начала высадки десанта «контрас».

С мая 1962г. Кеннеди приказал активизировать меры по «намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро». Что помимо прочего свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Отметим также, что лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана «Мангуста». Специально подчеркнем, что мы описываем деятельность США против Кубы на основании статьи «Mongoos» «Мангуста» в американской «Энциклопедии шпионажа» М. Обратим при этом внимание на следующие чрезвычайно важные обстоятельства. Авторы указанной энциклопедии Н. Полмер и Т.

Аллен, как и многие другие исследователи истории Карибского кризиса, сознательно разрывают событийно-хронологическую последовательность действительного развития конфликта, с тем чтобы вывести США из-под обвинений в создании этого международного кризиса. Так, Полмер и Аллен говорят о том, что якобы операция «Мангуста» не влияла на принятие советским руководством решения об оказании военной помощи Кубе. Однако уже в апреле 1962г. Аналогичной информацией располагала и разведслужба Республики Куба. Для кубинского, да и советского руководства к маю 1962г. Именно в этой обстановке Совет Обороны СССР принял 18 мая решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск ГСВК численностью в 51 тысячу военнослужащих — реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тысячу человек. Также предполагалось развертывание здесь Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 по западной терминологии «СС-4» , 24 ракеты Р-14 «СС-5» , 6 бомбардировщиков «Ил-28» и истребители прикрытия «Миг-21».

В целом подобные «асимметричные» меры должны были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года в ходе первого официального визита Н. Хрущева на Кубу. Следует особо подчеркнуть, что подобная практика заключения секретных межгосударственных соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственное, в чем можно упрекнуть советского лидера — это в отступлении от официально провозглашенного «ленинского принципа» отказа от заключения тайных договоров. В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправданна с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права. В конце мая Генеральный штаб ССР приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия «Анадырь», как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе. Несмотря на разветвленную разведывательную сеть, в том числе и на Кубе, наличие здесь американской военной базы в Гуантанамо, дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы — всего на остров были доставлены 158 ядерных боезарядов, причем только 24 из них к моменту начала «горячей фазы» конфликта оставались неразгруженными. Рассекречивание этого факта в 1992г. Кеннеди Роберта Макнамару — настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы.

На что Андропов сказал, что данные предложения уже рассмотрены и все-таки остановились на моей кандидатуре. Вы редко пользуетесь дисциплинарно-офицерскими командными мерами», — предупредил меня заранее Андропов. Я сказал, что являюсь сторонником консультативного решения вопросов. Ведь в моем распоряжении был штаб: у меня было пять заместителей, секретарь парткома, руководитель по кадрам. Мы принимали решения коллективно, после тщательного рассмотрения всех деталей.

Короче говоря, мне было сказано возглавить управление. Принцип у нас в разведке был такой: ничего не проси, ни от чего не отказывайся. Я спросил Андропова, какие у меня будут основные задачи. И тут он сформулировал: «Главная Ваша задача — не поддакивать мне. То, что я знаю, мне известно и без Вас.

Вы же — управление целое, имеете доступ к огромному запасу информации, которую получаете из всех источников, — разведка, посольства, дешифровка, перехват радиопередач. Вы должны формулировать независимую точку зрения, докладывать их мне и в ЦК, не глядя на существующие мнения». Это прозвучало как гром среди ясного неба. Я воспринял это как свободу действий и сказал, что будем стремиться к такой работе. В противном случае управление теряло свой смысл.

Если отобрать у информационно-аналитического бюро свободу, оно превратится в информационно-пропагандистское. Это как у пчелы отнять жало — она погибнет или превратится в гермафродита. Как сейчас происходит: вместо анализа и детального разбора вопросов все заполняется информационным навалом, который всегда ведет к катастрофам. Ведь что такое нацизм в Германии? Это информационный, психологический навал на нацию, который организовывался структурой, созданной после 1933 года.

Она подавила очень развитую и современную нацию, заставила ее мыслить как солдатская шеренга. У них нет возможности думать и выбрать лучший вариант, солдаты идут в штыковой бой. Если вы хотите избежать ошибок, то должны иметь аналитическую структуру, которая поможет выбрать лучший вариант. Благодаря постулату Андропова «не поддакивайте мне» я просидел в кресле руководителя аналитического управления с 1973 года до гибели СССР. Доминантой в моей жизни осталось стремление к информационно-аналитическому рассмотрению тех проблем, которые стоят перед государством.

Независимость от работодателя. Это первое условие. Второе — управление потоками информации. Мы живем в безбрежном море информации, в которой дряни больше, чем жемчужин. Проработав всю жизнь в информационно-аналитической сфере, я с трудом представляю, как люди, не имеющие специальной подготовки и заостренности, разбираются в жутком селевом потоке, который разрушает все кругом, несет обломки домов, деревьев, остатки кораблей — всё в кучу.

Для нашего подразделения главным было определить основные фундаментальные течения в информационных потоках, чтобы отвлекаться от постороннего. То есть — процеживание информации: надо браться только за крупные события, на все просто не хватит энергии. Занимаясь внешней политикой и разведкой, нашей первостепенной задачей было определить, насколько правильно и честно работают наши датчики информации. Аналитическая структура должна строиться на основе здоровых кирпичей — хорошей информации. Вы не должны заглатывать все, что попадется в сети.

Каждый раз, тем более когда поступает сенсационная информация, не надо дергаться и докладывать ЦК. Остановитесь и перепроверьте. Как перепроверить? Управление состояло из сотен офицеров, которые вели все каналы поступления информации. Люди, которые профессионально занимаются этим делом, они знают, как правило, источники информации.

Предположим, агент работает в ЦРУ или в другом ведомстве. Наш человек следит за потоком этого источника в течение нескольких месяцев или лет, знает его почерк, знает, когда и в чем он ошибся. Потому что анализ информации a posteriori в последующем позволяет установить, насколько добросовестно работает агент. Бывали люди, которые становились агентами, давали согласие, но поставляли «озелененную» информацию. То есть сочиняли ее.

Липует, как тогда говорили. Мы также имели право запрашивать информацию у любого другого источника, если закралось сомнение в достоверности информации или документа. И через 3 дня получали ответ на запрос с пояснением, почему информация достоверная или с дурным душком. Есть люди, которые дают абсолютно достоверную информацию. Например, документ принес из Госдепартамента.

А у нас еще 4 или 5 агентов, которые дают подобную информацию, но в других ракурсах. Мы берем документ, подвергаем анализу все другое и говорим: «Братцы, у вас там врут в каком-то случае». Даем нашим разведчикам за рубежом ориентировку, что товарищ там-то врет или не знает. Были еще дешифровки из посольств и МИД. То есть мы имели в руках эталон.

Вне зависимости от того, работает он за деньги или на идейной основе. Вопросы ставим такие, что он вынужден либо раскрыться, либо вскрыть свою пустоту. Приемов проверки много. Каждого нового источника наше информационно-аналитическое управление подвергало проверке. Тогда он поступает в строй.

Часто мы сразу отбрасывали людей, которые поставляли нам шелуху и совершенно очевидно работали только на получение денег. Наибольшая трудность возникала в оценке научно-технологической информации. В политике, экономике и в военных делах мы легко управлялись. А вот, если американцы нам подбрасывали документацию научно-технического характера, тут мы не могли сами оценить — это липа или не липа. Направляли в соответствующие министерства и ведомства, которые давали заключение.

Например, когда дело касалось космических аппаратов или мини-шатлов. Могут еще прислать бутылку краски, которая сокращает трение корпуса корабля с водой. Тут они нас частенько обманывали, я знаю улыбается. Но мы не виноваты, поскольку заранее говорили, что не знаем, и предлагали государственным структурами самостоятельно оценить, сколько стоит, если надо заплатить за данную информацию. Основа правильной аналитической работы — тщательно следить за агентурным аппаратом, который поставляет вам информацию.

Чтобы они работали честно. И тогда вы сможете судить, опираясь на твердую почву. Кстати, нам часто подбрасывали ложную информацию, но мы не попадались на нее из-за того, что в управлении работали грамотные ребята. Вбросы информации, как правило, происходили в случаях, когда разжигались межгосударственные конфликты. Вот Украина и Россия сегодня.

Посмотрите, какое количество дерьма подбрасывается, чтобы разжигать вражду. Они будут все делать, чтобы распалять нас. Главное — разобрать. В моей жизни был очень тяжелый случай, когда нам приходилось вести сражение по вопросу о наших взаимоотношениях с Китаем. Идеологические противоречия с Пекином начались сразу после развенчания культа личности Иосифа Сталина.

Начиная с 1960 года со стороны Китая и с нашей стороны партии «ястребов» раздувался конфликт. Выдвигались жуткие проекты «атомной кастрации» КНР — нанести удары по атомным проектам Китая, которые только начинали строиться. Мы, информационно-аналитическое управление внешней разведки, принадлежали к «голубям». Когда люди говорят неправильные вещи — они либо дураки, либо предатели. С дураком понятно.

А вот предатель может руководствоваться шкурными или карьерными интересами, он говорит вещи, которые расходятся с интересами государства. Люди на уровне маршалов СССР предлагали такие вещи. Маршалы Виктор Куликов и Дмитрий Устинов. Когда у нас проблемы возникали на каждом шагу и есть было нечего, предлагали строить огромные долгосрочные сооружения. Идея БАМа родилась так.

Идея постройки второй оборонительной дороги вдоль китайской границы. Предполагалось потратить десятки миллиардов долларов. В нашем управлении мы, конечно, обомлели. Мы понимали, что это невозможно, непосильно по экономическим причинам — противопоставлять себя всему миру. Когда мы доигрались до столкновений на острове Даманский по идиотской причине.

Стоило только дипломатам сесть за стол переговоров и все решить. Но ведь мы-то воевали, били тяжелыми артиллерийскими снарядами по территории Китая. Это привело к 1972 году, когда Киссинджерприехал в Китай и прорвал линию. А что мы получили? Кукиш с маслом.

Это была дичайшая ошибка, противостояние с Китаем — бессмыслица. Мы говорили начальству, что у Китая интересы в другой области. Они в древности построили Великую китайскую стену, чтобы защититься от севера. У китайцев все обращено на юг — этнически, по языку и миграционно. Им не нужна наша сибирская дыра.

А мы в упор кричали, что собираемся отражать китайское нашествие. Вот и результат. У нас фронт — Европа и Америка, у китайцев — Юг и Тихий океан. Мы с удовольствием воспринимали опыт Китая в области создания ядерного оружия. Поддерживали их тезис разумной достаточности.

СССР же наклепал до 50 тысяч ядерных боеприпасов. Потом только сократили до 11 тысяч, потом 7 тысяч и теперь уже 3 тысячи. Я лично подсчитывал. Это же колоссальные средства. Когда меня спрашивают, почему СССР рухнул?

Да потому, что он кишки надорвал себе на этой гонке вооружений. А мы, идиоты, в нее втянулись. Китай не пошел по этому пути. Они создали 600 стартов — и хватит. Все равно никто не тронет ядерную державу.

Поэтому никто и не трогает Израиль. Но мы-то надорвали и гражданское производство, благосостояние граждан, село. Мы сами себя сожрали и выбросили на помойку в результате всех этих соглашений о ракетах меньшей и средней дальности. Кому они вообще нужны, если у вас есть арсеналы стратегических наступательных вооружений? Собираетесь из Варшавы в Москву?

Чушь собачья. Ракетная война может быть только единой, окончательной и бесповоротной улыбается. У нас отсутствует стратегическое планирование. Когда подписывали соглашение о ракетах средней и меньшей дальности, была достигнута договоренность — мы ракеты ликвидируем, а боеголовки снимаем. Уран — источник энергии, который пригодится в будущем.

Плутоний и уран хранится у них в огромных резервуарах, в специальных шахтах, закрытых 15-метровым уровнем воды, чтобы радиоактивность никуда не проникала. У США было достаточно урана и плутония, но они решили себя дополнительно обеспечить сырьем на два века вперед. Но мы отдали за эти деньги то, что было произведено на протяжении двух поколений советских людей. Тогда европейцы собирались купить оружейный уран, электростанции же у всех есть, но американцы ни грамма им не продали — все забрали себе. Речь шла о половине суммы в 500 тонн урана и плутония.

Тем более что нефть тогда была дорогой, но у нас уже не будет урана и плутония, если поставим остальную часть. Мое предложение было опрокинуто. Оставшаяся часть топлива была поставлена в США. Говорят, что американцы превратили полученные уран и плутоний в ТВЭЛы тепловыделяющий элемент. Мы по себе страшно ударили.

Сейчас, когда надо снова создавать ракеты средней и меньшей дальности, у нас уже нет ни урана, ни плутония — месторождения истощились. В советское время было большое предприятие «Висмут» в ГДР, казахстанские месторождения. Сейчас это все ушло. Хотите строить ракеты? Стройте, но у нас нечем их снабжать.

Стратегически мы опять провалились. Конечно, стратегических наступательных вооружений у нас достаточно, чтобы уничтожить планету. Это единственное, что утешает. Мы ошибаемся без конца… — Ранее в своих интервью Вы сказали, что иногда не соглашались с Андроповым. По каким вопросам у Вас были разногласия?

Первый вопрос — судьба социалистического строя в Европе. В наше аналитическое управление поступило громадное количество информации о постепенном разъедании социалистических стран. Офицеры управления помнили все события.

Конечно, с ними можно соединиться по ВЧ. Телефонистка, состоящая на службе в недавно образованном Комитете правительственной связи при президенте, обязательно отыщет нужного абонента. У аппаратов ВЧ-связи мощная мембрана — услышать-то они его услышат. Но речь идет о высшей тайне государства. Даже этому телефону доверить ее никак нельзя.

И ждать возвращения начальников в Москву тоже нельзя. На письменном столе генерала Иваненко лежала записка с грифом «Совершенно секретно», требовавшая принятия немедленных мер. Выходит, решение принимать ему самому? Новость, долетевшая из Вискулей, была настолько ошеломляющей, что немногие задумались в ту минут над тем, что жизнь стала опаснее. На мировой арене появились сразу четыре ядерные державы. И каждая с богатым арсеналом. Скажем, глава независимого Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев оказался обладателем 1216 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков. Арсенал только что возникшего на политической карте самостоятельного Казахстана превышал ядерные вооружения Англии, Франции или Китая.

Что станет с этими ракетами? Не захотят ли, скажем, руководители новых стран с кем-то поделиться ядерным богатством? Решить бюджетные проблемы, поправить платежный баланс, наполнить кассу. Возникали кошмарные видения: ядерное оружие продают Ираку, Ирану или Ливии. Или оно прямиком попадает в руки террористов… Государственный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис доказывал, что Россия — единственная республика, которая может и должна стать правопреемником Советского Союза и всех его структур. И эта идея будет принята мировым сообществом. Российская дипломатия настаивала на том, чтобы Казахстан, Украина и Белоруссия сразу же заявили об отказе от ядерного статуса. Но три республики не спешили расставаться с внезапно обретенным богатством.

Возникали разные — лестные для глав новых государств — идеи. Скажем, такая: Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина совместно владеют ядерным оружием. Поскольку у руководителей всех четырех государств установлена специальная связь, то решение о применении оружия они принимают единогласно. Одним из первых о том, что Советской Союз перестал существовать, узнал руководитель российского ведомства государственной безопасности генерал Иваненко. Ему и пришлось заняться судьбой ядерного оружия, оставшегося за пределами России. Его подчиненные из подразделений, обеспечивавших безопасность ядерных объектов, обратились к физикам. И доложили генералу Иваненко: есть возможность сделать мир немного безопаснее — в кратчайший срок вывести из строя схемы управления ядерными зарядами, оказавшимися теперь вне российского контроля… Нужна санкция высшего руководства. Но именно в эти дни самого генерала Иваненко отрезали от президента России.

Ему уже было известно, что Борис Николаевич принял решение ликвидировать госбезопасность как самостоятельное ведомство. Генерала перестали соединять с президентом даже по телефону. Немыслимая ситуация: необходимо действовать, речь идет о безопасности страны, но глава государства недоступен. И все же надо как-то получить согласие Ельцина. Встреча нового года Накануне нового, 1991 года в традиционном обращении к советскому народу президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев предупреждал сограждан: — Будущий год особый. На него падает решение вопроса о судьбе нашего многонационального государства. Для всех нас, советских людей, нет более святого дела, чем сохранение и обновление Союза, в котором вольно и хорошо жилось бы всем народам. Народы страны жили вместе столетиями.

Их объединяют ценности, накопленные за советские годы, связывает память о Победе в самой разрушительной войне. Мы сейчас, может быть, как никогда остро чувствуем, что нельзя нам жить, отгородясь друг от друга. Да и выйти из кризиса, подняться на ноги, твердо пойти по дороге обновления мы сможем только сообща. Именно в Союзе, его сохранении и обновлении — ключ к решению огромных, судьбоносных задач, стоящих перед нами в 1991 году. Но все пойдет по-другому. Советский президент был самым информированным человеком в стране. Но никому не дано знать его будущее. Некоторых героев этой книги, в основном высших офицеров госбезопасности, я спрашивал, помнят ли они, как встречали первое января девяносто первого?

Предполагали, что в новом году страну и их самих ждут невероятные перемены? Генерал Виктор Валентинович Иваненко: — Встречал дома, с женой и с детьми. Кто-то из друзей заглянул в гости. Какими-то особыми событиями тот Новый год в памяти не отпечатался. Я конечно же не представлял, что произойдет в дальнейшем.

Секретные операции КГБ

Приложение 9. Основные даты истории КГБ СССР. КГБ СССР. 1954–1991 гг. Тайны гибели Великой державы Наш текст посвящен упадку безопасности, соучастию КГБ в разгроме СССР.
Секретные операции КГБ Поворот истории произошел в независимости от того, был КГБ или не был.
КГБ — последние новости сегодня | история мутная и не решенная до сих пор, думаю валяется эта "операция" где то далеко за грифами "совсек" в архивах минобороны вообще а не в КГБ МВД.
Историк спецслужб рассказал о создании КГБ и его достижениях Председатель КГБ "на один день": трагическая история Леонида Шебаршина.

История ФСБ России

Секретный отдел КГБ «Фирма» создавался для того, чтобы встроить советскую резидентуру вглубь механизмов западной рыночной экономики. Роль КГБ СССР в истории и в событиях 1988–1991 годов – отчасти вопрос веры. Секретный отдел КГБ «Фирма» создавался для того, чтобы встроить советскую резидентуру вглубь механизмов западной рыночной экономики. Однако в дело вмешался белорусский КГБ, раскрывший планы Киева. В белорусском КГБ заявили о задержании террористов, которые собирались организовать атаки в День Победы.

«В республиканских органах КГБ были люди, которые хотели распада Союза»

Краткая история КГБ. Здесь-то, в нескольких сотнях метров от Кремля и здания КГБ, произошел один из наиболее «шумных» террористических актов в истории СССР. Свое завершение история 5-го управления КГБ СССР получила в 1985 – 1989 годах. Секретный отдел КГБ «Фирма» создавался для того, чтобы встроить советскую резидентуру вглубь механизмов западной рыночной экономики. Секретный отдел КГБ «Фирма» создавался для того, чтобы встроить советскую резидентуру вглубь механизмов западной рыночной экономики. КГБ предотвратил удары с территории Литвы боевыми дронами по объектам в Минске и окрестностям.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий