Новости когда британская империя распалась

Британская империя (British Empire) – крупнейшая империя в истории человечества, в период между Первой и Второй мировыми войнами занимала до четверти всей земной суши.

Пирс Брендон. Упадок и разрушение Британской империи. 1781 - 1997. Часть 1.

История британской империи. Процесс распада британской империи Распад Британской империи был обусловлен множеством факторов, включая возрастающие антиколониальные настроения, экономические трудности после Второй мировой войны и изменения в международных отношениях.
Почему распалась Британская империя? Объясняю на пальцах В 1903 году между Японией и Британской империей был подписан договор о сотрудничестве.
Почему распалась Британская империя? Объясняю на пальцах В 1903 году между Японией и Британской империей был подписан договор о сотрудничестве.
... и закат Британской империи. Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века Вскоре начался распад Британской империи: в 1922 году она признала независимость Египта, в 1932 году независимость получил Ирак.
Закат солнца над Британской империей В 1970 году был уже близок момент, когда перестала работать формула «Над Британской империей никогда не заходит солнце».

Британская империя, настоящие причины краха величайшей империи

Распад британской колониальной империи. Почему распалась Британская империя Так как Британская империя была самым крупным государственным образованием за всю "сознательную" историю человечества, то на её окончательную ликвидацию ушло почти целое столетие.
Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах В период расцвета Британская империя, крупнейшая в новой истории, занимала четвертую часть суши и управляла четвертой частью мирового населения.

когда распалась британская империя

К тому же окончательно отменить «чрезвычайное положение» в стране британского содружества ввиду очагового сопротивления партизан властям удалось лишь в 1960 году, когда история британской империи завершилась окончательно. Консерваторы были вынуждены признать факт распада Британской империи. Первый министр Уэльса Дрейкфорд не исключил распада Великобритании на отдельные субъекты. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала".

Дмитрий Евстафьев: Американоцентричный мировой порядок уходит

Ведь тогда она перестала быть Британской империей и распрощалась с последней колонией. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". "Одна из важнейших империй современности распадается на наших глазах, — пишет американский историк Альфред Маккой — однако в СМИ практически не пишут об этом экстраординарном событии". Распад Британской империи был обусловлен множеством факторов, включая возрастающие антиколониальные настроения, экономические трудности после Второй мировой войны и изменения в международных отношениях.

БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Частные американские активы за рубежом составляли 6,9 миллиардов против 3,9 миллиардов вложенных европейцами в американскую экономику. Объёмы американского экспорта в Европу оценивались в 8 миллиардов, что в четыре раза превышало средние показатели за 1910-1914 годы. Зато у англичан экспорт в 1913-1921 годах упал почти вдвое. Добавим, что до 1914 года Британия занимала первое место среди кредиторов США, а к 1918 году уже задолжала Америке 4,1 миллиарда. И всё равно, полностью опрокинуть британскую финансовую мощь не получилось. Всё же эта империя строилась веками.

То, что не удалось сделать в Первую мировую войну, пришлось доделывать во Вторую. В ловушке ленд-лиза Широко известно высказывание сенатора демократа и будущего президента США Гарри Трумэна по случаю нападения Германии на СССР: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше». Советские пропагандисты, правда, выкидывали из этой цитаты финальный пассаж: «…хотя я не хотел бы увидеть Гитлера победителем ни при каких обстоятельствах. Никто из них не держит своего слова». Было бы большим упрощением сводить причины и ход Второй мировой войны к интригам Уолл-стрита.

Однако, чтобы понять многие «странности» в поведении США, следует понимать главную цель Америки — стремление уничтожить Британскую империю и заполучить её наследство. Далее американцы внимательно наблюдали и, когда надо, подталкивали британцев к углублению конфронтации с Германией. Затем, когда грянула Вторая мировая война, помогали им материально и опутывали финансовыми обязательствами. Принятый 11 марта 1941 года закон о ленд-лизе создавался именно для Великобритании. Подопечные получали военную технику и после воёны оплачивали лишь то, что не было уничтожено в боевых действиях.

По сравнению с обычными банковскими «предложениями» действительно супервыгодно. Игра шла по-крупному, и ради выигрыша стоило раскошелиться. Американская промышленность получала огромные заказы, крохи с которых перепадали и рядовым обывателям. Платила за них американская же казна, и большая часть затраченных средств, в конечном счёте, возвращалась. Партнёры же, в любом случае, — оказывались у американцев на финансовом крючке и далеко не все имели достаточно воли, чтобы не заглатывать этот крючок слишком глубоко.

Но Рузвельт понимал ещё один важный момент. Право участвовать в очередном переделе мира одними деньгами не покупается. Отсюда его стремление вступить во Вторую мировую войну, встречавшее ожесточённое сопротивление в конгрессе. Такой шаг поддерживался руководителями ФРС, хотя большинство американских бизнесменов руководствовались не категориями мирового господства, а сиюминутной выгодой. Хотя совершенно не понятно, чем руководствовался Гитлер в своём «рыцарском порыве».

После Второй мировой войны дни империи были сочтены. Колонии одна за другой добивались независимости. В настоящее время Соединённое Королевство сохраняет суверенитет над 14 территориями, получившими статус Британских заморских территорий. Взлёт и падение Российской империи Хотя Российская империя существовала с 1721 года до Февральской революции 1917 года, отображённые на карте события начинаются с легендарного призвания варягов в IX веке на княжение в Новгород, объединения восточнославянских и финно-угорских племён и начала существования Киевской Руси. К середине XII века она распалась на полтора десятка княжеств вплоть до монгольского нашествия. Расширение владений Московии продолжилось и в середине 1600-х годов достигло Тихого океана. После победы в нескольких войнах в течение следующих двух столетий Россия стала одной из ведущих держав Европы. Российская империя была третьим по площади из когда-либо существовавших государств после Британской и Монгольской империй. К концу своего существования она простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке.

Существование империи прекратилось в начале 20-го века, но анимированная карта продолжает отображать изменения в географических контурах уже СССР, затем России вплоть до 2015 года.

Африка , Мальту, Цейлон и др. К серед. В 1819 был основан порт Сингапур. В серед. Китаю были навязаны неравноправные договоры, ряд китайских портов открыт для английск. Сянган Гонконг. В период «колониального раздела мира» последняя четверть 19 в. Великобритания захватила Кипр, установила контроль над Египтом и Суэцким каналом , завершила завоевание Бирмы, установила фактич.

После кровопролитной англо-бурской войны 1899—1902 захватила бурские республики Трансвааль офиц. Все новые и новые завоевания и гигантское расширение империи стало возможным не только благодаря военной и военно-морской мощи и не только благодаря умелой дипломатии, но и из-за широко распространившейся в Великобритании уверенности в благотворности британского влияния для народов других стран. Идея британского мессианства пустила глубокие корни — и не только в сознании правящих слоев населения. Имена тех, кто распространял британское влияние, от «пионеров» — миссионеров, путешественников, отходников, торговцев, — до таких «строителей империй» как Сесил Родс , окружались ореолом почтения и романтики. Огромную популярность приобретали и те, кто, как например, Редьярд Киплинг , опоэтизировал колониальную политику. В результате массовой эмиграции в 19 в. Их самостоятельность во внутренней и внешней политике укрепилась решениями Имперской конференции 1926 и Вестминстерским статутом 1931 , согласно которому объединение метрополии и доминионов было названо «Британским Содружеством Наций». Их экономические связи закреплялись созданием в 1931 стерлинговых блоков и Оттавскими соглашениями 1932 об имперских преференциях. В итоге первой мировой войны, которая велась и из-за стремления европейских держав к переделу колониальных владений, Великобритания получила мандат Лиги Наций на управление частями распавшихся Германской и Османской империй Палестина, Иран, Трансиордания, Танганьика, часть Камеруна и часть Того.

Антиколониальная война, усилившаяся в различных частях Британской империи во время Первой мировой войны и особенно после ее окончания, заставила Великобританию в 1919 признать независимость Афганистана. В 1922 признана независимость Египта, в 1930 прекращен англ. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. И хотя Черчилль провозгласил, что он не для того стал премьер-министром Британской империи, чтобы председательствовать при ее ликвидации, ему все же, во всяком случае во время его второго премьерства, пришлось оказаться в этой роли. В первые послевоенные годы предпринималось немало попыток сохранить Британскую империю как путем маневрирования, так и колониальными войнами в Малайе, Кении и др. В 1947 Великобритания была вынуждена предоставить независимость самому большому колониальному владению: Индии.

Разное Причины распада Британской колониальной империи Американский ультиматум о назревшем демонтаже Британской империи Англия получила 2 сентября 1940 г. Затем, начиная с Арджентии, давление Рузвельта на английского партнера стало перманентным и бескомпромиссным. Американцы с плохо скрываемым нетерпением ждали наследства и получили его, невзирая даже на растерянность малокомпетентного преемника, занявшего Овальный кабинет. Американские усилия и порочная военная политика Черчилля сделали процесс распада британоцентристской общности необратимым. Начало крупным потерям положила Бирма. В 1942 г. Британская недееспособность и японские посулы соблазнили часть бирманцев примкнуть к победителям, тем более что Токио предлагал местным националистам независимость. Польщенные бирманцы во главе с Аун Саном согласились и с японской помощью приступили к формированию собственных вооруженных сил. В обмен на лояльность и услуги японцы сдержали обещание и 1 августа 1943 г. Таким образом, с трудом отбившие беглую колонию, англичане в 1945 г. Солдаты, марширующие по узкому участку Бирманской дороги к боевым линиям. Аун Сан формально был полезным союзником, а США не одобряли имперских амбиций. К тому же регион находился на грани гражданской войны с мощной этнической составляющей. Пронаблюдав трения левых с буржуазией и бирманцев с народностью каренов, британский премьер К. Эттли, оценив сложность задач и столкнувшись с пассивным сопротивлением, согласился с утверждением бирманцев о независимости.

"Власть факта". Распад Британской империи (2021)

На протяжении 70 последних лет главой государства в каждой из них считалась королева Великобритании Елизавета II. После кончины главы дома Виндзоров ее наследство — всего 15 корон — должен принять новый монарх, Карл III. Вполне вероятно, он станет последним правителем-иностранцем на части своих владений. О скором разрыве с династией заявляют на Ямайке, референдум об упразднении монархии готовят в Антигуа, а в Австралии с лета введена должность, неслыханная в истории континента, продолжающего юридически считаться королевством, — "заместитель министра по делам республики".

Старая добрая Англия? Елизавета II поднялась на второе место в списке самых долго правящих монархов в истории Если к чему-то в сложносоставном механизме британской монархии сегодня и применимо слово "империя", то к разветвленной системе представителей короля на обоих полушариях, углубленной вплоть до уровня провинций. В отсутствие Карла III в Канаде, Австралии, Новой Зеландии или Новой Гвинее его заменяет генерал-губернатор, в свою очередь замещаемый этажом ниже губернаторами или лейтенант-губернаторами.

Задача всех этих церемониальных фигур заключается в том, чтобы воплощать собою достоинство верховной власти наряду с портретами короля, геральдикой и девизами, отражающими дух ушедших эпох. В Канаде, к примеру, король именуется "защитником веры". Соответствовать необязательно: новый монарх Карл замечен в симпатиях к восточным учениям, на его бескрайних номинальных владениях религии многообразны, да и само значение слова "вера" в официальной формуле не раскрывается.

Это ощущение отчуждения между доставшимися от прошлого устаревшими институтами и современностью долгое время компенсировалось усиленной ностальгией. В отличие от Франции, Нидерландов и Португалии, Великобритания предоставила своим бывшим колониям независимость без войн. Это позволило нескольким поколениям людей XX века сохранить сентиментальные чувства к королевской семье как живому символу государственного организма, между частями которого некогда перемещались люди, товары и идеи.

Окончательное обособление бывших частей империи ослабило их связи, а понижение Великобритании до уровня пятой-шестой экономики мира заставило пересмотреть приоритеты. На падение популярности монархии — а его фиксируют социологические опросы — влияет смена поколений. Молодые австралийцы, канадцы и новозеландцы не чувствуют эмоциональной связи с Лондоном — во всяком случае не больше, чем они испытывают симпатию к Нью-Йорку.

На таком фоне неудивительно, что пользовавшиеся популярностью королевские визиты в бывшие колонии утратили притягательность. По состоянию здоровья Елизавета II последний раз была за рубежом в 2015 году — она посетила Мальту.

Англия со временем приобрела монополию на торговлю рабами.

Всего силами империи в Северную Америку было перевезено 3,5 миллиона африканских рабов. Становление Содружества В период с 1815 по 1914 год Британская империя была самой большой в мире. После того, как Наполеон был разгромлен, у англичан не осталось серьезных конкурентов.

Империя стала основной морской державой мира. В Азии Британия расширяла свои владения и усиливала власть. Для обогащения часто использовались преступные методы.

Например, из Индии в Китай поставлялся опиум, несмотря на запрет династии Цин. В результате военного противостояния Гонконг отошел к Англии. В 19 веке Британская империя находилась в противостоянии с Российской империей, так как в это время в Европе не было иных серьезных политических сил.

Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно.

Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды.

Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии.

Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии.

Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании. Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели.

Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение.

Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ".

Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения.

Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия.

Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации. Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия.

При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой.

Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм.

Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности.

Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору.

Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ".

В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ".

В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах.

Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией.

Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ".

Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное.

Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом.

В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами.

Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом.

Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях.

Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах.

Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены.

Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ".

Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы.

Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви.

Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы.

Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше.

Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними.

Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ".

Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ".

Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации.

В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие.

В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч.

Дилька, Дж. Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано.

Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ.

Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ".

Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе. Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности.

С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике.

Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р. Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ".

Философские взгляды С. Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели. Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей.

Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы. Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым агентством добра, которое когдалибо видел свет " не следует считать обычным лицемерием. Идеология "бремени белого человека " фактически примеряла различные составляющие английского имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления и романтика покорения мира.

Это новая интерпретация имперской идеологии, где вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают в единстве. Парадигма же "представительского самоуправления " вновь занимает место не ценности - "цели действия " целью действия теперь является втягивание мира в английскую орбиту , а "способом действия ", а именно, способом покорения мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе примененной на практике после Первой Мировой войны.

Ко второй половине XIX века в Британской империи наблюдался переход от непрямого сохраняющего значительные элементы автономии управления колониями к прямому централизованному управлению. Но уже к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится протекторатное правление. Это было серьезной модификацией английской картины мира.

Но как английская колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом? Кажется, что жизнь колоний течет сама по себе, а идеология является не более, чем головным измышлением. Однако, если присмотреться внимательнее, то корреляция окажется достаточно прочной.

Попытаемся дать описание "образа мы " в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом. Итак, основным субъектом действия в английской модели колонизации является некое "общество ", "сообщество " все равно, религиозное или торговое. Каждое из них так или иначе воспринимало религиозноценностные основания Британской империи и к торговым сообществам, как мы видели, это относится в полной мере.

Но поскольку в британской идеологеме империи понятия "сообщество " и "империя " синонимичны, то - в данном контексте - сами эти сообщества превращались в миниимперии. Не случайно ОстИндийскую компанию называли "государством в государстве ", не случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи. Каждое "сообщество ", которое в конечном счете складывалось не в силу какихлибо исторических причин, а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен таков "образ коллектива " в картине мира англичан , и каждое из них все более замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от метрополии.

И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу "сообщество - империя ". Оно отталкивалось от идеологемы "сообщество ", "привилегированное аристократическое сообщество ", "сообщество белых людей " и переходило к понятию "империи аристократов ". Создавалась структура взаимосвязанных миниимперий.

Единство этой структуры вплоть до конца XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было принципиально важным. Субъектом действия были "миниимперии " будь то сельскохозяйственные поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры , и их подспудное идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно, силу английской экспансии. Между этими "миниимпериями " и "центром ", именовавшим себя Британской империей, существовало постоянное непреодолимое противоречие: "центр " стремился привести свои колонии "миниимперии " к "единому знаменателю ", а колонии, самодостаточные по своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись от метрополии юридически.

Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии значительный шок и появление антиимперский идеологии "малой Англии ", но это ни на миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась так называемая "вторая империя ". Сама по себе колониальная система, структура "миниимперий " имела посуществу только пропагандистское значение. В известном смысле прав русский геополитик И.

Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и каждая живет своей особенной жизнью. Состав британских владений есть скорее агрегат многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой.

С течением времени она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна. В России невозможно представить себе даже саму мысль о восстании русского населения какойлибо окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской территории, стимулировала подвижки границы.

У англичан колония, изначально находясь под британской юрисдикцией, стремиться выйти из нее. Но этот путь вел к созданию своеобразной "метаимперии ", объединенной не столько юридически, сколько посредством языкового и ценностного единства. К Британской колонизации вполне подходят слова французского исследователя колониальных проблем П.

ЛеруаБолье о том, что: "колонизация - это экстенсивная сила народа, это его способность воспроизводиться, способность шириться и расходиться по земле, это подчинение мира или его обширной части своему языку, своим нравам, своим идеалам и своим законам ". Это в конечном счете попытка приведения мира в соответствие с тем идеалом, который присущ данному народу. Большое влияние на развитие национально-освободительного движения в Британской империи оказала русская Революция 1905-07.

Индийский национальный конгресс в 1906 выдвинул требование самоуправления для Индии. Однако английские власти жестоко подавили антиколониальные выступления. Правительства доминионов стали привлекаться к обсуждению вопросов внешней политики и обороны Британской империи на имперских конференциях.

Капиталисты доминионов вместе с английскими капиталистами участвовали в эксплуатации колониальной части Британской империи. В конце 19 - начале 20 вв. Вступление Великобритании в войну автоматически повлекло участие в ней и доминионов.

Господство Великобритании фактически распространялось также на Египет пл. Я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Британской империи. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов.

Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора 1919. В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций.

В результате 1-й мировой войны произошло расширение Британской империи. Империалисты Великобритании и доминионов захватили у своих соперников ряд владений. Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока.

Многие государства этого района, формально не входившие в состав Британской империи например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями Великобритании. Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Британской империи, ставший проявлением общего кризиса капитализма.

В 1918-22, 1928-33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии. Борьба афганского народа вынудила Великобританию в 1919 г. В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия без северной части - Ольстера, оставшегося в составе Великобритании ; в 1949 Ирландия была провозглашена независимой республикой.

В 1922 Великобритания формально признала независимость Египта. В 1930 был прекращен английский мандат над Ираком. Однако Египту и Ираку были навязаны кабальные «союзные договоры», на деле сохранявшие английское господство.

Происходило дальнейшее усиление политической самостоятельности доминионов. Имперская конференция 1926 г. Но в экономическом отношении доминионы кроме Канады, становившейся всё более зависимой от США в значительной мере оставались агро-сырьевыми придатками метрополии.

Страны Британской империи кроме Канады вошли в созданный Великобританией в 1931 г. В 1932 г. Это свидетельствовало о наличии ещё прочных связей между метрополией и доминионами.

Несмотря на признание самостоятельности доминионов, метрополия в основном ещё сохраняла контроль над их внешнеполитическими сношениями. Доминионы практически не имели непосредственных дипломатических связей с иностранными государствами.

Стоит отметить, что колонии здесь были менее финансово успешными. Большие доходы формировались только за счет торговли с индейцами. Англия со временем приобрела монополию на торговлю рабами. Всего силами империи в Северную Америку было перевезено 3,5 миллиона африканских рабов. Становление Содружества В период с 1815 по 1914 год Британская империя была самой большой в мире.

После того, как Наполеон был разгромлен, у англичан не осталось серьезных конкурентов. Империя стала основной морской державой мира. В Азии Британия расширяла свои владения и усиливала власть. Для обогащения часто использовались преступные методы. Например, из Индии в Китай поставлялся опиум, несмотря на запрет династии Цин.

когда распалась британская империя

Распад Британской империи был обусловлен множеством факторов, включая возрастающие антиколониальные настроения, экономические трудности после Второй мировой войны и изменения в международных отношениях. Распад Британской империи (2021) – 9 просмотров, продолжительность: 38:59 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Сергея Волкова в социальной сети Мой Мир. Британская империя распалась, но не до конца, ее "мерцание" и сейчас очень даже ощутимо, считает политолог Дмитрий Евстафьев.

Что общего между Британским Содружеством и СНГ

  • Почему распалась Британская империя?
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Почему распалась британская империя кратко
  • Сообщить об опечатке

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий