Не менее 10-15 мегапроектов по производству отдельных видов высокотехнологичной продукции будет развернуто в России в 2023-2030 годах, следует из концепции. Наблюдательные люди могли заметить, что чем дальше продвигаются дела, тем отдельные мегапроекты России выстраиваются во все более стройную, логичную и, самое главное.
Дорог на 13,6 триллиона рублей! Что важно знать о новом мегапроекте России
Многие российские компании после введения экспортных пошлин приостановили проекты, которые входят в соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Мегапроекты первой очереди, направленные на производство и разработку приоритетной высокотехнологической продукции, получили паспорта, заявил вице-премьер РФ. Авторы фильма смогли передать атмосферу, которая царит на главных строительных площадках России, и рассказали о применении современных российских технологий. «Сегодня мы даем старт строительству скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, в ближайшие 3–4 года это самый масштабный дорожный проект в России. Россия запускает новый мегапроект по строительству и ремонту автодорог. На это выделяют сумасшедшую сумму — 13 триллионов 636 миллиардов рублей. «Правительство приняло решение о запуске крупных проектов технологического суверенитета – так называемых мегапроектов.
Евгений Куйвашев презентовал прорывные мегапроекты региона на выставке «Россия»
Именно этот участок пути может соединить северо-восток Китая, Казахстан и Россию. Азия остается регионом «квантового» роста потребления угля, именно здесь основная доля строящихся ТЭС. Растущий спрос развивающейся Азии, новый виток интереса к углю на фоне резкого скачка цен на газ и обострение мировой геополитики говорят о том, что угольную отрасль ждет серьезный рост. Для кратного увеличения российского экспорта угля в Азию необходимо устранить «узкие» места в логистике. Это непросто, но эксперты уверены, что миссия выполнима. В этом направлении нашими основными партнерами остаются Китай и Индия. В 2022 году продолжился рост поставок в эти страны. В традиционных районах угледобычи, в частности, в Кузбассе, за год были введены 5 новых крупных добычных лав с запасами угля свыше 2 млн тонн каждая. До 2025 года планируется ввод 8 новых обогатительных фабрик» — из доклада министра энергетики Российской Федерации Н.
Шульгинова на заседании ГД 15.
Строительство же нового позволит закрыть потребности физиков в этой сфере примерно на 20 лет. По словам замдиректора Института ядерной физики Ивана Логашенко, место строительство коллайдера пока неизвестно. Ранее сообщалось, что Европейская организация по ядерным исследованиям ЦЕРН прекратит сотрудничество примерно с 500 специалистами, которые имеют связи с Россией.
Приостановление действия соглашения о сотрудничестве вступит в силу с 30 ноября 2024 года.
На конец 2013 года планы предусматривали строительство совмещённого моста с 2017 года, сообщалось также, что строительство может начаться и ранее, в 2014 году, вследствие некоторой заинтересованности инвесторов и местных властей [51]. По состоянию на сентябрь 2014 года вопрос о выделении заложенных в федеральную программу 61 млрд руб. В ноябре 2014 года было сообщено, что деньги на возведение объекта заложены в проекте федерального бюджета 2015 года [53]. Наконец, в 2017 году начались уточнённые изыскания на месте строительства моста и подходов к нему [54] , а 11 мая 2018 года состоялась закладка капсулы в основание будущего моста, означающая официальное начало его строительства, хотя сами строительные работы к этому времени ещё не начались. В начале 2019 года стройплощадка была огорожена. На осень 2021 года завершалось проектирование моста [55]. Начало строительства запланировано на третий квартал 2022 года [56]. Совмещённый автодорожный и железнодорожный мост «Победа» через Надым — достройка железнодорожной части Мост через реку Надым строился с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Мост находится на трассе « Северного широтного хода » синонимы и более ранние названия: « Трансполярная магистраль », «Чум-Салехард-Игарка», «501 стройка», «Мёртвая дорога» и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири.
Автодорожная часть моста была открыта 12 сентября 2015 года [57] , а достройку железнодорожной части в 2015 году было решено отложить до начала активных работ по трассе «Северного широтного хода» между Надымом и Салехардом. Увекский железнодорожный мост новый Будущий железнодорожный мост через Волгу, который будет построен с целью замены существующего, построенного в 1930-х годах [58]. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность участка с 49 до 123 пар в сутки. Положительное заключение государственной экспертизы было получено в 2013 году [59]. Время строительства составит 6—7 лет. Стоимость строительства составит 16 млрд рублей. Строительство может быть завершено к 2025 году [60]. Верхневилюйский мост В феврале 2020 года Упрдор «Вилюй» подписал государственный контракт с подрядной организацией ОАО «Хотьковский автомост» на проектирование моста через реку Вилюй на 660 км федеральной автомобильной дороги А331 «Вилюй» возле села Верхневилюйск. В марте 2020 года начаты изыскательские работы по проектированию моста [61]. Длина моста составит 1,7 км, длина подходов к нему — 20 км.
Мост обеспечит круглогодичное автомобильное сообщение между Якутском и Нюрбой. Положительное заключение экспертизы по проекту получено в конце 2021 года [62]. Начало строительства намечено на 2023 год. Объект реализуется за счет средств федерального бюджета. Ориентировочная стоимость строительства — 33,5 млрд рублей [63]. Автодорожный мост через Волгу на Южном обходе Саратова Будущий мост через Волгу длиной более 11 км и стоимостью около 70 млрд рублей планируется построить в рамках проекта строительства Южного обхода Саратова, начало строительства которого ожидается в 2023 году. Крупнейшие тоннели Морские порты Приморский универсально-перегрузочный комплекс Соглашение с Ленинградской областью о строительстве комплекса стоимостью 90,6 млрд рублей было подписано в феврале 2019 года. Проектная величина грузооборота на этапе полного развития составит до 70 млн тонн в год. Основные виды грузов, которые будут обрабатываться в порту — уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы, зерно. Реализация проекта на этапе эксплуатации позволит создать до 3130 новых рабочих мест на терминалах портового комплекса, площадь территории которого составит около 780 га [64].
Начало строительства комплекса ожидается в 2022 году, а ввод в эксплуатацию — в 2024 году. Новая Земля Планируется строительство морского порта для обслуживания Павловского свинцово-цинкового серебросодержащего месторождения на архипелаге Новая Земля с ресурсным потенциалом свыше 47 млн тонн руды. Проект будет реализовываться на основе государственно-частного партнёрства. Предполагается, что порт сможет принимать суда водоизмещением 6-10 тыс. Предусмотрено создание морского портового комплекса с грузовым оборотом до 500 тыс. В рамках проекта также предусматривается строительство горнодобывающего предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд, проектная мощность которого составит 3,5 млн. Общий объём инвестиций в Павловское месторождение с учетом портовой инфраструктуры составляет порядка 80 млрд рублей, сам порт — 40 млрд рублей [67]. В июне 2018 года начаты инженерные изыскания на месте будущего порта [68]. Глубоководный порт в Ильинском, остров Сахалин Планируется строительство порта стоимостью 100 млрд рублей, из них 25-30 млрд рублей — на инфраструктуру для перевалки угля. Предполагается привлечь до 23,4 млн тонн грузов с Восточного полигона, до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах.
Проект увязан со строительством транспортного перехода между Евразийским материком и Сахалином [69]. Строительство запланировано до 2025 года [70]. Реконструкция порта в Поронайске, остров Сахалин Планируемая модернизация порта в Поронайском районе может быть связана со строительством железнодорожных переходов, которые соединят Сахалин с Евразийским материком и Японскими островами. Фактически новый порт должен помочь увеличить отгрузку сырья с Сахалина и, если его мощность будет около 15 млн тонн в год планируется 24 млн тонн угля в год [71] , строительство целесообразно даже без моста между Сахалином и материковой частью России или Сахалином и Японией. Объект сможет обслуживать суда с полной грузоподъёмностью до 80 тысяч тонн планируется ввести в эксплуатацию через 6,5 лет после подписания соглашения. Мощность угольного терминала, предусмотренного проектом, составит до 5 млн тонн в год, нефтеналивного — до 5,5 млн тонн, терминала газового конденсата — до 2,8 млн тонн. Общий объём инвестиций превысит 35,9 млрд рублей.
Это решение позволит обеспечить формирование заказа на разработку и внедрение критических технологий. Глава правительства отметил, что в 2022 году правительство перезапустило широкий набор инструментов поддержки для увеличения объемов производства в обрабатывающей промышленности и ее доли в ВВП. Это позволило предприятиям выстроить новые логистические цепочки, снизить зависимость от импорта оборудования, комплектующих и ПО и сохранить рабочие места. Через Фонд развития промышленности запустили финансирование на льготных условиях высокотехнологичных проектов, в том числе по локализации производства: автокомпонентов, комплектующих изделий для сельхозтехники, оборудования для химической отрасли, медицинской индустрии и фармацевтики. Благодаря докапитализации фонда в 2022 году было выдано рекордное количество займов. На пополнение оборотных средств системообразующих предприятий выделено более 43 млрд рублей. На их реализацию до конца 2024 года будет направлено свыше 35 млрд рублей. В рамках механизма обратного инжиниринга профинансировано более 100 проектов на общую сумму почти 4 млрд рублей. Они направлены на создание новых производств наиболее важных комплектующих, в том числе в открывающихся центрах инженерных разработок. Они специализируются на наиболее перспективных направлениях, например, электрохимической энергетике», — сказал Мишустин. Правительство принимает дополнительные меры для привлечения большего объема частных средств в промышленность. За восемь лет объем частных средств, привлекаемых в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции, должен составить не менее 10 трлн рублей, включая 2 трлн рублей и более в 2023 году. Для этого в конце марта был запущен механизм кластерной инвестиционной платформы, позволяющий получать долгосрочные кредиты по льготной ставке. За прошедший месяц было одобрено уже восемь проектов общей стоимостью около 220 млрд рублей. Еще свыше 40 объемом 1,3 трлн рублей находятся на рассмотрении. Также правительство продлило программу предоставления госгарантий на поддержку промышленности. При этом объем средств на такие цели увеличен на треть. По его данным, тела были найдены со связанными руками и зашитыми животами, что вызывает подозрения в изъятии внутренних органов. Тела завернуты в нейлоновые черно-синие саваны, которые отличаются по цвету от саванов, используемых в Газе, передает ТАСС. Представители чрезвычайных служб считают, что это могло быть сделано с целью повышения температуры тел для ускорения процесса их разложения и сокрытия улик. Также агентство отмечает, что на некоторых телах обнаружены следы огнестрельных ранений в голову. Ранее палестинские экстренные службы обнаружили на территории медицинского комплекса «Насер» в Хан-Юнисе массовое захоронение с 50 телами погибших. По информации местных Telegram-каналов, агрессором является Богдан Ш. На видеороликах, которые сам блогер публикует в социальных сетях, видно, как он нападает на прохожих, бьет их по лицу и издевается над ними. Сообщается, что от его действий уже пострадали около 50 человек.
Чернышенко: станки, БПЛА и радиоэлектроника стали первыми из российских мегапроектов
В обсуждении проектов на стратегической сессии, посвященной укреплению технологического суверенитета, принимали участие не только руководители федеральных министерств и ведомств, но и представители крупнейших российских промышленных компаний. Механизм мегапроектов включает определение якорного заказчика, обеспечивающего спрос на продукцию и контроль за соблюдением условий ее производства, назначение головного исполнителя, формирующего технологическую кооперацию, заключение долгосрочного договора, использование различных форм и способов научно-исследовательского и научно-технологического обеспечения, в том числе в форме заказа государства на исследования и разработки. Реализовать мегапроекты планируется за счет бюджетных и внебюджетных инвестиций. За каждым из них закреплены ответственные федеральные министерства.
Кстати, по данным социологического исследования, проведенного в Новгородской области экспертами Высшей школы экономики недавно, развитие проекта «Город-университет» поддерживают до 95 процентов опрошенных. Известно, что сейчас команда проект сосредоточен на строительстве кампуса мирового уровня. Но привлечение студентов и молодых ученых возможностями развития своих проектов — только полдела с точки зрения развития агломерации. Важно создать для них дальнейшую перспективу жизни, работы, испытания и внедрения разработок. И здесь к процессу сможет подключиться Новгородский район с его промышленными площадками для высокотехнологичных предприятий и местами для комфортной жизни молодых семей. Уже сегодня в Новгородском районе ищут место для расположения испытательных полигонов беспилотных летательных аппаратов, которые разрабатывают резиденты Центра «Валдай».
Да и кодить молодым программистам на свежем воздухе, живя в экологически чистом пригороде, и глазу приятнее, и для здоровья полезнее, не так ли? А тот факт, что на первом заседании Думы Новгородского района, которую провел Константин Харламов в качестве её председателя, одним из центральных вопросов стало развитие образования и реализация молодежной политики на территории пригорода, объединенное в комплексную программу, можно считать символичным.
РФ решает проблему неэффективного управления мегапроектами Являясь крупнейшим российским центром компетенций в области промышленной, технологической и экологической безопасности, АО «ТКБ.
РФ» пришло в сферу проектного управления. В интервью журналу « Профиль » председатель совета директоров компании Анатолий Исайкин рассказал о советском и российском опыте масштабного инфраструктурного и промышленного развития и о том, почему сегодня так остро необходимо качественное управление мегапроектами. Первые мегапроекты появились в России в начале 2000 годов.
Их существенное отличие: производство должно быть основано на собственных линиях разработки, находящихся под национальным контролем. При этом очень важно использовать собственные средства проектирования и разработки средств производства», — заявил Михаил Мишустин. Он отметил, что уже утвержден перечень из 10 первых мегапроектов. А также — беспилотных авиационных систем, производства сжиженного природного газа.
Чернышенко: станки, БПЛА и радиоэлектроника стали первыми из российских мегапроектов
В последние годы в России появились десятки инфраструктурных мегапроектов. «Агломерация-университет». А вот деревня Кривощёково,через которую прошла Транссибирская магистраль, стала третьим по величине городом России-Новосибирском. Для достижения технологического суверенитета в критически важных отраслях в России планируют запустить 12 мегапроектов, перечень которых уже сформулирован правительством.
Сделано в России
крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты. логистический центр «Сухой порт», который должен сыграть ключевую роль в развитии экономики страны. Правительство запускает мегапроекты технологического суверенитета, заявил премьер-министр Михаил Мишустин. ТОП 5 мегапроектов России будущего. Подпишитесь на канал. Мегапроекты связаны с авиацией, медициной и другими критически важными направлениями.
Новейшие разработки, суперстройки и мегапроекты России
Химический комплекс вошел в контур мегапроектов на общую сумму 576 млрд руб. | В последние годы в России появились десятки инфраструктурных мегапроектов. |
Российским верфям помогут мегапроектами | Россия запускает новый мегапроект. |
В России запустили мегапроекты, чтобы преодолеть последствия санкций
«Мост» Америка - Порт Индига - Севморпуть - Россия в проекте «Арктика Коннект» - Мост Сахалин - Дубль БАМа - Мост Амур Возрождение гражданского судостроения. Сегодня конкурентоспособность российской науки является важнейшим фактором обеспечения независимости и глобальной конкурентоспособности страны. До 2030 в России будет развернуто не менее 10–15 проектов по выпуску локализованной высокотехнологичной продукции. По трем из десяти технологических мегапроектов, перечень которых в конце мая утвердил премьер-министр России Михаил Мишустин, уже составлены планы мероприятий и паспорта. О мегапроекте, который задумали создать в стране, рассказал замдиректора ИЯФ Евгений Левичев, его слова передает «Интерфакс». Единственный действующий в России проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики.
Сибирская матрёшка : Почему идея Шойгу о строительстве новых городов станет мегапроектом будущего
Новости России. Минздрав РФ усилил "горячую линию" психологической поддержки после теракта в "Крокус Сити Холле" 24 марта, 12:03. В наши времена есть отдельная категория граждан, которым всегда всё не нравится. Для них, в России ничего не создается, ничего не строится. В НОЦ Юга России реализуют мегапроекты для достижения технологического лидерства. В России каждый месяц открывается десятки всевозможных заводов, цехов и линий, строятся в огромном количестве предприятия агропромышленного комплекса. Говоря о станкостроении, замглавы Минпромторга России Василий Осьмаков заявил, что обновлённый федеральный проект в данной отрасли подготовят в течение месяца. В Санкт-Петербурге приступили к выполнению трех мегапроектов в сфере развития транспорта и инфраструктуры.
Мегастройки XXI века. 8 строящихся предприятий-гигантов в России
Как развиваются транспортные мегапроекты в России - Ведомости.Промышленность | Для этого правительство приняло решение о запуске крупных проектов технологического суверенитета — мегапроектов. |
Мегастройки XXI века. 8 строящихся предприятий-гигантов в России | В ряде отраслей планируется запуск индустриальных мегапроектов, такое решение прозвучало на стратегической сессии по развитию промышленности, проведенной премьер-министром. |
«Агломерация-университет» - команда мегапроекта полностью сформирована
Как отметил вице-премьер, мегапроекты - это проекты, задача которых - обеспечить разработку и производство приоритетной высокотехнологической продукции. Перечень мегапроектов и ключевые критерии их отбора ранее утвердил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Защита еще семи паспортов мегапроектов запланирована на октябрь 2023 года. В их число вошли, в частности, медицинская промышленность, производство дизелей, судов и воздушных судов, сжиженного природного газа и критически важной химической продукции.
Как отметил вице-премьер, мегапроекты - это проекты, задача которых - обеспечить разработку и производство приоритетной высокотехнологической продукции. Перечень мегапроектов и ключевые критерии их отбора ранее утвердил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Защита еще семи паспортов мегапроектов запланирована на октябрь 2023 года. В их число вошли, в частности, медицинская промышленность, производство дизелей, судов и воздушных судов, сжиженного природного газа и критически важной химической продукции.
Левичев подчеркнул, что его стоимость будет в половину меньше той, что была потрачена на строительство Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» СКИФ — источника синхротронного излучения. Он добавил, что коллайдер захотели сделать как можно более дешево и быстро. Левичев отметил, что коллайдер планируется разработать за три года. Предполагается, что к этому сроку старый коллайдер ВЭПП-4 будет выведен из эксплуатации.
Не говоря уже о том, что для освоения Арктики понадобится создать десятки тысяч рабочих мест. Судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края — еще один масштабный проект «Роснефти», с которым Владимир Путин знаком лично. Сейчас там, как доложил Сечин, закончилось строительство уникального сухого дока. По бортам этого супердока смонтирован уникальный кран «Голиаф», грузоподъемностью 1200 тонн, изготовлены и поставлены другие башенные краны. На верфи уже сейчас в работе 53 заказа на постройку кораблей. А вокруг судостроительного комплекса создан целый кластер высокотехнологичных производств самого передового оборудования. Более того, по словам Сечина, в соседней бухте Суходол планируется построить новый металлургический завод производительностью 1,5 миллиона тонн стали.
«Агломерация-университет» - команда мегапроекта полностью сформирована
Образовательные инициативы для сотрудников холдинга, подрядных организаций, а также взаимодействие с профильными образовательными учреждениями реализуются, в частности, на базе «Академии «Мосинжпроект». Успешное развитие уже получили ряд проектов. Реализуется программа «ПОЛИГОН», направленная на развитие компетенций в сфере строительно-монтажных работ и управленческого потенциала подрядных и дочерних организаций, здесь обучение прошли уже свыше 1700 человек. Создана экспертная площадка «Сообщество практиков», на которой в ходе форумов, дискуссионных панелей и круглых столов участники обсуждают актуальные профессиональные вопросы, разбирают практические кейсы и обмениваются накопленным опытом. На постоянной основе проводится практико-ориентированный чемпионат на Кубок «Мосинжпроекта» по строительно-монтажным работам. Его победители в различных номинациях — представители холдинга и подрядных организаций — приняли участие в III Международном строительном чемпионате в Санкт-Петербурге в составе сборной команды «Мосинжпроекта». Кроме того, холдинг поддерживает и осуществляет социальные инициативы. В этом году мы открыли детскую игровую зону «Строительная площадка» на территории семейно-досугового центра «Кидзания». Этот проект помогает ребятам познакомиться со строительной сферой в игровой форме и популяризирует нашу профессию. Какие из них вы бы выделили? В 2020 году Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой победил в номинации «Лучший спортивный и культурный объект».
А в 2019 году парк «Зарядье» с концертным залом получил спецприз жюри конкурса. Другие объекты «Мосинжпроекта» также не раз были финалистами этого конкурса. Очень важны для нас награды главного строительного конкурса правительства Москвы «Лучший реализованный проект в области строительства». В этом году электродепо «Сокол» и проект «Притяжение» в Магнитогорске стали победителями международного конкурса Национального объединения изыскателей и проектировщиков, «Мосинжпроект» принимает участие в этом конкурсе с 2017 года, и объекты компании становились победителями в различных номинациях уже 14 раз. Для «Мосинжпроекта» главная награда — это высокая оценка наших объектов со стороны самых строгих судей, тех, ради кого мы трудимся, — москвичей. В активной стройке участок с девятью станциями Троицкой линии, проектируются Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская ветки. Запланировано также продление Арбатско-Покровской линии — до станции «Гольяново». В работе находятся несколько электродепо.
В рамках проекта планируется формирование несколько центров химии.
Предполагается один из них создать на "новых присоединенных территориях". Ключевым же должен стать Федеральный центр химии в Усолье-Сибирском. Крупнейшие химкомпании и госкорпорации К реализации мегапроекта Минпромторг планирует привлечь, в первую очередь, крупный бизнес и госкомпании. Также мы видим большой потенциал среди госкорпораций — это "Ростех", "Росатом", — рассказывает Шевякина. По ее словам, эти же госкорпорации выступают и потребителями. Кроме них, потребителями должны стать практически все госкорпорации во всех отраслях экономики. Проблема гарантированного спроса и нехватки почти 15 тысяч кадров Главную проблему и болевую точку проекта власти на данный момент видят в создании гарантированного спроса на будущую продукцию. К сожалению, у нас — все на рыночных условиях", — сетует Дарья Шевякина. Еще одна проблема — кадровый вопрос.
По подсчетам Минпромторга, для того, чтобы реализовать проект технологического суверенитета только по озвученным направлениям потребуется более 3,5 тысяч работников с высшим образованием и более 11 тыс. Третий вопрос — это финансирование. Пока планируется, что инструментами финансирования проекта будут уже имеющиеся механизмы: программы кластерной платформы, возмещения на НИОКР, возмещения процентов по кредитам и т.
Разброс показателей - на один-два порядка. Группой внутренних и внешних экспертов компании PM Excellence в том числе, и по результатам многочисленных чекап-ов - экспертиз и аудитов проектов было выработано определение мегапроекта через набор следующих признаков: 1. Длительность реализации - более 3 лет 3. Более 100 тыс. Команда управления проектом - более 100 человек 6.
Проценты им выплачивают за счет доходов от эксплуатации уже построенных объектов. Сейчас по этой схеме в США реализуется большинство инфраструктурных проектов По семь лет страна готовилась к двум самым важным спортивным соревнованиям в новейшей истории: сочинской Олимпиаде и чемпионату мира по футболу. Владелец марки Bogner Вилли Богнер-младший сообщил, что после возведения всей инфраструктуры Сочи превратился в первоклассный горнолыжный курорт, при этом сделано это было всего за семь лет. Расходы на футбольный чемпионат мира составили 683 миллиарда рублей из бюджета — 437,8 миллиарда , доходы — 850 миллиардов. Ассоциация туроператоров России АТОР поспешила заявить, что турнир уже окупился, но не учла важную деталь: не все эти деньги окажутся в казне.
Туда пойдут только налоги на прибыль, НДС и выручка государственных учреждений, таких как музеи и театры, — это существенно меньше 850 миллиардов. Хорошо, что чемпионат хотя бы разогнал экономику на дополнительные 0,1—0,2 процентного пункта. Окончательный эффект от него можно будет оценить только по прошествии лет. Подсмотрели На стройках государственной важности российские власти привыкли действовать по советской схеме, полагаясь только на себя и без оглядки на коммерцию. В 1920—1930-х Штаты переживали эпоху великих строек.
В наследство от тех времен остались плотина Гувера и «главная дорога Америки» — шоссе 66 из Чикаго в Лос-Анджелес. Их возведение, как и в современной России, финансировалось из федерального бюджета. Но после начавшейся в 1929 году Великой депрессии делать это стало сложнее, и тогда власти начали привлекать средства частного бизнеса. Расчет был в том числе и на то, что компании дорожат своими деньгами и будут вкладываться только в те проекты, которые в дальнейшем принесут прибыль. Так зародился механизм муниципальных инфраструктурных облигаций.
Их эмитентами по-прежнему выступает государство в лице штатов или округов. Оно же нанимает подрядчиков-строителей, но бюджетные деньги на стройку не тратит — их дают в долг покупатели бумаг: компании, банки, страховщики, пенсионные фонды или состоятельные граждане. Проценты им выплачивают за счет доходов от эксплуатации уже построенных объектов — например, платных автодорог. Сейчас по этой схеме в США реализуется подавляющее большинство инфраструктурных проектов. В России попытались перенять западный опыт, но с одной оговоркой: деньги на стройку ищет не государство, а сам подрядчик.
Он может потратить собственные средства или выпустить облигации, но тогда самостоятельно будет нести ответственность перед инвесторами и платить проценты. За такой риск — проект может оказаться неудачным — он получает право самостоятельно эксплуатировать готовый объект и взимать плату с его пользователей — например, с тех же водителей, предпочитающих платные дороги бесплатным. По истечении определенного времени, за которое вложения должны окупиться и принести прибыль, объект передается государству. Такой способ называется концессией, а компании-подрядчики — концессионерами. Среди удачных примеров концессий — отдельные платные участки трасс Москва — Минск и Москва — Санкт-Петербург, Западный скоростной диаметр и новый терминал аэропорта Пулково в Северной столице.
Но случаются и провалы.