Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в Мариинской больнице для бедных штаб-лекарем.
"Дело о смерти Михаила Андреевича Достоевского", или над чем корпели судьи полтора года
Представляем вам канал Лекторий Dостоевский — все самое достоверное, интересное и неординарное!Лекторий Dостоевский включает 8 направлений:— история;— литера. 14 января 1820 г. Михаил Андреевич женился на дочери купца III гильдии Марии Федоровне Нечаевой. Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Смерть Михаила Андреевича Достоевского в судебно-медицинских документах. Главная» Новости» 200 лет со дня рождения достоевского новости.
В Московской области появится музей счастливого Достоевского
В этот день мы чтим память тех, кто погиб на полях сражений Великой Отечественной войны, и благодарим тех, кто остался жив и несёт память об этих трагических событиях потомкам. Это память о наших дедах и прадедах, об их героических поступках, о любви к нашей Родине. В преддверии Дня Победы по всей России, в странах ближнего и дальнего зарубежья проходят масштабные мероприятия, посвященные победе в Великой Отечественной войне.
В ноябре 1849 году Достоевского и других арестованных участников кружка приговорили к лишению всех прав и смертной казни через расстрел. Однако уже на Семеновском плацу, где приговор должны были привести в исполнение, смертную казнь заменили на восемь лет каторги, впоследствии срок сократили вдвое.
Переживания, которые испытывал Достоевский, ожидая смерти, впоследствии нашли отражение в монологе князя Мышкина в романе "Идиот". Во время недолгого заключения в тобольской тюрьме по дороге на каторгу жены декабристов передали заключенным по Евангелию. Свой экземпляр Федор Михайлович хранил как реликвию всю жизнь — на следующие четыре года подаренная книга стала единственным доступным для него чтением. По мнению литературоведов, это обстоятельство, как и внезапная отмена казни, во многом повлияло на изменение взглядов Достоевского и их поворот в сторону православного мировоззрения.
Каторга и ссылка Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки — однако в лазарете он тайно вел дневник, "Сибирскую тетрадь". Записанные в ней впечатления от пребывания в остроге позднее были отражены писателем в повести "Записки из мертвого дома". Другие арестанты относились к Достоевскому настороженно, так как он был дворянином, и писателю, по его признанию, потребовались годы на то, чтобы изменить такое отношение и стать "своим" для других заключенных. Первый биограф писателя, Орест Миллер, даже называл каторгу "уроком народной правды для Достоевского".
Во время пребывания в Омске также был зафиксирован первый случай падучей — эпилепсии, которой писатель страдал до конца жизни. Мария Исаева Из острога писатель вышел в 1854 году и был направлен рядовым в Семипалатинск, в 7-й Сибирский линейный батальон. Там он познакомился с женой начальника Астраханского таможенного округа Марией Исаевой. Для урожденной француженки, прозябающей в провинции замужем за пьяницей, с маленьким сыном на руках, знакомство с 33-летним Достоевским стало "лучом света в темном царстве".
Чувства влюбленных подверглись проверке временем, когда мужа Марии перевели на службу в Новокузнецк. После смерти Николая I в 1855 году Достоевский посвятил его супруге верноподданническое стихотворение, а в 1856 году, в день коронации Александра II, петрашевцы получили царское прощение. В 1857 году Федор Достоевский обвенчался с Марией Исаевой, которая на тот момент стала вдовой. Вскоре после свадьбы у писателя случился эпилептический припадок, который очень испугал супругу.
Она обвиняла мужа в том, что он утаил от нее опасное заболевание, которое в любой момент может окончиться смертью. Этот момент стал поворотным в отношениях — их семилетний брак так и не стал счастливым. В том же году Достоевский получил право публиковаться, и в журнале "Отечественные записки" вышел его рассказ "Маленький герой". Еще через два года свет увидели повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", однако эти произведения не нашли отклика среди читателей.
Заново заявить о себе на литературном поприще он смог в 1861—1862 годах, после публикации в журнале повести "Записки из мертвого дома". Произведение произвело фурор — никто прежде не обращался к описанию жизни каторжан. Достоевского сравнивали с Данте, спустившимся в ад, были попытки перевести "Записки" на английский язык и издать за границей, но из-за своей сложности проект остался нереализованным. На страницах "Времени" также были опубликованы "Униженные и оскорбленные" и "Скверный анекдот".
После закрытия журнала в 1863 году братья основали издание "Эпоха", в котором были опубликованы "Зимние заметки о летних впечатлениях" и "Записки из подполья". С этого периода началась и публицистическая деятельность писателя. Аполлинария Суслова Летом 1862 года Достоевский впервые выехал за границу. В Баден-Бадене писатель увлекся игрой в рулетку и испытывал постоянную нужду в деньгах.
Во время европейского путешествия следующего года Достоевский, которому на тот момент исполнилось 42 года, познакомился с молодой нигилисткой Аполлинарией Сусловой, дочерью бывшего крепостного. Несмотря на простое происхождение, девушка получила прекрасное образование, писала рассказы и поддерживала передовые идеи эмансипации.
Божедомка стала «малой родиной» писателя, пространством его детских впечатлений и прогулок, отмечает в своей книге литературовед Людмила Сараскина.
Это место во многом сформировало характер, мировоззрение и литературную манеру Достоевского. У больничного фасада с колоннадой выстраивались очереди бедных, увечных, изнуренных болезнями москвичей. Несмотря на запреты отца, отзывчивый мальчик общался со страждущими.
Так будущий романист делал первые, пока еще робкие шаги в области исследования бедствующих человеческих душ. На Божедомке он познавал русскую жизнь без прикрас. В двух кварталах от Мариинской больницы, если идти на восток, можно увидеть надгробный памятник Марии Федоровне Достоевской 1800—1837 , матери писателя.
Он, однако, стоял здесь не всегда. В 30-е годы ХХ века, когда ликвидировали Лазаревское кладбище, надгробие Марии Достоевской было снято и перевезено в запасник Литературного музея. Позднее на месте кладбища разбили детский парк, от могил ничего не осталось, но церковь Сошествия Святого Духа сохранилась.
Не так давно в ней возобновлены службы. А в 2017 году надгробный памятник матери писателя после реставрации установили недалеко от церкви — приблизительно там, где он стоял изначально. На церемонии выступали филологи, краеведы, историки медицины.
Говорили о судьбе этой женщины — дочери богатого московского купца-суконщика Нечаева, потерявшего при пожаре 1812 года почти все состояние; жены врача, лечившего бедных… Со смертью матери завершился московский период жизни Федора Достоевского. Судьба вела его то в Петербург, то в Сибирь, то в Новгородскую губернию, то в Западную Европу… В Москве с тех пор он бывал только наездами. Своей жизнью продолжало жить и здание Мариинской больницы.
После революции в нем размещался Туберкулезный институт. Флигеля надстроили третьими этажами, больничную церковь демонтировали.
Мультимедийный комплекс снабжён Методическими рекомендациями для преподавателя и Советами читателю, а также перечнем мероприятий с датами , на которых планируется представить проект. Одним из первых с проектом познакомился профессор, доктор педагогических наук Анатолий Леонидович Бердичевский. Вот фрагмент его отзыва: «Мультимедийный учебный комплекс «Достоевский на интерактивном уроке чтения» является несомненным вкладом в методику преподавания русского языка и может быть использован как в обучении РКИ, так и русскому языку билингвов и как родному. На основе данного курса развиваются: функциональная читательская грамотность, межкультурные умения, речемыслительная деятельность и базовая художественная культура обучающихся, осуществляется работа как над языком, так и над всеми видами речевой деятельности. Особую актуальность представляет мобильное приложение к курсу, позволяющее работать над материалом дистанционно».
К юбилею писателя: «Достоевский на интерактивном уроке чтения»
Вот он пишет: «Я не мог поймать. И вдруг меня в 13-м году привели на концерт молодого Александра Николаевича Вертинского, о котором никто тогда еще не знал, и он был в костюме Пьеро — лицо-маска и вот эти руки, этот длинный шлейф рукавовов». Он работал над этой статуей у себя на Цветном бульваре, где была его мастерская. Мишин: Первая комната, в которую мы попадаем, - гостиная. У часовни - детская площадка. Давайте и матери уделим время.
Откуда она? Мишин: - Отец ее - купец третьей гильдии. Жили недалеко от церкви Петра и Павла на Новой Басманной. Мишин: - Ну да. Как и многих других, их разорила война 1812 года, пожар.
И брак с Михаилом Андреевичем Достоевским, видимо, посчитали удачным, хотя он тоже не был богачом. Мать — замечательная женщина, любившая литературу, умершая по времени рядом с Пушкиным, в ночь с 26 на 27 февраля 1837 года, на 37-м году жизни. И смерть матери переживалась так же, как смерть Пушкина, как трагедия. И похоронили ее в приходе церкви Сошествия святого духа на ближайшем и старейшем общественном московском Лазаревском кладбище. Оно там с 1750 года.
Андреассен: Рядом с церковью, где было кладбище и где были похоронены родные писателя, теперь - развлекательный парк Мишин: - До петровской эпохи у каждого кладбища был свой погост. И в какой-то момент стало понятно, что если это допускать и дальше, Москва будет одним большим кладбищем. А после 1771 года, когда из 300 тысяч жителей за несколько месяцев умерло 60 тысяч эпидемия чумы была катастрофическая , эти 60 тысяч человек надо было где-то хоронить. Старых площадей не хватало, там были многоэтажные захоронения. На 10 старейших кладбищах Москвы Ваганьковское, Семеновское, Пятницкое и т.
И Лазаревское кладбище с того времени и стало заполняться людьми небогатыми — купцами, священниками, ремесленниками. Когда Достоевский в Москве бывал есть воспоминания его второй жены Анны Григорьевны , они приезжали на могилу матери. Там были похоронены и другие родственники. Но в начале 30-х годов советская власть, закрыв церковь, решила уничтожить и кладбище там сейчас парк «Фестивальный», где ребятишек катают на лошадях, разные аттракционы устроены, горки...
Он торговал сукном, однако после войны 1812 года потерял большую часть своего состояния. Семья жила небогато, жалованье отца, по свидетельствам современников, "не вознаграждало достаточно трудов и не соответствовало необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства". Достоевские занимали один из флигелей больницы и, по воспоминаниям писателя, их квартира была не очень большой. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей", — вспоминал Достоевский свое детство. Большое влияние на ранние годы писателя оказала няня Алена Фроловна, которая появилась в семье в 1822 году после рождения сестры Варвары.
Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, веселого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В семье Достоевских царила атмосфера, поощряющая развитие любознательности. Родители сами занимались образованием детей — учили их читать и писать, преподавали латынь. Когда дети подросли, к ним стали ходить приглашенные учителя. На семейных вечерах вслух читали произведения русских и зарубежных писателей и книги по истории. К детям относились гуманно и обходились без телесных наказаний, которые широко применялись в образовательных учреждениях того времени. В 1827 году Михаил Андреевич Достоевский получил право на передачу дворянского титула по наследству, а в 1831 году на скопленные средства смог купить небольшое имение Даровое в Тульской губернии. Однако земельные приобретения не принесли семье большого дохода. Земли оказались "худородными", деревни — бедными, а дворянский дом представлял собой небольшой флигель.
Дело осложняли судебные тяжбы с соседями и пожар, случившийся в имении через год после приобретения. Начало обучения В 1832 году для Михаила и Федора Достоевских начинаются годы обучения, они ездят к учителям и занимаются дома, изучают математику, географию, языки. Через два года юноши поступают в пансион Леонтия Чермака, дорогое обучение помогают оплачивать родственники, купцы Куманины. Режим учебы был строгим, однако к детям относились хорошо. Учитель русского языка Николай Билевич, по признанию писателя, на всю жизнь стал для него идолом и, вполне вероятно, сыграл ключевую роль в решении Федора Михайловича посвятить свою жизнь литературе. В 1835 году Федор Достоевский окончил обучение в пансионе Чермака, а в 1837 году, не дожив до 37 лет, от туберкулеза умерла его мать. Отец принимает решение продолжить обучение детей в Главном инженерном училище, расположенном в Санкт-Петербурге. Федор Достоевский был не в восторге от решения родителя: он был без ума от литературы и хотел посвятить свою жизнь творчеству. Но отец был непреклонен: по его мнению, литература, в отличие от профессии инженера, не могла гарантировать сколько-нибудь достойный доход.
Полевой инженер Федор Достоевский Михаил Достоевский в инженерное училище не поступил, а Федор, хоть и получил место, учился неохотно и все свободное время посвящал литературе, читал многих зарубежных и русских авторов, почти все произведения Пушкина знал наизусть и искренне восхищался поэтом. Летом 1839 года от инсульта скоропостижно скончался отец, и юноша остался круглым сиротой. В 1843 году 22-летний Федор Достоевский окончил инженерное училище и был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Однако должность тяготила его, и через год Федор Михайлович подал в отставку, решив посвятить свое время литературному творчеству. Ранние работы, начатые Достоевским еще во время обучения, не сохранились, многие из них не были завершены, переводы французских романов, которые делал Достоевский, печатались без указания имени автора. Произведение было радушно встречено Виссарионом Белинским, и писатель вошел в его литературный кружок. Однако следующее произведение, "Двойник", вызвало непонимание и критику со стороны славянофилов. Однако Белинский встал на сторону молодого писателя, отмечая его несомненный талант. Стоит отметить, что Достоевский на начальном этапе своего творчества пробовал себя в разных жанрах и формах, писал юмористические рассказы и очерки, повести и романы.
За Журавной вскоре будет поворот на Моногарово и Даровое — лучше сначала посетить их, а уже потом ехать в Зарайск. Добраться до Зарайска из Москвы можно и на автобусе, он ходит от станции метро Котельники до самого центра города. Оттуда до усадьбы Достоевских в Даровом можно доехать на такси или на автобусе примерно 15 км от города. Детство Достоевского В 1831 году отец будущего писателя штабс-лекарь Михаил Андреевич Достоевский покупает небольшую деревню Даровое в Тульской губернии Каширского уезда в 160 верстах к югу от Москвы. Причин для такой покупки у не очень богатого служащего было две. Во-первых, летом, конечно, нужно было вывозить детей из душной Москвы. Надо было чтобы дети, а тогда их уже было шестеро, отдохнули от обстановки больницы для бедных, в помещениях при которой жила семья врача.
Вторая причина была важнее. Если бы Михаил Андреевич умер или потерял место, его домочадцы оказалась бы на улице, потому что жили они в служебной квартире. По пути к деревне находится село Моногарово. Недавно к нему была сделала хорошая асфальтовая дорога, по которой, свернув у плотины, вы подъедете прямо к церкви Сошествия Святого Духа. К приходу этой церкви относилась деревня Достоевских Даровое, и летом мать писателя Мария Федоровна водила его сюда к литургии. Храм Сошествия Святого Духа в Моногарово «Помню еще около дома огромные деревья, липы кажется, потом иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами, дорожку, а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…» В этих словах героя романа «Подросток» заключены воспоминания Достоевского о моногаровской церкви, расположенной неподалеку от их дома, окруженного огромными липами и сегодня. К сожалению, сегодня храм XVIII века, куда ходил маленький Федор, находится в плачевном состоянии и требует основательного ремонта.
В советские годы церковь и кладбище при ней были разорены и заброшены. В настоящее время идет медленный процесс восстановления. На прихрамовой территории можно увидеть остатки дома священника, дореволюционные надгробия с могил соседних помещиков и памятный крест на могиле отца писателя Михаила Андреевича. Михаил Андреевич Достоевский не был дворянином по происхождению, он выслужился. Был он бедным помещиком, помимо Дарового ему принадлежала только еще одна соседняя деревня Черемошня. Управление хозяйством не было счастливым. В год покупки Дарового вся деревня выгорела от пожара, а затем начались судебные тяжбы с соседним помещиком Хотяинцевым.
Спустя несколько лет умирает от чахотки супруга Михаила Андреевича. Смерть жены особенно ожесточила характер отца писателя. Появились свидетельства, что он стал суров по отношению к крестьянам, и после очередной перепалки с ними был найден мертвым по дороге в Черемошню. Загадочная кончина отца Достоевского до сих пор остается предметом споров — был ли это несчастный случай или убийство? Его гениальный сын остро переживал эту семейную трагедию. Спустя многие годы, во время работы над замыслом романа «Братья Карамазовы», Достоевский побывал в родовом гнезде, был и на могиле отца. Писатель воплотил тему убийства помещика собственным лакеем в этом своем последнем романе, а злополучная деревня «Чермашня» также появляется в романе как некий пароль в сговоре Смердякова и Ивана.
Могилу матери писателя в Моногарово вы не найдете. Ее останки в советские годы хранились в запасниках музея антропологии, теперь ее гроб стоит в зарайском соборе Иоанна Предтечи, но в ближайшее время будет перезахоронен на моногаровском погосте возле могилы супруга. Вернувшись от церкви к дороге и проехав мимо «Маменькиного пруда», созданного по просьбе матери писателя, вы попадете в Даровое. В самом конце поселка, среди домов дачников, не сразу можно различить скромный дом зеленого цвета. Именно этот дом строит Михаил Андреевич для своей семьи в 1832 году. Флигель Достоевских Дом хорошо сохранился. После смерти отца там жила сестра Достоевского, а в послереволюционные годы — его племянница.
Таким образом, судья любого уровня из лица, принимающего решение, превращался в инструмент и исполнителя. Судебный процесс сводился к определению: под какую статью подходит тот или иной момент, описанный в деле. В этой технологической механике и обнаружилась ограниченность новой системы, практическая невозможность слепого исполнения «Свода»:. Случай Михаила Андреевича Достоевского и оказался одним из таких, к которому неудобоприменимы «общие правила». Тексты донесения, приведенного выше в настоящей статье, и передаточной записи сохранились: 2й. Приказали: рапорт с делом записав отдать в повытье с роспискою, а как из произведенного следствия видно что в умышленной смерти гна Достаевского никого виновных и подозрительных к тому видов не открыто и сумнения в том ни от кого никакового неизъявлено, почему случай таковой смерти предать суду воли Божией а дело с мнением и экстрактом отослать на ревизию к гну Тульскому гражданскому губернатору и кавалеру при рапорте о чем сочинить особый протокол3.
Порядок действий, положенный при скоропостижной смерти внешне здорового человека, был осуществлен: становой пристав доложил о происшествии в земский суд, которым было проведено расследование с опросом местных жителей; каширский уездный врач Шенкнехт произвел осмотр и вскрытие тела; по установлению объективной картины дело было направлено в уездный суд и к гражданскому губернатору: Дела же о происшествиях, по которым нет в виду преступления или судить некого, должны быть представляемы из нижних судебных мест не в Палату уголовного суда, но к гражданским губернаторам, в подлинниках при выписках и мнениях; и если губернаторы найдут производство сих дел неправильным или неудовлетворительным или получат от кого жалобу, либо признают что те дела подлежат ревизии Палаты, то прямо от себя их в оную посылают4. В тот момент, когда дело о смерти Михаила Андреевича находилось на утверждении у гражданского губернатора, произошел неожиданный поворот: помещик Иван Лейбрехт явился в Каширский земский суд и дал показания, будто Владимир Федорович Хотяинцев рассказал ему о своих сомнениях в ненасильственном характере смерти М. С момента появления донесения Лейбрехта казавшееся простым и законченным дело превратилось в каверзную процессуальную головоломку. Ни Лейбрехт, ни Хотяинцев не присутствовали в момент смерти соседа-помещика, а потому в свидетели не годились: Относительно лица свидетелей требуется: 1 чтобъ они могли быть наблюдателями того предмета, о которомъ они даютъ показаше [2, 80]. Более того, оставивший заявление Лейбрехт вообще не был знаком с покойным и лишь пересказал якобы сообщенные ему Владимиром Хотяин-цевым сведения и переданные последнему якобы со слов Павла Петровича Хотяинцева — владельца соседнего с Даровым села Моногарово. Между тем «те, которые свидетельствуютъ по слуху отъ другихъ» являются «недопускаемыми къ свидетельству подъ присягою въ делахъ уголовныхъ по Русскимъ законамъ» [2, 82].
Что делать с донесением Лейбрехта? Посчитать молвой? Сама по себе она даетъ слабый поводъ къ следствш, потому что часто можетъ происходить отъ злонамеренности или пустореч1я... Пополнить его сведениями материалы повального обыска? С одной стороны, донесение не содержит процессуально приемлемой информации. С другой — повреждает категоричность центрального положения расследования: «.
Вместе с его появлением изменились и подсудность теперь это уездный суд , и ревизующая инстанция теперь это Тульская уголовная палата. Дело отправилось на утверждение, при том что утверждать его — в изменившихся условиях — гражданский губернатор не имел права. Более того, ни земский, ни уездный суды вообще не были уполномочены направлять такого рода дела на ревизию гражданскому губернатору. Дело должно было быть срочно истребовано назад для пересмотра, чтобы ни у кого в губернском центре не возникло подозрений в умышленном характере произошедшей ошибки. Истребование, действительно, состоялось. И вместе с ним — назначение целого ряда дополнительных действий: — допросить Лейбрехта и Владимира Хотяинцева и учинить им очную ставку; — допросить частнопрактикующего врача из Зарайска Шенрока; — допросить Арину Васильевну Закурину — возможную свидетельницу второго разговора Лейбрехта и Владимира Хотяинцева.
Хотяинцов сказал что он весьма дурно зделал, а следовало бы ему Замешать в оном деле самого Исправника, и тогда он получа его сведение положил бы под сукно6. Место весьма темное. Но фразеологизм «положить под сукно» со всей очевидностью означает одно: не дать показанию хода. Сомнительное донесение, появившееся как бы из ничего и очень не вовремя, должно было «сгинуть» в земском суде в Кашире, а губернатор спокойно утвердить дело. Кто-то — или Лейбрехт, или Владимир Хотяинцев, или стоявшие за ним «неустановленные лица» — «подставляли» каширского исправника Н. Вброшенная бумага с ничтожным процессуальным потенциалом, но громким содержанием, бумага, которую сложно выкинуть, но и в дело нельзя вставить, «играла» именно против него, главы земского суда.
Юридическую ничтожность надо еще обосновать, тогда как обнаружение такой свидетельской бумаги «под сукном» — запоминающееся событие. Мысль Г. Федорова, что Елагин был оклеветан [25, 142], кажется нам точной: вступивший в должность губернатора Александр Егорович Аверкиев — человек, не связанный с Тульской губернией, — как раз в конце июня начал ревизовать уезды. Однако Н. Елагин был образцовым бюрократом7 — и дело было возвращено. С этого момента перед нами два дела, сплетенных в один клубок: 1 о причине смерти надворного советника Достоевского, 2 об источнике слуха об убийстве и о цели донесения.
В достоевсковедении весь указанный комплекс обозначается как «Дело о смерти М. Достоевского», которая исследователям неизменно видится семантической доминантой: Теперь после донесения Лейбрехта. Достоевского [25, 142]. Некто Лейбрехт «изъявляет подозрение», что дело нечисто. Наряжается новое следствие, которое, впрочем, ничего нового не обнаруживает [4, 255]. Продолжение судебного расследования во многом с легкой руки Г.
Федорова воспринимается как повторное следствие, вызванное сомнениями в изначально полученных данных см. Поскольку причиной этого «второго следствия» послужило инспирированное Владимиром Хотяинцевым сообщение Лейбрехта, то Г. Федоров объяснил все длительными неприязненными отношениями Хотяинцевых и Достоевских: Не удалось Хотяинцеву засудить и крестьян соседа и тем окончательно разорить детей человека, отважившегося начать с ним судебный спор о земле [25, 143]. Излишне пристальное внимание к Хотяинцевым и их конфликту с покойным — справедливый упрек И. Волгина: «Заговор Хотяинцевых против наследников Михаила Андреевича выглядит очень детективно, но, увы, не находит никаких фактических подтверждений» [4, 257]. Федоров, и исследователи, критиковавшие выдвинутый им мотив для действий Лей-брехта В.
Нечаева, И. Волгин , упустили интересную деталь: ни крестьяне, ни действия врачей никогда не были хоть сколько-то значительной частью производимых доследований. В продолжении материалов о смерти надворного советника Достоевского меньше всего говорится о М. Достоевском: доминантой служило дознание о Лейбрехте и Владимире Хотя-инцеве. Судей интересовали источник, причины донесения и его процессуальные следствия. Ситуация, в которой после составления бумаги очутился Лейбрехт, более чем подозрительна.
Его донесение, в корне меняющее все расследование, появилось аккуратно в тот самый момент, когда законченное дело лежало на утверждении у губернатора. Подателем, а то и источником выступило лицо, не являвшееся свидетелем, не бывавшее в усадьбе Достоевского, совершенно не знакомое с умершим, но при этом погрязшее в делах каширских судов — чаще всего в статусе ответчика. Примечательно, что очная ставка между Иваном Лейбрехтом и Владимиром Хотяинцевым вызвана не интересом к причинам смерти Михаила Андреевича Достоевского, а попыткой разобраться, откуда взялось донесение. Поведение обеих сторон на очной ставке весьма выразительно: каждый из них выставляет противоположную сторону ответственной за слух. Лейбрехт сваливает ответственность за содержательную сторону донесения на Владимира Хотяинцева и минимизирует свою роль до функции агента: «. Достаевского Гну исправнику Каширского земского суда»8.
Владимир Хотяинцев, отрицая сам факт подобного разговора, источником информации называет Лейбрехта: «Гн Хотяинцов в показуемом на сем зделал отрицательства, что он сих слов ему Гну Лейбрехту ни говорил»9. Когда Лейбрехт настаивает, что не был знаком с Михаилом Андреевичем и не мог выдумать детали10, то это аргументы, объясняющие свою невозможность быть источником слуха, а не причину смерти отца Достоевского. В результате каждый из участников очной ставки изображает из себя жертву неведомой игры соответчика. Лейбрехт до такой степени не желает ассоциироваться с собственным и добровольным донесением, что указывает на замысел Хотяинцева против Елагина: «. Хотяинцова Павла Петровича жены»11. Весь дискурс Лейбрехта противится предложенной для него Игорем Волгиным роли: «Лей-брехт!
Действительно, ситуация, обозначенная в "Неточке Незвановой", буквально, вплоть до деталей, напоминает расклад, когда бдительность ротмистра Лейбрехта воспрепятствовала тому, чтобы дело о скоропостижной кончине Михаила Андреевича Достоевского было положено под сукно» [4, 268]. Острая пикировка, взаимные «подставы» вряд ли свидетельствуют, что перед нами единомышленники, равно как и о том, что это — люди, владеющие реальными фактами и способные привести какие-то существенные доказательства. Именно потому, что фактов нет, а бумага есть, все, о чем пекутся на очной ставке Иван Лейбрехт и Владимир Хотяинцев, — это о том, чтобы уйти от ответственности по статье «заведомо ложный донос». Единственное, в чем они согласны между собой и что их непоколебимо защищает, — никто из них не свидетель и переданное — не более чем слух «передал все сие слухи курсив мой. Достаевского» — взгляд Лейбрехта; «все оное слышал от г. Хотяинцова Павла Петровича жены» — позиция Хотяинцева.
Пока сообщение — лишь набор слухов, личная версия не бывших свидетелями сторонних людей, никого из них нельзя обвинить в ложном доносе. Всего лишь — глупая неосторожность, совершенная безо всякого злого умысла. У глупости порой бывают серьезные последствия, но интенции навредить главе местной полиции у глупости быть не может. Если бы у Лейбрехта или у Хотяинцева имелись какие-то четкие факты, то в сложившейся ситуации им было бы гораздо разумнее к ним апеллировать, нежели намекать на очной ставке на «игру» соответчика против исправника. Обратим внимание, что на очной ставке не всплывает ни одно крестьянское имя — ни из Дарового, ни из Черемошни, ни из Моногарова. Фактов нет, а крайним быть никто не хочет.
Вот почему «В. Сам же Павел Петрович, якобы горевший желанием "открыть все дело", почему-то не спешит. Могло ли донесение Лейбрехта действительно передавать ходившие слухи? Могли ли о чем-то шептаться крестьяне и помещики в Моногарове? Однако «право темъ и отличается отъ нравственности, что нравственность оцениваетъ дейсгая человеческ1я главнымъ образомъ по намеренш, а право наказываетъ и за намереше и за дело, и за намереше лишь настолько, насколько оно осуществляется въ деле» [1, 7]. Вот почему даже если вдруг М.
Достоевский умер в результате конфликта с крестьянами или в ходе конфликта они угрожали словесно или вилами, то с юридической точки зрения, убийства все равно не было. Убийство в XIX веке — это практически всегда умышленное нанесение травмы, несовместимой с жизнью. Суд требует от Лейбрехта верифицируемое доказательство такого факта. К 16 ноября 1839 года программа доследования была выполнена, так что на ревизию теперь уже в Тульскую уголовную палату отправилось заключение, состоящее из двух основных «мнений» Каширского уездного суда: 1. О ненасильственной смерти Достоевского: «Случай смерти г. Достаев-ском на основании 15 тома 1061 Статьи предать суду воли Божией, так как в оной виновных никого нет, а оная ему последовала от апоплексического удара»12.
О безрассудном донесении Лейбрехта: «Что ж касается до г. Лейбрехта в изъявлении им в присутствии Каширского земского суда слов, что в смерти г. Достаевского имеется сумнение и он будто бы эти слова слышал от г.
Божий дар и великое счастье. Каким семьянином был писатель Достоевский?
Представляем вам канал Лекторий Dостоевский — все самое достоверное, интересное и неординарное!Лекторий Dостоевский включает 8 направлений:— история;— литера. Благодаря тому, что Михаилу Андреевичу разрешали заниматься частной врачебной практикой и он посещал на дому своих пациентов, среди которых были и состоятельные люди, он получал гонорары. Последние новости о персоне Михаил Достоевский новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. В начале 1821 года в одном из них поселился штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский с семьёй.
Дело о смерти Михаила Андреевича Достоевского», или над чем корпели судьи полтора года
Сейчас в Москве есть музей-квартира Достоевского (улица Достоевского, 2), расположенная в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, где врачом служил отец писателя — Михаил Андреевич Достоевский. Михаила Андреевича Достоевского похоронили в селе Моногарово на погосте храма Сошествия Святого Духа, куда семья Достоевских ходила на богомолье. И брак с Михаилом Андреевичем Достоевским, видимо, посчитали удачным, хотя он тоже не был богачом. О Михаиле Андреевиче Достоевском (русский). Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. последние новости по теме на сайте АБН24.
«Реалист в высшем смысле» К 200-летию со дня рождения Федора Достоевского
При этом министр добавил, что нельзя забывать тот факт, что свои детские и юношеские годы писатель провёл в Москве. Владимир Мединский отметил, что для музея уже нашли «замечательное историческое место». На сегодняшний день в столице есть музей-квартира автора «Братьев Карамзиных».
Александру сразу прогнали со двора в соседнюю деревню Черемошню, чтобы не мешали хозяину криками и шумом.
В годовалом возрасте малыш умер. С крестьянами Михаил Андреевич был жестоким, нередко бил их палкой. Как-то крестьяне из Черемошни эта деревня тоже принадлежала Достоевским не вышли на работу.
Барин поехал разбираться. Что там произошло, точно известно, но на обратном пути Михаил Андреевич почувствовал себя плохо. Приказал кучеру Давиду остановиться.
Тот положил барина под дерево, а сам поскакал в соседнее Моногарово за священником. Священник принял глухую, то есть невнятную исповедь. Михаил Андреевич умер.
Была версия, что крестьяне, разозленные жестокостью хозяина, убили его. Работали следователи, но ничего не доказали. Все это происходило в 1839 году.
По церковным документам известно, что все мужское население деревни в этом году на исповеди не было. Хотя в предыдущие годы мужики ходили на исповедь и в последующие годы тоже. Но это лишь косвенное свидетельство того, что люди приняли на себя грех убийства барина.
Несмотря на трагические события, о Даровом у Федора Михайловича остались самые добрые воспоминания. После смерти отца село было разделено между детьми на доли. К тому времени Федор Михайлович отказался от своей части, продав ее родственникам за одну тысячу рублей серебром.
В конце концов имение выкупила любимая сестра Достоевского Вера Михайловна. Михаила Андреевича Достоевского похоронили в селе Моногарово на погосте храма Сошествия Святого Духа построен в 1763 году , куда семья Достоевских ходила на богомолье. После Октябрьской революции этот храм оказался заброшенным и был приспособлен для хранения удобрений.
Могила отца писателя была утеряна. Недавно археологи обнаружили ее. Мать Достоевского была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве.
В советские годы это кладбище уничтожили. Останки Марии Федоровны извлекли. С 1934 года до недавнего времени они находились в институте антропологии в Москве.
Недавно их передали Русской православной церкви и перенесли в собор Зарайска. Останки матери писателя планируют перезахоронить у церкви в Моногарово, где был похоронен его отец. С этим согласились потомки Достоевского, которые бывают в Даровом.
На сегодняшний день Даровое не постоянно открыто для туристов. Там идут восстановительные работы, в которых могут принять участие все желающие. Сотрудники музея «Зарайский кремль» выезжают в усадьбу с экскурсиями.
Телефон музея «Зарайский кремль»: 8-496-662-57-34.
Также увенчана орлом Егорьевская западная башня. Тайнинская башня зарайского кремля названа так по тайному ходу, находившемся в ней. Одноименные башни есть и в московском и в тульском кремлях, где тоже был когда-то тайный ход. Зарайский кремль Другой памятник событиям Смутного времени — «курган Лисовского» у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский храм находится по адресу улица Комсомольская 28. Чтобы добраться от кремля до церкви и кургана, нужно выехать от кремля к улице Советской и ехать по ней прямо до кругового движения, а потом свернуть вправо. Незадолго до воеводства в городе Пожарского поляк Лисовский единственный раз в истории берет с боем зарайский кремль. Триста защитников города арзамасцев и зарайцев были убиты интервентами, а их тела были погребены в одной большой могиле.
Над поверженными Лисовский насыпал курган в знак своей славы и победы. После же его изгнания из Зарайска курган сохранили, но уже как памятник павшим героям-защитникам, установив над ним крест. Рядом построили деревянную церковь Благовещения. Интересна церковь и тем, что среди семи сохранившихся храмов Зарайска она была единственной действующей в городе в советские годы и сохранила свое внутреннее убранство. В церкви Благовещения бережно хранят хоругвь, подаренную более ста лет назад арзамасцами зарайцам в память о сражении с интервентами. Курган славы. Фото: goroda. От этой древнейшей истории города также сохранились памятники. Сам город, согласно летописи, был основан еще до нашествия Батыя.
Его основание связано с чудесным событием, описанным в древней летописи. Из далекой Корсуни в пределы Рязанские на реку Осетр приходит греческий священник с иконой святителя Николая в руках. Местному князю, который встретил его, он рассказывает, что видел во сне самого святого Николая, который повелел ему идти с иконой сотни верст в чужую страну и отдать в земле Рязанской образ князю. В честь этой необычной встречи князь повелевает строить деревянную церковь святителя Николая, куда помещает и греческий образ, принесенный из Корсуни. Нынешнее здание Никольской церкви в Кремле построено в конце XVII века на том самом месте, где стояла первая деревянная. А та самая древняя икона Николая Чудотворца ныне хранится здесь же в Кремле в соседнем Иоанновском соборе у правого придела. Из-за своей древности в советские годы она была вывезена из Зарайска в Москву, в музей иконы им. Андрея Рублева. Там она пребывала до 2012 года, и совсем недавно святыня вернулась в Зарайск.
Древняя икона находится в киоте со специальным микроклиматом, так что ей не угрожает разрушение. В соборе у левого придела есть и современный список той же иконы. Он почитался в Зарайске до того, как изначальный образ вернули на свое историческое место. Иоанновский собор, в котором хранится икона Николы Зарайского и стоит гроб матери Достоевского. На месте, где встретились рязанский князь и священник из Корсуни по преданию забил целебный источник. Этот источник бьет в Зарайске до сих пор. Сейчас источник хорошо оборудован. Сделана лестница, спускающаяся к целебному ключу, построена новая хорошая купальня. Ключ ручейком стекает в реку Осетр, которая протекает внизу неподалеку.
Нечаева утверждала: «Михаил Андреевич не пожелал продолжать профессию отца и, порвав связь с родной семьей, ушёл из дома в Москву»; Ю. Селезнёв: «Своенравный Михаил Андреевич не пожелал пойти по стопам отца…» [1]. В конце XX века исследователи на основе обнаруженных документов отметили несостоятельность данных версий. Выяснилось, что 1808 году Михаил ещё учился в Подольско-Шаргородской семинарии при Шаргородском Николаевском монастыре, куда поступил в декабре 1802 года. За обучение в семинарии в течение шести лет платил его отец [3].
Во время Отечественной войны студент 4-го класса Достоевский в августе 1812 года был командирован в Московский Головинский госпиталь «для пользования больных и раненых» [5] , а осенью боролся с эпидемией тифа в Верейском уезде, за что получал похвальные аттестаты [6].
Сын лекаря с Новой Божедомки
Путешествие к святыням Подмосковья 15 октября 2020 17:13 История церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов в селе Моногарово городского округа Зарайск связана с именем Федора Михайловича Достоевского. В ограде этого храма был погребен отец писателя Михаил Андреевич, погибший при загадочных обстоятельствах в 1839 году. В родительской усадьбе Даровое рядом с Моногарово проводил летние месяцы будущий писатель в детстве. Изначально приходская церковь деревень Моногарово, Дарового, Черемошни, Казарьева, Комова и Петровских выселок находилась на бывшем погосте Нечаево, примерно в двух километрах от сохранившегося храма. Старый деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы располагался в отдалении от деревень, входивших в приход, поэтому, когда в 1763 году он обветшал, местный помещик Василий Иовлевич Хотяинцев решил выстроить новую церковь в более удобном месте возле своей усадьбы в Моногарово. Главный престол каменного храма был посвящен Сошествию Святого Духа на Апостолов, а один из приделов, в память о старой церкви, — Покрову Пресвятой Богородицы. Младший брат писателя Андрей Михайлович Достоевский вспоминал, что на месте Покровской церкви в 1830-е годы еще стояла ветхая часовня. Дверь в часовню не запиралась, и братья Достоевские не раз забирались в нее, снимали с полок иконы и устраивали игру в крестный ход. Семья будущего писателя оказалась в Даровом в 1831 году, когда врач Московской Мариинской больницы для бедных Михаил Андреевич Достоевский приобрел на имя жены небольшое имение Ивана Петровича Хотяинцева в Каширском уезде Тульской губернии впоследствии Зарайского района Московской области.
Родители писателя, будучи религиозными людьми, после сделки сразу поехали к Иверской иконе Божией Матери и отслужили благодарственный молебен. Однако с самого начала покупка омрачилась плохой приметой: Михаил Андреевич, выезжая на осмотр деревни из Москвы, забыл необходимые документы и вынужден был вернуться от городской заставы домой. Усадьба Даровое Ивана Петровича Хотяинцева составляла небольшую часть целого гнезда селений, принадлежавших богатому родоначальнику этой фамилии еще с конца XVI столетия. Соседнее село Моногарово принадлежало в 1830-х годах старшему в семье отставному майору Павлу Петровичу Хотяинцеву. В нескольких верстах находилась деревня Черемошня — владение его двоюродного брата Александра Ивановича Хотяинцева. Отношения Достоевских с этими землевладельцами складывались напряженно: почти сразу же после покупки начался судебный спор с моногаровским помещиком Павлом Петровичем Хотяинцевым. Однако соседи не только ссорились. Достоевских и Хотяинцевых объединял Свято-Духовской храм, к приходу которого относилась приобретенная родителями Федора Михайловича деревня.
Младший брат писателя Андрей Достоевский вспоминал, что Павел Хотяинцев оставался, несмотря на споры, хорошим соседом.
Федор Михайлович помнил эту книгу всю жизнь, и уже в зрелом возрасте он нашел такое издание и берег его. Многие стихи Пушкина знали наизусть. Отмечу, что, например, «Историю Государства Российского» Михаил Андреевич Достоевский читал детям, когда они были еще лет десяти. И некоторые исследователи выражают сомнение: не рано ли это для детского восприятия, готовы ли были в этом возрасте дети воспринимать такие книги, которые предназначены для взрослых?
Ответ дала сама жизнь. Во-первых, многие современники подчеркивали, что Федор Михайлович Достоевский был одним из самых образованных людей своего времени. Во-вторых, известно, что традицию такого чтения писатель перенес и в свою семью. И сам читал детям серьезные книги. Это были пациенты больницы, где служил отец.
Предполагалось, что дети не должны вступать с ними в разговоры, общаться. Но даже если это и соблюдалось, то эти люди были постоянно рядом. Даже если будущий писатель с ними не говорил, он их видел и наблюдал за их жизнью. Простых крестьян он видел и позже, когда родители купили небольшое имение. Близко с простым народом он оказался в годы каторги.
Это были люди грубые, не знавшие манер поведения светского общества, а порой по-настоящему страшные.
Хочу напомнить об одном из них. С 22 по 24 июля в Оптиной пустыни проходили впервые «Дни Достоевского в Оптиной пустыни», заложено основание для будущего памятника Федору Михайловичу и открыта «Тропа покаяния Ф. Кто такой Федор Михайлович, представлять не надо. Имя этого великого русского писателя знает каждый школьник, его произведения переведены на десятки языков мира, книги его читают и восхищаются ими и в Европе, и в Америке, и в Австралии. Отмечу одну только деталь. С Калужской землей у Федора Михайловича Достоевского особая связь. И это не только огромная роль Оптиной пустыни в жизни и творчестве писателя, но и то, что со стороны матери у него боровские корни. Дедушка, Федор Нечаев, родился и вырос в Боровске.
И уже взрослым человеком переехал в Москву. Именно этот дедушка стал крестным будущего великого писателя. Вероятно, в честь него он и назван Федором. Известно, что внуки деда очень любили и радовались, когда он приходил в гости. Вырос Федор Михайлович Достоевский в верующей и патриархальной семье. Всю жизнь помнил, как с ранних лет часто бывал с родителями в московских храмах и ездил с ними в Троице-Сергиеву лавру. Отец писателя, Михаил Андреевич, служил в больнице для бедных, а поэтому уже в детские годы Федор Достоевский видел рядом с собой человеческое страдание, бедных, худых, бледных, мучимых недугами людей.
Оное крещение совершал священник Василий Ильин с причтом». Упомянутые в метрике крестные — Фёдор Тимофеевич Нечаев и Александра Фёдоровна Куманина — родные дедушка и тетушка писателя со стороны его матери, Марии Фёдоровны, происходившей из московского купеческого рода Нечаевых. Ее старшая сестра Александра вышла замуж за богатого московского купца Александра Алексеевича Куманина и впоследствии много помогала семье Достоевских. Особенную заботу она проявляла о племяннике Фёдоре. Когда юноша поступал в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге, Куманины внесли плату за первый год обучения в размере 950 рублей.
Завершился литературный цикл для наших обучающихся
Михаил Андреевич Достоевский, отец будущего классика, по рождению принадлежал к духовному сословию и получил права дворянства, только выслужив соответствующий чин. Download Citation | On Jul 1, 2017, Георгий Прохоров published «Дело о смерти Михаила Андреевича Достоевского», или Над чем корпели судьи полтора года | Find, read and cite all the research you need on ResearchGate. Сейчас в Москве действует музей-квартира Достоевского (улица Достоевского, 2), расположенная в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, где врачом служил отец писателя — Михаил Андреевич Достоевский. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. В начале 1821 года в одном из них поселился штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский с семьёй. Так однажды из-за убеждений Достоевский даже жестко разругался с другим великим русским писателем Иваном Тургеневым.
#В_мире_литературы#Федор Михайлович Достоевский#Белгазинская_сельская_библиотека
Михаил Андреевич Достоевский, а с ним и его потомки, опозоренными постыдной смертью «крепостника» доведшего своих крестьян до убийства ". Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Михаил Андреевич Достоевский, отец будущего классика, по рождению принадлежал к духовному сословию и получил права дворянства, только выслужив соответствующий чин. В соседнем здании располагалась сама больница, где работал отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский. 5 августа 1813 года Михаил Андреевич Достоевский "был произведён лекарем 1 отделения" и 1 сентября поступил в Бородинский пехотный полк.