Новости пергамент бумага береста

Бумага была дорогой, но стоила дешевле пергамента, поэтому постепенно вытеснила его и стала самым популярным писчим материалом. Жители крупных городов вскоре отказались и от цер, и от бересты. Изготавливать свою бумагу на Руси впервые начали при Иване Грозном. Предшественниками бумаги были папирус и пергамент. это различные материалы, которые в разные времена и культуры использовались для написания текстов и хранения документов. История бумаги в России берёт своё начало во второй половине 16-го столетия, во времена царствования на Руси Ивана Грозного.

Носители информации: их виды, история и будущее

До фараона Птоломея дошло однажды, что сирийский царь Евмен II сделал огромный по тем временам заказ на папирус. Евмен пожелал устроить в своей столице Пергаме библиотеку, не уступающую знаменитейшей библиотеке Египта — Александрийской. Птоломею эта идея пришлась не по вкусу, и он запретил торговую сделку. Однако Евмен оказался упрям, и запрет обернулся для владыки Египта совершенно неожиданно. Не получив папируса, город Пергам организовал собственное «бумажное» производство. Там стали выделывать пергамент, особым образом обработанную кожу телят, овец, оленей. Рукописи на пергамене, подобно рукописям на папирусе, сохранились до наших дней. Новгородская береста Находки папирусов и клинописных табличек, умение прочитать написанные на них тексты — большая победа ученых XIX столетия. Не остался в долгу перед археологами и XX век.

В 1951 году при раскопках в Новгороде советские исследователи обнаружили еще один материал для писем — бересту. И хотя берестой воспользовались через несколько тысячелетий после египтян и ассирийцев, находка берестяных грамот — открытие, немногим уступающее находке библиотеки Ашурбанипала. Почта Ассиро-Вавилонской державы, равно как и почта Древнего Египта, принадлежала царям. Находки в Новгороде — свидетельство, что берестяные грамоты посылали друг другу простые люди. Да пришли соропицю, соропицю забыла». Ка к видно, у новгородцев были грамотными не только мужчины, но и некоторые женщины. Написать вернее, нацарапать на бересте записку с просьбой прислать забытую рубашку было там вполне обыкновенным делом — таких писем было найдено много. Причем не только в Новгороде, но и в некоторых других русских городах.

Источник: М. Арлазоров « Вам письмо!

В наше время человек предпочёл всему остальному, такой материал как бумага. Бумага это действительно очень удобный материал для написания и печати. Изготавливается бумага из дерева, путём довольно сложного технологического процесса. Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром.

Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!

Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Скачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний! Подпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время!

В Египте ими стали пользоваться в греко-римскую эпоху — то есть примерно c III в. В III в. Монахи фиванского монастыря св. Епифания писали тростьми диаметром 1 см, а длина такого пера составляла более 25 см. По мере износа кончик трости обрезался, и когда перо уменьшалось до нескольких сантиметров в длину, внутрь тростинки вставляли деревянный удлинитель.

Преимущественно тростниковыми перьями также писали сирийцы и греки. Для писания на восковых дощечках церах , а в Древней Руси и на бересте, использовали специальную палочку-графию стилос греч. На Руси, по мнению большинства исследователей, книги писали только птичьим пером лишь в случае восковых дощечек и бересты использовали писало — как правило, гусиным обычно из левого крыла птицы. В писцовой записи псковского Апостола 1307 г. Илья Шляпкин считал, что при письме уставом древнерусские книгописцы все же пользовались пером из тростника. Старообрядцы Сибири часто применяли орлиные перья: ими писались крупноформатные певческие рукописи, с их толстыми линиями букв и крюков. Беспоповцы Печорского бассейна в качестве писчей трости употребляли перья глухарей и тетеревов. Перед использованием птичьи перья помещали в разогретый песок или золу, удаляли жир и перепонки, а затем специальным ножичком срезали наискось, расщепляли и затачивали. Срез же у книжных длее скорописнаго, у того ж сокращеннее. Разщеп же у книжных и знаменна и скорописна твори в полы среза, аще тельно зело, аще ли жидко перо, и у того разщеп твори не по срезу, но мал.

У книжнаго большаго разщеп твори подлее мелка вдвое. У книжных же конец кос на десно, у знаменных же на шуе, у скорописных впрямь. И аще случится починити книжна ли знаменна, скращеной стране самый мало, скорописна ж и с обоих. Аще ли раздвоится, срежи весь разщеп и учини новой». Для письма золотом и серебром, раскраски миниатюр и инициалов, а иногда и для киноварных строк употреблялись кисти. В России их делали преимущественно из хвоста белки. Писчий материал Древнейшим писчим материалом являлся камень: именно на каменных скрижалях Моисею были ниспосланы Десять заповедей Исх. Позже для письма стали употреблять папирус греч. Для получения гладкой поверхности выделанную кожу покрывали кедровым маслом. И папирус, и кожу сворачивали в свитки.

Во II в. Так возник новый материал — пергамен греч. Именно с изобретением пергамена обычно связывают переход к новой форме книги — кодексу, состоящему из одной или нескольких сшитых между собой тетрадок от греч. В области христианской книжности кодекс сразу же занял главенствующее положение, окончательно утвердившись в нем в эпоху правления Константина Великого начало IV в. Принцип соединения листов в виде кодекса восходит к записным книжкам из восковых дощечек — цер. Так, на церах написан древнейший из известных кириллических кодексов — обнаруженная в 2000 г. Пергамен Пергамен — это недубленая сыромятная кожа. Если рецептура получения западно-европейского пергамена известна достаточно хорошо, а выделку эфиопского пергамена можно во всех подробностях наблюдать и сегодня, то об изготовлении пергамена в Византии и Древней Руси имеются лишь косвенные и весьма отрывочные свидетельства. В общих чертах процесс выделки пергамена выглядел так: шкуру животного промывали; несколько дней выдерживали в растворе гашеной извести «золение» ; очищали от волос, жира, мышечной ткани и верхнего слоя кожи; снова погружали в раствор и очищали; многократно промывали; натягивали кожу на раму и скребком удаляли последние остатки мяса и шерсти; сушили; шлифовали пемзой и отбеливали мелом. Мясная сторона готового материала имела белый или сероватый цвет, а волосяная — желтоватый.

Наиболее ценным считался тонкий, хорошо выделанный пергамен белого цвета. Для лучших сортов пергамена брали кожу еще не родившихся животных. На Ближнем Востоке, в Византии и на Балканах пергамен изготовляли, как правило, из козьей или овечьей шкуры; на Руси для этой цели обычно пользовались телячьей. В древнерусских источниках для обозначения пергамена, помимо термина «харатья», служили также слова «кожа», «мех» и «телятина». В Эфиопии, помимо овечьей, козьей и телячьей кож, использовали лошадиную, антилопью, а порой даже львиную. Пергамен был достаточно дорогим материалом: на одну книгу могло уйти несколько десятков козьих или овечьих шкур. Нередко исписанный пергамен снова пускали в дело: для этого его некоторое время держали в молоке, а затем соскабливали письмо пемзой либо скребком; иногда ненужный текст просто смывали водой. Такой пергамен получил название палимпсест от греч. На пурпурном пергамене сверкающие драгоценным блеском письмена смотрелись особенно эффектно. Ввиду относительной дешевизны бумага довольно быстро завоевала популярность.

Теперь слово «хартия» стали применять и к ней. Сам же термин «бумага» в сегодняшнем его значении начинает употребляться в России не ранее XV столетия первоначально под этим словом понимались вата и хлопок. Бумага Новый материал готовили из измельченной ткани по большей части льняной, конопляной и хлопковой , известковой воды и клейстера. Если в Европе в качестве клейстера применялся животный клей желатин , то в Азии и Северной Африке — крахмал. Европейский способ бумажного производства окончательно сформировался во второй половине XIV столетия. Ткань вымачивали в течение 11 дней, размельчали в толчее с чистой водой и окончательно перемалывали в другой толчее с добавлением известковой воды. Полученную массу зачерпывали деревянной рамой величиной с формат выделываемого листа. Дно рамы представляло собой сетку из тонких металлических медных нитей: тесно расположенные продольные нити назывались вержерами фр. Примерно с конца XIII в. Равномерно распределив бумажную массу по дну рамы, ее переворачивали на лист войлока.

Оставшийся на войлоке бумажный лист накрывали следующим войлочным листом, и процесс повторялся вновь.

Берестяные грамоты

Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой. В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии. Бумага была дорогой, но стоила дешевле пергамента, поэтому постепенно вытеснила его и стала самым популярным писчим материалом. Жители крупных городов вскоре отказались и от цер, и от бересты. Изготавливать свою бумагу на Руси впервые начали при Иване Грозном. Пергаментная бумага в древности. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется. Предшественниками бумаги были папирус и пергамент.

Носители информации: их виды, история и будущее

Берестяные грамоты клипарт (46 фото) Пергамент береста бумага.
История развития первых носителей информации Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой.
История письменных материалов на Руси: от бересты до бумаги Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром.
История создания ручки / Хабр История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста.
История бумаги на Руси. Береста — это верхний слой берёзы, который использовали как бумагу.

История создания бумаги

А вот книги из пергамента были похожи на сундучок. Деревянные обложки обтягивались кожей, уголки укреплялись металлом. Каждая книга запиралась на замочек. В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг.

Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге—шторке, так же, как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь. Доступнейшим материалом для письма была береста.

До нас дошли способы ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги—свитки и книги—кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии.

Первые берестяные книги датируются IX веком н. Теперь во всём мире книги печатают на бумаге.

Это, например, английское paper, немецкое papier, французское papier. Нет худа без добра Легенда гласит, что во II веке до нашей эры поссорились сирийский царь Евмен и правитель Египта Птолемей. Первый решил устроить в своей столице — городе Пергаме на полуострове Малая Азия шикарную библиотеку. Чтобы закупить для нее папирус, Евмен отправил слуг на поклон к египетскому монарху.

Тот заподозрил, что культурное учреждение в другой стране затмит размерами и популярностью знаменитое на всю Ойкумену собрание свитков в Александрии, и запретил экспорт дорогого папируса. Ремесленники Пергама принялись искать замену традиционному материалу. Left Расколачивание шкуры Обезжиривание, размачивание и дубление Нужда оказалась мощным двигателем прогресса. Решение нашлось. Пергамцы принялись обрабатывать шкуры скота и добились получения прочного, пластичного и долговечного материала для письма. В его названии — пергамент греч.

Справедливости ради скажем, что грубую воловью кожу для письма люди использовали и раньше. Римляне называли новый, превзошедший папирус, материал бело-желтого естественного цвета мембраной. Его отличали высокая прочность, эластичность, способность не ломаться на сгибах, влаго- и термоустойчивость, удобство хранения. Писали на нем с двух сторон и многократно — за счет того, что прежние слои красителя счищали, чтобы нанести другие. От предыдущих надписей не удавалось избавиться полностью. Только в 1761 году появились реактивы, благодаря которым удалось прочесть старый текст перевода Библии на готский язык.

С конца XVII века было обнаружено множество «двойных» рукописей. Их именовали палимпсестами. Кормчая книга с текстом «Русской Правды» Чуть ли не единственным изъяном изобретения оказалась его дороговизна. Для изготовления одной книги требовалось стадо телят или ягнят. Одно из самых дорогих изданий на пергаменте хранили в средние века в библиотеке персидского шаха. Стоило оно 250 тысяч золотых рублей.

Трудно представить, сколько животных потребовалось для книги «Чарын Гир» из всемирно известной армянской библиотеки Матенадаран в Ереване?! На созданное в XVI веке послание персидского шаха султану Османской империи наверняка истратили стадо молодняка. Манускрипт имеет длину 10 метров, ширину — 7 и хранится в Национальном музее Турции. Недаром пергаментные книги их владельцы приковывали к стенам цепями. Собрания манускриптов переходили по наследству и считались редкостью. Из-за большого веса фолианты переносили в больших матерчатых сумках, перекинутых через плечо.

На Руси пергамент стали изготавливать в XV веке. Раньше его приобретали за границей. На пергаменте написано много русских книжных раритетов. Среди них древнейшая рукописная книга Киевской Руси «Остромирово Евангелие» 1056—1057 годов, а также датированный различными годами, начиная 1016-го, свод правовых норм Киевской Руси «Русская Правда», знаменитая «Лаврентьевская летопись» XIV века и другие памятники средневековой отечественной литературы. Сохранилось Соборное уложение 1649 года текст нашли в 1767 году. Эта рукопись из московской Оружейной палаты представляет собой тридцатиметровый свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров из 959 склеенных между собой листов.

Появление пергамента Разумеется, владыки Египта не упускали случая воспользоваться редким мастерством своих подданных. До фараона Птоломея дошло однажды, что сирийский царь Евмен II сделал огромный по тем временам заказ на папирус. Евмен пожелал устроить в своей столице Пергаме библиотеку, не уступающую знаменитейшей библиотеке Египта — Александрийской. Птоломею эта идея пришлась не по вкусу, и он запретил торговую сделку. Однако Евмен оказался упрям, и запрет обернулся для владыки Египта совершенно неожиданно. Не получив папируса, город Пергам организовал собственное «бумажное» производство. Там стали выделывать пергамент, особым образом обработанную кожу телят, овец, оленей. Рукописи на пергамене, подобно рукописям на папирусе, сохранились до наших дней. Новгородская береста Находки папирусов и клинописных табличек, умение прочитать написанные на них тексты — большая победа ученых XIX столетия. Не остался в долгу перед археологами и XX век.

В 1951 году при раскопках в Новгороде советские исследователи обнаружили еще один материал для писем — бересту. И хотя берестой воспользовались через несколько тысячелетий после египтян и ассирийцев, находка берестяных грамот — открытие, немногим уступающее находке библиотеки Ашурбанипала. Почта Ассиро-Вавилонской державы, равно как и почта Древнего Египта, принадлежала царям. Находки в Новгороде — свидетельство, что берестяные грамоты посылали друг другу простые люди. Да пришли соропицю, соропицю забыла». Ка к видно, у новгородцев были грамотными не только мужчины, но и некоторые женщины. Написать вернее, нацарапать на бересте записку с просьбой прислать забытую рубашку было там вполне обыкновенным делом — таких писем было найдено много. Причем не только в Новгороде, но и в некоторых других русских городах. Источник: М. Арлазоров « Вам письмо!

Но бумага уже не станет прежней, так как новые отбеливатели не содержат хлора, а без его применения ярко-белого цвета добиться не получится, рассказал чиновник. Читать полностью.

Пергамент это в древней руси определение кратко

Береста. Папирус. Пергамент. Количество информации постоянно растет. Пергамент, глиняные таблички, береста, пальмовые листья – с этих древних аналогов бумаги начинается экспозиция «Бузеона». «В музее мы показываем всю историю бумаги от ее изобретения на Востоке и распространения по миру до сегодняшних дней». Существует несколько версий происхождения слова «бумага», но как по итальянской «bambagia», так и по татарской «бумуг», в переводе оно значит хлопок. пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле. Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный.

Древнерусские берестяные грамоты. Досье

На папирусе, бересте, пергаменте, бумаге люди писали с помощью кисточки или деревяной или бамбуковой палочкой с косо обрезанным концом. При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. Береста бумага. Современному человеку сложно себе представить, что можно писать без ручки и бумаги. История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано. Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и др.[78].

О книжном «строении»

Бумага. Письменные носители до появления бумаги От бересты до бумаги, каждый материал имел свое значение и внес свой вклад в историю русской письменности.
📃 На пергамент и бересту пока не переходим Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей.

Лист пергамента картинки

История развития первых носителей информации презентация, доклад Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей.
Эволюция материалов для письма Слайд 2История развития носителей информации Наскальная живопись Глиняные таблички Папирус Пергамент Береста Бумага.

Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»

  • Похожие презентации
  • Что такое папирус, пергамент и береста? Все о древних письменных носителях
  • Слайды и текст этой презентации
  • Наша рассылка
  • Характеристики пергамента

Системы письма

  • Заказать мероприятие
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Хронология носителей
  • Блог «Умные мелочи. Когда появился пергамент? Чем пергамент лучше папируса
  • «О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»
  • Что такое папирус, пергамент и береста? Их история и особенности

Остались вопросы?

Арциховский и многие его коллеги считают, что первые грамоты были уже в IX—X веках. Открытие берестяных грамот Береста как материал для письма в Древней Руси использовалась издревле. Иосиф Волоцкий писал, что в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». До наших дней сохранилось много правда, довольно поздних документов и даже целых книг в основном старообрядческих , написанных на расслоенной бересте. Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы. В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма.

Бумага появилась в Китае во время Империи Хань и затем распространилась по всему миру. Она стала наиболее распространенным материалом для письма, печати, упаковки и других целей. Бумага имеет множество разновидностей и типов, включая разные размеры, плотность и цвет. В настоящее время бумага является основным материалом для печати текстов и документов, хотя пергамент и береста все еще используются в некоторых контекстах, особенно в искусстве и реставрации. Вывод Пергамент, береста и бумага - это различные материалы, которые в разные времена и культуры использовались для написания текстов и хранения документов. Пергамент, сделанный из кожи, был популярен в Средние века, береста, производимая из коры березы, использовалась в России и других славянских странах, а бумага, произведенная из целлюлозы, стала преобладающим материалом в наше время. Каждый из этих материалов имеет свои особенности и историческое значение, и вместе они отражают развитие письменной культуры человечества.

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Подпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Оформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем!

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению. Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом. Береста и пергамент как замена бумаге Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно.

Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась. Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент.

Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур. Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось.

С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко. Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами. Не ешь ягодку, лучше чернила сделай Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета.

Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки особые наросты на дубовых листьях. Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь. Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные. Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве.

Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев. Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили.

Потрясающие возможности бумаги бересты и пергамента в твоем творчестве

Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука». Однако подобные чернила со временем оказывают разрушительное воздействие на носитель, буквально разъедая бумагу, что, в конце концов, приводит к утрате текста. Кроме уже упомянутых дубовых орешков и ольхи, в рецептах русских чернил встречаются и другие растительные вещества со схожими свойствами. Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко.

Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными. Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера.

Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод. Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие. Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т. Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией.

Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью. Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы.

Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем. Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат.

Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч. Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк.

Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии. Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами. Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа.

Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет. Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками. Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения. Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер.

Корешок длительное время оставался плоским. Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко. С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы. В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков.

Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались. Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки. Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей. Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст.

Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен. С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр. Практиковалось и тиснение золотом.

Ответы на эти вопросы ученики узнали из нашего путешествия. В ходе мероприятия ребята познакомились с рождением славянской письменности, узнали, как люди начинали общаться сначала при помощи наскальных рисунков, иероглифов, постепенно подходили к азбуке. Познакомились с биографией Кирилла и Мефодия, узнали, как и для чего создавалась азбука, какие произошли изменения в алфавите при правлении Петра I и в советское время.

В некоторых греческих - голубой или пурпурный. На Русь пергамент привозили из Византии, но постепенно его научились изготавливать в местных мастерских. На книгу уходило стадо. Из-за дороговизны пергамент употребляли дважды, смывая текст молочной кислотой. Чем пергамент лучше папируса? Несмотря на дорогое производство, в отличие от папируса пергамент имел многие преимущества: он более гибкий и не ломкий на сгибах, имел гладкую и ровную поверхность, на нем можно было писать с двух сторон. Его можно было использовать многократно, смывая или соскабливая ранее написанный текст. Пергамент окрашивали в желтый, голубой, черный, пурпурный цвета и использовали для роскошных рукописей. На пурпурном писали золотом или серебром. Первоначально из пергамента создавались книги в виде свитков, но в дальнейшем, пергамент стали складывать в форме прямоугольной таблички, и, таким образом, получались книги, состоящие из страниц. Эта форма книг существует до настоящего времени. Тысячу лет книга из пергамента господствовала в Европе, тогда как в азиатских странах совершала свой победный путь бумага. Благодаря пергаменту сохранилось значительное количество рукописей эпохи раннего Средневековья. Издавна люди использовали для сохранения информации письменные знаки и пергамент. Что это такое, может рассказать каждый школьник, который хоть немного был внимательным на уроках истории. Обработанная определенным образом кожа разных домашних животных для хозяйственных целей использовалась еще древними персами в пятом веке до нашей эры. Называли ее «дифтера». В Египте для письма применяли папирус. Этот материал изготавливали только здесь. Однако вскоре фараоны запретили вывоз папируса из страны. Их целью являлось лишить знаменитую Пергамскую библиотеку материала для производства книг и возвеличить александрийское книгохранилище. Жители города Пергам оказались в затруднительном положении, однако начали искать альтернативный вариант. Кто-то вспомнил о дифтере. Так в обиход вошел древний пергамент. Его производство довелось до совершенства, да и название изменилось. Древнее производство Материал, названный по имени города Пергам, был дорогим. Шкуры баранов, свиней, телят кроме ослиных обрабатывались по особой технологии, многоступенчатой и длительной по времени. Их тщательно промывали, удаляли грубый и жесткий волос, замачивали на две недели в растворе извести. Потом шкуру, лишив шерсти, натягивали на раму и снимали подкожную клетчатку. Потом материал шлифовали и выглаживали пемзой, втирали мел для впитывания остатков жира и придания поверхности однородности. Отбеливали старинный пергамент втиранием муки, молока или белков, хотя производили и разноцветные материалы. Стоимость его завесила от толщины. Для написания использовали краски, рецепт которых хранился в тайне, особенно важные документы писали серебром и золотом. Итак, пергамент что это такое, уже разобрались - это материал для производства книг, а также уже написанный рукописью текст. Несмотря на свою высокую цену, изобретение жителей Пергама выгодно отличалось от папируса. Это был более прочный и долговечный материал, который можно было перегибать, использовать повторно, на котором можно было писать с обеих сторон. Но самое главное, это то, что производили его в любом месте, где были животные. В обиходе находился и палимпсест - особенный пергамент. Порой можно было прочитать обе рукописи, но в 691 году церковники запретили стирать священные тексты. Появление бумаги и массового книгопечатания привело в упадок изготовление и использование пергамента, поскольку он был слишком дорогим материалом. Некоторое время их использовали взаимозаменяемо, но в конце концов бумага победила. Сегодня пергамент, изготовленный из шкур кошерных животных, применяют только евреи для написания своих священных книг. Хозяйственный пергамент Существует еще и хозяйственный пергамент. Что это такое? К настоящему материалу из шкуры животных он не имеет никакого отношения. Это обычная водонепроницаемая бумага, упаковочный материал, который имеет растительное происхождение. Растительный пергамент прочный, почти прозрачный, не пропускает жир и воду, поэтому широко используется в кулинарии, фармакологии, медицине. Изобрел его в конце девятнадцатого века французский химик Гийом Луи Фигье. Древние книги несут в себе множество самой разнообразной информации. Из них мы можем узнать, каким образом развивалось общество, а также то, какие материалы использовались для изготовления тех или иных предметов. Как смогли эти памятники средневековой культуры сохраниться до наших дней? Конечно, многое зависело от условий, в которых содержались старинные фолианты. Но главную роль сыграл всё же материал, из которого они были изготовлены. Выделанная кожа для древних книг, название которой до сих пор довольно часто используется человечеством в повседневном обиходе, - это главная тема этой статьи. Характеристики пергамента Итак, что же такое пергамент? Если говорить совсем кратко, то это тонко выделанная кожа для древних книг. От предшествующего ему папируса пергамент отличала более высокая прочность, что делало книги долговечнее. Кроме того, этот материал обладал высокой пластичностью. Книги и грамоты из пергамента можно было сгибать и вновь распрямлять, они при этом не ломались. Выделанная кожа для древних книг обладала ещё одним неоспоримым преимуществом перед другими материалами: она не подвергалась намоканию и засаливанию. Всё это позволило пергаменту завоевать главенствующую роль и полностью заменить собой недолговечный и хрупкий папирус. Происхождение слова «пергамент» Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны. В этот период в Пергаме город в Малой Азии местные власти планировали организовать одну из самых крупных библиотек. В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент». Процесс изготовления пергамента Изготовление пергамента - очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком золение шкур. Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой. Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали. Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах.

Красивый старинный пергамент оригинал 41. Красивый пергамент 42. Пергаментный свиток на белом фоне В этой подборке вы найдете 54 красивых и очаровательных картинок с на тему Свиток текстура.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий