Легендарный французский музыкант Жан-Мишель Жарр стал первым пассажиром, который совершил полет на летающем автомобиле AirCar компании KleinVision. Первый полет человека в космос подтвердил возможность жизни и работы за пределами земной атмосферы. Первый гражданский полёт человека на орбиту получил название Inspiration4. В 2021 году это особенная дата, т.к. в этом году исполнилось ровно 60 лет со дня первого полета человека в космос.
60 лет первому полету человека в космос!
памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Первый полёт человека говорит о том, что летающие автомобили имеют право на существование. Так начался судьбоносный первый полет Гагарина в космос. Первый полет человека в космос продолжался 108 минут. Спускаемый аппарат приземлился в 10.55 по Московскому времени на Землю в Саратовской области. День космонавтики отмечается 12 апреля – в годовщину первого полета человека в космос.
Исторические 108 минут: доклад Гагарина после полета
В самом начале подъёма ракеты Гагарин произнёс фразу, которая на сегодняшний день уже успела стать крылатой: "Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной. На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Гагарин также провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления. В конце полёта тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков.
В 1958—1960 годах был создан новый кинотеодолит КТС, воплотивший все лучшие технические решения предыдущих моделей. С их помощью определяли траектории баллистических ракет и противоракет, контролировали запуск первых спутников и космических кораблей, проводили испытания новейшей авиационной и артиллерийской техники. В общей сложности до 1970 года Красногорский завод изготовил порядка 300 кинотеодолитов, после чего их выпуск был передан на БелОМО. Установка должна была обеспечить более высокую точность определения координат спутников, особенно слабых, благодаря бездисторсионному широкоугольному объективу с большим диаметром рабочего отверстия. Всего до 1971 года специалисты изготовили и смонтировали в обсерваториях и астрономических пунктах шесть установок, которые вели наблюдение за искусственными спутниками Земли», — рассказал генеральный директор ПАО КМЗ Александр Новиков.
И наконец, нельзя не назвать теодолит «Соболь», названный по фамилии главного конструктора. Разработку первого в стране мобильного инфракрасного теодолита-радиометра, предназначенного для определения координат межконтинентальных баллистических ракет на активном и пассивном участках полета по их инфракрасному излучению, коллективу КБ-4 поручили в 1968 году. В 1972-м работа завершилась успешными государственными испытаниями ИКТ «Соболь». Впервые в отечественной практике был создан оптико-электронный комплекс, работающий в автоматическом режиме и определяющий координаты летящего объекта в реальном масштабе времени. От первого кинофототеодолита эту разработку отделяли 20 лет большого пути.
На встрече эксперты поговорили об истории освоения космоса, обсудили вопросы подготовки кадров и перспективы развития аэрокосмической отрасли, а также пообщались с залом и ответили на вопросы зрителей. Благодаря организованной прямой трансляции к мероприятию могли присоединиться все желающие. В День космонавтики финалисты сражались в интеллектуальной битве, демонстрировали свои лидерские качества и показывали творческие успехи в видеовизитках. На первом этапе участники при поддержке Ресурсного центра «Мосволонтёр» прошли игровой обучающий интенсив «Своя игра» на тему тим-лидерства в волонтёрском движении.
Данная миссия была отправной точкой для многих других космических программ, которые привели к разработке международной космической станции, а также других значительных достижений. Имя Юрия Гаг арина останет ся в истории навсегда. Этот полёт возвысил науку и технологии Советского Союза на новый уровень и долгое время укрепил престиж СССР в глазах мира.
Первый самостоятельный полет Гагарина
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Миссия первого космического пелета Посадка в космический корабль Тем не менее подготовка перового полета человека в космос велась буквально со скрипом. СССР изо всех сил старался обогнать США и первым запустить человека в околоземное пространство, поэтому во многих вопросах подготовки страна шла на очень большой риск.
Например, использовавшийся для запуска «Восток-1» изначально даже не был предназначен для пилотируемых полетов. Аппарат представлял копию разведывательного комплекса «Зенит-2». Для установки кресла для космонавта из аппарата убрали часть фото- и радиоаппаратуры.
Такая спешка — стать первым — даже привела к нескольким ЧП, которыми могли привести к провалу миссии и гибели космонавта. Первое случилось за сутки до старта. Оказалось, что суммарный вес корабля с Гагариным в скафандре на 14 кг больше положенного.
В таком случае существовал риск не вывода аппарата на заданную орбиту. Советские инженеры подошли к решению проблемы весьма оригинальным образом — срезали часть кабелей и датчиков, которые посчитали необязательными. Но на этом все проблемы не решились.
Буквально за час до старта выяснилось, что датчик на люке «Востока-1» не выдает нужный сигнал герметичности аппарата. Инженеры быстро выяснили, что дело в неисправном контакте, но так как до старта оставались считанные минуты, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с другими инженерами со скоростью современных механиков «Формулы-1» за считанные секунды открутили 30 гаек на корабле и, поправив датчик, вновь закрутили все обратно в положенным порядке.
После этого проверка герметичности прошла успешно. Старт переносить не стали. Хладнокровие космонавтов Гагарин почти на всех фотографиях улыбался Полет космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом проходил в полностью автоматическом режиме.
Объяснялось это тем, что психологи не могли дать гарантий на то, сможет ли космонавт сохранить работоспособность при длительном нахождении в условиях невесомости. Допускалось, что Гагарин может потерять над собой контроль и захочет вести аппарат вручную. В то же время, лишить космонавта возможности управлять кораблем вручную, тем самым, в случае серьезных непредвиденных обстоятельств, поставив его перед необходимостью уповать только на электронику, команда запуска не решилась.
На самый крайний случай космонавту передали в специальном запечатанном конверте особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Психологи считали, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи в здравом уме. И все же, непосредственно перед самим запуском Гагарину сказали этот код.
Проблемы при посадке Обгоревная посадочная капсула О словах, сказанных Гагариным в заключительной стадии полета, долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи! На тот момент никто не имел четкого представления о том, как будет проходить спуск космического аппарата через плотные соли атмосферы. Увидев в иллюминаторе огонь, охвативший обшивку корабля в результате его трения об атмосферу, Гагарин предположил, что корабль на самом деле охвачен пожаром и поэтому, это его последние секунды жизни.
Первое такое впечатляющее зрелище увидел именно Гагарин. Люди, которые летали в космос уже после него, были готовы к такому «рядовому» моменту полета. Возвращение из космоса Капсула, которая только что вернулась на Землю На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата, поскольку у них не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление.
Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры 3-5 тысяч градусов в плотных слоях атмосферы.
И много других интересных моментов из биографии Гагарина можно узнать из этого архива». Ельцина: «Интересный момент, что он проходил службу на севере, это ему сильно помогло, потому что в группу космонавтов как раз набирали людей, которые обладали, во-первых, небольшим ростом. А мы знаем, что Гагарин — около 165 см. Во-вторых, которые служили в трудных регионах, то есть, там, где они постоянно должны были подвергаться перегрузкам, там, где были сложные летные условия». А знаете, каким он парнем был? И попробуем смоделировать, насколько возможно то, что испытывал Юрий Гагарин во время своего легендарного полёта. Ведь то, что он смог остаться в живых, до сих пор считается каким-то чудом. Кажется необъяснимым.
Но вполне понятным, если знать, каким характером, какой волей, каким высочайшим профессионализмом обладал первый человек космоса. Но всё равно давайте попробуем приблизиться к его подвигу. Найти ответ на вопрос, как такое вообще было возможно? Смотрите репортаж Натальи Медведевой — в поисках Гагарина». Впервые в космосе человек. И важно не только то, что именно наша страна стала пионером в освоении космического пространства. Но и то, как это было? Кто он — первый космонавт? Что он чувствовал до, во время и после полета?
По современным меркам — такой прямой эфир в социальных сетях сегодня собрал бы миллионы просмотров. Прежде чем стать первым в космосе, Гагарин прошел отбор из трех тысяч кандидатов. Подготовка к полету — это постоянные тренировки, испытания на центрифуге, изучение корабля «Восток». Его уменьшенная копия — в петербургском музее космонавтики. Здесь же стоит его внук — подлинный спускаемый аппарат корабля Союз-16. На нем и покажем, в каких условиях Гагарину предстояло провести первый в истории человечества полёт в космос. И чтобы космонавт комфортно себя чувствовал протяжении всего полёта, его рост должен быть максимум 170 см. Гагарину повезло — его рост 165. А я с моим 175 в космос не попала.
Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР. Путешествие к далёким мирам. Основы космонавтики. Королёва: сайт. Космическая одиссея.
Труды по космонавтике. Текст: Вера Марунова.
Первый полёт человека в космос: от подготовки до возвращения на Землю
Продолжением космической недели в музее стал исторический час «Про первый полёт человека в космос». Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта». 12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. Первый полет человека в космос состоится не раньше 2017 года. Первый полет Racer длился 30 минут и был призван продемонстрировать базовую работоспособность вертолета. Сообщение ТАСС «Об успешном возвращении человека из первого космического полета».
"Поехали!" Он был первым
В России встречают 62-ю годовщину со дня полёта первого человека в космос | В 1955 году он добился значительных успехов, окончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. |
Telegram: Contact @AviaCT | Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС. |
В России отмечается 62-я годовщина первого полёта человека в космос
63 года назад человек впервые полетел в космос — это положило начало новой эпохе. 12 апреля в Экспоцентре КнААЗ состоялась встреча поколений, посвященная 60-летию первого полёта человека в космос. 12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. Мы собрали самые интересные реакции советской и мировой прессы о первом полете человека в космос.
63 года первому полёту человека в космос
Первый самостоятельный полет Гагарина | С первым полетом человека в космос всё было не так гладко. |
Летающий автомобиль AirCar совершил первый полет с пассажиром | Первый полет Racer длился 30 минут и был призван продемонстрировать базовую работоспособность вертолета. |
Экипаж МКС поздравил всех с юбилеем первого полёта человека в космос | Как мы сейчас знаем, первый американский космический полёт состоялся всего через три недели после первого советского. |
Как Юрия Гагарина встречали после полета (ФОТО) - Узнай Россию | Сегодня трудно представить, что первый полет на околоземную орбиту готовился с некоторой поспешностью, обусловленной гонкой за лидерство в освоении космоса с американцами. |
Первый полёт человека в космос: от подготовки до возвращения на Землю | 61 год назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. |
ДОСЬЕ: К 60-летию первого полета человека в космос
Первый полёт человека говорит о том, что летающие автомобили имеют право на существование. Первый пилотируемый космический полет в космос был осуществлен Китаем в 2003 году, когда первый китайский космонавт Ян Ливэй совершил полет на пилотируемом космическом аппарате «Шэньчжоу-5». Гагарин — человек, совершивший первый полет в космос.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Полёту человека в космическое пространство предшествовали первые искусственные спутники Земли, автоматические межпланетные станции и геофизические ракеты. После длительных полётов в первые минуты и часы после посадки земное тяготение ощущается как перегрузка в две или три единицы. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полёт в космос. В одном говорилось о первом успешном полете человека в космос, второе было написано на случай неудачной посадки космонавта, третьем сообщалось о катастрофе.
Первый полет человека в космос: что могло произойти 12 апреля 1961 года
Юрий Гагарин совершил грандиозный подвиг, открыв новую эпоху в человеческой истории. В тот год вся страна, весь мир праздновали победу человека над земным притяжением. С самого полета Гагарина космическая тема стала главной в прессе — сообщения о каждом полете попадали на первые полосы газет. С них начинались все телевизионные выпуски. Гагарин был первым, а за ним в космос отправились и другие герои.
Сегодня человечество продолжает открывать все новые и новые возможности космоса — длительные пилотируемые полеты, исследования дальнего космоса, строительство космических станций. Люди всей планеты продолжают мечтать о космосе и уверенно идут по тому пути, который проложил ему Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года. Космос всегда был и остается одной из наиболее волнующих человечество загадок.
Дело в том, что лопасти вертолета вращаются, при этом одна сторона движется вперед, а другая — назад. На низких скоростях это не имеет большого значения, но на высоких разница в скорости вращения лопастей может привести к негативным последствиям. Особенно это критично, когда концы движущихся вперед лопастей достигают околозвуковой скорости. Два двигателя Aneto-1X, разработанные Safran Helicopter Engines, являются частью новой гибридно-электрической системы с эко-режимом, позволяющим отключать один из двигателей во время полета. Всего в Racer используются 90 патентов. Этот вертолет — результат партнерства 40 европейских компаний.
Караев, посвятили этому событию свои стихи, и, конечно же, Н. Его стихотворение было опубликовано в газете «Балашовская правда» от 12 апреля 1961 года. Балашовцы связали свою судьбу с авиацией задолго до знаменательного события 1961 года. В 1930 году в городе начала действовать 3-я объединенная школа пилотов и авиатехников гражданского воздушного флота, которая и положила начало истории Балашовского летного училища. Балашовцы «болели» авиацией. Молодежь любила прыгать с парашютной вышки, расположенной на городском стадионе ныне территория слюдокомбината, до этого Преображенская площадь , со стадиона «Локомотив» взлетали планеры, а мальчишки бегали на летное поле посмотреть, как прыгают с парашютом курсанты школы авиатехников. В то время, когда Ю. Гагарин совершал свой космический полет, в Балашовском высшем военном авиационном училище лётчиков за информацией о его полете внимательно следили курсант 1 курса Г. Сарафанов и курсанты 2 курса В. Зудов и В. В Балашовском летном училище всегда заботились о подрастающем поколении. Леонова для учащихся 9-10 классов школ города. Начальником школы был назначен легендарный военный летчик, участник Великой Отечественной войны, подполковник запаса Борис Максимович Бугарчев. Он возглавлял ее с 1964 по 1987 год. Всего на его личном счету 15 поверженных самолётов противника.
К радиоприемникам припала вся страна, к газетным киоскам потянулись очереди, а в центре Москвы собралась ликующая толпа. Наши в космосе! Выбежал в коридор общежития. Ребята выбегали из комнат и мы, обнявшись, даже танцевали от радости.
ДОСЬЕ: К 60-летию первого полета человека в космос
Летающий автомобиль AirCar совершил первый полет с пассажиром | 12 апреля в России отмечается День космонавтики, установленный указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь первого в мире полёта человека в космос. |
Летающий автомобиль AirCar совершил первый полет с пассажиром | Также на площадке Приёмной комиссии состоялся финал конкурса Волонтёрского центра МАИ «Полёт к успеху». |
Курсы валюты:
- Исторические 108 минут: доклад Гагарина после полета
- Как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
- Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
- 60 лет первому полету человека в космос!
- В МАИ отметили 60-летие первого полёта человека в космос
- Первому полету человека в космос 60 лет! - ОЭЗ "Дубна"
В России отмечается 62-я годовщина первого полёта человека в космос
Первое летное испытание нового лайнера прошло успешно. Как отметил глава Ростеха Сергей Чемезов, самолет позволит обеспечить грузовые перевозки и транспортную доступность регионов РФ. Планируется, что Ил-96-400М будут выпускать нескольких модификаций - как транспортный и как пассажирский самолет. Современная информационно-развлекательная система, установленная на борту Ил-96-400М обеспечивает доступ к интернету, телевидению и спутниковой связи.
Свой первый полёт на орбиту он совершил 26 октября 1968 года в возрасте 47 лет. До этого у него был славный служебный и боевой путь военного лётчика. Во время войны Береговой служил в штурмовой авиации. В опубликованной боевой характеристике от 23 октября 1942 года на командира звена старшину Г. Берегового можно прочитать: «…является молодым командиром звена, ещё не имеющим достаточного опыта в воспитании подчинённых, но сам лично может служить примером для подчинённых во всех видах боевой подготовки».
Мастерство штурмовика Берегового подтверждается боевой характеристикой от 3 сентября 1943 года. В ней сообщается, что с 25 марта 1943 года на Воронежском фронте «…тов. Береговой произвёл 28 боевых вылетов, из которых 15 раз водил группы от 6 до 9 единиц и все разы точно выводил на цель». В это время Георгий Тимофеевич был заместителем командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового полка. В соответствии с той же характеристикой данным подразделением с марта по сентябрь было «уничтожено 158 автомашин с разными грузами, 27 танков противника, сбито в воздушном бою летчиками и стрелками 3 самолёта противника, уничтожено 4 артбатареи, взорвано 2 склада с боеприпасами, 13 повозок с разными грузами». К концу войны Георгий Береговой в воинском звании гвардии капитана стал командиром эскадрильи с огромным боевым опытом и множеством наград. В частности, приказом от 14 января 1945 года он был награждён орденом Отечественной войны I степени. В разделе также представлены документы из личного дела фронтовика и лётчика-испытателя Марка Галлая.
Хотя он не посещал орбиту планеты, в первом отряде космонавтов он стал инструктором-методистом по пилотированию космических кораблей. Его боевой путь начался в июле 1941 года, когда он стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы. Он участвовал в боевых действиях по отражению ночных атак немецких бомбардировщиков на столицу. Впоследствии он сам воевал в бомбардировочной авиации.
Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио. Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет? Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров. Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи. Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся... Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы? Сдачу с десяти рублей возьмите!.. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру. Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон". Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли. На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей. Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился. Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им. Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли. В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья! Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели. Из ближайшей воинской части Гагарин только что доложил по команде о своем приземлении. Фото: ОММ Ю. Деревня Клушино, Гжатский район. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "В избу, где квартировали и столовались плотники и порог которой только-только переступил отец, ввалился взмыленный председатель сельсовета Василий Федорович Бирюков. Когда "газик" остановился на Ленинградской, у дома, здесь было полно машин и еще больше народу. Из мемуаров Бориса Чертока: "Доклад о приземлении уже прошел по всем службам. Гагарина обнаружила поисковая группа, которая на вертолете Ми-4 доставила его в Энгельс, а оттуда - в обкомовскую резиденцию в Куйбышев. Туда-то и прилетели для встречи и допроса Гагарина Королев со всей Госкомиссией, счастливыми сопровождающими и допущенными корреспондентами". Юрий Гагарин на борту самолета под контролем врачей. Куйбышев, заводской аэродром. Из дневника генерала Каманина: "На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: "Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву. К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались… Куйбышев, заводской аэродром. Из воспоминаний Германа Титова: "Когда мы прилетели в район приземления, мне хотелось быстрее обнять Юру, но я увидел его в плотном кольце людей. Вокруг стояли ученые. Подойти к Гагарину не было никакой возможности. И все же я стал протискиваться сквозь толпу. На меня бросали удивленные, строгие взгляды, но я продвигался. Юра заметил меня, когда я был уже в нескольких шагах от него, и бросился мне навстречу. Мы крепко обнялись, долго тискали друг друга. Из дневника генерала Каманина: "Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома". Из воспоминаний Валентина Гагарина: "И мой дом, и родительский были пусты. Я уже хотел идти разыскивать своих, но тут на пороге появился Владимир Сиротинин, корреспондент районной газеты. Я машинально достал альбом и несколько конвертов с фотографиями, положил их на стол: - Забирай, что нужно. И выскочил на улицу.
Он занимает место в корабле за два часа до старта. Подключается радиосвязь, проводятся последние проверки. В том числе, запасов еды. Корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту оторвался от земли. Владимиру Краскиным — заместителю начальника радио-телеметрического отдела Байконура — тогда было 30 лет. В его подчинении находились все наземные приёмно-регистрирующие станции. Во время старта он вел репортаж о самочувствии Гагарина по каналам диспетчерский связи. И стал свидетелем той самой — легендарной фразы. Уже через десять минут Гагарин вышел на орбиту. И увидел Землю. Впервые наша планета глазами человека. Все свои впечатления и информацию о полете Гагарин писал в бортовой журнал карандашом. До тех пор, пока он не улетел в невесомости. Гагарин познавал космос буквально наощупь. И даже рискуя своей жизнью. За 108 минут полёта случилось больше десяти нештатных ситуаций. Но без риска космос было не освоить. Один их самых опасных этапов полета — возвращение на Землю. Космонавт активировал тормозной двигатель. После чего приборный отсек и спускаемый аппарат должны были разделиться. Но вместо этого корабль стал беспорядочно крутиться вокруг своей оси — со скоростью один оборот в секунду. В более плотных слоях атмосферы приборный отсек всё же отделился. На высоте 7 километров космонавт катапультировался. Продолжил спуск на парашюте. И за пару километров до земли едва не задохнулся. В воздухе Гагарин не смог открыть дыхательный клапан.