В Казани до конца этой недели продлили план «Буран», сообщил начальник Управления гражданской защиты исполкома города Сергей Чанкин. Согласно информации, внутри БУРАН-10 могут разместиться до 10 человек. Главное отличие «Бурана» от своего американского собрата Space Shuttle состоит в том, что отечественная разработка была способна совершать полета в беспилотном режиме.
«Чтобы не допустить коллапса»: в Бугульминском районе введен план «Буран»
Многоразовая транспортная космическая система "Энергия - Буран". Поделиться VKontakte Ok Запуск первого искусственного спутника Земли, полёт собаки-космонавта, многолетняя программа космонавтов-испытателей, первый полёт в космос, а позже — первый человек в открытом космосе… Космические достижения периода СССР не имеют границ. К их числу относится и выдающаяся программа «Энергия — Буран», которая на пике своего развития была приостановлена, как оказалось, навсегда. Что случилось с первым советским космическим челноком, и почему проект закрыли? Несмотря на успешное развитие ракетостроения в 60-70-е годы в СССР, всё ещё решался ряд вопросов с отставанием от стран-соперников, в частности — США. Ситуацию усугубляла ядерная угроза, из-за которой Брежнев Леонид Ильич дал распоряжение о подготовке комплекса альтернативных мер для обеспечения гарантированной безопасности СССР. Главными конструкторами МТКС «Энергия — Буран» были Семёнов Юрий Павлович, ответственный за создание космического корабля системы «Буран», и Губанов Борис Иванович, ответственный за создание ракетного комплекса «Энергия», который должен был вывести челнок на орбиту. Группа из восьми лётчиков-испытателей набиралась в 1977 году в Лётно-исследовательском институте имени М.
Как уже писало наше издание, работа испытателей крайне опасная и сверхтрудная. Ещё до формирования группы двое кандидатов погибли в авариях в ходе испытаний истребителей МиГ и в ходе программы испытатели погибали, но на других проектах. В программе «Энергия — Буран» состоялось 24 испытательных полёта в режиме самолёта на макете «Бурана» для отработки его пилотирования и тестирования основных систем.
Еще один участник встречи д. Образцы двигателей и подлинные материалы из личного архива С. Петренко теперь можно увидеть в экспозиции музея.
Корабль стартовал с Байконура с помощью ракеты-носителя "Энергия", совершил два витка вокруг Земли и выполнил посадку на территории космодрома. Полет проходил без экипажа, его длительность составила 205 минут. Планировалось, что в ходе еще одного полета второй экземпляр "Бурана" осуществит семисуточную миссию, также в беспилотном варианте. В программу полета входила стыковка с орбитальной станцией "Мир" и отработка бортового манипулятора. Третий "Буран" готовился уже для пилотируемого полета - в планы входило обслуживание с его помощью орбитальных станций и выведения на орбиту космических аппаратов. Программа "Буран" была вскоре приостановлена из-за недостатка финансирования. После распада Советского Союза она была переведена из Минобороны в ведение Российского космического агентства и в 1993 году закрыта.
Это научное соперничество вынуждало тратить колоссальные средства. И далеко не всегда эти траты были разумны.
Увидев у соперника перспективные разработки, стороны бросались копировать игрушку, не думая о её объективной необходимости для страны. И одним из таких спорных достижений советской науки и техники стал "Буран". Торжество инженерной мысли, которое оказалось бесполезным и вытянуло из страны колоссальные средства, вбив свой гвоздь в гроб СССР. В гонке многоразовых космических кораблей победили США, первыми запустив своё изделие. К этому моменту аналогичная программа СССР уже развивалась полным ходом. Создание "советского Шаттла" началось ещё в середине 70-х годов. Фото: buran. Изначально казалось, что многоразовые космические корабли будут гораздо дешевле, чем одноразовые. Что при всей сложности создания затраты себя окупят. Свою роль вносила и гонка вооружений.
Все подобные проекты многоразовых космических кораблей 50-60-х годов имели военный характер. Однако технический уровень тех лет был слишком низок, чтобы реализовать амбициозные проекты многоразовых космических кораблей. X-20 Dyna Soar Фото: Wikimedia Фото: Wikimedia В то же время разработки проектов многоразовых систем 50-х годов позволили накопить опыт для создания первых многоразовых космических кораблей, воплощаемых уже "в железе". Авиационно-космическая система "Спираль" начала разрабатываться в 1966 году. Она должна была состоять из гиперзвукового самолёта-разгонщика, который поднимал бы на скорости 6 Махов десятитонный орбитальный космический корабль многоразового использования на высоту 30 км. Разработка велась, были созданы аппараты-аналоги космического самолёта, отрабатывались технологии. Программа была технически очень сложная и амбициозная. Однако, в 1972 году Ричард Никсон объявил о начале работ над "Спейс Шаттлом". И СССР не смог устоять перед соблазном скопировать американские идеи. Создание "советского Шаттла" оказалось задачей более простой технически, чем "Спираль", но более дорогой из-за масштабов.
Но партия сказало "надо! Так должен был выглядеть воздушный старт с гиперзвукового самолета-разгонщика авиационно-космической системы "Спираль" Фото: buran. В ходе программы "Буран" эволюционировал и менялся. Изначальный проект ОС-120 был практически идентичен "Спейс Шаттлу". На орбитальном самолёте так же, как и у американцев, были размещены три маршевых двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. При этом советский корабль получался тяжелее американского и весил 120 тонн. ОС-120 Вторым этапом развития стал орбитальный самолёт ОК-92. Он лишался маршевых двигателей, зато получал воздушно-реактивные двигатели. Воздушно-реактивные двигатели должны были дать более высокую гибкость применения в военных целях. С ними космический корабль меньше зависел от взлётно-посадочной полосы и мог приземляться на многих аэродромах СССР.
И только в марте 1978 года проектирование остановилось на привычном нам "Буране".
«Буран»: подвиг и предательство
План спуска и посадки "Бурана". С реальностью разошлись всего на три минуты. Согласно информации, внутри БУРАН-10 могут разместиться до 10 человек. Так что расходы на программу «Бурана» нужно сравнивать не с затратами на коммерческие или научные проекты, а с тратами на строительство военных флотов. Мэр Казани Ильсур Метшин на «деловом понедельнике» сказал, что план «Буран» завершился на прошлой неделе, но только буран об этом не знает, снег продолжает идти. По мнению Василия Петрова, Москва решила прекратить инвестиции программы «Энергия» — «Буран» потому, что этот грандиозный проект был изначально экономически нецелесообразен.
В Казани объявлен план «Буран» из-за сильной метели
План "Буран" в Казани | В целях реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 ноября 2019 года № 678 «Об утверждении Порядка обеспечения бесперебойного движения транспорта по. |
Как погиб первый и последний советский шаттл | Казахстанский владелец космического корабля 'Буран' резко отреагировал на заявление России о возвращении корабля и его макета, передает корреспондент – Самые лучшие и интересные. |
О чем рассказывают рассекреченные документы о полете космического корабля "Буран" | Программа создания космолета "Буран", совершившего единственный полет 35 лет назад, должна стать примером по уровню организации для подобных масштабных проектов РИА. |
Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект | Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» приземлился в автоматическом режиме на Байконуре. |
«Буран»: первый и единственный
В 2010 в отношении НПО ввели процедуру наблюдения из-за процедуры банкротства, а в 2012 году — ручное управление. В 2015 году «Ростеху» удалось сократить долги «Молнии». В январе 2017 года Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение «Молнии» с кредиторами и прекратил производство по делу о банкротстве. После этого НПО вошло в состав «Ростеха».
Программа первого полёта «Бурана» освещает основные принципы разработки проекта, типовые программы полёта и нештатные ситуации. Основной целью миссии в документе названа отработка в реальных условиях функционирования корабля на участках выведения его на орбиту и спуска с посадкой на посадочном комплексе. В программу включены схема выведения «Бурана» на орбиту и его возвращения на Землю, траектория полёта корабля и вероятные районы падения при аварии.
Научно-производственное объединение «Молния» основали в 1976 году. Он совершил свой единственный полет в 1988 году, а в 1993 году эту программу закрыли. В 2010 в отношении НПО ввели процедуру наблюдения из-за процедуры банкротства, а в 2012 году — ручное управление. В 2015 году «Ростеху» удалось сократить долги «Молнии».
На итог будет опять все "убитое" дорожное полотно- это когда калея очень глубокая на дорожном покрытии, так что и летом ездить страшно глубина летом от 10 см. Наверно кто то приследует какую то цель, раз доводит людей до гневного эмоционального состояния. Даже к пешеходному переходу подходить страшно, не знаешь в какой момент автомобиль может из калии выбросить. Конечно можно сказать что не правельно выбранная скорость. Но извените, по таким направлениям длжен двигаться не легковой транспорт, а тяжелая техника.
Глубина калеи сейчас от 15 до 30 см.
План "Буран" в Казани
Мэр Казани Ильсур Метшин на «деловом понедельнике» сказал, что план «Буран» завершился на прошлой неделе, но только буран об этом не знает, снег продолжает идти. В Казани с 15 января в связи с обильными снегопадами объявлен оперативный план «Буран». Программу «Энергия» — «Буран», ориентированную на долгосрочную и весьма перспективную конкуренцию с США в освоении космоса, постигла та же участь. Роскосмос не собирается реанимировать проект запусков космических кораблей типа «Буран» из-за его недостатков.
"Роскосмос" рассекретил документы о полете космического корабля "Буран"
Так что расходы на программу «Бурана» нужно сравнивать не с затратами на коммерческие или научные проекты, а с тратами на строительство военных флотов. Программа "Энергия-Буран" оставила в истории отечественной космонавтики тот самый повод для гордости и яркий пример того, чего может достигнуть наша наука. Главное отличие «Бурана» от своего американского собрата Space Shuttle состоит в том, что отечественная разработка была способна совершать полета в беспилотном режиме. Программа "Энергия" - "Буран" была настолько грандиозной, что ничего подобного в истории не сделано до сих пор. Поделиться новостью. В городе объявлен план «Буран». Cильный снегопад, метель с ухудшением видимости, ветер с порывами до 17 м/с и снежные заносы на дорогах.
«Чтобы не допустить коллапса»: в Бугульминском районе введен план «Буран»
Самым вероятным моментом возникновения аварийной ситуации в процессе полета "Бурана" оказался этап спуска и посадки на Землю. Также в документах была информация и представлена схема орбитальной станции "Мир" с пристыкованным к ней многоразовым кораблем. Это доказывает, что "Буран" был задуман не только как самостоятельный корабль, но и как часть более крупной космической системы, которая так и не была реализована. В программе также представлена информация о многоразовой транспортной космической системе "МТКС-О", грузовых транспортных аппаратах и системе "Буран-Т". Очевидно, что создатели "Бурана" планировали использовать его не только для полетов с экипажем, но и для доставки полезной нагрузки на орбиту.
Сначала — в должности инженера отделения, а потом начальником отделения я целый год дежурил на 50 участке одном из шести ретрансляторов-дальномеров навигационных. А с лета 1987 года в должности начальника команды средств навигации орбитального корабля принимал уже весь комплекс дальней навигационной системы в эксплуатацию.
Расскажу вкратце о посадочном комплексе. На космодроме Байконур, да и во всем Советском Союзе подобных объектов никогда не было. Поскольку старт в космос новой системы однозначно определялся с Байконура, туда же следовало и возвращать орбитальный корабль. Посадочная полоса аэродрома «Юбилейный» с высоты птичьего полета Здесь интересно отметить, что свою систему мы начали создавать на четыре года позже американцев, а они уже в августе 1977-го начали сбросы своего «орбитера» с самолета, сажая его на авиабазе «Эдвардс». Хороша эта база тем, что расположена на обширной, окаменелой и ровной, как стол, поверхности пустыни Мохаве. Опытному пилоту садиться на эту равнину, даже без двигателей, — не проблема: садись хоть вдоль, хоть поперек!
А вот в зыбучих казахстанских песках мы себе этого позволить не могли... И похожей равнины не нашлось и на всей огромной территории Союза. Значит — надо строить специальную посадочную полосу на Байконуре и дополнительно перестраивать несколько аэродромов в качестве запасных на западе аэропорт г. Симферополь и востоке страны аэродром морской авиации населенный пункт Хороль на Дальнем Востоке недалеко от г. Немногим более года ушло на проектирование посадочного комплекса и в начале 1979-го военные строители космодрома уложили в будущую полосу первый бетон. В абсолютно необжитом месте, посреди голой полупустыни, в месте, которое на топокартах обозначено как «урочище Ушкызыл», предстояло смонтировать в монолитную ленту шириной 84 м и длиной 4, 5 километра десятки тысяч тонн арматуры, уложить сотни тысяч кубометров бетона.
Работали круглосуточно и через три года, в апреле 1982-го, на новую полосу приземлился необычный самолет с большущей «бочкой» на спине. Дело в том, что ракета-носитель орбитального корабля была огромной. Диаметр топливных баков 2-й ступени — около 8 метров, длина самого большого, водородного бака — более 40 метров. Изготавливались они на заводе в Куйбышеве ныне — Самара , а вот доставить их на Байконур было проблемой. Задачу обеспечения авиационной транспортировки крупногабаритных конструкций МКС с заводов-изготовителей на космодром решили, создав специальный самолет-транспортировщик 3М-Т на базе стратегического бомбардировщика 3М.
За две недели было использовано почти 10 тыс.
Это больше, чем за весь зимний период прошлого года. Введенный 17 января план «Буран» продлен до 2 февраля. Ранее мы писали , что окраины Казани страдают от неубранного снега. Жители самостоятельно взялись за очистку придомовых территорий, надеясь привлечь внимание властей к их проблеме. Подписывайтесь на наши Telegram-канал , YouTube-канал , группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями. Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info tatarstan24.
Программа была технически очень сложная и амбициозная. Однако, в 1972 году Ричард Никсон объявил о начале работ над "Спейс Шаттлом". И СССР не смог устоять перед соблазном скопировать американские идеи. Создание "советского Шаттла" оказалось задачей более простой технически, чем "Спираль", но более дорогой из-за масштабов. Но партия сказало "надо!
Так должен был выглядеть воздушный старт с гиперзвукового самолета-разгонщика авиационно-космической системы "Спираль" Фото: buran. В ходе программы "Буран" эволюционировал и менялся. Изначальный проект ОС-120 был практически идентичен "Спейс Шаттлу". На орбитальном самолёте так же, как и у американцев, были размещены три маршевых двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. При этом советский корабль получался тяжелее американского и весил 120 тонн.
ОС-120 Вторым этапом развития стал орбитальный самолёт ОК-92. Он лишался маршевых двигателей, зато получал воздушно-реактивные двигатели. Воздушно-реактивные двигатели должны были дать более высокую гибкость применения в военных целях. С ними космический корабль меньше зависел от взлётно-посадочной полосы и мог приземляться на многих аэродромах СССР. И только в марте 1978 года проектирование остановилось на привычном нам "Буране".
При использовании корабля в качестве "орбитального бомбардировщика" у него были более широкие возможности чем у "Спейс Шаттла". Вообще, версия, что американцы делают орбитальный самолёт для того, чтобы иметь возможность наносить быстрые ядерные удары из космоса, была очень популярна среди руководства СССР. Другой популярной версией было предположение, что "Спейс Шаттлы" с их возможностью возвращать с орбиты грузы весом до 15 тонн будут воровать советские спутники. Все выводы советских экспертов сводились к военной составляющей американской программы. На тот момент заканчивалась американская лунная программа, и руководство NASA не хотело остаться без работы.
NASA, цепляясь за места и бюджеты, изо всех сил проталкивало программу "Шаттлов", обосновывая её рентабельность при большом количестве запусков. По расчётам выходило, что если делать больше 30 пусков в год, это будет выгоднее, чем столько же раз запускать одноразовые носители. И вообще никогда не планировалось использовать "Спейс Шаттлы" в качестве космических бомбардировщиков. Ещё в 60-х во время работы над X-20 Dyna Soar американцы поняли, что "орбитальный бомбардировщик" — это дорогая и медлительная платформа. На подготовку старта уходили сутки.
Оперативное применение было исключено. Все усилия были направлены на создание межконтинентальных ядерных ракет и подводных ракетоносцев с принципиально другой степенью готовности к пуску. Сборка "Бурана" на Тушинском машиностроительном заводе Фото: buran. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. В пересчёте на курс 2016 года затраты на программу оценивались в 2 трлн российских рублей.
Основным отличием "Бурана" от "Спейс Шаттлов" является способ выведения на орбиту. На "Шаттлах" установлены маршевые ракетные двигатели, которые получают топливо из гигантского оранжевого топливного бака. На высоте около 45 километров ускорители отстреливаются и на парашютах спускаются в океан.
Регистрация
- В Новошешминском районе утвержден план «Буран»
- Как погиб первый и последний советский шаттл
- «Буран»: подвиг и предательство
- «Роскосмос» рассекретил документы о многоразовом космическом корабле «Буран»
205 минут триумфа
- Почётный президент МАКС рассказал о собственном боевом экземпляре «Бурана»
- Власти Казани продлили план «Буран» до конца недели - Погода
- Поиск по сайту
- Попытки вернуть «Буран» домой
- Конец «Бурана». Как погиб великий советский проект
- Вход на сайт
Содержание
- «Энергия – Буран» — уникальная космическая программа СССР
- Попытки вернуть «Буран» домой
- Что еще почитать
- Как проект «Буран» повлиял на развитие российских технологий
- Что еще почитать
- Космическая стройка для всей страны
Увеличили количество снегоуборочной техники: Власти Казани ввели план «Буран»
Из полосы в полосу с ужасом переезжаешь, кажется что "пузом" повисним. Нас один раз "выкинуло". Хорошо на встречном движении не было автомобилей. Пока вроде только страдают автомобили и автомобилисты с кустами и деревьями, но возможно скоро и на тратуар начнут вылетать. Показать полностью... Ситуация просто ужасная.
О главных слагаемых успеха любой хоккейной команды и о принципах работы тренера Альберт Логинов рассказал в интервью РИА «Воронеж». Читайте также.
Из-за ограничения движения отменены школьные автобусы пригорода. Бугульма — это наш общий дом. Призываю всех руководителей предприятий отнестись с полным пониманием и ответственностью в предоставлении техники для расчистки города. Главное — обеспечить проезд спецтранспорта как на городских дорогах, так и на территории дворов», — обратился к участникам заседания глава района.
Только за последние сутки высота выпавшего снежного покрова превысила 20 см. Городская подрядная организация продолжает работать в усиленном режиме.
Разработка Работа над «Бураном» началась в 70-х, и потребовалась целая декада, чтобы воплотить планы в реальность. Советские руководители воспринимали американский проект как потенциальную угрозу безопасности, поэтому и поручили разработать собственный аналог. Конструктивно-компоновочная схема орбитального корабля «Буран» Что вообще такое — этот ваш «космический шаттл»? Ну, это корабль, который способен летать в космос несколько раз, что отличает его от традиционных ракет, которые могут быть использованы лишь единожды никто тогда не мог похвастаться многоразовостью, в общем-то. А если корабли можно использовать несколько раз, то это позволит сэкономить массу денег на запусках. Итак, «Буран», в отличие от традиционных ракет-носителей того времени, был многоразовым и предназначен аж на 100 полётов. Больше тысячи организаций Советского Союза участвовали в разработке нового космического корабля. Общая стоимость проекта составила приблизительно 16 миллиардов советских рублей.
Корабль имел длину в 36,5 метра и взлётную массу 105 тонн включая груз в 30 тонн. А это значит, что на орбиту можно было отправить что-то по-настоящему большое например, модули космических станций. Например, какие-нибудь космические аппараты, которые требовали ремонта. На «обратном пути» он мог захватить до 20 тонн груза. Конечно, наши инженеры вдохновлялись а в чём-то копировали американским «Шаттлом». В частности, генеральный конструктор Лозино-Лозинский высказался на вопрос о заимствованиях следующим образом: …Копирование, как это указано в предыдущем ответе, было, безусловно, совершенно сознательным и обоснованным в процессе тех конструкторских разработок, которые проводились, и в процессе которых было внесено, как уже было указано выше, много изменений и в конфигурацию, и в конструкцию. Основным политическим требованием было обеспечение габаритов отсека полезного груза, одинакового с отсеком полезного груза «Шаттла». В то же время «Шаттлы» уже успели хорошо себя показать, поэтому такой вариант был менее рискованным. И, хотя у «Спирали» был больший объём полезной нагрузи, решили начать разработку «Бурана» в формате «Шаттла». Программа, включавшая корабли БОР-5 и Миг-105.
На основе этих разработок были созданы космические корабли Dream Chaser и Х-37В. А вот и первое отличие: «Буран» на орбиту выходил не на своих двигателях, как это делал «Шаттл», а при помощи сверхмощных ракет «Энергия». Советский корабль включал свой двигатель уже в космосе, сама же ракета могла применяться для различных задач.
Пора начинать мечтать о новом «Буране»
Программа первого полёта «Бурана» освещает основные принципы разработки проекта, типовые программы полёта и нештатные ситуации. Основной целью миссии в документе названа отработка в реальных условиях функционирования корабля на участках выведения его на орбиту и спуска с посадкой на посадочном комплексе. В программу включены схема выведения «Бурана» на орбиту и его возвращения на Землю, траектория полёта корабля и вероятные районы падения при аварии.
К 35-летию этой миссии «Роскосмос» опубликовал рассекреченные документы, включая программу полёта, а также информацию о многоразовой транспортной космической системе МТКС-О и транспортном ракетно-космическом комплексе «Буран-Т». Программа первого полёта «Бурана» освещает основные принципы разработки проекта, типовые программы полёта и нештатные ситуации. Основной целью миссии в документе названа отработка в реальных условиях функционирования корабля на участках выведения его на орбиту и спуска с посадкой на посадочном комплексе.
Аэродром «Юбилейный» становился посадочным комплексом, но самолеты на нем бывали редко.
Лишь несколько раз в год транспортировщики 3М-Т появлялись в его небе, регулярно доставляя с завода в монтажно-испытательные корпуса космодрома «бочки» топливных баков ракет, которые шли на сборку «изделий» для наземных стендовых и огневых испытаний. Собирались первые летные ракеты. Из Москвы транспортировались макеты орбитального корабля, а 11 декабря 1985 года — уже планер будущего «Бурана». Техническая позиция ретранслятора — дальномера навигационного 48 участок Любые радиотехнические средства, предназначенные для обеспечения полетов, подлежат так называемому «облету» специальными самолетами-лабораториями, когда в реальных условиях проверяется их работоспособность и точность выдаваемых навигационных параметров. А для посадочного комплекса точность требовалась такая, чтобы «подхватив» корабль на дальности 550 километров и высоте его полета 50 километров, при скорости более чем в 10 раз превышающей скорость звука, привести его за время чуть более 20 минут на полосу с точностью до нескольких метров, готовым к нормальной посадке. И посадить в любую погоду!
При этом какие-либо ошибки или сбои в работе системы недопустимы. Для этого с декабря 1985 года на протяжении почти 3-х лет в байконурском небе работали летающие лаборатории Ту-134БВ, Ту-134А, Ил-14, Ан-26 по облету как штатных радиотехнических средств аэродрома «Юбилейный», так и средств системы автоматической посадки. Строился посадочный комплекс, шел монтаж и настройка оборудования, и над этой огромной стройплощадкой регулярно проносились на малой высоте самолеты, выполнившие около 400 испытательных полетов. В октябре 1986 года готовность бетона полосы проверил специальный самолет-лаборатория Ту-154, за штурвалом которого находился Игорь Петрович Волк — командир отряда летчиков-испытателей, готовившихся к полетам на орбитальных кораблях. Горбачевым и другими руководителями государства. Через 8 лет после начала строительства, работы по обеспечению автоматической посадки вступили в завершающую стадию.
Самое интересное началось, когда летом 1987 года для комплексных испытаний на посадочный комплекс прибыли самолет-аналог орбитального корабля — летающая лаборатория, созданная на базе пассажирского лайнера Ту-154, и самолет-имитатор МиГ-25. Надо было видеть, как лайнер вместо привычного плавного захода на посадку «падал камнем», резко снижаясь по крутой глиссаде с 11000 м. Дальний привод самолет проходил на высоте 1200 м обычно — 200м , выравнивание начиналось в 2 км от торца ВПП на высоте 400 м, при этом перегрузка достигала 2, 5 единиц, и через мгновение шасси касались бетона! Зрелище не для слабонервных... Особенно, когда задания выполнялись в паре с МиГ-25. До полета «Бурана» оставалось менее года.
Для того чтобы не погружаться глубоко в историю вопроса, нужно сказать, что "Буран" создавался в ответ на американский Space Shuttle, и с технической точки зрения почти на всём этапе разработки не было до конца понятно, как конструкция будет летать. Непонятно было и предназначение. Самые посвящённые в тему космоса люди военные чины и руководители министерств позднее будут признаваться, что "Буран" строили для возможности "снять" с орбиты любой космический аппарат, в том числе и любой спутник из состава американской боевой орбитальной группировки. В этом смысле создание "Бурана", конечно, принесло плоды. Двух пусков по программе сначала просто ракета, а затем и сам челнок хватило, чтобы в США сначала задумались, а затем и отказались от программы СОИ Стратегическая оборонная инициатива. Необходимость в космическом челноке исчезла, и продолжать проект не было никакого смысла, тем более что в России образца начала 90-х было не до космоса.
Забрали себе 22 апреля 2010-го весь мир и создатели "Бурана" заодно узнал, что тема многоразовых орбитальных кораблей не только не забыта, но и активно прорабатывается. Американский Х-37, построенный компанией Boeing, запускали в космос шесть раз, а суммарно корабль провёл на орбите 780 дней. При этом цели и задачи машины, способной самостоятельно возвращаться на Землю после миссии на орбите, по-прежнему не раскрываются. До конца года должен полететь и другой американский корабль — Dream Chaser. Известно, что две первые миссии на орбите корабль проведёт в беспилотном режиме, а затем для полётов на нём могут направить экипаж.