Выделим наиболее существенные принципы планирования, которые в своем труде «Общее и промышленное управление» определил основатель классической школы управления Анри Файоль: – принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономи-ческой. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Бизнес-планирование можно характеризовать как рабочий инструмент для только создаваемых и уже существующих организаций. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме.
Особенности бизнес-планирования
Вообще, насколько гибким является такой инструмент планирования, как бизнес-план? При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах. Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. 1.2. Задачи, функции и принципы бизнес-планирования Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое как в зарубежной, так и в отечественной практике, основывается на бизнес-плане.
Бизнес-планирование предприятия на все случаи жизни
Бизнес-планирование – это отдельное направление в деятельности управленцев, напрямую связанное с предпринимательством. пы и подходы к составлению бизнес-плана. Основными принципиальными положениями бизнес-планирования являются следующие [14, с.22]. При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования.
Бизнес-планирование.
Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям. Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Основные принципы формирования и использования информации в системе бизнес-планирования состоят в следующем.
Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
В результате бизнес-планы перестают быть актуальными еще до того, как завершается их подготовка, так как используемые в них параметры уже требуют обновления. Условно говоря, если раньше новый бизнес при прочих равных условиях мог выйти на окупаемость, например, через два-три года, то сегодня этот срок увеличился? Длинный ответ: сейчас такие бизнесы просто не станут рассматривать, неопределенность слишком велика, чтобы загадывать на сколько-нибудь продолжительный срок. Те бизнес-планы, которые еще поступают на рассмотрение, имеют существенно сокращенную инвестиционную фазу. Как ни смешно это звучит, но сейчас реализуется мечта властей о модернизации экономики: в условиях неопределенности мало кто строит заводы, а вот интернет-сервисы создают более или менее охотно. Понятно, что банки не горят желанием кредитовать стартапы, но, тем не менее... И дело даже не в ставках — банки просто обладают очень ограниченными навыками в оценке бизнес-планов. Банк может проверить то, что содержание бизнес-плана отвечает какому-то шаблону, что показатели доходности финансовой модели его устраивают. Намного сложнее проверить обоснованность параметров, заложенных в финансовую модель. Например, интернет-магазин утверждает, что его склад будет собирать 50 заказов в час — как банк может определить, реалистично это или нет, где найти сравнимый показатель? Намного проще выдать еще 100 потребительских кредитов, не правда ли?
И это не какая-то российская особенность, так во всем мире. Именно поэтому стартапы привлекают финансирование специальных фондов — там имеется отраслевая экспертиза. Относительно ожидаемой доходности, я бы говорил о том, какие проекты рассматриваются для предоставления финансирования вообще, и рекомендовал бы на некоторое время забыть о банковском финансировании стартапов. Банки не в том состоянии сейчас, чтобы пускаться в неизведанное. Я совершенно уверен, что есть успешные технологические стартапы — они весьма устойчивы к состоянию внешней среды, так как мало что закупают, их затраты довольно стабильны: зарплата команды разработчиков составляет львиную долю общих затрат, ну, аренда офиса, если требуется, вот, по сути, и все. Рынок сбыта их продукта — весь мир, зачастую продукт создается, чтобы быть проданным еще в качестве технологии кому-то из гигантов IT. Может ли обычный финансовый инвестор, не имеющий отраслевой экспертизы, распознать такой проект? Не думаю. Потребительский спрос снижается, поэтому такие проекты тоже не выглядят перспективными. К сожалению, власти выбрали политику затыкания дыр в бюджете, основанную на отнимании у бедных, а не у богатых.
Программа проекта. Рассчитывает затраты ресурсов и капитала на реализацию идеи. Составляется при организации стартового бизнес-проекта или внедрении новой идеи в производство. Например, разработки новой модификации авто на базе уже существующей модели. Создаётся в дополнение к основному плану компании. Учитывая масштаб суммы, бизнес-планы, составляющиеся по стандарту ЕБРР, актуальны для компаний средней и крупной формы организации. Стандарт инвестиционной консалтинговой компании BFM Group, основанный на максимальном количестве финансовых показателей с анализом их чувствительности к внешним факторам.
Стандарт KPMG. Данная бизнес модель практически не применяется в России. В соответствии с данным стандартом акцент делается на маркетинговые и финансовые показатели. Разработка бизнес резюме Считается ключевой частью документа. Кратко излагает информацию о компании, её целях. Объясняет причину успешности идеи. Выполняет, в своем роде, функцию «наживки», привлекающей интерес и внимание будущего инвестора.
Резюме описывает основные плюсы. Но, данный раздел составляется и добавляется к документу после окончания работы над всеми остальными статьями. Содержание раздела различается с учётом стадии развития организации: Для организации нового предприятия с нуля Для действующей компании Описание имеющегося опыта и ключевой идеи, послужившей толчком для начала проекта. Цели, миссия, суть проекта Описание компании. Несколько предложений в общем объёме текста. Анализ рынка Информация о потребностях рынка, подтверждение необходимости и актуальности разработанных для него решений. Данные, касающиеся деятельности организ.
Год основания, учредители, положение на рынке, локация, численность персонала. Возможности для роста Данные, связанные с маркетинговой, финансовой деятельностью в графическом отображении Продукты или услуги Перспективы на будущее Стратегия, планы развития Информацию в рамках Резюме стоит подавать предельно кратко и ясно. С этой страницы начнётся знакомство потенциальных инвесторов и кредиторов с вами и вашей компанией, поэтому каждое слово в ней необходимо заполнить понятным и уместным языком. Сведения о компании Для уже существующей компании в данном разделе должны быть указаны: организационно-правовая форма; ФИО лиц, управляющих проектом, владельцев компании, их финансовые вклады в проект; месторасположение производства, его техническая оснащённость; финансовые показатели, объём требуемых инвестиций. В этой статье бизнес-плана также пошагово указывается, зачем необходимо открыть и профинансировать это дело, какие потребности покупателей удовлетворит разработанный продукт или услуга, предоставляемая компанией.
Главным аргументом в пользу этого бизнеса стала информация о возможном ограничении вывоза необработанного леса с территории РФ, что должно было, по мнению этого предпринимателя, способствовать снижению конкуренции на рынке. Остальная вводная информация полностью отсутствовала. У меня сразу появился вопрос, а зачем в таком случае ему нужен бизнес-план? Ведь прежде чем подойти к его написанию, необходимо: Полностью разобраться в продукте, рынке, конкурентах. Пообщаться с поставщиками и потенциальными клиентами, оценить перспективы выхода на рынок. Запустить бизнес на уровне ремесленника, без выстроенной иерархии. Необходимо понять его реальное функционирование и все процессы внутри. Что нужно сделать до написания бизнес-плана Основной задачей бизнес-плана является привлечение финансовых ресурсов для масштабирования компании или запуска новых продуктов на рынок. На этом этапе, когда бизнес уже сформирован, можно попробовать написать бизнес-план. Но если в компании отсутствует структура, то при масштабировании бизнес будет не в состоянии обработать всех клиентов. Поэтому желательно ее сформировать.
Важно отметить, что опыт предприятий токов, что многие руководители склонны недооценивать будущие возможные препятствия, трудности до момента, пока бизнес идёт успешно. Редко задумываются о перспективах развития, однако при наступлении этих трудностей понимают, что исправлять их достаточно поздно. Ещё одной проблемой предприятий является отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных разработчиков — исполнителей бизнес-планов. В этой связи часто случается так, что планирование заменяется различными решениями собственника по любому направлению деятельности. Такого рода решения не всегда продуманы и рассчитаны, как правило, на самый близкий временной период, более того, такие решения не предусматривают развитие стратегии производства предприятия, что может спровоцировать большие финансовые трудности в будущем. В этой связи управление предприятиями обязательно должно быть стратегически ориентированным и основанным на бизнес-планировании. Такого рода управленческая деятельность более высокого порядка даёт возможность предприятию направить его движение в бурное течение рыночной экономики. Бизнес-планирование служит отличным толчком для руководителей и менеджеров, чтобы они мыслили перспективно, бизнес-план чётко координирует все виды основной деятельности предприятий и обязывает трудовой коллектив обоснованно устанавливать и выполнять свои задачи, быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки и увеличивает уровень общей ответственности за итоги производственной деятельности. Разработка бизнес-плана Бизнес-план разрабатывается как по собственной инициативе предприятия для ориентации в мире бизнеса, так и согласно заданию на его составление, которое выдаётся заказчиком. По согласованию с заказчиком при разработке плана могут подготавливаться и рассматриваться в том числе альтернативные варианты. Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику. В процессе разработки бизнес-планов необходимо проводить взаимный учёт и согласование требований и условий заинтересованных сторон. Чаще всего кредитора заинтересовывает предложение, если кредитные средства будут возвращены в среднем через два года. На составление бизнес-плана требуется порядка месяца. На протяжении этого времени специалисты знакомятся между собой и с документами, а также делают предварительные расчёты. При составлении бизнес-плана существует своя специфика, при этом необходимо сделать акцент на том, что их структура не будет существенно отличаться друг от друга в разных подотраслях экономики. Разработка бизнес-плана осуществляется в три этапа: Сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, прорабатываются альтернативные варианты проектных решений. Формирование инвестиционной программы. На основании собранной информации осуществляется рассмотрение показателей эффективности. Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного или графического материала. В этой связи стоит отметить, что отмечается существенное различие подходов к составлению бизнес-планов в случае создания нового предприятия и, если модернизируется, совершенствуется существующий бизнес. В последнем примере ключевая задача состоит в ликвидации выявленных недостатков в существующем деле, развитии позитивных направлений и тенденций. Риска в данном случае для предпринимателей будет гораздо меньше, нежели в первом случае. Следовательно, модель бизнес-плана устанавливается на основе его принадлежности к тому или иному типу и некоторым особенностям подотрасли сферы экономики. Бизнес-план в качестве официального документа оформляется согласно требованиям потенциальных инвесторов и партнёров по бизнесу. Чтобы его правильно составить прежде всего необходимо привлечь обширный информационный материал о рынке, конкурентах, состоянии отрасли, новых технологиях и оборудовании. Замечание 5 Примечательно, что большая часть собранной на подготовительном этапе информации может не войти в окончательный вариант бизнес-плана, при этом она заслуживает отдельного внимания при предварительной разработке его рабочего варианта. Бизнес-план необходимо разрабатывать на несколько лет, с делением по годам. Данные на первый год даются с делением по кварталам и месяцам. По завершению каждого года план уточняется, производится корректировка направлений деятельности на будущий период. Принято говорить о десятке основных функций, которые должен выполнять бизнес-план, они следующие: При помощи бизнес-плана менеджер может стандартизировать процесс знакомства со своим проектом, экономит собственное время, упорядочивает контакты. Поскольку в процессе поиска инвесторов, кредиторов и партнёров он должен неоднократно повторять одну и ту же информацию о своём проекте и предприятии. На этапе нормальных рыночных отношений отсутствие бизнес-планов участниками инвестиционного проекта может расцениваться как нелогичное, абсурдное мероприятие, которое спровоцирует со стороны коллег недоверие и настороженность. В силу этих обстоятельств, наличие бизнес-планов является обязательным требованием со стороны участников цивилизованного рынка. Основательно составленный бизнес-план в необходимых условиях можно быстро преобразовать в заявку на финансовую поддержку. В этой связи привлечение финансовых средств для развития коммерческого дела невозможно без материалов, которые содержатся в бизнес-планах. Наличие у предприятия или предпринимателя бизнес-плана психологически настраивает на ощущение солидности и основательности его руководства. Процесс планирования обязывает бизнесмена адекватно оценивать предпринимаемые им действия. При планировании своё предприятие рассматривается с разных точек зрения, многоаспектно, причём многие из установленных при этом сильных и слабых сторон предприятия иначе не были бы рассмотрены. С помощью бизнес-плана можно установить ещё на начальном этапе те проблемы развития предприятия, которые в будущем могут перейти в серьёзные трудности, которые осложняют деятельность предприятия. Бизнес-план наделяет конкретный бизнес, деятельность в сфере услуг определённой целью. Поскольку многие отечественные предприниматели, которые работают в данной сфере экономики, энергичны, напористы, но их действия не всегда эффективны по причине отсутствия чётких целей и планов деятельности. При составлении бизнес-плана, предприниматель получает инструмент контроля и управления, который позволяет ему обеспечить планомерное движение своего бизнеса к тем целям, которые были поставлены в бизнес-плане. В процессе составления бизнес-плана в качестве мощного инструмента выступает самообучение, а после уже реализация предусмотренных им действий — основы для сопоставления с фактическими достижениями. Составление и реализация бизнес-планов на предприятиях является некой импровизированной школой менеджмента для новых поколений бизнесменов, менеджеров, предпринимателей и специалистов, а также залогом непрерывного роста ВВП, широкого использования инноваций и социально-экономического развития страны в целом. Экономист, менеджер при составлении бизнес-плана также положительно влияет на свои навыки, опыт и знания, повышает свой профессионализм, который он мог недополучить, не проводя детального анализа и планирования на своём предприятии. Информация, которая содержится в бизнес-планах, является основой для принятия партнёрами решений относительно целесообразности и условий ведения дел с конкретным предпринимателем, а также позволяет адекватно оценить финансовую устойчивость его предприятия, принять в расчёт все возможные риски. Бизнес-план и особенно его раздел "Резюме" рассматривается как рекламный документ, представляющий предприятие и предпринимателя. Основные правила бизнес-планирования В бизнес-планировании существует три основных правила, которые необходимо обязательно соблюдать, они следующие: В бизнес-плане не должны присутствовать революции. Бизнес-план должен одновременно быть оптимистичным и пессимистичным. Бизнес-план должен быть скользящим, с возможностью корректировки.
Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания
Одним словом, экономить на таком специалисте не стоит, лучше переплатить, чем потом иметь дело с плохим бизнес-проект. Но не стоит слишком приукрашивать и упускать любую информацию, относящуюся к вашему бизнес-плану. Опытный инвестор быстро увидеть недочеты и не захочет вкладывать свои деньги плохо отработанный проект. Так что во всем нужно придерживаться нормы, ведь в конечном итоге вам нужны деньги, а не красивый бизнес-проект. Вот что советуют опытные бизнесмены: Важно сразу, после того как вы поняли, чем будете заниматься, определится с формой собственности. Потом будет сложно ее поменять. Не стоит брать кредит под залог своего имущества. Если вы предлагаете свои услуги для тех, кто хочет открыть свою фирму, можно наладить отношения с банком и получать комиссионные за привлечение клиентов, но в этом случае не стоит слепо доверять банкам. Не лишним будет сначала основательно его проверить. Стоит использовать только отечественную литературу для составления бизнес-плана.
Иностранные аналоги могут не учитывать много важных факторов нашей экономики. Отличным выбором будет приобретение книг профессора В. В его работах рассказываются правила бизнес планирования, которые подходят к российской экономике. Эти книги печатаются издательством «Финансы и статистика». В книгах вы можете ознакомиться с уже готовыми бизнес-проектами, а так же понять, как найти инвестора или реализовать проект. Здесь подробно описаны нужные программные пакеты, а так же приведены примеры самых распространенных ошибок.
Также планирование улучшает коммуникацию внутри команды. Все это, по словам эксперта, помогает быстро достигать целей компании, что необходимо для развития организации.
И здесь хорошо подойдет метод таймблокинга, — говорит она. В обеденное время она полностью с ребенком. Вечернее время, когда муж приходит с работы, можно посвятить себе». Планирование помогает не отвлекаться и не перепрыгивать с задачи на задачу, что очень часто бывает в жизни современного человека и тем более матери, уверена Бельгаева. Топ-5 ошибок в планировании Может показаться, что планирование — это довольно просто, но далеко не у всех оно получается с первого раза. С какими основными ошибками сталкиваются новички? Ошибка 1. Игнорирование ценности времени Планирование начинается не с ежедневника, а с мышления, уверена Ольга Петрова.
Потому что нет простого понимания: зачем все это нужно? Признаться честно самому себе. А ведь это результат нашего выбора. И что будет дальше? Как только мы начинаем осознавать, насколько важно и ценно то, куда уходит каждый наш час, приходит и умение выбирать: хочу ли я сейчас заниматься именно этим проектом, проводить время именно с этими друзьями, читать именно эту новостную ленту? Непонимание своих ценностей Иногда это приводит к постановке неправильных целей, к которым не лежит душа. А значит, и достичь их будет крайне сложно. Или же семья, забота о близких?
А может быть, помощь животным? Если вы знаете свои ценности — вы сможете точнее поставить цель, истинную для себя. А в дальнейшем выбирать пошаговые действия и идти к мечте с настоящим удовольствием. Приготовить сырники по утрам с семьей или заказать доставку? Монетизировать хобби или открыть благотворительный проект? Провести вечер с детьми или доделать отчет в офисе? Что будет через несколько лет? Воспоминание о счастливой жизни или мысль о том, что вся жизнь прошла в чужом сценарии?
Ошибка 3. Отсутствие расстановки приоритетов По словам эксперта по планированию, золотое правило тайм-менеджмента звучит так: успевай не все, успевай важное.
Финансирование Этот раздел необходим, если инициатор проекта ищет финансирование для своего бизнеса. Сюда включаются имеющиеся и потенциальные потребности в капитале, планы по использованию привлеченных средств и предполагаемые способы их возврата. Прогнозы В раздел включаются финансовые показатели компании за предыдущие годы, финансовые прогнозы в будущих периодах.
Также для наглядности в раздел следует включить анализ финансовой информации с графическими приложениями и таблицами. Приложения Приложения в бизнес-плане нужны для его большей репрезентативности. Сюда можно включить исследования рынка, экспертные публикации, юридические документы, лицензии, инфографики и фотографии.
Стратегии и задачи каждого отделения формируются на уровне предприятия в целом и затем являются руководством к действию для всех руководителей и сотрудников. Подход характерен для однородного специализированного, однопродуктового производства. Подход «снизу вверх». Производственные планы формируются непосредственно в отделениях, а центральная плановая служба лишь сводит данные планы на уровне предприятия. Руководству на местах делегированы полномочия по созданию стратегии, а центральные службы координируют взаимодействия различных отделений. Подход характерен для диверсифицированных предприятий. Комбинированный подход, при котором представители разных уровней управления согласовывают свои цели и представления о путях их достижения в ходе многократно повторяющихся плановых совещаний, являющихся основой формирования и утверждения плана. Планирование начинается централизованным движением сверху вниз, указываются цели, необходимые для достижения, и заканчивается обратным децентрализованным направлением движения снизу вверх, предоставляются пути достижения цели. Новый подход, который декларирует, что в составлении стратегического плана развития предприятия участвуют все сотрудники управления. Менеджеры среднего звена и специалисты плановой службы лишь оказывают помощь в разработке динамичных планов. У предприятия возникают несколько равновероятных направлений развития предприятия. Определение[ править ] Бизнес-план — это план, программа осуществления бизнес-операций, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности [4] [5]. Бизнес-план составляется в целях описания этапов и путей проведения предпринимательской операции, её выгодности и используется для убеждения партнёров кредиторов в целесообразности предстоящей сделки, операции [6]. Бизнес-план может быть и результатом единовременного планирования проекта для решения конкретной стратегической задачи; это основной документ инвестиционного проекта , в котором излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта [2]. Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата [2]. Бизнес-планирование и планирование Бизнес-планирование имеет следующие отличия от планирования [8] : Бизнес-планирование включает лишь одну из важнейших задач планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, а не весь комплекс деятельности предприятия. Бизнес-план разрабатывает лишь новую стратегию или тактику развития предприятия, а план может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются в основном на инновационные проекты, и они ограничены чёткими сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Планирование производится непрерывно по всем видам деятельности предприятия: по мере выполнения одного годового плана предприятие переходят к осуществлению следующего плана и т. К бизнес-плану предъявляются повышенные требования к наиболее тщательного обоснования финансовых показателей с учетом существующей степени риска. Планы необходимы в основном для собственного пользования, а бизнес-планы — для внешних пользователей. Бизнес-планы разрабатываются под руководством первых лиц или собственником предприятия. Планирование, как правило, осуществляется экономистами-плановиками функциональных подразделений предприятия. Принципы планирования и бизнес-планирования[ править ] Планирование должно соответствовать следующим принципам [2] [3] : Целенаправленность. Базовыми должны быть цели верхнего уровня. Целостность и полнота.
Бизнес-планирование.
Учебное пособие «Бизнес-планирование» дает представление о принципах, концепциях и методике разработки бизнес-плана. Узнайте, как составить бизнес-план и получить максимальную отдачу от процесса, в этом всеобъемлющем руководстве. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1). Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод.
Преимущества бизнес-планирования в период санкций
Говоря об основных принципах и подходах к разработке бизнес-плана, стоит рассмотреть его общую структуру и два основных метода разработки. Рассмотрим основные принципы, которые применяются в бизнес-планировании. Бизнес планирование должно следовать принципам: ‒ гибкости (предусматривает постоянную адаптацию к измене-ниям среды функционирования предприятия); ‒ непрерывности (предполагает скользящий характер планиро-вания). Бизнес-план для себя (иначе – внутреннее планирование) составляют исходя из реального положения дел, чтобы. При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования.