В народном сознании Сретение стало выражением надежды на скорое обновление природы и приход тепла. Затем традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру. Мы расскажем о народных приметах на Сретение и что следует делать 15 февраля 2025 года.
Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?
Праздник Сретения или Сретение, который отмечают 15 февраля по новому стилю, символизирует встречу холодной зимы и наступающего жаркого лета. Сретение Господне — один из двунадесятых православных праздников, который отмечают 15 февраля в память о встрече старца Симеона с Богомладенцем Иисусом. Иконка канала Традиции, которые делают нас счастливыми. Этот древний праздник в христианской традиции называется Сретением господним, ныне отмечаемый 2 февраля католиками, православными 15 февраля, имеет несомненно языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника. На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков.
Традиции Сретения
Священники советуют в этот день просто сходить в церковь и помолиться о здоровье своих родных и близких. В чем смысл Сретения по народному календарю В народе церковные и языческие традиции Сретения переплелись воедино. По народным приметам, в этот день проходит первая встреча весны с зимой: «На Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», гласят поговорки. Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. Фото pixabay. Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены.
В старину говорили: не отстоял церковную службу на Сретение — готовься к большим бедам. Что категорически нельзя делать на Сретение Поскольку Сретение - большой праздник, с ним связаны не только традиции, но и запреты. Фото Густаво Зырянова Что же категорически запрещено на Сретение.
Как чистая сердцем, она удостоилась пророческого дара. Пророчица Анна. Он обратился к Младенцу как Богу, Которым Христос и был. Слова его молитвы и ныне звучат за каждым вечерним богослужением: « Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Так раб Божий прощался с земной жизнью, которая длилась уже более 300 лет — и встречал Господа. Симеон Богоприимец. Сербия, г.
Пророчески говорила о Мессии и прав. Анна «всем ожидающим избавления в Иерусалиме» Лк. Так в храме о Христе, еще Младенце, впервые сказали, как о Боге — пусть и слышали это немногие присутствующие, удостоившиеся видеть эту Встречу. Сретение Господне. Многие современные литургисты считают эту практику не совсем верной, так как она нарушает «хронологию» праздника, ведь он тогда отмечается на 39 день после Рождения Спасителя. Однако, эта традиция продолжает существовать до наших дней. Еще одна деталь — то, что песнопения дня посвящены как Господу, так и Богородице. Тропарь праздника Он обращен к Пречистой Деве и прав. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак А вот его словами Церковь уже обращается к Самому Христу: «Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче» Величание Оно совмещает славословия Господу и Богородице: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».
Сретенские свечи: значение и применение дома Предполагают, что традиция освящать свечи на Сретение возникла у западных христиан. Впервые такой православный чин заимствованный у католиков появился на Украине, в Требнике свт. Петра Могилы 1646 г. Правда, у католиков была традиция особой процессии, которая символизировала вход Господа в храм Иерусалима возможно, она и пришла в католическое богослужение из служб христиан Святого города, где такие процессии описаны паломниками IV в. Православный же чин — значительно скромнее. Он состоит из: начальных молитв Святой Троице; пяти кратких молитв Христу, которые читаются священником; освящения принесенных свечей, когда иерей кропит их святой водой со словами: «Благословляются и освящаются свещи сия…» После этого свечи раздаются присутствующим. Современные пастыри говорят, что какого-либо особого значения освященные на Сретение свечи не имеют. Сретенские свечи. Фото пресс-службы Удмуртской епархии Пользоваться ими дома можно так же, как и любыми другими церковными свечами, возжигая их во время молитвы, зажигая ими лампаду. Огарки свеч обычно сжигают в церковной печи, поэтому огарок можно просто принести для этого в храм.
Представление о «мистическом», особенном значении «сретенской свечи» не что иное, как суеверия. Приметы погоды и народные традиции, суеверия Вот некоторые из таких примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок». Это значит, что весна будет дождливой. Если день был ветреный, это говорило, что год будет урожайным на яблоки, груши. Садовники по этому поводу дополнительно «трясли деревья руками, чтобы были с плодами». Вообще же большинство крестьян полагали праздник «встречей зимы и весны», поэтому среди его обычаев чисто христианских было немного: например, традиция, когда служители церкви носили по домам икону праздника. Семья встречала ее на коленях со словами: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». Узнайте также: Отдание Сретения — что значит и когда бывает 15 февраля — День православной молодежи Праздник существует во многих православных странах с 1992 г. Это — попытка возродить дореволюционную традицию балов. Балу предшествуют репетиции с хореографами, на которых разучиваются вальс, полька, кадриль, другие старинные танцы, а стиль одежды танцующих напоминает XIX- начало XX вв.
Православный смысл Праздник считается встречей не только Иисуса во храме, но также — Ветхого и Нового Заветов. Старец Симеон, встретив Господа, покидает храм, а позже — и земной мир. Заканчивается эпоха ожидания Мессии: Он явился.
На Громницы прославляли бога-громовержца Перуна и богиню Громовицу, которым приносили жертвы. Сретение служит границей между зимой и весной, отчего и само название праздника в простонародье объясняют встречею зимы с весною: «На Сретение зима с весною встретилась»; «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». От названия праздника Сретения в простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими. Простолюдины западно-русского края сретенскими свечами на праздник Сретения имели обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья. На Сретенье пекли блины, круглые, золотистые — они символизировали Солнце.
Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней.
Каковы приметы, предания и традиции этого праздника?
Как он связан с изменениями в Природе? Что нужно знать и делать человеку в это время? Об этом и поговорим на очередной встрече команды Народного Славянского радио.
Если эта тема важная — расскажите об эфире друзьям, сделайте мир лучше!
Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками. В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в этот день жители судили о наступающих весне и лете, особенно о погоде и урожае. Крестьяне обычно делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: «уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса». На Сретенье кормили закармливали племенных птиц: курам давали овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
Сны, приснившиеся 15 февраля означают следующее: ехать по дороге — к тупиковой ситуации; угощаться вином — к тоске по прошлому; рыть яму — к пропаже скота; искать что-либо — к сомнениям в супруге; слышать смех — к оскорблению; самому смеяться — к отчаянию; фрукты или ягоды есть — к радости.
Предание гласит, что он прожил 300 лет. В день Сретения по внушению Духа Святого Симеон вошел в храм. И когда Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса, он встретил их, взял на руки первенца и молвил, славя Бога: "Ныне отпускаеши раба Твоего, Владыко, по глаголи Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей".
Симеона нарекли Богоприимцем и прославили как святого. История празднования Сретения Сретение считается одним из древнейших христианских праздников. Именно им завершается череда рождественских празднований. Первое свидетельство о праздновании Сретения Господня относится к концу IV в.
В то же время этот день не являлся самостоятельным праздником, его называли "сороковым днем от Богоявления". В 528 году, во время правления императора Юстиниана, Антиохию настигло несчастье — землетрясение унесло жизни многих людей. За ним последовала моровая язва, от которой погибли тысячи жителей. Во время всенародного бедствия одному из христиан пришло видение, что Сретение нужно праздновать торжественно.
Всенощное бдение и крестный ход положили конец горестям Византии. В благодарность Всевышнему Сретение причислили к основным церковным праздникам.
Вот почему, если 15 февраля еще стоит мороз, значит, холода отступят нескоро, а весну еще придется подождать. В то же время, если 15 февраля звенит капель, то грядущая весна будет теплой, а урожай пшеницы богатый. Если же на Сретение выпадает снег, весна будет дождливой.
А вот тихая и ясная погода предвещает хороший урожай льна. Принято считать, что если на Сретение отправился в дальний путь, то вернешься нескоро. В народе день Сретения Господня традиционно сопровождался гуляниями. Женщины пекли в этот день блины — символ солнца. Однако есть блины нельзя до первой звезды.
Когда часы пробьют 8 вечера, можно съесть кусочек блина и попросить у Бога удачи. Затем нужно угостить блинами всех, кому вы желаете добра. В некоторых районах верующие пекли баранки и кормили им скот. Считалось, что лакомства защитят животных от болезней. Такая вода считается целебной и ценится наравне с крещенской.
К слову, изначально воду не носили в храм, а собирали с тающих капающих сосулек. Что нельзя делать 15 февраля Поскольку праздник Сретения Господня считается великим, в этот день запрещено заниматься тяжелой и грязной работой.
Много говорится и об Анне Пророчице: «Анна — венец вдов: обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не баснословит; посвящает себя божественному, непристойному не предается. Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу» святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Святые отцы неустанно также прославляют и Божию Матерь: «Радуйся, вечно нескончаемая радость наша Пресвятая Дева ; к Тебе опять я обращаюсь. Ты — начало, средина и конец нашего торжества; Ты — драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни. Радуйся, сокровище любви Божией; радуйся, источник человеколюбия Сына; радуйся, осененная гора Святого Духа Авв. Ты воссияла, вожделенная Родительница Света духовного солнца, неприступными лучами пламенной любви, родив в конце времен рожденного от начала, явив сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимого Отца, Подателя мира, дивно уничижившегося более всякого уничижения.
Посему молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, Всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память Твою» святитель Мефодий Патарский. Сего во храме Симеон, взяв на руки и чудную смотрения тайну всем языкам и иудеям благовествуя, играет и радуется; и светлым и ясным гласом о Нем взывая, говорит: Сей есть Сый, и прежде Сый, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный» святитель Кирилл Иерусалимский. Праздник в западной традиции Сретение. Средневековая западная книжная миниатюра. Данное название, закрепленное в западноевропейских церковных месяцесловах, несет в себе историческую память о древней процессии с факелами или свечами , вошедшей некогда в богослужебный устав. Слова праведного Симеона — «свет во откровение языком» — нашли также отклик и во французском, польском эортонимах: Светильник, праздник Божией Матери Громничной праздник Огненной Марии, Громнииы , — которые, конечно, сопряжены с богослужебной традицией освящения в этот день особых ритуальных свечей. Самые древние сведения о процессии со светильниками можно найти в паломнических рассказах Этерии [11]. Так, например, уставом Соловецкого монастыря 1494 года предписывается раздавать братиям свечи перед полиелеем и на девятой песне канона праздничной утрени.
Так возник указываемый древними и современными уставами крестный ход на праздник Сретения в православных монастырях. В Риме начало процессии со свечами на Сретение восходит, вероятно, к концу V столетия, то есть ко времени установления самого праздника папой Геласием. Ее смысл здесь иной, нежели на Востоке отсутствует память о чуме и других бедствиях , и процессия имела, как и сам праздник, конкретный апологетический смысл, будучи направленной против февральских языческих мистерий. Достоверно известно о придании этой процессии большой пышности и поучительности папой Сергием I 687—701. Ее совершали обыкновенно из базилики святого Адриана до церкви Санта Мария Маджоре. Обряд освящения свечей, сопровождаемый антифоном «Свет во откровение»и «Ныне отпущаеши»,упоминается в романо-германской понтификальной традиции XII столетия. Следовательно, можно говорить о том, что сретенская процессия со свечами имеет римское происхождение, и она в значительной степени повлияла — как на Западе, так и на Востоке — на изначально христологический характер праздника Сретения Господня. Кроме того, западные богослужебные тексты процессии, особенно ее антифоны, носят ясно выраженный мариологический характер.
В римском Миссале 1570 года и его последующих переизданиях торжественная процессия становится составной частью праздничной литургии 2 февраля. Как элемент приходской сретенской литургии рассматривает ее и Миссал 1970 года. В нем, среди прочих, кодифицируется принципиальное для латинской богослужебной практики и богословия изменение названия праздника на Представление во храм Господа. Обязательно надо упомянуть и о том, что литургический статус Сретения в Католической Церкви имеет диахронную тенденцию к повышению эортологической значимости. Если в Миссале 1570 года оно находилось в разряде праздников второго класса, то в новом Миссале 1970 года после упразднения старой градацииСретение квалифицируется как простой праздник. Этим продиктована и замена эортонимов: Рrаеsепtatio Dотini вместо прежнего Рurificatio Маriае. Таким образом, подчеркивается несомненный христологический аспект и литургический характер Господского праздника, каковым он и является по своему происхождению и специфике чинопоследования. Иконография праздника Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки.
На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Преблагословенной изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух реже — трех голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме. Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что, конечно, отражается в иконографии: Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна представляется со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки. Древнейший образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме 432—440-е гг. Многофигурная сцена Сретения трактуется здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу святому Симеону. Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода — святого Луки в Фокиде, Неа Мони на острове Хиос, церкви Успения в Дафни.
Интересной особенностью в изображении Кирилловского храма является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках. Нужно отметить следующее: евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией Благовещения. Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор, была помещена сцена Рождества Христова, на северной стене, в пятом регистре, находилось Сретение, а на противоположной, южной, стене — Крещение.
Сретение 2024: что нужно сделать, чтобы слезами год не умываться
Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери Великое повечерие. Этот древний языческий праздник в христианской традиции называется Сретением Господним, и отмечается католиками 2 февраля, православными христианами — 15 февраля. В народных традициях празднования Сретения перемешались христианское и языческое начала. В народных традициях празднования Сретения перемешались христианское и языческое начала. 2023. Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции.
Сретение Господне: что это за праздник? И при чём здесь свечи, балы и День православной молодежи
На Сретенье освящают и свечи, чтобы потом зажечь их и очистить свой дом от всякой нечисти: от ведьм по церковным традициям и от негативной энергии – по светским. религия, справка, сретение господне, новости беларуси. Сретение Господне — один из двунадесятых православных праздников, который отмечают 15 февраля в память о встрече старца Симеона с Богомладенцем Иисусом. Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков. Сретение Господне, также известное как Сретение Господней Богородицы или Сретение.
Как правильно провести этот особый для православных день
- Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
- Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
- Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи
- Сбежавшая в США дочь Владимира Меньшова, Мария, отреклась от отца
- Праздник Сретение Господне - протоиерей Владимир Башкиров - читать, скачать
Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника?
В римском праздновании Сретения (особенно в архаичный период, когда еще были сильны языческие религиозные традиции) акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией. На Руси Сретенье имело особое значение и сопровождалось различными обрядами и обычаями, которые отражали народные верования и культурные традиции. На сегодняшний день религиозные и языческие традиции, связанные со Сретеньем, так переплелись между собой, что стали нераздельны. Что за праздник Сретение Господне, когда отмечают в 2023 году, что произошло в этот день и как его правильно провести.
15 февраля - славянский праздник СРЕТЕНИЕ
Христианская история праздника Сретенье Исторический контекст церковного праздника Сретение Господне восходит к событиям, описанным в Новом Завете, в частности в Евангелии от Луки. По библейским преданиям, на сороковой день после Рождества Христова, Дева Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить обряд очищения согласно еврейскому закону. У порога обители их ждал святой праведник Симеон, которому было обещано не увидеть смерти, прежде чем он узрит Мессию. При встрече с младенцем он пророческим взором узнал в Нем спасителя человечества, что и заложило основу для празднования Сретения. Это событие, символизирующее встречу человечества с Богом, изначально не имело установленной даты празднования. Однако к IV веку праздник был введен в Восточной церкви, а впоследствии и в Западной. Его смысловая нагрузка и значимость были настолько высоки, что его включили в число двунадесятых праздников — т. Дата празднования Сретения по юлианскому календарю — 2 февраля, стала официальной, а после реформы календаря , в странах, принявших григорианский календарь, праздник стал отмечаться 15 февраля. Особенности празднования в дореволюционной России Встреча Сретенья в дореволюционной России включала обширные народные гуляния. В этот день повсеместно устраивались сельские ярмарки, уличные забавы и конные скачки.
Было принято печь блины, как символ солнца, или баранки. Для детишек же выпекали «жаворонков» — печенье в форме птиц. С этим угощением дети забирались на высокие пригорки и протягивали его солнышку как своеобразный дар, прося поскорей прогнать Зимушку-зиму. Эта традиция сопровождалась характерными песенками, зазывающими Весну и Птиц, что в комплексе называлось «закличками весны». В соответствии со славянскими традициями, именно со Сретения можно было начинать важные продолжительные дела, связанные с домостроительством и прочими серьезными задачами на год. Кроме того, в этот день старались совершать благие поступки по отношению к ближним. В церковных обрядах особое место занимало освящение специальных «громничных» свечей, которые прихожане делали из чистого пчелиного воска, специально припасенного для этого случая, и несли в храм для благословения — отсюда происходит еще одно название праздника — «Громница» поскольку эти свечи символизировали свет, отгоняющий темные силы и грозы. Здесь, кстати, наблюдается некое противоречие — оберегающий предмет носит название того, от чего собственно должен оберегать. Однако, это не должно смущать — дело в том, что Громница — это изначальное дохристианское название данного праздника.
Он является началом подготовки к великому посту, который начнется в этом году 18 марта. История праздника По словам священника Николая Савченко , история праздника берет свое начало в дохристианский период. Почти за 300 лет до н. Он был одним из переводчиков, которым царь Египта Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил ветхозаветную книгу пророка Исайи, он обнаружил строки, которые озадачили его. Там было написано следующее: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Сначала он подумал, что в предложении есть ошибка.
Человек, который помогает другим, в скором времени получит взамен удачу и счастье. Чего нельзя делать 15 февраля: Не стоит работать в саду и на огороде, копать землю или рубить деревья, в противном случае год выдастся неурожайным. Нельзя сидеть без дела, грустить, жаловаться на свою судьбу. Такое поведение может привлечь в жизнь огромные и затяжные проблемы. Не стоит ходить в лес или отправляться в долгую дорогу. Погода может быть переменчивой, а нечисть — слишком приставучей. Из-за этого возможны разные неприятности. Нельзя класть деньги на обеденный стол, иначе они исчезнут, как и выкладываемая на стол еда. Не разрешается ругать кого-либо, в противном случае весь негатив вернется человеку в тройном размере. Приметы 15 февраля: Какая погода в этот день, такой будет и весна. Оттепель к ранней и теплой весне, не заставит себя ждать и лето.
Считается, что с этого момента человек вступает на праведный путь, ведущий к спасению его души. Есть и еще одна трактовка, которая дополняет общий смысл Сретения Господня. Этот важный древний праздник символизирует момент, в котором сходятся Новый и Ветхий Завет. История праздника связана с преданием о жизни Иисуса Христа и его матери, Девы Марии. На пороге обители Святое семейство встретил старец Симеон, которого позднее стали называть Богоприимцем. По легенде, он ждал встречи со Спасителем почти 300 лет. Много лет назад Симеон служил переводчиком в храме. Однажды он трудился над ветхозаветной книгой пророка Исаи и прочел в ней загадочные слова: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Не "дева", а "жена", подумал переводчик, и хотел исправить древний текст. Но ему явился Ангел и возразил: никакой ошибки тут нет. Симеон не поверил ему, и Ангел сказал, что тот не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Праведный старец жил очень долго — около трехсот лет. В какое-то время ему наскучило земное существование, и он с нетерпением ждал исполнения Божьей воли. После встречи с Иисусом Христом старец Симеон наконец обрел покой. Свидетельницей той встречи стала пророчица Анна, благочестивая вдова.
Библейская предыстория, заложенная в основу христианского праздника
- Что можно и чего нельзя делать на Велесов день 24 февраля
- Сретение Господне 15 февраля 2024 года: что это за праздник, его суть и традиции | 360°
- Сретение Господне 15 февраля: что можно и нельзя делать традиции праздника
- Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
Два Завета встретились. Сретение Господне
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Почему в этот день зима с весной встречается, и какие обряды в этот день выполняли наши предки. Много церковных праздников, отмечаемых православным миром, свои истоки берут из глубины веков.
И как это часто бывает, в народных традициях во время их празднования смешиваются религиозные и языческие обряды. Сретение Господне, которое веками неизменно празднуется 15 февраля — тому не исключение. Автор: А.
В дохристианские времена этот день почитался как переломный в годовом цикле. По приметам наших предков считалось, что именно в средине февраля встречается зима с весной. И с этим поверьем существовало немало традиций, примет и обрядов, дошедших до наших дней.
Симеон и Иисус. Автор: Шишкин Андрей Алексеевич. После крещения Руси почти все языческие обряды и торжества церковь "подстраивала" под христианскую веру.
Так Сретение начало почитаться как долгожданная встреча человечества со своим Спасителем. Сретение Господне входит в двенадцать главных церковных праздников, приуроченных жизнеописанию Сына Божьего и Богородицы. И что примечательно, католики его отмечают 2 февраля, а в армянской православной традиции этот день чтят 14 февраля.
На сегодняшний день религиозные и языческие традиции, связанные со Сретеньем, так переплелись между собой, что стали нераздельны. Дева Мария, вносящая сына в храм. Библейская предыстория, заложенная в основу христианского праздника По еврейским законам женщина, родившая мальчика, не ранее нежели через сорок дней могла принести его в храм на обряд к Господу.
И к тому же мать обязана была сделать очистительное жертвоприношение. Как правило, это был то ли годовалый ягненок, то ли пара голубей. Рожденную же девочку приносили и вовсе на 80-е сутки.
Со двора бы шли да играли, с поля бы бежали-скакали! Сначала его клали перед иконой Власия — отсюда пошла пословица: "У Власия борода в масле". А затем масло поступало в распоряжение причта — его продавали или съедали. С утра во многих домах на Вологодчине из соломы делали скрутки, пропитывали коровьим маслом и вешали как оберег в хлеву. После молебна по сёлам и городам устраивали торги скота: считалось, что в этот день нельзя обманывать покупателя.
Торговцев заставляли клясться именем Власия, и мало кто осмеливался говорить неправду: верили, что святой непременно накажет плута — отступится от него, и тогда беды не миновать. Хозяйки в этот день пекли молочные пышки, одну из которых оставляли у иконы Власия: она служила "лекарством" для скота. Булочку так и называли — Власьева пышка. На окраинах империи, пока не видят священники, крестьяне проводили обряд опахивания деревни от Коровьей Смерти. Это чудище появлялось на земле сразу после Сретения и бродило в поисках жертвы по зимним полям.
Чтобы оградить скот от чудища, следовало опахать деревню. Для этого впотьмах у самой старшей из женщин сходились две вдовы и девять или двенадцать незамужних целомудренных девиц. Зимой они надевали длинные рубахи и длиннополую верхнюю одежду, волосы распускали. Сначала истово молились перед иконой святого Власия. А потом уходили за деревню и брали с собой соху.
Старшая вдова впрягалась в соху. Вторая вдова шла впереди, держа в руках икону. На место пахаря становилась самая умелая девушка. Остальные следили, чтобы комья земли от сохи ложились прочь от деревни, и засевали борозду песком. При этом звучала песня: "Восемь девок да две бабы пахали, а девятая песок рассевала.
Когда песок взойдёт, тогда Коровья Смерть придёт! Женщины трижды обходили деревню, ограждая её от беды.
Neuhausen — Stuttgart, 1989. Краткое пособие по старой орфографии русского языка. Издательство «Русское зерцало» М. Думают, что это был отец Гамалиила Деян. Предание греческой Церкви утверждает, что Симеон был один из 10 переводчиков, усомнившийся в справедливости текста Исаии: «Се, Дева во чреве приимет Ис. Это предание основывается только на том, что Симеон Богоприимец выражает благодарность Богу за приближение смерти, и что в числе 70 переводчиков, по списку Аристея, один носил имя Симеон. Евангелист просто называет его праведным и благочестивым, то есть исполняющим заповеди и богобоязненным Лк.
И Симеон действительно ждал утехи Израилевой, получив обетование и откровение Святого Духа не видеть смерти до тех пор, пока не увидит Христа Бога» Иванов А. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Однако, по мнению ректора Московской Духовной Академии А. Поэтому едва ли справедливо предположение тех, которые считают Сиеона сыном Гиллела, отцом Гамалиила, представителем Синедриона» Горский А. История Евангельская и Церкви апостольской. А протоиерей Павел Матвеевский предполагает, что «по всей вероятности, он был из числа священников иерусалимского храма и с таким предположением вполне согласны его действия при сретении Господа» Матвеевский Павел , протоиерей. В Симеоне был весь собор добродетелей: он был муж праведный вот любовь к ближним; благочестивый — вот любовь к Богу; чающий утешения Израилева — вот вера в обетованного Искупителя! Больших совершенств от члена ветхозаветной Церкви нельзя было и требовать. Но в Симеоне было — более!
Дух Святой был на нем Лк. Такому — то человеку — у Бога нет лицеприятия — «предсказано было Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк. Для чего обещано? Надлежало, во- первых, чтобы Господь храма, придя в храм, не остался без достойного Сретения. Увы, руки священников иудейских уже не способны были благословить Благословенного! С другой стороны, для святого старца это было величайшею наградою, предвкушением на земле радостей небесных. Мы привыкли за ничто считать зрение благодатных Таин Божиих, а ветхозаветные праведники с радостию готовы были жертвовать жизнью, чтобы видеть то, что всегда видят наши недостойные очи» Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Беседа в день Сретения Господня. Удостоившись видения Спасителя, она восхваляла Господа и возвещала всем в Израиле рождение Мессии.
Кто такая Анна и почему Евангелист упоминает о её присутствии в храме во время принесения туда Иисуса Христа совершенно неизвестно, но можно догадываться, что Евангелист, рассказывая о происхождении Анны от колена Ассирова, и давая ей имя пророчицы, вероятно, вследствие её готовности возвещать пришествие Мессии всем чающим явления Его, хотел показать, что во всех коленах были люди благочестивые, достойные принять Мессию, и что пришествие Христа не осталось незамеченным для Израиля» Иванов А. После сорокодневного срока очищения, являлась в храм и приносила очистительную жертву…Для исполнения этих обрядов Матерь Божия пришла в Иерусалимский храм, хотя, как неискусобрачная и Пречистая Дева — по замечанию св. Василия Великого — «она не была повинна закону очищения» Как Сам Господь говорил, что Он пришел не разорить закон, но исполнить и возвести к лучшему разумению, так и Пречистая Матерь Его благоволила подчинить Себя обрядовым предписаниям из уважения к закону. Не превозносясь чистотою Своей, Она, по чувству высокого смирения, включила Себя в число обыкновенных жен и, придя к вратам храма, стала на месте, предназначенном для родивших. Она принесла с собою и жертву, но не такую, какую приносили люди богатые. Её жертва была жертвой убогих; и то, чего недоставало для этой смиренной жертвы в ценности, с избытком было вознаграждаемо чувствами чистейшей души Богоматери» Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы.
Арка эта сохранилась до сих пор и является, может быть, единственным архитектурным памятником, оставшимся нам от храма Ирода. Вся площадь, которую занимал храм со своими дворами, имела почти правильную форму четвероугольника и по размерам в каждую сторону имела 400 локтей см. С северной, восточной и западной стороны портики состояли из двойного ряда колон коринфского стиля, каждая высотою в 25 локтей, и с плоскою крышею. Но особенным великолепием отличался южный, или так называемый царский портик, который состоял из четырех рядов колонн, в количестве 162 с коринфскими капителями самой великолепной работы.
Ряды колонн всё пространство, занимавшееся портиком, разделяли на три галереи или промежутка: две крайние галереи, похожие одна на другую, обе вместе занимали в ширину пространство 4, 14 сажени см. Средняя или центральная галерея, равняясь по ширине своего промежутка каждой из двух остальных, поднималась вдвое выше, то есть более чем на 14 сажен… Крыша была украшена очень разнообразными резными на дереве украшениями; а стена, прикрывавшая его отвне, была полирована и украшена архитравами и колоннами… Этот великолепный портик западным своим концом входил в ворота, которые через мост вели ко дворцу и служили главным входом из города в окружность храма. Вокруг всех портиков в ширину от 37 до 40 локтей было свободное пространство — это был Двор язычников, который отделялся от храма прекрасной работы мраморной оградой в 3 локтя высоты. Нв столбах этой отрады, на равных расстояниях, были размещены греческие и латинские надписи, запрещавшие язычникам под страхом смерти переходить за эту перегородку. За этой перегородкой на небольшом расстоянии поднимался род четырехугольного холма, который был окружен террасою 14-ти ступенчатой лестницы, которая вела к последней окружной стене храма, имевшей 25 локтей высоты. От лестницы до стены была свободная площадка в 10 локтей высоты; а чтобы войти в ворота, ведшие во внутренний двор храма, нужно было подняться еще на 5 ступенек. Во внутренний двор вели 10 ворот: четверо с севера, четверо с юга и двое с востока. Западная стена была глухая. Трое ворот, по одним с каждой стороны, были предназначены для женщин для входа в их отгороженные внутренние дворы. Все ворота были украшены золотом и серебром.
Но особенным великолепием отличались главные ворота, открывавшиеся с востока прямо против ворот самого храма, — это медные ворота, потому что они были украшены коринфской бронзой или медью и накладным серебром и золотом. Вокруг стен внутреннего двора были портики и разные пристройки. Непосредственно при входе стоял алтарь жертвоприношений в 50 локтей в окружности и в 15 локтей высоты. Всходили к алтарю не по ступенькам, а по наклонным подмосткам. На северной стороне от алтаря были столбы и кольца, к которым привязывались жертвенные животные; к югу был наклонный спуск к большому высеченному в скале колодцу, из которого вода бралась к алтарю и храму; у юго-западного угла алтаря было отверстие, через которое кровь закалаемых животных протекала в подвал под храмом и оттуда по трубам на юго-запад к царскому селу близ Силоама. Как алтарь, так и храм были отгорожены низенькою в один локоть высоты перегородкою. За этою перегородкою и алтарем к западу перед нами сам храм. Поднимаясь на 100 локтей высоты, он высоко выдвигался из-за окружавших его стен. Он занимал то же самое место и такое же пространство, как и храм Соломона, имея внутри в длину 60 локтей и в ширину 20 локтей. Снаружи, впрочем, он был гораздо шире, потому что, во-первых, передняя его сторона имела крылья, довольно далеко выдававшиеся за корпус здания, а затем в длину самого корпуса, по северной и южной стене и сзади по западной стене, он имел в три этажа пристройки келий, сообщавшихся одна с другою.
От этих пристроек была свободна только верхняя часть храма, почему верх храма казался уже. В храм открывались золотые ворота в 55 локтей высоты и 16 локтей ширины. В них спускалась вавилонская занавесь из чудной ткани, представлявшей соединение цветов гиацинта, виссона льна , коккуса ярко-красного цвета и пурпура багрово-красного цвета , служа таким образом символом всех вещей: коккус означал огонь, виссон- землю, гиацинт — воздух и пурпур море. Кроме того а занавесе было изображено всё небо, кроме знаком зодиака. Как и прежде в Скинии, так и здесь в храме были два отделения. Первое, имея в длину 40 локтей, заключало в себе все достопамятные предметы: семисвечник, стол и кадильницу. Семь рожков, поднимавшихся от светильника, означали семь планет, а двенадцать хлебов на столе изображали круг зодиака и года.
Сбежавшая в США дочь Владимира Меньшова, Мария, отреклась от отца
- Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? | Аргументы и Факты
- Велесов день 2024: что можно и чего нельзя делать 24 февраля
- Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов
- Громницы (Сретение), 2/15 февраля - Славянская Традиция
- Сретение Господне