В 874 власть великоморавских князей распространяется на Венгрию и поглощает существовавшее там Блатенское княжество⁶. ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА. добавлена сегодня в 18:15. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Однако в ядре Великоморавской державы на территории современной Моравии, судя по археологическим раскопкам, были разрушены и запустели наиболее крупные из «градов». В 874 власть великоморавских князей распространяется на Венгрию и поглощает существовавшее там Блатенское княжество⁶.
Возвращение русинского этнического очага, или Теория «создания» малых наций
В 846 году Людовик II Немецкий обвинил Моймира в намерении отложиться, вторгся в Моравию , сверг его и поставил новым князем его племянника Ростислава [19]. Великая Моравия в 846—870 гг. В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил в большом количестве крепости, укрепляя и расширяя своё государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией , а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика вплоть до его сыновей Карломана и Людовика. В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине. Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии. В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с отцом. Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников.
Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим.
Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое". Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным. Скорее всего, оно позднего происхождения. Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века. Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам.
По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование. Возможно, что за "предградье" Ф. Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр. Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города. Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в. Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства. Помимо Старого Места, городища у с. Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров.
Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г. Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г. Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам. Моравия IX в. Облик великоморавских городов, обрисованных на основании археологических данных, служит, несомненно, веским аргументом в пользу того, что Великая Моравия была государством с довольно развитыми классовыми отношениями. Но ведь главной чертой феодализма являются не города определенного характера, а наличие феодальной земельной собственности и определенные формы зависимости крестьян-земледельцев от собственника-феодала. Большим достижением чехословацкой археологии является то, что она сумела пролить некоторый свет и на эту сторону исследования, обрисовав облик не только великокняжеского города, но и некоторые черты великоморавской деревни. Как известно, наличие княжеской дружины - главной опоры раннефеодальной государственной организации - всегда было связано с формированием ленной системы. Но на основании приведенных выше археологических данных, а именно богатых "дружинных" погребений на великоморавских кладбищах, говорить о ленной системе, конечно, еще нельзя.
Имеются, однако, другие, более существенные факты, свидетельствующие о ленной системе и помогающие значительно конкретизировать социальный состав великоморавской знати. Интересные данные об этом получены В. Грубым - исследователем Старого Места. Не ограничившись раскопками в городе, он произвел широкие исследования в его окрестностях. При этом были обнаружены следы нескольких десятков небольших сельских поселений великоморавского времени и, что особенно интересно, два населенных пункта, которые правильнее всего рассматривать в качестве феодальных поместий. Таким образом, великоморавскому времени были свойственны три типа поселений: город, деревня и помещичья усадьба, что характерно для феодализма. В 3 - 4 км от Старого Места, на возвышенном урочище Дорфле, не имеющем следов какого-либо укрепления, были обнаружены остатки поселения великоморавского времени, а также руины церкви, окруженной кладбищем. Церковь отличалась своеобразным планом: она была как бы трехнефной, абсида у нее имела прямоугольную форму стр. Внутри церкви обнаружено несколько богатых захоронений в больших гробницах, принадлежавших взрослым и детям. Самая большая каменная гробница занимала центральное положение в отдельном помещении с абсидой.
Несомненно, что это помещение являлось усыпальницей какого-то знатного светского лица. Второе погребение в усыпальнице, как бы соподчиненное первому, принадлежало, вероятно, близкому родственнику умершего. Маленькое прямоугольное помещение между усыпальницей и церковью являлось второй усыпальницей, содержащей одно захоронение. Возможно, что усыпальницей являлась также часть притвора, ограниченная абсидой. Вокруг церкви и в основной части ее притвора обнаружено более 200 могил, в большинстве случаев "рядовых", не содержащих никакого имущества. Усыпальницы светской знати при церкви, расположенной в сельской местности, могли принадлежать лишь местным властителям. Никакого другого объяснения этот факт получить не может. Мы имеем, следовательно, хотя и косвенное, но, во всяком случае, весьма убедительное доказательство существования в Великой Моравии землевладельческих поместий, что, в свою очередь, позволяет выдвинуть предположение о существовании ленной системы. Раскопки в Дорфле, произведенные В. Грубым в 1959 - 1960 гг.
Правда, весьма возможно, что церковь в Модре принадлежала монастырю, который был известен здесь по данным более позднего времени. Но это не меняет существа дела. Судя по обилию храмов, церковная организация в Великоморавском государстве являлась большой силой. Как и в соседних, с Моравией странах, она уже владела в то время, несомненно, большими землями, на которых работали зависимые крестьяне. Следы земледельческих поселений великоморавского времени известны не только в окрестностях Старого Места, но и во многих других областях Моравии. Моравская земля была не только страной городов; прежде всего это была густонаселенная страна с весьма высокой для своего времени земледельческой культурой. Земля обрабатывалась плугом с асимметричным железным лемехом; населению были известны виноградарство и садоводство. В заключение остановимся еще на одном вопросе - на гибели Великоморавского государства. Археологические данные уже сейчас позволяют значительно конкретизировать картину, нарисованную письменными источниками, касающимися вторжения кочевников-венгров на территорию Моравии в 906 году. Обращаясь к этим событиям, следует говорить не только о распаде государства, о разрушении его политической организации, как это бывало не раз во время крупных завоеваний в эпоху средневековья: в данном случае следует говорить, прежде всего, об опустошении страны, о гибели ее городов и селений.
Кроме того, было нанесено огневое поражение четырем скоплениям живой силы и техники противника в районах Новополя ДНР и Левадного Запорожской области. В этот же день начальник пресс-центра группировки «Восток» Олег Чехов рассказал, что около населенных пунктов Новодонецкое и Макаровка в ДНР российская армейская авиация ликвидировала военную технику и разбила более десятка мест скопления националистов. Спецоперация по защите Донбасса , о начале которой президент РФ Владимир Путин объявил 24 февраля 2022 года, продолжается.
Центр империи лежал вдоль реки Морава, на территории современных Чехии и Словакии, но ее территория была расширена и включала нынешнюю Венгрию, а также части Польши, Сербии, Украины, Австрии, Германии, Хорватии и Словении.
На момент основания и в течение нескольких лет после этого Великая Моравия была вассальным государством франков, однако в 846 году Моймир попытался отделиться от Восточной Франкии. Он был быстро свергнут, а его племянник, Ростислав, взошел на престол при помощи короля Людовика Немецкого. Новый правитель Ростислав, похоже, придерживался тех же взглядов, что и его дядя. Он стремился ослабить влияние франкских священников, практиковавших в Великой Моравии.
В рамках этого плана он связался с византийским императором Михаилом III и попросил прислать миссионеров для обучения христианству на славянском языке. Михаил с готовностью послал братьев Кирилла и Мефодия, которые оказали неизгладимое влияние на язык и алфавит, на котором он был написан. Во время своего правления Ростислав также построил множество укреплений. В 855 году он отразил нападение франков, и пока он находился у власти, Великая Моравия обладала достаточной экономической и военной мощью, чтобы сравняться с Восточной Франкией.
В 870 году Святополк перешел на сторону франков и сверг Ростислава. Ростислав был отдан франкам, которые ослепили его.
Великоморавская держава: распад, обзор и последствия
Правительство Великоморавской Державы более не могло игнорировать настроения народа. Великоморавская держава обладала не только значительными территориальными и военными ресурсами, но также являлась центром духовной и культурной жизни. В целом, Великоморавская держава была многонациональным государством, объединяющим различные племенные группы и культуры.
Великоморавская держава.
Однако народ разочаровался в режиме "монархии без короля", где вся власть, фактически, принадлежит "регенту". Народ начал требовать конструктивной, понятной и удовлетворяющей его интересам идеологии, и коммунизм оказался именно тем, что они хотели. Моравские войска обнаружили, что Брно фактически освободили сами местные партизаны, организовав масштабное восстание и прогнав венгров из города. Но и возвращаться обратно в Моравию они не желали. В Брно и окрестностях была провозглашена Южно-Моравская Социалистическая Республика, но вскоре войска Королевства упразднили её, вернув город под свой контроль.
Создание славянской церкви укрепило политическую самостоятельность Великоморавского государства. В 870 г. Но Святополк не хотел подчиняться германскому королю и был вероломно захвачен в плен и увезен в Германию. Моравия была отдана в управление германским маркграфам. В 871 г. Святополк, отпущенный на свободу он дал обещание помогать немцам , перешел на сторону восставших. Моравы нанесли поражение германским феодалам и освободили страну. Мефодий вместе со своими учениками продолжал миссионерскую деятельность. После смерти Мефодия 885 г. Впоследствии там утвердилась католическая церковь. Раннефеодальное Великоморавское государство достигло во второй половине IX в. Однако в результате развития феодальных отношений началась борьба знати против княжеской власти. Сепаратистские тенденции ослабляли государство, особенно усилились после смерти Свято-полка, когда начались конфликты между его сыновьями. Велико-моравская держава распалась на уделы. Отделились серболужиц-кие земли, Чехия стала самостоятельным княжеством 895 г. В 906 г. Великоморавское государство перестало существовать. Чешское государство. У чешских племен, расселившихся в бассейне рек Верхней Лабы, Влтавы и Огржи, весьма интенсивно развивалась хозяйственная жизнь — пашенное земледелие, скотоводство, добыча и обработка металлов и другие ремесла. Через чешские земли проходили торговые пути, соединявшие придунайские области с побережьем Балтики и Русью, со странами Западной Европы. В центре этих путей находилась Прага — главный чешский город, в котором уже в Х в. В IX-Х вв. Но значительная часть крестьянства еще сохраняла личную свободу и земельную собственность. Знать эксплуатировала рабов, госпитов и кабальных людей. Крупные землевладельцы захватывали крестьянские земли и превращали свободных людей в зависимых. До распада Великоморавского государства чешские земли входили в его состав. В конце IX в. Борьба за верховенство между этими княжескими династиями продолжалась в течение всего Х века и закончилась победой Пжемысловичей.
Важнейшие из них: Старе-Место у г. Угерске-Градиште, Микульчице у г. При археологических раскопках здесь обнаружены остатки храмов, жилых построек, обширные кладбища, где найдены многочисленные украшения, предметы обихода и др. Первым исторически известным князем В был Моймир правил в 830—846 , присоединивший к В Нитранское княжество 833 , при нем началось распространение христианства. Правление преемника Моймира Ростислава 846—870 было временем усиления В Ростислав вел активную борьбу против немецкой агрессии, заключил союз с Византией 862. Они создали независимую от германского епископата славянскую церковь 869 или 870 , которая способствовала укреплению политической самостоятельности В В правление Святополка 870—894 , когда к В было присоединено около 874 Блатенское княжество , государство достигло наибольших размеров.
Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия. Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части. И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля. Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным.
Возникновение славянских государств
Чехословацкая православная церковь причислила его в 1994 году к лику святых. Великая Моравия в 846—870 гг. Людовик II Немецкий считал Ростислава своим вассалом и рассчитывал, что тот будет представлять интересы Восточно-Франкского королевства в Центральной Европе. В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил крепости, укрепляя и расширяя своё государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией, а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика вплоть до его сыновей Карломана и Людовика. В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине. Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии.
В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с Людовиком II. Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III, прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства.
После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия. Образцы славянского письма, разработанного Святыми Кириллом и Мефодием для моравского князя Граффити на стене Софийского Собора Киева, которое, возможно, начертано Владимиром Мономахом, носившим в христианстве имя Василий. В 870 году Ростислав передал Нитранское княжество своему племяннику возможно, по женской линии Святополку I. Генеалогическая таблица Святополковичей Моравских Ярополковичей Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части. И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля.
Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным. Вероятно Великоморавские — светло-зелёным. Святополк I же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом.
За это немцы заточили Святополка I. Вместо Святополка I князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев. При этом он освободил Святополка I, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии.
Святополк I пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско.
Великая Моравия уже давно находилась в состоянии войны с Восточной Франкией, и в результате внутренних сражений территории, некогда управлявшиеся империей в том числе и Богемия , теперь смогли освободиться. Кроме того, мадьяры постепенно вторгались на эту территорию и в конце концов захватили все земли, которые сейчас принадлежат Словацкой Республике. Западная часть была включена в состав Франкской империи. Империя просуществовала до 10 века. Богемия, теперь уже не находящаяся под властью Великой Моравии, была готова к появлению собственного правящего дома, им стала династия Пржемысловичей, которая будет править на протяжении многих веков. Нахождение Великой Моравии Никто не может точно сказать, где находилась столица, но большинство историков сходятся во мнении, что это была крошечная деревня Микульчице, которая сейчас находится в Южной Моравии, почти на границе со Словакией. Это была укрепленная деревня, состоящая из нескольких островов. В деревне Копчаны в Словакии, расположенной прямо через границу от Микульчиц, находится единственное наземное здание, точно датированное временем Великой Моравии, — небольшая церковь. Все остальные постройки того времени находятся либо под землей, либо в руинах.
Большинство людей в наши дни никогда не слышали о Великоморавской империи. Хотя империя просуществовала менее 100 лет, она оказала глубокое влияние на развитие страны.
Он внёс значительный вклад в перевод важных христианских текстов на славянский язык, известный как старославянский, что позволило славянским народам лучше понять христианскую веру и культуру. Великоморавская держава впитала культурные и религиозные влияния как из Византии, так и из Западной Европы. Существовало множество монастырей и церквей, где распространялись христианские идеи и ценности. Важной центральной фигурой был архиепископ Мефодий, брат Кирилла, который с успехом продолжил его миссионерскую работу.
Он также был создателем славянского алфавита, известного как глаголица или кириллица, на основе которого был разработан современный русский алфавит. Развитие христианства в Великоморавской державе способствовало созданию обширной литературы, включая богословские трактаты и переводы Библии на славянский язык. Это привело к распространению грамотности среди населения и к формированию славянской культуры на основе христианской веры. В конце 9 века Великоморавская держава столкнулась с политическими и религиозными конфликтами с Венгрией, Восточной Франкией и Византией, которые привели к её разделению и падению. Однако, наследие монархии Великоморавии привнесло важные культурные и религиозные изменения в Европу, включая славянскую письменность и христианство. Влияние Великоморавской державы на Европу Великоморавская держава оказала значительное влияние на Европу в свое время, как политически, так и культурно.
Ученые из державы активно занимались изучением латинской и греческой литературы, а также философией и медициной. Библиотеки и монастыри были местами, где хранились драгоценные книги и манускрипты. Особого внимания ученых удостаивалось изучение и перевод древних текстов, а также создание собственных произведений. Многие ученые из Великоморавской державы стали знаменитыми философами, писателями и поэтами. Роль Великоморавской державы в Европе Великоморавская держава играла значительную роль в истории Европы. Сформировавшаяся в IX веке на территории современной Словакии и Чехии, эта держава являлась одной из ведущих политических и культурных центров Средневековой Европы. Великоморавская держава обладала не только значительными территориальными и военными ресурсами, но также являлась центром духовной и культурной жизни. Здесь было создано письменное славянское письмо — глаголица, которая возникла в результате работы священника Кирилла и Мефодия. Это письменность заложила основы развития письменности на территории Восточной Европы и имела огромное значение для развития религии и культуры в этом регионе.
Благодаря своему расположению на перекрестке важных торговых маршрутов и активной внешней политике, Великоморавская держава поддерживала тесные связи с другими государствами и культурами. Она стала значимым партнером для Византийской империи и Франкской империи. За время существования державы, Великоморавия была признана исключительно важным игроком на политической арене Европы. Основываясь на своем богатом культурном наследии и геополитическом значении, Великоморавская держава оказала значительное влияние на развитие современной Европы. Ее культурные и образовательные центры стали прародителями многих научных и культурных достижений, которые отразились на последующих поколениях и направлениях развития. Причины распада и последствия Великоморавская держава, основанная в IX веке, стала существенным политическим и культурным центром в Средней Европе. Однако, в конце IX века, держава столкнулась с рядом причин, которые привели к ее распаду. Одной из основных причин распада Великоморавской державы были внутренние конфликты и политические разногласия между правителями. Противостояние между моравскими князьями и их борьба за власть ослабили единство державы и привели к ее раздроблению.
Другой причиной был конфликт с Восточной Франкской империей. Император Людовик Германский провел успешную кампанию против Великой Моравии и принудил ее князей признать его власть. Это ослабило политическую и военную мощь Великоморавской державы и дало начало ее упадку. Распад Великоморавской державы имел долгосрочные последствия для региона. После раздробления державы, моравское государство прекратило свое существование, а его территории были вовлечены в политические и культурные сферы других государств. Кроме того, распад Великоморавской державы повлек за собой потерю единой культурной и религиозной идентичности для этого региона. Таким образом, причины распада Великоморавской державы включали в себя конфликты внутри страны, а также недовольство внешних сил. Распад державы оказал долгосрочное влияние на политическую и культурную карту Средней Европы. Значение Великоморавской державы в истории Великоморавская держава, существовавшая в IX-XI веках на территории современной Словакии, Чехии и Венгрии, имеет особое значение в истории Европы.
Она стала одним из самых значимых политических и культурных центров Средневековья и оказала влияние на формирование европейской истории и культуры. Великоморавская держава была мощным и прогрессивным государством, смогшим объединить множество различных этнических групп под своей властью. Здесь формировались основы единого славянского письменного языка — глаголицы, которая затем стала основой для развития исторических славянских письменностей. Великоморавская держава стала также центром распространения христианства в регионе.
Великоморавская Держава
При раскопках великоморавских городищ обнаружены остатки каменных храмов, жилых построек знати и ремесленников, обширные погребения, в т. ч. дружинные. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822— 907 годах на Среднем Дунае. При раскопках великоморавских городищ обнаружены остатки каменных храмов, жилых построек знати и ремесленников, обширные погребения, в т. ч. дружинные.
Социальные сети
Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822— 907 годах на Среднем Дунае. Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы. Великоморавская держава процветала под руководством князя Ростислава, который смог объединить различные славянские племена под своим владычеством. Правители франков стремились подчинить Великоморавскую державу. 4 и 5 июля 907 года мадьярские войска вытеснили баварские войска из этого района; это считается концом Великоморавской империи.
Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение
История славянских земель Порусья. Государство Великая Моравия. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. Располагалось на территориях прежде бывших славянских государств Само и Карантании. Столицей государства, как полагают исследователи, являлся город Велеград.
По другим данным, столицей был город Нитра. Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего славянского мира: на территории этого государства впервые стала использоваться славянская письменность с 863 года , созданная Кириллом и Мефодием, и впервые в качестве языка христианского вероучения и богослужения стал применяться язык славян — старославянский язык. Это была земледельческая колонизация почти опустевших земель. Главным занятием славян являлось земледелие и разведение скота, они занимали ранее обжитые территории и расширяли их, выкорчевывая леса.
Земледельческая техника славян обеспечивала жизнь и некоторый рост населения. Славяне выращивали пшеницу и просо, а также рожь, горох, чечевицу, коноплю, овощи, собирали дикорастущие плоды. Они разводили в основном рогатый скот, знали обработку дерева, глины, кости и рога, элементарное текстильное производство. Довольно высокого уровня достигла обработка металла.
Славяне жили, в основном, в селениях деревенского типа, но по мере истощения почвы, что происходило через 15—20 лет, перемещались на другие участки. В это время славяне переживали период перехода от родовой организации к военной демократии. Основой ячейки общества являлась община, состоявшая из нескольких семей и насчитывающая 50-60 человек. В начале VI века в Центральную Европу проникли кочевники авары.
Во второй половине столетия они заняли римскую провинцию Паннонию, откуда начали нападения на франков, Византию и славян, с которых брали дань — определённые суммы денег за сохранение мира. Также авары вынуждали славян принимать участие в своих походах. В 623—624 гг. В восстании принял участие франкский купец из Сенонской области Само.
Единственный источник об этих событиях — хроника Фредегара, датируемая приблизительно 660 годом — повествует о поражении аваров и избрании Само вождем славян. В 631 году начался конфликт между Само и франкским королём Дагобертом I. Славяне нанесли поражение франкам и их союзникам лангобардкм и аллеманам, вторглись во франкские владения и привлекли на свою сторону князя лужицких сербов Дервана. Государство Само располагалось частично на территории Чехии и лужицких сербов.
Оно представляло собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. По хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет. В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы Само была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии. Наиболее обжитой стала Южная Моравия, где были созданы укреплённые грады и целые округи.
Округа с центром в Микульчицах стали княжеским центром. Большое значение также приобрела Нитра в Словакии. Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселённых земель.
Название от этнонима слав, народа словаки. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е. Первый раз это … Всемирная история.
Упоминая микроскопических по численности крымчаков, караимов и татар Тавриды, он не указал русинов Западной Украины. А вот это совсем зря — это больно отзовётся в среднесрочной, а может быть, и скорой будущности. Русинский вопрос не столь прост, как кажется из Киева. Наступил 1945 год, новый раздел Европы. Подкарпатских русинов одним росчерком пера превратили в украинцев. Но тогдашнее правительство уряд , Президент Украины их, русинов, не слышат. Не слышат их и по сей день». На Украине классической отговоркой об их этнической принадлежности является расхожее утверждение, мол, «таких нема. Це видумка в Карпатах», говорить же об автономии автохтонной территории проживания русинов является государственным преступлением против «недоторканности» failed state — несостоявшегося государства… Низззя и усё! Кто такие «украински вчёные», знает уже весь научный мир, поэтому обратимся к вменяемым специалистам. Плеханова Андрей Кошкин. Правительства стран официально признают русинский народ и утверждают южно-русинский язык. Область, в которой сосредоточены русины, называется Паннонией. Здесь живут более 14 тысяч русинов, которые исповедуют грекокатолицизм. В школах Сербии и Паннонии разрешается преподавание на русинском языке. Чехия, Польша, Венгрия и Словакия тоже официально признают русинов. Вопросом о жизни и официальном признании народа занимается ООН. В ООН считают отсутствие официальных признаний русинского меньшинства расовой дискриминацией, идею о существовании отдельного русинского народа чаще всего высказывают иммигранты, проживающие в Соединенных Штатах и Канаде». Сегодня учёные затрудняются сказать, сколько в мире людей, считающих себя русинами. Если формально суммировать результаты переписей населения, проведённых в последние десятилетия на территории Украины, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши, Венгрии и Румынии, то речь идёт примерно о 55 тыс. Однако активисты некоторых русинских организаций настаивают, что на самом деле к русинам себя причисляют от 1,5 до 5 млн. В доказательство они приводят цифры тогдашнего времени: в 1921 году население региона составило 604,6 тыс. Петр Гецко В настоящее время существует неофициальная организация — Правительство Республики Подкарпатская Русь, воссозданное в 2008 году, во главе с Петром Гецко. В 2019 году Пётр Гецко был заочно осуждён на 12 лет лишения свободы за подрыв территориальной целостности Украины: Мукачевский городской районный суд постановил, что в 2014 году Гецко обращался к президенту России Владимиру Путину с просьбой ввести части ВС Российской Федерации на территорию Закарпатья и «восстановить государственность Подкарпатской Руси». Впрочем, главный вопрос, стоящий сегодня перед учёными и политиками, сводится даже не к численности русинов, а к тому, кем их следует считать в принципе. Если на территории бывшей Югославии, в Польше, Чехии, Словакии и даже в комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации русинов признают национальным меньшинством, то в Киеве их называют этнографической группой украинцев, а за попытки доказать обратное возбуждают уголовные дела. И это несмотря на то, что 5-16 мая 2008 года на сессии Генеральной ассамблеи ООН, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации рекомендовал Украине рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства. О том, что русины были, есть и, надеюсь, всегда будут, говорит их древняя история. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. В 896 году на Средне-Дунайскую равнину вторглись венгры.
Что будет на пост-Украине? Как осуществить демонтаж неонацистской бандеровской идеи? Будет ли реализована стратегия собирания русских земель? Отдельная сессия о происходящих актуальных интеграционных процессах новых российских регионов позволит сделать прогнозы о создании макрорегионального пространства Большой России.
Великоморавская Держава
Великоморавская Держава - смотреть и скачать видео | Великоморавская держава (далее сокращённо ВМД) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с родом Моймировичей. |
Возникновение великоморавской державы: исторический анализ и хронология событий | Богемское княжество), государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии. |
Возникновение великоморавской державы: исторический обзор | Великоморавская держава возникла в IX веке на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии. |
Домен припаркован в Timeweb | Великоморавская держава Великоморавская держава далее сокращённо ВМД — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с. |
Расселение славян
- Знакомство с Чехией
- Возникновение славянских государств • История, Всеобщая история. Средние века • Фоксфорд Учебник
- Главные новости
- Великая Моравия — Википедия
- 2 Занятия и образ жизни славян.
- KMSAuto Net – активатор Windows 7, 10, 11 скачать официальную версию
Великоморавская держава
- НОВЫЕ ДАННЫЕ О ВЕЛИКОМОРАВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
- Российские силы освободили посёлок Ягодное под Артёмовском
- ВЗГЛЯД / Силы России продвинулись у Вербового и Работино :: Новости дня
- Навигация по записям
ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)
Святополк I же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом. За это немцы заточили Святополка I. Вместо Святополка I князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев.
При этом он освободил Святополка I, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии. Святополк I пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско. Однако, Славомир признал Святополка I законным князем, и как только немцы дошли до Великой Моравии, Святополк I перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено. В итоге, Святополк I смог стать князем всей Великой Моравии.
И, как гласит «Житие Мефодия»: «…князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань. Замирение с немцами позволило Святополку I заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил Блатенское княжество, земли в верхнем течении Висоы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам.
Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I. Святополк I разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа. Святополк I умер в 894 году. Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество.
Возможно, что у Святополка I был ещё один сын — Предслав. Венгерское нашествие и упадок Великой Моравии Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским, восстал против своего старшего брата. Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от неё стали отлагаться пограничные территории. Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация. Моймир II сумел консолидировать силы.
В 898 году он попросил римского папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии. Баварцы, недовольные этим требованием, послали в Великую Моравию войска. Моймир II разбил их и, более того, сумел изловить бунтующего брата. Впрочем, баварцы выручили Святополка II и забрали с собой. Новая опасность возникла, когда пришли венгры мадьяры.
В 896 году они расселились на малонаселённых землях Великой Моравии вдоль верхнего и среднего течения Тисы, а в 900—901 годах стали переходить Дунай и селиться на правой его стороне.
В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с отцом. Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия. Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части.
И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля. Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть.
Одной из причин столь широкого расселения были непрерывные конфликты с германскими племенами, а также с племенами кочевников, которые вторгались в Восточную Европу из Азии и оттесняли всех, кого встречали на пути.
Славянские племена обособились друг от друга и разделились в соответствии с регионами проживания на три ветви: западные, южные и восточные. Они занимались земледелием, жили поселениями-общинами. Для решения важных вопросов собирались на совет племени, вождей выбирали из числа наиболее знатных людей. Когда начиналась война, славяне составляли ополчение из свободных мужчин племени. О религии древних славян сохранилось очень мало сведений.
Известно только, что славяне были язычниками: они обожествляли силы природы, делали святилища с идолами богов, которым приносили жертвы. Вероятно, X в. Высота 2,67 м. Фотография из Краковского археологического музея. Silar Во главе славянских племён стояли вожди-князья, которые были военными руководителями.
В распоряжении князей были боевые дружины, с которыми они совершали набеги на германские и византийские земли. Со временем соседние славянские племена объединялись в союзы племён. Так они становились организованнее и сильнее. Известные нам по историческим источникам общности славян — ободриты, лютичи, хорваты, висляне, дудлебы — являются скорее союзами племён, а не отдельными племенами. Некоторые из этих союзов со временем превратились в первые централизованные государства славян.
Однако во всех указанных случаях они не смогли объединиться в сильные государства и оказывались в даннической зависимости от соседних народов. Первое Болгарское царство Кочевники болгары или булгары во время Великого переселения народов пришли из южных районов Западной Сибири на территорию Поволжья. В VII в. Здесь на землях по нижнему течению р. Дунай в 681 г.
Столицей царства сначала был г. Плиска, затем с конца IX в. Государственной и военной элитой Болгарского царства стали кочевники-болгары. Правители были потомками болгарских ханов, однако большую часть населения страны составляли южные славяне, которые расселились на Балканах раньше болгар. Славяне принимали активное участие в нескончаемых болгарско-византийских войнах на стороне болгар.
Византийцы неоднократно, но безуспешно пробовали расколоть Болгарское царство, поссорив славян с болгарами. Постепенно болгары ассимилировались со славянами. Ассимилируемый народ постепенно перенимает культуру другого народа, растворяется в нём. Соседство с Византией привело к распространению византийского христианства среди населения Болгарского царства. Отдельные представители болгарской знати попытались сохранить язычество и организовали восстание против правителя-христианина.
Но Борис I подавил восстание и сделал христианство государственной религией. Принятие христианства позволило улучшить отношения Болгарии с соседними христианскими странами и оказало положительное влияние на развитие болгарской культуры. Правитель Болгарии теперь стал именоваться не ханом, а по-славянски князем. Павлович Организованная в болгарских землях церковь формально подчинялась константинопольскому патриарху, но на практике во всех внутренних делах пользовалась большой свободой. Богослужение в Болгарии велось не на греческом, а на славянском языке.
Во многих болгарских монастырях открылись скриптории, где изготовлялись книги на славянском языке. В раннее Средневековье Болгария стала главным центром книжности и культуры для славянского мира.
Их вы знаете Братья пробыли в Моравии три года, в течении которых переводили на славянский язык Евангелие и жития святых, вели миссионерскую деятельность, обучали славян грамоте и покровительствовали строительству церквей, коих было возведено множество. Миссия братьев имела неоценимый вклад в развитие не только моравской, но и общеславянской культуры. Римское духовенство осудило миссию, так как считало богослужение на славянском языке "варварством".
Их вызвали на суд в Рим. В 869 году было создано моравское архиепископство. Людовик не мог спокойно смотреть на усиление и духовное развитие бывшего вассала. В 864 году начался новый поход, в результате которого Моравии снова был навязан сюзеренитет. Однако через год Ростислав пофиксил это баг и нанес франкам очередное поражение.
А потом еще одно. И еще. Мы смеялись над Людовиком Немецким, который поставил на трон Моравии оказавшегося непокорным Ростислава. А сам князь совершил точно такую же ошибку. В 867 году, когда начался сценарий Crusader Kings, Ростислав подарил Нитранское княжество своему племяннику Святополку.
Как благодарный Святополк отблагодарил своего дядю? Заключением союза с Франкией. Такую подлянку от любимого родственника Ростислав не ожидал. Он несколько раз неудачно пытался убить Святополка, но тайный советник имел недостаточный навык. Преданный и благодарный Святополк В 870 году Святополк захватил своего дядю в плен и отдал его франкскому королю Карломанну.
Тому самому, с которым Ростислав дружил и боролся против Людовика. Карломанн сказал князю: "дружба дружбой, а служба - службой" и Ростислав был заключен в тюрьму, где через несколько месяцев умер. Князем Моравии стал Святополк. Правление Ростислава заложила прочный фундамент для политического развития и независимости Моравии, на который затем опирался будущий князь Святополк. Было построено множество крепостей, и церквей, от которых, в большинстве своем, остались только руины.
Также деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии, приглашенных Ростиславом и покровительство князя миссионерству имела огроиное влияние на дальнейшее развитие славянской культуры. О заслугах Ростислава помнят до сих пор. В 1994 году православная церковь Чехии и Словакии причислила Ростислава за миссионерскую деятельность к лику святых. Икона с князем Ростиславом Деятельность Святополка напоминала искуснейшую катку в Crusader Kings на айронмене. Сначала он отрекся от собственного брата, потом выжил от его убийц, и в итоге, после смерти Ростислава в баварскому плену, Святополк получил восточную Моравию.
Западную часть страны король Франкии отдал западным маркграфам, Вильгельму и Энгельшалку. Дальше начался такой расколбас, от которого Джордж Р. Мартин ощутил собственное ничтожество. Такого король вытерпеть не смог и бросил моравского князя в темницу к Мефодию. Однако затем на западе Моравии, которой правили немчужные маркграфы, началось восстание, которое возглавил отпрыск Моймировичей Славомир.
Франкский король освободил из плена Святополка, задарил его подарками и наказал в составе франкской армии карать Славомира во имя Империи. Святополк как по нотам разыграл многоходовчку. Он убедил Славомира признать над собой сюзеренитет, обьединил под своей властью страну и, командуя обьединенными войсками, нанес франкам сокрушительное поражение. После победы моравской армии, по легенде, во дворце короля Франкии случился сильнейший пожар.
ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)
532. Издано: (1971). Читать онлайн. Адрес библиотеки с ближайшим печатным изданием Великоморавская держава была сформирована в IX веке в районе современной Чехии, Словакии и Южной Польши. Российские войска освободили и полностью контролируют укрепрайон украинских националистов «Зверинец» на марьинском направлении. Об этом 21 июня сообщил врио главы Донецкой. История великоморавской державы Великоморавская держава была создана в середине IX века как попытка объединения славянских племен под властью моравского князя Ростислава.