Новости ямщик что такое

Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале Согласно указу государя, в ямщики следовало брать «людей добрых, лучших, семьянистых».

Что такое ямщик

В тот же год ямщики завладели посадской землей, прилегавшей к слободе. Только в 1627 г. Но ямщики «указу учинились непослушны землей не межевались и с межеванья разбежались» [38], Д. Пожарский приложил немало усилий, чтобы примирить охотников с посадом.

Обычно ямским слободам нарезали землю единым куском, стараясь избежать чересполосицы с другими хозяевами. У правительства был печальный опыт организации двух новгородских слобод в 1586 г. Это послужило причиной почти двухсотлетней войны между ямщиками и их соседями.

Дело доходило до того, что охотники отказывались возить грузы своих врагов даже за двойные прогоны. Очень часто ямщикам выделяли наделы из монастырских владений. За изъятые угодья правительство или платило деньгами, или давало в обмен «порожние земли».

Но случалось и так. В 1589 г. Взамен монастырю ничего не дали.

Мало того, он еще до 1653 г. Монахини утверждали, что слобода создана на их землях, что у них даже была грамота «да сгорела». А Ямской приказ, в свою очередь, говорил, что про то у них «в книгах не написано».

И до тех пор, пока не обмерили монастырские земли, монахини продолжали платить лишнюю подать. Правительство признавало, что за отобранную землю надо что-то давать взамен. И вместе с тем оно обязывало стройщиков вести дело «с пользой для государя», другими словами, не обижать и ямщиков.

Если после организации слободы оказывались недовольными и бывшие владельцы земельных угодий и охотники, то объявляли выговор воеводам и дьякам — не умеют они сделать никакого дела, не умеют избавить государя от докуки, одних опустошают, а по отношению к другим забывают государеву пользу. Но если жаловались одни ямщики, стройщиков наказывали без всякой пощады — чаще всего их штрафовали на крупные суммы. Поэтому сотрудники Ямского приказа искренне отстаивали интересы охотников.

Они знали, что им будет прощена любая неправда, лишь бы хорошо действовала скорая гоньба. Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего были курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы.

Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе было мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам расставлялась немудрящая глиняная и деревянная утварь.

В длинные зимние вечера вся семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мигающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком.

К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты. Каждый ямской двор — своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге!

От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. На дорогах с интенсивным движением устраивались станы по 50 и более дворов.

Среди них Бронницкий ям на Новгородском тракте. В XVI же столетии в крупных городах создается особый тип поселения — ямская слобода. Население некоторых из слобод доходило до нескольких сотен человек.

Например, в Тобольске в 1619 г. В Москве конца XVI в. Путешественник, выезжая из Москвы через Смоленские Арбатские ворота Белого города, попадал в Дорогомиловскую ямскую слободу.

Правее, к северо-западу у Тверских ворот, там, где теперь Тверские-Ямские улицы и переулки, стояла слобода охотников, ездивших в Тверь и Новгород. Возле Дмитровских ворот, в районе современной Селезневской улицы, находилась Иверская ямская слобода. И почти рядом с ней за селом Напрудным раскинулась по Ярославской дороге Переславская слобода.

Ее огороды были разбросаны вдоль современного проспекта Мира до Сретенских ворот. Дворы и пашни Рогожской ямской слободы тянулись по современным Ульяновской и Тулинской улицам вдоль Владимирской дороги. Одна из московских улиц теперь носит имя большевика Ивана Константиновича Дубинина.

А раньше ее называли Коломенская-Ямская. Здесь жили гонщики, ездившие в Коломну и Рязань. Их дома стояли до нынешнего Краснохолмского моста.

Создание московских слобод связывают с именем Бориса Годунова, который, по словам современника, не только расширил, но и «… град Москву, яко некую невесту, преизрядно лепотою украси» [41]. Московские ямские слободы, как, впрочем, слободы других городов, были самоуправляющимися административными единицами. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских и других должностных лиц.

Центром общественной жизни слободы была съезжая изба, в которой помещались канцелярия и небольшая тюрьма. Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом. Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы.

Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» [42]. Самым сложным делом, вызывавшим бесконечные споры и жалобы, была раскладка повинностей. Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок.

Затем эту раскладку утверждал сход. При распределении повинности соблюдалась пропорциональность обложения, а именно: двор «лучшего» слободского человека нес тягло, вдвое большее, нежели двор среднего, а двор последнего — вдвое большее по сравнению с двором «молодшего» слобожанина. Такой, казалось бы, достаточно объективный способ обложения в действительности далеко не был таковым.

На каждом яму лошадей нам меняли. В свежих лошадях недостатка не было. Кто требовал их 10 или 12, тому приводили их 40 и 50. Усталых оставляли на дороге и заменяли другими, которых брали в первом селении или у проезжающих». По словам австрийца, он с помощью великокняжеской почты доехал от Новгорода до Москвы за 72 часа. Восхитила его и дешевизна почтовой службы для проезжавших: «за десять и даже за двадцать верст платили не более шести денег».

Но это, конечно, касалось именно дипломатических миссий. Разумеется, почтовое сообщение было создано для государственных нужд, и ямщики отправлялись в путь тогда, когда в этом была нужда, а не по строгому расписанию. Что касается частных писем, которые подданные московских великих князей и царей друг другу, несомненно, писали, то их передавали «с оказией», со знакомыми купцами или путешествующими служилыми людьми. Да и каждый удельный князь или воевода имел свой штат гонцов, которые «лежали на вестях», то есть ждали, когда понадобится срочно отправиться в дорогу. Например, в 1547 году невесту для Ивана IV выбирали «всем миром», девушек из княжеских и боярских родов в Москву свозили на смотрины со всех концов страны — согласно царскому указу, который был развезен гонцами. В конце указа адресаты читали: «Грамоту пересылайте между собой сами, не задерживая ни часу».

В 1552 году москвичи узнали о том, что войска Ивана IV взяли Казань, на четвертые сутки, еще через три дня эта весть достигла Новгорода — как раз благодаря работе почты того времени. Сама система почтовых станций позволяла передвигаться с большой скоростью, меняя по дороге лошадей и получая провиант. Даже в межсезонье и распутицу гонцы умудрялись проезжать за сутки до 200 км. Хотя в современном представлении нормальных дорог тогда еще не было, это вовсе не означало, что об их состоянии не заботились. От «ямы» до «ямы», то есть от одной почтовой станции до другой, местное население должно было заботиться о состоянии дороги и ремонтировать ее, обеспечивая проезжее состояние. С «техническим регламентом» для ремонта дорог того времени можно ознакомиться в Судебнике от 1589 года, созданном при сыне Ивана IV, царе Федоре Иоанновиче 1557—1598.

Ширина дороги определялась в 3,2 м: «а по лесам дорогу частить поперег полторы сажени, и выскиди бурелом и поперечный лес высекати. А на ручьях мосты мостити поперег полторы сажени. А где на проезжей дороге заворы косогоры , и тут бы были отворы удобные спуски и подъемы ». Государственная повинность предполагала также и ремонт мостов: «Куда были преж сего дороги, и ныне бы те дороги были чисты, и через реки перевозы, а через ручьи мосты вново добрые». По усовершенствованной таким образом дороге верховой гонец или сани в зимнее время действительно могли передвигаться очень быстро. Вспомните: «В той степи глухой умирал ямщик», «Ямщик, не гони лошадей», «Дремля, смолкнул мой ямщик» — перечислять упоминания об этих почтовых тружениках прошлого придется долго.

Все потому, что сама ямщичья служба овеяна, как сказали бы сейчас, ореолом романтики: была опасна и уважаема. Русские дороги с непредсказуемым климатом изначально были небезопасны даже для самых опытных гонцов. В дороге все могло случиться — от нападения диких зверей, которыми славились наши леса, до снежных буранов. А если напали разбойники или конь захромал либо, того хуже, пал? Так что в ямщики добровольно никого силой не принуждали шли люди крепкого физического сложения, умеющие за себя постоять, и часто с авантюрной жилкой.

Марселис желал, чтобы они все носили однообразную одежду, а именно: зеленые суконные кафтаны, с орлом из красного сукна на правой стороне кафтана, а на левой — рожок, для того чтобы они в дороге были «знатны», то есть заметны. Леонтию Марселису разрешено было возить по почте дорогие каменья, жемчуг и золото. Почта, учрежденная по договору с Марселисом, имела значение почты международной, но вслед за тем признано было нужным учредить на тех же основаниях и внутреннюю почту. Ордин-Нащокин, покровительствовавший Марселису, назвал его почтовое ведомство великим государственным соединительным делом.

Кстати, Марселис через Нащокина добился первой в России частной почтовой монополии — иностранным купцам было запрещено пересылать корреспонденцию иначе, чем почтой Марселиса. Заодно и стоимость пересылки была повышена. Оправдывал почтарь это тем, что возил государственную корреспонденцию бесплатно. И хотя после смерти Марселиса в 1670 году его сын Петр не смог удержать почтовое дело, процесс, что называется, пошел и поехал, когда в 1675 году почту возглавил переводчик Посольского приказа Андрей Виниус. Открывались все новые и новые маршруты доставки частной и государственной регулярной почты. В 1693 году письма везли уже в Архангельск. Но качество работы почты императора Петра I не устраивало, и в 1701 году он издал указ, в котором приказал расстояние от Москвы до Архангельска преодолевать почте не более чем на шестой день: «Гоняют посыльщики мешкотно, и за тем та почта приходит к Москве недели в две слишком, и в скорых и в нужных делах чинится мешкота большая… Под жестоким страхом и под смертною казнью велеть с тою почтою гонять с великим радением и поспешением днем и ночью, нигде не мотчав не задерживаясь ни часу, и последовать от города к Москве, против прежнего, в шестой день». В 1710 году датский посланник Юст Юль писал о том, что почтовые услуги дорого обходятся скромному датскому государственному бюджету: «В этот день мне в первый раз пришлось писать отсюда по почте. По этому случаю я осведомился о размере платы, взимаемой за письма, и почт-директор monsieur Фаденбрехт, заведующий почтовою частью, доходы с коей поступают к вице-канцлеру Шафирову, сообщил мне, что отправляемые из Москвы письма оплачиваются: в Гамбург 40 копейками за золотник, в Кенигсберг и в Бреславль — 33 копейками за золотник, в Вильну — 10 копейками, в Мемель — 15 копейками и т.

Из Москвы я направлял свои письма в Кенигсберг, и, таким образом, всякий русский лот, который гораздо легче датского, стоил мне 99 копеек, т. Так что в течение года моя переписка обходилась мне в довольно крупную сумму». А вот датский пастор Педер фон Хавен, предпринявший путешествие по России в 1736—1739 годах, отмечал отличную работу русской почты: «Обычная верховая перевозка писем, осуществляемая дважды в неделю между Москвой и Петербургом, должна преодолевать расстояние в добрых 110 датских миль за три с половиной — четыре дня. Нет также ничего необычного в том, чтобы на почтовых лошадях, на перекладных, проехать между названными городами за три дня…» Заложенные Петром I и продолженные его преемниками реформы явно пошли почтовой службе на пользу. Создавая уже «под себя» новую инфраструктуру России, первый русский император понимал, что одними угрозами ничего не добьешься, и потому повышал почтовикам жалованье и давал новые льготы. В 1716 году почтовая линия соединила Москву и Санкт-Петербург. К этому времени была создана и специальная военно-полевая почта. Обе службы соединились в одну лишь в 1782 году. В 1725 году в Москве появился свой почт-директор.

До 1670 года почтовый двор Москвы находился в Кремле, рядом с колокольней Ивана Великого, куда желающие получить почту регулярно приезжали. Здесь можно было не только получить корреспонденцию, но и узнать последние новости со всего мира. Вымощенный красным кирпичом почтовый двор был своеобразным клубом по интересам, здесь можно было и воспользоваться услугами писцов, и купить нужные бумагу и сургуч для почтовых печатей. Даже некоторые знатные адресаты предпочитали не ждать, когда почту доставят на дом, а приезжать за ней лично. Однако, как следует из документов того времени, к 1670 году «палаты, где были приказы, обветшали гораздо и порушились во многих местах, и сидеть в них за тем опасно». И Ямской приказ с 1670 года перемещается в Замоскворечье, на двор боярина Ивана Андреевича Милославского, занимавшего высокий чин в приказе. Позже на карте Москвы появились Почтовые улицы — в память о размещавшемся в этих местах почтамте, занимавшем дом адмирала Корнелия Крейса, сподвижника Петра I.

Жили при ямах. Получали жалованье, до кон. Получали жалованье, до конца 17 в.

Получали… … Иллюстрированный энциклопедический словарь Ямщики — Ямщик, опирающийся на кнутовище картина В. Тропинина, 1820 е Ямщик от монг. До широкого распространения железнодорожного… … Википедия Ямщики — группа земледельческого нас. XVII в. Спас Ямщики. Спас Ямщики деревня в Красносельском районе Костромской области … Википедия Источник Ямщик: особая каста среди русских Ямщики были особой кастой среди русских — их мастерство передавалось по наследству, их семьями управляли женщины, у них были свои особо чтимые святые. Приехав в Россию в 1839 году, французский маркиз Астольф де Кюстин был шокирован необыкновенной скоростью, с которой неслись русские ямщики по тракту Москва-Петербург, первому скоростному шоссе Российской Империи. Возницы, так впечатлившие французского гостя, и вправду были особенными людьми, отдельной кастой среди сословий русского общества. Их профессия была одной из древнейших в русском государстве — фактически, система ямских станций и помогла когда-то это государство создать. Ямы Империи «Когда я на почте служил ямщиком» — эти слова из старой русской песни знакомы всем.

Но задумываемся ли мы, почему ямщик «служил» на почте? Система ямов, созданная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в истории. Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи а затем ее преемника — государства Золотая Орда с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами. Русские ямские станции находились на расстоянии 40-60 километров друг от друга примерно столько составлял дневной прогон лошади. Их содержание обеспечивалось окрестным населением, которое несло «ямскую повинность», введенную еще монголо-татарами в начале XVIII века заменена налогами. Население было обязано содержать в порядке дороги и станции, поставлять повозки подводы , лошадей и корм для них, а также выделять из своей среды служащих для дежурства на станциях и собственно ямщиков — тех, кто занимался извозом государственных чиновников и грузов. Управляло «ямской гоньбой» отдельное учреждение — Ямской приказ. Стать ямщиком было много желающих — ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование.

Однако работа была не из легких — ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным. При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем. Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков — особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке ». Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста — мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами.

Что такое ямщик? Кратко о профессии

КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси? Ямщик ударил по 783 чахлым клячам, которые, по необъяснимому вдохновению, свойственному только русским почтовым лошадям, вдруг вздернули морды и понеслись как вихрь.
Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[4].
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск – Prim-Travel Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов.

История о ямщиках и почтовых трактах

Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии.

Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя.

Например, свои воспоминания об этой работе оставил бывший бурлак Владимир Гиляровский. И вот он, на протяжении многих лет в буквальном смысле протянувший лямку, ничего такого уж сверхтяжёлого в этом роде деятельности для жителя позапрошлого века не видел. Конечно, за этой работой пролетало очень много времени, потому что работать приходилось с раннего утра до захода Солнца. Однако трудились не просто на свежем воздухе, а с отличным питательным пайком, что было совершенно логично и сопровождалась хорошим питанием - ни один владелец перевозимого груза не был заинтересован в физически слабых и постоянно голодных бурлаках, которые будут плохо работать. Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп. Мужчины-бурлаки конца 19 века.

А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше. Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл. Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность. К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate. Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно. На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов.

И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло. Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи. Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни. Именно из-за их вида в обществе появился стереотип, что тряпичниками становится представители маргинальной части обывателей. Тряпичники считались маргиналами и бедняками. А если у тряпичника находилась предпринимательская жилка, он мог скопить даже определённое состояние.

Впрочем, если говорить о рекордсменах по доходам среди тряпичников, то это были перекупщики.

Но ничего подобного пока не обнаружено. Несмотря на то что нам не известны требования, предъявляемые при выборе ямщиков, тем не менее собственно процедуру избрания можно до мельчайших подробностей восстановить по старинным актам. Когда приходил указ об устройстве яма, местные власти посылали специального чиновника, называвшегося «стройщиком». Если стан был крупный, то стройщик приезжал из Москвы. В этой роли выступали чаще всего дети боярские или дьяки не из числа влиятельных. Организация ямов не считалась почетным делом. Всему роду Пожарских при местнических спорах ставилось в укор, что один из них — князь Иван Петрович — был назначен ямским стройщиком в Тулу в 1601 г. Нового гонщика избирали в присутствии его односельчан. Происходило это в приходской церкви.

Будущий ямщик приводился к крестному целованию и давал обязательство «ямскую гоньбу гонять с прежними ямскими охотниками в ряд, а на кабаке не пропиваться, и зернью в кости и в карты не играть, и никаким воровством преступлением против государства не воровать, и никуда не збежать, и ямской гоньбы жеребьев своих в пусте не покинуть» [34]. При выборе приходским священником составлялся «излюбленный описок» — своего рода поручательство. Его подписывало человек восемь или десять односельчан выбранного. В списке говорилось, что новый ямщик — «человек добр и семьянист, и животом прожиточен состоятелен , и Государеву ямскую гоньбу ему гонять мочно» [35]. Ямщиками выбирали обычно грамотных крестьян. Новый охотник грузил на подводы весь свой скарб, забирал семью и отправлялся на государеву службу. Если на стан, где должен был поселиться ямщик, нужно было ехать через Москву, выбранный являлся в Ямской приказ. Здесь он под расписку сдавал свою «поручную запись» и «излюбленный список» его односельчан. В приказе ямщика записывали в книгу и с этого момента он становился государственным служилым человеком. Если же новое место жительства ямщика находилось в противоположной от Москвы стороне, то все документы он сдавал старосте своего яма.

Стройщик не только выбирал ямщиков, но и, это самое главное, наделял охотников землей. Ямская земля делилась на несколько частей: 1 земли под ямской приезжий двор и под слободу; 2 пашни, луга и лесные угодья; 3 ямских оброчных деревень — поселений, жители которых гоньбу не держали, но были обязаны снабжать ямщиков хлебом и сеном [36]. Под ямской приезжий двор, на котором останавливались путешественники и где впоследствии происходил обмен сумами с письмами между почтарями, в рядовой слободе отводился участок 30X40, 40X40 или 50X50 саженей. В крупных городах, таких, как Тверь, Калуга, Ярославль, он устраивался вдвое больше. В Москве, Новгороде, Тюмени приезжий двор был не только административным центром слободы и выполнял другие функции. Размер земельного участка под ямскую слободу зависел от числа ямщиков, точнее, от паев, которых в ряде случаев бывало меньше, чем гонщиков на стане. До середины XVII в. Большая слобода — преимущественно в больших городах, второго и третьего разрядов — уездные. Слободы на десять паев назывались окольными. Они ставились на длинных перегонах между крупными ямами и предназначались в основном для смены лошадей скорым гонцам.

Были еще ямы поперечные — небольшие поселения на проселках в стороне от главных дорог. В них проживали от 2 до 5 охотников. В административном отношении они были подчинены уездным слободам. Таков был размер ямских станций, предусмотренный законом. В действительности это положение почти никогда не соблюдалось, особенно на дорогах с интенсивным движением. Ежегодно Ямской приказ рассылал в другие учреждения десятки памятей о том, что он увеличил на таких-то ямах число паев «в прибавку к прежним» [36]. Долгое время размеры участков ямщиков никак не лимитировались. В конце XVI в. Под дворы охотников по указу отводилось в Москве 40X25 саженей, в остальных городах 40X7,5 саженей. Так, в Касимове в 1627 г.

Им же под огороды добавляли в среднем каждому по 17X79 саженей. В Муромской слободе на 63 человека ямщиков обнаружили излишек земли только под дворами в 24,5 десятины [37]. Ямские приказчики получали обычно участки двойного размера. Особенно широко жили новгородские приказчики. У каждого двор и огород занимал более двух десятин. До первой четверти XVII в. Норма определялась на глаз и зависела в основном от доброты стройщиков, которые старались не обижать ямщиков. Так что каждый охотник получал столько земли, сколько хотел. Часто выделение надела гонщикам отражалось на материальном благосостоянии местного населения. И это порождало бесконечные споры.

Наконец, в 1627 г. Пожарского было разработано единое положение о ямском земельном наделе. Особо важным слободам — московским, новгородским и владимирским — выделяли пахотной земли 10 четвертей и сена 40 копен на пай. Приказчики получали вдвое большие наделы. Впоследствии при создании института почтарей дворы и земельные наделы им выдавались из того же расчета. Четверть — это много или мало? Ее размер зависел от качества почвы. На хороших плодородных землях она составляла полдесятины. Для худших земель площадь четверти увеличивалась иногда до 1,5 десятины. Как правило, пашни и луга охотникам выделялись по возможности ближе к яму.

Случалось, что земли давали где-нибудь в уезде. Такой надел, однако, ямщики считали несправедливым. Они или били челом о новом межевании, или без лишних слов захватывали чужую землю. Случай такого рода имел место в Угличе. В 1617 г.

Хочу пояснить терминологию.

Охотником называли человека, который на постоянной основе обеспечивал транспортное сообщение от яма до яма за государево вознаграждение и определенные привилегии. Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем совладельцем яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения. Охотник в данном случае это не тот кто охотится на зверя, а тот кто добровольно согласился выполнять эту работу у него есть охота и освобождался вместе с семьей - от сельхоз работ. На выделенной ему земле работали крестьяне из его общины. Зато у общины не болела голова по поводу доставки государевых сообщений и перевозки государевых слуг. Ямы были разными по численности, в зависимости от напряженности направления: от одного-двух охотников, до тысячи некоторые московские ямы.

Большая часть имела порядка десяти охотников.

Что такое ямщик

— Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. это гонец, посланник. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей. Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале

История ямщика

  • Как быстро гоняли ямщики в России
  • Ямщик сообщение о профессии
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Комментарии
  • Что такое ямщик: ответы тут
  • кто такой ямщик определение для детей

Почтовые станции и станционные смотрители

Вот и происхождение понятия ЯМЩИК Ямщик это тот,кто на ,дорога,ход Раньше основным путем передвижения был и понятие Река Емца на Архангельщине Саамские слова емья (ямме) в значении “мёртвый” и еммне в значении “земля, страна. Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения. Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо. Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц.

Действия для выбранных медиафайлов

  • Русский ямщик – а вы знали, что… — Я так хочу! (Галина Пешехонова) — NewsLand
  • Как быстро гоняли ямщики в России - Узнай Россию
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Ямщик — Википедия
  • Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
  • Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог

Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?

Селение Тосненский ям, современный город Тосно, основано ямщиками православного вероисповедания. Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов. Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей. согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным".

Форма обратной связи

  • Что значит слово «ямщик»?
  • Ямщик — Википедия. Что такое Ямщик
  • На государственной службе
  • Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог

Слово Ямщик

Полк принимал участие в боевых действиях на территории Пруссии, Саксонии, Франции. После заключения мира полк был расформирован, но память о героизме его воинов осталась в веках. Однако слово «ямщик» не исчезло из обихода. Перевозка людей и грузов по российским дорогам в те годы была небезопасна. Так, сбившись с пути холодной ночью, можно было замерзнуть насмерть. А еще приходилось опасаться набегов разбойников. Поэтому служба требовала от ямщиков терпения, отваги и большой силы. После появления в России первых железных дорог количество конных почтовых станций сильно сократилось. Тем не менее, ямщики в России выполняли свою нелепую службу до начала XX в.

И многое приходит на память добрым словом о ямщиках сказанное, пером и кистью вписанное, золотым запасом уложенное в дорогое наше наследие — народное творчество, русскую классическую литературу, живопись, музыку и всё — не забытое ни через сто лет, ни через двести… Минуют многие лета, а они будут жить и жить вместе с их творцами — гоголевские тройки, пушкинские станционные смотрители, чеховские кучера, некрасовские, толстовские, есенинские ямщики и герои ямщицких народных песен и романсов в исполнении несравненного Фёдора Шаляпина, других поистине золотых голосов России. По какому коду долгожительства? Код известен: они — образ любимой Родины, русского человека. Ямщик в русской культуре — не только символ пути и дороги, он — символ загадочной русской души, «то разгулье удалое, то сердечная тоска». Ямщик — проводник, связующая нить между людьми, мирами. Ямщик, опирающийся на кнутовище. Василий Тропинин Вглядитесь в умные глаза много видевшего, знавшего и испытавшего старого ямщика, опирающегося на кнутовище. На полотне работы замечательного портретиста, крепостного живописца В. Тропинина — увидите судьбу народную, подчас горестную, но не безысходную, наполненную великим смыслом жизни и веры. Те же жизнеутверждающие мотивы в работах о ямщиках художников-современников: Н. Сверчкова, А. Архипова, Ф. Солнцева и других. Образ ямщика — явление русской жизни и русской культуры. Причём в самых разных регионах России. Ямщик из Болотного Появление скульптуры ямщика на центральной улице Советская стало для большинства жителей райцентра неожиданностью. Содержание композиции отсылает нас к истории образования города Болотное Новосибирской области. Поселение зародилось как ямщицкая станция Московско-Сибирского тракта в 1805 году. Позже изготовление повозок и телег встало на широкую ногу: в 1924 году открылась артель «Металл-Лес», затем на ее основе долгие годы работал обозный завод. Творческий замысел полностью отражает историческую быль Болотнинского района. И грустинка извозчика вполне оправдана: в прошлое не вернуться. Она была установлена в 2005 году. Памятник ямщикам-извозчикам не случайно украшает Набережную реки Лены. Монумент был выполнен по проекту скульптора С. По авторскому замыслу памятник посвящается всем транспортникам обширного региона. В нем увековечена память как первопроходцам Якутии, так и современным водителям, которые в суровых погодных условиях доставляют грузы по непроходимым местам Алмазного края.

При строительстве Санкт-Петербурга из крестьян, направленных в 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу Петра I в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [9] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков , если он не был государственным крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке. Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… [10] Как отмечал И. Пушкарёв в 1839 году [11] , «ямщики, кроме извозничества, мало занимаются ремёслами, однако ж некоторые из них имеют довольно хорошее состояние». Ямщиков: муж. В данном случае в число «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Подробнее см. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.

При этом ямщиком называли лицо, исполнявшего эту повинность [4]. Согласно М. История Н. Тройка зимой Ямщики были кучерами , на государственной службе , выполнявшие ямскую повинность , установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд [6]. Его восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, и впечатляло само учреждение почтово-пассажирской связи. В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и надежность и быстрота доставки были не на должном уровне [7]. В «допетровское» время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы , городовые казаки и пушкари. Они жили возле городов в специальных «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалование. Они обеспечивали также и охрану перевозимых грузов и седоков, для чего ездили вооружёнными. При строительстве Петербурга из крестьян, направленных 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу царя в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке.

кто такой ямщик определение для детей

Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов. Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который правил повозкой с запряженными в нее лошадьми. Число лошадей ямщик обязан поставить столько, сколько бы их не потребовалось в течение дня, несмотря на число пар поставленных на станции и уже выпущенных.

Что такое ямщик? Кратко о профессии

Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе.
Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда.

Ямщик, не гони...

Вот русские так и называли их с юмором, то есть везущего от ямы к яме, или просто по ямам. Ямские станции располагали на расстоянии друг от друга в зависимости от дневного прогона лошадей. От 40 до 60 км. В зависимости от рельефа местности, по которому шла дорога.

А желающих наняться в ямщики было хоть отбавляй. Работа была не из легких, но зато почетная. Да и льготы ямщикам полагались.

Их освобождали от податей, выделяли землю под постройку своего жилья. Платили немалое жалованье. При поступлении на службу будущий ямщик давал чуть-ли не присягу перед всем мирским сообществом.

Не пить, не воровать, от службы не отлынивать и лошадей беречь как свое око. По указу Петра I , которым организовывалась доставка корреспонденции между Москвой на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду и Вагу, ямщикам строго-настрого наказывалось беречь перевозимый груз. Не дай Бог если ямщик попортит поклажу, вымокнет она у него или, что еще хуже, потеряет, то пиши пропало.

Ожидали его розги и плети. Строго наказывалось нарушение целостности сургучной печати на государственных письмах. За час опоздания полагался удар плети.

Никого не волновало, что произошло у тебя в дороге. Колесо сломалось или лошадь пала. Опоздал на пять часов, получи пять ударов по спине.

Работали они группами, объединяясь в полноценные караваны из повозок с навьюченными волами. Последних, кстати, выбирали неслучайно: они были достаточно выносливыми и сильными, чтобы переживать столь долгий путь. Полотно Ивана Айвазовского «Волы на перешейке», 1860 год. Оказывается, в XVI — XVIII веках территория Причерноморья была малозаселённым регионом, известным в исторических документах и картах под топонимом «Дикое поле» - такая ситуация сложилась потому, что в этот район регулярно набегали крымские татары, то кочевники вроде ногайцев. А значит, что ограбления грузовых караванов были привычной действительностью. Вот поэтому чумакам нужно было обладать ещё и боевыми навыками. Чумаки - это не только торговцы, но и умелые воины. Поэтому в один сезон им приходилось производить несколько подходов к перевозке туда-обратно. Впрочем, даже три-четыре рейса в несколько месяцев не мешали чумакам отлично заработать.

Подтверждают это сохранившиеся документы, которые подтверждают, что даже самые недоходные чумаки, владевшие до десятка возов, были намного богаче своих соотечественников, занимавшихся традиционными крестьянскими занятиями. Чумацкий воз в современной музейной экспозиции. Причём происходить это стало намного раньше, чем у вышеупомянутых профессий: чумаки были вытеснены за пределы настоящему времени с момента появления и развития железных дорог: чем больше распространялась сеть поездов, тем сильнее уменьшались масштабы работы перевозок волами. Ямщик Те самые архаичные извозчики. А ведь историю этого занятия официально отсчитывается с феномена гоньбы: специфической государственной натуральной повинности, заключавшейся в обязанности крестьян заниматься транспортировкой почты либо пассажиров на своих лошадях по приказу чиновника или аристократа. Причём в рамках гоньбы им приходилось заниматься этим совершенно бесплатно, так что нет ничего удивительного в том, что выполнение крестьянами данной повинности отличалось, мягко говоря, недобросовестностью. Ямщиков и на картинах рисовали. И подход к этому вопросу оказался комплексным: сначала ямщиков выделили в особую профессиональную прослойку, что дало им возможность не просто получать постоянную плату за перевозку почты или людей, но даже обзавестись землями для обработки. Ямщики постепенно стали формировать целые городские районы в плане заселения.

В частности, именно так появилось обилие названий Тверская-Ямская в той же столице. Русский ямщик 19 века. Так, к примеру, на вокзальных станциях частенько наблюдалась нехватка лошадей, но как только пассажир или подрядчик был готов приплатить, то они тут же находились. Кроме того, если маршрут был длинными или сложным, пассажиропоток по ним большой или перевозка почты имела сложности, то это также поднимало конечную сумму. Довольно занятной статьёй дохода ямщиков было развлечение пассажиров во время поездки - например, они пели песенки, и брали за это чаевые.

Энциклопедическая справка Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение «почтовая станция, на которой меняют лошадей». Встречается в русских документах начиная с XIV в. Со второй половины XV в. В обязанность ямщиков входило содержание станции и лошадей. Собственно перевозками занималось местное население. Однако постепенно крестьяне см.

Но отдельные места заслуживают внимания. Так, Загорскому яму были приданы в 1560г. Крестьяне, жившие на деревнях Вокшерского яма, платили оброк охотникам Ярославского яма, к которому вокшерская слобода была придана еще до раззоренiя. Имела приданных крестьян и московская рогожская слобода еще при Иоанне IV и т. Итак их примеров было не счесть [7, с. Не имея земли, не несли они и государственных повинностей. Массово они стали проявляться в русских документах после Смутного времени[7, с. Применительно к ямскому делу, «ямскими бобылями» обычно называли неких приблудных «пришлых» людей, не нанятых общиной, не имевших, как следствие, своего надела выти в ямской слободе, не имевших и семьи как минимум, на момент прихода в слободу.

Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог

Только приезжавшим в Россию иностранным послам и гонцам, по особенному каждый раз распоряжению местных начальников, давались от города до города обывательские подводы с выдачею за то хозяевами их от казны небольшого денежного вознаграждения. Но когда Россия раздробилась на множество удельных княжение, тогда, при увеличившийся нужде в сношениях удельных князей между собою, так и с великим князем и Ордою, этот способ сообщения стал уже неудовлетворителен. Это и вызвало возникновение ям, то есть ямских учреждений, предназначенных для почтовых целей. Ямы учреждены были татарами, заинтересованными в том, чтобы иметь возможность поддерживать правильное сношение с русскими князьями, подпавшими под их власть. Ямы представляли уже не случайных, нарочитых гонцов времен удельной Руси, а правильно организованные учреждения. Слово ям — татарское, заимствованное от татарского «дзям» - дорога и от слова «ям-чи», то есть проводник или путеводитель, а отсюда и слово ямщик. Въезд в Москву со стороны Рогожской заставы. Старинная литография Чингиз-Хан 1203-1227 гг. Порядок этого сообщения и поведения проезжавших даже определен был особым постановлением.

Известный европейский путешественник Марко Поло, бывший в Азии во второй половине XIIIстолетия, говорит, что от Камбалу Пекин , тогдашней столицы великого хана монгольского, во все концы монгольского мира, вплоть до самых отдаленных земель и орд, подвластных великому хану, имелись по дорогам через каждый 25 миль особенные дома, называемые «яили» что значит место для лошадей , в которых содержались лошади для разъездов ханских курьеров. Установив свою власть над Русью, монголы ввели и у нас точно такой же способ сообщения, какой существовал в Англии. Теперь уже доставка лошадей для ямской гоньбы стала обязанностью всех жителей. Когда рухнуло владычество татар, то ямские учреждения и ямские дворы все же остались и, как мы уже сказали, еще очень долго служили с вою службу. Наши великие князья понимали необходимость и значение ямов и заботились об их поддержании и улучшении. В XV столетии ямы были преобразованы. Когда с ослаблением монгольского владычества и с усилением Владимирского, а затем Московского Великого Княжества, сношения различных частей России стали оживленнее и правильнее, то очувствовалась надобность в улучшении наших почтовых учреждений. Это выполнил великий князь Иоанн III.

Тогда были установлены и постоянные дороги для почтовых сношений, и постоянные почтовые пункты, на которых всего удобнее было переменять лошадей. Прежде ямскую повинность несли все жители почтовой полосы, которые должны были во всякое время давать подводы в натуре и отвлекаться от хозяйства, превращаясь на время в ямщиков. Реформа же XV столетия облегчила тяжесть ямской повинности и дала возможность окрестным жителям избирать из своей среды особливых людей, которые должны были селиться в определенных местах и производить за всех ямскую гоньбу. Эти люди получили название «ямских охотников» или «ямщиков», а места их поселения — «ямских слобод», или просто «ямов». Все те лица, которые прежде несли ямскую повинность в натуре, теперь должны были уплачивать особый сбор в казну, и этот сбор служил источником жалованья и прогонов, которые стали выдавать специально избранным ямщикам. Такое устройство ямских учреждений существовало уже при Иоанне III и было им распространено повсюду, став предметом его особенных попечений. Даже в духовном завещании Иоанн IIIнаказывал детям: «а сын мой Василий в своем великом княжестве держит ямы и подводы на тех местах по дорогам, где бысть ямы и подводы на дорогах при мне… а дети мои по своим отчинам держат ямы и подводы…». Из книги: Ю.

Беседы о русской культуре. Особенно правильный и единообразный вид «ямы» получили при Борисе Годунове, который заводил «ямы» и «ямщиков» даже в Сибири. Значительно было улучшено ямское дело также и при Михаиле Федоровиче. Платежу ямских денег, а также поставке ямщиков, подлежали все посадские и уездные люди, кроме только тех, которые были освобождены от этих повинностей особенными царскими грамотами. К числу освобожденных принадлежали люди поместий патриарха, некоторых митрополитов и монастырей. Сбор на ямы производился особыми ямскими сборщиками и взимался с сохи. При Борисе Годунове и Василии Шуйском брали с сохи ямского бора по 10 рублей; при Михаиле Федоровиче этот сбор значительного увеличился. Ямская гоньба, как свидетельствуют очевидцы, производилась у нас быстро: указом Иоанна IV, например, повелевалось погонять наши гонцы, не удержав ни часу.

Герберштейн, бывший в России при Василии Иоанновиче, удивляется обилию лошадей на станциях и быстроте их езды. По миновании у нас бурного времени, наступившего вместе с прекращением династии Рюриковичей, началась восстанавливаться нормальная государственная жизнь, а вместе с этим стала развиваться и почта. Ямские учреждения, достигнув в устройстве своем правильности и единообразия, стали соединять с Москвою уже все важнейшие для государства пункты. Промышленность пробудилась, политические отношения России с соседями стали обширнее, а внутреннее управление получило известное единство и твердость. Все это, с одной стороны, побуждало к расширению и улучшению ямских учреждений, а с другой — все больше и больше обнаруживало их недостатки и требовало коренной реорганизации. Наконец, при Алексее Михайловиче появилась у нас и почта в тесном значении этого понятия. Рисунок из альбома Челищева. Из книги: А.

Мир альбомного рисунка. Наши ямы, до их превращения в почту, предназначались исключительно для правительства. В ямских учреждениях почти отсутствовали те признаки, которые характеризуют почту в современном ее значении. Ямские лошади служили для перевозки иностранных послов и гонцов, различных лиц, посылавшихся по делам государственным, по делам государевой казны, для собирания различных местных податей и естественных произведений, требовавшихся для царского стола, т. Кроме того, при существовании ям не было постоянных курсов, не было и постоянных почтарей. Рассылка государевых грамот и всей правительственной корреспонденции производилась при посредстве нарочных гонцов, а поэтому трудно предположить, чтобы частные люди могли пересылать свои письма при посредстве ям; торговые люди и вообще все те, кто нуждался в отправке писем, нанимали, видимо, своих гонцов. Иоанн Грозный позволил сделать исключение для английских купцов, разрешив им пользоваться ямами, но лишь в случае крайней нужды.

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства.

В средневековой Европе ямщики стали незаменимыми для транспортировки людей и почты. У них была строгая иерархия, где ямщик на службе в монархии считался высшим чином и великим государственным должностным лицом. С развитием механического транспорта и появлением автомобилей роль ямщиков сильно изменилась. Однако, ямщики все еще используются в некоторых областях, таких как туризм и фольклорные мероприятия, где перевозка на лошадях создает аутентичную историческую атмосферу.

Примеры известных ямщиков в истории: 1. Марко Поло — известный итальянский путешественник и ямщик, который преодолел огромные расстояния на своих лошадях и верблюдах. Описание и карты ямщиков, перевозивших апостола Павла во время его путешествий, имеются в Библии. Ямщики в Средневековье были сильно привилегированы и имели высокий социальный статус, некоторые из них даже занимали должности власти. Роль ямщика в средние века Ямщик в средние века был незаменимым звеном в системе транспортировки грузов и передвижения людей.

Он выполнял множество функций, отвечая за безопасность и эффективность перемещения. Задачей ямщика было передвигаться на специальном транспорте — крытой колесной повозке, в которой перевозились пассажиры и товары. Он не только управлял повозкой, но и заботился о состоянии и уходе за лошадьми, которые тянули транспортное средство. Ямщик несли на себе ответственность за сохранность груза и пассажиров, а также за соблюдение маршрута и сроков доставки. Ему приходилось преодолевать различные преграды на дороге, такие как высохшие реки или грязные болота.

Ямщик был навыкателен и знал множество путей и дорог, чтобы выбрать наиболее безопасный и быстрый маршрут.

Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. С 1842 года в Сибири ямские повинности несли местные казаки. Эта служба была поручена именно казакам по той причине, что ямская гоньба по степным трактам была крайне сложным и опасным делом, и найти нужное количество благонадежным вольнонаемных ямщиков было очень непросто. Поэтому войсковая администрация вынуждена была взять на своё попечение 179 почтовых станций с 1830 почтовыми лошадьми. За эту непростую службу казаки получали солдатский провиант и жалование, полагавшееся нижним чинам.

Само же войско из земского и ясачного сбора получало за ямскую гоньбу ежегодно по 64 240 рублей. В 1865 году Александр II освободил сибирское казачество от казенной ямщины. Вскоре после начала Русско-Шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий