Новости баядерка сюжет балета

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. «Баяде́рка» — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Сюжет балета, основанный на мотивах древнеиндийского эпоса, сегодня представляется завораживающей восточной сказкой о любви, верности и коварстве.

«Баядерка» (1877)

В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно. В конце января Большой театр представил возобновление балета Баядерка, приуроченный к возвращению шедевров Золотого Фонда театра на Историческую сцену. Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви.

Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»

Краткое содержание «Храм» Воины намерены пойти на охоту и зовут с собой Солора, но он им отказывает, мотивируя это тем, что хочет поучаствовать в празднике огня. Солор просит факира Магдавая, чтобы он передал его возлюбленной Никее, что он будет ее ожидать по окончанию праздничного веселья в храме. Начинается священный праздник огня, где Никия танцует с другими баядерками, но она становится самым главным украшением праздника. Она покоряет Великого Брамина, который начинает добиваться её, но она отталкивает его. После праздника встречаются Солор и Никия, юноша клянется в своих искренних и пылких чувствах, Великий Брамин тайком подслушивает их уединенный разговор, грозится расправой и призывает богов карать. Дугмант делает объявление, что отдаст свою прекрасную дочь Гамзатти за Солора, и посылает привести его во дворец. Появляется Солор, его покоряет красота Гамзатти, но он вспоминает о своей клятве и приходит в замешательство. Для исполнения обряда посвящения Гамзатти в невесты Никию приглашают во дворец.

Великий брахман тут же рассказывает обо всем радже Дугманте, который решил поженить свою дочь Гамзати и Солора. Гамзати, услышав разговор великого брахмана с отцом, просит привести к себе Никию и сообщает ей, что выйдет замуж за Солора. Рассерженная Никия набрасывается на соперницу с ножом, но служанка Гамзати останавливает ее. Гамзати не забывает нанесенного ей оскорбления и решает отомстить сопернице. Во время праздника в честь свадьбы Гамзати и Солора Никии, которая развлекает гостей, приносят корзину с цветами. В ней находилась змея, которая укусила баядерку. Это и была месть Гамзати. Великий брахман предлагает Никии противоядие, если она останется с ним, но баядерка отказывается, предпочитая смерть жизни с нелюбимым. Интересной особенностью «Баядерки» являются два совершенно разных акта. Первый рассказывает почти всю историю до смерти Никии. Его отличительной чертой является классическая хореография, но в восточном стиле. Это подчеркивают и костюмы.

На следующий день девушки танцуют для Гамзатти в честь ее будущей свадьбы, среди танцовщиц есть и Никия. Гамзатти отправляет в подарок сопернице прекрасную корзину с цветами, на дне которой лежит ядовитая змея. План Гамзатти срабатывает — змея кусает Никию, укус оказывается смертельным. Перед кончиной баядерка обращается к Солору и просит его не забывать о своей клятве в вечной любви. Великий брамин еще пытается спасти девушку, предлагая ей противоядие, но та отказывается, предпочитая умереть. Второе действие Солор не может мысленно отпустить умершую возлюбленную. Чтобы успокоить друга и позволить ему расслабиться, факир Магедавея дает Солору опиум, под действием которого охотник видит подземное царство, где теперь живет Никия. В покои охотника приходят солдаты, чтобы подготовить к предстоящей свадьбе. Третье действие Несмотря на клятву любить всю жизнь только одну девушку, Солор приходит в храм и сочетается браком с Гамзатти. Разъяренные боги призывают землетрясение, в результате которого рушится храм, а под его обломками погибают все, кто были на церемонии.

Вазем 23 января 1877 года на сцене Мариинского театра. Литературным источником балета «Баядерка» является драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина. Это красочное, слегка ностальгическое прощание 58-летнего мэтра петербургского балета с романтическими иллюзиями и близкой его сердцу мелодрамой. До глубокой старости Петипа оставался галантным поклонником прекрасного пола. Для него женщина — символ балета. Мужчине Петипа отводил скромную роль галантного кавалера прекрасной дамы. Такова основа его балетной эстетики, по канонам которой создана и «Баядерка». Об этом пишет в воспоминаниях балерина Екатерина Вазем, создательница партии Никии. Ее партнером на премьере в петербургском Большом театре был Лев Иванов, будущий постановщик бессмертных лебединых сцен в «Лебедином озере». Эпоха эклектизма оставила потомкам замечательные произведения искусства — роскошное здание Парижской Оперы и казино в Монте—Карло архитектора Шарля Гарнье, картины и гравюры Гюстава Доре и Жана Моро. Солор поручает факиру Магдавее передать Никии,что будет ждать её ночью у храма.

«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1)

В этой версии «Баядерки» вариации великого Брамина точно поразят искушенных зрителей. В других постановках балета партия служителя храма была лишь в пантомиме. Жертв по сюжету требует не только праздник огня, но и семикилограммовый костюм из тафты и гюпиона — дикого шелка. Солист Михайловского Сергей Стрелков с легкостью совершает в нем ритуальные движения. Во втором акте образ дополнит настоящая индийская парча.

Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л. Михеева: Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов. Сюжет, понятный любому, задает вопросы, которые не чужды современному зрителю — откликнуться на зов сердца или следовать земным правилам. Шедевру балетной классики, рожденному в Петербурге, понадобилось немало лет прежде, чем уверенно закрепить свои позиции в репертуаре всех мировых театров. Совет И хотя признание публикой и критиками было получено сразу, он не считался особо уникальным. Только пережив десятилетнее забвение, этот спектакль навсегда войдет в классический балетный репертуар. Дети нашего колледжа не понаслышке знакомы с этим грандиозным балетом — в ноябре 2016 года ученицы 2 6 класса удостоились чести выступить на сцене главного театра города в составе труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Они исполнили танец арапчат и приняли участие в танце Ману. История создания Приступая к написанию либретто, Петипа опирался на подсказки своего соавтора — Сергея Худекова, который был уникальной личностью — юрист по образованию, журналист, критик, историк балета, автор четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов». Наделенный энциклопедическими знаниями он в нюансах информировал Мариуса Петипа о стилистике и индийском колорите, взяв за основу драму древнеиндийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Однако, историческо-этнографическое правдоподобие постановки было незначительным. Петипа не побоялся ставить балет на сюжет, который уже использовался до него другими балетмейстерами — среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. Он был лишь пятым в этой цепочке. Более того первоисточником стал французский балет «Сакунтала», поставленный Люсьеном Петипа в 1858 году, и, как пишет Ю. К моменту её создания Петипа проработал в России 30 лет, став мэтром и хозяином лучшей в мире труппы. Он создавал свой шедевр для главного театра страны, Большого Каменного театра, который находился в Санкт-Петербурге. В то время известный Мариинский театр ещё не существовал, а сцена Каменного театра была намного больше, именно поэтому зрелище должно было быть грандиозным. Музыкальная партитура была написана его другом и постоянным соавтором — австрийским композитором, Людвигом Минкусом. Что интересно, в музыке нет ничего индийского или восточного, но было все интересное и современное — галоп, вальс, модные ритмы того времени, ритмичная и удобная музыка для артистов и для публики. Для Мариуса Петипа балерина была центром всего, непреходящей ценностью балета. Именно для балерины он создавал свои творения. Баядерку Никию он наделил светлым женским образом, который был наполнен теплом. Её танец — это танец преданности и любви. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства. Обратите внимание Благодаря его таланту хореографа создано грандиозное grand pas Солора и Гамзатти с головокружительной техникой прыжков и вращений, поставлено немыслимое количество танцев — сольных, ансамблевых, характерных: танец с попугаями, прикрепленными к плечикам балерин, танец с веерами, танец арапчат. Он также ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени». Одним из таких является то, что сюжет не заканчивается со смертью главной героини. И хотя она продолжает сюжетную линию всего спектакля, эта сцена может существовать самостоятельно — тот самый тип хореографии, который будут создавать современные деятели балета как, например, Джордж Баланчин и его современники, — настоящий бессюжетный белый балет, который принадлежит 19, 20 и теперь 21 веку. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Петипа поручил главную партию русской балерине. А до этого все главные партии танцевали итальянские балерины. Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросли новые солисты, желающех расширить свой танцевальный репертуар. Важно Их выбор пал на «Баядерку». В 1900 году Мариус Иванович перенес свой балет на сцену Мариинского театра, где основные партии исполнили: Никия — М. Кшесинская, Солор — П. А в 1904 году балет появился в московском Большом театре благодаря А. Горскому и В. Несмотря на огромный талант балерин, исполнявших главную женскую роль, до конца раскрыть все возможности, который дает этот балет балерине как актрисе, им не удалось. Только в 1902 году, когда Анна Павлова выйдет на сцену, публика и профессионалы откроют какой невероятный смысл, какая значительность заключена в этой партии. Анна Павлова, нашедшая ключ к баядерке, расскажет о сердечной муке, о том, как баядерка умеет любить, как она превращается в эту магическую таинственную тень. Эта роль открыла Павлову как великую балерину. Еще один интересный факт — это то, что с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике. Только в 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Когда Чабукиани предложил свою версию, этот спектакль стал не только балеринским, но и роль Солора приобрела новое современное ей звучание. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари лишь изредка исполнялся акт «Тени». И только в 1991 году Юрию Григоровичу удалось оживить этот балет на сцене главного театра Москв — он взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными. В зарубежных театрах этот балет также существовал только в виде акта «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах. И хотя публика сегодня намного отличается от зрителей, увидевших первую постановку этого спектакля, балет о несчастной любви храмовой индийской танцовщицы и знатного воина Солора в постановке гения хореографии Мариуса Петипа и по сей день остается одним из самых зрелищных и знаменитых балетов в мировой хореографии. Регина Урабаева Сюжет Действие происходит в Индии в древние времена. Главная героиня — баядерка Никия. Баядерки — это индийские танцовщицы, исполняющие ритуальные танцы при храмах. В Никию влюблены двое — знатный воин Солор и священнослужитель Великий брамин. Читайте также: Айвазовский "одесса ночью" описание картины, анализ, сочинение В первом действии идут приготовления к празднику огня, где Никия исполняет священный танец. Великий брамин признается баядерке в своем чувстве, но она отвергает его. В ожидании Солора Никия не замечает угроз брамина. С наступлением ночи Солор приходит к храму, чтобы предложить возлюбленной побег. Совет Неожиданно на их свидании появляется Великий брамин и, пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. В своем дворце раджа правитель Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает её замуж за Солора. Солор отказывается, но раджа сообщает, что свадьба состоится очень скоро. Во дворец спешит Великий брамин, чтобы рассказать о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию, тогда брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, её убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Отец Гамзатти решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Их разговор подслушивает Гамзатти. Она знает, что Никия будет танцевать на их свадьбе, поэтому велит привести её к себе, чтобы показать Никии портрет жениха. Баядерка потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, чтобы та покинула страну, но Никия верна своему чувству и не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть.

Пономарева, В. Чабукиани, Н. Зубковского и др. В этот вечер на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоится премьера спектакля театра «Кремлевский балет» «Баядерка».

Либретто «Баядерки», написанное М. Петипа и С. Худековым, сочетает в себе сюжетные ходы мелодрамы и драматургические приемы романтического балета. Музыка принадлежит к лучшему из созданного плодовитым композитором М. Минкусом; своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствовала созданию яркого зрелищного спектакли. Но ценность балета «Баядерка» и высокая мера его художественности, не оспоренная последующим сотворчеством Петипа с Чайковским и Глазуновым, определяется уровнем хореографии и рожденными ею поэтическими откровениями. Таким образом, этот балет Петипа готовил вершинные достижения балетного театра ХIХ века — такие как «Спящая красавица», — в которых масштабность композиторского замысла, воплощенного симфоническими средствами, получила возможность осуществиться в близких формах «симфонического» же танца. Интересно сопоставить сценические судьбы двух спектаклей: счастливую — у «Баядерки» — и трудную —— у «Лебединого озера». Значимость постановки «Баядерки» как события художественного выявляется тогда особенно наглядно. К моменту постановки «Баядерки» Чайковский уже написал свой первый балет — «Лебединое озеро» 1876. Однако балетный театр не сразу осознал принципиальную новизну партитуры и не сразу нашел пути сценической реализации этой музыки. Первая постановка «Лебединого озера», осуществленная В. Рейзингером на сцене московского Большого театра 1877 , удачей не стала. Провал балета, ставшего впоследствии одним из самых любимых и репертуарных, объяснялся в первую очередь тем, что поэтическое существо музыки не было понято и, само собою разумеется, не могло быть воплощено в танце. Между тем балетный театр уже располагал такими возможностями создавать обобщенно-образную поэтическую систему средствами танца — «Баядерка» была тому подтверждением. И хотя премьеру «Лебединого озера» Рейзингера 20 февраля 1877 года отделял от премьеры «Баядерки» 23 января того же года срок небольшой — эти спектакли разделяла пропасть в художественном отношении. Как это ни парадоксально, хореография Петипа в «Баядерке» выявила те возможности психологически насыщенного, структурно организованного танца, которые спустя 17 лет помогут Л. Иванову найти свой поэтический образ «грустящих лебедей». И действительно, сцена «Теней» в «»Баядерке» и «Лебединая картина» до сих пор остаются непревзойденными шедеврами по тонкости психологического проникновения в образ и богатству открываемого внутреннего мира. В известном смысле «Баядерку» Петипа можно считать предтечей хореографических откровений Л. Иванова в «Лебедином озере». По уровню поэтического обобщения сцена «Теней», пожалуй, не знает себе равных в истории мирового балетного театра. Отсутствие внешних событий и буквальных действенных мотивировок, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию — в большей даже мере, чем второй акт «Жизели» — прообразом будущего «симфонического» балета — открытия ХХ века, столь талантливо реализованного Дж. Опыт романтического балета воплотился в «Баядерке» в новом эстетическом качестве. Сам прием «сна», используемый в романтическом балете для введения моментов фантастических, — в «Тенях» приобрел статус психологической реальности, а основная тема раскрывалась в сплетении контрастных, дополняющих одна другую, танцевальных характеристик. Совершенство композиционного построения «Теней», богатство и разнообразие танцевальных образов сочетались с остродраматической мыслью о несовпадении желаемого и реальности. При всей наивности сюжета в «Баядерке» в полный голос прозвучала тема, существенная для литературы и искусства второй половины ХIХ века — тема борьбы за внутреннюю свободу и счастье, борьбы против насилия и несправедливости. Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины ХIХ века, об определенном типе зрелищности. Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» — всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное — сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов. Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры — не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков. Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее. Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е.

Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном

В спектакле нет дефицита в движении. Хореограф — постановщик Илья Устьянцев не только учил солистов, артистов балета и хора танцевальной стилистике 20-ых годов прошлого века и индийским танцам, но и разучивал с исполнителями акробатические элементы. Билеты на премьеру можно приобрести в кассе по адресу: остановка 2-я Дачная, пр. Саратовский академический театр оперы и балета Новая сцена остановка 2- я Дачная, проспект 50 лет Октября, 110а 18, 19 февраля 2021 г.

В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно.

Специально для спектакля режиссер Алексей Степанюк написал новую литературную редакцию пьесы. Декорации и костюмы Елены Орловой, отличающиеся оригинальностью и легкостью, отражают великолепие востока и атрибуты европейской моды. Хореографические картины, изобилующие музыкой и ритмикой джаза, вальса-бостона, шимми и других американских танцев, органично вплетены в канву сюжета и привносят в постановку экзотическую тональность.

Два спектакля — оригинал и его версия — наглядно демонстрируют пропасть, что пролегла меж нравами и вкусами России XIX века и современной западной цивилизацией. Роскошь танцев с любованием подробностями уступила место рассказу, живому и человечному, быстрому и ясному. Дабы зритель не утомился, ненужными объявлены не только пантомимные объяснения героев на «Празднике огня», но и танец «Ману», где кокетка играет с девочками, то протягивая, то отнимая у них кувшин; заводной «Индусский танец» с барабанами изгнан вон — как и танец с попугаями и веерами. Балетная мелодрама оказалась похожей на наивный детский пересказ печальной сказки о предательстве. Зрители, не подозревающие об истинных страстях и старинном декоре «Баядерки», подмены не ощущают. Обрусевший француз Мариус Иванович Петипа и в любовных страстях, и в соответствующем им балетном декоре знал толк. Он задумывал свою «Баядерку» как любовный треугольник.

Храмовую танцовщицу Никию и воина Солора связывает любовная клятва, и ровно тогда, когда отважный герой решает соединить свою судьбу с Гамзатти — дочерью могущественного раджи, баядерка погибает и является мученику совести в тяжелом сне тенью преданной любви. Под занавес драмы боги карают виновных и безвинных, все погибают под руинами обрушенного храма. Финал, давно утраченный отечественным театром, восстановлен Макаровой. В оставшемся винегрете из Петипа и номеров давних советских времен обидно, что в программке не указано их авторство выжила картина «В царстве теней». Хореографические капризы примы оставили в неприкосновенности ирреальный мир белого балета. Преуспели Ксения Рыжкова и Оксана Кардаш. Мистический акт теней, о который разбивались амбиции многих трупп, в Театре на Большой Дмитровке вышел истинным шедевром и гвоздем премьеры. В остальном успешны мужчины. Начиная с дирижера Антона Гришанина, под чьим руководством непривычно оркестрованная партитура Людвига Минкуса звучит выразительно. Сам маэстро акценты каждой балерине и танцовщику подбирал штучно.

Актерски точны Никита Кириллов в роли сжигаемого соблазном мести Великого брамина и Михаил Пухов, сразивший жесткой вседозволенностью своего Раджи. Уникален Золотой Божок Дмитрия Загребина, бесстрастно зависавший в воздухе в позе сидящего будды. И уникален Сергей Полунин — Солор со своими воздушными прыжками и совершенным танцем. Балеринам же, увы, роли пока велики. Обе — жертвы, и обе страдают от отчаянной муки: одна — от предательства, вторая — от ревности. На премьере соперницы то и дело скатывались с метафизики смыслов к бытовому правдоподобию, что явно не вдохновляло самого героя, и Сергей Полунин «ожил» только к поклонам, когда на руках вынес на сцену Наталью Макарову. Рискнувшую предъявить свою, как теперь понятно, компромиссную версию России, чьи подмостки «Баядерка» никогда не оставляла. Все равно, что в Тулу со своим самоваром… Colta. Впечатление было сильным, и очень скоро на западных подмостках одна за другой стали появляться «Тени», перенесенные бежавшими из СССР экс-премьерами Кировского: хореографические тексты шедевров Петипа были тем скарбом, который танцовщики-невозвращенцы уносили с собой на Запад. Именно с «Теней» в лондонском Royal Ballet в 1963 году, вскоре после прыжка через барьеры в Ле Бурже, начал свою «балетмейстерскую» карьеру Рудольф Нуриев.

Возможностей сверяться с мариинским подлинником у беглецов по понятным причинам не было, текст переносился не без потерь, но даже то, что от «Баядерки» оставалось, в свое время поражало воображение европейской и американской публики — не знакомой с оригиналом Петипа и воспринимавшей редакции Нуриева и Макаровой, так сказать, «с чистого листа». Сегодня же включенная в репертуар Музтеатром Станиславского и Немировича-Данченко «Баядерка» Натальи Макаровой смотрится адаптированным изданием хрестоматийной классики, пособием по иностранному языку, превращающим толстенный талмуд в 80-страничную брошюрку: выкинуты целые главы, сложные для понимания неофитов слова заменены более простыми аналогами. У Петипа конструкция балета была простой и близкой к гениальности: нарастающий темп буйных, пылких «индийских» сцен встреча баядерки Никии с Солором, решение раджи женить Солора на своей дочери, решение убить Никию и ее приходящаяся на разгар праздника смерть обрывается меланхолией «Теней», где призрачные девы сходят с гималайских гор. Это — сон Солора; с его пробуждением «Тени» уступают место цветастым танцам, обрываемым «гневом богов» — землетрясением, которое разрушает дворец раджи и погребает всех под его обломками. Редактируя балеты Петипа, важно соблюсти баланс: мало couleur locale — страдают и «Тени», уменьшается контраст. Именно это и происходит в версии Натальи Макаровой, вымаравшей ключевые характерные номера балета — «Индусский танец» и вариацию Ману. Макарова в прямом смысле сглаживает перепады рельефа «Баядерки»: изгибающийся пандус, с которого в картине «Тени» у Петипа змейкой сходят девушки, заменен на невысокую наклонную подставку без изгибов, а выразительные мрачные скалы — на невзрачный зеленый сад. Величественное шествие с небес на землю превращено в обыкновенную прогулку, эффект от мистического явления идеального белого балета в повседневной суете земного мира сведен на нет. Любопытно, что на афишах отсутствуют всякие упоминания об авторах номеров, со временем дополнивших оригинальную хореографию «Баядерки»: в списках авторов не значатся ни Николай Зубковский, ни Владимир Пономарев, ни Вахтанг Чабукиани — присутствует лишь горделивая фраза «Наталья Макарова по Мариусу Петипа». Замечательной балерине, впрочем, так и не удалось стать толковым хореографом: собственный танцевальный текст Макаровой в последней картине — к моменту ее отъезда из Ленинграда уже давно отсутствовавшей в мариинском спектакле — несколько суматошен и невнятен.

Премьерная публика Музтеатра, судя по всему, видела «Баядерку» впервые в жизни и даже эту покоцанную, сжатую и не слишком умную версию великого балета Петипа принимала с восторгом — которого, впрочем, оказался вполне достоин не только безупречно проведший свою роль Сергей Полунин в партии Солора, но и весь исполнительский ансамбль, вплоть до призванных в ряды Теней учениц Московского хореографического училища. К публике вопросов нет: в конце концов, сегодняшняя ценовая политика Большого театра не способствует ознакомлению широких зрительских масс с достижениями балетного хозяйства. Есть — к театральному начальству. Понятно, что Музтеатру очень хотелось иметь «Баядерку» в репертуаре: сохранившиеся спектакли «золотого классического века» можно по пальцам пересчитать, а их присутствие в афише — знак принадлежности к высшей театральной лиге, попасть в которую так стремился в последние годы МАМТ с его амбициозной репертуарной политикой купили лицензию на спектакли Ноймайера — и станцевали лучше, чем в Большом, купили лицензию на балеты Килиана — и опять победили в соревновании со старшим коллегой, отлично станцевали «Майерлинг» Макмиллана — и собираются в этом году поставить его же «Манон». Понятно, что худруку балетной труппы Игорю Зеленскому не слишком хотелось работать с редакциями «Баядерки», уже представленными на отечественном рынке в Большом идет версия Юрия Григоровича, в Мариинке — Пономарева—Чабукиани. Но почему бы тогда не заказать новую редакцию какому-нибудь знающему человеку? Очевидно, что самым эффектным ходом было бы возвращение на сцену реконструкции оригинального спектакля Петипа, осуществленной в 2002 году в Мариинке Сергеем Вихаревым и вследствие местных интриг исчезнувшей из репертуара, — но Музтеатру, боюсь, ее не потянуть в силу объективных причин: народу в труппе не хватит. Но зачем было привозить в Москву именно версию Макаровой — только из-за магии имени? В 1988 году в Лионе американец Энди Дегроут сотворил «Баядерку», действие которой происходит в Хиросиме 1945-го, Брюсселе 1993-го и на дискотеке в Токио в 2021-м. Десять лет назад голландец Адриан Лютейн поставил «Баядерку» для голландской труппы «Интроданс» — мне довелось видеть акт «Теней», в котором хореограф, используя прежний «змеиный» ход, придумал оригинальное пластическое решение: тени были гнущимися, вьющимися, мягкими — и при этом не менее пугающими и не менее прекрасными, чем у Петипа.

Быть может, Музтеатру стоило предложить отанцевать либретто Сергея Худекова? По крайней мере, был бы хоть какой-то шанс. Премьерой макаровской «Баядерки» МАМТ добровольно признался в готовности довольствоваться вторыми ролями на столичной балетной сцене — до недавнего времени казалось, что у Музтеатра амбиции все-таки несколько выше. Действие перенес в Индию, главной героиней сделал храмовую танцовщицу Никию, пострадавшую от коварства возлюбленного, воина Солора. Тот по ходу действия клянется в любви два пальца воздетой руки, устремленные в небо , обещает жениться те же пальцы, указующие на воображаемое обручальное кольцо , но в итоге предпочитает дочь раджи Гамзатти большая сцена с радостными танцами. Никии, по долгу службы явившейся танцевать на помолвку, по приказу соперницы вручают корзинку с ядовитой змеей раскрашенная гуттаперча, чья «активность» зависит от ловкости пальцев танцовщицы. Солор, потрясенный смертью баядерки, употребляет опиум посредством кальяна и погружается в наркотические грезы, в процессе коих ему являются тени умерших дев с Никией во главе грандиозное гран-па с виртуозными танцами обоих.

В жизни последнего «Баядерка» сыграла далеко не последнюю роль. И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь — 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. К сожалению, он был уже очень болен, ему специально оборудовали ложу в Опере Гарнье. Он полулежал, потому что уже трудно было сидеть, на груди у него блестел орден Почетного легиона — высшая награда Франции. И через непродолжительное время его не стало, так что "Баядерка" как бы замкнула этот мистический круг», — напомнил Максов. Этот балет впервые был поставлен в 1877 году великим балетмейстером Мариусом Петипа, который к тому времени уже многие годы возглавлял балет Мариинского театра. И, может быть, неосознанно для себя подарил нам спектакль, в котором сделал удивительные прозрения о тайне жизни, о превратностях любви и искусства», — рассказал критик.

«Баядерка» (1877)

Баядерка: история о любви Балет «Баядерка» (1877) — один из шедевров Мариуса Петипа, без которого сегодня немыслим классический репертуар.
Краткое содержание Балета Баядерка Сюжет балета "Баядерка", созданного в далеком 1877 году, переносит нас в экзотическую Индию, где происходят страстные и трагические события.
БАЯДЕРКА - Репертуар - Красноярский государственный театр оперы и балета «Баяде́рка» — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.

Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»

Хореограф рассказал, что в первых двух актах много его собственной хореографии, однако третью финальную часть он постарался сохранить в оригинале, такой, какой ее создал Людвиг Минкус. Работа над спектаклем в театре началась в конце августа, когда в Новосибирской области была снята часть ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса. Для репетиций балета в полном соответствии с замыслом Дуато в Новосибирск специально прилетали солисты из театра Санкт-Петербурга, чтобы поделится опытом постановки "Баядерки". Художник-постановщик Ангелина Атлагич, создавая костюмы и декорации, несколько месяцев изучала историю индийского национального костюма, современную моду Индии.

От начавшегося землетрясения здание рушится — так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву. Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются.

Таково краткое содержание балета «Баядерка». О балете Анализ постановок и отзывы о балете «Баядерка» Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы. Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л. Михеева: Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов. Сюжет, понятный любому, задает вопросы, которые не чужды современному зрителю — откликнуться на зов сердца или следовать земным правилам.

Шедевру балетной классики, рожденному в Петербурге, понадобилось немало лет прежде, чем уверенно закрепить свои позиции в репертуаре всех мировых театров. Совет И хотя признание публикой и критиками было получено сразу, он не считался особо уникальным. Только пережив десятилетнее забвение, этот спектакль навсегда войдет в классический балетный репертуар. Дети нашего колледжа не понаслышке знакомы с этим грандиозным балетом — в ноябре 2016 года ученицы 2 6 класса удостоились чести выступить на сцене главного театра города в составе труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Они исполнили танец арапчат и приняли участие в танце Ману. История создания Приступая к написанию либретто, Петипа опирался на подсказки своего соавтора — Сергея Худекова, который был уникальной личностью — юрист по образованию, журналист, критик, историк балета, автор четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов».

Наделенный энциклопедическими знаниями он в нюансах информировал Мариуса Петипа о стилистике и индийском колорите, взяв за основу драму древнеиндийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Однако, историческо-этнографическое правдоподобие постановки было незначительным. Петипа не побоялся ставить балет на сюжет, который уже использовался до него другими балетмейстерами — среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. Он был лишь пятым в этой цепочке. Более того первоисточником стал французский балет «Сакунтала», поставленный Люсьеном Петипа в 1858 году, и, как пишет Ю. К моменту её создания Петипа проработал в России 30 лет, став мэтром и хозяином лучшей в мире труппы.

Он создавал свой шедевр для главного театра страны, Большого Каменного театра, который находился в Санкт-Петербурге. В то время известный Мариинский театр ещё не существовал, а сцена Каменного театра была намного больше, именно поэтому зрелище должно было быть грандиозным. Музыкальная партитура была написана его другом и постоянным соавтором — австрийским композитором, Людвигом Минкусом. Что интересно, в музыке нет ничего индийского или восточного, но было все интересное и современное — галоп, вальс, модные ритмы того времени, ритмичная и удобная музыка для артистов и для публики. Для Мариуса Петипа балерина была центром всего, непреходящей ценностью балета. Именно для балерины он создавал свои творения.

Баядерку Никию он наделил светлым женским образом, который был наполнен теплом. Её танец — это танец преданности и любви. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства. Обратите внимание Благодаря его таланту хореографа создано грандиозное grand pas Солора и Гамзатти с головокружительной техникой прыжков и вращений, поставлено немыслимое количество танцев — сольных, ансамблевых, характерных: танец с попугаями, прикрепленными к плечикам балерин, танец с веерами, танец арапчат. Он также ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени». Одним из таких является то, что сюжет не заканчивается со смертью главной героини.

И хотя она продолжает сюжетную линию всего спектакля, эта сцена может существовать самостоятельно — тот самый тип хореографии, который будут создавать современные деятели балета как, например, Джордж Баланчин и его современники, — настоящий бессюжетный белый балет, который принадлежит 19, 20 и теперь 21 веку. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Петипа поручил главную партию русской балерине. А до этого все главные партии танцевали итальянские балерины. Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу».

Однако в театре подросли новые солисты, желающех расширить свой танцевальный репертуар. Важно Их выбор пал на «Баядерку». В 1900 году Мариус Иванович перенес свой балет на сцену Мариинского театра, где основные партии исполнили: Никия — М. Кшесинская, Солор — П. А в 1904 году балет появился в московском Большом театре благодаря А. Горскому и В.

Несмотря на огромный талант балерин, исполнявших главную женскую роль, до конца раскрыть все возможности, который дает этот балет балерине как актрисе, им не удалось. Только в 1902 году, когда Анна Павлова выйдет на сцену, публика и профессионалы откроют какой невероятный смысл, какая значительность заключена в этой партии. Анна Павлова, нашедшая ключ к баядерке, расскажет о сердечной муке, о том, как баядерка умеет любить, как она превращается в эту магическую таинственную тень. Эта роль открыла Павлову как великую балерину. Еще один интересный факт — это то, что с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике.

Только в 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Когда Чабукиани предложил свою версию, этот спектакль стал не только балеринским, но и роль Солора приобрела новое современное ей звучание. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари лишь изредка исполнялся акт «Тени». И только в 1991 году Юрию Григоровичу удалось оживить этот балет на сцене главного театра Москв — он взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными.

В зарубежных театрах этот балет также существовал только в виде акта «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах. И хотя публика сегодня намного отличается от зрителей, увидевших первую постановку этого спектакля, балет о несчастной любви храмовой индийской танцовщицы и знатного воина Солора в постановке гения хореографии Мариуса Петипа и по сей день остается одним из самых зрелищных и знаменитых балетов в мировой хореографии. Регина Урабаева Сюжет Действие происходит в Индии в древние времена. Главная героиня — баядерка Никия. Баядерки — это индийские танцовщицы, исполняющие ритуальные танцы при храмах. В Никию влюблены двое — знатный воин Солор и священнослужитель Великий брамин.

Читайте также: Айвазовский "одесса ночью" описание картины, анализ, сочинение В первом действии идут приготовления к празднику огня, где Никия исполняет священный танец. Великий брамин признается баядерке в своем чувстве, но она отвергает его. В ожидании Солора Никия не замечает угроз брамина. С наступлением ночи Солор приходит к храму, чтобы предложить возлюбленной побег. Совет Неожиданно на их свидании появляется Великий брамин и, пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. В своем дворце раджа правитель Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает её замуж за Солора.

Солор отказывается, но раджа сообщает, что свадьба состоится очень скоро. Во дворец спешит Великий брамин, чтобы рассказать о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию, тогда брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, её убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Отец Гамзатти решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Их разговор подслушивает Гамзатти. Она знает, что Никия будет танцевать на их свадьбе, поэтому велит привести её к себе, чтобы показать Никии портрет жениха.

На каждого человека составлялся отдельный эскиз. Художник по росписи костюмов Воронежского театра оперы и балета Юлия Бова: — Сейчас в России тамбурных машинок практически нет и очень редко в балетных и любых театрах используется этот материал. Поэтому эти костюмы как музейные экспонаты считаются. У нас в этом спектакле практически каждый костюм в таком формате. То есть тут работы очень много на самом деле и каждый костюм — настоящий шедевр прикладного театрального костюма. Усердно работали над спектаклем и танцовщики театра оперы и балета.

Хореографию поставила заслуженная артистка России Юлианна Малхасянц. Это будет авторская редакция балета, с опорой на классическую хореографию легендарного Мариуса Петипа. В основе — романтическая история любви индийской танцовщицы ритуальных танцев Никии и воина Солора. Прима-балерина Воронежского театра оперы и балета Марта Луцко: — Надо так прочувствовать и станцевать, чтобы все поняли, о чём я танцую, чтобы я сама была довольна своим результатом, как я станцую на премьере. Каждый балет по-своему сложен, «Баядерка» очень тяжелый балет. Для меня это большая честь танцевать его.

Премьер Воронежского театра оперы и балета, лауреат международного конкурса Иван Негробов: — Роль Солора в этом балете очень трудна технически, на выносливость, эмоционально её исполнить не так-то просто.

Партия Никии, одна из сложнейших во всем классическом балетном репертуаре, развивается от отдельных танцевальных фраз в общем ритуальном шествии баядерок первого акта к трагическому монологу, танцу со змеей в третьем акте и восхитительно-прекрасной сцене теней в финале спектакля. В разных своих редакциях этот балет не сходит со сцен крупнейших театров мира. Спектакль дарит зрителю наслаждение кристальной точностью и поэтической одухотворенностью сольного танца, четкостью и изяществом рисунка кордебалета. В Куйбышеве «Баядерка» ставилась трижды: постановщиком спектакля 1960 года был Михаил Михайлов, 1975 — Вахтанг Чабукиани, 1986 — Игорь Чернышёв, чья постановка просуществовала в репертуаре более 20 лет. Краткое содержание Первое действие Молодые воины охотятся на тигра. Храбрый воин Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма.

Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает его любовь. Вместе с другими баядерками Никия даёт факирам воду из священного источника.

Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней. Никия счастлива.

Постановщики

  • Балерины и танцовщики
  • Баядерка — Википедия Переиздание // WIKI 2
  • Баядерка - Самарский театр оперы и балета - спектакли - Кино-Театр.Ру
  • Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет" | WORLD PODIUM
  • Балет «Баядерка» |

Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса

После революции у нового зрителя недавно бывшего императорским театра «Баядерка» вместе с другими «старыми» балетами не вызывала трепета: «Современный зритель слишком культурен, чтобы восторгаться или даже просто переносить терпеливо "Баядерку"»5. В начале. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон. К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире.

Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»

среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете. Сюжет балета построен на восточной легенде о несчастливой любви отважного воина и баядерки. Начо Дуато создает свою версию балета, оставляя в неприкосновенности гениальные хореографические фрагменты, созданные Мариусом Петипа и его последователями, сохранившими «Баядерку» для новых поколений. Баядерка — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.

Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история

Либретто балета Баядерка это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки.
Информация Впервые в жизни возможно из 20 Баядерок музыка этого балета исполнялась с душой.
Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история «Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия.

Состав исполнителей

  • Кто такая баядерка?
  • «Баядерка» (1877)
  • «Баядерка»
  • Похожие новости
  • Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет" | WORLD PODIUM

Возникновение

  • Сейчас читают
  • Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
  • Баядерка (балет) | это... Что такое Баядерка (балет)?
  • Баядерка (балет)
  • Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви

Баядерка (балет)

После постановки «Кащея» с Рейзингером в конце 1874 года был заключён контракт. Обосновавшись в Москве, новый балетмейстер в 1875 году создал два балета: «Стелла» и «Ариадна». В них Рейзингер хотел показать зрителю свои новые методы постановки танцев. Взяв за основу изобразительное искусство античности, Рейзингер стремился применить его в балете и ещё в 1873 году, предполагая поставить в Москве свой одноактный балет «Нарцисс и Эхо», говорил, что «написал балет только в одном акте, опасаясь, по условиям, относящимся до костюмов и танцев древнего времени, в нескольких актах утомить публику». Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки. Он обошёлся дирекции в баснословную по тому времени сумму — 40 тысяч рублей постановка балета «Торжество Вакха» стоила театру всего 800 рублей. Однако эти балеты не стали серьёзным событием. Московская балетная труппа и передовая художественная интеллигенция продолжали поиски новых средств выразительности в танцевальном искусстве, которые и привели к созданию «Лебединого озера», начинающего новый этап в развитии русского и мирового балета. Балет в провинции как самостоятельный вид театрального искусства в этот период прекратил своё существование.

Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет. Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство.

В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства. Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов. Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок.

В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу. Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой.

Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка.

Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи. Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц. Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем.

Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели. Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу. Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей. При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи. Кризис балета продолжался.

Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать. Баядерка согласна, но прежде Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и решает отомстить влюбленным. Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери Гамзатти, что она увидит своего жениха. Воин Толорагва приводит во дворец Солора. Раджа показывает Солору свою красавицу-дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой дочери раджи. Является Великий брамин. Он хочет передать радже тайну. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор. Великий брамин рассказывает радже о клятве Солора Никии. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию.

Сюжет балета, основанный на мотивах древнеиндийского эпоса, сегодня представляется завораживающей восточной сказкой о любви, верности и коварстве. На основе контраста упругих и моторных ритмов и пластически выразительных мелодий Людвига Минкуса балетмейстер развернул психологическую драму главной героини. Партия Никии, одна из сложнейших во всем классическом балетном репертуаре, развивается от отдельных танцевальных фраз в общем ритуальном шествии баядерок первого акта к трагическому монологу, танцу со змеей в третьем акте и восхитительно-прекрасной сцене теней в финале спектакля. В разных своих редакциях этот балет не сходит со сцен крупнейших театров мира. Спектакль дарит зрителю наслаждение кристальной точностью и поэтической одухотворенностью сольного танца, четкостью и изяществом рисунка кордебалета. В Куйбышеве «Баядерка» ставилась трижды: постановщиком спектакля 1960 года был Михаил Михайлов, 1975 — Вахтанг Чабукиани, 1986 — Игорь Чернышёв, чья постановка просуществовала в репертуаре более 20 лет. Краткое содержание Первое действие Молодые воины охотятся на тигра. Храбрый воин Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает его любовь. Вместе с другими баядерками Никия даёт факирам воду из священного источника.

Отныне Никия - лишь призрачная тень, являющаяся во снах безутешному Солору… Без сцены «Теней» — непревзойденного хореографического шедевра Петипа — «Баядерка» могла бы остаться в памяти современников как роскошное театральное представление на модную тему загадочного Востока. Но «Тени» подарили этому балету бессмертие. Танец «теней» завораживает, погружая зрителей в состояние восторженного созерцания неземной красоты. Мудрая простота классического танца ставит это творение Петипа в один ряд с высшими достижениями человечества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий