При выборе метода коррекционного воздействия на различные сферы общества необходимо учитывать политические и экономические факторы. При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать влияние окружающей среды и создавать условия, которые будут способствовать благоприятному воздействию на индивида или группу. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмоциональные переживания, конфронтация и научение. Выбор метода коррекции ответа может оказывать значительное влияние на результаты студентов и на сообщества тестирования.
Какие факторы оказывают влияние на выбор метода коррекционного воздействия?
Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты. Выбор метода коррекционного воздействия является ответственным и сложным процессом, который зависит от множества факторов. К нетрадиционным методам, используемым в коррекционной работе с детьми с отклонениями относятся. Выбор формы, метода, способа работы для специалиста опирается на сочетании множества факторов. Выбор метода коррекционного воздействия зависит от. Коррекционная работа при заикании начинается.
Приемы коррекционной педагогики
Клиенту нужно ежедневно тренироваться в самовыражении. Для этого ему необходимо сначала сформировать эффективный образ «Я», а затем научиться транслировать его через поведение. Психогимнастика Понятие психогимнастики в психокоррекции можно трактовать как «язык тела», так как этот метод социальной психокоррекции относится к методам общения без слов. Психогимнастика развивает социальную перцепцию индивида. Определение психогимнастики как метода коррекции в психологии предполагает использование психологом на занятиях различных упражнений.
Это: упражнения, позволяющие научиться выражать эмоции социально приемлемыми способами; упражнения, формирующие навыки правильной интерпретации невербальных сигналов в процессе коммуникации; психологические этюды; Читайте также Профессиональное выгорание: признаки, причины, как преодолеть, профилактика Игротерапия При практической работе с детьми психологи часто осуществляют психокоррекцию с помощью игровых методов, так как игра является мощным фактором развития личности. Определения разных авторов убеждают в том, что психологическая коррекция средствами игры достигается за счет формирования положительных эмоциональных связей между детьми. Через игру ребенок учится справляться со своими страхами, негативными переживаниями, неуверенностью в себе. Игротерапия является методом психологической коррекции коммуникативных трудностей.
В некоторых случаях целью данного вида психологического воздействия является коррекция нарушений умственного развития детей. По форме организации игровая психокоррекция бывает разной. Это могут быть ролевые, имитационные, театрализованные игры. Принципы игровой психокоррекции и ее ключевые характеристики определяются возрастными особенностями группы, в которой она реализуется.
Арт-терапия Арт-терапия — это исцеление творчеством. Данное направление находится на границе между психотерапией и психокоррекцией, так как применяется в обоих направлениях психологической помощи.
Уровень развития личности: Учитывая индивидуальные особенности каждого человека, необходимо выбрать метод, который будет наиболее эффективным для данного уровня развития личности. Например, для детей используются игровые методы, а для взрослых — методы анализа и саморефлексии.
Возрастная группа: Возраст является важным фактором, поскольку методы коррекционного воздействия для детей отличаются от методов для подростков или взрослых. Например, для детей может использоваться игровая терапия, а для взрослых — психотерапия или психокоррекция. Культурные особенности и ценности: В выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать культурные особенности и ценности, которые могут варьироваться в различных культурах. Например, в некоторых культурах использование физической силы может быть неприемлемым, поэтому более подходящим будет использование методов, основанных на коммуникации и убеждении.
Тип и степень нарушения: Конкретный тип и степень нарушения также играют роль в выборе метода коррекционного воздействия. Например, для лечения психических расстройств могут применяться методы психотерапии или фармакотерапии, в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей пациента. Ресурсы и возможности: Наличие необходимых ресурсов и возможностей также может оказать влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Например, для реализации метода коррекции могут потребоваться специализированные знания, определенное оборудование или финансовые средства.
Социальные компетенции дошкольников. Коммуникационные компетенции детей старшего дошкольного возраста. Компетентности социальных навыков у дошкольников. Формирование социальных компетенций ребенка.
Способы психологического воздействия. Методы психологического воздействия в психологии. Виды психологического влияния. Способы психологического влияния.
Взаимосвязь вторичного и первичного дефекта. Первичный и вторичный дефект по Выготскому. Структура дефекта по л. Первичные и вторичные дефекты развития.
Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Коррекционная работа при моторной алалии. Этапы коррекционной работы при моторной алалии. Этапы работы при алалии.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:. Направления работ по психолого-педагогическому сопровождению. Основные направления педагогического сопровождения. Основные направления психолого-педагогической поддержки педагога.
Комплекс мероприятий это в педагогике. Медико-педагогический комплекс это. Педагогическое мероприятие это. Медицинские мероприятия по устранению нарушений голоса.
Теоретические модели психокоррекции таблица. Теоретические модели психологической коррекции. Направления психологической коррекции. Предприятия влияющие на экологическое состояние Хабаровского края.
Экологическая бизнес сессия. Метод статистического анализа. Методы анализа данных типы показателей. Что относится к методам статистического анализа.
Статистические методы анализа данных. Консультирование схема. Виды психологического консультирования. Какие факторы определяют выбор методов обучения.
Факторы определяющие выбор методов обучения. Какие факторы определяют выбор методов обучения перечислите их. Факторы влияющие на выбор методов обучения. Методы психологического консультирования.
Этапы консультирования психолога. Методы в консультировании психолога. Факторы влияющие на эффективность групповой деятельности. Факторы эффективности групповой работы.
Формальные факторы влияющие на эффективность групповой деятельности. Факторы, влияющие на эффективность групповой работы. Этапы диагностико-коррекционной работы. Основные этапы коррекционной работы психолога.
Этапы реализации коррекционной работы. Этапы проведения психологической диагностики. Направления коррекционной работы с агрессивными детьми. Направления психолого-педагогической коррекции.
Направления коррекционной работы. Направления коррекционной работы с детьми. Факторы влияющие на эффективность дезинфекции. Факторы влияющие на качество дезинфекции.
Факторы определяющие эффективность дезинфекции. Факторы от которых зависит эффект дезинфекции. Факторы влияющие на формирование учебной мотивации. Формирование учебной мотивации школьников.
Факторы влияющие на учебную мотивацию. Методы формирования учебной мотивации.
Возрастная группа: Возраст является важным фактором, поскольку методы коррекционного воздействия для детей отличаются от методов для подростков или взрослых. Например, для детей может использоваться игровая терапия, а для взрослых — психотерапия или психокоррекция. Культурные особенности и ценности: В выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать культурные особенности и ценности, которые могут варьироваться в различных культурах. Например, в некоторых культурах использование физической силы может быть неприемлемым, поэтому более подходящим будет использование методов, основанных на коммуникации и убеждении.
Тип и степень нарушения: Конкретный тип и степень нарушения также играют роль в выборе метода коррекционного воздействия. Например, для лечения психических расстройств могут применяться методы психотерапии или фармакотерапии, в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей пациента. Ресурсы и возможности: Наличие необходимых ресурсов и возможностей также может оказать влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Например, для реализации метода коррекции могут потребоваться специализированные знания, определенное оборудование или финансовые средства. Роль индивидуальных особенностей пациента Когда речь идет о выборе метода коррекционного воздействия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого пациента. Индивидуальные особенности могут включать в себя возраст, пол, физическую и психологическую конституцию, наличие физических и психических заболеваний, а также уровень функционирования различных систем организма.
Основные принципы психологической коррекции
Такие сеансы могут, как реализовываться в реальных условиях, так и носить воображаемый характер. При этом психолог первое время всегда должен находиться вместе с пациентом. Технология метода предусматривает учет личности пациента при назначении программы тренировок. Метод гипнотических воздействий предусматривает создание у пациента состояния неглубокого транса, т.
В результате сознание изменяет ориентацию с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего. Такое измененное состояние сознания вызвано появлением очага возбуждения в коре головного мозга. Образующаяся доминанта подчиняет себе все соседние участки коры, постепенно выключая органы чувств.
Человек «уходит в себя» через поле сужения внимания. Дальнейшая роль гипнотизера сводится к тому, чтобы помочь пациенту как бы со стороны увидеть свои проблемы, но в новом, благополучном освещении. Вопреки существующему житейскому мнению состояние транса не означает потери контроля над собой.
Транс делает доступным более глубокие пласты сознания без потери контроля над собой. Если человек применяет технику фиксации внимания сам к себе, то этот процесс носит название медитации.
Влияние возраста на выбор метода коррекционного воздействия В детском возрасте основным фактором, влияющим на выбор метода коррекционного воздействия, является период развития. В раннем возрасте, дошкольном и младшем школьном возрасте, главная задача — создать условия для стимуляции всех аспектов развития ребенка. В таких случаях используются методы ранней коррекции и комплексного подхода, включающие в себя комплекс развивающих занятий, игр и упражнений, направленных на активизацию всех сфер развития. Подростковый возраст представляет собой период изменений и поиска собственной идентичности. В этом возрасте особенно важным становится индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей и интересов подростка. При выборе метода коррекционного воздействия учитывается доминирующая сфера развития и проводятся индивидуальные занятия, направленные на развитие конкретных навыков и способностей. Взрослый возраст предполагает более широкий спектр возможностей для коррекционного воздействия.
Здесь акцент делается на практической значимости и приобретении новых навыков для самостоятельной жизни и социализации. Важным фактором становится также учет психологических особенностей конкретного взрослого и сопряженных заболеваний или ограничений. Таким образом, возраст оказывает значительное влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Индивидуальные особенности каждого человека в сочетании с возрастом позволяют определить наиболее эффективный метод работы с особенностями в развитии и прогнозировать результаты коррекционного воздействия. Роль семьи в выборе метода коррекционного воздействия Влияние семьи на методы коррекционного воздействия Семейная атмосфера и взаимоотношения внутри семьи имеют непосредственное влияние на выбор и применение методов коррекционного воздействия на ребенка.
Значимость события при выборе метода коррекции ответа Серьезность последствий: Если событие имеет серьезные последствия или может нанести ущерб, особенно важно выбрать эффективный метод коррекции. Важность события: Если событие относится к важной области, например, критической инфраструктуре или решению важных проблем, требуется особое внимание к выбору метода коррекции.
Частота возникновения: Если событие имеет высокую частоту возникновения, то выбор метода коррекции может оказать существенное влияние на общую эффективность системы. Принципиальность события: Если событие порождает фундаментальные вопросы или угрожает основам системы, выбор метода коррекции должен быть максимально обоснованным и основываться на анализе рисков. Значимость события является важным фактором при выборе метода коррекции ответа, так как позволяет определить необходимость и масштабы коррекционного воздействия. Правильный выбор метода коррекции помогает минимизировать риски и обеспечить эффективную работу системы. Индивидуальные особенности пациента при выборе метода коррекции ответа При выборе метода коррекции ответа важно учитывать индивидуальные особенности каждого пациента. Каждый человек уникален и может иметь различные физические и психологические особенности, которые могут влиять на выбор оптимального метода коррекции ответа. Одним из факторов, который нужно учесть, является возраст пациента.
У детей могут быть особенности развития и обучения, поэтому необходимо выбирать методы, которые подходят именно для данной возрастной группы. Для взрослых пациентов могут быть другие факторы, такие как наличие хронических заболеваний или физических ограничений, которые должны быть учтены при выборе метода коррекции. Кроме того, психологические особенности пациента также могут играть важную роль при выборе метода коррекции ответа.
Маслоу, К. Роджерса, А. Адлера, в психологической практике представлен клиент-центрированной терапией, применительно к детям — терапией, центрированной на ребенке, или терапией отношений. Практика игротерапии в рамках клиент-центрированного подхода отражает главные этапы исторического развития теоретических оснований ее использования. Можно обозначить три основных этапа развития клиент-центрированной терапии — от «недирективной» до терапии, центрированной на чувствах и переживаниях.
Первый этап— недирективной психотерапии 1940— 1950 — этап формулирования К. Роджерсом основных принципов терапевтической работы. Главными принципами стали установление между терапевтом и клиентом отношений недирективного типа и предоставление клиенту возможности свободно и самостоятельно исследовать проблемную ситуацию, изменяя свои взгляды и поведение. Терапевтические отношения недирективного типа строились как отношения, укрепляющие чувство безопасности и надежности, отношения, в которых терапевт, взаимодействуя с клиентом в недирективной безоценочной манере, то есть не навязывая своих оценок, советов, мнений выслушивает клиента, демонстрирует его принятие и тем самым создает благоприятные условия для его самостоятельного волевого решения. Второй этап — этап «терапии, вербализующей чувства 1950—1967 — отражает стремление К. Роджерса найти психологические средства, позволяющие оптимизировать процесс поиска клиентом решения проблемной ситуации. Такими средствами стали реализация терапевтом принципа эмпатического принятия клиента и поведения рефлексивно-вербализующего типа. Принцип эмпатического принятия клиента включает три базисных компонента: безусловное принятие клиента и эмоциональная теплота по отношению к нему; эмпатия как понимание чувств и переживаний клиента и сопереживание им; подлинность и конгруэнтность терапевта в процессе коммуникации с клиентом.
Принцип эмпатического принятия обеспечивает наиболее благоприятные условия для самоисследования и самопознания клиента. Фокусом исследования выступают чувства, переживания и эмоциональные состояния клиента. Главная задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать эти чувства, увидеть их взаимосвязь с трудностями поведения и общения и выработать конструктивные способы преодоления конфликтных и проблемных ситуаций. Могущественным средством психологической помощи клиенту становится вербализация терапевтом чувств и переживаний клиента по типу эмпатического или «активного» слушания. Третий этап развития клиент-центрированной терапии характеризуется дальнейшим поиском средств и условий оптимизации терапевтических отношений для повышения эффективности терапии. Итогом этого поиска стала дальнейшая разработка техник конгруэнтной коммуникации, включающих помимо эмпатического слушания конфронтацию, метод разрешения конфликтных ситуаций. Применительно к практике работы с детьми усиленно разрабатывается игровая терапия [95; 212] и семейная терапия, где в центре внимания оказываются детско-родительские отношения и способы коммуникации. В теории и практике игровой терапии, основанной на идеях клиент-центрированной терапии, мы находим реализацию всех указанных выше принципов и требований.
В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной самореализации и саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие неблагоприятных средовых условий либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими и, в первую очередь, с родителями и близкими взрослыми. Отношение и связь с другим человеком составляет необходимое условие личностного развития. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет для него, по мнению сторонников недирективной терапии, единственную возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым. Таким образом, игра является эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач, что позволяет рекомендовать игротерапию к использованию во всех детских учреждениях и коллективах. В то время как представители психоаналитического подхода связывают коррекционные возможности игры с ее символическим характером, сторонники недирективной, центрированной на ребенке терапии главное значение придают практике реальных взаимоотношений ребенка и взрослого в процессе игры.
Взрослый в игротерапии реализует как бы «двойную функцию»: выступая в качестве «идеального родителя», терапевт посредством эмпатического принятия обеспечивает ребенку переживание чувства самоценности и облегчает самопринятие; выступая в качестве партнера по игре, терапевт открывает возможности приобретения нового позитивного опыта равноправного сотрудничества и кооперации, где каждый участник взаимодействия имеет свободу выбора поступка и право принятия на себя ответственности. Принципиально новый характер и содержание отношений между ребенком и взрослым уничтожают традиционную для нашей системы воспитания дистанцию между ними и в значительной степени приводят к возрастанию социальной компетентности ребенка. Как указывает Д. Эльконин, трудности поведения, которые подвергаются коррекции этого вида терапией, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, — именно поэтому практика отношений нового типа со взрослыми может быть выделена из практической деятельности по установлению и построению этих межличностных отношений. Оптимальной формой для моделирования, исследования этих отношений и ориентировки в них является ролевая игра, позволяющая объективировать их в материализованной форме в виде игровых действий и выполнения ролей, в форме, наиболее благоприятствующей разрешению проблемной ситуации, стоящей перед ребенком. Одной из центральных линий развития дошкольного возраста является «децентрация» Ж. Пиаже как преодоление жестко фиксированной познавательной позиции по отношению к предметному миру и миру социальных отношений и переход к учету и соотнесению многообразия позиций, мнений и точек зрения по отношению к объекту или событию. Эгоцентрическая, т.
Игра, по мнению Д. Эльконина, — это «деятельность, преодолевающая эгоцентризм». Ее основное противоречие — "вся во власти желаний", следовательно, максимально эгоцентрическая, но вместе с тем и преодолевающая эти желания. Подстановка вместо одних желаний других — не своих» [183, с. Главным механизмом, обеспечивающим преодоление эгоцентризма в игре, является принятие ребенком роли и выполнение ее. Основная функция ролевой игры состоит в преодолении «центрации» за счет предоставления ребенку широкой практики изменения позиции в игре. Развитие у ребенка способности к более эффективному разрешению проблемных ситуаций за счет децентрации, то есть умению увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения, выделить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации, повышает степень его социальной и когнитивной компетентности. Ролевая игра предоставляет существенные возможности для организации условий эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации ребенка.
Объяснительным принципом генезиса и развития психологических новообразований в отечественной психологии выступает закон интериоризации, выступающий в виде закона развития высших психических функций у Л. Выготского и закона планомерно-поэтапного формирования действия у П. Психологическое содержание интериоризации составляет переход от внешних форм действия к внутренним через ряд последовательных преобразований. Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия. По мнению Л. Выготского, процесс формирования внутреннего плана действия представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов. С другой стороны, внутренний план действий возникает только там и тогда, где возникает необходимость ориентировки на действие другого человека, результат этого действия в условиях совместной деятельности при наличии общей цели [183]. Ролевая игра в ее индивидуальном, а тем более — групповом варианте, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности [183, с.
Отражение и вербализация психологом чувств ребенка в соответствии с принципом «конгруэнтной коммуникации» объективирует эти чувства для ребенка, позволяя осознать их и посредством этого выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций и событий, то есть сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа ее разрешения. Отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирование реальных, значимых для него межличностных отношений дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности. При организации коррекционной работы предпочтение, как правило, отдается групповым формам игровой коррекции. Более того, подавляющее большинство теоретиков и практиков игровой терапии настаивают на проведении групповых занятий. Психологический смысл этого обстоятельства связан с той ролью, которую имеют игровые и реальные отношения детей в игре. Как указывал Д. Эльконин, в игре есть два центра: 1 взрослый и «идеальная форма» развития; в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и 2 общение детей друг с другом, их реальная связь. Если значение отношений «ребенок — общественный взрослый», то есть значение собственно игровых отношений, достаточно полно проанализировано в психологической литературе, то значение реальных отношений еще только предстоит выявить.
Вместе с тем в исследовании С. Карповой и Л. Лысюк [69] представлена модель соотношения реальных и игровых отношений детей в игре и их роли для психического развития ребенка. Авторы полагают, что функция игровых отношений состоит в ориентировке в системе социальных смыслов, мотивов, норм и правил. Отсюда становится понятной необходимость существования двух центров в детской коррекционной игре. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функция отношений между сверстниками определяется необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий. Игровая комната. Ее оборудование Успешность коррекционной работы в значительной мере определяется организацией необходимых условий проведения игровой терапии и, в первую очередь, специально оборудованным для игровых занятий помещением.
Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить: возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами например, «салочки», «жмурки», «прятки» , игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой; возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий; физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях. В игровой комнате должна быть исключена либо сведена к минимуму угроза физическому здоровью и безопасности детей. Для обеспечения личностной безопасности — чувства комфорта и отсутствия тревожности — участники игровых занятий должны иметь возможность уединения и «интимизации» своей деятельности, пространственного отделения от участников группы и психолога, ведущего игровые занятия, при желании в любой момент изменить позицию участия в игре — от активного участника до позиции наблюдателя за игрой сверстников. Предоставление ребенку свободы выбора характера своего участия в игре, права самому определять и регулировать формы игровой активности обеспечивают чувство его безопасности и являются важным условием формирования способности регулировать свою деятельность. И наконец, в игровой комнате должна быть атмосфера уюта, комфорта, что стимулирует творческую активность ребенка, обеспечивает условия для свободного самовыражения личности. Размеры игровой комнаты должны быть таковы, чтобы в зависимости от числа участников обеспечить всем детям возможность свободно взаимодействовать друг с другом и в то же время возможность в любой момент перейти к индивидуальной игре. Слишком маленькие размеры комнаты создают тесную пространственную близость участников занятий и вызывают фрустрацию и возбуждение. Кроме того, небольшие размеры комнаты не позволяют создать необходимые для эффективной работы зоны игр — для сюжетно-ролевой игры с куклами, для подвижных игр с правилами и игр-упражнений на релаксацию, для занятий изобразительной деятельностью.
Напротив, если комната слишком велика, она провоцирует неорганизованную, нецеленаправленную активность ребенка — бегание, прыжки, лазание, крики и т. Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает: шкафы с открытыми и закрытыми полками для игрушек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, хранения документации и методических материалов психолога; длинный низкий вытянутый стол с расположенным на нем кукольным домом для игры «в семью»; круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком, для занятий рисованием и лепкой если нет круглого стола, то его с успехом можно заменить двумя сдвинутыми столами, расположенными таким образом, чтобы дети размещались лицом друг к другу для облегчения кооперации и сотрудничества , небольшой стол для психолога, детские стулья и стул для психолога, большая доска с мелом на стене, раковина с водой, ковер на полу. Желательно иметь также большое зеркало на стене, которое в случае необходимости можно задернуть занавеской.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена. Выбор подходящего метода коррекционного воздействия является важной задачей при работе с различными проблемами и нарушениями. Факторы и условия, влияющие на эффективность коррекционной работы. Какие факторы оказывают влияние на выбор метода коррекционного воздействия в ответ.
Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в процессе решения проблем
Готовность клиента к сотрудничеству. Профессиональный и личностный опыт психолога. По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее: - оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов.
Необходимо учитывать доступные возможности для реализации выбранного метода. Совместная работа с родителями и педагогами Взаимодействие с родителями и педагогами является неотъемлемой частью коррекционного процесса. При выборе метода воздействия необходимо принять во внимание их мнение и готовность к сотрудничеству. Учитывая все вышеуказанные факторы, можно принять взвешенное решение и выбрать оптимальный метод коррекционного воздействия, который будет наиболее эффективным для каждого конкретного случая.
Специфика задачи и целевая аудитория При выборе метода коррекционного воздействия необходимо принимать во внимание специфику конкретной задачи и особенности целевой аудитории. Каждая задача может иметь свои уникальные особенности, требующие специального подхода. Одним из факторов, влияющих на выбор метода, является характер проблемы, с которой сталкиваются пользователи. Некоторые задачи могут требовать быстрого решения и оказания помощи в кратчайшие сроки. В таких случаях может быть применен метод экстренного коррекционного воздействия, который позволяет быстро и эффективно решить проблему. Другая задача может быть более сложной и требовательной. В таких случаях может потребоваться детальное изучение проблемы и анализ целевой аудитории.
Например, если целевой аудиторией являются школьники с особыми образовательными потребностями, то необходимо выбрать метод коррекционного воздействия, который соответствует их возможностям и учитывает особенности их состояния. Также важно учитывать социальные и культурные особенности целевой аудитории. Разные группы людей могут иметь различные предпочтения и традиции, поэтому необходимо выбирать метод коррекционного воздействия, который будет адаптирован под их потребности.
Кадровая доступность Метод должен быть доступен в плане наличия квалифицированных специалистов. Если для применения метода требуется определенная квалификация или подготовка, но таких специалистов нет или их наличие крайне ограничено, то метод не будет доступен для выбора.
Временная доступность Метод должен быть доступен временно и в нужный момент. Некоторые методы коррекционного воздействия имеют ограниченное время применения или имеют определенный временной режим например, регулярные занятия по методу. Доступность метода воздействия важна, так как если метод не доступен, то его невозможно применить, несмотря на его эффективность и потенциальную пользу. Эффективность и длительность воздействия Выбор метода коррекционного воздействия существенно зависит от его эффективности и длительности. Эффективность метода воздействия означает, насколько успешно он приводит к нужным изменениям и достигает поставленных целей.
Когда оценивается эффективность, учитываются различные факторы, такие как степень улучшения поведения или развитие необходимых навыков у человека с особыми потребностями. Длительность воздействия определяет, насколько продолжительно нужно применять метод для достижения устойчивого результата.
Методика основана на обучении матери проявлению заботы и нежных чувств в отношениях с ребенком. Детско-родительские отношения становятся гармоничными, так как в ходе работы с семьей психолог обучает родителей бесконфликтному поведению, отказу от негативных эмоций в решении вопросов воспитания детей. Имаго метод Имаго метод направлен на преодоление внутренних барьеров человека, коррекцию фобий.
Данный вид психологической коррекции формирует у клиента эффективные формы поведения. Клиенту нужно ежедневно тренироваться в самовыражении. Для этого ему необходимо сначала сформировать эффективный образ «Я», а затем научиться транслировать его через поведение. Психогимнастика Понятие психогимнастики в психокоррекции можно трактовать как «язык тела», так как этот метод социальной психокоррекции относится к методам общения без слов. Психогимнастика развивает социальную перцепцию индивида.
Определение психогимнастики как метода коррекции в психологии предполагает использование психологом на занятиях различных упражнений. Это: упражнения, позволяющие научиться выражать эмоции социально приемлемыми способами; упражнения, формирующие навыки правильной интерпретации невербальных сигналов в процессе коммуникации; психологические этюды; Читайте также Профессиональное выгорание: признаки, причины, как преодолеть, профилактика Игротерапия При практической работе с детьми психологи часто осуществляют психокоррекцию с помощью игровых методов, так как игра является мощным фактором развития личности. Определения разных авторов убеждают в том, что психологическая коррекция средствами игры достигается за счет формирования положительных эмоциональных связей между детьми. Через игру ребенок учится справляться со своими страхами, негативными переживаниями, неуверенностью в себе. Игротерапия является методом психологической коррекции коммуникативных трудностей.
В некоторых случаях целью данного вида психологического воздействия является коррекция нарушений умственного развития детей. По форме организации игровая психокоррекция бывает разной.
Факторы, определяющие эффективность психокоррекции
Каждый метод может быть эффективен только в том случае, если он соответствует поставленным целям и задачам. Например, если целью является развитие коммуникативных навыков, то метод коррекционного воздействия должен быть ориентирован на их развитие и улучшение. Наконец, выбор метода коррекционного воздействия зависит от квалификации и опыта специалиста. Разные методы требуют разных навыков и знаний. Компетентный специалист должен обладать знаниями о различных методах и уметь адаптировать их под конкретные потребности каждого случая. Методики коррекционного воздействия: что влияет на выбор?
Особенности ребенка: Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности развития и обучения. При выборе методики необходимо учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка. Некоторым детям помогает визуальная методика с использованием картинок и диаграмм, другим — более активные методы с большим количеством движения. Цели коррекционного воздействия: Каждая методика имеет свои цели и направленность. Некоторые методики направлены на развитие речи, другие — на развитие мелкой моторики и координации движений.
Правильный выбор методики зависит от конкретных целей, которые ставятся перед ребенком.
Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода терапии рисованием дает лишь неустойчивый, кратковременный эффект. Освободив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время этот же ребенок может обратиться к вам, но уже с новым страхом, например, высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, которые вызывают страхи и фобии в этом случае работа с оптимизацией детско-родительских отношений , позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития. Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин сложностей и отклонений в развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах отечественных психологов. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии его личности. Коррекционное влияние всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласовывает требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости конкретной личности. Нормативность развития следует понимать как последовательность изменения возрастных периодов, стадий онтогенетического развития. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка. Коррекционная программа не может быть обезличенной или унифицированной. Напротив, она должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации и утверждения самости. Принцип комплексности методов психологического воздействия закрепляет необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется важнейшей ролью людей из ближайшего круга общения в психическом развитии ребенка. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления является основным компонентом социальной ситуации развития, определяют зону ближайшего развития. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно и в единстве с ними.
То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений.
Эльконина, данный принцип считается главным принципом для всей коррекционной работы, потому что ее результативность находится в зависимости от комплексности, глубины предыдущей диагностической работы. Результаты диагностического исследования являются основополагающими для планирования и проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий [5].
Подобная диагностика носит комплексный характер, она требует применения системы взаимосвязанных психологических методик, направленных на изучение различных сторон психического развития ребенка, его познавательной деятельности, личности, общения и деятельности. При этом важное значение имеют методики, сконструированные по типу естественного эксперимента путем моделирования реальной деятельности в группах и парах, применения игровых диагностических процедур, использования групповых дискуссий. Реализация комплексного подхода в психологической диагностике предполагает также изучение семьи и семейного воспитания ребенка, определение психологических проблем его семьи.
Диагностика психологических факторов риска нарушений развития осуществляется с помощью биографического метода, позволяющего восстановить весь ход психического развития ребенка в жизни его семьи. Диагностика как начальный этап психологической коррекции требует учета принципа активности участников коррекционных мероприятий. Это значит, что все диагностические процедуры являются личностно мотивированными для всех участников исследования, диагностика таким образом превращается в самодиагностику, когда ее участники ставят перед собой задачи анализа своих психологических черт и определение целей и путей совершенствования, поэтому в диагностике широко применяются проективные опросники, самоотчеты, дневниковые записи, проективные сочинения, рисунки с последующим обсуждением всех деталей с их автором.
Диагностика и коррекция осуществляется практически одновременно на всех этапах работы, поэтому коррекционные приемы являются одновременно и приемами диагностики, и самодиагностики участников коррекционной работы. Психологический диагноз ставится на основе результатов наблюдения за ребенком в процессе различных видов его деятельности и взаимодействия в образовательносм пространстве. Важно сочетать тестовые методы с методиками наблюдения.
Принцип нормативности развития отражает суть нормативности как последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий, отличающихся своей динамикой и содержанием. Данный принцип предполагает учет социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и личностных новообразований психического развития клиентов. Индивидуальная норма выступает в качестве основы составления программы индивидуального развития.
Принцип личностного подхода К. Роджерс, 1931 выступает в качестве подхода к клиенту как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей, поэтому в коррекционной работе учитывается прежде всего не изолированная психическая функция, а личность в целом. Иерархический принцип, или принцип коррекции «сверху вниз», акцентирует внимание на завтрашнем дне развития, создании «зоны ближайшего развития» Л.
В данном принципе проявляется опережающий характер коррекции, нацеленность на формирование психологических новообразований. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер. Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и тренировку имеющихся психологических способностей и подкрепление желательных форм поведения М.
Формирование чувственного образа позитивного характера через слуховые, зрительные или другие виды представлений способствует появлению и доминированию позитивных психических состояний, мобилизации внутренней энергии. Аналогичное влияние оказывает мысленно произнесенное или озвученное слово в виде команд и утверждений, относящихся к самому себе. Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами и многое другое. Метод группового тренинга - это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но все они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Метод опирается на социальную составляющую личности, подчиненную сфере общественных интересов, ценностей, правил и норм поведения.
Чем больше индивид включен в общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога. Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др. При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач. Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т.
Метод нейролингвистического программирования НЛП. Прежде всего, о самом названии.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия? Правильный подход к выбору метода ответ!
Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности. Каждый человек уникален, и его индивидуальные характеристики могут существенно влиять на выбор метода коррекции. Одной из основных личных особенностей, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия, является тип личности. По психологической классификации, существует несколько типов личностей: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждый тип личности имеет свои особенности, и для каждого из них может быть предпочтительным определенный метод коррекции. Например, для сангвиника, который характеризуется высокой активностью и энергичностью, могут быть эффективными методы, основанные на физической активности. Такие методы помогут сангвинику снять излишнюю энергию и концентрироваться на задачах. В случае с холериком, который обладает сильным нравом и тенденцией к конфликтам, может быть предпочтительным метод коррекции, основанный на психологической работе с негативными эмоциями и агрессией. Такой подход позволит холерику научиться контролировать свое поведение и разряжать накопившуюся внутреннюю напряженность.
У флегматика, характеризующегося инертностью и пассивностью, может быть предпочтительным метод коррекции, ориентированный на мотивацию и активизацию. Флегматику будет полезно получать поощрение и постоянную поддержку в процессе воспитания и коррекции. Наконец, у меланхолика, который часто страдает от депрессии и тревоги, может быть эффективным метод коррекции, включающий в себя работу с эмоциональным состоянием и психотерапию.
Готовность клиента к сотрудничеству. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. Профессиональный и личностный опыт психолога.
Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции. По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога быстрое и эффективное воздействие , так и к качеству коррекционной работы. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.
Предотвращение утомляемости у учащихся — использование совокупности разных методов и средств, которые обеспечивают чередование видов деятельности и предотвращают утомляемость, например, чередование практической и умственной деятельности, представление детям учебного материала небольшими «порциями», использование во время уроков красочного и интересного дидактического материала и наглядностей. Использование приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие письменной и устной речи, формирование необходимых учебных навыков. Проявление в работе с детьми педагогического такта — подразумевает постоянное поощрение детей за проявленные успехи в учебе и развитии, оказание своевременной и тактической помощи учащимся, развитие в них веры в собственных возможностях и силах. Успешность коррекционной работы и повышение качества коррекционного обучения, достигается посредством опоры на следующие принципы: Принцип динамичного развития Принцип продуктивной обработки учебного материала и информации.
Принцип развития и корректировки высших психических процессов и функций Принцип повышения мотивации к процессу обучения Проведение коррекционной работы требует от педагога соблюдения ряда требований: Исключение из работы методов принуждения, основной упор на приемы активизации работы учащихся посредством свободного выбора деятельности, выполнения наиболее привлекательных для ребенка заданий и творческих работ.
Психологическая коррекция является одним из важнейших направлений практической деятельности психолога. Она представляет собой деятельность, которая направлена на исправление тех особенностей развития ребенка, не соответствующих оптимальной модели. Кроме того, психологическая коррекция дает возможность сформировать у ребенка качества, необходимые для повышения его социализации и адаптации к меняющимся условиям жизни и деятельности.
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. Цель Психологическая коррекция понимается как целенаправленное психологическое воздействие. Она реализуется в различных областях человеческой практики, осуществляются психологическими средствами и направлена в основном на исправление отклонений в развитии.
Выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: 1. Оптимизация социальной ситуации развития. Формирование возрастно-психологических новообразований. В зависимости от выбора теоретической модели психического развития существуют и другие точки зрения на причины отклонений и трудностей в развитии личности.
Причины могут усматриваться в нарушении внутренних структур личности или в дефицитарной искаженной среде. Отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности ребенка и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения за счет обогащения и изменения среды и научения его новым нормам поведения психоанализ, бихевиоризм. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами: 1.
Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.
На выбор методов обучения оказывает влияние
Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать влияние окружающей среды и создавать условия, которые будут способствовать благоприятному воздействию на индивида или группу. Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. На коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов использую не сами животные, а их образы и символы. На выбор метода коррекционного воздействия могут влиять такие факторы, как возраст, пол, интеллектуальные способности, эмоциональная устойчивость и многие другие.
Что определяет выбор метода коррекционного воздействия? Подход к выбору метода ответа
Выбор метода коррекционного воздействия является ответственным и сложным процессом, который зависит от множества факторов. Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. Данный принцип задает способы коррекционных мероприятий путем организации соответствующих видов деятельности. так это и общая методология, которой придерживается педагог-коррекционщик. Особо следует остановиться на выборе методов и техник коррекционного воздействия.