Концепция развития в понимании БРИКС тесно связана с экономическим ростом и созданием инфраструктуры в рамках непрерывного и устойчивого процесса, а НБР служит дополнительной поддержкой для достижения соответствующих целей. Хотя дедолларизация не является как таковой целью БРИКС, он активно наращивает взаиморасчёты в национальных валютах, что не может бесследно пройти для США. При этом в будущем БРИКС и вовсе планирует создать собственную платежную систему. Цель группы БРИКС (BRICS) — коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счет активного сотрудничества друг с другом. Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС – хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал.
БРИКС не отказывается от создания единой валюты, заявили в МИД России
Реальную действующую группу стран БРИКС необходимо отличать от концепции БРИК, созданной в рамках исследований Goldman Sachs под руководством Джима О’Нила в начале 2000-х. Вступление в БРИКС Египта – «законодателя мод» в арабском мире – может подтолкнуть другие арабские государства, допускает Бочаров. Если БРИКС создаст для стран альянса единую цифровую валюту, это будет иметь далеко идущие последствия для мировой экономики. Что такое БРИКС, для чего была создана эта организация и чем она занимается, каков список стран входящих в БРИКС на 2024 год и чем эти станы отличаются от других. На саммите БРИКС 2015 года в России министры стран БРИКС инициировали консультации по созданию платежной системы, которая стала бы альтернативой системе SWIFT. Россия, как сообщается, открыто заявила, что БРИКС в настоящее время обсуждает с членами ныне этой весьма влиятельной организации создание своего собственного ответа на SWIFT.
Может быть интересно
- БРИКС ждёт пополнение. Кого Россия, Китай и компания примут в свой экономический блок
- Что такое БРИКС и какие цели у этого альянса | TV BRICS, 19.01.23
- Для чего на самом деле могли создать союз БРИКС | Путин сегодня
- Расширение БРИКС
- БРИКС: мечты о переустройстве мира и реальные перспективы
Страны БРИКС
Часть этих стран благодаря своему региональному влиянию, экономическому потенциалу, размеру территории и численности населения по праву претендуют на то, чтобы надолго войти в ареал деятельности БРИКС.
Эти новые друзья могли бы стать наблюдателями в тех или иных форматах взаимодействия и таким образом вовлекаться в планы и мероприятия группы. Согласно условиям декларации саммита, «параллельная встреча является возможностью для лидеров Африки и БРИКС обсудить пути укрепления сотрудничества между странами БРИКС и африканским континентом» [5]. В ходе шестого саммита 16 июля 2014 года в городе Бразилиа состоялась вторая встреча в таком формате с лидерами стран Южной Америки «с целью развития сотрудничества между БРИКС и Южной Америкой» [8]. На наш взгляд, практики «аутрич» позволили БРИКС найти важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы», которые формируются в современном мире.
Примечательно, что ключевую роль в этих процессах играют региональные лидеры, которыми являются все государства - члены БРИКС, а формат «аутрич» позволяет им расширять и развивать новые внешние связи, тем самым укрепляя и свои позиции. Ситуация качественно изменилась в марте 2017 года, когда министр иностранных дел Китая Ван И предложил пересмотреть контуры БРИКС и подключить к партнерству крупные развивающиеся экономики. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями. С нашей точки зрения, цель китайской инициативы была направлена на то, чтобы сделать БРИКС более влиятельной платформой для сотрудничества по линии Юг-Юг, позиционировать группу как «точку пересечения» между «Большой двадцаткой» «G20» , куда входят члены БРИКС, и другими развивающимися странами. Общеизвестно, что эти две страны уже подали заявки на вступление в группу.
Стоит отметить, что приглашение Пакистана и Шри-Ланки может встретить сопротивление со стороны Индии. При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов. Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах. Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы. Далее наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления.
Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений. Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы.
Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана. Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки». Но в мае 2018 года США вышли из «сделки» и восстановили санкции против Ирана в одностороннем порядке. Тем не менее это не стало существенным препятствием росту экономики страны, о чем свидетельствуют цифры, и страна имеет необходимые показатели, чтобы претендовать на вступление в БРИКС.
Алжир имеет наименьший объем ВВП среди стран - претендентов на вступление в БРИКС, но потенциал этой страны на интеграцию в группу не меньше, чем у остальных, если учитывать другие факторы, такие как геополитическое положение и статус Алжира на африканском континенте. ВВП и количество населения этой страны были значительно ниже в сравнении с другими членами БРИК, но это не стало препятствием вступления ЮАР в группу при наличии других, не менее важных показателей. Говоря об Алжире, необходимо подчеркнуть отсутствие в первую очередь внешнего долга [19], а также то, что это нефтяная и газовая страна с огромным запасом полезных ископаемых и редкоземельных металлов.
Бразилия и Индия стараются и вовсе воздерживаться от политических заявлений, предпочитая делать акцент на экономическом сотрудничестве.
Хотя эти заявления и вызвали гнев в Киеве и Вашингтоне, они далеки от союзнических в отношении России, которая хотела бы услышать аргумент в пользу признания всех новых российских территорий. Еще одним малоприятным инцидентом стала дискуссия, развернувшаяся накануне саммита в ЮАР, по вопросу обеспечения неприкосновенности Владимира Путина и признания вердикта Международного уголовного суда об аресте президента России. Трудно себе представить, чтобы одна из стран G7 вела подобные дебаты относительно визита президента США или премьера Великобритании. На саммите обсуждался украинский конфликт, но в самых общих чертах.
Таким образом, участие в БРИКС может способствовать нормализации отношений между его участниками, но не гарантирует политической поддержки его членов при конфликте с Западом. В этом случае пока не приходится говорить о влиянии БРИКС на мировую политику, поскольку организация старается избегать внешнеполитических позиций, которые резко противоречили бы западной платформе. И тем более предполагать, что организация в ближайшей перспективе предложит некий новый миропорядок. Однако сам факт геополитической альтернативы в сумбуре многополярности — уже немало.
Альтернатива нам неизвестна, понимания нет и примеров тоже за последние сто лет. Мы не можем описать новый мировой порядок, пока он не сформировался. Но, наверное, дело не столько в деньгах, сколько в политических отношениях. В России любят побухтеть на тему того, что условный Казахстан ведет переговоры с условным Китаем по вопросам сотрудничества.
При этом все прекрасно понимают, что от России Казахстан никуда не денется. Но все хотят альтернативы. Вести диалог с тем же Западом, будучи на позиции тех, кто уже опирается на какую-то альтернативную структуру, делает страны менее уязвимыми», — считает Тимофей Бордачев, доктор политических наук, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД. Экономика анти-про-Запад Страны БРИКС также не ставят перед собой задачи обособления от мировой экономики и построения собственного независимого экономического контура по примеру советского блока.
А резкая переориентация российского экспорта с Запада на Восток в течение последнего года связана с санкциями, а не с экономическими интересами. Более того, страны организации зачастую становятся конкурентами в борьбе за западные инвестиции и рынки. Например, идет процесс переноса западных производств из Китая из-за роста издержек на оплату труда в Индию, Индонезию и Вьетнам. Экономические претензии большей части стран БРИКС к Западу строятся на почве критики неравенства в торгово-экономическом партнерстве и призывах отказаться от протекционизма и возводимых западными странами искусственных барьеров в торговле.
Эти государства не оставляют надежды обыграть западные страны, играя на их поле, по их правилам и под их же судейством. Успехи либо обгон в развитии — все это повод для всяческих препятствий и сдерживания, что ни к чему хорошему не приведет», — заявил он. Под «зажимом» наверняка подразумевались ограничения, наложенные на экспорт китайской высокотехнологической электроники, и санкции США, под которые подпали передовые процессоры и оборудование для их производства, а также недавний указ президента США Джо Байдена о запрете американских инвестиций в Китай в производство полупроводников и микроэлектроники, квантовые информационные технологии и системы искусственного интеллекта. Москва занимает иную позицию и считает, что договориться с Западом о справедливом экономическом взаимодействии вряд ли получится.
Он их устраивает, он выгоден им. Они пытаются подменить систему международного права собственным так называемым порядком, основанным на правилах, которых никто не видел, правилах, используемых, надо сказать, в корыстных целях и меняющихся в угоду текущей политической конъюнктуре когда угодно и как угодно в соответствии с интересами отдельных стран. По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке, кстати, не так уж хорошо выглядящий, и современные колонизаторы, прикрываясь благими лозунгами демократии, прав человека, стремятся решать свои проблемы за чужой счет, продолжая беззастенчиво выкачивать ресурсы из развивающихся стран», — сказал Путин в обращении к участникам саммита. Позиция Пекина понятна, но все же странно было бы предположить, что Вашингтон однажды заявит: «Окей, я был неправ, опережайте нас в области передовых технологий, а мы, со своей стороны, поможем вам, предоставив свои инвестиции и свой внутренний рынок».
Еще во время 14-го саммита БРИКС, прошедшего в онлайн-формате в июне прошлого года, Владимир Путин предложил подумать над созданием единой валюты клуба, оговорившись, что «это сложный вопрос, но мы так или иначе будем двигаться к этому решению». Однако по итогам саммита в ЮАР страны лишь заявили, что намерены способствовать «укреплению корреспондентских сетей банковских отношений между странами БРИКС и возможности расчетов в местных валютах». Недостаток расчетов в национальных валютах ярко проявился при торговле России с Индией. Имея торговый профицит, Москва накопила на банковских счетах большое количество рупий, которые сложно потратить из-за отсутствия интересующего Россию индийского товарного предложения.
Если бы расчеты производились в общей для БРИКС валюте, эти деньги можно было бы потратить на китайские или бразильские товары. В то время как использование исключительно национальных валют превращает сложную международную торговлю в двустороннюю, сопоставимую с бартером. В октябре 2016 года МВФ признал юань резервной валютой наравне с долларом, евро, британским фунтом и японской иеной. Хотя доля валютных резервов юаня в мире ничтожно мала, можно предположить, что Пекин рассчитывает на ее постепенное увеличение.
В этом случае эмиссия юаня не будет вызывать инфляцию в Китае, принося при этом сеньораж в китайскую казну.
Лидеры государств на таких форумах сверяют часы, договариваются о координации действий на международной арене, а затем на национальном уровне реализуют эти договорённости. БРИКС, пожалуй, самое масштабное и яркое подтверждение этой тенденции. Все государства — участники этого форума были отнесены российским президентом к категории «развивающихся», а их высшими приоритетами в мировых делах названы соблюдение норм международного права, отстаивание центральной роли ООН в мировых делах и создание справедливого мирового порядка. По нашему убеждению, инициатива создать форум БРИКС появилась в Кремле после разочарования от первых лет членства России в качестве участника «Группы восьми». Петербургский саммит G8 в 2006 году, где Россия впервые выступала в роли председателя, показал, что по ключевым для России вопросам международная безопасность, энергетика, региональные конфликты максимум, на что она может рассчитывать — это в одиночку вести жёсткие безрезультатные споры с США и их союзниками.
То есть политически даже после приглашения России в G8 «формула» этой структуры осталась прежней: семеро во главе с Вашингтоном G7 против одинокого новичка — Москвы. Фёдор Лукьянов: России не нужно вписываться в западную иерархию — эпоха «восьмёрки» закончилась Фёдор Лукьянов 10 апреля в преддверии встречи глав МИД стран «семёрки» министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил о возможном возвращении России в состав G8. Необходимость этого он аргументировал тем, что «ни один серьезный международный конфликт невозможно решить без участия России».
БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира
Боливия надеется стать частью БРИКС и уже заручилась поддержкой по вопросу своего вступления в организацию». Дата создания объединения БРИКС: июнь 2006 года. Подписаны соглашение об учреждении Нового банка развития, договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС, в который страны-участницы делают взносы в размерах, пропорциональных размерам своих экономик.
Похоронный гудок старому миру: Почему расширение БРИКС станет концом гегемонии США
В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению. При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии. Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами. В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта. Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом. Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии? Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста? Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность? Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой?
За счет чего преодолеть глубокий культурный разрыв между цивилизациями? Уже в ближайшее время эти и другие вопросы потребуют ответов, которые могут быть найдены лишь при условии общих усилий. Адекватная реакция на сложившиеся вызовы потребует не только согласованного подхода, но и существенных инвестиций. Согласно оценкам ООН, достижение одних только целей развития тысячелетия потребует затрат в размере более 100 млрд долларов. И это только социальная перспектива, ведь инфраструктурные вызовы потребуют куда больших инвестиций — по некоторым оценкам, рынок инфраструктурного развития только в развивающихся странах в ближайшие годы составит 4 трлн долларов. Полное замещение энергоресурсов на возобновляемые источники будет стоить мировой экономике уже десятки триллионов долларов. Справиться с задачами подобного масштаба в одиночку не способна ни одна страна: ни технологически, ни экономически, ни институционально. Очевидно, что в этих условиях трансформации ландшафта начнет происходить переоформление альянсов и коалиций. Их успешность будет зависеть в том числе и от того, насколько корпоративные игроки, которые являются непосредственными акторами экономической жизни, будут интегрированы в системы принятия решений и формулирования повестки. Перед мировым сообществом встают вопросы, какая платформа станет адекватной глобальным вызовам и сможет ли БРИКС занять это место.
Экономический, технологический, человеческий и культурный потенциал объединения позволяет говорить о том, что пятерка способна совместно и эффективно реализовывать проекты совсем другого масштаба. Ключевым условием состоятельности БРИКС станет интенсивность и адекватность его реакции на эти и другие вызовы за счет трансформации как политических, так и экономических форматов взаимодействия. Сценарии развития БРИКС Учитывая высокую степень политической и экономической неопределенности и недетерминированности контекста развития БРИКС, мы применяем сценарный подход, в рамках которого будут рассмотрены различные степени политической и экономической интеграции БРИКС в условиях глобальных вызовов. Своим горизонтом мы выбрали 15 лет, сопоставимые с глубиной инвестирования крупных инфраструктурных проектов, на плече которых можно реализовать сценарии развития. Исходя из того, что в следующие 15 лет смена субъектов международных отношений выглядит весьма вероятной, мы считаем, что рассмотренные выше типы реакций этих субъектов на глобальные вызовы — усиление политической или экономической интеграции — по сравнению с сегодняшним днем не изменятся. Комбинация интенсивности усилий по данным осям образует четыре возможных сценария развития БРИКС: Оставаться в статусе «клуба развивающихся держав», существующего для обсуждения глобальной повестки, формулируемой в других странах и наднациональных объединениях.
Тезис БРИКС [ править править код ] Эксперты утверждают, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом.
Эти четыре страны — среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков. Однако эксперты не утверждали, что эти четыре страны создадут политический союз как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН. Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — « кирпичи » [9] , таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики. В целом страны БРИКС более чем в 3 раза активнее торгуют со странами Большой семёрки товарооборот в 2012 году — 1817,64 млрд долларов , чем со странами БРИКС товарооборот между собой — 595,81 млрд долларов.
Однако решения в Йоханнесбурге исходят из иного концептуально-политического прочтения мира и могут изменить, или во всяком случае размыть, первоначальную сущность БРИКС.
В Йоханнесбурге произошла трансформация объединения в нечто иное, что может стать более объёмным и влиятельным, а может и не стать. Но очевидно, что в переформатированном БРИКС во главу угла будут ставиться не интересы отдельных держав как таковых, а коллективные интересы более крупных геоэкономических величин — региональных или даже супрарегиональных группировок и блоков. Китай — другое дело, логика его стремления к «инклюзивности» понятна — ему пока удаётся снимать экономические сливки с глобализации мировой экономики. А другим? Документ о принципах и критериях приёма новых членов, принятый на саммите в ЮАР, позволил спасти репутацию блока.
Фонд стремился извлечь выгоду из быстрого экономического роста и потенциала развития стран БРИКС, которые были определены как развивающиеся экономические державы. Это позволило инвесторам диверсифицировать свои портфели и участвовать в росте этих экономик. Экономические вызовы, с которыми столкнулись страны БРИКС после мирового финансового кризиса экономический спад в Бразилии, борьба России с низкими ценами на нефть и санкциями, замедление роста в Китае , привели к переоценке инвестиционных перспектив на этих рынках.
Впрочем, Goldman Sachs подчеркивает, что по-прежнему внимательно изучает возможности на этих развивающихся рынках. Ожидается появление цифровой валюты, обеспеченной золотом, что может оказать глубокое влияние на глобальную платежную среду. Цель стран БРИКС при введении этой альтернативной валюты состоит в том, чтобы повысить свою финансовую независимость и уменьшить зависимость от существующих денежных систем, особенно от доллара США.
Если БРИКС создаст для стран альянса единую цифровую валюту, это будет иметь далеко идущие последствия для мировой экономики. Это не только уменьшить доминирование доллара США и евро в международной торговле и финансах, но и предоставит развивающимся странам альтернативный путь для проведения транзакций. Кроме того, введение этой новой валюты может укрепить экономические связи в рамках блока БРИКС, способствуя инвестициям и росту.
Это, в свою очередь, может способствовать расширению торговли и сотрудничества, предлагая потенциальные выгоды для мировой экономики в целом. Чем больше, тем лучше В ближайшее время БРИКС может существенно расшириться: вступить в глобальный альянс желают почти два десятка стран. Мы собираемся обсудить это.
Потому что это не зависит от воли Бразилии, это зависит от воли всех нас.
Сюрпризы расширения
- Как будет называться брикс после расширения
- Читайте также:
- Новая, весьма полезная инициатива БРИКС
- Образ многополярного мира: что такое БРИКС и как она устроена
Новые страны-участницы БРИКС
- Что такое БРИКС
- Что такое БРИКС: расшифровка
- Каково значение БРИКС в мировой экономике и в чем задачи саммита – 2023
- Журнал Международная жизнь - Архив 4 номера 2023 года Перспективы расширения БРИКС
- БРИКС. Главное, что нужно знать об объединении
История БРИКС
Подробно рассказываем о БРИКС: как расшифровывается название, когда, как и для чего было создано объединение, какие страны входят в состав БРИКС в 2023 году, а какие подали заявку на вступление. Создан Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2024 г. под руководством помощника Президента Российской Федерации а. Саммит БРИКС в ЮАР завершился, принеся с собой множество новостей — от неожиданных до тех, которые наконец получили официальное подтверждение.
БРИКС сформирует общую структуру управления ИИ. Что ждет стран-участниц?
Предложение о создании единой валюты БРИКС не отложено в долгий ящик, но введение такой валюты связано с серьезными вопросами, заявил замглавы МИД Сергей Рябков. После 2010 года экономический потенциал БРИКС начал неожиданно ухудшаться. Лавров отметил, что у БРИКС нет задачи подменять имеющиеся многосторонние механизмы, организация предлагает инклюзивные решения и выступает за создание условий для развития всех государств. Многие сравнивают БРИКС с НАТО или ООН, что неверно: у этой организации нет штаб-квартиры, она не имеет отношения к военным договоренностям, а курирует, в основном, экономические вопросы. После 2010 года экономический потенциал БРИКС начал неожиданно ухудшаться. Что такое БРИКС, почему была создана эта организация и чем она занимается, как будет выглядеть список стран БРИКС в 2022 году и чем эти страны отличаются от других.