Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации за длительный период времени.
Виды памяти у человека: подробная классификация + примеры
Так можно описать виды памяти у человека кратко. Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. С одной стороны, уменьшается объем серого и белого вещества, происходит демиелинизация (повреждение оболочки нервных волокон) и другие процессы. памяти человек запоминает научился, сохраняется в его или негативные эмоции. Также проблемы с памятью испытывают люди, употребляющие препараты на основе статинов для понижения уровня холестерина в крови. Как утверждал Хебб, объем кратковременной памяти ограничен, в отличие от долговременной памяти, которая практически постоянна, а объем ее неисчерпаем.
Прокачиваем мозг. Как измерить вашу память и научиться все запоминать
Фонологический цикл отвечает за хранение и повторение звуковой информации. Он состоит из двух подкомпонентов: фонологического хранилища и артикуляционного контроля. Фонологическое хранилище — это место, где хранятся звуковые образы слов или цифр в течении нескольких секунд. Артикуляционный контроль — это процесс, который поддерживает информацию в фонологическом хранилище за счет внутреннего произношения или повторения. Фонологический цикл помогает вам запоминать телефонные номера, иностранные слова или стихи. Зрительно-пространственный лист отвечает за хранение и манипулирование зрительной и пространственной информацией. Он помогает решать головоломки, рисовать карты или играть в шахматы. Двигательная Двигательная память человека отвечает за хранение и воспроизведение двигательных программ, то есть последовательностей мышечных сокращений, необходимых для выполнения определенных действий. Она является частью процедурной памяти и формируется за счет многократного повторения движений, вплоть до автоматизма. Помогает выполнять различные физические упражнения, танцевать, заниматься спортом. Делится на два основных класса: имплицитная или неосознаваемая и эксплицитная или осознаваемая.
Имплицитная — это знание о том, как делать что-то без сознательного контроля и осознания. Например, как ходить, дышать или глотать. Она хранится в спинном мозге и стволе головного мозга и не зависит от коры больших полушарий. Эксплицитная — это воспоминания о том, как делать что-то осознанно: играть на фортепиано, кататься на коньках или водить машину. Хранится в коре больших полушарий, особенно в лобных и теменных долях, и зависит от оперативной памяти. Образная Образный вид памяти отвечает за хранение и воспроизведение образов, то есть представлений о внешнем облике предметов, людей, животных, растений и т. Является частью декларативной памяти и формируется за счет зрительного восприятия и воображения. Этот вид памяти помогает вам узнавать и идентифицировать объекты, лица, цвета, формы и т. Делится на два основных класса: фотографическая или эйдетическая и обычная или нормальная. Фотографическая — редкое проявление образной памяти, отвечающее за хранение и воспроизведение образов с высокой степенью детализации и точности.
Например, способность запомнить целую страницу текста или картину после одного взгляда. Такие способности связаны с особенностями работы правого полушария мозга и часто встречаются у детей до 10 лет. Обычная отвечает за хранение и воспроизведение образов с некоторой степенью детализации и точности. Например, способность запомнить лицо человека или карту города после нескольких взглядов. Она связана с работой обоих полушарий мозга и развивается у большинства людей. Программы по теме: Эмоциональная Основная функция эмоциональной памяти — это хранение и воспроизведение эмоций, то есть переживаний, связанных с определенными событиями или объектами.
Во-первых, пока нет методов для точного измерения этого показателя. Во-вторых, некоторые воспоминания содержат больше деталей и, таким образом, занимают больше места, а другая информация забываются и, таким образом, освобождает пространство. Кроме того, довольно сложно отделить кратковременную память от долговременной, поэтому непонятно, сколько информации на самом деле наш мозг может сохранять в течение длительного времени. Человеческая память не так проста, как двоичный компьютерный код. Она представляет собой сложную систему из множества связанных друг с другом синапсов, принимающих и посылающих сигналы.
Как заключили ученые, после 40 лет память у мужчин была хуже. Кроме того, объем гиппокампа в мужском мозге был меньше в сравнении с женщинами, особенно после 60 лет. Исследователи не могут пока точно объяснить, чем обусловлена такая разница между мужчинами и женщинами, но предполагают, что причина может заключаться в женском гормоне эстроген. Возможно, он оберегает женский мозг, помогая предотвращать повреждение нейронов до наступления периода менопаузы.
То есть, когда он постоянно удерживает все дорожные объекты в оперативной памяти. Виды кратковременной памяти Существует классификация по длительности хранения. Исходя из этого критерия, выделяют: мгновенную память когда информация хранится максимум 20-30 секунд ; оперативную память хранит сведения, необходимые для быстрого принятия решения. Кроме того, выделяют еще несколько видов в зависимости от способа запоминания информации. К примеру, кратковременная речевая память позволяет лучше запоминать лекционный материал, который читается вслух. Студенты с развитой визуальной памятью качественнее усваивают информацию, записанную на доске. Разберем эти разновидности подробнее. Аудиальная Иначе называемая слуховой и речевой, аудиальная память позволяет воспринимать и усваивать информацию с помощью слуха. Когда человек услышал что-либо, он просто это запоминает. А повторное проговаривание услышанного улучшает запоминание. Без этого информация забывается уже через полминуты. Читайте также Подробнее Визуальная Данные регистрируются глазами и запоминаются человеком. Когда ему необходимо перевести информацию из кратковременной памяти в долгосрочную, он зачастую пользуется речевым кодированием. Иначе говоря, применяется метод ассоциаций, позволяющий эффективно запоминать визуальные образы. Тактильная В этот тип памяти заносятся данные, получаемые в результате прикосновений тактильности. Примечательно, что этой способностью обладают не все. Возможные проблемы Проблемы с кратковременной памятью требуют немедленного принятия мер, так как способны привести к серьезным проблемам. Одно дело, когда человек забывает подробности событий, произошедших несколько лет назад. И совсем другое, когда он не помнит, что случилось буквально пару минут назад. Причем последствия этих нарушений губительны не только для самого человека. Они негативно влияют и на его окружение. Кратковременная память человека нарушается вследствие воздействия многих факторов, среди которых болезнь Альцгеймера, проблемы с щитовидной железой, продолжительный или беспорядочный прием сильных медицинских препаратов, сифилис, тяжелые инфекционные заболевания, авитаминоз, иные физиологические причины. Тревогу должны вызвать проблемы, возникающие в стандартных бытовых ситуациях. Например, человек не в состоянии ответить, когда день рождения его близкого родственника. Или он банально не может найти ключи от квартиры. Следует принимать срочные меры, если наблюдаются уже более серьезные признаки нарушения: нетипичное поведение; искажение очевидных фактов в рассказе упускаются из вида отдельные реальные события либо придумываются несуществующие ; речевые проблемы; сложности с фокусированием на определенной задаче, крайняя невнимательность; продолжительные головные боли; проблемы с ориентацией в пространстве; появление беспричинной дрожи в теле; сильная непрекращающаяся усталость; безразличие к происходящему вокруг. Способы улучшить кратковременную память Уровень кратковременной памяти можно повысить с помощью специально разработанных упражнений. Это важно в первую очередь для улучшения индивидуальной производительности в профессиональной и бытовой среде. Краткосрочная память используется человеком постоянно: и когда он готовит обед дома, и когда проектирует какую-то деталь на работе. Безусловно, рабочие задачи будут выполняться быстрее и эффективнее, когда нужные данные в большом объеме всегда находятся наготове.
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Ее достаточно легко восстановить с помощью вербальных или зрительных подсказок. Неявная — это воспоминания о том, как вы реагируете на определенные стимулы на физиологическом или поведенческом уровне, без осознания причины вашей реакции. Например, о том, что вы начинаете потеть или дрожать, увидев паука или змею. Она хранится в разных частях мозга, включая ствол головного мозга, таламус и базальные ганглии. Словесно-логическая Словесно-логическая память отвечает за хранение и воспроизведение информации, связанной с языком и логикой, то есть с правилами, законами, формулами, определениями и т. Она является частью декларативной и формируется за счет анализа, абстрагирования и обобщения информации. Она помогает вам учиться, рассуждать, аргументировать и создавать новые знания. Делится на два основных класса: вербальная или лингвистическая и математическая или логико-математическая.
Вербальная — это ваши знания о словах и их значениях, то есть о словарном запасе и грамматике языка. Например, о том, что такое синтаксис, как произносится слово «психология» или как перевести фразу «I love you» на другой язык. Она хранится в левом полушарии человеческого мозга, особенно в лобной и височной долях, и помогает вам общаться и выражать свои мысли словами. Математическая — это совокупность ваших знаний о числах и их свойствах, то есть о количественных и пространственных отношениях между объектами. Например, о том, что такое арифметика, как решить уравнение или как построить график функции Она помогает вам считать, измерять и моделировать реальность. Формы запоминания Произвольная и непроизвольная формы запоминания — это способы, с помощью которых информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. Эти две формы запоминания отличаются по степени участия сознания и воли в процессе.
Произвольное запоминание — это способ запоминания, при котором человек сознательно и целенаправленно стремится запомнить определенную информацию. Например, когда вы учите стихотворение, таблицу умножения или правила дорожного движения. Оно требует внимания и повторения, но зато обеспечивает более глубокое и долговечное запоминание. Непроизвольное запоминание — это способ запоминания, при котором человек целенаправленно не стремится запомнить определенную информацию. Например, когда вы запоминаете лицо продавца, мелодию песни или номер автобуса. Непроизвольное запоминание происходит быстрее и легче. Если вам интересны вопросы памяти и ее классификаций, приглашаем вас пройти курсы для повышения квалификации психологов.
Это отличный способ получить качественное образование в области психологии в удобном темпе и без необходимости присутствовать на занятиях очно. Все наши программы проводятся в дистанционном формате, причем материалы остаются у вас навсегда, также студентам предоставляется доступ к обновлениям программы. Кроме того, всем нашим студентам доступна оплата любой программы в рассрочку, одобрение банка для этого не требуется. Программы по теме:.
Для этого очень важно сознательное намерение. Например, эксперимент 2016 года показал : участники могут внимательно отслеживать движение объекта на экране среди отвлекающих элементов. Но если затем неожиданно спросить у испытуемых, какого цвета был этот объект, большинство ошибается.
Другой похожий эксперимент привёл к тем же результатам, а также показал, что если предупредить участников, что после первого задания им нужно будет ответить на такой-то вопрос, результаты оказываются гораздо лучше. В серии экспериментов 2018 года сам Оберауэр демонстрировал испытуемым шесть слов, одно за другим, а после каждого слова давалась подсказка — нужно ли запомнить это слово или можно его забыть. То есть непосредственно в момент демонстрации каждое слово требовало внимания, ведь участники эксперимента в этот момент ещё не могли знать, нужно ли им зафиксировать его в памяти. В итоге исследователь обнаружил, что испытуемые действительно запоминали только релевантные слова, а остальные не занимали ёмкость их рабочей памяти. То есть мозг использует ограниченный объём рабочей памяти экономно. Читайте также: Учёные назвали способ восстановить внимание после утомительных занятий По словам Оберауэра, это позволяет утверждать, что перцептивное внимание напомним — это внимание к отдельным сигналам в окружающем потоке информации способствует попаданию этих сигналов в рабочую память, но не гарантирует, что они туда попадут. Вероятно также, что представления, которые фокусируют наше внимание на тех или иных стимулах например, инструкции к учебному заданию, которое предстоит сейчас выполнить , хранятся в рабочей памяти, только если текущая задача для нас новая. Если задача неоднократно повторяется, то информация, необходимая для её решения, переносится в долговременную память.
Это показывают , например, эксперименты с задачами на визуальный поиск — когда среди нескольких разных объектов испытуемым нужно найти взглядом конкретный по цвету и форме объект. При повторении этого упражнения испытуемые каждый раз справляются с ним всё быстрее, потому что им уже не нужно держать в рабочей памяти цвет и форму искомого объекта. Если условия задачи изменятся, рабочая память начнёт формировать новые представления для её решения. И пока они не окрепнут, рабочей памяти придётся бороться за контроль внимания с долговременной памятью, которая будет пытаться применить к задаче старый усвоенный шаблон. Простой пример: если человек долгое время летал в командировки с синим чемоданом, а потом приобрёл красный, то в ближайшие несколько перелётов он, вероятнее всего, будет непроизвольно реагировать на синие чемоданы на багажной ленте. А вот для быстрого поиска красного чемодана ему придётся перестроиться. То же самое — с похожими, но чем-то отличающимися алгоритмами решения учебных задач. Как рабочая память влияет на обучение Как уже упоминалось выше, ёмкость рабочей памяти увеличивается по мере взросления ребёнка.
Считается, что в среднем семиклассник может оперировать большим объёмом информации, чем первоклассник, но в этом показателе могут быть и индивидуальные различия. Как пишет Нельсон Коуэн в обзорной статье 2014 года «Рабочая память лежит в основе когнитивного развития, обучения и образования» Working Memory Underpins Cognitive Development, Learning, and Education , кроме ёмкости, на способности рабочей памяти также воздействуют другие факторы — например, скорость обработки информации и общий объём знаний. И то и другое у разных учеников различается. Нельсон Коуэн выделяет три направления, в которых возможности рабочей памяти влияют на процесс обучения. Во-первых, это формирование новых концепций — по сути, создание или обнаружение связей между несколькими элементами информации. Чтобы «провернуть» эту умственную операцию, все необходимые компоненты нужно держать в голове. Исследователь приводит такой пример: чтобы маленький ребёнок усвоил определение «Тигр — это большой полосатый кот» и смог отличить тигра ото льва и от зебры, ему нужно одновременно оперировать двумя понятиями — «полосатый» и «большой кот». Если он упустит из виду или окрас, или форму животного, это приведёт к ошибке.
Даже самый простой математический пример сложения двух чисел требует соотнести в уме три элемента — два слагаемых и их сумму. Поэтому, по словам Коуэна, рабочая память играет очень важную роль в том, концепциями какой сложности способен оперировать человек. Если возможностей рабочей памяти недостаточно, то даже если учащийся запомнит новую учебную концепцию, у него не получится её понять и применить в другом контексте. Или, решив задачу по образцу, он не сможет выявить принцип решения и применить его к другой задаче. Кстати, довольно долгое время считалось, что чем больше у человека предварительных знаний по теме, тем легче его рабочей памяти справиться с задачами, связанными с этой же темой. Потому что в ней уже существуют связи между элементами информации, и их не нужно формировать с нуля. Во-вторых, тесно взаимосвязаны рабочая память и контроль внимания. Типичные признаки — ребёнок не выполняет инструкции до конца, пропускает шаги в решении задачи или повторяет их, часто отвлекается на уроке.
Это говорит о том, что когнитивная задача слишком сложна для него — она перегружает рабочую память и блокирует способность координировать умственные усилия. Как отмечает Газеркоул, плохо развитая рабочая память негативно сказывается на успеваемости и затрудняет обучение чтению, математике и естественным наукам как в начальной, так и в средней школе. В-третьих, по словам Нельсона Коуэна, нагрузка на рабочую память особенно высока во время изучения нового материала, и от её возможностей зависит эффективность обработки новой информации. Читайте также: Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию надолго Как учесть ограничения рабочей памяти в учебном процессе Что можно предпринять, чтобы учесть особенности рабочей памяти и её ограничения в учебном процессе? В первую очередь — адаптировать сложность изучаемого материала под уровень когнитивного развития учеников. На самом базовом уровне это означает, что не стоит давать для изучения детям и взрослым новичкам концепции, которые они объективно не смогут обработать. Нужно начать с чего-то попроще.
Узнавание основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Значение узнавания в том, что оно выполняет функцию связи опыта следы памяти с конкретным воспринимаемым объектом. Процесс узнавания лежит на границе 3х психических процессов: восприятия, памяти и мышления. Выделяют 2 формы узнавания: произвольное и непроизвольное. Чаще всего узнавание реализуется в непроизвольной форме, то есть естественное узнавание без постановки определенных целей задач. Теории, объясняющие механизмы узнавания: узнавание по копиям эталоны хранятся в виде целостных образов картинок , поэтому, когда мы воспринимаем предмет, мы его сравниваем с этим целостным образом ; теория прототипов образы представлены как эталоны, имеющие схематическое изображение и в ней схватывается основное. Пример: 2 буквы «А», но одна печатная, а вторая прописная - в принципе это одна буква, но она имеет 2 вида ; теория признаков происходит разделение общего образа на отдельные элементы и сочетание этих элементов дает нам отождествление с конкретными образами Модель «Пандемониум» сочетание демонов , предложена Селфриджем. Демоны - это некоторые психические функции, которые выполняют определенные операции но непонятно, как они это делают. Схему модели см. Произвольное и непроизвольное воспроизведение: Воспроизведение - это один из процессов памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее опыта, содержания: мысли, образы, чувства, движения. В процессе воспроизведения информация не только воспроизводится, но и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Различается произвольное и непроизвольное воспроизведение. В первом случае прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию. Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями и действиями. Произвольное воспроизведение происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. Толчком является мысль, идея, которая обретает форму задачи, цели. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что здесь не нужно повторного восприятия, чтобы произошло воспроизведение - здесь нужен толчок: цель, задача вспомнить что-либо. Характер деформации материала при воспроизведении: Воспроизведение материала, как правило, идет с определенными изменениями реконструкция : возможно обобщение материала, перемещение частей меняется общая организация , выпадение «малозначимых» кусков информации, добавление чего-то и т. Реконструкция воспроизводимого материала происходит в результате его мыслительной переработки. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Припоминание, как воспроизведение с участием воли: Припоминание - предпосылка воспроизведения и его результат. Это воспроизведение с дополнительным усилием. Это попытка ухватить существенный признак, который является ключом. В зависимости от характера опорных точек «ключ» припоминание может совершаться либо, как переход от отдельных частей к целому, либо от смысла целого к отдельным частям. Припоминание - это пограничный процесс между памятью и мышлением: память воспроизводит прошлое, а мышление - восстанавливает это прошлое, опосредованно, путем умозаключений, которые сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве. Данное воспроизведение - это сознательная реконструкция прошлого, в которой существенную роль играет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки. Развитие памяти: Формирование памяти по отдельным модальностям: По мере социализации индивида происходят изменения в развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям: во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических средств и приемов. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. В целом, в развитии памяти можно выделить 2 генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества. Гипотеза П. Блонского о видах памяти как филогенетических ступенях: Блонский внес существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти появляются один вслед за другим в вышеуказанной последовательности, Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени, или уровни, памяти. В основе отождествления видов памяти с генетическими ее ступенями лежит ошибочная концепция развития психики. Предполагается, что на одной ступени память будто бы определяется эмоциями, на другой - только образами, на третьей - речью и мышлением, тем самым эмоции относятся к одной ступени развития, образы - к другой, к третьей - речь и мышление, оторванные от эмоций и чувственного содержания образов. Высшая ступень лишь внешне надстраивается над предшествующими низшими; последние не перестраиваются и не включаются в высшую. В действительности развитие психики заключается в развитии всех функций, и каждая из них перестраивается в связи с развитием всех сторон психики так как все ее проявления взаимопроникают друг в друга. Эмоции на более высокой ступени интеллектуализируются и от примитивных аффектов - явлений «низшего уровня» - переходят в высшие чувства; мысли приобретают эмоционально насыщенный характер. В психике конкретного живого человека все находится в соприкосновении, движении, взаимопроникновении. Одни и те же функции и одни и те же виды памяти функционируют на разных уровнях. Поэтому их нельзя отождествлять с уровнями памяти и закреплять их за тем низшим уровнем, на котором они впервые возникли. В основе теории Блонского лежит неправильная ошибочная концепция развития, не учитывается то, что возникновение новой ступени развития означает не просто надстройку ее над предшествующими ступенями, а перестройку последних. Особенности детской памяти П. Блонский : В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Самая первая по времени - это моторная двигательная память, она предшествует всем остальным видам памяти в генетическом плане. Аффективная память начинает себя проявлять около 6ти месяцев от рождения. Образная память - на 2ом году жизни, но своей высшей точки она достигает только к юношескому возрасту. Логическая память - в 3-4года, но в сравнительно элементарных формах; нормального уровня развития достигает лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связано с обучением человека основам наук.
Другие факторы являются внутренними для человека, и именно эти факторы являются основой «истинного» объема памяти. Хотя на объем памяти влияет множество факторов, тест показывает удивительно высокую надежность. Результаты, полученные различными исследователями, показывают, что коэффициенты надежности для объема памяти довольно высоки. Внешние факторы Характеристики используемых материалов: если все материалы тесно связаны, их будет легче воспроизвести, чем если бы они были не имеет отношения. Эта взаимосвязь материала называется «коэффициентом ассоциативности». Например, в задачах на разговорный диапазон слов, если представленные слова фонологически схожи, определяется более низкий диапазон, чем если в задаче используются фонологически разные слова. Добавление нецелевых элементов: добавление нерелевантных стимулов между целевыми стимулы снижает производительность при выполнении задач, связанных с памятью. Если нерелевантным стимулом является повторяющийся слог например, ба, ба, ба , интервал сокращается эффект подавления артикуляции Ритм предъявления: Тесно связанный с проблемой представления стимулов в группах, является предъявление стимулов ритмичным образом. Большинство исследователей отмечают, что стимулы, используемые при проверке объема памяти, должны подаваться с минимальным ритмом. Эффект ритма состоит в том, чтобы сгруппировать единицы в серию, опять же, позволяя человеку получить более высокий интервал, чем его «истинный». Скорость представления: Скорость, с которой предъявляются стимулы, влияет на оценку объема памяти. При прослушивании звуковых стимулов влияние скорости опосредуется тем, активно или пассивно слушает субъект. Активные слушатели получают больше очков при более быстром предъявлении стимулов. Пассивные слушатели набирают больше очков с увеличением времени. Способ представления: исследования показали последовательное увеличение объема памяти для списков, представленных слухом, по сравнению со списками, представленными визуально. Это можно увидеть на примере выполнения задач по объему памяти для языков со знаком, которые обычно дают меньшие промежутки, чем разговорные языки. Время, необходимое для озвучивания ответов: объем памяти приблизительно равен количеству элементов, которые человек может сформулировать за две секунды. Имея это в виду, объем памяти для коротких слов неизменно выше, чем для длинных. Этот фактор помогает учесть межъязыковые различия в задачах с объемом памяти цифр. Метод оценки ответов: метод оценки ответов также влияет на объем воспринимаемой памяти человека. Различия в оценке являются обычным явлением, и их следует учитывать при просмотре данных. Отвлечение: помеха отрицательно влияет на производительность при выполнении задач, связанных с объемом памяти. Поскольку в молодом возрасте отвлечение труднее игнорировать, возможно, что вмешательство может иметь определенную роль в различиях оценок в зависимости от возраста. Внутренние факторы Существуют определенные внутренние факторы, специфичные для каждого человека, которые может повлиять на объем или продолжительность рабочей памяти. Возраст Возраст человека влияет на объем его рабочей памяти. В детском и подростковом возрасте объем памяти улучшается с возрастом.
Устройство и работа памяти человека
Бытует мнение, что у детей больше всего способностей к запоминанию и обучению. Но происходит это потому, что ребёнку нужно постоянно осваивать новые виды деятельности, он учится, ему всё интересно. Со временем нового в нашей жизни становится всё меньше, и наша память без естественной подпитки начинается ухудшаться. Приведу яркий пример в подтверждение всего сказанного. Ученые всю жизнь занимаются исследованием нового, анализом и синтезом старого, они постоянно думают, размышляют, запоминают. А Вы часто видите слабоумных учёных? Я — нет. Наоборот, меня никогда не переставали удивлять профессора, которые на седьмом, восьмом, девятом, десятке лет имели память, которая не сравнится не то что с молодым здоровым человеком, а вообще просто проявляли фантастические способности к сохранению и извлечению информации. У них всегда есть вопросы, на которые они ищут ответы, и возможно, это и является причиной того, что средняя длина жизни учёных намного больше, чем у обычных людей. Как это ни обидно может быть для многих из нас, но признаваться в том, что у вас плохая память, равносильно тому, что признаваться в том, что вы мало думаете. Конечно, тут множество внутренних барьеров, ведь каждый считает себя самым умным, а то, что память становится всё хуже и хуже, так это потому, что мы «стареем, плохо питаемся, ведём нездоровый образ жизни» и так далее, каждый сам себе подбёрет отговорку.
У нас не принято признавать свою мозговую несостоятельность. Даже самая деградировавшая личность никогда не признает себя умственно неполноценным, то есть «дураком». Скорее этот человек обвинит весь мир в своих неудачах, но останется при этом героем в своих собственных глазах и, конечно же, самым умным, которому просто не повезло. А вот на память жаловаться у нас очень даже принято, считается, что память — это как бы нечто отдельное, само собой регулирующееся. Ну почему никому не приходит в голову жаловаться на то, что он не имеет хорошо выраженной мускулатуры? А потому что на такие жалобы любой ему ответит, что надо пойти в тренажерный зал и заниматься, вряд ли кто-то сочувственно покачает головой и скажет, что и у него так. А вот на память очень даже можно жаловаться и быть уверенным, что в числе собеседников обязательно найдутся люди, которые разделят с вами ваши стенания по этому поводу. Подытожив, хочу сказать, что если вас тревожит состояние вашей памяти, то самое время ей заняться. Ведь то, что память ухудшается, лишает вас не только возможности полноценно функционировать в этой жизни и адекватно воспринимать окружающую вас действительность.
Рассеянный склероз Если появились проблемы с памятью у молодых людей, причины и первые симптомы могут указывать на сложное заболевание центральной нервной системы - рассеянный склероз. В ходе болезни разрушаются составляющие структуры спинного и головного мозга. Причину возникновения заболевания до сих пор не определили, считается, что она имеет аутоиммунное происхождение в организм проникает некий вирус. Все чаще рассеянный склероз поражает молодых людей. Прогрессирует болезнь достаточно медленно, большой промежуток времени определенные симптомы могут никак себя не проявлять. Болезнь Паркинсона По тем или иным симптомам можно определить, есть ли проблемы с памятью у молодых людей. Причины, что делать в это случае — обо всем расскажет доктор. Болезнь Паркинсона преимущественно затрагивает пожилых людей, но в последнее время зафиксированы случаи, когда 40-летним пациентам диагностировали данную патологию. Это хроническое заболевание сопровождается нарушениями функций запоминания, мышления, возникает дрожание конечностей, сутулость, снижается двигательная активность и наступает паралич. Черепно-мозговые травмы Медики утверждают, что очень тесно связаны черепно-мозговые травмы и проблемы с памятью у молодых людей. Причины болезни в таких случаях могут быть различные. Чем серьезнее травма, тем тяжелее могут быть последствия. Черепно-мозговые травмы зачастую приводят к ретроградной или антероградной амнезии. Пострадавшие не помнят даже как получили травму, что этому предшествовало. Бывает и так, что воспоминания становятся ложными, то есть мозг рисует придуманные картины, которых не было на самом деле. Пациент может сказать, что был в кино, гулял с друзьями, сам же в это время находился в больнице. Галлюцинации воспроизводят несуществующие образы. Нарушение кровообращения головного мозга Одной из основных причин снижения памяти является нарушение кровообращения головного мозга. Способствует этому атеросклероз сосудов. Кровь меньше поступает к отделам головного мозга, и поэтому возникают проблемы. Любой инсульт, который сильно меняет функции мозга, отрицательно сказывается на мозговой деятельности. При сахарном диабете также могут возникнуть ухудшения памяти. Осложнением болезни является то, что сосуды поражаются, уплотняются и закрываются. Эти поражения могут привести не только к нарушениям деятельности головного мозга, но и других важных органов. Проблемы с памятью у молодых людей. Причины, лечение Перед тем как предпринимать какие-то меры по лечению памяти, стоит понять, какова причина заболевания, и какая болезнь спровоцировала симптомы. Выявляя проблемы с памятью у молодых людей, причины, симптомы установит знающий специалист. Лекарственные препараты употреблять нужно только по его рекомендации. Врач может назначить физиотерапию с введением глютаминовой кислоты через носовой проход. Ухудшение памяти успешно лечат педагоги-психологи. Они заново учат пациента запоминать материал, при этом задействуют только здоровые отделы головного мозга. Если память резко ухудшилась — это не заболевание, а только симптом. Он предупреждает о более серьезных болезнях, нуждающихся в выявлении и лечении.
Видами лечения, которое используется при диссоциативной амнезии, являются: психотерапия; прием фармакологических препаратов. Психотерапия Психотерапии отводится главная роль в лечении этого расстройства. Среди наиболее распространенных методик можно выделить когнитивно-поведенческую терапию. Этот метод позволяет откорректировать модель поведения пациента и выработать новый тип реакции на наличие у него провалов в памяти. Если диссоциативную амнезию спровоцировал конфликт с близким человеком, в комплекс лечения включаются сеансы семейной терапии. Целью проводимых занятий является нормализация внутрисемейной атмосферы. Так как склонность к этому виду амнезии является наследственной, чрезвычайно важным является информирование родственников пациента о характере болезни и методах ее предотвращения. Поэтому на сеансах семейной терапии также предоставляется информация о том, как не допустить заболевания у других членов семьи пациента. Если в истории болезни пациента присутствуют эмоциональные или физические травмы, пережитые в детстве, может применяться психоанализ или глубинная психотерапия. На таких сеансах используются различные техники, которые позволяет больному изменить отношение к событиям из его детства. Креативная творческая терапия Возникновение эпизодов диссоциативной амнезии может говорить о том, что пациент не склонен выражать свои истинные чувства и эмоции. Поэтому в некоторых случаях действенными являются методы креативной терапии, которые помогают больному делиться своими чувствами при помощи творчества. Среди методов, которые используются, можно отметить арт-терапию, музыкальную терапию, сказкотерапию. Прием фармакологических препаратов Медикаментозное лечение назначается в том случае, если пациент испытывает повышенную тревожность , беспокойство, склонен к депрессии. Для коррекции психического состояния больного при диссоциативной амнезии чаще всего применяются антидепрессанты золофт, прозак, паксил. Восстановление памяти после наркоза Мероприятия по восстановлению памяти целесообразно проводить в тех случаях, когда проблемы связаны с плохим запоминанием событий, происходящих после наркоза. В случаях, когда общая анестезия спровоцировала утрату воспоминаний о событиях прошлого, данные меры неэффективны. Основной целью всех манипуляций по восстановлению памяти является улучшение работы головного мозга. Мерами для стимуляции мозговой деятельности являются: включение в рацион определенных продуктов; прием витаминно-минеральных комплексов; выполнение специальных упражнений. Включение в рацион определенных продуктов Для улучшения активности головного мозга и укрепления памяти в ежедневное меню необходимо включать продукты, богатые глюкозой, ненасыщенными жирами, токоферолом витамином Е и витаминами группы В. Эти элементы нормализуют мозговую деятельность, что способствует более быстрому восстановлению памяти. Продуктами, которые укрепляют память, являются: Орехи. Миндаль , фундук, кешью , грецкие и другие виды орехов содержат большое количество витамина Е и жирных ненасыщенных кислот. Яйца куриные и перепелиные. Содержат витамин В12 фолиевую кислоту , который регулирует механизм памяти. Кроме того, в одном яйце содержится порядка половины суточной нормы витамина В4 холина.
Кроме того, планирование и решение новых задач с возрастом начинает занимать больше времени. Однако все это не мешает человеку вести привычный образ жизни. В отличие от этого, деменция начинается с легких симптомов, которые со временем прогрессируют и значительно затрудняют повседневную деятельность, превращая обыденные задачи в сложные или даже невыполнимые. Например, человек может забыть только что полученную информацию, потерять способность к планированию и организации действий.
Проблемы с памятью: причины, лечение
Способность формировать воспоминания, собирать и хранить их, а затем использовать их, когда это необходимо, — это один предмет, который все еще горяч на блюде. Говоря языком обывателя, память-это не что иное, как способность собирать, хранить, сохранять и вспоминать информацию, которая может быть, чем угодно, что воспринимается глазами , слышится ушами , ощущается прикосновением и т. В основном, кодирование, хранение и извлечение-это три основных процесса, из которых состоит память. Итак, как следует из названия, мозг кодирует информацию в пригодную для использования форму и сохраняет ее. А на более позднем этапе, по мере возникновения необходимости, эта сохраненная информация вспоминается и используется. В основном, у человека есть краткосрочная и долгосрочная память. В первом типе, как следует из названия, человек может вспомнить небольшую информацию о прошлом случае.
Наоборот, лишенная смысла информация раздражитель будет отсеяна из-за того, что в сознании может включиться торможение. Тогда перевода негативной информации в долговременную память не произойдет. Особенно это видно тогда, когда индивид страдает ретроградной амнезией. В этом случае напрочь вычеркиваются неприятные события, произошедшие с ним, а события из далекого прошлого остаются в сознании.
Если индивид страдает антероградной амнезией, то в его сознании сохраняются оба направления — долговременная и кратковременная память. И тем не менее в этом случае ввод новой информации в ДВП становится невозможным. Хотя оба направления памяти работают как часы. Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти. Объём Данный параметр учитывает оптимальную сумму хранящихся в голове данных. Этот параметр определяется только для взрослого человека. Принято считать, что оптимальный объем кратковременной памяти имеет средний показатель, равный 7 элементам. Однако могут происходить и некоторые колебания в меньшую или большую сторону в виде двух элементов. Конечно, лучше иметь средний либо высокий показатель. Это будет говорить о довольно хорошей кратковременной памяти.
При снижении показателя ниже 5 элементов происходят нарушения, которые необходимо исправлять путем лечения. Миллер сделал открытие, объяснив, что по мере обучения вышеуказанные элементы способны объединяться в блоки. Многие люди перерабатывают сразу два блока информации. Например, водитель может вести машину и одновременно разговаривать с попутчиком. Фильтрация Как уже говорилось выше, краткосрочная память нужна для того, чтобы отделять нужную информацию от ненужной, а потом удалять последнюю. Ненужная информация окружает нас повсюду, и если она будет полностью усваиваться сознанием, то человек потеряет ориентацию в окружающей среде. Например, если индивид будет воспринимать и надолго запоминать посторонние звуки и картинки, то основная информация просто уйдет в никуда. Во время лекции студент внимательно слушает лектора и запоминает только учебный материал. А посторонние вещи в виде клаксона автомобиля или цвета одежды лектора автоматически отсеиваются в его сознании. А вот сведения, попавшие в мозг во время сна, становятся долговременными.
И неважно, имеют они смысл или нет. Перевод в долгосрочную память Гиппокамп — это основа, где находится один из главных центров памяти. Учтите, что память сама по себе разная. Гиппокамп задействуется тогда, когда человеку необходимо заучить определенный путь на путевой схеме или определить расположение нужных объектов. И тем не менее в гиппокампе сведения не остаются надолго, так как эта часть считается кратковременным хранилищем. Здесь просто происходит переход кратковременной памяти в долговременную. Именно так знания перемещаются из гиппокампа в другие зоны головы. Для того чтобы данный процесс прошел успешно, человек должен погрузиться в сон: только процесс сна может дать электроволны во время медленного засыпания, без чего полученная ранее информация просто исчезнет. В гиппокампе не остаются воспоминания событий, произошедших в персональной жизни индивида. Такие воспоминания быстро перемещаются в периринальную кору.
И здесь происходит превращение кратковременной памяти в долговременную. Вывод один — гиппокамп нужен для консолидации памяти. Он работает, когда человек спит. Вот почему некоторые люди могут несколько раз перед сном прочитать стихотворение, а наутро пересказать его наизусть.
Тактильная: память тела Если у человека хорошо развита тактильная она же — осязательная память, по одному прикосновению, например, к вещи он может вспомнить, как много лет назад касался такой же — и воспроизвести события той минуты в мельчайших деталях.
Такие люди часто «пускают в ход» руки, оценивая предметы не только зрительно, но и на ощупь — и чувствуют себя беспомощными, если задействовать память тела не удается. Обонятельная: запахи детства Иногда запах может пробудить в памяти целые картины из прошлого, даже из далекого детства: лица людей, обстановку комнаты, картины природы, чувства и звуки. Так бывает с людьми, у которых хорошо развита обонятельная память. Зрительная: лучше один раз увидеть Этот вид памяти — самый востребованный, он хорошо развит у большинства людей. У 60 процентов людей зрение — главный способ получить и запомнить информацию, они лучше всего воспринимают ее «на глаз», например рассматривая или читая.
Увидеть один раз им реально лучше, чем сто раз услышать. Вкусовая: секреты специй В кулинарных телешоу часто проводят так называемый слепой тест: участникам предлагают попробовать блюдо и разобрать его на составляющие, ориентируясь только на свой вкус. Лишь единицы справляются максимально успешно, умудряясь опознать, например, в супе из пары десятков ингредиентов практически все вплоть до специй. У этих людей хорошо развита вкусовая память. Для повара — неоценимый плюс.
Механическая: от руки Некоторым людям их не так много, как кажется нужно подключить руки, чтобы запомнить нужную им информацию — например записать ее, если это цифры. Механическая память развита у музыкантов, которые запоминают музыку не только на слух, но и как набор определенных движений. Так называют память на события, имеющие яркую эмоциональную окраску. Они могут закрепляться в памяти без каких-то усилий со стороны самого человека, а потом воспроизводиться буквально за мгновение — как яркие фотовспышки.
Через некоторое время также появляется возможность к воспоминаниям — воспроизведению фиксированных в памяти лиц и предметов. Как правило, их можно определить уже к концу первого года жизни, когда при напоминании о знакомом предмете ребёнок начинает искать его. По мере развития речевой функции как правило, после 2 лет жизни воспоминания становятся более емкими и структурированными. Считается, что долговременная память основана на прочном взаимодействии нейронов, в основе которого лежит синтез определенных соединений.
У детей, в связи с продолжением созревания нервной системы после рождения, прочных связей между нейронами не так много, что объясняет низкий уровень развития долговременной памяти проявляется смутностью воспоминаний о детстве. В большинстве случаев у людей самые ранние отдельные отрывки воспоминаний о событиях детства датируются 4-х летним возрастом. Хотя, также возможно воспроизведение и более ранних событий, связанных с сильными эмоциональными переживаниями. Структурированная, последовательная память о событиях начинается с возраста 6 лет, хотя иногда этот срок может быть отсрочен на более поздний период. У детей дошкольного и более раннего возрастов запоминание в большинстве случаев осуществляется непроизвольно, так как нет целенаправленного стремления к точному воспроизведению запомненного в будущем.
РИА Новости в соцсетях
Однако, если у человека плохо развита память, осуществление высшей нервной деятельности также будет существенно затруднено. То есть объем памяти у нынешних людей остался нормальный. Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы. Поэтому, если хотите узнать, как увеличить объем памяти человека, обзаведитесь этим гаджетом.
Как вычислить объем кратковременной памяти и как ее развить?
Ученые выяснили, что пожилые люди, которые не социально активны, имеют высокий риск уменьшения объема мозга и объема тех областей, что поражены деменцией. Так можно описать виды памяти у человека кратко. Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы. Вероятнее всего объем данного вида памяти не ограничен. Учёные пока достоверно не знают, почему память ухудшается с возрастом, но у них есть несколько предположений, как снизить этот риск. Объем кратковременной памяти часто называют объемом памяти в связи с обычной процедурой измерения.