Раннехристианскую святую, преподобномученицу Евдокию Илиопольскую почитают, как католики, так и православные. Славянские народы еще называют ее Авдотьей Плющихой.
Память преподобномученицы Евдокии Илиопольской в Аносиной пустыни
Вот, честный отче, у меня немало рабов. Под твоим предводительством поведу я их, нагруженных золотом, серебром и драгоценными вещами, к твоему Богу, если только Он, по твоему ходатайству, благоизволит принять мое приношение и даровать мне спасение. Дочь моя, раздай свое богатство больным и убогим, ибо они любезны Богу: данное им кем-либо Он считает данным Себе и за временное имение, розданное нищим, воздает небесными, никогда не оскудевающими сокровищами. Сделай так и потом приступи к святой и спасительной купели крещения, и, омывшись от скверны всех своих грехов, будешь чиста и непорочна, возродишься благодатью Святого Духа и получишь блаженный удел, где будешь наслаждаться нетленным вечным светом, где нет ни печалей, ни болезней, ни злодеяний. Будешь ты святой агницей, пасомой на небесных пажитях Иисусом Христом, Спасителем нашим. Одним словом: если хочешь ты спастись, дочь моя, сделай, как я тебе советую, и будешь блаженна во веки. Евдокия отвечала: — Если бы не запечатлелись в моем уме читанные тобой слова, которые я так ясно слышала в прошедшую ночь, я и не позвала бы тебя сюда. Возьми же у меня, отче, сколько хочешь золота и побудь здесь несколько дней, поучая меня вашей христианской вере и наставляя в добродетели, чтобы я, раздав мои богатства и имение и все, как следует, устроив, могла следовать за тобой, куда бы ты ни пошел. Блаженный Герман на это сказал: — Не надо мне золота: довольно для меня и надежды на твое спасение, и это для меня — уважительная причина замедлить здесь несколько дней, если я найду погибшую овцу и приведу ее в ограду Христову. Посему, хотя я и спешил в свою обитель, однако, пробуду здесь немного дней ради твоего обращения к Богу.
Ты же сделай все, что я говорю, — призови одного из христианских пресвитеров, которые живут в этом городе, и пусть он, научив тебя, крестит по церковному чину, ибо в этом начало и основание спасения, а затем все другие богоугодные занятия пойдут своим порядком. Услышав это от блаженного старца, Евдокия призвала одного из слуг своего дома и велела ему сейчас же идти в церковь христианскую и просить пресвитера немедленно прийти к требующему его; при этом запретила говорить, кто именно требует и зачем. Пресвитер скоро пришел. Увидев его, Евдокия поклонилась ему до земли, облобызала его ноги и сказала: — Умоляю тебя, господин мой, поведай мне о вашей вере: хочу и я сделаться христианкой. Пресвитер, удивленный такою речью, спросил Евдокию: — Какая же твоя вера, что ты желаешь перейти в благоверие христианское? Она ответила: — Я самарянка, как по происхождению, так и по вере, и была я супругой всего мира. Исповедаю перед тобою в одном слове всю истину. Я — море многих зол, когда же я услышала, что грешники, если не покаются и не сделаются христианами, то будут по смерти мучиться в вечном огне, тогда я решила в уме своем стать христианкой. Пресвитер на это сказал: — Если ты была морем грехов, будь теперь пристанищем спасения; если ты была колеблема многими ветрами, войди ныне в тихую пристань; и если ты подвергалась сильному волнению, ищи теперь утренней росы, с неба сходящей; если ты долгим наводнением была затоплена, ищи отныне доброго кормчего, да направит он тебя безопасно в свою тихую пристань, где сокровища всякой правды; приложи старание, чтобы сделаться наследницей находящихся там благ.
Земное свое богатство раздай нуждающимся и освободи себя от печали греховной, а вместе и от тьмы и от огня неугасимого, ожидающего тебя, если не раскаешься. Евдокия, слыша это, прослезилась и, ударив себя в грудь, сказала: — Правда ли, что у вашего Бога нет милости к грешникам? Пресвитер ответил: — Кающимся грешникам, по принятии ими знамения веры, то есть святого крещения, Господь прощает все грехи прежней жизни, жизни неверия, а остающимся в грехах и не думающим о покаянии нет прощения, и таковые без милости будут мучимы. Ведь у нас воистину много сокровищ золота, серебра и дорогих каменьев, всякого рода удовольствий и наслаждений, к тому же есть изобилие рыб и птиц и безмерное количество всяких снедей и напитков. Что же больше всего этого найдется там, на небе? Но если хочешь их получить, забудь гордость и радости этой жизни, не вспоминай сладостей этого мира. Евдокия отвечала: — Да не будет, господин мой, того, чтобы я возлюбила что-нибудь временное и скоро погибающее больше бессмертной и блаженной жизни, но вот в чем я хочу увериться, отче: ужели, приняв христианскую веру, я могу иметь твердую и несомненную надежду на то, что приду к той бессмертной жизни, о которой ты говоришь? И какое ты мне дашь доказательство, чтобы увериться мне в справедливости твоих слов? Каким, наконец, образом узнаю я о прощении множества моих грехов вашим Богом?
Ибо если имеющиеся у меня богатства, которых с избытком хватит на всякие удовольствия и наслаждения в течение многих лет моей жизни, я раздам нуждающимся, как ты мне советуешь, а потом не получу обещанного тобою; тогда что может быть прискорбнее и затруднительнее этого последнего бедственного положения, из которого у меня уже не будет никакого выхода? Ведь люди, которых я оскорбила дурным к ним отношением, если б я вздумала у них попросить помощи в своем несчастии, с презрением отвернулись бы от меня. Потому я и печалюсь и смущаюсь, что недостаточно уверена в будущем. Мне хотелось бы большего знания и уверенности в том, что ты с таким великодушием обещаешь, ссылаясь на милосердие Бога вашего, легко прощающего грехи кающимся. Если я уверюсь в этом вполне, то спокойно уже стану раздавать все свое имение и пойду, куда ты зовешь меня, и буду служить Единому Богу все дни моей жизни и, как прежде я для многих служила образцом беззакония, так теперь буду лучшим образцом покаяния. И не удивляйся, отче, моим сомнениям: я впервые слышу все это, новое и неожиданное, чего в наших книгах и вере самарийской, в которой я воспитана, я никогда не только не слыхала, но даже и следа такого учения не находила. Пресвитер сказал ей: — Не смущайся, не колеблись мыслями, Евдокия! Не давай рассеиваться уму своему: то, что тебя смущает, есть ухищрение начальника злобы и завистника твоего спасения, диавола. Этот злобный дух, как только увидел, что ты пробуждаешься для служения Христу, тотчас же, чтоб уничтожить это доброе намерение, поднял в сердце твоем такие сомнения.
Он надеется чрез страх отвратить тебя от правого пути и опять укрепить в прежней греховной жизни для того, чтобы, позорно связав тебя пристрастием к мирским наслаждениям и похотям и совершенно поработив себе, увлечь тебя к смерти и погибели. Ибо его коварный замысел, его единственное и усердное старание — отвлекать людей от доброго пути, вести их к развращению и тем сделать их сообщниками своего вечного мучения в неугасимом огне. Господь Бог же наш, в благости, неизреченной милости и человеколюбии Коего ты желаешь увериться, готов, как ты уже слыхала, издали, принять кающихся по-отечески, с распростертыми объятиями, и, простив грехи, даровать им жизнь вечную. В этом ты уверишься, если устремишь ум свой от земли горе, если, оставив временные заботы, будешь размышлять о вечной жизни. Но для сего нужна сосредоточенная и смиренная молитва , ибо только таким образом Бог примиряется с душою, в душе замечается Божественный свет, открывающий всю истину, и человек ясно видит, в чем ничтожество этого кратковременного мира и что такое век будущий, насколько пагубны наслаждения этой жизни и насколько благ Господь и безмерно Его милосердие. Итак, если только хочешь спастись, послушай меня, отбрось свои драгоценные одежды, оденься в плохие и, затворившись в уединенной горнице твоего дома, пробудь там семь дней, вспоминая свои грехи и исповедуя их со слезами пред Богом, Создателем твоим. Постись и моли Господа нашего Иисуса Христа просветить тебя и наставить, что должна ты делать, чтобы благоугодить Ему. Поверь мне, не напрасно сделаешь ты все, что я советую тебе: милосерд и безмерно благоутробен наш Владыка и еще издали встречает Своею благодатью заботящихся об обращении к Нему, ибо всегда Он радуется покаянию грешника. Видя, что Евдокия согласна на его советы, пресвитер встал и пошел, говоря ей на прощанье, как бы пророчески, такие утешительные слова: — Христос Бог, оправдавший мытаря и помиловавший грешницу, плакавшую у ног Его, да оправдает и помилует и тебя, и сделает имя твое славным по всей земле.
Как только пресвитер ушел, блаженная Евдокия тотчас призвала рабыню и сказала ей: — Если кто-либо пожелает видеть меня и придет сюда с намерением войти ко мне, позаботься, чтобы он не узнал, что я дома; пусть никто и ни в каком случае не говорит ему обо мне; скажите, что я по некоторому делу ушла в дальнее селение и пробуду там немалое время; строго прикажи и привратнику никого не впускать сюда; пусть прекратятся все обычные работы и занятия в моем доме, и те, что готовят мне ежедневно кушанья для обеда, отныне пусть не вносят их сюда; затворите также большие ворота при доме, пока я не велю опять открыть их, и сделайте вообще все так, как будто меня нет дома. Отдав рабыне такие приказания, она сказала блаженному Герману: — Умоляю тебя, отче, объясни мне, о чем я тебя спрошу: зачем вы, монахи, живете в пустынных местах, уклоняясь от удовольствий общественной жизни? Ужели вы находите в пустынях больше наслаждения? Живущий в городе очень легко подвергается греховному падению либо одолеваемый слабостью природы, либо прельщаемый диаволом, или же соблазняясь видом красивых лиц и слыша блудные речи: отсюда и возникают нечистые помыслы и сквернят душу. А для оскверненной души уже закрыт вход в царство небесное до тех пор, пока она не очистится покаянием, ибо на небе престол только вечного света, истинного веселья и необманчивых наслаждений, престол, не имеющий никакой тьмы, печалей и скорбей, ни злых дел. Вот видишь, почему мы в пустыни уходим: мы хотим сохраниться от греха в предстоящие дни жизни нашей, а прежние наши прегрешения очистить суровостью пребывания в пустыне и, таким образом, облегчить себе путь к указанному блаженству. Все старания и заботы наши устремлены на то, чтобы сохранить тела наши неоскверненными и ум неповрежденным злыми помыслами и чуждым всяческой злобы, лукавства, лицемерия, ропота и клеветы, зависти, ярости и гнева. И таким-то образом мы уподобимся ангелам, как возвестил нам святыми Своими устами Христос в Евангелии. Богатство, как бы ни был к нему привержен человек и как бы ненасытно его не собирал, нисколько не поможет в получении небесного царства: оно, как мертвец, лежащий в гробу, не окажет содействия.
Посему, если мы хотим получить прощение грехов своих, то постараемся в остальное время жизни нашей идти путем заповедей Господних, по стезям правды и истины, растерзаем, как одежду, сердца свои сокрушением о грехах и станем непрестанно взывать к Богу; таким образом мы и очистим греховную грязь, о которой говорит Давид: «Смердят, гноятся раны мои от безумия моего» Пс. А чтобы мы всегда воспевали в молитве словеса Господни, тот же Давид вспоминает: «Как сладки гортани моей слова твои! Лучше меда устам моим» Пс. Настолько сладки словеса Господни, что превосходят всякую сладость всех самых сладких яств и самых дорогих напитков и гораздо более укрепляют душу, нежели пища тело. Поэтому и говорит о них Божественное Писание: «Вино веселит сердце человека, и хлеб укрепляет сердце человека» Пс. Они поистине являются как бы хлебом и вином для души человеческой, ибо если человек прилежно и неустанно поучается в них, то они, давая крепость и веселье сердцу, освобождают грешника от всех скверных дел и оправдывают пред Господом. Посему, сняв с себя красивую одежду и одевшись в наиболее скромную, всей мыслью устремись к покаянию чрез добрые дела, сей на земле обильные слезы, чтобы пожать на небе радость и вечное веселье; загаси слезами пламень грехов твоих, и сподобишься утешения от Господа и войдешь в радость праведных. Плачь о беззакониях своих, которые диавол сделал сладкими для твоего сердца, и пусть ради слез твоих ангел, ходатай о спасении, приблизится к тебе; высуши зловонную грязь тления, в которой ты долго валялась, ту грязь, что засосала и удерживала тебя во власти творца всякого зла, дабы стать тебе с этого времени участницей райского наслаждения; отплати и отяготи унынием того, кто, соблазняя тебя похотями, обременил грехами. Потрудись усердно для Бога, чтобы явиться наследницей немеркнущего света и, как пчела, будь доброй делательницей, собирая правду со многих святых дел и непрестанно заботясь об угождении Богу.
Эта речь Германа глубоко запала в сердце Евдокии, уже приготовленное тем, что он говорил ей прежде. Скорбя о грехах, в умилении поверглась она пред ногами его, говоря: — Умоляю тебя, человек Божий, заверши то дело, что ты начал для меня, с подобающей честью и представь меня чистой Богу твоему, чтобы не стать мне посмешищем для желающих прельстить меня, а совершивши начатое дело, сподобиться блаженства чрез твое спасительное учение. Не отнимай искусной руки от приготовленной доски, пока не изобразишь во мне Христа вполне. Герман отвечал ей: — Пребывай, чадо мое, в страхе Господнем и, затворившись в своей горнице, молись Ему неустанно со слезами, пока Он истребит и очистит все грехи твои и даст тебе несомненную уверенность в Своей милости: благ и милосерд Господь наш Иисус Христос, скоро Он окажет тебе Свою милость и не замедлит утешить тебя Своею благодатью. Сказав это, блаженный Герман помолился Богу, осенил Евдокию крестным знамением и затворил ее в ее спальне, обещав остаться в Илиополе для нее семь дней. Когда Евдокия провела семь дней в посте и молитве, блаженный Герман пришел к ней и, отворивши двери, велел ей выйти из спальни. Увидевши, что она стала лицом бледна, телом исхудала, имеет смиренный взор и вообще вид ее далеко разнится от прежнего, он взял ее за руку и велел сесть. Потом, помолившись Богу, сам сел с ней и стал спрашивать ее: — Скажи мне, чадо мое, о чем размышляла ты в эти семь дней, что ты узнала, что видела, что тебе было открыто? Она сказала: — Все расскажу, отче святой.
Я усердно молилась все семь дней, как ты научил меня. В прошедшую ночь, когда я так же, лежа крестообразно ниц на земле, молилась и плакала о грехах своих, осиял меня великий свет, превосходящий свет лучей солнечных. Я подумала, что это взошло солнце, встала с земли и вдруг увидела светлого и страшного юношу, одежды которого были белее снега. Он, взяв меня за правую руку, поднял на воздух и, поставив на облако, повел меня к небу. И был там великий и пречудный свет, и видела я бесчисленное множество белоризцев, радующихся и улыбающихся друг другу и несказанно веселящихся. Они, увидевши, что я направляюсь к ним, встречали меня с ликованием и радостно приветствовали, как сестру. Когда же я, окруженная ими и сопровождаемая, хотела войти в эту светлую область, несравненно превосходящую светом лучи солнечные, вдруг на воздухе явился некто, страшный видом, черный как сажа, уголь и смола. Это было страшилище, превосходящее всякую черноту и тьму. Устремивши на меня ужаснейший и яростнейший взор, скрежеща зубами и бесстыдно нападая, он пытался вырвать меня из рук моего провожатого; при этом он сильно закричал, так что голос его разнесся по всему воздуху: — Ужели вы, — кричал он, — хотите ввести ее в Царство Небесное?
За что же я, усердно занимаясь на земле уловлением людей, напрасно трачу труд? Вот эта, например, всю землю осквернила блудодеянием и всех людей развратила мерзостью своего прелюбодейства. Все, что у меня было хитрости и силы, все я потратил на нее одну: я достал для нее любовников из людей благороднейших и богатейших и притом бесчисленное множество, и из растраченных на любовь ее богатств она собрала такое множество золота и серебра, какое едва ли найдется и в царских сокровищницах. Я с гордостью думал, что имею ее в своих руках, как свое победоносное знамя и непобедимое оружие, при посредстве коего я могу торжествовать над людьми, отпадающими от Бога и попадающими в мои сети. И что же теперь, ужели ты до такой ярости на меня дошел, архистратиг Божьих сил , что повергаешь меня под ноги этой блудницы? Разве гнев твой на меня еще не утолился тем, что ты мстишь мне все больше и безжалостнее с каждым днем? Ужели даже и эту мою истинную рабу, купленную мною столь дорогой ценой, ты хочешь у меня отнять? Должно быть, ничего уж не остается на земле истинно и неотъемлемо моего! Я боюсь, что ты и всех, что доселе живут, грешных, исторгнешь из рук моих, представишь Богу, как достойных быть наследниками царства небесного!
Тщетны мои заботы! Напрасен мой труд! За что ты так свирепо нападаешь на меня? Оставь ярость и ослабь немного узы, коими я связан, и ты увидишь, как я в мгновение ока истреблю с земли род человеческий и даже наследников у него не оставлю. Я свержен с неба за одно только неповиновение, а ты злейших грешников, дерзнувших посмеяться над Богом и многими годами тяжко Его прогневляющих, вводишь в царствие небесное! Если тебе это так приятно, так собери лучше в один час со всех концов земли всех людей, проводящих не человеческую, а скотскую, звериную жизнь, и приведи их всех к Богу, а я скроюсь в тьму и совсем погружусь в бездну уготованных мне вечных мук. Когда он гневно и с великою яростью говорил такие и им подобные речи, водящий меня грозно взирал на него, а обращаясь ко мне, ободряюще улыбался. И послышался голос из оного света, говорящий: — Так угодно Богу, милосердующему о сынах человеческих, дабы грешники, если принесут покаяние, были приняты на лоно Авраамово. И снова был голос к водящему меня: — Тебе говорю, Михаил , хранитель Моего Завета, отведи сию жену туда, откуда ты взял ее, — пусть совершит свой подвиг: ибо я Сам буду с нею во все дни ее жизни.
И он тотчас же поставил меня в моей спальне и сказал мне: — Мир тебе, раба Божья Евдокия! Мужайся и крепись, благодать Божья теперь с тобою и всегда будет во всяком месте. Ободренная этими словами, я спросила: — Господин мой, кто ты? Скажи мне, чтобы я знала, как веровать истинному Богу и как мне получить истинную жизнь? И велика радость бывает на небе в ангельском лике всякий раз, как какой-нибудь грешник обращается к чистому свету покаяния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа человеческая, которую Он издревле Своими пречистыми руками создал по подобию Своего образа. Потому и ангелы все сорадуются, когда видят человеческую душу, украшенную правдой, поклоняющуюся вечному Отцу, и все приветствуют ее, как сестру свою, ибо, отвергнувши греховную тьму, она обращается к живому Богу, общему Отцу всех сынов света, и безвозвратно к Нему присоединяется. Сказав это, он осенил меня крестным знамением; я поклонилась ему до земли и, когда я кланялась, он отошел на небеса. Блаженный Герман сказал ей: — Уверься отныне, дочь моя, и более не сомневайся, что есть на небе истинный Бог, готовый принимать кающихся во грехах своих и вводить их в Свой вечный свет, где Он царствует, окруженный служителями Своего царства — святыми ангелами.
В житии преподобномученицы говорится, что перед крещением женщине явился архангел Михаил. Он помог ей отринуть сатану и освободиться от объятий нечистого. Бывшая блудница, принявшая христианство, отказалась от своего состояния в пользу Гелиопольского епископа Феодота. Затем она отправилась в женский монастырь для совершения пострига. Недалеко находилась обитель монаха Германа. Когда в женском монастыре умерла игуменья, добродетельную и аскетичную Евдокию избрали в качестве ее преемницы. Местные власти по слухам узнали, что в женской обители хранятся огромные сокровища. Воины, посланные правителем, решили заняться обыском монастыря. В житии преподобномученицы говорится, что в течение трех дней воинам был закрыт доступ в женскую обитель. Их удерживала божественная сила. Позже они погибли во время нападения огромного змея.
Особенно в это время люди почитали ласточек. Эти птицы символизировали материнство и отцовство, как считали наши предки. Из-за этого люди начинали подкармливать птиц. Они бросали им хлебные крошки. Поскольку уже начинается весна, скоро нужно будет выходить и в поле. А праздник был началом для проведения работ в полях. С этого дня женщины начинали собирать ветки, которые были уже сухие. Они также разводили в своих домах огонь. Считалось, что так весна станет ближе. Принято было также делать рассаду в горшочки. Если сделать это, то рассада будет крепка. Она также будет хорошо переносить заморозки.
По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. В этот день нельзя строить планы, задумывать и просчитывать те или иные дела — всё задуманное не осуществится, постоянно будет что-то мешать. Лучше даже не думать ни о чём важном. Нельзя делать крупные покупки квартира, машина, бытовая техника, электроника — не прослужит долго, придёт в негодность, сломается, доставит немало проблем. Нельзя отказывать в помощи, в милостыне. По старинным поверьям, на жадного человека, который не стал помогать просящему, перейдут грехи умерших родственников. Если вы сделали добрый поступок, нельзя им хвастаться — типун выскочит на языке. Если так случилось, что после захода солнца приходится выходить из дома или с работы, то перед выходом стоит прочитать молитву или взять амулет. Женщинам нельзя делать стрижку — мужчины перестанут любить и обращать внимание. Нельзя обижать ласточек, ловить, ругать их, разрушать ласточкины гнёзда, брать в руки самих ласточек или их яйца — к большому несчастью. Фото: МК в Бурятии По народным приметам, если 14 марта дует тёплый ветер — к мокрому лету. С какой стороны подует ветер, с той стороны будет часто дуть весной и летом.
День святой Евдокии Илиопольской: что можно и нельзя делать, приметы
А между тем был такой период, когда на Руси это имя считалось самым популярным, особенно среди людей низших и средних сословий. И это вовсе не случайно. До 1492 года русское церковное и светское летоисчисление велось от Сотворения мира и год начинался 1 марта. В этот же день Православная Церковь поминала блаженную мученическую кончину святой Евдокии Илиопольской. Святая Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна 98—117 гг. Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия.
Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни.
Злые силы могут наслать на вас беду.
Женщинам нельзя подстригать волосы — вместе с ними можно отрезать и любовь. Не стоит сегодня мыть дома пол, также возится с тестом. Наши предки верили, что нельзя убирать изморозь с окон — по примете, нечисть начнет заглядывать и слать разные неприятности — ссоры, скандалы и беды. Сны: Сон с 13 на 14 марта сбудется в ближайшее время.
Важно и то, что приснилось: бумагу рвать — к шуму;.
Преподобный Аврамий, оставшийся в этом монастыре в благодарность Божией Матери за свое исцеление, рассказал преподобному Мартирию о тайном месте, над которым он видел сияющий Крест звезд. На этот раз он получил благословение Старца. Затем он поселился в Зеленце зеленый остров , красивом острове в лесистом болоте. Суровой и мучительной была жизнь преподобного в пустыне, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не могли поколебать его решимости. Он построил небольшую часовню во славу и в благодарность Господу и Пресвятой Богородице. Он вновь сподобился увидеть во сне икону Божией Матери. На этот раз он плыл по морю. Справа от иконы он увидел архангела Гавриила, который велел ему приложиться к иконе.
Святой Мартирий ушел в воду, и икона стала тонуть в море. Тогда святой вскрикнул, и волна вынесла его на берег. При этом значок исчез. Пустыня была освящена жизнью отшельника, и многие стали прибывать не только для того, чтобы наставляться словом и примером преподобного, но и поселиться там вместе с ним. Увеличение числа учеников побудило преподобного построить храм во имя Живоначальной Троицы, где он поместил свои иконы Троицы и Тихвинской Божией Матери. В знак благодати Божией, почивающей на обители преподобного Мартирия, его ученику, святому Гурию, было позволено видеть на небе крест, сияющий над крестом на вершине храма. Это было началом Троицкого Зеленецкого монастыря, «зеленой пустыни Мартириевой обители». Господь благословил труды его, и благодать Божия воссияла на нем видимым образом. Слава о его проницательности и даре врачевания стала известна многим. Многие именитые люди Новгорода стали присылать монастырю дары.
На средства благочестивого боярина Феодора Сыркова был построен и освящен отапливаемый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о первом храме в Великих Луках, от которого святитель начал свой путь к Богу. Святой Мартирий продолжал получать помощь от Божией Матери. Она явилась ему на скамье в углу, где стояли иконы. Святитель вспоминал: «Я смотрел на Нее, не опуская глаз... Я смотрел на Ее святой лик, на Ее глаза, полные слез, готовых стекать по Ее всечистому лику. Я очнулась от сна и испугалась. Я зажег свечу от лампады, чтобы видеть, сидит ли Пречистая Дева на том месте, где я видел Ее во сне. Я подошел к иконе Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица, как Она изображена на моей иконе». Вскоре после этого около 1570 года святой Мартирий был рукоположен во священники в Новгороде архиепископом Александром или Леонидом. В 1582 году он уже был игуменом.
Один из бывших ухажеров Евдокии, Филострат, разжигаемый похотью, решил вернуть святую к ее прежнему ремеслу. Хитростью проникнув в жилище, где подвизались женщины, он лестью и обманом стал уговаривать блаженную покинуть обитель. Беседа закончилась тем, что обманщик, подобно евангельским героям Анании и Сапфире Деян. Но Господь, явившийся во сне святой, повелел ей помолиться около мертвого тела. Воскрешенный Филострат, раскаявшись в своих дурных намерениях, восславил истинного Бога и, получив наставления от Евдокии, вернулся обратно в город.
Следующее искушение пришло к святой Евдокии от самого царя, правившего той местностью. Оставшиеся в городе ее прежние поклонники, за счет которых она когда-то обогатилась, решили отомстить блаженной, написав правителю, Аврелиану, что Евдокия сбежала в пустыню с большим количеством золота, равного царской казне. Жадный до денег царь, услыхав о таком богатстве, дал зачинщикам триста воинов, которые окружили место, где подвизалась вместе с другими христианками святая. Все попытки воинов проникнуть в общину закончились безуспешно, потому что невидимая Сила Божия их не допускала. К тому же неведомо откуда появился змей, поразивший своим ядом солдат.
Только троим из них удалось вернуться назад и все рассказать царю. Святую Евдокию объявили волшебницей и отправили на ее поимку новый отряд, который возглавил сын самого правителя. Но той же ночью сын царя, упав с лошади и получив сильную травму, скончался. Опечаленному правителю пришел на помощь воскрешенный Евдокией Филострат. Он убедил царя не преследовать святую, а написать ей письмо с просьбой, чтобы она помолилась Богу об оживлении мертвеца.
На просьбу правителя Евдокия дала смиренный ответ, заверяя царя, что Господь может вернуть отцу сына только в том случае, если у того будет вера. Посланник, вернувшись с ответом от святой, вразумленный Богом, прежде чем передать письмо, положил его на тело мертвого царского сына, призвав имя Христово. Какового же было у всех удивление, когда тот открыл глаза и предстал здоровым и невредимым. Это чудо способствовало тому, что весь царский дом уверовал и принял крещение. В благодарность правитель соорудил церковь в том месте, где жила святая с другими сестрами.
Царская дочь присоединилась к общине Евдокии, сын стал диаконом, а со временем — и епископом.
Празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
Сегодняшнему дню покровительствует преподобномученица Евдокия Илиопольская, которая прославилась добрым отношением к нуждающимся людям. Также этот день называют Евдокия Свистунья, Авдотья Весновка и Авдотья Плющиха. Впоследствии по молитвам преподобномученицы восстали из мёртвых её гонители: сын Илиопольского правителя Аврелиана, ставший позднее диаконом, а со временем и епископом; следующий наместник Илиополя язычник Диоген и его слуги, преследовавшие христиан. Церковное название: преподобномученица Евдокия Илиопольская, игуменья. Значение: почтение памяти святой Евдокии родом из города Илиополя. Краткое житие преподобномученицы Евдокии ИлиопольскойСвятая Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (98–117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия Илиопольская.
Преподобномученица Евдокия Илиопольская | Тест Кати Р.
Преподобномученица Евдокия являет нам пример такой радости, когда душа восстаёт из греховного состояния и в человеке пробуждается образ Божий. Преподобномученица Евдокия полностью изменила свою жизнь, стала светочем и образцом для многих. Ежегодно 14 марта православная церковь чтит память преподобномученицы Евдокии Илиопольской. Информация Новости Контакт Род занятий ByteDance. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ: Преподобномученица Евдокия Илиопольская, игумения. 2020-03-14 by Tatiana Gultiaeva ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Житие святой Евдокии Илиопольской. Преподобномученица Евдокия родилась в Самарии во времена правления императора Траяна и жила в городе Илиополь, расположенном в Финикии Ливанской. Краткое житие преподобномученицы Евдокии ИлиопольскойСвятая Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (98–117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия Илиопольская.
Именины Евдокии
Владимир Легойда Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ «Споры о том, нужен ли православному приходу свой сайт, остались уже далеко в прошлом. Присутствие в интернете из предмета дискуссий превратилось в насущную необходимость. Более того, чтобы идти в ногу со временем уже не достаточно просто создать в Сети страницу. Современный сайт должен отвечать современным же представлениям о качественном дизайне и функционале.
Но скажи мне вот о чём: в твоей книге сказано, что богатых ждёт вечный огонь. Неужели это правда? Моё богатство огромно, и я боюсь, что же ожидает меня… — А есть ли у тебя муж, госпожа? Но я удивляюсь: за что богатые будут так наказаны? Разве Бог ненавидит их? Бог добр и милостив.
Но богатство, приобретённое греховным путём, противно Создателю. Если человек заработал деньги усердным трудом, или получил их в наследство от родителей; если он тратит их на добрые дела, помогает бедным — такой богач угоден Господу. Важно А того, кто ограбил или толкнул на преступления другого, и этим получил золото, богатство утащит на дно ада. Я часто помогаю бедным; одела немало нагих, накормила голодных, а некоторым и денег дала! Поэтому, даже если ты истратишь часть этих денег на добрые дела, — это лишь совсем немного облегчит твою вину. Представь себе: когда кто-то ходит босыми ногами по колючкам и ранит свои ноги до крови, — поможет ли ему, если он вытащит несколько заноз, а сам продолжит своё безумное дело? Так и ты — непрестанно грешишь и ранишь свою душу. Добрые дела помогут тебе лишь после того, как ты изменишь сам образ своей жизни, прекратишь соблазнять мужчин и познаешь истинную веру во Христа, Который распялся ради нашего спасения. Отец Герман испытующе посмотрел на хозяйку жилища.
Евдокия быстро опустилась на колени и поклонилась Божьему служителю. Затем произнесла: — Умоляю тебя, господин мой, расскажи мне о вашей вере! Я хочу сделаться христианкой! Земное своё, нажитое грехом, богатство раздай нуждающимся, оставь нечистую жизнь — и избавишься от вечных мучений. Но тех, кто не хочет отказаться от греха ждёт вечная мука! Евдокия немного помолчала, а затем задумчиво произнесла: — Неужели там, на небе, в Царствии Божьем есть что-то лучшее земных радостей? У нас есть золото и серебро, вкусные лакомства и вина, весёлые развлечения… А что там? Но, чтобы получить их, надо избавиться от привязанности к земным греховным развлечениям. Божий служитель ещё поговорил с кающейся грешницей о спасении души, а затем ушёл, посоветовав ей провести несколько дней в посте и сосредоточенной молитве.
Евдокия исполнила его слова. Она велела слугам никого не впускать в дом, а сама закрылась в своей комнате. Молодая женщина ничего не ела и не пила, не видела человеческого лица. Она усердно молилась, прося Господа простить её прегрешения и научить праведной жизни. Так провела она целых семь дней. В последнюю ночь её затвора Бог укрепил веру Евдокии дивным видением. Бледные лучи ночного светила лились через окно в тёмную комнату, высвечивая хрупкую фигуру молодой женщины, крестообразно лежащей на полу. Евдокия горько плакала о своих грехах и умоляла Создателя помиловать её. Вдруг яркое сияние разлилось вокруг.
Кающаяся подняла голову и увидела юношу с сияющим как солнце лицом, облачённого в белоснежные одежды. Небесный посланник взял Евдокию за руку и повёл за собой. Они пошли по воздуху, ступили на лёгкое пушистое облако и поплыли по небу. Свет становился всё ярче. Источник сияния был где-то впереди, там, куда вёл раскаявшуюся грешницу чудесный спутник. Навстречу им вышло множество небесных жителей в сияющих одеяниях. Они радостно приветствовали Евдокию, как родную сестру, возвратившуюся из дальней чужой страны. И вдруг, среди этого сонма небожителей появилось страшное чудовище. Оно было черно, как смола, и так отвратительно, что для описания его не хватило бы человеческих слов.
Я потратил на эту женщину много трудов, возлагал на неё великие надежды! Она была моим победоносным знаменем, оружием, с помощью которого я побеждал людей! Неужели ты, Архистратиг Михаил, отнимешь её у меня?! Светлый муж, державший за руку Евдокию, то грозно взирал на чудовище, то, обернувшись к трепещущей от страха женщине, ободряюще смотрел на неё. Вдруг из видневшегося впереди сияния раздался дивный голос: — Так угодно Богу, милостивому к сынам человеческим, чтобы раскаявшиеся грешники были приняты в рай. Ты же, Михаил, верный мой служитель, отведи эту женщину туда, откуда взял её. Пусть совершит свой подвиг, а Я всегда буду помогать ей. Совет И облако поплыло по небу в обратную сторону. Исчезло вдали чудесное райское сияние, сделались невидимыми небесные жители и страшный дьявол.
Архангел Михаил — дивный спутник Евдокии — поставил женщину на пол её спальни. Божья благодать всегда будет с тобою! Я забочусь о кающихся грешниках и ввожу их в вечную жизнь. С этими словами он осенил Евдокию крестным знамением и вновь поднялся в небеса, оставив её одну в комнате. Неземная радость наполняла душу новой служительницы Господней. Теперь она твёрдо верила, что Царство Небесное, ожидающее её, прекраснее всех земных радостей, и была готова трудиться всю свою жизнь, чтобы попасть в него.
В мучении Е.
Димитрия Oxon. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония между 1334 и 1343. Единолично в рост, погрудно или по пояс , с крестом в правой руке или со свитком в левой, др. Афонской книге образцов - РНБ. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония 1317-1318 ,- по пояс и в ц. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия ок.
Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. Екатерины на Синае - в рост. В росписи храмов изображение Е.
На глазах у всех присутствовавших юноша ожил. Преподобная Евдокия возвратилась в свой монастырь, в котором подвизалась 56 лет. В 152 году, при императоре Антонине, она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и обезглавили. Так святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила себе тройной венец в Царствии Небесном. Молитвами святой преподобномученицы Евдокии да укрепит в нашей душе Господь спасительную память о смерти. Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской, глас 8: Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, тленных и красных, и временных забытием претекла еси, яко Слова ученица: пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венцев сподоби тя, славная Евдокие, преподобная страстотерпице: моли Христа Бога, спастися душам нашим. Перевод: Правотой духовной душу твою соединив с любовью Христовой, смертного, земных благ и временного ты миновала, как Христа ученица: постом сначала умертвив страсти, а потом страданием победив врага [диавола]. Поэтому Христос особо увенчал тебя, достойная славы Евдокия, преподобная страстотерпица, моли Христа Бога спастись душам нашим. Кондак преподобномученице Евдокии Илиопольской, глас 4: Во страдании твоем добре подви-завшися, и по смерти нас освещаеши чудес излиянии, всехвальная, верою прибегающих в Божественную церковь твою, и торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие: да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпнем. Перевод: В подвиге твоем искусно подвизаясь и после смерти нас освящаешь чудес излияниями, достойно прославляемая, с верой приходящих в Божественную церковь твою, и прославляя, молим тебя, преподобная мученица Евдокия об избавлении от болезней душевных и получении чудесной благодати. Величание Величаем тя, страстотерпице святая Евдокие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Источник сияния был где-то впереди, там, куда вёл раскаявшуюся грешницу чудесный спутник. Навстречу им вышло множество небесных жителей в сияющих одеяниях. Они радостно приветствовали Евдокию, как родную сестру, возвратившуюся из дальней чужой страны. И вдруг, среди этого сонма небожителей появилось страшное чудовище. Оно было черно, как смола, и так отвратительно, что для описания его не хватило бы человеческих слов. Я потратил на эту женщину много трудов, возлагал на неё великие надежды! Она была моим победоносным знаменем, оружием, с помощью которого я побеждал людей! Неужели ты, Архистратиг Михаил, отнимешь её у меня?!
Светлый муж, державший за руку Евдокию, то грозно взирал на чудовище, то, обернувшись к трепещущей от страха женщине, ободряюще смотрел на неё. Вдруг из видневшегося впереди сияния раздался дивный голос: — Так угодно Богу, милостивому к сынам человеческим, чтобы раскаявшиеся грешники были приняты в рай. Ты же, Михаил, верный мой служитель, отведи эту женщину туда, откуда взял её. Пусть совершит свой подвиг, а Я всегда буду помогать ей. Совет И облако поплыло по небу в обратную сторону. Исчезло вдали чудесное райское сияние, сделались невидимыми небесные жители и страшный дьявол. Архангел Михаил — дивный спутник Евдокии — поставил женщину на пол её спальни.
Божья благодать всегда будет с тобою! Я забочусь о кающихся грешниках и ввожу их в вечную жизнь. С этими словами он осенил Евдокию крестным знамением и вновь поднялся в небеса, оставив её одну в комнате. Неземная радость наполняла душу новой служительницы Господней. Теперь она твёрдо верила, что Царство Небесное, ожидающее её, прекраснее всех земных радостей, и была готова трудиться всю свою жизнь, чтобы попасть в него. Дверь комнаты отворилась, и на пороге показался отец Герман. Молодая женщина послушно пошла за своим наставником.
За проведённое в покаянии время она сильно изменилась. Лицо её сделалось бледным, а тело — худым. Зато в очах Евдокии светилось новое, не присущее им раньше выражение мира и глубокого упования на Господа. Всё это заметил своим опытным взором пожилой монах. Евдокия, не скрывая ничего, рассказала старцу о том, как она каялась, и какую дивную милость даровал ей Создатель. Я же пойду в свою обитель, а потом, если Господу будет угодно, снова возвращусь к тебе. Я опасаюсь, что он как-нибудь перехитрит меня, соблазнит, — и я совсем погибну!
А я скоро вернусь к тебе. Благословив Евдокию, отец Герман отправился в свой монастырь. Молодая женщина, проведя ещё несколько дней в покаянии и молитве, отправилась к епископу Илиополя. Припав к ногам владыки, раскаявшаяся грешница стала просить окрестить её. Епископ, уже слышавший от побывавшего в доме Евдокии священника о её покаянии, с радостью исполнил просьбу молодой женщины. Крещение — это рождение для новой жизни, жизни во Христе. Когда человек крестится, ему прощаются все сделанные им грехи, а он отрекается от диавола и всех его дел и обещает впредь посвятить свою жизнь на служение Господу.
Евдокия с горячей верой приняла святое таинство. Окрестившись, она решила разорвать все узы, связывавшие её с греховным прошлым. Молодая женщина наделила имуществом всех своих рабов и рабынь и отпустила их на свободу. Затем собрала все свои несметные богатства и стала просить епископа взять их и раздать бедным. Владыка удивился силе веры вчерашней грешницы и с радостью исполнил её просьбу. Чудотворные иконы — достояние христианского вероисповедания. Через образы святых угодников и поныне снисходит благодатная помощь небесных заступников.
Святая Евдокия, благоверная княгиня московская, при жизни явила себя как покровительница обездоленных, несчастных, вдов и сирот. К ее чудотворному образу многие люди обращаются самых тяжелых ситуациях, моля о чуде и заступничестве. История иконы Возлюбленная Дмитрия Донского была рождена в знатной семье. Рано овдовевшая Евдокия нашла смирение и новую жизнь в монашестве. При мирской и праведной жизни в ней открылись божественные силы, которые она всячески скрывала от злых и недостойных глаз. Честь вдовы порочила гневная клевета, исходящая от завистливых людей. Даже сыновья усомнились в верности и боголюбии собственной матери.
Евдокия собрала всех детей в своих покоях, показав, как тело ее иссохло от постоянных постов, а тело ее покрывала одежда, умерщвляющая плоть. Печать скорби о муже и любовь к Христу заставили ее прибегнуть к подобным действиям. Сыновья умоляли о прощении, раскаиваясь и желая мести злым клеветникам. Евдокия запретила им мстить и чернить собственную душу. С ее именем связанно также историческое и духовное событие. Сын ее, Василий, выступил с небольшой дружиной в бой против полчища Золотой Орды, окружившей границу земли русской. Великомученица Евдокия ежеминутно обращалась к Богу в молитве, моля о помощи.
В православии 14 марта покровительствует преподобная мученица Евдокия — почитаемая народом праведница. Чаще всего приметы называют этот день Авдотьей Плющихой. Обычно в марте устанавливается теплая погода, сугробы начинают таять и лежат на земле уже не сплошным покрывалом, а отдельными островками-«плюшками». Второе название 14 марта в приметах — Евдокия Свистунья, и объясняется оно сильными и порывистыми, свистящими мартовскими ветрами. Кроме того, в старину взрослые и дети специально выходили на улицу и дули в свистелки, чтобы поспособствовать наступлению весны. Авдотья, или Евдокия — почитаемая в христианстве преподобномученица Важно!
В народной традиции есть также названия Авдотья-весновка и Авдотья-замочи подол. Первое связано с наступлением весны, а второе — с мартовскими оттепелями и обильным таянием снегов. Образ жизни она вела распутный, чем смогла заработать огромное состояние, но впоследствии приняла христианство. Все свои деньги она отдала на нужды церкви, а сама постриглась в монахини и в конечном итоге стала игуменьей. Легенда рассказывает, что однажды местные власти узнали о сокровищах, якобы спрятанных в монастыре, и захотели их отобрать. Евдокия не пустила их в святую обитель, но вышла навстречу воинам.
Те подвесили ее на дереве и начали бичевать. Божья кара настигла обидчиков в тот же день, а Евдокия приобрела большую славу и продолжала жить в монастыре до своей мученической смерти около 170 года. На протяжении жизни преподобномученица помогала странникам и исцеляла больных, поэтому ее память 14 марта верующие чтут до сих пор. Приметы на 14 марта С днем 14 марта связано огромное количество народных примет. Некоторые из них позволяют предсказать погоду, другие — заранее определить урожайность сезона. На погоду Народный календарь советует внимательно присмотреться к погоде на Авдотью Плющиху: Считается, что каким будет 14 марта, такого следует ждать и лета.
Лукашевич Иконография Е. Четко различимое изображение Е. Существует 2 типа изображений: в мучении и прямоличное изображение в рост или погрудно. В мучении Е. Димитрия Oxon.
Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония между 1334 и 1343. Единолично в рост, погрудно или по пояс , с крестом в правой руке или со свитком в левой, др. Афонской книге образцов - РНБ. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония 1317-1318 ,- по пояс и в ц.
Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия ок. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол.
Опасаясь, что случившееся сочтут за убийство, сестры усилили молитву и просили Господа открыть им Свою волю. Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: "Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой". И по молитве Евдокии Филострат ожил. Возвращенный к жизни язычник умолил преподобную простить его. Приняв святое Крещение, он удалился в Илиополь. С тех пор он никогда не забывал милости Божией, явленной ему, и стал на путь покаяния. Прошло немного времени, как последовало другое испытание. Жители Илиополя донесли правителю Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства. Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища. Однако в течение трех дней воины тщетно пытались приблизиться к стенам обители: невидимая сила Божия охраняла ее. Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под водительством своего сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана сильно повредил себе ногу и вскоре умер.
Преподобномученица евдокия илиопольская
14 марта 2024 года в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917) и преподобномученицы Евдокии Илиопольской, игумении (ок. Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской. Языческое нечестие оттолкнуло ее от доброго пути, и она долго вела греховную жизнь. muchenica Evdikiya Giblickaya Мученица Евдокия Гиблицкая родилась в крестьянской семье 1 марта 1880 года в селе Гиблицы Погостинской волости Касимовского уезда Рязанской губернии. В православном календаре это день почтения памяти преподобной мученицы Евдокии Илиопольской, игуменьи.
Празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде.
Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни.
Традиции и обычаи: собирали снег и делали талую воду, чтобы ей мыть полы в доме - верили что она обладает силой; пекли печенье в форме жаворонков и угощали всех. Раннехристианскую святую, преподобномученицу Евдокию Илиопольскую почитают, как католики, так и православные.
Славянские народы еще называют ее Авдотьей Плющихой. Она родом из финикийского города Гелиополя. В юности красивая блудница стала обладательницей огромного состояния. В христианскую веру ее обратил монах Герман.
В житии преподобномученицы говорится, что перед крещением женщине явился архангел Михаил. Он помог ей отринуть сатану и освободиться от объятий нечистого. Бывшая блудница, принявшая христианство, отказалась от своего состояния в пользу Гелиопольского епископа Феодота. Затем она отправилась в женский монастырь для совершения пострига.
Недалеко находилась обитель монаха Германа.
На пригорках или на крышах собирались женщины и дети, чтобы заклинать весну. Они начинали петь специальные обрядовые песни. Считали женщины, что преподобномученица Евдокия поможет убрать негатив, и одарит людей счастьем.
Также было принято уделять внимание снегу. Наши предки собирали его и закрывали в емкостях, а хранить ставили туда, где будет дальше от людей, чтобы не увидел никто. Талая вода обладала целебными свойствами. Так, воду давали тех, кто заболел, можно было водой умыть лицо, а также искупать в талой воде ребенка.
Называлась такая вода снежицей. Такой водой также защищались от злых духов. Нужно кропить ворота дома, а также двери да домашние окна, чтобы не запустить ни в до, ни во двор духов. В это время также уже думали о том, чтобы нанять работников.
Было и то, что делать нельзя.
Она кормила и одевала странников, посещавших ее обитель, исцеляла больных своими молитвами. Так Евдокия 56 лет подвизалась в добрых делах и иноческих подвигах. В 152 году, при императоре Антонине, она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и обезглавили. Так святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила себе тройной венец в Царствии Небесном. Полное житие преподобномученицы Евдокии Илиопольской Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской.
Языческое нечестие оттолкнуло ее от доброго пути, и она долго вела греховную жизнь. Душа ее омертвела, сердце ожесточилось. Однажды в полночь Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором говорилось и о вечном блаженстве, уготованном праведникам, и о возмездии, ожидающем грешников. Благодать Божия коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что это совершенные ею грехи лежат тяжестью на ее душе. Утром Евдокия поспешила призвать к себе человека, молитвенное правило которого слышала ночью. Это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества по святым местам в свою обитель. Евдокия долго слушала наставления старца, и душа ее словно ожила и исполнилась радостью и любовью ко Христу. Она попросила старца Германа прийти к ней через несколько дней, а сама затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитве.
Старец Герман пригласил пресвитера, и после испытания и оглашения Евдокия приняла Святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. Раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния.