Почта России и Гжельский фарфоровый завод представили четыре новые марки из серии "Декоративно-прикладное искусство России.
В осколках былой славы…
Конаковский фаянсовый завод является одним из старейших представителей своей отрасли. История его существования есть наглядное отражение основных тенденций, господствовавших в фаянсово-фарфоровой промышленности начиная с первых лет 19 века и. Кочеров стал владельцем этих юрлиц и возглавил объединение «Гжель» — крупнейший в России фарфоровый завод, чья история насчитывает почти 700 лет. Большое блюдо ЗиК Конаково, СССР, рис. ромашки, рельеф 1974 г. Вся информация о заводе «Конаковский фаянсовый завод (Конаково)», его предметы и клейма. Известно, что изделия Южноуральского фарфорового завода хранятся в Афганистане, Йемене, Израиле, Монголии и Австралии.
[зик] в категории ссср 1917-1991 гг.
Понял, вот где красота. Это моё. Я потихоньку начал избавляться от всего советского фарфора других заводов, меняя его на хайту, — говорит коллекционер Михаил Дубровин. В этом году Хайтинскому заводу исполнилось полтора века. Михаил решил стряхнуть пыль с чайных сервизов и напомнить иркутянам, какую посуду раньше выставляли на стол по особым случаям. Коллекция представлена в витринах галереи «Собрание Спешилова».
И здесь особенно рады появлению маленького сувенирного самовара. Их было 38. Но хайтинского не было, мы целенаправленно искали хайту, — говорит антиквар, коллекционер Александр Спешилов. Фарфор родом из Сибири был востребован в Советском Союзе. Фабрику основали братья Переваловы в 1869 году.
Однако, завод не выпускал изделия в народном стиле. В ассортименте преобладала простая посуда, которую ценили за качество и утилитарность. Завод располагался в деревне Кузяево Раменского района.
Он закрылся в 2001 году, не выдержав конкуренции с китайской продукцией. Голова лося - клеймо Дмитровского фарфорового завода Вербилки. Логотип использовался с 1965 до 1991 года.
Однажды довелось побывать в поселке Вербилки.
Орлов, П. Кожин и М. Левина и другие. Лишь в середине 50-х годов, после внедрения столового сервиза 6-го фасона, который создала В. Филянская, практически полностью были заменены «кузнецовские» модели и росписи посуды. В эти же годы замечательные росписи для сервизов и для майоликовых изделий создал выдающийся художник и керамик Г.
Его творения : чайно-кофейный сервиз «Шиповник» и прибор для завтрака «Пламенеющий» были отмечены серебряной медалью Брюссельской Всемирной выставки 1958. Филянская создала серию прекрасных оригинальных по форме и росписи изделий. Большую творческую работу проводила Е. Её скульптурные композиции «Дон Кихот и Санчо Пансо», «Восточная сказка» скульптура «Козленок» на брюссельской выставке заслужили серебряную медаль. Золотую медаль в Брюсселе получил созданный на заводе художницей М. Левиной Прибор для фруктов «Пламя». Бронзовой медалью награждена ваза «Москва» О.
Интересные изделия вышли из-под кисти и стеки Н. Литвиненко, которая создала оригинальные специализированные наборы посуды. Основными оформителями посуды в 50-х годах были художники А. Васильев, И. Апостолов, пришедшие в конце периода «молодые» художники Г. Вебер, В. Необычайной яркостью, чистотой и цветом, оригинальностью форм отличались работы О.
Его вазы, набор посуды для фруктов, созданные в содружестве с художником Н. Гавриловым, сухарница «Солнце» и другие изделия много лет выпускались майоликовым цехом. Яркие работы вышли из-под стеки скульптора В. Сергеева, его озорной «Жирафенок» в росписи Ф. Крохиной выпускался более двадцати лет и известен на весь мир. Художник Н. Коковихин разработал в этот период оригинальные рисунки для надглазурной печати, новые формы салатников, пивные наборы и многие другие изделия.
Оно было названо так еще до появления там фаянсового завода, по имевшимся там кузнечным мастерским. В 1889 году вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо фарфора еще фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов. Кузнецовский фарфор стал знаком качества. Лиса и Петух. После революции завод был национализирован.
Посуда зик ссср
Кочеров решил, что игра не стоит свеч. Будет ли «Азбука вкуса» продавать гжель? Андрей Голубков руководитель пресс-службы сети магазинов «Азбука вкуса» — Требования к сувенирам при отборе в «Азбуку вкуса» связаны в первую очередь с качеством. Гжель имеет смысл ставить только в магазины, расположенные в центре. Турпоток в Москву растет, в том числе за счет китайских туристов, подарочный ассортимент им будет интересен. Но сувениры — покупка не целевая, а сопутствующая, ведь «Азбука вкуса» — все-таки продуктовая сеть. Нон-фуд для нас — не основная категория, поэтому нам интересны только сувениры из гжели, которые ассоциируются именно с Россией. Не думаю, что среди москвичей будет высокий спрос на такую продукцию, но среди гостей столицы — вполне может быть. Это нам должны были заплатить за то, чтобы мы там продавались, говорит бизнесмен. О неудавшейся сделке Кочеров не жалеет: олимпийская продукция производится целый год, а потом продается лишь в течение месяца до Олимпиады и двух недель — после. Все, что не удастся продать, навсегда застрянет на складах, рассуждает он.
На Олимпиаде действительно не удалось получить большую прибыль, вспоминает Петр Сивов, бывший генеральный директор ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», который поставлял сувениры с олимпийской символикой на Игры-2014. Изделия и упаковку нужно было сделать в четком соответствии с брендбуком, был огромный прессинг со стороны организаторов. Но поставки на Олимпиаду — это вопрос имиджа предприятия, — рассказал Сивов Inc. По его словам, не факт, что объединение «Гжель» при своих небольших мощностях выдержало бы «олимпийскую» нагрузку. Тем более что на момент Олимпиады у предприятия не было даже штрих-кодов. Ведь 100 тысяч изделий в год, которые производит объединение, — совсем небольшой объем для такого крупного завода. Для сравнения: Гжельский фарфоровый завод производит около 40 тысяч изделий в месяц т. Экскурсии в музей и на производство стоят от 300 в составе туристической группы до 500 рублей индивидуальные , участие в мастер-классе по лепке и формовке — от 250 до 350 рублей, роспись изделия с обжигом — от 350 до 500 руб. По его словам, в 2016 году на предприятии побывало около 10 тысяч человек, тогда как в Германии фарфоровую мануфактуру Meissen ежегодно посещает почти 280 тысяч туристов. У «Гжели» не меньший потенциал, но для этого нужно обновить коллекцию в музее, отремонтировать помещения и улучшить инфраструктуру.
В компании уже разработали концепцию кафе, в котором будет продаваться пирожное «Гжель», — эту идею Кочеров подсмотрел во время поездки на завод Meissen, с которым планирует развивать стратегическое партнерство.
Избегайте горячей воды при чистке фарфора! Дополнительные факторы, влияющие на цену изделия: Фабрика-изготовитель Тираж чем он меньше, тем ценнее изделие Текущий спрос на ту или иную статуэтку Преимущества работы с компанией Skupka-Farfora. Наши сотрудники — опытные эксперты в области истории и антиквариата, преимущества работы с нами оперативность, индивидуальный подход, наличие онлайн-экспертизы. Вы можете выбрать любой из вариантов сотрудничества с нами: получить только экспертизу для дальнейшего самостоятельного решения о продаже, продать фарфоровое изделие нам и получить наличный расчет в день обращения или найти других покупателей.
А чтобы перед сделкой развеять сомнения, представляет ли ценность ваш раритет, вы можете воспользоваться онлайн-экспертизой, прислав фото нам на WhatsApp. Часто задаваемые вопросы Какие фарфоровые статуэтки вы скупаете? Проще ответить, какие статуэтки нас не интересуют. Современные изделия, не представляющие исторической ценности мы не рассматриваем. Фарфоровые изделия европейских и российский фарфоровых заводов советских времен и ранее и в особенности дореволюционные декоративные статуэтки принимаем к скупке.
И чтоб оно было такое... И соусники такие же в придачу. Ну просто обязательно! Удивляет прежде всего декор крышек объёмных предметов.
А ещё синий кант с отделкой золотом. Кажется: обыкновенная фаянсовая горчичница. Но как отделан хват у крышки - залюбуешься! Ниже представлены клейма, которые ставились при Советской власти на изделия предприятия...
Клейма разных послереволюционных лет Тверской фабрики. Киношники до сих пор умело используют предметы старой посуды ЗиК для погружения зрителя в атмосферу кухни жилища "простого человека". Скрин с одной из новелл легендарного сериала "След". На столе стоит сначала пустая тарелка ЗиК, но скоро она наполнится недаром хозяюшка зелень режет!
Скрин с Ю-Тьюба. И вот уже тарелка наполнена борщём, и персонаж с кольцом на безымянном пальце уже занёс над ним ложку. В 2006 году завод был признан банкротом. Производство умерло.
Могло ли всё сложиться иначе? Рынок тогда был перенасыщен посудой, бои за потребителя шли на фарфоровом фронте, причём бои были между дешёвым фарфором отечественным и сверхдешёвым китайским. Думаю, исход был предрешён - даже если бы в Кремле сидели не временщики-компрадоры, а настоящие не телевизионные патриоты, и запретили бы импорт китайской посуды. Наверное, при правильной организации и заинтересованности, скажем, бурно растущего строительного рынка, можно было какое-то время продержаться на выпуске отделочной керамики для внешних стен , тех же раковин и унитазов, но шансы продержаться и в этом секторе были ничтожны - всё-таки Тверь находится не на пересечении основных торговых путей в отличие от Москвы или города-порта Санкт-Петербурга , так что удивительно даже то, что завод, вообще, смог при такой логистике просуществовать до начала нового века и тысячелетия!
Кроме фаянсовой "белой" посуды на Конаковском заводе выпускалась и очень интересная "обливная" керамика, и чрезвычайно интересные, считающиеся сейчас музейной ценностью статуэтки, но обо всём об этом поговорим как-нибудь в следующие разы. А эта небольшая заметка - дань памяти послевоенным поколениям Советских людей, что выросли с такой посудой и хорошо помнят её. Это канал фарфороголика на Яндекс-Дзен. Если статья вам понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями.
Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал! Сервиз обиходный, недорогой, но сколько в нем предметов. Есть все необходимое.
Эти Конаковские сервизы удовлетворяли потребность в столовой посуде и, что очень важно, поддерживали культуру сервировки стола. Надеюсь, что производство восстановят. Ворчливая Сергеевна Автор, спасибо. Мне от бубушки достались 12 мелких тарелок в голубой цветочек.
Я всегда знала, что они старше меня, а мне 70. Благодаря этой статье определила год выпуска 1946-1950 и узнала о производителе.
В конце 1950 годов ЗиК полностью прекращает выпуск посуды на кузнецовских формах, но на место им приходит огромное разнообразие новой и не менее красивой и яркой посуды, которая до сих пор пользуется большим спросом! На сегодняшний день завод, к сожалению, закрыт, но появилась группа художников, которая начала работы на базе художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода. В основном производятся реплики известных конаковских изделий. Некоторое время мастера работали в одном из полуразрушенных цехов, а в 2018 году переехали в новое современное здание на въезде в Конаково. Здесь расположились магазин-галерея современного конаковского фаянса и мастерские, где производятся новые изделия и проводятся мастер классы для посетителей.
Кузяевский фарфоровый завод
Сервиз "Сирень", Дулёвский фарфоровый завод — 48 тысяч рублей. В ассортименте советских фарфоровых заводов появились столовые сервизы, украшенные графичными индустриальными образами, супрематистскими орнаментами, сюжетами с коммунистическими символами и лозунгами. После окончания Великой Отечественной войны фарфорово-фаянсовому заводу Конаково для восстановления производства и создания ассортимента массовых изделий понадобилось несколько лет.
Крупнейший в Европе фаянсовый завод не дожил до юбилея, но остался в памяти своими изделиями
клейма серебряных, фарфоровых изделий разных стран и периодов. С 1918 года завод переименован сначала в Государственный фарфоровый завод ГФЗ, а затем Ленинградский государственный фарфоровый завод. 30 гг. В Советский период фарфоровые статуэтки создавали такие мастера как: Прессман, Холодная, Фаворский, Кожин.
Конаковский фаянсовый завод (Конаково): 3 комментария
- Вспоминая посуду Конаково (ЗиК). | Порцелиновый фан | Дзен
- Конаковский фаянсовый завод- ЗИК Конаково | аукцион онлайн в Москве |
- Кузяевский фарфоровый завод
- https://www.traditionrolex.com/2
- Белка и балерина стали новыми логотипами Сысертского фарфорового завода » Вечерние ведомости
Блог/Новости
Народный музей трогательного фарфора. Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ,ЛОЗ). Я потихоньку начал избавляться от всего советского фарфора других заводов, меняя его на хайту, — говорит коллекционер Михаил Дубровин. Дулевский фарфоровый завод стал известен крупными яркими расписными чашками и чайниками, популярными в среде русского купечества и мещанства, получившими название «трактирная посуда».
Проект реконструкции старейшего фарфорового завода на Урале завершат к июню 2023 года
Сегодня ИФЗ — единственный в России производитель костяного фарфора. Он тоньше, прозрачнее и белее обычного твердого. Его рецепт разработан на заводе в 1968 году, за что технологи получили государственную премию.
Мы узнали много нового, а также проверили имеющиеся знания в «фарфоровой викторине» — угадывали кто изображен на той или иной фарфоровой фигуре, и какая история стоит за ней. Победу одержал Александр Канцерев, но мужественно отдал выигранный приз — фарфоровую чашку и блюдце — очаровательной Светлане Загорской. В конце вечера договорились, что в ноябре члены Петербургского сигарного клуба отправятся в ИФЗ на экскурсию, чтобы закрепить полученные знания.
Большинство коллекционеров до сих интересует антикварная продукция Конаково — фарфор и различные изделия, в том числе посуда и статуэтки. Знаменитая аббревиатура, сопровождающая фарфор — ЗиК, Конаково. Подлинное клеймо «ЗиК» теперь стало одной из главных целей многих коллекционеров. С тех времен оно больше запомнилось как «клеймо с елочкой». В данном каталоге представлены редкие, коллекционные фарфоровые статуэтки Советской эпохи.
Конаковский фаянсовый завод был основан в 1809 году, в Корчевском уезде Тверской губернии, около деревни Домкино, Фридрихом Бриннером. Однако уже в 1810 году из-за не состоятельности предприятия, оно было продано аптекарю А. К началу второго десятилетия существования фабрика под началом Ауэрбаха, представляла собой крупное, успешно работающее предприятие. Следует отметить, что не далеко находилась фабрика Гарднера, которую Ауэрбах при строительстве своего предприятия взял за образец и более того, привлек Гарднеровского специалиста И. Вскоре фабрика расширяется и переезжает из деревни Домкино в Кузнецово. В 1829 году на Первой выставке русских мануфактур, завод Ауэрбаха получает серебряную медаль. На Второй мануфактурной выставке в Москве в 1831 году Ауэрбах получает золотую медаль. При раздаче наград было отмечено, что Ауэрбахом развёрнуто «обширное производство фаянсовой разного рода посуды, удовлетворяющей ныне вполне внутреннему потребителю». А в 1833 году Фабрика получает право ставить на своих изделиях изображения государственного герба, что являлось признанием высочайшего качества продукции. Наивысшего расцвета ауэрбаховский завод достигает во второй половине 40-х годов ХIХ века.
Однако уже спустя одно десятилетие, во второй же половине 50-х годов, рост производства прекратился - и предприятие вошло в период кризиса, из которого оно так и не вышло. В 1870 году завод Ауэрбаха покупает Матвей Сидорович Кузнецов, главы крупной , организации объединявшей Дулёвскую, Рижскую фарфоровые фабрики, а также фабрику в Волчьей Поляне под Харьковом. С приобретением фабрики М. Кузнецовым начинается её возрождение и новое бурное развитие. Строятся новые каменные цеха, привлекается много рабочих, вводятся самые современные технологии. Завод в начале 20 века Кузнецов не только расширяет производство, но и начинает изготовление новых видов продукции. Появляется фарфоровое производство, производство майолики, санитарного фаянса, улучшается техническое качество изделий. В огромных количествах вырабатывается посуда маслёнки, кувшины, икорницы, табачницы, пепельницы , очень много оригинальной посуды - в форме плодов, фруктов, рыб, животных, птиц и т. Создавая образцы маслёнки-огурца, маслёнки - грецкого ореха, маслёнки-тыквы, мастера фабрики преследовали цель удивить и развлечь покупателя, и надо признать, им это удалось. Своим натурализмом поражает маслёнка «Блины на тарелке».
Художнику удалось передать мельчайшие детали - и пористость блинов, и стекающее на тарелку масло. Появляется мелкая пластика — статуэтки, изображающая модные, в то время, жанровые сцены из жизни, скульптуры на сюжеты картин известных художников, например «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н.
Кузнецова», объединявшее чуть ли не десяток предприятий, разбросанных по европейской части Российской империи. Его продукцию высоко оценили на международных выставках незадолго до Первой Мировой войны. Однако на этом золотая эпоха подошла к концу. Февральская революция, Октябрьский переворот и кровавая Гражданская война очень тяжело отразились на коммерческих делах. Жесточайший финансовый кризис сделал невозможными выплаты работникам, денег не хватало даже на топливо для обжиговых печей. Неразбериха в железнодорожном сообщении приводила к затовариванию складов и дефициту сырья. Трактористка Казалось, век предприятия подошел к концу, однако для него нашлось дело при новой власти, давшей предприятию имя М. К 1929 году производство фарфора здесь прекратили, оставив лишь фаянсовые изделия, а населённый пункт Кузнецово переименовали в Конаково, что изменило и название завода.
В конце 1920-х гг.
Набор тарелок палех, серия "Русские сказки" — 32 400 рублей
- Белка и балерина стали новыми логотипами Сысертского фарфорового завода
- Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина (ЗиК Конаково)
- История фарфорового завода "Зик": от начала до сегодняшних дней
- ЗиК Конаково: клейма по годам
КОНАКО́ВСКИЙ ФАЯ́НСОВЫЙ ЗАВО́Д
По-мне, так это ужас до боли зубовной имею в виду рисунок; недавно прочёл, что называется он "Яблоневый цвет". Вот и супница с тем же рисунком! Роспись в крестьянско-гжельском стиле: сделайте мне краситво. Сделали, как смогли. Не могу сказать, что получилось... А вот набор под варенье с ручной росписью. Называет кто как: кто "персик", а мне рисунок скорее напоминает большую вишню. Продал несколько лет назад через интернет-барахолку, решив избавиться от фаянса. Продавал за дёшево, и всё равно получилось долго по времени.
И ещё покупатель у меня спросила, как там с обратной стороны - всё белое или всё коричневое? А оказывается, есть тут каверза. Листаем галерею дальше. Такой набор на ЗиК выпускали в двух вариантах: задняя сторона вещиц в "нормальном виде", то есть с нанесённой прозрачной глазурью... Листаем галерею дальше... И вот в таком - глиняно-керамическом виде, когда обратную сторону предметов залили зачем-то? До сих пор загадка - почему так?! А это так называемый "Набор для крюшона".
Всё очень похоже на Гжель, разве что роспись цветными красками, а не сплошным синим кобальтом... И как-то всё очень по-деревенски, что ли... Кич даже в названии! Ну кто в России в 1970-е или в 1980-е годы попивал крюшон по вечерам? Клеймо предметов с предыдущего фото. Такое клеймо ставилось с 1974-го года. А вот посуда в таком декоре меня поразила. Товарищ несколько лет назад купил супницу причём по моей наводке , и бывая у него в гостях, как ни странно, я всё чаще любуюсь ею, и понимаю, что где-то в подсознании у меня сформировалось желание приобрести подобный набор как на снимке внизу уже для себя.
Мечтаю как-нибудь пригласить за стол друзей, расставить вино, закуски, а в центр стола подать вот в такой вот супнице на блюде в той же росписи чахохбили из курицы! И чтоб оно было такое... И соусники такие же в придачу. Ну просто обязательно! Удивляет прежде всего декор крышек объёмных предметов. А ещё синий кант с отделкой золотом. Кажется: обыкновенная фаянсовая горчичница. Но как отделан хват у крышки - залюбуешься!
Ниже представлены клейма, которые ставились при Советской власти на изделия предприятия...
За это время она изготовила тиражные скульптуры «Ликбез» и «Первое радио» [4]. Помимо предметов, носящих исключительно декоративные цели, выпускались футляры для радио. На одном из таких экземпляров расположены представители разных народностей в наушниках. На других — сюжет, на котором на фоне заводских труб девушка учит маленького ребёнка азбуке.
В 1934 при заводе была открыта художественная лаборатория, которую возглавил И. Костяк коллектива лаборатории составили художники, получившие образование еще в дореволюционной России: И. Ефимов , В. Фаворский , И. Чайков , С.
Зеленский и И. Слоним , а также выпускница Киевского художественного института М. Холодная , В. Бесперстова, окончившая ленинградскую Академию художеств. По приглашению И.
Фрих-Хара приезжает на завод и создаёт художественную лабораторию В. Большая часть сотрудников не имела опыта работы с керамикой. Коллектив подготовил большое количество эскизов рисунков посуды, которые наносились с помощью аэрографа. Из-за особенностей нанесения рисунки не отличались богатством палитры, некоторые изображения были монохромными.
Также цеха были оснащены современными печами, а при изготовлении фаянсовых изделий использовались новейшие технологии. Благодаря высокому качеству конаковский фаянс быстро завоевал популярность. Посуда и другие изделия расписывались вручную, а в росписях преобладали растительные мотивы. Со временем художники также освоили технику печатания рисунков на фарфоре. В 1820-е годы произошел еще более значительный подъем производства, был расширен ассортимент продукции: блюда, кружки, столовая посуда, чайные и кофейные сервизы. В это время фабрика получила сразу три придворных заказа, что говорило о высочайшем признании. В 1833 году Ауэрбах одним из первых получил право использовать на своих продукции завода государственный герб Российской империи. Во второй половине XIX века дела на фабрике стали ухудшаться, как из-за финансовых затруднений, так и из-за возросшей конкуренции с более современными производствами, среди которых были заводы Кузнецовых. Стремясь избежать разорения, наследники Ауэрбаха приняли решение продать фабрику «королю русского фарфора». Конаковский завод в Советский период и закат производства После Октябрьской революции Конаковский завод был национализирован и переименован в Государственную фаянсовую фабрику, а в 1923 году ему было присвоено имя М.
Ауэрбах, как говорят, построил свою фабрику рядом с кузницами, давшими название селу. Даже в советское время остатки этих кузниц показывали приезжавшим в Конаково. Дело в том, что практически все население Корчевского уезда жило «от дороги», обслуживая главную магистраль Российской империи — дорогу из Москвы в Петербург. Даже в названиях деревень сохранилась «специализация»: в Кузнецово кузнецы изготавливали подковы и подковывали лошадей, в Шорново жили шорники, ремонтировавшие упряжь, в деревне Мокшино, как гласит легенда, изготавливали тулупы для путников… Но в 1851 году в России построили железную дорогу, и очень скоро все деревни, обслуживавшие «главную дорогу», пришли в упадок. Так что братья Ауэрбахи, сыновья Андрея Яковлевича, весьма предусмотрительно поступили, продав Матвею Кузнецову свою фабрику. Можно сказать, что Кузнецов пришел в Кузнецово как стратегический инвестор — с его именем связан второй экономический подъем в истории конаковского фаянса. Злые языки поговаривали, что Матвей Кузнецов долго готовился к покупке фабрики Ауэрбахов и даже приложил руку к тому, чтобы предприятие попало в долговую яму. Известно, что фабрика остро нуждалась в оборотных средствах, но агенты Кузнецова сделали все, чтобы наследники Ауэрбаха нигде не смогли получить кредит, а затем продали предприятие за вполне умеренную сумму. Впрочем, это дело прошлое. Кузнецов, став собственником Ауэрбаховского завода , засучил рукава и принялся за дело. Считалось, что новый владелец проявил уважение к бывшим владельцам завода: на протяжении еще нескольких лет после покупки предприятия М. Кузнецов клеймил посуду, изготавливаемую по прежним формам, клеймом с имперским орлом и надписью «Быв. Одно из таких изделий есть в коллекции «Маленьких историй». Соусница с поддоном и клеймом «Бывш. Ауэрбахъ» из коллекции «Маленьких историй» Впрочем, вполне возможно, что новый владелец попросту решил не терять клиентуру из числа поклонников старого бренда — когда-то его новый завод обретёт собственное звучание. Однако завод «зазвучал» быстро. Стали выпускать новую продукцию: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, как говорилось тогда, на любой кошелек — от 30 до 3000 рублей за штуку. Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова освоили выпуск изоляторов. К 1870-м годам с развитием сети железных дорог в России вдвое подорожали дрова — в то время единственное топливо, на котором работали фарфоровые и фаянсовые предприятия страны, и которое также использовали в паровозах. Отечественная добыча каменного угля еще находилась в зачаточном состоянии, и столица империи обогревалась главным образом привозным английским углем. А вокруг перспектив применения для топки горнов торфа велись горячие дебаты. Матвей Кузнецов, в отличие от конкурентов, быстро оценил все преимущества использования торфа: дешевизна и возможность добиться постоянного качества, ведь предсказуемость обжига приводила к снижению процента брака. Кузнецовский завод, окруженный торфяниками, одним из первых в России перешел на новое топливо. Следует сказать, что даже сегодня Тверская область является одной из самых богатых по запасам торфа: объемы этого ценного компонента экспертами оцениваются в 2 миллиарда тонн! Заброшенные торфяники в первом десятилетии XXI века стали источниками опустошительных пожаров, так что тверским властям пришлось разработать специальную программу по их новому освоению. А тогда, 200 лет назад, для крестьян из окрестных деревень открылся новый фронт работ: в вырытых торфяных ямах они часами месили босыми ногами торфяную массу, залитую водой, превращая ее в однородное тесто, которое на следующий день разливали ведрами вручную по формам, чтобы получились кирпичи. Для многих обнищавших крестьян это было единственным заработком, и в июне-июле на торфозаготовки к Кузнецову стекалось до 2000 сезонных рабочих. Артель из семи человек за день выделывала до 6000 кирпичей торфа, работая по 14 часов. И в результате Кузнецов добился того, что на его заводах не только в Кузнецове, но и в Дулеве, и в Риге всегда был годовой запас сухого, выдержанного топлива. В стремлении снизить себестоимость продукции Матвей Кузнецов был неутомим. Многие его заводы стали использовать преимущественно отечественное сырье из имений, принадлежавших фабриканту, или из арендуемых земель. Так, крестьяне села Большая Михайловка Екатеринославской губернии сдавали Кузнецову в аренду 1200 десятин своей земли и добывали на ней за плату минеральные породы для Будянской фабрики это предприятие находилось на территории Харьковской области, в 1990-е годы было закрыто. А в 1890-е годы, когда в окрестностях Скопина была найдена белая глина не хуже глуховской из Малороссии, использовавшейся всеми фарфористами, первыми там появились агенты Кузнецова. Они рассчитали, что рязанская глина будет обходиться в два раза дешевле украинской, и взяли её добычу под свой контроль. Не менее передовые технологии Кузнецов использовал и в социальной сфере — в частности, в организации быта своих работников. При нём служащих и рабочих перевели на новые тарифы, питейные заведения были удалены от заводов, для рабочих строили новые дома, больницы, школы и библиотеки, а также храмы — оказалось, что религиозность рабочих укрепляла производственную дисциплину. Рассказывают, что для укрепления религиозных чувств у рабочих Матвей Кузнецов прибегал к разного рода приёмам. Например, только что нанятым рабочим дарили Библию. Как-то Матвей Сидорович зашел в дом старого рабочего и спросил: «Читаешь ли Писание? Тогда Кузнецов незаметно вложил в книгу 25-рублевую купюру, а через некоторое время снова наведался к тому же рабочему и показал пролетарию не найденные им деньги. С тех пор, получив в подарок от хозяина Библию, рабочие если и не читали её, то хотя бы скрупулезно пролистывали. Конечно, для управления персоналом использовались и экономические рычаги. На рижской фабрике лучшим сотрудникам от имени хозяина дарили посуду. Однако, чтобы не возникало желания ее продать, на подарочных чашках и тарелках не ставили заводского клейма. А для нерадивых существовали штрафы: за испорченный инструмент, за опоздания, за пререкания со смотрителем или управляющим. Впрочем, таких работников на кузнецовских предприятиях долго не держали: существовавшая система найма позволяла легко избавляться от «неудобных». Каждый год перед Пасхой всех рабочих поголовно рассчитывали, а после праздников начинался новый прием на работу. Так что неугодные без обременительных объяснений оставались за воротами завода. Глубокая религиозность Матвея Кузнецова, возглавившего московскую старообрядческую общину, не мешала ему прибегать и к другим, греховным способам обогащения. Для обновления производственных зданий и оборудования ловко использовались ресурсы страховых компаний об истории страхового дела в России см. Старые деревянные цеха и склады набивались битым, бракованным фарфором и поджигались. Полученная страховка позволяла выстроить новые кирпичные корпуса. Показательна история сторожа Ивана Семенова, который, будучи ночью на посту, заметил пламя в одном из деревянных зданий, примыкавшем к «белой конторе». Сторож созвал людей, пожар погасили. Утром приехал из Москвы Кузнецов. Сторож упал ему в ноги: «Намедни пожар у нас случился. Углядел я, погасили огонь и добро ваше спасли». Хозяин отправил Ивана к управляющему за наградой. Тот уволил сторожа, объяснив жестокое решение: «Не суй своего носа куда не положено. Раз загорелось, значит, так судьбе угодно…» В 1882 году Кузнецов принял участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Потратившись на постройку павильона, где демонстрировалась его продукция, он еще и безвозмездно оказал услуги по украшению главного Императорского павильона. Фабрикант воспользовался случаем, чтобы поднести императрице Марии Федоровне очень понравившийся ей фарфоровый чайный сервиз. За оказанные услуги ему были объявлены две высочайшие благодарности, а в 1883 году за полезную деятельность на поприще фарфоровой промышленности Матвей Кузнецов был награжден орденом Святого Станислава III степени. Не меньшую пользу принесло и строительство на рижской фабрике часовни, названной в память 25-летия царствования императора Александра II. Заручившись милостью Двора, Кузнецов продолжил дело своего предшественника по «выживанию» иностранных конкурентов с российского рынка. Для этого в течение нескольких лет он вёл обширную разъяснительную работу в государственных ведомствах, описывая чиновникам опасность положения, при котором на персидских и азиатских рынках конкурируют русский и английский фарфор, причем английский прибывает туда так называемым «закавказским транзитом». В итоге были введены высокие заградительные таможенные пошлины на ввоз английского фарфора и фаянса. За десять лет после создания первого в России фарфоро-фаянсового холдинга, «Товарищества М. Кузнецова», пошлины выросли вдвое, а Кузнецов стал фактически монополистом. По два розничных магазина работали в Петербурге и в Москве. Постепенно фаянс и фарфор из России стали одной из важных статей экспорта, а также неотъемлемой частью национального искусства. Вот только некоторые выставки, на которых кузнецовская фирма удостаивалась наград. На Московской политехнической выставке в 1872 году и Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года заводы Кузнецова получили право употреблять на своих изделиях и вывесках государственный герб. На Всемирной выставке в Париже 1889 года — Большая золотая медаль. На Всемирной выставке в Чикаго 1893 года — бронзовая медаль, но именно на этой выставке такая награда считалась высшей степенью признания. В 1900 году на очень помпезной Всемирной выставке в Париже Товарищество получает высшую награду, а сам Кузнецов — орден Почетного легиона от французского правительства. В итоге в новый век Кузнецов вступил в качестве самого маститого производителя фарфоро-фаянсовых изделий в России и в 1902 году получил звание поставщика императорского двора. Отныне все самые выгодные контракты и заказы предлагались прежде всех ему. И именно кузнецовские кружки с императорскими гербами должны были раздавать народу на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 года. Годовой оборот фирмы — семь миллионов рублей, две трети всего российского рынка посудных изделий. Полной чашей был и дом Кузнецова, где выросли семь сыновей и две дочери. Один за другим умерли два сына, а вслед за ними, не перенеся этого горя, и жена. В Конаково до недавнего времени одной из местных достопримечательностей была так называемая «дача Готье» — изящный деревянный дом в классическом стиле, который архитектор Готье выстроил для одной из дочерей Матвея Кузнецова, которая болела туберкулезом. Дача Готье. Фотография 60-х гг XX века. Следуя семейной традиции, Кузнецов скрупулезно подготовил переход бизнеса в руки наследников. Он разделил заводы между сыновьями и дочерьми так, чтобы после его кончины между детьми не возникло конфликтов, способных разрушить построенный им бизнес. Империя «королей русского фарфора» строилась прежде всего на семейных отношениях. Только благодаря этому она и просуществовала так долго.
Серию конструктивистских кружек, выпущенных заводом «Фарфор Сысерти», распродали за три часа
- Сервиз "Сирень", Дулёвский фарфоровый завод — 48 тысяч рублей
- Клейма Конаково - Антик Форум – Оценка, продажа, покупка антиквариата - антикварный форум
- Выставка «Фарфоровая история Кузяевского завода»
- В осколках былой славы… — Конаковский уезд
- В музее ХМАО покажут фарфоровые яйца из старейшего завода в Европе. Фото
- ЗиК - объявления на КупиПродай