история появления, чудеса, о чем молиться перед чудотворным образом. Служба и акафист Державной иконе Божией Матери были составлены с участием святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Икона "Державная" Божией Матери — символ защиты России и единства русских земель от любых негативных воздействий. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Мироточивая икона Божией Матери «Державная» в настоящее время находится храме Николо-Перервенской обители в Москве, куда ее принесли весной 1991 года.
15 марта — празднование в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы
В настоящее время чудотворный образ Богородицы «Державная» пребывает в Храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. О чем молятся перед иконой Державная? Иконы Богоматери «Державная» Богоматери, изoбрaженнoй на икoнe пpинятo мoлиться о здрaвии и иcцелeнии болезней, пocлaнии cпутникa жизни и укaзaнии |.
«Сама взяла Я скипетр и державу». Церковь празднует день иконы Божией Матери Державная
Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф. Низ иконы был опилен на 15-20 см, вероятно, после ее обретения из-за сильных повреждений доски. После закрытия храма Вознесения икона была перенесена в храм св. Георгия в Коломенском и находилась там до 1929 г.
После закрытия церкви св. Георгия икона поступила в Государственный исторический музей, а 15 апреля 1988 г.
Не повреждая душу — уничтожать врагов Божиих могут очень немногие. Как-то сомнительно, чтобы такие «молитвенные» воздыхания доходили до Господа… Конечно, унижение, разграбление и потери Руси за прошедший век страшно велики. И некое пожелание возмездия за всё это — как следует врезать врагам России! Но, если мы хотим быть в Боге… там другие измерения. И когда мы возносим молитвы о нашем будущем а сейчас часто слышны призывы к молитве о «спасении России» , всегда надо помнить: главное, о чём нас учил молиться Сам Христос, — «да будет воля Твоя». Сюда нельзя подставлять наши страсти, наши обиды и даже нашу боль, которая справедливо может вопиять об отмщении. Прежде всего, перед такими молитвами, к жертвеннику Божию надо принести… собственные грехи! Именно их надо отдать Ему — Он для этого пришёл!
Искупить нас тем, чтобы забрать у нас наше, плотское — а взамен дать от Своего, небесное! И именно так мы можем стать вновь народом Божиим, другого пути у нас и не было, и нет, и не будет. А вот наше антимонархическое сознание, у большинства, — срочно надо исправлять. Ибо без такого сознания — ясного, трезвого, вдумчивого — во Царствии Небесном делать нечего. Ибо в Царстве живут только монархисты. Москва, 2 15 Марта 2022. Феодота, еп. Киринейскаго, образа Божией Матери «Державныя» А. Махотин, гл. На наш взгляд, образ Державной, приведенный в первой иллюстрации, также является не оригиналом, а списком с него — правда, по всей видимости, одним из ранних.
Да и сама корона выглядит на оригинале поменьше. Свастику в Совдепии запретили в 1922 году после соответствующей заметки Луначарского в «Известиях» до этого она была в ходу — даже присутствовала на советских дензнаках; и орден «Красного знамени» тоже хотели выпускать со свастикой — есть фото пробной модели. Очень интересное исследование о происхождении и значении свастики для православной культуры! Рекомендуем для прочтения! Последующие списки с этого очень важного и знакового для Третьего Рима образа создавались… уже БЕЗ свастического символа! Царской Семьи, совершенное в подвале дома Ипатьева сатанистами! Страшные подробности этого чудовищного преступления! А в братской Сербии замироточил образ св. Цесаревича Алексея — миро истекает прямо из глаз великомученика! Кроме того, еще одну публикацию : «Освежая память: Хасиды и Нарусова потребовали отказаться от исследования версии о ритуальном убийстве Царской семьи!
Тихона Шевкунова в разжигании межнациональной розни за его слова о необходимости рассмотреть все версии убийства Государя Николая II…» «Как предательство Царя изменило наши ДНК, зачем надо каяться в грехе цареубийства и почему необходимо всем сердцем желать восстановление Царской власти! Рекомендуем также ознакомиться : «Преподобный Серафим еще много лет назад передал повеление Божией Матери соборно молиться о спасении Святой Руси и даровании Православного Царя Владычице Ченстоховской! Этот Богородичный образ получил название «Русская» или «Взбранная Воевода»! Государю Николаю II и членам его святой Семьи почти сто лет совершаются чудеса, подобные тем, что уже шестнадцать веков происходят по молитвам другому чудотворцу — святителю Николаю Мирликийскому! Цесаревич не дожил лишь нескольких недель до своего 14-летия! Очень интересные воспоминания и факты из жизни наследника российского престола св. Алексея Николаевича, публикуемые в канун 151-й годовщины рождения его отца — св. Государя-мученика Николая Александровича! Предлагаем также ознакомиться с этим любопытным материалом : «Интересные и малоизвестные подробности покушения на св. Государя-Императора Николая Александровича во время путешествия по Японии, в бытности его цесаревичем и наследником престола!
Царя-искупителя Николая Александровича! Что ими было сказано и о чем они предупреждали! Важное пророчество буддистского отшельника и предсказателя Теракуто святому Государю при посещении им Японии в бытности его Цесаревичем! Что мы, Христиане, можем о нём знать! Государя-искупителя, кто предпочел до конца остаться с Ним и Его Семьей — и принять мученическую кончину от рук убийц-сатанистов в подвале Дома Ипатьева! Почему это так важно и нужно для России и для всех нас! Стихотворение жившего в эмиграции знаменитого «Царского поэта» Сергея Бехтеева! Замечательное, очень важное и выдающееся исследование по поводу бывшего и грядущего Царского престолонаследия в России!
Однако, как теперь понятно, поначалу она выглядела несколько иначе и включала обруч с ажурным сложнофигурным орнаментом, опоясывающим сферу по большой окружности. Консультирующим реставраторов членам научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации докторам искусствоведения Льву Лифшицу и Андрею Баталову только предстоит определить, какие элементы нижнего красочного слоя и в каком объеме следует восстановить и явить миру, а также каким в итоге будет внешний вид иконы. Параллельно продолжается изыскательская работа в архивах. Затем иконостас заменили — как раз тогда икона временно исчезла. Похоже, в тот момент она была к тому же и несколько длиннее вероятнее всего, нижнюю часть позднее опилили из-за разрушения древесины. Надеемся, ученым еще удастся найти документальные сведения, подтверждающие или опровергающие эти предположения. Пока же по результатам фотоснимков и визуального обследования иконы под бинокулярным микроскопом, а также с помощью исследований в ультрафиолете, инфракрасных лучах и рентгеноскопии у нас есть основания осторожно надеяться, что отнюдь не весь первозданный красочный слой руинирован. Невысокое качество поздних записей позволяет как минимум усомниться в том, что их выполняли в монастырской мастерской в 1917 году, а если и выполняли, то, вероятно, наспех, в условиях острого цейтнота, — считает протоиерей Леонид Калинин. Прецедент именно научной реставрации памятника, внесенного в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, особенно важен. В будущем понадобится реставрировать другие иконы, и Церковь вправе заявить, что она с этим отлично справляется. Жестких сроков реставраторам никто не ставит, подгонять их не нужно. Однако, несмотря на то что мы сейчас наблюдаем лишь начальный этап процесса научной реставрации, специалистами взят хороший темп: они поспешают не торопясь. Можно полагать, что все необходимые реставрационно-восстановительные работы будут завершены уже в нынешнем году. Иными словами, следующий праздник Державной иконы в марте 2024 года святыня, скорее всего, встретит на постоянном своем месте — в Казанском храме царского села Коломенского. Добраться на другой берег Москвы-реки и вместе с настоятелем разыскать икону крестьянке удалось в точности в день, когда от престола отрекся государь император — будущий страстотерпец Николай II. Образ на Державной иконе Божией Матери относится к канону цареградских икон. В советские годы у верующих икона ассоциировалась прежде всего с русским рассеянием. Первые храмы в ее честь освятили вдали от Отчизны: в 1926 году в местечке Шавиль под Парижем, вскоре после того в Ницце и в Марокко. После подписания в 2007 году Акта о каноническом общении обеих ветвей Церкви явленный образ стал олицетворением единения русского мира, икону привозили для молитвенного поклонения во многие эмигрантские центры Европы, Америки и Австралии.
На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей. Совпадение явления иконы с отречением императора, а также с особенностями открывшегося образа было воспринято народом как символ. Это символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона Божией Матери «Державная» почитается как чудотворная.
Икона Божией Матери "Державная"
Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Покровительницы России и Заступницы за Отечество пред Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Державную икону Божией Матери называют "главной святыней монархистов России", пишет Именно в этом — великое значение явления Державной иконы Божией Матери: в том, что в 1917 году история России не прервалась. Икона «Державная» явилась миру одновременно с новостью об отречении Николая Романова. * У Державной иконы Богородицы – множество тайн и загадок.
Под Державным покровом
К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова. Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери». Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений.
Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя. Точнее, не одного, а целых двух: как выяснилось, поверх первозданного образа лежат еще два слоя изображений. Много сложностей реставраторам доставляет потемневший лак на смоляной основе. В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно. Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное.
В верхней части удалось раскрыть лик благословляющего Саваофа тонкого письма. Но, пожалуй, сильнее всего нас порадовала «обновившаяся» держава, которую прижимает левая длань Божией Матери, — рассказывает заведующая реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры Наталья Алдошина. Однако, как теперь понятно, поначалу она выглядела несколько иначе и включала обруч с ажурным сложнофигурным орнаментом, опоясывающим сферу по большой окружности. Консультирующим реставраторов членам научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации докторам искусствоведения Льву Лифшицу и Андрею Баталову только предстоит определить, какие элементы нижнего красочного слоя и в каком объеме следует восстановить и явить миру, а также каким в итоге будет внешний вид иконы. Параллельно продолжается изыскательская работа в архивах.
Затем иконостас заменили — как раз тогда икона временно исчезла.
А за несколько часов до этого, в подвале храма недалеко от Москвы нашли старинную икону, на которой Божия Матерь держит в руках скипетр и державу. Почему эта икона стала "главной святыней монархистов" — в материале altapress. Православная церковь Державная икона: история и значение По церковному преданию, в 1917 году крестьянка Евдокия Андрианова во сне услышала голос, который сказал: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся".
В другой раз этой женщине приснился белый храм, в котором находилась Богородица. Вместе с настоятелем в подвале храма они нашли почерневшую от времени икону, пишет foma. Когда ее отмыли, то увидели изображение Божией Матери. Она восседала на троне вместе с сыном. В руках у Богородицы изображены скипетр и держава — символы царской власти.
Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г. Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы.
Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев: Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд. Покайся ж, Русь, злосчастная блудница… Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих.
Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее. Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная» Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади.
В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма.
В Екатеринбурге храм в честь Державной иконы Божией Матери построен рядом с железнодорожным вокзалом, куда 30 апреля по новому стилю 1918 года на станцию Екатеринбург-I прибыл поезд с арестованными императором Николаем Александровичем, императрицей Александрой Феодоровной, Великой княжной Марией Николаевной и слугами. Здесь поезд простоял несколько часов и отбыл далее на станцию Екатеринбург-II, ныне станцию Шарташ, где августейшие узники были высажены с поезда. Спустя 100 лет эти точки следования и остановки поезда стали частью Екатеринбургского Пути Скорби , разработанного по благословению митрополита Кирилла ныне Преосвященного Казанского и Татарстанского накануне 100-летия подвига Царской семьи.
15 марта 2023. «Державной» иконы Божией Матери
А в праздник иконы Божией Матери «Державная» игумен Митрофан (Охалов) и иеромонах Венедикт (Меньшиков) пропели перед ней тропарь, кондак и величание. великое значение явления Державной иконы Божией Матери: в том, что в 1917 году история России не прервалась. За всю историю существования святыни людьми удалось зафиксировать немало случаев, в которых людям удавалось полностью излечиться после неоднократных молитвенных обращений к «Державной» иконе Богородицы. Голова Богородицы увенчана короной, что является символом царства Божьей Матери, но ее царское достоинство основано исключительно на том, что Она стала Матерью Спасителя. А в праздник иконы Божией Матери «Державная» игумен Митрофан (Охалов) и иеромонах Венедикт (Меньшиков) пропели перед ней тропарь, кондак и величание. Один из типичных современных «списков» иконы "Державная", имеющих мало общего с оригиналом.
Явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 4: Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 8: Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своей. Поделиться: Другие новости.
Спустя 100 лет эти точки следования и остановки поезда стали частью Екатеринбургского Пути Скорби , разработанного по благословению митрополита Кирилла ныне Преосвященного Казанского и Татарстанского накануне 100-летия подвига Царской семьи. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 4: Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 8: Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своей.
По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке. В 1812 г. Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г. Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы.
Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев: Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд. Покайся ж, Русь, злосчастная блудница… Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее. Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная» Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади.
Далее началась работа с самим образом. За все время своего существования Державную икону всерьез, тем более современными исследовательскими методами, не изучали. Икона из Коломенского, олицетворявшая для многих верующих заступничество принявшей под Свое покровительство осиротевшую русскую державу Матери Божией, сразу после обретения в 1917 году стала «путешествовать» по приходам и монастырям Центральной России. По воспоминаниям современников, образ только в воскресные и праздничные дни пребывал в Коломенском; известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, где перед ней молилась будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна2. Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе3, призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Там его очистили от стойких загрязнений и наскоро восстановили утраты масляными красками, а одеяние Богородицы сделали пурпурно-красным, исполнив таким образом повеление свыше из видения крестьянки Андриановой см.
Но все эти работы, увы, выполнялись по поверхности доски без восстановления грунта. В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5. Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году. Интересно, что икона Чернышева внешне несколько отличается от явленного образа по крайней мере в его нынешнем виде. Богородичный нимб в исполнении Николая Сергеевича золотой, а почти полностью лишенный украшений плат выглядит строже. Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы.
Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом».
Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа.