Психолог Марианна Абравитова перечислила способы борьбы с информационной перегрузкой.
С информационной перегрузкой предложили бороться так же, как с загрязнением воздуха
Неутешительная правда состоит в том, что информационную перегрузку нельзя так просто преодолеть. Однако в случае с Apple и их приложением Apple News существует риск внедрить себя в привычки людей, потребляющих новости, и попытаться изменить поведение клиентов. По определению, информационная перегрузка – это состояние, в котором входящий информационный поток превышает доступные для его обработки мощности. Информационная перегрузка – это не образное выражение, а вполне конкретный термин. Информационная перегрузка обычно проявляется в виде рассеянности, ухудшения памяти, проблем со сном.
Информационная перегрузка: думали у вас ее нет? Проверьте!
Она поступает к нам из различных источников и порой является не востребованной нами, но мы все же тратим время на ее переработку. В нашей голове, как в электронном устройстве, «запас памяти» ограничен, поэтому переизбыток информации порой выводит человека из комфортного состояния. Деятельность диспетчера или радиотелефониста связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием профессиональных факторов. Дефицит времени на принятие решения, высокий темп поступления информации, обилие информационного потока, высокая ответственность за принятые решения и совершенные действия вызывают нервно-психическую напряженность и перегрузки в деятельности сотрудника. Перед диспетчером стоит множество целей и задач, выполнение которых требует одновременности. И получается, что он тратит много энергии на процесс переключения между задачами и на поддержание скорости этого процесса — в конце концов, это приводит к переутомлению. Информационная перегрузка грозит стрессом и нервным истощением, признаками которых является потеря аппетита, повышенная возбудимость, повышенная утомляемость, навязчивый страх, чувство паники, депрессия, раздражительность и частые приступы гнева.
Но подобные опасения высказывали и наши предки, и было бы глупо считать, что они-то ошибались, а вот мы правы. Вполне возможно, корень проблемы не в количестве потребляемой нами информации, а в том, что мы не знаем, для чего нам эта информация. Изучив историю чтения, я пришел к выводу, что люди с самого изобретения письменности были озабочены возможностью потреблять и понимать написанное. В древних обществах Греции и Рима мудрецы, не могущие еще представить себе цифровые гаджеты, глобальную сеть и концепцию Big Data, уже задумывались об опасностях, скрытых в бурных потоках информации. Первым о проблемах, связанных со свободной циркуляцией текстов, написал Платон, вложив, впрочем, эти опасения в уста Сократа. Платоновский Сократ предвидел опасность, скрытую в самой технологии записи информации.
В отличие от устного общения, письмо не выбирает свою аудиторию, но «путешествует свободно». Письмо не делает различий между теми, кто может осознать написанное и извлечь из него пользу, и теми, кого написанное смутит и собьет с толку. Сократ предупреждал, что письмо доносит информацию «и до понимающих, и до тех, кто к этому не способен». В духе патернализма своего времени Сократ указывает, что знание в случайных руках станет угрозой общественному порядку. Именно Сократ первым предсказал, что люди станут зависимы от написанных текстов и что это ослабит их память. Так думали не только древние греки.
Древние евреи придерживались того же мнения. Долгое время раввины противились записи Устного Закона, метода толкования святых писаний, позже ставшего первой частью Талмуда: Мишной. После создания Мишны история повторилась: новые поколения раввинов не желали предавать бумаге толкования Мишны, из которых позже была создана вторая часть Талмуда, известная как Гемара. Свое нежелание записывать толкования раввины обосновывали аргументами, которые мало чем отличались от аргументов Сократа. Они считали, что знание по природе своей диалектично и может быть результатом лишь устной и живой беседы. Если же знание записано, оно умрет и окаменеет, приводя будущие поколения к ошибкам в его понимании.
Платон тоже предупреждал об опасности свободного хождения текстов. Он сомневался в возможности среднего человека отличить морально полезный текст от вредного. Римский философ-стоик Сенека в письмах Луцилию, написанных между 63 и 65 годами нашей эры, предупреждал, что «во множестве книги лишь рассеивают нас». И вновь — эти слова звучат в унисон с мнениями ранних раввинов. Призывы Сенеки ограничивать себя в чтении предвосхитили современные тенденции считать избыток информации причиной упадка духа и рассеянности внимания. Сенека почитал обильное чтение «признаком пресыщенности», да еще в то время, когда книги было сложно достать — он боялся не обилия информации, а ее влияния на человека.
Философа беспокоила способность сограждан понимать и извлекать пользу из прочитанного. Мысль о «переизбытке информации» зазвучала не только с появлением интернета, но и первых письменных станков. Именно печатный станок породил фундамент современной дискуссии об информационном перенасыщении.
По оценкам экономистов, даже больше 10 лет назад издержки информационной перегрузки по всему миру составляли минимум триллион долларов. Сейчас экономический ущерб как для отдельных людей, так и для всего общества, скорее всего, более ощутим. В научной статье, которую опубликовал журнал Nature Human Behavior, международная группа ученых из семи стран Польша, Великобритания, Германия, Израиль, Австрия, Словения, США сравнила информационную перегрузку с другими историческими изменениями в обществе и предложила способ смягчить ее последствия.
Способность людей думать и действовать существенно ослаблена воздействием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во время сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешественников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки. Один из пионеров изучения информатики, д—р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно заявил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать… ведет к срыву».
Он заявил, что уверен в том, что информационная перегрузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний[273]. Например, одна из поразительных черт шизофрении — «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не соединяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормальных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фигур — треугольников, кубов, конусов и т. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наводят на меня уныние». В книге «Беспорядки в информации» Миллер описывает эксперименты, в которых использовались тесты на ассоциации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа работала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, то есть в условиях убыстряющегося поступления информации.
Испытуемые, находящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реакции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме[274]. Аналогичные эксперименты, проводившиеся психологами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным более тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения времени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников. Шизофреники, таким образом… испытывают трудности при получении информации, входящей с обычными скоростями, точно так же как нормальные люди испытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями.
Ученые определили новую опасность информационной эпохи — инфоперегрузку
Оно сопровождается тревогой, сложностями в принятии решений и обработке информации. Перегруженный человек хуже запоминает новое, чаще допускает ошибки. Юлия Каминская: «Есть некое представление о полезности: полезно работать, достигать чего-то, обучаться. И очень часто люди воспринимают предложение полежать в ванне 10 минут, ничего не делая, или прогуляться, ничего не делая, или позавтракать, отключив подкасты, как какую-то бесполезность, то есть как трату времени. Я предлагаю ввести два аспекта полезности: полезность номер один — это учеба, работа, дела, а полезность номер два — это забота о своем здоровье и ментальном благополучии. Если мой мозг будет перегружен информацией, я устану, выгорю, не справлюсь с какой-то новой работой. И мне нужны какие-то полезные дела, которые помогут мне отдохнуть и перестроиться. Это и есть полезность номер два — те самые 10 минут тишины, прогулка, спорт. Обязательно нужно давать мозгу несколько передышек в день. Но только это не передышка в том плане, что вы оторвались от конспекта или от работы и пойдете посмотрите какие-то видосики, а полная передышка от любого поступления информации.
То есть если вы пойдете, например, принимать ванну, то пойдете без телефона, без книги, без подкаста. На самом деле для современных людей это очень тяжело, но эти 10 минут тишины важны — например, просто прогуляться, сделать себе какое-то вкусное блюдо, сконцентрироваться на его вкусе, посидеть на велотренажере, покрутить педали. После перезагрузки мозг начинает выдавать какие-то новые идеи». Нужно лимитировать количество и качество получаемой информации. Но кроме этого — выбрать время, когда мы что-то читаем, смотрим или учим. Общие рекомендации тут такие: по возможности отказаться от учебы, работы и потребления контента за пару часов до сна, особенно если для этого нужно использовать экраны; читать, смотреть и учиться в периоды, когда вы активны и полны сил — у кого-то это раннее утро, у кого-то время после обеда; чередовать активность и делать перерывы: давать себе время отдохнуть от любой информации — гулять, общаться с близкими, гладить котиков, заниматься творчеством или рукоделием без фоновых видео и подкастов, а иногда и вовсе устраивать полноценные информационные детоксы на несколько дней; использовать разные носители информации: если вы целый день работали за компьютером, возможно, лучше не смотреть видео с телефона, а почитать бумажную книгу или послушать подкаст, — и вообще можно поэкспериментировать и разобраться, как вы лучше усваиваете информацию. Как понять, что источник хороший и принесет вам пользу Проанализируйте его, ответив себе на несколько вопросов. Это не тест, в котором нужно набрать конкретное количество положительных ответов, а скорее подсказки для анализа и рефлексии — они помогут оценить информацию и принять решение. Знаете ли вы, кто авторы этого текста, видео, курса?
Авторы — эксперты в своей области? Есть ли у них образование и опыт, позволяющие со знанием дела освещать эту тему? Ссылаются ли авторы на научные исследования, факты, статистику? Приводят ли в качестве доказательств своих слов случаи из практики, мнения экспертов, комментарии героев? Можете ли вы сказать, что в этом источнике фактов и конкретики больше, чем мнений, рассуждений и домыслов? Авторы излагают информацию логично и последовательно, не прыгают с мысли на мысль? Можете ли вы сказать, что информация подана нейтрально, авторы рассматривают разные точки зрения и не пытаются слишком явно занять конкретную позицию? При чтении или просмотре информации из этого источника вы остаетесь в ровном и спокойном расположении духа? Можете ли вы уверенно сказать, что информация не вызывает у вас сильной злости, страха, грусти, тревоги?
Можете ли вы сказать, что не замечали в этом источнике явных манипуляций и когнитивных искажений? Уверены ли вы, что авторы не льют воду и не пытаются играть на эмоциях? Этот источник интереснее и лучше, чем аналогичные по той же теме? В ваших подписках меньше трех источников по той же теме? Можете ли вы сказать, что эта информация приносит вам положительные эмоции — радость, удовлетворение, восхищение, интерес, желание смеяться? Может ли информация из этого источника сделать вашу жизнь лучше — например, дать вам знания, которые расширят кругозор или помогут в карьере, или помочь отвлечься от дел и хорошо провести время? Постарайтесь покончить с думскроллингом Постоянное чтение новостей делает человека не столько хорошо осведомленным, сколько несчастным, тревожным и измученным.
Профессионалы, занятые в области информационных технологий, в один голос утверждают, что с течением времени ситуация в мире, которым правит Internet, становится все более напряженной. Многие из нас до смерти напуганы компьютером. И не зря. Исследования показывают, что он угрожает нашему здоровью. На карту поставлено не только физическое состояние, но и способность разумно мыслить. Объём сведений, которые изрыгают наши компьютеры, порождает тревогу и даже болезнь, а некоторые люди становятся зависимыми от информации так же, как кто-то становится зависимым от алкоголя или наркотиков. Вот к чему ведёт избыток информации: Замедленная реакция. Две трети менеджеров сказали, что стресс, связанный с перегрузкой, вызывает напряжённость в отношениях с коллегами и потерю удовлетворения от работы. Бессмысленная работа. Один из пяти менеджеров убеждён, что масса времени тратится впустую на сбор и поиск информации. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления. Для библиотечных работников одним из факторов риска может стать избыток информации, полученной через общение с читателями, документами. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей и не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Информационная перегрузка появляется в условиях дефицита времени, когда при высокой заинтересованности в выполнении данной работы возможности человека по разрешению проблемы не соответствуют сложности поставленной проблемы [3]. В любой профессиональной деятельности очередная проблема чаще всего приходит из жизни, но в таком виде, что она не соответствует ни традиционным представлениям о способах ее разрешения, ни чаще всего конечному результату, который полностью бы устраивал заказчика, того, кто и озвучил данную проблему, и требует ее решения. Новейшие технологии создаются для того, чтобы облегчить жизнь. Благодаря им мы можем делать все гораздо быстрее. Это полезно для работы. А для нас? Ученые считают, что избыток информации, действующий на органы чувств, способен довести до полного нервного истощения и даже сбить наши биологические ритмы. Апатия, приступы беспокойства, вялость или же чересчур быстрая речь, резкие и быстрые движения, эмоциональная подавленность и отсутствие интереса к жизни, — все это признаки информационной перегрузки. Это влияет и на отношения между людьми: мы все больше общаемся на бегу или по телефону. Мы забыли, что значит быть наедине с самим собой. Мы заменяем реальную жизнь просмотром мыльных опер, а чтение книг — их суррогатом на видео и в журналах. Дети — не исключение. Они не идут играть со сверстниками во двор или на спортплощадку, а проводят целые дни, сражаясь с монстрами компьютерных игр или проводя время в Интернете. Реальный мир все больше уступает место виртуальному.
Рабочий день начинается с административной работы. Это бухгалтерские вопросы, вопросы касательно лекарственных препаратов и медицинского инструментария. Большой пласт - это работа с пациентами, и ответы на их вопросы. Ежедневно приходит более 100 вопросов. Вопросы поступают главным образом через социальные сети. Большое внимание отводится сайтам. В 16:00 заканчивается административная работа, а уже в 17:00 начинается непосредственно работа с пациентами в клинике. На сегодняшний день это все возможные формы, которые можно только себе представить. Это личное общение, когда пациент приходит на приём, рассказывает о том, что его беспокоит. Это работа со средствами массовой информации. Периодически просят писать тематические статьи различные журналы и газеты. Например, с наступлением весны нужно написать о сезонной аллергии. Мы регулярно снимаем сюжеты для медицинских програм на центральном телевидении, на лучших телеканал страны, для самых рейтинговых программ. Очень важно подать информацию правильно, развёрнуто, но при этом что бы её было интересно смотреть. Нужно вовлекать зрителя в тему, о которой рассказываешь, тогда сюжет получается ярким и динамичным. Над этим так же приходится много работать и это такая же ответственная работа как и с пациентом. Другим словами, весь накопленный опыт, за почти двадцать лет работы приходится нести в массы в позитивной и игровой форме, что бы люди лечились правильно и вовремя обращались к лор врачу. Отдельно внимания заслуживают радиостанции, где тебя не видят, но слышат миллионы и можно честно, чётко и внятно рассказать о том как правильно начинать лечение самостоятельно, что можно делать дома самому, а когда уже точно нужно бежать к лор врачу. Так же у нас есть свои акаунты в соц. Взаимодействие осуществляется так же и через собственное телевидение, а именно YouTube канал. Сюжеты снимаются абсослютно профессионально, со сценарием, профессиональным светом и привлечением профессионального оператора, студийным звуком, и безупречным постпродакшеном, это монтаж, титры и спецэффекты. На выходе получается сюжеты отличного качества. Всегда есть к чему расти. Мы перфекционисты в свой работе и каждый съёмочный сезон стараемся сделать лучше и ярче! Сложности всегда есть. Когда человек заболевает, он сильно меняется. Не только боль его беспокоит, он меняется и психологически. Засилье интернета не всегда идёт людям на пользу. Ведь каждый ищет то что он хочет увидеть или прочесть. Раньше была цензура и мы получали только правильную и проверенную информацию, за которую несли ответственность издательства и СМИ. Сейчас на просторах интернета каждый "лепит" что угодно. И только образование и практическая опытность позволят более менее правильно фильтровать информацию. Именно по этому порой бывает довольно сложно убедить пациента в эффективности лечения, даже если это банальная история, банальный случай. Нам приходится работать с разными слоями населения, и с разным интеллектуальным уровнем людей. Одни пациенты сразу все понимают, с кем-то контакт трудно установить до последнего. Некоторые стараются навязать свою схему лечения, свое мнение, свое видение проблемы. С одной стороны это не плохо. Дискуссии развивают. Но выглядит это примерно если я сяду рядом с пилотом и начну с ним спорить как правильно управлять самолётом, тк у меня есть свои убеждения, наработки и своё виденье ситуации.
Врач в данном случае очень похож на ГАИшника. Буквально за секунды нужно понять кто перед тобой. Первое, что нужно понять, зачем к тебе пришел пациент. Второе, даже не глядя почувствовать, и по нескольким фразам оценить, что у него действительно что-то болит, и что он пришел с серьезной проблемой. А бывает что кто-то приходит поморочить голову. Потому что дома скучно, Что то услышал, что то прочитал, что то друзья подсказали, собрал информацию в кучи пошёл к доктору доказывать свою правду. Поэтому, если я вижу, что у мациента есть серьёзная проблема с которой оно точно не сможет справиться сам, он открыт и настроен лечиться, то, конечно, с таким пациентом приятно работать и принять максимум участия в его выздоровлении. Тогда мы открываем свою душу и сердце. Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление! Но, если пациент ставит себя выше доктора, и такое увы не редкость, показывает что мы обслуга, то это уже другая история. Бывает что пациент с самого начала общения всем своим поведением старается показать свою надменность и высокомерность, что он видетели сделал одолжение со снизашёл до нас и позволил его полечить. В таких случаях приходится работать в режиме эмоциональной экономии, поскольку эмоции и яркость убеждения здесь бессильны. Мы относимся к пациентам ровно так, как они относятся к нам,поэтому мы не открываем свою душу всем подряд и без остатка. Людей много, а хороших врачей не так уж. По этому приходится думать и о своём психическом здоровье и о том, что уже через пол часа к тебе зайдёт абсолютно нормальный, приятный, адекватный и вменяемый человек и он то уж точно не виноват в том что предыдущий пациент вывел вас из себя. Именно по этому из себя мы не выходим. Мы квалифицированно рассказываем о проблеме это пациента, о возможных вариантах лечения. Мы должны правильно и эффективно бороться с заболеванием. Пациент приходит за тем, чтобы он на выходе был здоров. Но бывает такое, что в процессе диалога люди меняются и у них даже меняется отношение к жизни, меняется линейка ценностей. Это вдвойне приятно, поскольку врач как добрый учитель смог правильно настроить человека. Может это какие-то блоги, Telegram каналы, симпозиумы, семинары, научно-популярная литература? Врач учится всегда. Не даром в последнее время придумали систему непрерывного обучения и это правильно. Кто то из врачей совершенствуется непрерывно, а кто то работает формально. У медиков в весеннее время начинаются различные Международные и Всероссийские медицинские конференции. Есть специальные мастер-классы. Например, новый вариант операции на перегородке носа. Мне это интересно, я могу пойти и поучаствовать в этом мастер-классе. Безусловно подписан на медицинские журналы. Когда становится действительно сложно общаться с пациентами. Скажем так: есть норма приёма для врача. Это шестичасовой рабочий день. Врач работает в поликлинике с 8:00 до 14:0, втроая смена с 14:00 до 20:00. Врач в коммерческих медицинских центрах работает с 9:00 до 15:00 и с 15:00 до 21:00. Многие работают в две смены. В день специалист принимает около 50 пациентов. Даже если врач не хочет информационной перегрузки, он её получает. Обычно запись очень плотная и нужно мгновенно переключаться с одного пациента на другого.
Информационная перегрузка ухудшает самочувствие и способность принимать решения, выяснили ученые
информационная перегрузка стоковые видео и кадры b-roll. «Информационная перегрузка может иметь серьезные последствия, — комментирует письмо доктор философии Курт Бренеман. Информационная перегрузка человека в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки».
Apple News: удобство или информационная перегрузка?
Далее я хочу представить свои рекомендации по производительности, которые помогут вам устранить информационную перегрузку. Информационная перегрузка грозит стрессом и нервным истощением, признаками которых является потеря аппетита, повышенная возбудимость, повышенная утомляемость. это очень серьезная информационная перегрузка.
Как можно справиться с информационными перегрузками?
- Информационная перегрузка в медицине. Что это и как с этим бороться?
- Сообщить об опечатке
- Информационная перегрузка: думали у вас ее нет? Проверьте!
- Информационная перегрузка ухудшает самочувствие и способность принимать решения, выяснили ученые
- Что такое синдром информационной усталости и как его преодолеть
9 способов справиться с информационной перегрузкой
Как помочь себе, на что обратить внимание у детей, - об этом за круглым столом говорили эксперты: врач-педиатр, невролог и психиатр, доктор медицинских наук Лусине Хачатрян, врач-сомнолог, клинический нейропсихолог Григорий Анисимов, клинический психолог, директор Московской школы практической психологии Гули Базарова.
Обратите внимание, когда и зачем вы заходите в новостную ленту социальной сети. Вы действительно хотите узнать что-то новое или вам просто скучно? Может быть, можно заменить листание ленты в смартфоне прогулкой чтением книги или просмотром фильма? Используйте возможности самих гаджетов для управления временем в онлайн. Зайдите в настройки и проверьте экранное время. Посмотрите, какие приложения отнимают больше всего вашего времени.
Попробуйте удалить их хотя бы на два дня или неделю. Может быть, вы и дальше сможете обходиться без них? Попробуйте отключить вибрацию и звук тех уведомлений, в которых нет необходимости. Как научить ребенка распознавать фейки в Сети? Самое печальное, что большую долю времени мы тратим на переваривание информации, которая ничего общего с достоверностью может и не иметь. Даже если эта информация выглядит почти научно или изначально была верной. Почему так получается?
Один из ответов: информация проходит через своеобразное социально-цифровое сито, когда ее пересылают, пересказывают и интерпретируют много людей. В итоге появляется так называемый фейк.
Оно позволяет наиболее эффективно и быстро получить доступ к резервам внутреннего мира, освободиться от нежелательных состояний. Релаксация помогает сосредоточить всю волю, все внимание и все силы на достижении и последующем сохранении желаемого результата. Предлагаем и вам воспользоваться некоторыми упражнениями для нервно-мышечной релаксации: Направьте внимание на какую-либо группу мышц. Напрягите мышцы.
Сохраняйте состояние максимального напряжения некоторое время до 5 секунд. Затем резко расслабьте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести, тепла и легкого покалывания в мышцах в течение 10-15 секунд.
Еляков утверждает, что проблемой современного человека также является возрастающий беспорядок информационного пространства, в котором быстрое увеличение количества информации приводит к падению её качества [10]. Данный фактор имеет непосредственное влияние на принятие рациональных решений. В зарубежной литературе широко обсуждаются описанные негативные, стрессовые последствия для личности при взаимодействии с различными информационными потоками, которые представлены различными научными понятиями, среди которых можно отметить «информационную тревогу», подразумевающую хаотичное поступление информации разного порядка, из-за чего у не готового к её восприятию человека возникает диссонанс картины мира [1].
Также немаловажно «информационное загрязнение» — понятие, впервые употребленное Я. Нильсеном, описывающее процесс переполнения информационных ресурсов некачественными и недостоверными данными. В настоящее время «информационное загрязнение» — это ежедневно возрастающий поток дисгармоничной, хаотической, разрушительной информации, воздействующий на человека преимущественно через его зрение и слух [9]. Демографические факторы, такие как возраст, пол и уровень дохода, так же влияют на качество принимаемых решений. По результатам исследований Государственного исследовательского университета штата Флорида прослеживается явная отрицательная взаимосвязь между возрастом медиапотребителя и его предрасположенностью к информационной перегрузке: люди старшего возраста склонны испытывать меньшую перегрузку, чем более молодые [4]. При этом представители женского пола испытывают информационную перегрузку гораздо реже, чем представители мужского [5].
Также было установлено, что люди с более высоким доходом подвержены большему риску информационной перегрузки, что является следствием работы с большим потоком различных типов информации, а значит, может привести к повышенной предрасположенности совершения ошибок. Диагностировать и, следовательно, начать решать проблему информационной перегрузки возможно при наличии таких симптомов, как: эмоциональная напряженность, стресс, состояние замешательства, падение мотивации и удовлетворенности от работы, возникновение трудностей при выборе приоритетов, высокая избирательность, пренебрежение большими объемами информации, увеличение времени на принятие решения и неумение воспользоваться информацией для его принятия и т. Возникновение информационной перегрузки связанно со множеством факторов, рассматриваемых на уровне социума, при этом основная причина кроется в ускоренном производстве и увеличении объема информации, выпускаемой СМИ, наукой и бизнесом. Больше всего исследований информационной перегрузки проведено на уровне организации и человека, инициатором которых зачастую выступает бизнес, стремящийся повысить продуктивность коммуникации с клиентами, а также наладить результативность обработки информационного потока внутри организации для более эффективных принятий решений на всех уровнях. На сегодняшний день точной методологии работы с проблемами и последствиями информационной перегрузки нет. Так, О.
Зотова предлагает профилактику информационной перегрузки с использованием методов релаксации, аутотренинга, психокоррекции, медитации [11]. Ильюшенко предлагает развивать определенные навыки: Контролировать качество и количество поступающей информации; Сортировать информацию, анализируя содержание в сравнении с данными из других источников; Предварительно анализировать информацию по форме представления: автор, используемая терминология и т. Вычленять из данных ту информацию, которая представляет непосредственный интерес либо необходима для решения проблемы; Использовать техники распределения внимания концентрация на главном ; Создавать личные системы организации, хранения и обновления информации; Эффективно распределять время при обработке информации. Одним из способов профилактики информационной перегрузки может служить алгоритм снятия ограничений «Нейрографика», созданный в 2014 году Павлом Пискаревым, сутью которого является создание новых нейронных связей, а значит, и новых поведенческих программ при принятии решений [12]. Заключение В настоящее время феномен «информационная перегрузка» требует дальнейшего изучения и конкретизации результатов исследований влияния данного феномена на эффективность в принятии решений современной личностью. При изучении результатов отечественных и зарубежных исследований можно сделать вывод о том, что роль информационной перегрузки в дисфункциональном принятии решений высока.
Большое влияние на эффективность в принятии рациональных решений оказывают следующие факторы: увеличение информационных потоков, как следствие — дезориентация человека в информационном пространстве, ошибочное восприятие информации, обусловленное шаблонным мышлением человека, информационная тревога и информационное загрязнение, демографические факторы, факторы на уровне социума, организации и человека, и многие другие. Данную проблему, существующую ещё со времен античности, каждый человек решает различными для себя способами, которые могут повлечь как положительные, так и отрицательные последствия для принятия решений. Важным аспектом является осознанный подход к существующей проблеме и последствиям влияния информационной перегрузки на человека. В частности: разработка личной стратегии для модификации способов фильтрации и дальнейшей обработки информации, а также умение эффективно планировать свое время и не забывать о различных способах профилактики информационной перегрузки, таких как «цифровой детокс», избегание многофункциональных задач, соблюдение режима «работа-отдых», использование различных методик для повышения пластичности мозга.
Влияние информационной перегрузки на способность принятия решений современной личностью
Это и непродуктивная многозадачность, постоянная тяга к поиску новой информации, снижение концентрации и аналитических способностей, потеря навыка принимать решения. Кажется логичным, что такие пользователи должны хотеть защищать себя, однако бывает, что люди становятся даже более подверженными рискам. Например, более доверчивыми, что на руку мошенникам, или склонными больше верить в технологические мифы «если нажать 1 или 2 в тональном режиме — злоумышленники смогут заразить ваше устройство». При том, что кибербезопасность должна быть источником надежды, а не страха. Подверженные тревоге, люди могут преувеличивать факты, цифры и угрозы, поспешно делать выводы, например, об информационных утечках. При этом с каждой новостью об очередном инциденте потенциальные жертвы могут чувствовать себя все более незащищенными и беспомощными, тем самым прокладывая путь для более успешных кибератак или возможностей быть обманутыми мошенниками. Поэтому именно человеку — обычному пользователю, сотруднику компании, родителю — нужно позаботиться о себе и близких. Работники компаний, родители и дети не должны бояться сделать «что-то не то» — не ответить на письмо, не взять трубку от неизвестного номера. Пользователям стоит повышать уровень цифровой грамотности и разобраться, какие бывают угрозы и как их предотвратить. Признаки информационной тревожности Человек реагирует на новости несвойственным для него образом. Например, становится раздражительным или впадает в апатию, но при этом не может прекратить листать ленту.
У человека появляется ощущение, что в мире происходят только негативные события. Ему сложно вспомнить какие приятные моменты случились с вами в течении дня. Его беспокойство может быть несоизмеримо с поводом. Уже по одному слову из заголовка вы можете спрогнозировать невероятную катастрофу, даже не проверив правдивость вашего предположения. Возникают сложности с концентрацией внимания, памятью, вы чувствуете себя измотанным и уставшим. Возможно изменение пищевых привычек — отсутствие аппетита или, наоборот, заедание дурных новостей. Обратите внимание на соматические симптомы: нарушения сна, головные боли, расстройство ЖКТ — частые спутники тревог. Даже самая невинная просьбы родного человека или друга, может вызвать вспышку гнева или агрессии. Как справиться с информационной тревожностью и думскроллингом? Чтобы оставаться бдительным и критически настроенным, стоит сократить уровень информационной тревожности.
Экстренные меры при инфоперегрузках — Давай тогда поговорим об экстренных мерах при информационных перегрузках. Как быстро себе помочь? Это значит в течение многих часов без отдыха было активизировано левое полушарие. И нам нужно это напряжение снять.
Но нам важно не просто снять нагрузку. Мы ведь как привыкли с мышцами? Если мышцы устали, нужно сесть, мышцы расслабятся — и мы пойдем дальше. С мозгом — не так.
У мозга есть инерция. То есть когда мы перестали писать тексты или считать цифры, мы будем продолжать об этом думать. Потому нужно не только остановить свою работу, но и активизировать вместо левого — правое полушарие. А правое полушарие мы активизируем, когда подключаем тело.
Это может быть массаж, йога, танцы, ходьба, любые физические упражнения, работа в саду, даже просто постоять в душе и прочувствовать, что сейчас с моим телом происходит. То есть нужны любые сенсорные ощущения. Есть очень простое 2-минутное упражнение. В момент крайней ментальной и информационной перегрузки спросите себя: Какие 5 вещей я вижу?
Например, лампу, окно… Какие 5 вещей я слышу? Например, щекотно от одежды, сережка тяжелая, хочу пить, хочу есть… Какие 5 вещей я чувствую в душе? Например, спокойна, немножко тревожна, мне что-то хочется, мне обидно… Когда мы пройдем по всем каналам, то сможем переключиться. Кстати, расскажу интересный факт.
С точки зрения нашей хронической перегрузки левого полушария, очень полезно слушать аудио-книги, а не читать. Правое полушарие при аудио работает существенно больше — и тогда они с левым балансируются. А когда читаем — то больше работает левое полушарие, которое и так чаще загружено. Информационный перегруз и новости: смотреть или не смотреть?
Меня очень интересует тема новостей. И такой вопрос я иногда получаю от своих читателей. Что делать — смотреть или не смотреть, читать или не читать новости? Смотреть новости — моё ли это желание?
Такие приложения, как Flipboard, вошли в нашу привычку к потреблению новостей, став кураторы вместо создателей информации. Ценность, которую они предлагают нам, - это их хорошо продуманный и настраиваемый персональный интерфейс. Я использую Flipboard несколько лет, и мне всегда нравилось это приложение. Легко настраивать и создавать категории вещей, которые мне интересно просматривать ежедневно. Как и многие другие сторонние приложения, Apple заметила их успех и в значительной степени украла идею и создала свою собственную интегрированную версию. Помните Живую ленту Google? Apple использует всю свою платформу, чтобы изменить поведение своих клиентов. Apple хочет, чтобы пользователи ее продуктов отдавали предпочтение платформе Apple News, а не всем остальным.
Но вот в чем проблема: это тяжелая продажа. У таких пользователей, как я также известных как «наркоманы новостей» , уже есть работающие ресурсы. И единственный способ, которым мы собираемся что-то изменить, - это если новое решение будет в корне лучше, чем Apple News по крайней мере, пока. Apple надеется, что вы измените свои привычки потребления новостей. Проблема не в интерфейсе или макете. Это люди и их установленные циклы поведения, и невозможно вежливо представить что-то новое, не доставляя людям дискомфорта.. Например, я ежедневно слежу за политическими новостями. Я ищу их в свободное время через мобильные сайты или приложения, которые я выбираю.
Между собой они образуют около 100 трлн синапсов, то есть нейронных связей. Они формируются в течение всей жизни и сломать их довольно сложно. Чем чаще мы используем такую связь, тем быстрее запоминаем тот или иной факт. Большую роль в этом процессе играет сон — в это время мозг записывает важную информацию и удаляет ненужную. Синдром информационной усталости начинает развиваться у человека в тех случаях, когда объем данных не соответствует возможностям инструментов мозга, которые перерабатывают информацию в знания. Например, при активной работе и недосыпе. Нередко чрезмерный объем новых, но не всегда полезных знаний приводит к аналитическому параличу, состоянию, когда человек просто боится принять решение. Что делать? Проблему информационной перегрузки желательно решать со специалистом. Чтобы не усугублять ситуацию, можно применять нехитрые лайфхаки.
Время от времени отключайтесь от интернета. Даже в рабочее время существуют задачи, которые вполне можно выполнить без работающего вайфая.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА
- Что делать?
- Причины информационной перегрузки и методы борьбы с ней – Конструктор Успеха
- Информационные перегрузки: как их избежать?
- Думскроллинг: как зависимость от чтения новостей медленно убивает ваши здоровье и психику
- Как справиться с информационной перегрузкой — Кирилл Барсуков на
- Большинству не мешает информационная перегрузка
Информационная перегрузка: думали у вас ее нет? Проверьте!
Информационная перегрузка: скрытая угроза современной эпохи / Оффтопик / iXBT Live | Смежные понятия: Информационная перегрузка — не единственный феномен, при помощи которого пытаются как-то операционализировать отношения человека с информационно. |
Информационная перегрузка в медицине. Что это и как с этим бороться? | Информационная перегрузка (также «инфоксация» и «информационное ожирение») происходит тогда, когда на нас обрушивается столько информации. |
Большинству не мешает информационная перегрузка | информационная перегрузка вызывает серьезный стресс и ведет к общему ухудшению здоровья. |
Информационная перегрузка мозга. Как не допустить информационных перегрузок | Информационная перегрузка вполне может провоцировать продолжительный стресс и переутомление, которые приведут к выгоранию. |
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА КАК ФАКТОР РИСКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
- Содержание статьи
- День информационной перегрузки - Праздник
- Информационные перегрузки: как их избежать?
- Что делать?
- Что такое синдром информационной усталости и как его преодолеть | РБК Стиль