И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара.
Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?
Через шесть часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1800 м. Находившиеся на палубе подводники оказались в ледяной воде, несколько моряков успели забраться в спасательную камеру, но та затонула сразу после всплытия. Спустя час к месту катастрофы подошла плавбаза "Алексей Хлобыстов", которая подобрала 30 оставшихся в живых членов экипажа. Впоследствии еще трое из них умерли от переохлаждения. Всего из 69 членов экипажа погибли 42.
С того же времени надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия и контроль расследования по данному делу были возложены на Шеина B. Следствие проводилось в условиях обозначившегося с первых же дней после катастрофы противостояния позиций представителей ВМФ, с одной стороны, проектировщиков и строителей лодки - с другой стороны, относительно причин гибели корабля и 42 членов экипажа.
Конечно, не учитывать эти позиции, как и другие заявления в связи с катастрофой, было нельзя. При этом Целовальников и Шеин понимали, что только всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, независимо от чьих бы то ни было мнений и желаний, позволит установить обстоятельства катастрофы АПЛ К-278. Требовалось дать мотивированные ответы на вопросы о соответствии нормам и правилам действий и решений тех должностных лиц, которые участвовали: а в проектировании, строительстве, испытаниях, приемке в состав ВМФ и эксплуатации погибшей АПЛ; б в формировании и боевой подготовке 604-го экипажа; в в направлении АПЛ с 604-м экипажем на боевую службу; г в обнаружении пожара в 7-м отсеке, в его тушении и борьбе за живучесть лодки; д в организации спасания экипажа. С самого начала следствия Целовальников завел алфавитный именной указатель, куда вносил фамилии, имена, отчества и должности лиц, которые упоминались в уже имеющихся материалах дела - со ссылкой на источник этих сведений. Такой указатель ежедневно пополнялся данными, полученными в ходе проводившихся следственных действий. Кроме того, каждый член следственной группы вел свой календарный план - план работы на текущий и последующие 2-5 дней.
На запланированные следственные действия, например, допрос свидетеля - члена 604 экипажа, составлялся отдельный план, что требовало знания относящихся к предмету предстоящего следственного действия данных. Много времени было уделено организации по делу экспертиз и подбору экспертов, поскольку по целому ряду вопросов требовались специальные познания, а экспертных учреждений по данным вопросам не было. При этом были учтены пожелания руководства Военно-Морского флота о включении в состав экспертов вполне конкретных лиц. Шеин, с учетом его загруженности другими делами, находящимися в производстве следователей отдела, изучал материалы этого дела как в Москве, куда они представлялись следователем, так и в Санкт-Петербурге, куда он неоднократно выезжал для работы по данному делу, в том числе для допроса ряда свидетелей. В частности, бывшего командующего 1-й флотилией атомных подводных лодок - руководителя опытной эксплуатации АПЛ К-278 в 1984-1986 годах вице-адмирала Чернова Е. В мае-сентябре 1989 года он, будучи в то время заместителем начальника Военно-морской академии имени Н.
Кузнецова, совместно со специалистами академии выполнил с разрешения главнокомандующего ВМФ анализ аварии на АПЛ К-278 и действий 604-го экипажа при борьбе за живучесть в ходе этой аварии "Анализ действий личного состава АПЛ-К-278 при борьбе за живучесть подводной лодки 7 апреля 1989г. Вице-адмирала Чернова старший следователь Целовальников с участием Шеина допрашивал в течение нескольких рабочих дней. Производство комиссионной судебно-технической экспертизы по оценке качества подготовки 604-го экипажа и его действий в период аварии 7 апреля 1989 года продолжалось три года. Как следует из заключения экспертов в составе которых, повторим, были и лица, рекомендованные руководством ВМФ , направлять в море 604-й экипаж было нельзя. Во-первых, он потерял свою линейность - перерыв в плавании превышал предельно допустимый восьмимесячный срок. Во-вторых, имел в своем составе пять специалистов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности.
Вот прямая цитата: "Недостаточно подготовленные к действиям в сложных условиях Главный командный пункт, должностные лица и личный состав своими действиями при аварии на подводной лодке 7 апреля 1989 года не обеспечили решения главных задач при пожаре, поступлении воздуха высокого давления и воды внутрь прочного корпуса подводной лодки и при спасении личного состава, что привело к гибели подводной лодки и большей части экипажа". Вслед за первой группой экспертов закончила работу другая - по оценке качества проектной документации. В своем заключении она указала, что конструктивное исполнение устройств и систем АПЛ К-278 не явилось причиной массовой гибели людей и подводной лодки.
Климова и Ю. Построенная на легендарном Северодвинском Северном машиностроительном предприятии, по сути, эта лодка со сверхпрочным титановым корпусом была опытным кораблем, способным вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок. В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка возвращалась из автономного плавания и находилась на глубине 157 метров, в 7-м отсеке возник пожар. Экипаж под командованием командира капитана 1 ранга Евгения Ванина вступил в 5-часовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Примерно в 12 часов Е. Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота.
С самолета сообщили на лодку, что прибытие спасательных надводных кораблей ожидается к 18 часам. Из штаба Северного флота обращалось внимание командования подводной лодки на необходимость использования всех возможных систем ЛОХ для подачи фреона в 6-й и 7-й отсеки, герметизации кормовых отсеков, исключение их загазованности и экономное использование индивидуальных средств защиты. В 14 часов 40 минут это было видно на сделанном с самолета фотоснимке через кингстон охлаждения в 7-й отсек стала посту пать вода и начала заполняться водой цистерна главного балласта правого борта, начал меняться крен на правый борт как отмечено ранее, лодка всплыла с не продутой аналогичной цистерной левого борта. С самолета на берег была передана метеосводка: видимость 5— 6 км, высота нижней кромки облачности 400 м, волнение 2—3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды. В 14 часов 50 минут в районе расположения лодки находились уже 3 самолета, их экипажи транслировали переговоры командира лодки со штабом флота и наводили на лодку надводные корабли. В 15 часов 35 минут в докладе, полученном штабом Северного флота, сообщалось о продолжении пожара в 6-м и 7-м отсеках и о том, что лодка нуждается в букс ировке. В 16 часов 41 минуту с лодки сообщили, что крен на правый борт составляет 6 градусов, а дифферент — 3 м что соответствует 1,5 градуса на корму из-за продолжающегося поступления воды в прочный корпус; личный состав готов к эвакуации. По фотоснимкам с самолета было подсчитано, что дифферент на корму в 16 часов 30 минут составлял 2,5—3 градуса. Терялся запас плавучести из-за заполнения балластных цистерн и поступления воды внутрь прочного корпуса. На это время потеря плавучести оценивалась в 760 тонн, при этом количество воды, поступившей в прочный корпус, составило 120 тонн. Часть зкипажа успела перейти в спасательную камеру. Предположительно на глубине 300—400 м камера отделилась от лодки. Камера вместе с людьми сначала медленно, а потом все быстрее стала подниматься с глубины на поверхность. Учитывая, что в камеру успел попасть сильно загазованный воздух и люди стали терять сознание, командир лодки дал команду на подключение к индивидуальным дыхательным аппаратам. Позднее в своей пояснительной записке мичман В. Слюсарен- ко отметил, что это успели сделать только он и мичман Черников. Камера всплыла рядом с плотом, от разницы давлений внутри камеры и на поверхности моря у нее сорвало с защелки верхний люк и в штормовое море был выброшен мичман Черников, который тотчас погиб. Из открытого люка успел вылезти только мичман В. Слюсаренко, находившийся в сознании. Всплывшая камера была притоплена, ее стали накрывать волны, в открывшийся люк хлынула вода, отчего она перевернулась и через пять—семь секунд вместе с командиром лодки и еще тремя членами экипажа снова ушла на дно Норвежского моря. Рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлобыстов» подошла к обессилевшим морякам через 1 час 12 минут после гибели подводной лодки. Но трое моряков умерли из-за сильного переохлаждения. Все спасенные моряки были доставлены в госпиталь г. Североморск для обследования и лечения. Как показал анализ трагедии, раньше плавбазы в район аварии прибыть никто не мог, возможное прибытие норвежских вертолетов могло состояться не ранее 19 часов 30 минут, а корабля береговой охраны — к исходу суток. Попытка подъема спасательной камеры В августе 1993 года была организована экспедиция в составе научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» с глубоководными аппаратами « Мир-1» и «Мир- 2» и небольшого судна «КИЛ-164» Северного флота для подъема с глубины спасательной камеры, ставшей могилой командиру и трем членам экипажа подводной лодки. Сложность этой задачи состояла в том, что не было никаких специальных средств для зацепа и подъема подобных конструкций с морского дна. Судно «КИЛ-164», пришедшее из г. Мурманск, имело мошную кормовую П-образную раму с блоком, специальное устройство «зонтик» для ввода внутрь камеры через открытый верхний люк и лебедку кевралового троса для подъема камеры. Операция началась 23 августа, и с третьей попытки «зонтик» удалось ввести внутрь камеры, так как в условиях сильных течений «Мир-1» постоянно сносило и было трудно удержать его у люка камеры. Потом была проделана сложнейшая работа по зацепу камеры, которая началась в 9 часов утра 26 августа и закончилась в 1 час 37 минут ночи 27 августа. В тот же день в 7 часов 41 минут начался подъем камеры со скоростью 5 метров в минуту. Кормовая часть судна «КИЛ-164» из-за волнения моря перемещалась вертикально с амплитудой 2—3 м. По мере подъема камеры максимальная нагрузка на трос непрерывно увеличивалась с 30 до 58,5 тонн на глубине нахождения камеры 250 м. Водолазы уже были готовы на 20-метровой глубине перецепить камеру на нормальный стальной трос. Но когда было выбрано 2250 м троса осталось выбрать 200 м , кормовая часть судна «КИЛ-164» была поднята необычайно крупной нерегулярной волной двойного наложения на высоту 3,5—4 м, резко пошла вниз после прохождения крутого гребня эалны и снова резко поднялась примерно на эту же высоту. Камера в это время находилась на глубине 190 м, а максимальная нагрузка на трос была равна 65,4 тонн. В момент подъема кормы трос отделился от ролика шкива на 15 см и сложился в узел, затем при опускании на ролик он на этом месте оборвался, и в 12 часов 30 минут камера снова ушла на дно. Последствия катастрофы подводной лодки Общественность многих стран после гибели подводной лодки забила тревогу о некой угрозе, подобной Чернобыльской, и стала требовать принятия необходимых мер по ее ликвидации. Начались работы, связанные прежде всего с определением последствий катастрофы. Первоначально усилия направлялись на обследование места гибели подводной лодки «Комсомолец», поиск затонувшего корабля и определение его состояния. В этих целях было проведено несколько экспедиций. Первое обследование места гибели подводной лодки было проведено исследовательским кораблем «Академик Мстислав Келдыш», который прибыл к месту катастрофы 16 мая 1989 года. При этих работах было установлено местонахождение затонувшей лодки, которая была сфотографирована с помощью глубоководных аппаратов. Ученые взяли пробы фунта и сделали измерения на разных глубинах, не обнаружив повышения радиационного фона и радиоактивного загрязнения грунта и воды. Анализ проведенных наблюдений позволил сделать вывод о том, что в первом отсеке подводной лодки произошел взрыв. Основными причинами взрыва могли быть: удар лодки о грунт, взрыв скопления аккумуляторных газов либо торпеды. Главным же было то, что разрушения прочного титанового корпуса в носовой части довольно существенны. Действиями экипажа атомной подводной лодки в момент аварии была обеспечена ядерная безопасность и созданы условия ее соблюдения при пребывании лодки в затопленном состоянии. Конструкция реактора и лодки представляет собой многоступенчатую, труднопреодолимую и практически вечную защиту, предохраняющую от существенного изменения с течением времени интенсивности выхода радионуклидов реакторного происхождения в окружающую среду. Корпуса ядерных боеприпасов, находящихся на подводной лодке, в результате воздействия гидростатического давления при затоплении лодки оказались разрушенными, системы их автоматики выведены из строя. По заключению специалистов схемно-конструктивное исполнение ядерных боеприпасов с момента получения ими повреждений полностью исключает возможность ядерного взрыва. Торпедные аппараты, в которых находятся две торпеды с ядерными боеголовками, повреждены и частично разрушены. Поэтому со временем, вследствие коррозионных разрушений в морской воде оболочек боеприпасов, ядерные материалы плутоний могут быть вынесены в окружающую среду. Если это произойдет, они будут распространяться в воде в виде нерастворимых частиц и оседать на дно, образуя в районе лодки локальную зону устойчивых загрязнений. Пока же вымыванию опасного вещества мешают не полностью прокоррозированный корпус боеголовок и бериллиевый экран.
День памяти погибших подводников
Атомная подводная лодка «Комсомолец» погибла в 1989 году, возвращаясь с третьей боевой службы, которая длилась меньше двух месяцев, с 28 февраля 1989 года по 7 апреля 1989 года. Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» шла в подводном положении в Норвежском море, когда внезапно взревела аварийная тревога. 31-я годовщина гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец».
Лодка утонула за 15 -20 минут. Гибель подводной лодки "Комсомолец"
30 лет спустя: В Нижнем Новгороде вспомнили погибших на подлодке «Комсомолец» горьковчан | 7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка "Комсомолец".Дата ее гибели провозглашена в России как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца исполнял свой долг. |
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец" | МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". |
Комсомолец подводная лодка атомная (АПЛ): тайна гибели, причины трагедии | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в. |
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки | Причиной гибели подводной лодки «Комсомолец» явился пожар, возникший около 11 часов. |
«Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца» - Аргументы Недели | Дата 7 апреля 1989 года — день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец». |
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
Так вдвоем они плыли - еще живой и уже мертвый. Мичману Слюсаренко снова повезло. Сначала фигуры людей умудрились разглядеть советские летчики, что само по себе невероятно. Затем капитан рыболовецкого судна, получив пеленг от летчиков пошел в предполагаемою точку встречи, и каким-то образом умудрился отыскать среди волн обессилевшего мичмана. Мичмана Виктора Слюсаренко подняли на борт рыболовецкого судна, теперь он понял, что он выдержал все испытания, которые уготовила ему судьба.
Несколько других советских подводников, спасшиеся сразу при всплытии лодки «Комсомолец» погибли уже на суше от последствий переохлаждения, воспаления легких или просто от невероятного нервного стресса, который они пережили. Из 69 человек экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» выжили только 27 подводников. В море Виктор Слюсаренко больше не выходил. Теперь он живет в Киеве и ведет спокойный, размеренный образ жизни никак не напоминающий о том кошмарном переполненным трагическими событиями дне, когда погибла лодка «Комсомолец», а он вопреки всему выжил.
Его имя даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса как единственный человек, которому удалось спастись с глубины 1500 метров. Из-за дороговизны работ 1 миллиард долларов США и безопасности операции поднять ее не представляется возможным. Треснутый корпус затянут ремонтным пластырем, замеры показывают, что ядерный реактор заглушен и пока не угрожает радиационной катастрофой. На борту подводной лодки «Комсомолец» остались две торпеды с ядерными боеголовками.
В гарнизоне Заозерск установлен мемориал погибшим морякам-подводникам атомной подводной лодки «Комсомолец». Все они были посмертно награждены орденом «Красного Знамени». После гибели лодки начала работать Государственная комиссия, в которую включили министра обороны Д. Ожидалось, что точки над «i» в гибели «Комсомольца» расставит именно она.
Но, когда комиссия завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «... Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования». А на страницах печати тем временем бушевали страсти.
Все началось, пожалуй, с того, что бывший командир атомной подлодки А. Горбачев поведал читателям, что подобный случай - отнюдь не первый, только раньше все скрывалось за завесой секретности. Четверо же спасшихся моряков написали открытое письмо, отметая предположения, что пожар завершился трагедией из-за неважной выучки экипажа, и сместив акценты на конструктивные недостатки корабля. Потеря управления с центральных пультов систем и оборудования средствами движения корабля и выход из строя связи с аварийными отсеками привели к осложнению обстановки на корабле».
Теперь мы вряд ли узнаем, отчего вспыхнул пожар. Ничего не скажут стоявшие на вахте в злополучном 7-м отсеке трюмный машинист, старший матрос Н. Бухникашвили и техник группы дистанционного контроля мичман В. Колотилин — они так и остались на своих постах навечно.
Однако многое может проясниться из анализа опубликованных данных. Комсостав — а на борту, кроме командира, был еще и начальник политотдела соединения, капитан 1-го ранга Т. Буркулаков — допустил несколько ошибок. Иначе не оценить факты, выявленные Государственной комиссией.
Чтобы локализовать пожар в 7-м отсеке, у командира было по крайней мере 15 минут. Но тревогу объявили с опозданием, экипаж несвоевременно занял места по аварийному расписанию, не загерметизировал отсеков и не полностью сделал то, что положено выполнять без команды, но по инструкции. Это промедление предопределило дальнейшее... Как сообщал «Морской сборник», погибшая лодка была оборудована пороховыми газогенераторами для экстренного всплытия.
Но в центральном посту решили всплывать обычным способом, при этом воздух высокого давления подали в кормовые цистерны по трубопроводам, проходившим через горящий отсек. Раскаленные стенки трубопроводов не выдержали давления, и сжатый воздух рванул в горящий отсек, создав там эффект доменной печи! В результате 40-минутного наддува температура достигла 800—1000 "С. Не удивительно, что отсек разгерметизировался, а потом сдал и прочный корпус в корме...
Однако возлагать вину за случившееся на экипаж «Комсомольца» было бы неверно. Как выяснилось, некоторые подводники только к концу срочной службы осваиваются на боевых постах. Не случайно на подплаве стараются удержать моряков на сверхсрочной, то есть стремятся перейти к той самой профессиональной армии, против которой до сих пор возражают многие генералы и адмиралы. А пока на подводные атомоходы приходят вчерашние выпускники ПТУ, причем не подвергаются профотбору.
А психологи дальний поход под водой сравнивают с космическим полетом. Но космонавтов долго и тщательно готовят.
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Иными словами, далекие от совершенства подводные лодки еще на заре своего участия в войне на море приобрели репутацию грозного оружия. Но тут надо оговориться, что до оснащения субмарин дизель-электрическими энергетическими установками они представляли для собственных экипажей нисколько не меньшую угрозу, чем для вражеских кораблей. Бензиновые и керосиновые двигатели в замкнутом пространстве подводных лодок несли с собой большую опасность возгорания паров токсичного и летучего топлива. Потому-то на моряков-подводников в первое десятилетие ХХ века флотское начальство смотрело как на смертников.
С таким отношением к подводному плавсоставу связана любопытная легенда. Указом от 19 марта 1906 года Николай II повелел выделить подводные лодки в новый класс боевых кораблей до этого их относили к разряду миноносцев. А когда императору доложили, что из-за риска, не сравнимого с риском прохождения службы на других кораблях, офицеры-подводники просят в несколько раз увеличить им жалование, царь якобы ответил: «Дайте сколько просят. Эти все равно либо сгорят, либо утонут». Так оно в действительности было или нет, вопрос открытый, но эпизод этот наглядно иллюстрирует, что и без того связанное с повышенной опасностью плавание под толщей воды в военное время превращается в некое подобие «русской рулетки». Сотни подводных лодок, погибших вместе с командами в годы Первой и Второй мировых войн, объективно подтверждают эту истину. До появления атомных субмарин подлодки были скорее «ныряющими». Передвигаться под водой они могли недалеко и недолго из-за ограниченности заряда аккумуляторов. Для подзарядки требовались всплытие хотя бы на перископную глубину и длительное нахождение там.
А это подлодку демаскировало и делало легкой добычей авиации, эсминцев и «морских охотников» — специальных кораблей и катеров, предназначенных для поиска и уничтожения подводных лодок. В ходе Второй мировой войны из числа принявших в них участие 1792 немецких, японских, итальянских, английских, американских и советских подводных лодок погибло 1030. Наши потери при этом составили 81 подлодку из 170.
Ничего не предвещало беды. Но на 37 день пути случилась трагедия. Внезапно в седьмом отсеке вспыхнул пожар. Температура выше 70 градусов. С этого все и началось.
Экипаж боролся в огненном аду, однако стихия оказалась сильнее. Из 68 членов экипажа уцелели лишь 26 человек. В день памяти погибших товарищей выжившие подводники вновь у того самого пирса, откуда и начался роковой поход. Среди них Игорь Калинин — бывший инженер гидроакустической группы "Комсомольца". Говорит, страшно стало уже потом, когда очнулся в реанимации.
Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?
7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». Гибель атомной подлодки «Комсомолец»: Пока подводники ждали помощи, пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». обзоры пользователей. 7 апреля 1989 г. подводная лодка "Комсомолец" под командованием капитана 1 ранга Евгения Ванина возвращалась с боевой службы в подводном положении.
«Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец»
7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» возвращалась с боевой службы. гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу. Дата 7 апреля 1989 года — день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец».
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
Гибель атомной подводной лодки « Комсомолец» | Пикабу | Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». |
Гибель «Комсомольца». | Дмитрий Панкратов | В апреле 1989 года погибла и затонула в Норвежском море советская атомная подводная лодка «Комсомолец». |
Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец»
7 апреля: гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», на борту которой был туляк | Атомная подлодка «Комсомолец» была гордостью советского флота. |
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка | Причина гибели подлодки Комсомолец. |
Гибель АПЛ «Комсомолец»
- Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?
- Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец» - МК Карелия
- 7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец»
- Смерть во льдах
- Чтобы лучше спалось
- Тайна гибели атомной подводной лодки «Комсомолец»
Популярные материалы
- Почему погибла самая совершенная подлодка в мире - Экспресс газета
- Всё ли мы знаем о гибели "Комсомольца"? | Гибель «Комсомольца» | История 80-х | Мы любим 80-е
- О компании
- Неразгаданные тайны «Комсомольца»
- Смерть во льдах
- Гибель АПЛ К278 - Комсомолец | WARDOK
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться. Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду. Она была ледяной. Плюс 2 градуса.
Волны — полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров. Было жутко.
Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть. И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут.
Я продержался 40… Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи.
Их было около 60 человек. Подходили суда. Но спасти удалось не всех.
Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил… Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню.
Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно. Ну, может, несколько секунд.
Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это — всё. Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти. А потом события настолько быстро менялись, что не до страха.
Надо было действовать. Я не захотел. Был выбор — уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым.
Мы с женой выбрали Киев — спокойный город и от родной Винницкой области недалеко. Получили квартиру, через год у нас родилась двойня — мальчишки. Шанс для пятерых Я находился в эти секунды на своем боевом посту, который был герметично закрыт.
Почувствовал, как нос лодки поднимается, поспешил к выходу. Возле трапа столкнулся с командиром, услышал крик дежурного офицера — втроем рванулись по трапу, но тут лодка встала под углом 85 градусов и резко пошла на дно. Я успел ухватиться за трап, меня окатило холодной водой — оказалось, люк не закрыт.
Кому-то из мичманов удалось захлопнуть его ногой. Но мы были в ловушке. У нас горели два отсека, и мы стремительно шли на дно.
Правда, через какое-то время лодка встала горизонтально — она так устроена. Стало чуть легче, не нужно висеть на трапе. Но я уже терял сознание, когда меня подхватили и втащили в выходную камеру.
Она была нашим единственным шансом. Нас там оказалось пятеро. В камеру начала просачиваться вода, которая под воздействием сжатого кислорода закипала на глазах.
По учениям я знал, что будет дальше. Мы оказались в могиле. И тут снизу постучали.
Командир приказал открыть люк, мы чуть замешкались. И, как оказалось, эти несколько секунд спасли нам жизнь — лодка резко провалилась. Начались взрывы.
Стуки прекратились. Мы продолжали лететь вниз. Слушали и молчали.
Вспомнились родители и жена.
В памятных мероприятиях примут участие командование подводных Северного флота, представители администрации Мурманской области и закрытого административно-территориального образования Заозёрск, ветераны-подводники, личный состав соединений подводных лодок. В 17 часов 08 минут — официальное время гибели подводной лодки «Комсомолец» — корабли и суда Северного флота приспустят Андреевские флаги. Военные моряки почтят память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Затем в храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, пройдет поминальная литургия.
Ольга Грегулева вспоминает, как, узнав о трагедии на лодке, где служил муж, побежала в госпиталь. Я говорю: капитан-лейтенант Грегулев. Он говорит: "Жив".
И когда Ире говорят, что лейтенант Молчанов погиб, тут было вообще сложно очень все", - рассказала Ольга Грегулева. Бывшие моряки утверждают: время не лечит. Большинство из них с того страшного дня не ступали на борт корабля. Вновь оказаться на подводной лодке — не просто ностальгия. Подводники вместе с родственниками побывали на атомоходе "Воронеж". Проходя по отсекам, вспоминают о былых временах, с теплотой и болью обсуждают свои первые походы в море, сравнивают устройство лодки со своей. Проходил, увидел свои системы, которые я обслуживал.
Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль.
Лодка затонула за несколько минут В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно. В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру ВСК , покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину.
В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил. Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел… Выживший в бездне К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним.
Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом. Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров.
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец»
Экипаж подлодки хоть и не потушил пожар, но сумел его локализовать. После всплытия большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Моряки, выбравшиеся из задымленных отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца». Борьба за выживание Однако в результате пожара была нарушена герметичность корпуса подлодки, началось стремительное погружение. Матросы без индивидуальных спасательных средств стали эвакуироваться на спасательные плоты. В ледяной воде Норвежского моря оказался практически весь экипаж корабля. Люди, отравленные угарным газом, обожжённые, без спасжилетов, боролись за свою жизнь. В быстро погружающейся лодке остались несколько человек, включая командира корабля. Все они попытались спастись, используя всплывающую спасательную камеру. Но трое членов экипажа погибли от угарного газа, действие которого усиливается в условиях возрастающего давления.
Глубина моря в том месте достигала почти полутора километров. Лишь достигнув дна, спасательная капсула отсоединилась и была выброшена на поверхность. Верхнюю крышку люка вырвало, в проём выбросило двоих. Один погиб, ударившись головой, уцелел лишь мичман Виктор Слюсаренко.
Небывалый случай, чтобы подводная лодка, всплыв в надводное положение, тут же затонула. В своё время я вплотную занимался этой трагедией — писал статьи, посещал конференции и презентации книг. Я был не согласен с выводами, где основная вина возлагалась на экипаж.
Я при всякой возможности пытался получить подтверждение этого от компетентных людей, но, Увы! И вот, в подаренной мне книге конструктора подводных лодок, профессора Ю. Крючкова «Подводные лодки и их создатели» 1900 — 2000 гг. Николаев Украина тиражом всего 120 экземпляров , я нашёл фразу, относящуюся к титановым кораблям, где наряду с тем, что «Титановые корабли были в три раза дороже стальных АПЛ. Это были действительно «золотые рыбки», были и другие характеристики титана. Но его откровения относительно титана подтверждают мою версию — «В горящем, загерметизированном отсеке прогорел корпус, отсек мгновенно заполнился, и субмарина рухнула в глубину! К тому же, он хорошо горит в воде».
Тогда логично предположить, что об этом свойстве титана не был информирован экипаж, и вёл борьбу за живучесть АПЛ традиционными способами. А температура в горящих загерметизированных отсеках достигает тысячи градусов. Вода была не помеха, и загорелся прочный корпус… Дальше мы знаем!!! Так кто же виноват в этом случае? Экипаж, наука, завод или весь, тогда могущественный, ВПК? К сожалению, всё списали на экипаж. И ещё, что заставляет задуматься — после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок.
А ведь это направление считалось перспективным.
Вдруг случается то, чего уже никто не ждет. Вдалеке показывается корабль. Наверное, они слишком рано обрадовались и решили, что спасены», — размышляет Игорь.
Он и сам потерял сознание. Следующее, что он помнит, — как он лежит на палубе спасательной лодки. Эвакуация была сложная. Кто-то отчаянно кричал о помощи и уже не мог плыть».
Приходилось прощаться с товарищами. Лодка идет ко дну кормой вниз, а с нею — еще шесть человек. Но уникальность «Комсомольца» заключалась еще и в том, что это была единственная подводная лодка со встроенным спасательным аппаратом — всплывающей капсулой. С ее помощью те шестеро могли спастись — и среди них капитан Евгений Ванин.
Он был на верхней палубе, но когда подлодка пошла ко дну, он без сомнений задраил за собой люк. Капитан не бросит своего судна раньше матросов. Но и здесь теория и практика разошлись. Лодка погружается все глубже, а выпустить капсулу не удается — заклинило.
Это из-за того, что лодка тонула вертикально, считает Коляда. На глубине почти 1 700 метров «Комсомолец» достигает дна. Наконец, спасательная капсула отстреливается и начинает всплывать. Но даже она не гарантирует спасения.
Уже у самой поверхности от разницы давления срывает люк, и ее затапливает водой. Выбраться удается лишь одному моряку из пяти. Заполненная водой капсула навсегда исчезает в пучине. Бессильные очевидцы На единственном спасательном плоту выжившие держатся изо всех сил.
Некоторые висят за бортом и хватаются за леер. Над суровым и безлюдным морем нависло ожидание смерти. Над моряками уже какое-то время кружит советский самолет Ил-38 и тщетно пытается сбросить спасательные плоты. Но их уносит волнами и ветром — то же самое произошло с плотами самой подлодки.
К месту происшествия прилетает и норвежский самолет «Орион».
Анатолий Борисович Петров, назначенный руководителем проекта 705, имел недостаточно опыта в конструировании, и с 1963 года на этой должности его сменил Михаил Георгиевич Русанов 1909 — 1986 гг. К творческим идеям А. Петрова Русанов добавил свой опыт конструктора, в результате чего получился шедевр кораблестроения. По многим техническим показателям АПЛ проекта 705 намного опередил своё время… В зарубежных военно-морских кругах эту АПЛ называют уважительно — «голубой дельфин». Эта атомная подводная лодка строилась как опытная, имела титановый корпус торпедообразной формы и была одновальной.
На стабилизаторах располагались двигатели и гребные винты экономического хода. Корпус снаружи покрывался резиновым антигидролокационным слоем. Была предусмотрена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж корабля, но она никого не спасла, потому что экипаж не знал основного свойства корпуса своего корабля, о чём я скажу ниже. Рабочая глубина составляла 1 000 метров, а предельная — 1 250 метров! На такой глубине лодка была неуязвима для противолодочных сил и средств. В 1977 году умер Н.
Климов и проект доводил Ю. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 685, получившая название «Комсомолец», предназначалась для действий против подводных лодок, авианосных соединений и для других операций. Лодка действительно была уникальной и ей принадлежит рекорд глубины для подводных лодок. Но из-за обширного пожара в апреле 1988 года лодка из надводного положения затонула в Норвежском море. Небывалый случай, чтобы подводная лодка, всплыв в надводное положение, тут же затонула. В своё время я вплотную занимался этой трагедией — писал статьи, посещал конференции и презентации книг.
Я был не согласен с выводами, где основная вина возлагалась на экипаж.