уроженец села Удобное Горшеченского района. 27 сентября 2022 года он отправился в зону СВО в качестве добровольца. Об изменениях в жизни ОЦАД рассказывает ректор протоиерей Максим Козлов. В ходе проведения СВО 31 января на территории ДНР в поселке Ягодное от проникающего осколочного ранения в затылок погиб Максим Козлов. Разговор журналиста Елены Жосул с протоиереем Максимом Козловым. Став священником, о. Максим Козлов справедливо заслужил известность, как проповедник, богослов и автор духовных книг, педагог.
Максим Козлов
В ходе специальной военной операции погиб уроженец села Удобное Горшеченского района Максим Козлов. потомственный пасечник, уверяющий, что мёд – панацея от всех болезней, лакомство для счастья, гармонии, красоты и безграничных возможностей. Максим Козлов в исторической перспективе разбирает католическую догматику (акцентируя внимание на папизме) с православных позиций.
НОВАЯ ЭЛИТА, ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ И НАСЛЕДИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ / ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ
Вместе с ним молились члены инспекционной комиссии: специалист по работе с синодальными, епархиальными, государственными и общественными организациями Илья Игоревич Никишов, руководитель административного секретариата Николай Николаевич Свокс, руководитель контрольно-аналитического отдела Наталья Валерьяновна Леонтьева, а также администрация Псково-Печерской духовной семинарии: первый проректор иеромонах Андрей Коротков , проректор по воспитательной работе иеромонах Прохор Андрейчук. Студенческий хор исполнил заупокойные богослужебные песнопения.
Главный редактор - О. Роговская Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Реклама изготовлена и размещена на основе материалов, предоставленных заказчиком.
Николай Кавасила, св.
Москва, 7 — 9 февраля 2000 г. Иоанн Дамаскин Из «малых трактатов». Козлов прот. Геростергиос; пер. Максима Козлова.
Огицким Православие и западное христианство: учебное пособие для духовных семинарий и духовных училищ. Татианы, 1999.
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
«Свои под абажуром». Пасечник Максим Козлов - о жизни за гранью возможного
Представители Учебного комитета прибыли в республику для плановой инспекционной проверки Саранской духовной семинарии. Протоиерей Максим Козлов отметил высокий уровень церковно-государственных отношений в республике, который позволил достичь заметных успехов в области духовного образования в регионе. Отец Максим напомнил, что православный вуз в Мордовии получил государственную аккредитацию, что накладывает большую ответственность, а также открывает и новые возможности: выпускники семинарии теперь могут работать педагогами, экспертами и другими специалистами с подтвержденной квалификацией. Председатель Учебного комитета говорил о необходимости повышения количества абитуриентов в высших духовных учебных заведениях, отметив, что эту задачу ставит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Студенческий хор исполнил заупокойные богослужебные песнопения.
RU - сообщи новость первым! Хотите быть в курсе всех главных новостей Челябинска и области?
Подписывайтесь на telegram-каналы « Челябинск, который смог » и « Стальной Магнитогорск »! Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Смысл в том, чтобы профили магистратуры в духовных школах как можно меньше дублировали друг друга и в совокупности давали студентам возможность заниматься максимально разнообразной научной проблематикой. К примеру, библеистика и греческая духовная словесность есть в МДА , смысла открывать аналогичную программу нет.
А вот профилей по патрологии и исторической литургике как раз нет ни в одной магистратуре духовных школ, хотя это и фундаментальные области. По патрологии мы стремимся дать базу, причем, в отличие от МДА, с упором на богословие, а не филологию. Студенты изучают тексты «золотого периода» святоотеческой письменности — от самого ее начала до VII Вселенского Собора. Дальше они смогут двигаться по разным траекториям — уйти в изучение более поздних византийских авторов или, к примеру, при изучении дополнительных языков — сирийского, коптского и армянского, — в сопредельные патрологические области. Историческая литургика — очень важная дисциплина, которая сейчас требует особого попечения. С одной стороны, по ней решительно не хватает преподавателей, с другой, это одна из дисциплин, которые наименее хорошо усваиваются в бакалавриатах семинарий.
Новые методики преподавания литургики были разработаны силами наших ведущих литургистов и сейчас апробируются в МДА. В ОЦАД мы планируем готовить специалистов, которые потенциально могли бы стать преподавателями литургики и, Бог даст, переломить кризисную ситуацию в бакалавриате. Однако для хорошего уровня обучения нужно готовить не только программы, но и абитуриентов. Занятия исторической литургикой и патрологией требуют достаточного знания древних языков. Не будем расширяться сверх меры — греческого и латинского. Мы понимаем, что не все, кто хотел бы заниматься литургикой или патрологией, на момент поступления хорошо ими владеют.
Цель «пропедевтического курса» — дать абитуриентам возможность выровнять уровень знаний древних языков, чтобы дальнейшее обучение шло максимально полноценно. Есть и другие начинания. Так что вывести студентов на чтение авторских текстов за короткий интенсивный курс можно. Если человек приходит с достаточным знанием древних языков, скажем, после кафедры классической филологии МГУ, он сможет поступить на первый курс магистратуры, минуя «пропедевтический курс». Все абитуриенты будут находиться в равных условиях. В данном случае дело не в льготах, а в том, что обучение на «пропедевтическом курсе» даст возможность лучше подготовиться к обучению в магистратуре.
Ведь если студент не будет знать латынь и греческий в достаточной мере, так что ему нужно будет открывать учебник Мирошенковой и Федорова или Козаржевского и смотреть в него с приятным удивлением, то какая ему литургика и патрология? Прежние профили и новые имена — Две магистерские программы меняют свое название. Это естественный процесс развития образовательных программ. Например, при всем уважении к существовавшей программе «Православная теология. Христианские источники» и ярким, творческим людям, которые на ней преподавали и преподают, возникал вопрос, какова специализация ее выпускников — библеистика, история Церкви, патрология? По факту, это были люди, прослушавшие ряд ярких авторских курсов и непонятно на чем специализирующиеся.
Все же задача магистратуры — помочь человеку определиться с последующей жизненной, в том числе рабочей траекторией.
НОВАЯ ЭЛИТА, ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ И НАСЛЕДИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ / ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ
Сегодня гостем программы «Антонимы» стал протоиерей Максим Козлов — богослов, педагог, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви и ректор об. Об этом рассказал член рабочей группы Московского патриархата по координации деятельности церковных учреждений в условиях пандемии коронавируса протоиерей Максим Козлов. Екатерина Грачева взяла интервью у председателя учебного комитета РПЦ протоиерея Максима Козлова. Об изменениях в жизни ОЦАД рассказывает ректор протоиерей Максим Козлов.
Протоиерей Максим Козлов: В Церкви не может быть сегрегации на привитых и непривитых
В ходе спецоперации погиб 31-летний курянин Максим Козлов. В ходе спецоперации 31 января погиб 31-летний доброволец Максим Козлов. Житель Курской области Максим Козлов погиб при выполнении боевых задач в ходе специальной военной операции. Сержант Максим Козлов ранее воевал в Сирии, на Украине ценой своей жизни остановил врага на переднем крае обороны Последние новости Липецка: происшествия, ДТП, события. О главной теме последних дней глава Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов. Протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной.
Юношеские годы и молодость
- «INFORMING»
- В Липецком районе простились с погибшим в спецоперации на Украине младшим сержантом
- Начальник службы пожаротушения Главного управления МЧС России по Томской области Максим Козлов
- Курянин Максим Козлов погиб во время специальной военной операции
РПЦ раскрыла уровень заболеваемости ковидом среди священников
Глава Учебного комитета и член Высшего церковного совета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов прокомментировал в эфире телеканала «Спас» несогласованные. Вертолет Ми-8, в котором летел лейтенант ВКС Максим Козлов и еще пять членов экипажа, был сбит националистами, никто не выжил. Глава Республики Артём Здунов провел рабочую встречу с председателем Учебного комитета Русской православной церкви протоиереем Максимом Козловым. Печальную новость сообщили в администрации Курской области. Вертолет Ми-8, в котором летел лейтенант ВКС Максим Козлов и еще пять членов экипажа, был сбит националистами, никто не выжил. И необходимо, чтобы в процессе принятия закона эта концепция сохранилась, заявил президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Протоиерей Максим Козлов: биография и творчество священника и писателя
Вот это ощущение, что, может быть, трудно формулируемое отсутствие внятного позитива, но оно же молодыми людьми отчетливей переживается, кстати, вот людям моего поколения проще, ну не так много осталось, я бы даже чисто эгоистически дожил бы в ситуации, может быть, не в самой лучшей, но стабильности, но когда у тебя вся жизнь впереди хочется внятного позитивного проекта на твою жизнь для тебя. Аркалова — Энергии у молодого поколения через край и очевидно, что если сейчас ее не направить в позитивное русло, в созидательное, то непонятно, чем это может закончиться. На ваш взгляд, в какое русло можно ее направить и что Русская Церковь может сейчас предложить молодежи? Максим — Я бы начал с ответа на второй вопрос, потому что он для меня куда как внутренне более близок, важен и переживаем. Мне представляется очень важным, чтобы Церковь и каждый конкретный храм и приход и в нынешней ситуации были безусловно не только физически открыты, но и в евангельском смысле гостеприимны для людей самых разных политических взглядов, чтобы не оказывалось так, что участники противостояния по разные стороны баррикад, какая-то из них часть ощутила бы то, что в Церкви им не рады, Церковь должна быть местом, куда на таинство Исповеди может прийти и молодой человек, участвовавший в протесте, осознавший, что он перегнул в жестокости, нежелании думать, в выплескивании своего личного бессознательного в коллективное пространство, просто в ненависти к людям по другую сторону баррикад, и куда мог бы прийти сотрудник правоохранительных органов, который, выполняя свой долг, в какой-то момент понял, что и он поступил неправильно, ну вот хрестоматийный пример, как тот полицейский, который ударил женщину в Санкт-Петербурге и нашел мужество прийти и просить у нее прощения. Мне кажется, это, на самом деле, обнадеживаюший пример, пока это возможно, пока человек, допустивший подобный поступок, как сотрудник полиции может прийти и просить прощения у человека, которого он неправомерно обидел, а этот человек может его простить — есть надежда. И вот мне кажется, если на что мы и должны ориентировать всех сограждан наших, в том числе, и молодежь — это на то, чтобы да, будучи правомочными и искренними в отстаивании тех или иных своих общественно-политических взглядов мы не допускали ненависти к тем, кто их не разделяет, чтобы мы внутри страны учились реальной возможности сосуществования, как члены единой нации, но при этом, как люди с разными общественно-политическими взглядами, вот мне кажется, это единственный путь, который сейчас реалистичен. Да, мне тоже дорого средневековое общество, которое было моноконфессиональным и моноидеологичным в значительной мере, но я понимаю, что абсолютной иллюзией было бы попыткой загнать сейчас мир и страну в подобного рода мировоззрение, что уже пример 20-го века показывает нам, что попытка создания моноидеологического общества оборачивается тоталитаризмом, мы должны учиться жить, будучи разными, но при этом в этой разности не ненавидящими друг друга.
Аркалова — Вот пример Беларуссии, например, опять же, когда священнослужители и призывали к миру, и выходили на баррикады, и, в том числе, просто молились в храмах, то есть было некое такое расстроение даже внутри Церкви. Вот на ваш взгляд сегодня Церковь должна как себя поставить? Понятно, что открыть двери для каждого, но должна ли она заявлять позицию свою? Максим — Я не уверен, что сейчас, я не уверен лично и тем более не правомочен заявлять что-то по этому вопросу более, чем свою личную точку зрения, ни к учебному комитету, ни к официальной позиции Русской Церкви в этом смысле не имеющей никакого непосредственного отношения, что что-то могут сейчас определить официальные заявления Церкви, скорее, важно засвидетельствовать это на уровне тех десятков тысяч приходов, которые у нас есть по всей стране, что мы действительно Церковь, как единство верующего народа, а в свою среду не допустить этого разделения, что мы не будем делить на своих и чужих по принципу идеологии и это главное, я повторю, не только с точки зрения, что вот скажут архиереи или будет ли какое-то заявление Синода, а как каждая конкретная община, не только клирики, но и миряне в ней будут себя вести. Аркалова — По примеру соседних стран можно наблюдать, как политический раскол трещинами проходит даже по внутрисемейным отношениям, поскольку одни за одних, другие за других, иногда это происходит и внутри Церкви, так вот что вы скажете тем семьям, которые сейчас находятся в подобной ситуации и что можете сказать о том, если случаются такие моменты внутри Церкви, как быть? Максим — Я попросил бы и детей, и родителей смотреть друг на друга, как на мать и отца, сына и дочь, брата и сестру, пусть не согласных с тобой, но родных людей. Это ощущение родного человека, за которого ты, может быть, болезнуешь и с которым не соглашаешься, но который родной очень важно сохранить и начать жить не только в противопоставлении ему, это уж какая-то зарница гражданской войны, но и в равнодушии: «ну мне и все равно, если он так думает, то он для меня как бы не существует, с этими его взглядами и поступками».
При этом, напомню слова президента, о том, что не надо пытаться объяснить все проблемы коронавирусом и это действительно так. Такие попытки, действительно, были. Однако, не надо быть экономистом, чтобы понимать, когда в 2020 году наша страна три месяца, то есть целый квартал находилась в локдауне из-за набиравшего обороты распространению коронавируса, это действительно серьезно повлияло на экономику. Ведь те же местные бюджеты формируются, например, из налога на доходы физических лиц. А НДС упал из-за резкого сокращения продаж и оборотов в торговле, причем, не только розничной. Безусловно, все это сказалось на бюджетах всех уровней, в том числе на нашем городском и последствия трехмесячного локдауна-2020 будут еще долго отражаться на доходной части всех бюджетов. Об этом же говорит и заместитель Главы Администрации города Великие Луки Светлана Степанова: «Стоит также отметить и мы все прекрасно знаем, что последние два года мы все живем в тяжелой обстановке. Конечно же существенно осложняет ситуацию то, что у нас неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в городе, области и стране в целом».
Глядя на проект бюджета — 2022 и плановый период можно сказать, что бюджет оптимальный и самое главное, что сохраняются все те параметры и социальные приоритеты, необходимые для жизнеобеспечения Великих Лук. А иногда пытаются даже смеяться, когда говорят о социально-ориентированном бюджете. Дескать, а как иначе или денег, якобы, хватает только на социалку. Так, а что же реально стоит за таким понятием, как социально-ориентированный бюджет? В реальности это означает, что наш город не отказывается от финансирования, например, системы дополнительного образования, а это конкретные учреждения в которых занимаются сотни маленьких великолучан. Это финансирование широкой сети спортивных учреждений, то есть спортшкол, секций, того же стадиона, содержание спортивных сооружений и объектов. Например, это также финансирование учреждений культуры и не только досуговых, а тех в которых обучаются сотни молодых великолучен. Сюда входят музыкальные школы, школы искусств, Дома культуры, музеи.
Все это востребовано великолучанами и существование и работа этих учреждений, несущих, прежде всего большую социальную функцию, воспринимается нами как данность. И это нормально! Они продолжают функционировать, их никто не закрывает, не сокращает и надо отметить, что часть из них создана в эти годы. Есть ли проблемы? Конечно, есть! Они решаются в силу тех объективных условий и экономических обстоятельств, в которых мы все живем. Ведь давайте посмотрим, как решаются бюджетные проблемы в других муниципалитетах, причем не только в дотационных регионах. Я много бываю и изучаю разные города, маленькие и большие и все там просто.
Знаете, что интересно? Приходят к власти в таких городах популисты, избранные на критике прежних мелких проблем и недочетов, поймавшие, так сказать протестные настроениями. А что они делают потом сами, столкнувшись с реальностью, когда надо содержать и обслуживать всю социальную сферу, коммунальную сферу? Например, город не тянет, так сказать финансирование какой-либо сферы и количество учреждений просто сокращают или элементарно закрывают единственное. Таких примеров не мало, к сожалению. Поэтому, все познается в сравнении. А Великие Луки всю социальную сферу, учреждения и организации, которые работают и чья деятельность направлена, прежде всего, на развитие наших молодых великолучан, не смотря на разную финансово-экономическую ситуацию, продолжает содержать, финансирвоать и развивать. Это и есть бюджетная политика, которая отражает приоритеты власти.
Ведь не секрет, что для многих из тех, кто занимается с детства в спортивных секциях, технических кружках, учреждениях культуры, эти направления станут профессией и смыслом жизни. А ведь можно поступить проще, закрыть или передать в коммерческую сферу и город для себя дефицит бюджета решил бы очень просто.
Жертвы мирного населения от наших снарядов могут быть только случайные, стрелять по нему, это бесполезная трата дорогостоящих снарядов, Зеленскому они достаются на халяву, а нам нет. Мы испытываем не ненависть, а "ярость благородную" и лжемиротворчество здесь не уместно, это народная война. Такого, чтобы кто-то радовался гибели гражданских, я не встречал. Министр Просвещения подолгу говорит о том, что можно выразить одним предложением, он профессионально забалтывает тему разговора, поэтому точных цитат не привожу, они слишком длинные. Была такая притча, как одноногий, однорукий и одноглазый царь пригласил художников.
Один нарисовал его как есть, ему отрубили голову, другой нарисовал целиком, тоже отрубили, третий нарисовал его боком, сидящим на коне. Вот таким художником и является отец Максим , потому что изображает картину, как будто Америки, Европы, ЛГБТ-пропаганды не существует в природе. О том, что Путин не занимается убийством журналистов, сказано не было, а у нас жертв уже много. Зато душа преступника вызывает отеческую заботу. О том, за что убили, тоже не обсуждается. Сейчас всем стал известен факт, что бандеровцы были выпущены из тюрем и это имеет прямое отношение к войне. Так вот надо было их расстреливать или нет?
Как можно относиться к людям, носящим наколки из свастик? Те, кто сомневается в существовании фашизма, смотрите фильм "Ваффен СС", снятый в "высшем" мире на русском языке задолго до СВО. Наткнулся на этот фильм среди украинских песен, которые люблю. К 2023 году позиция председателя Учебного Комитета меняется, он уже называет нацистов, гонящих Церковь, бандитами. Для нас это симптом успеха Вооружённых Сил России. Но того "верхнего, светлого" мира пастырь пока не отрекается, ограничивается только критикой отдельных моментов генной инженерии например , посмотрим что будет дальше. В целом его настроение пессимистично.
Отец Максим говорит, что невозможно было предвидеть войну, а вот святой старец Гавриил Ургебадзе давно изрёк: "шут погубит Украину" и пророчествовал не он один. Если бы Путин не ударил первым, взяв на себя колоссальную ответственность, сейчас бы воевали на своей территории, как в 1941. Причиной ненависти к России Козлов видит начало войны, а кто кричал в 2014 году "будем убивати и трупы складати"?
Решением Священного Синода от 8 декабря 2009 года включен рабочую группу по подготовке современного Катехизиса Русской Православной Церкви. С 2010 года - секретарь Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам отношения к инославию и другим религиям. Также входит как член в комиссии по вопросам богословия, по вопросам приходской жизни и приходской практики, по вопросам организации церковной миссии, по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ. С 2010 года - член Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской Православной Церкви. В 2006 г.
Лента новостей
- Преподавательская и просветительская деятельность
- Другие новости Память
- Состоялась встреча митрополита Никодима и протоиерея Максима Козлова
- «INFORMING»
Ответ Председателю Учебного Комитета РПЦ, отцу Максиму Козлову.
Протоиерей Максим Козлов: — Мне кажется, когда речь идет о инославных авторах, здесь несколько обстоятельств нужно учитывать. Во-первых, что касается собственно богословия, как науки, то отнюдь не всегда конфессиональная принадлежность должна быть сдерживающим началом. Известно, что во второй половине 20-го века православная литургика значительной мере наиболее глубоко была описана, исследована западными авторами. Отец Мигель Арранц или отец Роберт Тафт — католики, но, тем не менее, их исследования по восточной христианской литургике, если вы хотите заниматься литургикой, как исторической дисциплиной, просто не могут быть проигнорированы никем, кто обращается к истории богослужения. Это даже может относиться к описанию христианского искусства, безусловно. История Византии, Византийского богословия, патрологии, библеистики и других областей. Есть, конечно, области, где конфессиональные воззрения специфически могут сильно проявляться. Это более всего может проявляться в аскетике.
Мне представляется затруднительным пользоваться не для образования, а для внутреннего устроения души произведениями протестантов-пиетистов Арнта и других позднейших, которые исходят из вероучительных посылов, нетождественных православию. Ключевой вероучительный посыл о спасении приобретается верующим человеком тогда, когда он уверовал, а не по совокупности жизненного пути, когда эта вера воплотилась в его жизни. С другой стороны, читать произведения средневековых католических мистиков, на специфичность которых указывали многие подвижники благочестия, тот же святитель Игнатий, или богословы и философы, Алексей Федорович Лосев, с точки зрения устроения внутреннего мира тоже для православного христианина более чем парадоксально. Но среди авторов Западного христианства есть те, у которых мы видим то, что является, как это прекрасно сказано Льюисом, в первую очередь, просто христианством. Не отражением специфических конфессиональных воззрений того или иного человека, а нашим общим депозитом веры. Объем такового в произведениях того же Льюиса и Честертона, других писателей 20-го столетия, Мортона, к примеру, весьма и весьма велик. И странно было бы отказываться, потому что они в значительной мере почувствовали и выразили состояние христианина в близкую к нам эпоху 20-го столетия.
А Льюиса еще и в эпоху, тоже теперь особенно отзывающуюся в нас, Второй мировой войны, военных катаклизмов. Если какое-то время назад мы читали «Письма баламута» в одних ракурсах, то теперь, конечно, и то, что переживает герой в связи с страхованиями Второй мировой войны и решениями, которые должен принять в связи с Второй мировой войной и его личными выборами, становятся весьма и весьма актуальными для нас теперь. Не будем бояться, но будем проявлять трезвомыслие в этом отношении. Константин Мацан: — Протоиерей Максим Козлов, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Марина Борисова: — Отец Максим, хотелось еще спросить о двух пластах литературы духовной, которая чаще всего на первых порах попадает в руки. Это, с одной стороны, всевозможные сборники притч и житий святых, прологи, лавсаики, Четьи Минеи, масса житийной литературы, которая достаточно архаична и крайне условна, и воспринимается, прямо скажем, неоднозначно современным человеком. И второй пласт, который тоже на первых порах чаще всего попадает в руки, это русская религиозная философия, конец 19 — начало 20 века.
Причем, она очень противоречивая, и человек, плохо ее ориентирующийся, ступающий на зыбкую почву, очень быстро может там заблудиться. Протоиерей Максим Козлов: — Так с каких разных пластов мы одновременно копнули. Ну, давайте начнем с агиографий тогда, с житий святых. Это такого рода массив огромный руды, я бы сказал, в котором просто нужно уметь искать бриллианты. С другой стороны, понимать, что сама по себе руда, даже когда она алмазами не светится, тоже есть субстанция полезная. Бриллианты в эту руду вкраплены во множестве. Если мы посмотрим жития, сохранившиеся на основании Римских следственных дел первых мучеников, то мы найдем много ярчайших примеров, и трогательных и вдохновляющих одновременно.
Отошлю к мученичеству Филициаты. Продолжим все эти жизненные, яркие картины, когда разделение проходит в семье. Когда отец или мать уговаривают дочь или сына-христианина отречься, пожалеть их старость. Когда приносят твоего ребенка-младенца и говорят: ну ради него сделай вид, собственно, не приноси ты жертву идолам, обо всем договоримся, бумажку только подпиши, что это сделали. Как же это не жизненно? Когда мы читаем жития таких подвижников благочестия, как преподобный Сергий или преподобный Серафим или другие преподобные, что русские, что восточно- или западно-христианские, там столько примеров настоящей борьбы за святость. Когда мы читаем дневники Иоанна Кронштадтского, для меня в какой-то мере более открывших как святого, чем «Моя жизнь во Христе», видим как человек с очевидной для всех нас удобопреклонностью ко греху не соглашался с грехом в себе и воевал за то, чтобы быть настоящим священником и настоящим христианином, то это очень укрепляет душу.
Я уж не буду говорить о жизнеописаниях новомучеников и исповедников нашей Церкви. Вы имеете в виду то, что относится к так называемой золотой легенде, к тому огромному блоку житийных текстов, который вошел в некий риторический стандарт в эпоху Византии и средневековья. Когда одни святые мученики древности смешивались с другими, когда возникли стандартные приемы описания, каков он должен в отрочестве быть, как себя вести. К этому нужно отнестись с какой-то долей понимания, с внутренней мерой понимания. Это может так же, как икона древнего мученика, о котором мы ничего не знаем, по отношению к одному, второму, третьему и десятому будет отличаться какими-то минимальными деталями, если вовсе будет отличаться чем-то иным, кроме написания имени. За этим пластом может быть почти не видно реального человека, но мы знаем, что был этот реальный человек. Вряд ли что-то можем знать более-менее реальное о великомученике Георгии Победоносце, но через века Церковь пронесла память о святом юноше-воине, готовом за правду Божию, за веру быть бескомпромиссно мужественным и никак не жалеющим себя.
Да, конечно, там много последующих наслоений. Да, в житии Петра и Февронии Муромских, которых мы ныне почитаем как покровителей брака, можно увидеть очевидные фольклорные наслоения, и на то есть литературоведение, научная агиография, которая это все исследует. Но это не страшно, нужно просто трезво понимать, что скрывается за этой внешней оболочкой, что агиография в отличие от догматики подразумевает различия уровней Предания. Если в догматике мы должны принимать все до йоты, тут невозможно колебание, в это верю, в это не верю, то по отношению к недогматизированной части Предания, к которой относится агиография, мы должны отличать вероучительное содержание от формы. Скажем, известнейший агиографический текст «Жития Василия Нового», где есть один из самых популярных текстов агиографических «Мытарства блаженной Феодоры». Конечно, за этим текстом стоит важный вероучительный смысл о частном суде, который ждет каждого из нас, и о ответственности за жизнь, о том, что подлинный итог жизни часто человеку открывается не в его земном существовании, а за его пределами. Что лучше осознавать себя трезво уже сейчас, а не узнать на мытарствах, каким ты являешься.
А ко всем деталям внешним нужно относиться, как к словесной преходящей форме этого содержания. Посмотрите на иконы частного суда. Они в веках отличаются, там даже граждане изображены разные. В 7-8-м веках одни стоят, потом Папы и епископы появляются; современные посмотришь, там уже джентльмены стоят в костюмах, аккуратно одетые, генералы всякие стоят. Это понятно, это разные формы выражения. Теперь в отношении русской религиозной философской мысли. Философия в отличие от богословия не формулирует с догматической точностью, во что мы верим.
Она дает некое тождественное, близкое, нетождественное или антитетичное христианству мировосприятие, как совокупность понимания мира человека в вечности, признание его — непризнание, признание бытия Божия — отрицание бытия Божия. Русская религиозная философская мысль второй половины 19 — начала 20-го века была попыткой свидетельства о христианстве в образованном обществе той эпохи. В иных своих проявлениях она мне представляется переоцененной, часто мы придаем ей значение большее, чем следовало, потому что не все знают первоисточники, на которые она опиралась. Мера важности немецкой классической филологии для славянофилов не всеми отчетливо осознается, они видятся чуть ли ни оригинальными мыслителями. В то время как там, в христианском смысле, оригинального очень мало, а есть периодически какие-то сомнительные вещи. Есть, конечно, гиганты религиозной философской мысли. Никак нельзя пройти, если ты занимаешься философией и если тебе это близко, мимо таких фигур как Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Николай Трубецкой, Николай Лосский, Франк, в каком-то смысле Флоренский.
Но это, частное свое выражу мнение, опциональная, хорошая вариативная часть для тех, кому это близко. Вариативные части образованности христианина могут разниться, а об обязательных мы, наверное, сказали выше. Важно не начинать читать Соловьева, когда ты Библию еще не прочитал. А то у тебя могут какие-нибудь странные представления возникнуть, если ты еще с историей Церкви не знаком. Представляешь в России историю Вселенской Церкви, не представляя реальные истории церковные, какие-то фантазмы в голове могут возникнуть. Все же к этому нужно переходить на неком твердом фундаменте уже приобретенной образованности в отличие от агиографии, которую, кстати, это был актуальный вопрос и правильный, читать можно на любых уровнях приобщения к совокупности христианского знания. Константин Мацан: — А греческий язык обязательно выучить?
Протоиерей Максим Козлов: — Тяжелый вопрос для филолога-классика и для председателя учебного комитета. Я так скажу, семинаристам обязательно. Уж уровень магистратуры и тем более аспирантуры даже и вопрос такой не должен звучать. А сказать вопрос в другом ракурсе: необходимо ли знание греческого языка для спасения? Нет, конечно, не необходимо, ни греческого, ни латыни.
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
Вот это ощущение, что, может быть, трудно формулируемое отсутствие внятного позитива, но оно же молодыми людьми отчетливей переживается, кстати, вот людям моего поколения проще, ну не так много осталось, я бы даже чисто эгоистически дожил бы в ситуации, может быть, не в самой лучшей, но стабильности, но когда у тебя вся жизнь впереди хочется внятного позитивного проекта на твою жизнь для тебя. Аркалова — Энергии у молодого поколения через край и очевидно, что если сейчас ее не направить в позитивное русло, в созидательное, то непонятно, чем это может закончиться. На ваш взгляд, в какое русло можно ее направить и что Русская Церковь может сейчас предложить молодежи? Максим — Я бы начал с ответа на второй вопрос, потому что он для меня куда как внутренне более близок, важен и переживаем. Мне представляется очень важным, чтобы Церковь и каждый конкретный храм и приход и в нынешней ситуации были безусловно не только физически открыты, но и в евангельском смысле гостеприимны для людей самых разных политических взглядов, чтобы не оказывалось так, что участники противостояния по разные стороны баррикад, какая-то из них часть ощутила бы то, что в Церкви им не рады, Церковь должна быть местом, куда на таинство Исповеди может прийти и молодой человек, участвовавший в протесте, осознавший, что он перегнул в жестокости, нежелании думать, в выплескивании своего личного бессознательного в коллективное пространство, просто в ненависти к людям по другую сторону баррикад, и куда мог бы прийти сотрудник правоохранительных органов, который, выполняя свой долг, в какой-то момент понял, что и он поступил неправильно, ну вот хрестоматийный пример, как тот полицейский, который ударил женщину в Санкт-Петербурге и нашел мужество прийти и просить у нее прощения. Мне кажется, это, на самом деле, обнадеживаюший пример, пока это возможно, пока человек, допустивший подобный поступок, как сотрудник полиции может прийти и просить прощения у человека, которого он неправомерно обидел, а этот человек может его простить — есть надежда. И вот мне кажется, если на что мы и должны ориентировать всех сограждан наших, в том числе, и молодежь — это на то, чтобы да, будучи правомочными и искренними в отстаивании тех или иных своих общественно-политических взглядов мы не допускали ненависти к тем, кто их не разделяет, чтобы мы внутри страны учились реальной возможности сосуществования, как члены единой нации, но при этом, как люди с разными общественно-политическими взглядами, вот мне кажется, это единственный путь, который сейчас реалистичен. Да, мне тоже дорого средневековое общество, которое было моноконфессиональным и моноидеологичным в значительной мере, но я понимаю, что абсолютной иллюзией было бы попыткой загнать сейчас мир и страну в подобного рода мировоззрение, что уже пример 20-го века показывает нам, что попытка создания моноидеологического общества оборачивается тоталитаризмом, мы должны учиться жить, будучи разными, но при этом в этой разности не ненавидящими друг друга. Аркалова — Вот пример Беларуссии, например, опять же, когда священнослужители и призывали к миру, и выходили на баррикады, и, в том числе, просто молились в храмах, то есть было некое такое расстроение даже внутри Церкви. Вот на ваш взгляд сегодня Церковь должна как себя поставить? Понятно, что открыть двери для каждого, но должна ли она заявлять позицию свою? Максим — Я не уверен, что сейчас, я не уверен лично и тем более не правомочен заявлять что-то по этому вопросу более, чем свою личную точку зрения, ни к учебному комитету, ни к официальной позиции Русской Церкви в этом смысле не имеющей никакого непосредственного отношения, что что-то могут сейчас определить официальные заявления Церкви, скорее, важно засвидетельствовать это на уровне тех десятков тысяч приходов, которые у нас есть по всей стране, что мы действительно Церковь, как единство верующего народа, а в свою среду не допустить этого разделения, что мы не будем делить на своих и чужих по принципу идеологии и это главное, я повторю, не только с точки зрения, что вот скажут архиереи или будет ли какое-то заявление Синода, а как каждая конкретная община, не только клирики, но и миряне в ней будут себя вести. Аркалова — По примеру соседних стран можно наблюдать, как политический раскол трещинами проходит даже по внутрисемейным отношениям, поскольку одни за одних, другие за других, иногда это происходит и внутри Церкви, так вот что вы скажете тем семьям, которые сейчас находятся в подобной ситуации и что можете сказать о том, если случаются такие моменты внутри Церкви, как быть? Максим — Я попросил бы и детей, и родителей смотреть друг на друга, как на мать и отца, сына и дочь, брата и сестру, пусть не согласных с тобой, но родных людей. Это ощущение родного человека, за которого ты, может быть, болезнуешь и с которым не соглашаешься, но который родной очень важно сохранить и начать жить не только в противопоставлении ему, это уж какая-то зарница гражданской войны, но и в равнодушии: «ну мне и все равно, если он так думает, то он для меня как бы не существует, с этими его взглядами и поступками».
Максим Козлов — последние новости
Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники». С 1989 года читал в академии лекции по курсу истории западных исповеданий раздел — католичество , с 1991 года ведёт курс сравнительного богословия в семинарии. С 1997 года преподает также вновь введенный в академии курс основ риторики. В феврале-марте 1999 года проходил научно-богословскую стажировку в Институте Восточнохристианских исследований в Унивеситете города Неймегена Нидерланды. В 2000 году возведён в сан протоиерея. В 2006 г.
Также является преподавателем Сретенской духовной семинарии. В различные годы читал курсы в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте и Училище сестер милосердия при 1-ой Градской больнице. За годы преподавания в МДАиС опубликовал более 100 статей и переводов патрология, библеистика, церковная история, публицистика в церковной и светской прессе и несколько книг.
В проект, который рассматривался, была включена мука из минтая. Однако сейчас эта востребованная продукция производится и из других видов рыб, например сардины-иваси.
Наука ориентировала промышленность на хорошие ресурсы иваси и ценные свойства этого объекта для выпуска муки. На Курилах созданы рыбомучные производства, напомнил президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов. При выработке мер господдержки нужно не ограничиваться только мукой из минтая, полагает он.
Попытки «загнать сейчас мир и страну» в мировоззрение «средневекового общества, которое было моноконфессиональным и моноидеологичным», протоиерей назвал «абсолютной иллюзией», оборачивающейся тоталитаризмом. Козлов посоветовал верующим «избегать авторитаризма» и не жить ни в противопоставлении друг к другу, ни в равнодушии. Церкви же священник пожелал быть «не только физически открытой», но и «гостеприимной для людей самых разных политических взглядов». Он призвал «следить в том числе и за тем, что и как мы говорим и делаем в социальных сетях, в средствах массовой информации» и помнить, «что христианин по заповеди Спасителя прежде всего — миротворец».
Студенческий хор исполнил заупокойные богослужебные песнопения.