Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» рассказывает о бандах малолетних подростков, которые держали в страхе столицу Татарстана в конце 1980-х.
В Татарстане подростки образовали ОПГ
книги "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х" (автор Гараев Роберт Наилевич). Очевидцы событий в "Слово пацана" рассказали, соответствует ли сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" действительности: какие группировки враждовали в Казани в 90-е. Автор книги «Слово пацана» — о том, почему мы романтизируем насилие.
«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов
Что реальные бандиты говорят про сериал «Слово пацана» - 6 января 2024 - УФА1.ру | Общество - 5 декабря 2023 - Новости Санкт-Петербурга - |
Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно | «Слово пацана» – это, можно сказать, исторический фильм о событиях, которые происходили в 80-е, 90-е годы. |
Чем цепляет сериал "Слово пацана" и как всё было на самом деле
Кровь на асфальте». Они также отметили, что в драках нет правил, «кроме тех, что издавна существовали». Представители «Хади Такташ» у себя объявляли времена сходок и места встреч.
Родители с утра до ночи пахали на заводе, а дети все время были предоставлены сами себе и целыми днями шатались, изнывая от скуки. Одной из самых агрессивных организованных группировок 70-х была казанская ОПГ «Тяп-ляп», рассказал специалист: — Ее создателем был Сергей Антипов по прозвищу Антип.
До того как создать группировку, он отсидел несколько лет за грабежи и хулиганство. Долго изучал историю криминальных группировок и их частые ошибки. Исследовал деятельность правоохранителей. Все эти знания впоследствии понадобились Антипову при создании ОПГ.
Именно ему удалось договориться с властями об открытии спортивного клуба для подростков в городе. Казалось бы, дело благородное, но на самом деле именно «качалка», как называли спортклуб в народе, стала «гнездом преступного зла», отметил собеседник «ВМ»: Бунт и нигилизм: как сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» повлияет на подростков — Подпольный спортивный зал Антипова появился вблизи крупнейшего завода «Теплоконтроль». И это было едва ли не единственным местом для развлечений, куда могли прийти подростки.
Но власти и знать не знали, что там творится на самом деле.
Первыми на новые порядки отреагировали «борисковские». Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством» , где вы и ваш «коммерс» — уже совладельцы и партнеры. Характерны войны внутри группировок за сферы влияния. Многие после этого переезжают в Москву и Петербург. Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин.
Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений. С другой стороны, современные группировки — уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне. Как я писал эту книгу Казанский феномен — тема достаточно изученная.
Криминальный сериал о «лихих» даже не 1990-х, а 1980-х бурно обсуждают в СМИ и соцсетях. Часто в тональности: не смотрел, но осуждаю. Диванные аналитики спорят о художественных достоинствах и морально-этических аспектах картины. Чиновники на местах требуют запретить показ ленты, усматривая в ней тлетворное влияние на неокрепшие умы. Хотя в открытом доступе фильм не представлен — только на платных платформах. Здесь не будет спойлеров и рецензий — не наш формат. Мы расспросили известных казанских футболистов об описанных писателем Гараевым и экранизированных режиссёром Крыжовниковым событиях. Они видели всю эту жесть подростковые банды, разборки и ту самую «кровь на асфальте» не в кино — на своей и соседних улицах. Казань, 1980-е, ОПГ. Я бы не сказал, что страшное время. Скорее мужское. Проверочное, на вшивость: есть характер, жилы мужика — или нет. Естественно, меня всё это коснулось. Даже был момент — чуть футбол не бросил. Три недели не тренировался. Уходил из дому как будто на тренировку, а на самом деле — на сборища, вечерние сборы. Тогда же модно было участвовать в группировках, тусоваться, бегать по улицам, кого-то пугать, мягко говоря. Все прошли через это. Кому-то зашло, мне — нет. Поначалу и мне прилетало. Когда подрос и несколько раз сыграл за улицу в футбол, отношение поменялось. Не то чтобы авторитетом стал, но парни понимали: это спортсмен идёт, его не трогать. Но нужно было ходить по разным улицам, поэтому искали тропы, чтобы не пересекаться с другими шайками. Один раз всего я участвовал в большой потасовке. Но мне этого хватило, чтобы понять: не моё. Не понравилось. В конце концов футбол отвернул меня от этого всего. А некоторые знакомые в 15-16-17 лет бросили спорт и ушли на улицу. Были ранения, и огнестрельные, и ножевые. В этом возрасте в моём окружении летальных исходов не было, а позже случались. Моё мнение: такие сюжеты не стоит вытаскивать. История тёмная, не очень хорошая. Сейчас тоже есть влиятельные группировки, но теперь они более чёткие, семейные. И решать вопросы предпочитают дипломатично, на более высоком уровне. Методы 1980-1990-х остались в прошлом. Руслан Нигматуллин и Евгений Варламов — гордость футбольной Казани Фото: из личного архива Евгения Варламова Если же перевести разговор в футбольную плоскость, то вот на что хотел бы обратить внимание. Говорят, раньше дедовщина была в командах. Ну да, была. Но старики тогда вели молодых, указывали, как себя вести, в хорошем смысле, подсказывали. Сейчас этого нет. Приходится тренерам размусоливать, разжёвывать начинающим игрокам даже простейшие вещи.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Сериал «Слово пацана» об уличных бандах Казани, орудовавших в конце 80-х годов, обрел массовую популярность в России и других странах бывшего СССР. Кто был прототипом главных героев и что стало с реальными криминальными авторитетами столицы Татарстана? В 1993 году МВД Республики Татарстан инициирует принятие закона, разрешающего арестовывать участников ОПГ на тридцать суток. Совсем скоро в свет выходит сериал «Слово пацана» о жизни Казани и Татарстана в 90-е годы.
«Слово пацана»: обзор и пересказ всех эпизодов шоу
Девушка предлагает Андрею уйти из группировки и начать нормальную жизнь. По дороге домой Марат находит Вову. Старший брат просит принести ему теплые вещи и еду, чтобы уехать из города. Но Марат совсем ему не рад. Он обвиняет Адидаса-старшего в смерти Айгуль. Спустя некоторое время к Марату приходит глава комсомола и вручает почетную грамоту за задержание Турбо. Парня готовы зачислить в комсомол за заслуги перед обществом. Марат не очень рад гостю, но обдумывает предложение. Он соглашается прийти на церемонию принятия и даже отнимает пионерский галстук у случайного школьника.
Марат вступает в комсомол. На выходе из дворца культуры его настигает Андрей. Марат считает, что поступил правильно, сдав универсамовских милиции. Ведь из-за них погибла Айгуль. Между бывшими друзьями завязывается драка. В схватке побеждает Андрей. Марат и Андрей в финале оказываются по разные стороны баррикад. Парень бьет милиционера и убегает.
Он убеждает девушку сбежать вместе с ним в Абхазию. Сделать это трудно, так как Адидаса ищут по всей Казани. На выезде из города он звонит мачехе и узнает, что к отцу приходили с обыском. Вова возвращается в Казань, чтобы навестить папу и попрощаться с ним. Но тот не принимает сына и отказывается от него, называет убийцей. За Вовой гонится милиция, и рядом с машиной его подстреливает Ильдар. Герой умирает на руках Наташи. Андрей вместе с Ириной и Юлей навещает маму в больнице.
Парень идет на рынок покупать торт и по дороге решает взять еще и цветы. Чтобы расплатиться с продавцом, он отдает свою шапку. Однако Андрея неожиданно узнает мужчина, у которого универсамовские украли видеомагнитофон. Он задерживает героя и сдает его милиции. Марат идет по коридору отдела милиции вместе с главой комсомола. Тот утверждает, что «за ними теперь сила» и что скоро все будет принадлежать им. В награду за сдачу «Универсама» комсомолец приводит Марата в туалет, где находится насильник Айгуль. Парень жестоко избивает преступника и затем плачет от бессилия.
В последней сцене показывают детскую колонию. Хор мальчиков поет «Седую ночь», на пианино играет Андрей. Героя все-таки отправили в тюрьму после всех совершенных преступлений. Каким получился эпизод. Финальная серия завершает сюжетные линии главных героев. Вова и Андрей получают заслуженное наказание: убийца погибает, а вор сидит в тюрьме.
И тренированные «вырубать с одного удара» бойцы Антипа почти всегда побеждали. Скоро бандиты перешли к квартирным кражам, грабежу и рэкету. Несогласных платить иногда убивали: молодым шакалятам было море по колено. Они катались на краденых переделанных мотоциклах и мечтали держать в страхе не один район, а весь город. Для этого требовалось много крови. Конец банды «Тяп-Ляп» «Тяп-Ляп» начала устраивать «пробеги»: подростки калечили и забивали насмерть любых встречных, поджигали машины и киоски, били стекла в окнах. Однажды во время такого бесчинства толпу хулиганов, в том числе Джавду, удалось задержать. Но спустя всего восемь месяцев он вышел на свободу. Группировка разжилась образами, пистолетами и даже гранатами, которые не раздумывая пускали в ход. Горожане уже откровенно боялись выходить на улицы. С «Тяп-Ляп» не могли справиться ни дежурные наряды милиционеров, ни дружинники. Пострадавшие от их рук, но выжившие, отчаянно уверяли, что сами поскользнулись и неудачно упали. Развязка наступила после того, как Антип предложил устроить массовые беспорядки. При этом сам он вместе со Скрябиным уехал из города. Бешеных подростков повел в бой Хантимиров. Они холоднокровно расстреливали милиционеров, прохожих, автобусы, швыряли в них гранаты и громили все, до чего могли дотянуться. Тут власть, наконец, проснулась и приняла жесткие меры: практически всех преступников арестовали. Свидетели вспоминали: когда Джавда понял, что помилования не будет, с ним случилась истерика — безжалостному садисту было страшно умирать. Антипов и Скрябин получили всего по 15 лет лишения свободы: у следствия не было железных доказательств, что они тоже руководили ОПГ, а арестованные бандиты отказались их выдавать. Впоследствии, в 1994 году, Скрябу убили, а непотопляемый Антип жив и охотно дает интервью. Правда, лицо предпочитает скрывать. ОПГ зародилась в конце 80-х годов прошлого века, и поначалу подростки ограничивались нападениями на прохожих и драками с конкурентами. Начало 1990-х принесло распад СССР, рыночную экономику и расцвет рэкета.
Идиатуллин же написал блёрб для «Пацана»: «Интересная и очень важная попытка взгляда на так называемый казанский феномен в первую очередь изнутри». Почему нас заинтересовал сей труд? Вроде бы: социологическое исследование, основа — интервью, цитаты из прессы и всяких важных работ о феноменах молодёжной преступности. Специфическая литература, верно? Но помимо того, что это просто увлекательный, полифонический если можно так выразиться эпос, он передаёт дух эпохи, заставляет задуматься о том, почему же люди так любят ходить строем, и о других вопросах человеческой натуры. Это — насыщенное повествование, на уникальном языке. Или языках — ибо интервью «вербатим» же, а герои говорят либо так, как говорили в своей юности бритоголовой, либо — с налётом современности. Речь, язык, стратегия разговора — это прямо определяет и решает. Вопрос жизни и смерти подчас, не больше и не меньше. Ну и добрая половина интервью — кто как называется, кто «чёрт», а кто «чушпан», и так далее. Думал: наше московское, интеллигентское. Или вот: когда появилось слово «гоп-стоп»? Довольно поздно, для Казани оно не родное.
Спустя 30 лет он решил выяснить, откуда взялся казанский феномен — полторы сотни подростковых группировок, что сначала «делили асфальт» в драках район на район, а затем начали массово истреблять себе подобных, — и как вспоминают те суровые дни сами пацаны, бывшие сотрудники милиции, адвокаты и простые жители города, обезображенного страхом и жестокостью. Это единственная книга, целиком составленная из голосов выживших — и желающих рассказать правду. Марк Галеотти, политолог, автор книги «Воры. История организованной преступности в России» «Уличные группировки — нечто большее, чем просто сборище хулиганов, это дворовые протогосударства, сигнализирующие о кризисе и утрате связей в обществе.
Умереть молодым. Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала
Читать онлайн «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», Роберт Гараев – Литрес | Гараев решил показать этот феномен глазами самих участников событий, и взял у них интервью — результатом стала книга «Слово пацана». |
Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно | Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала. |
Прокуратура Татарстана проверит книгу про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» | Подростки в Татарстане сбиваются в банды после «Слова пацана»: запретят ли сериал? |
Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана» | Полицейские в Татарстане установили подростков, устроивших "бой" в подражание сериалу "Слово пацана", провели беседы с ними и родителями, проверка продолжается, сообщил РИА Новости представитель МВД республики. |
На заре «казанского феномена»
- Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время
- «Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
- ОПГ «Кинопленка»: начало
- "Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ
В версии «Татарстан-24» там звучит «Седая ночь» «Ласкового мая», в репосте Mash Iptash — «Пыяла» «Аигел», обе песни звучат в «Слове пацана». Автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев говорил в интервью, что девочки зачастую объединялись, чтобы избежать группового изнасилования или избиения. «Слово пацана» Гараева заняло топы по популярности и в электронных рейтингах, в «Литресе» сообщили «Подъёму», что с 9 ноября по 9 декабря продажи книги выросли в 70 раз.
Подростки в Татарстане сбиваются в банды после «Слова пацана»: запретят ли сериал?
„Слово пацана“ — невероятно захватывающая книга, это живая, мощная и подлинная история преступности, отчуждения, братства и насилия». Режиссер Жора Крыжовников готовил сериал про становление бандитской группировки горбачевских времен больше двух лет, взяв за основу документальную книгу-исследование Роберта Гараева «Слово пацана. Отмечается, что именно деятельность криминальных сообществ времён СССР заняла центральную линию сюжета киносериала "Слово пацана", который вызвал большой резонанс среди зрителей. Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» о подростковых группировках Казани прогремел на всю страну. «Слово пацана» Гараева заняло топы по популярности и в электронных рейтингах, в «Литресе» сообщили «Подъёму», что с 9 ноября по 9 декабря продажи книги выросли в 70 раз. ТРК Татарстан-Новый век.