в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня (Богоявление) - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма ("агиасма" по-гречески значит "святыня"). Такой ответ представитель РПЦ дал в в передаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», отвечая на вопрос телезрительницы о крещении внучки. Петра, «Христос вошел в струи Иордана, собираясь освятить наше Крещение, чтобы тех, кого Он воспринял Своим рождением на земле, возрождением вознести на небо; чтобы освободить в Самом Себе тех, кого без Себя наблюдал пленниками; чтобы даровать жизнь тем, кого сделала.
Как начали праздновать Крещение Господне и почему оно раньше совпадало с Рождеством
В католицизме крещение сопровождается простым окроплением водой головы человека. Событие крещения во Иордане Иисуса Христа от Иоанна Крестителя описано во всех четырех канонических Евангелиях и легло в основу двунадесятого церковного праздника. Популярные крещенские обычаи включают крещенское пение, меление двери мелом, благословение своего дома, употребление пирога "Три царя", зимнее купание, а также посещение церковных служб.[15]. Иоанново — крещение покаяния, не освобождающее человека от грехов, а Крещение христианское — дающее прощение всех грехов и обновляющее человека. «Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Крещение, единственное таинство, которое может совершить не священник, а мирянин.
Крещенские купания: верующие рассказали об объединяющей силе православных традиций
Как начали праздновать Крещение Господне и почему оно раньше совпадало с Рождеством | Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. |
Как крестили Русь. Отвечаем на главные вопросы | Имя «Крещение» тесно связано с описанным в Евангелии эпизодом земной жизни Иисуса: в 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. |
Крещение Руси: от идолов к вере | Христианство захватило Русь в 988 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Кровавый, крещение, русь на развлекательном портале |
Крещение Руси
Устное исповедание веры во Христа. Троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Оглашение обыкновенно продолжалось два или три года. В течение которых человеку, желающему принять Крещение, раскрывалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую Субботу местный епископ совершал торжественное Крещение всех оглашенных. Происходило это обычно в природных водоемах, реках и ручьях. В конце II и в III веке готовящемуся приступить к Таинству Крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ собирал сведения о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» книгу. В этой книге содержался список оглашенных и членов общины.
Оглашенные могли присутствовать на богослужении, однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они должны были выходить из храма. Желающие принять христианское Крещение проводили время в посте и молитвах и ежедневно посещали богослужения, каясь в своих грехах. Крещение совершалось в Великую Субботу. Современное Пасхальное богослужение содержит в себе элемент, сохранившийся с тех времен: наш ночной крестный ход был в те времена ходом вокруг храма новокрещенных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи.
Трапезничать же можно только под утро, когда совершено первое причащение крещенской водой. В день праздника многие верующие окунаются в прорубь. Традиция крещенских купаний олицетворяет воспоминание о том, как Христос своим омовением освятил иорданские воды, и символизирует очищение от грехов.
Между тем, как отметил в беседе с «Известиями» Николай Савченко, соблюдение такой традиции, как купание в проруби, вовсе не обязательно и, более того, может быть опасно. Прежде чем следовать ей, служитель церкви призвал соизмерять благочестивые намерения с состоянием своего здоровья. Обязательным в Крещение Церковь считает только посещение богослужения. Также важно участие верующих в освящении воды и в молитве. Крещение Господне — 2024: что можно и нельзя делать На праздник приходится окончание поста Крещенского сочельника, который длится с вечера 17 января до окончания молебна 19 января. Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты В этот день нельзя ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые мысли и отказывать в просьбе попить воды. Запрещено заниматься уборкой и стиркой.
Церковь учит тому, что в этот день нельзя работать. Раньше этого правила активно придерживались, но сейчас Крещение не является государственным праздником с отдельным выходным, поэтому в будни соблюдать такое указание будет трудно. Однако даже работающим РПЦ рекомендует найти время, чтобы не пропустить Крещенскую праздничную литургию. Нельзя стирать вещи. Вся вода в этот день считается святой, поэтому использовать ее для бытовых нужд — нежелательно. Нельзя плакать. В противном случае слезы придется проливать весь следующий год. Приметы о Крещении: погодные и бытовые Если ночь с 18 на 19 января — звездная, значит, урожай ягод будет хорошим. Если за эту ночь выпало много снега, то стоит в этом году ждать богатого урожая. Если крещенские морозы оказались сильнее рождественских — и в этом случае урожай будет хорошим.
Если в небе в ночь на Крещение будет полная луна, значит, весна принесет с собой сильное половодье. Если в Крещенскую ночь пойдет снег, то лето будет дождливым, а если небо будет ясным и звездным, значит, лето окажется сухим и жарким. Если в ночь с 18 на 19 января началась оттепель, значит, год принесет с собой много бед, которым придется противостоять. Если ночью кто-то увидел в небе падающую звезду, значит, год принесет ему радостное событие, которое даже может полностью изменить жизнь. Считается, что в день Крещения целебной силой обладает и снег: если растереть им лицо и руки, то можно обрести красоту и здоровье. Целый ряд крещенских народных примет связан не с погодой, а с обычной жизнью. Так, окна и двери в праздник нужно держать открытыми: чтобы все плохое ушло, а хорошее — смогло найти дорогу в дом. Если свататься или делать предложение в этот день, то брак будет благословлен на небесах.
Однозначно вопрос не решен до наших дней.
Известна ли точная дата события? День, месяц его история не сохранила. Какая вера была до принятия Крещения Ее определяют, как так называемую языческую, от славянского «язык», или «народ». Это говорит о том, что вера славян определялась своего рода коллективным опытом познания мира, природы. О язычестве Руси сохранилось крайне мало данных. Их дают: данные этнографов, еще в начале XX в. К основным чертам религии можно отнести: многобожие; магизм, когда основой взаимодействия с природой, духами, богами являются разного рода магические практики. Когда на Руси появилось христианство? Известно, что христианизация Европы начинается уже с I в.
С высокой вероятностью можно сказать, что вера была им по крайней мере известна. Русские летописи указывают, что по крайней мере с IX в. Аскольд и Дир в Царьграде летописная миниатюра Новый этап распространения веры наступает при княгине Ольге, которая первой из русских княгинь принимает Таинство от руки Патриарха Константинопольского. Однако, христианизации Руси при княгине мешает как позиция большинства населения, так желание Византии, куда не раз обращалась княгиня с просьбой образовать епархию, прислать священников. Империя же имела ввиду политические выгоды от христианизации столь большой территории, желала получить контроль над торговыми путями. Почему княгиня Ольга не сумела привить веру сыну Святославу Прежде всего, потому, что он к моменту духовного перерождения княгини-язычницы, ставшей христианкой, был взрослым человеком, сложившейся личностью. При этом князь : имел государственные взгляды, отличные от воззрений матери: если Ольга пеклась о духовном единстве страны, Святослава более интересовали завоевание новых территорий, контроль над торговлей, получение прибыли; как всякий князь, сильно зависел от своей дружины, большая часть которой была языческой; Святослав серьезно опасался, что внутренние конфликты не дадут ему возможности продолжать эффективные военные походы. По этим причинам, уважая убеждения матери, князь не разделял их, до конца дней оставаясь приверженцем язычества. При этом летописец, говоря о Святославе, не произносит ни слова осуждения, напротив, восхищается его воинскими талантами, мужеством, честностью: безусловно, это по-своему был цельный, искренний человек, столь же искренне заблуждавшийся.
Впрочем, христиански воспитывать своих детей — внуков Ольги — матери Святослав, видимо, никогда не запрещал. Кириллов, 1993 год Почему князь Владимир решил принять Крещение Известно, что первоначально он не имел таких намерений: борясь за великокняжеский престол с братьями князь как раз апеллирует к «отеческой вере». Позже его позиция меняется.
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
Через два года, в 1987-м, в канун праздника Богоявления я принял крещение в Богоявленском храме Бостона. Кто изобрел крещение? Католическая церковь считает крещение, которое она совершила Иоанн Креститель как непосредственный прообраз того, что он считает таинством. 2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г. Крещение Руси произошло 28 июля 988 года. Это событие связано с именем князя Владимира, которого церковь нарекла святым равноапостольным, народ прозвал Красным Солнышком, а историки считают великим. Петра, «Христос вошел в струи Иордана, собираясь освятить наше Крещение, чтобы тех, кого Он воспринял Своим рождением на земле, возрождением вознести на небо; чтобы освободить в Самом Себе тех, кого без Себя наблюдал пленниками; чтобы даровать жизнь тем, кого сделала. Крещение Господне – один из самых главных праздников в христианстве.
Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона?
Покупали еду на самую маленькую сумму и в течение дня питались только ею. Сенека описывает, как это здорово, когда самая простая пища приносит, если ты голоден, не меньшее удовольствие, чем самые изысканные яства. При этом, тебе не нужно тратить много денег, а значит, много времени и сил на то, чтобы обеспечить себя едой. У этих философских предтечей христианства уже были подобные опыты аскетического делания. Таким образом, на фоне той эпохи жизненный образ Иоанна Крестителя не выглядит чем-то совершенно вычурным и необычным. О нашем времени такого сказать нельзя, поскольку мы живем в обществе потребления. Сама мысль о том, что человек себя в чем-то ограничивает, кажется противоестественной.
Деятельность Иоанна Крестителя конечно же выдающаяся: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» Мф 11:11. Однако эта деятельность в той или иной мере перекликалась с духовными и философскими запросами эпохи. Таким образом, Иоанн креститель был величайшим подвижником, на которого смотрели не как на чудака, но с уважением, как на выдающегося человека. Тогда становится понятным пятый стих, который логически вытекает из четвертого: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Подобное возможно только в том случае, если на него смотрели не просто как на необычного человека, а как на того, от которого исходит учение Божие, и, придя к которому, можно получить определенную пользу, благодать от пребывания рядом с ним. В русском языке глагол «креститься» появился как перевод греческого термина «баптизо» погружаться, погружаю и это не случайно.
Креститься — церковное понятие, этот термин стал ассоциироваться с конкретным церковным таинством. Богословы — переводчики на церковно-славянский язык предлагают очень глубокое осмысление этого термина. Креститься — взойти на крест и оставаться на нем. Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» Гал 5,24. Он свидетельствует, что борьба со грехом, взращивание добродетели, путь к Богу требуют колоссального усилия, которое предполагает преодоление своей греховной природы иногда настолько тяжелое, настолько болезненное, что его можно сравнить с восхождением на крест. В десятой главе Евангелие от Марка Господь Иисус Христос заранее предупреждает свих учеников о том, что произойдет в Иерусалиме.
Это перевод греческого текста на русский язык, однако в самом оригинале написано не «убьют Его», а «будут убивать». К сожалению, в переводе этот смысл несколько утрачивается, однако переводчики прибегли к данному выражению для большей ясности. Для читателя, незнакомого с той эпохой, непонятно, что значит «будут убивать». Будут убивать или все же убьют? Господь же, говоря так, имел в виду то, что Он будет подвергнут римскай казни распятия, которая предполагает медленную смерть. Она была создана римлянами именно для того, чтобы человек мучался как можно дольше.
Умирание начиналось уже в тот момент, когда били плетьми. Исследование туринской плащаницы свидетельствует, что не только кожа, но даже мышцы Господа Иисуса Христа уже отошли от кости после избиений. Далее, уже в момент распятия, положение рук на горизонтальной перекладине предполагало очень долгий процесс мучений, прежде чем человек умрет. Таким образом, подобный механизм казни предполагает особенно сильные страдания. Именно это хотели передать переводчики текста Библии на церковно-славянский язык, когда переводили термин «погружение». Апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Бедный я человек! Итак, перевод термина «баптизо» как «крещение» богословски оправдан. Однако для понимания повествования крещения самого Иисуса необходимо помнить, что в греческом тексте это слово все же значит «погружение». Встает вопрос, по какой причине, Иоанн Креститель в качестве внешней формы покаяния предлагает именно погружение в воду? Специалисты утверждают, что существовало две разные практики. Одна из них, погружение в воду, имела место в языческом мире и была хорошо известна язычникам.
Данная практика использовалась при различных мистериях например, при мистериях Изиды и символизировала очищение от скверны и начало новой жизни. Кроме того, она применялась в обряде инициации рабов. Раб, купленный на рабовладельческом рынке, попадая в дом к знатному римлянину, по сути, начинал новую жизнь. С него снимали одежду после пребывания на рабовладельческом рынке это было скорее мерой необходимой дезинфекции , несколько раз окунали в воду, давали новое имя и новую, часто белую одежду. Подобное омовение было и средством очищения тела, и знаком новой жизни. Погружение в воду было известно и иудеям.
В первом веке до Рождества Христова все шире в Иудее распространяется практика ежедневного, по нескольку раз в день погружения в воду в специальные резервуары, которые называли «миквы». К этим миквам предъявлялись определенные требования: вода в ней должна была быть проточная, то есть живая вода. Омовение в микве считалось ритуальным очищением это не было в полном смысле очищением от греха, считалось, что через данный ритуал человек получал силу, чтобы дальше служить Богу. Археологи, во второй половине двадцатого века обнаружив квартал с миквами в городе Сипфорисе, были крайне удивлены. Практически около каждого дома обязательно располагался данный ритуальный резервуар для воды. Однако позже стало ясно, что и в других городах подобная практика имела место, кроме того, не только в жилых кварталах могли располагаться миквы.
Также они были найдены и около Иерусалимского храма. Паломники, которые приходили из разных провинций Римской империи, подходя к Храмовой горе конечно же были уставшими. Прежде чем взойти на гору они совершали ритуальное омовение, которое не только придавало им духовные силы, но и силы физические. Ступенчатый вход в микву, которая была найдена неподалеку от юго-западного угла Храмовой горы, был разделен невысоким барьерчиком, чтобы уже омытые люди шли, не сталкиваясь, с теми, кто еще только направляется к воде. Практика омовения в микве существовала с первого века до Рождества Христова и до семидесятого года нашей эры после первого антиримского восстания [3]. Говоря о миквах, нельзя не упомянуть поселение Кумран, где было обнаружено огромное количество еврейских рукописей с 1948-1952 г.
Эти рукописи датируются с середины третьего века до Рождества Христова по середину первого века по Рождестве Христовом и носят в большинстве своем религиозный характер. Кумран изучал французский исследователь Аббат Ролан де Во. Мыслил он в терминах католического монастыря. Монахи занимались переписыванием книг в специально отведенных для этого комнатах — скрипториях. Один человек читал текст манускрипта, а писцы, стоя за небольшими столиками, записывали то, что слышали. В результате текст тиражировался.
Ролан де Во предположил, что в Кумране существовала какая-то монашеская община, потому что большинство кумранских свитков было найдено в пещерах неподалеку от Кумрана. Одну из комнат он принял за скрипториум, другую за трапезную и т. В Кумране существовало огромное количество больших резервуаров, которые отличались от тех микв, которые мы рассмотрели. Эти резервуары в большинстве своем превышали человеческий рост. После исследований в середине двадцатого века вплоть до двухтысячных годов никто не производил археологические раскопки в Кумране и все это время ученые предполагали, что эти огромные резервуары тоже являются миквами. Однако в начале двадцать первого века израильские археологи установили, что Кумран был фабрикой по производству керамики.
На дне этих резервуаров найдены определенные глиняные слои и вещества, которые свидетельствуют об этом.
Это очень известный священник на восточном побережье. Его во время Великой Отечественной войны подростком насильно угнали на принудительные работы из Харькова в Германию. Он был одним из тех, кто в Советский Союз потом не вернулся. Вместе со своей невестой Ириной Маловой, которая тоже вместе с родителями оказалась в лагере для перемещенных лиц, они попали в Америку. Роман Лукьянов работал чернорабочим, потом после учебы — инженером, а после стал священником. И при этом сохранил большую любовь к своей родине. Фото: Кирилл Искольдский «Запаковал чемодан.
Купил билет в один конец» — Как ваши родители восприняли известие о вашем крещении? Свою маму я крестил, когда она, можно сказать, была уже на пороге иного мира. Она изменила мировоззрение, приняла православие, но практиковать православную веру уже не смогла. Была тяжело больна и через два года скончалась. С отцом произошла еще более печальная история. Они с мамой были разведены. Отец еще в молодости, в 60-е годы, хорошо знал покойного протоиерея Александра Меня. Был дружен с Сергеем Аверинцевым, Сергеем Хоружим, которые стали «локомотивами» православного просвещения.
Это был их круг в университете. И первые начальные знания о Евангелии я получал от отца, еще будучи ребенком. Но, к сожалению, до христианства он так и не дошел. И весьма неодобрительно отнесся к моему крещению. Но потом наши отношения улучшились, мы были очень дружны. Он жил за рубежом, в Женеве, преподавал в университете. Я звал его в Россию, когда уже сам вернулся на родину. Он сомневался, при этом живо интересовался, даже волновался, стану ли я священником.
Я говорил, что это не я решаю, а архиерей. Но в душе надеялся, что он приедет на мое рукоположение. Папа бедный умер как раз в тот день, когда мне объявили, что я буду рукоположен в священники. Но он об этом уже не узнал. Я стал бобылем. Детей от меня тоже изолировали. Я очень страдал от этой потери. Надо было этот вакуум чем-то заполнить.
И тут я узнал, что в Свято-Троицкой духовной семинарии, расположенной в Джорданвилле, в штате Нью-Йорк, можно учиться заочно. Это от Бостона прямо на запад, по шоссе — около 300 километров. Очень удобно было ездить сдавать экзамены. За пять лет, в 1999 году, я закончил семинарию. Решение зрело постепенно, последней каплей стали бомбардировки Югославии, нападение на Сербию. Как будто груша зрела, созрела, и кто-то тряхнул дерево. Помню, когда ехал в командировку, испытал чувство стыда, когда предъявил в аэропорту американский паспорт. Было противно и стыдно за Америку.
Я в то время как раз начал писать заметки, был корреспондентом русских православных изданий. Когда на сербов посыпались бомбы, мы ежедневно стали в Бостоне собираться на антивоенные демонстрации. Я тоже выходил на площадь вместе с борцами за мир. Это были местные жители радикально-либерального толка, которые в свое время протестовали против войны во Вьетнаме. Со многими из них я подружился. Однажды во время одной из демонстраций, когда мы держали всевозможные плакаты, ко мне подскочил один молодой человек и выпалил: «Если все, что вы пишете, правда, что же вы тогда все сюда лезете, в нашу Америку? Потом он подошел ко мне, чтобы извиниться. Но я про себя подумал: спасибо тебе, парень, что все мне объяснил.
Предварительно написал в консульство, получил российское гражданство, как человек, который родился в СССР. Мне выдали российский паспорт. Запаковал чемодан. Купил билет в один конец. Помню то удивительное чувство, когда прилетел в Москву, там было два коридора для прохождения таможенного досмотра — для иностранцев и россиян. И я пошел туда, куда направлялись граждане Российской Федерации. Скажу сразу, что возможности монашества я, конечно, рассматривал. Но никакого специального решения не принимал.
Когда еще был в Америке, друзья мне писали: «Поезжай в Иваново, там есть архиерей, владыка Амвросий Щуров. Он очень гостеприимный, принимает всех в монашество, рукополагает в священство. Приезжай, тебе там понравится».
Ищи ответ на этот и другие вопросы в нашем материале. Содержание статьи 1. Что за праздник Крещение Господне? Как принято отмечать праздник Крещения 3. Народные традиции и обычаи на Крещение 4. Почему воду освящают дважды и откуда пошел обычай окунаться в прорубь? Что нельзя делать на Крещение 6. Крещение Господне, или Богоявление, которое Русская православная церковь отмечает 19 января 6 января по старому стилю — один из самых древних праздников в христианстве. У разных христианских конфессий и церквей праздник может выпадать на разные даты — например Римско-католическая церковь отмечает его в ближайшее воскресенье, следующее за 6 января. Последний после поста и странствий по пустыне пришел к реке, в которой иудейский народ традиционно совершал религиозные омовения, стал рассказывать о покаянии и начал крестить людей в водах. Тридцатилетний Иисус сам попросил окрестить его. А во время обряда произошло чудо, описанное евангелистами: небеса «отверзлись» и в облике голубя снизошел Святой Дух, и все услышали глас с неба, назвавший Иисуса сыном. Отсюда — второе название праздника — Богоявление. После Крещения за Иисусом последовали и первые ученики — апостолы. Изначально «стоящие» достаточно близко друг к другу Рождество и Крещение считались одним праздником, но где-то с V века их стали разделять. Основная крещенская традиция — освящать воду — возникла еще в древности. В раннем христианстве также была традиция крестить новообращенных в Навечерие Богоявления, то есть в день, предшествующий празднику — сегодня его также называют крещенским сочельником.
Избрание нового апостола воспринималось общиной как избрание Самим Богом: И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих твоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства Деян 1:23. Тем временем приближался иудейский праздник Пятидесятницы — Шавуот, посвященный памятным событиям древности, когда на пятидесятый день после исхода евреев из Египта Бог даровал им закон Десять заповедей на горе Синай Исх 19. Накануне торжества огромные толпы паломников из разных уголков Римской империи наводнили Иерусалим. Однако никто, даже сами апостолы не подозревали, что как незадолго до этого ветхозаветная Пасха была упразднена Самим Христом и Им же была установлена новая, так и теперь «ветхий Шавуот» с восходом солнца должен будет упраздниться перед лицом нового. Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви? Когда наступило утро, апостолы вместе с Богородицей собрались в Сионской горнице, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии. Возможно, в этой уже привычной и дорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот. Однако в девять часов утра произошло удивительное: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян 2:2—4. В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались в Иерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа и приняли Крещение Деян 2:41 , образовав первую христианскую общину. Итак, Пятидесятница — это день, когда родилась Церковь. Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым — Его таинственным действием. Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых. Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы — символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос Кол 3:8—11. Такое бескомпромиссное снятие границ — как языковых и национальных, так и социальных — было совершенно немыслимым для тогдашнего мира. И проповедь, с которой апостолы впоследствии обратились к язычникам, в первую очередь поражала последних какой-то совершенно непривычной для них «нетерпимостью». Они не пытались комфортно ужиться с окружающими их культами, наоборот, радикально отвергали их, готовы были идти на муку и на смерть, но не принимали — даже хотя бы просто ради видимости — заблуждения других людей«». Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам — с их могуществом и силой! Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа. Какой была Церковь сразу после «рождения»? Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев. Апостолы продолжали в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме Деян 2:46 , то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме. И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь. Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа. Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались. Центром их религиозной жизни уже тогда — в самые первые дни — была евхаристия, которая совершалась каждый день и в которой участвовала вся община: преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца Деян 2:46. Как совершались эти первые литургии, мы можем понять, если обратимся к одному раннехристианскому тексту — «Дидахе», датируемому концом I-го — началом II века по Рождеству Христову: «Что касается евхаристии, благодарите так. Тебе слава во веки! Что же касается преломляемого хлеба благодарите так : благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которое Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам и будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. Никто же да не ест и не пьет от вашей евхаристии, кроме крещенных во имя Господне». Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «служение», «общее дело». Им обозначалось правомочное собрание граждан античного полиса, которое собиралось для решения важнейших экономических или политических задач. А для людей античности, как бы для нас сегодня это странно ни звучало, не было ничего важнее, чем участие в политической жизни полиса. Это была важнейшая привилегия, право и обязанность гражданина — прийти на собрание и сказать свое слово. И христиане, для того чтобы подчеркнуть огромную значимость для общины Церкви и литургии, стали использовать этот важнейший для тогдашнего гражданского сознания термин.
Суть крещения человека и его смысл (согласно Библии)
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду - Российская газета | Христианство захватило Русь в 988 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Кровавый, крещение, русь на развлекательном портале |
Кто и как крестил Русь: история в датах и событиях | Вокруг Света | На это изначально и делался расчет теми, кто придумал и внедрил ритуал крещения. |
Крещение Господне | Проект "Мама может все!" расскажет вам историю праздника Крещение Господне от истоков до современного понимания. |
Кто и как крестил Русь: история в датах и событиях | Вокруг Света | Крещение стало неким рубежом, открывающим путь общественного служения Иисуса Христа, началом пути к Голгофе и Воскресению. |
«Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель | В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры. |
Кто придумал крещение?
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение | В отличие от тех крещений, крещение Иоанна — уникальный ритуал, который совершается один раз в жизни. |
Откуда все это появилось? | Водное крещение – одно из главных действий, совершаемых человеком на пути следования за Христом. |
Суть праздника Крещения раскрыл священник с необычной биографией | Крещение — один из больших праздников, который отмечается у православных христиан 19 января и посвящен крещению Иисуса Христа в воде реки Иордан Иоанном Крестителем (католики празднуют Крещение в память о поклонении трех царей-волхвов Богу-младенцу). |
Крещение Руси - значение, причины и последствия | Крещение стало неким рубежом, открывающим путь общественного служения Иисуса Христа, началом пути к Голгофе и Воскресению. |
Как родился праздник Крещения Господня
Так появилось второе название праздника — Богоявление. Почему торжество отмечается именно 19 января, «Известиям» рассказал священник храма святителя Петра митрополита Московского в Санкт-Петербурге Николай Савченко. Но если внимательно почитать первые главы Евангелие от Иоанна и сопоставить все описанные там события, то можно примерно установить, что Иисус Христос принял Крещение 6 января по старому летоисчислению 19 января по новому стилю в возрасте 30 лет. После этого он удалился в пустыню, где постился 40 дней в преддверии Пасхи. Начиная с IV века церковь установила празднования на этот день. И сегодня весь христианский мир празднует Крещение Господне в эту дату», — сказал собеседник издания. Крещением Господь упразднил существовавшие прежде иудейские ветхозаветные обряды. Теперь жизнь христианина начинается именно с этого таинства, уточнил священник. Крещение 2024: какого числа, когда купаются в проруби, суть праздника Крещение Господне — 2024: традиции Накануне, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу только сочиво сочевник — традиционное постное блюдо из крупы, меда, изюма и сухофруктов. В церквях и храмах в преддверии торжества проходит всенощное бдение.
Князь стремился осадить Херсонес в Крыму, и спустя некоторое время город пал. После этого правитель потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. Византийцы пошли на это условие, но взамен Владимир должен был принять христианство. Так, в 988 году Анна отправилась в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира. Затем состоялась свадьба, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев. Крещение русских городов После возвращения в столицу Владимир призвал славян отказаться от язычества и принять православие, последовав его примеру. Он приказал уничтожить все языческие святилища, а статуи богов изрубить топором. После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение. Несколько сотен людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие из Херсонеса священники. После Киева православие было принято и в других городах Руси.
Несмотря на печаль язычников, это было исполнено. Вскоре Владимир начал строительство нового главного храма Русской земли - Киевской церкви Пресвятой Богородицы , для чего были призваны мастера-греки. Церковь была снабжена десятиной княжеских владений, духовенством и церковными предметами из Корсуни, а начальствующим при храме был поставлен Анастас Корсунянин - на деле, возможно, игравший центральную роль в управлении Церкви на Руси в первые годы по Крещении. При этом, была создана и более разветвлённая церковная организация для Руси - рамках Киевской митрополии при Владимире были учреждены несколько епископских кафедр: Новгородская , а также, вероятно, Белгородская , Черниговская , Полоцкая , Переяславская , Ростовская и Туровская. Сумма свидетельств указывает на то, что ход Крещения Руси при Владимире был мирным по сравнению с подобными массовыми деяниями среди саксов , венгров , норвежцев , поляков и ряда других народов Европы. По словам академика Д. Лихачёва: "Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа" [26]. Известен лишь один документ - поздняя Иоакимовская летопись, чья подлинность поставлена под сомнение рядом исследователей - который говорит об использовании вооруженной силы для достижения массового крещения: именно, в случае крещения новгородцев княжеским посланником Добрыней [27]. С другой стороны, в пользу версии о насильственном Крещении выдвигается позднейшее возмущение новгородцев языческими волхвами из-за голода в 1071 году. Археология также подтверждает особую напряженность принятия Христианства в Ногороде - только там обнаружено пепелище церкви, предположительно сожженной язычниками в конце X века. Среди причин относительной быстроты и мирности реформы называют: предыдущие десятилетия христианской проповеди в городах Руси; низкий уровень развития "неконкурентоспособность" славянского язычества, лишенного священных книг и оформившегося культа; понятность богослужебного языка в отличии латинского в Западной Церкви [28]. В перспективе, рассматривающей Крещения Руси не как "единичное событие, для которого можно назвать определенную дату," а как "сложный и очень многообразный процесс, длительный и прерывающийся, растягивающийся даже не на десятилетия, а на века" [29] , последствия первичного Крещения при Владимире переплетаются с продолжением того же процесса Крещения Руси. Географически можно проследить поэтапное распространение Православия по Руси. Вначале Христианство распространялось главным образом близ Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода и финских племён, ижоров и корелов. В общем можно сказать что, чем дальше от центрального водного пути "из варяг в греки," тем Христианство было слабее и для своего торжества требовало ещё много усилий и даже мученичества. Духовным центром и основной "кузницей кадров" просветителей Руси скоро сделался ведущий монастырь страны - Киево-Печерская обитель. Успеху распространения Веры содействовало разделение Руси на уделы: князья разносили новую веру по своим уделам, и каждый стольный княжеский город становился местным центром Церкви, иногда и архиерейской кафедрой. Так, в Ростове борьба между язычеством и Xристианством продолжалась до подвижнического служения святителя Леонтия в XI веке; в Муромо-Рязанской земле распространение Xристианство долго встречало неодолимое препятствие, и пошло успешнее только в конце XI -начале XII века благодаря трудам благоверного князя Константина-Ярослава Святославича ; дольше всех из русских славянских племен держалось язычество у вятичей , просветителем которых явился в XII веке преподобный священномученик Кукша , погибший во время проповеди. С распространением Xристианство увеличилось число коренных русских миссионеров, труды которых оказались наиболее плодотворны в северных краях страны. Таким образом в XII веке благодаря трудам преподобного Герасима многие пришли ко Христу в Вологодском крае; в ту эпоху Православие распространяется среди заволоцкой чуди на Северной Двине; в Устюге ; на реке Вятке после основания Хлынова, ныне город Киров ; среди вотяков и черемис. Последствия Главное последствие принятия Христианства народом Руси явил в себе самом его креститель, великий князь Владимир , став "из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши святым мужем" [30] - защитником и благоустроителем своей страны, милосердным судьёй, щедрым питателем больных и бедных, покровителем учения. Главный дар Христовой веры - возможность стяжания спасения , обожения , святости - ярко просиял в русском народе, со времён Владимира являвшему целые сонмы святых в каждом поколении. К началу XXI века поимённо в сонме святых Русской Православной Церкви прославлено больше святых чем какой-либо другой поместной Церкви мира. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. Молитва святого Владимира при Крещении его народа - "Боже великый, створивый небо и землю! Благодаря Крещению Руси, эти путеводные направления стали определяющими для множества духовных детей и наследников святого Владимира, составив новый идеал, приникавший в различные сферы личной, общественной и государственной жизни русского народа. Воззрения, уклад и быт складывались под влиянием церковных правил. Церковь укрепляла освященную Богом христианскую семью - "малую церковь," - разрывая племенной союз, упраздняя многоженство и обычай умыкания невест. Государственные законы согласовались с канонами, причём церковный суд получил параллельное действие по всей земле: государство ведало преступлениями, а Церковь - иными грехами. Стремлением к служению Богу отличалась умственная и духовная жизнь. Почти все стороны культурной жизни получили своё начало от жизни церковной и развивались под влиянием Церкви. Даже внешняя политика России нередко выражала её духовный облик. Многочисленные попытки совратить русских на пусть иной веры - в первую очередь римо-католической - раз за разом терпели крах. Соответственно, когда Россия всё же массово отступилась от основоположных заветов Владимира в XX веке, её постигли беспримерные бедствия. Крещение произвело переворот в жизни Руси - это был разрыв, национальное самоотречение, перелом в сторону добра. При этом, характер обращения Руси обусловил то, что прежние нравственные устои бытовой и трудовой этики сохранялись и преображались в свете Христианства постепенно. Так, в "Поучении" благоверного Владимира Мономаха "ясно проглядывает слияние языческого идеала поведения князя с христианскими наставлениями" [26] ; большой пласт крестьянской культуры вплоть до последних веков свидетельствует о такой постепенной внутренней христианизации языческих обычаев. Для осмысления сопряжения христианского и языческого на Руси было выдвинуто множество концепций - постепенная христианизация наряду с отмиранием языческих обычаев и обрядов; две культуры : дневная и ночная [32] ; синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций [33] ; " двоеверие "; и т. Различные исследователи сходятся в оценке Крещения Руси как отправной точки в истории русского народа. Учение Христианства открыло сознание единства человечества, общей истории рода людского, и участия в этой истории всех народов - одним из которых отныне выступил русский. Через Крещение русские выходили из разряда " варваров " и вступали в уже сложившийся круг связей и воздействий. Русские вошли в семью христианских народов на равных, о чём можно судить, например, по многочисленным династическим бракам между русскими и европейскими правящими домами; по множеству упоминаний о России в литературе христианских стран начиная с эпохи Крещения. Этот выход на мировую арену способствовал тому, что разъединенные племена, составлявшие державу Владимира, с принятием Христианства почувствовали свое единство. Впоследствии сознание единства усиливалось тем, что вся Русь, зачастую политически раздробленная, в церковном отношении веками была объединена в одну митрополию. Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство, так как не только славянские, но и другие племена, с распространением среди них Православия сливались воедино с русским народом. Умиротворяюще воздействуя во время междоусобий, Церковь внушала сознание, что русский народ, принявший Крещение от Владимира, - един. Ключевая роль государственной власти в Крещении Руси с одной стороны, и сила воздействия Церкви на исторические события России с другой стороны, сделали почти невозможным отделение истории Русской государственности от истории Русской церковности. Вплоть до XX века верховные правители Руси правили не "по воле народной," а "Божией Милостью," держа ответ перед Творцом. После Крещения Православие заняло столь определяющую роль в культуре народа, что, согласно расхожей оценке, "история русской культуры начинается с Крещения Руси" [15]. Ряд исследователей выделяет словесность как наиболее важную сферу культурного воздействия Крещения - так, академик Лихачёв писал что "та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией , - это самое важное, что дало Руси крещение" [26]. Выход на мировую арену соединился с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, сформированного на христианских ценностях, с обширным объёмом текстов в близкой славянской идиоме. Новый язык высокой культуры, постепенно принимавший восточнославянскую лексику и орфографию, стал средой для первого расцвета русской словесности в форме летописей и проповедей, подобно выдающимся Повести временных лет и Слову о законе и благодати. После Крещения "учение книжное" стало предметом государственной заботы, а монастыри - главными центрами учёности. В результате Русь быстро стала высокограмотной страной для своего времени. Русская книжность столь прониклась христианским духом, что от влияния его не могли вполне освободиться даже те писатели позднейших времен, которые ставили себе в задачу борьбу с церковным учением. Особое значение красоты как проявления Божия, отраженное в летописном сказании о выборе веры, способствовало всплеску искусств после принятия Православия. Не только литература, но также изобразительное искусство, музыка, а в значительной мере и архитектура Древней Руси оформлялись в под определяющим влиянием Христианства. Уже в XI веке Русь превзошла всех своих соседей, кроме Ромейской империи , по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству. Особое место иконописи в формирующейся русской православной культуре обусловило появление таких всемирных вершин богословия в красках, как образы преподобного Андрея Рублёва. В цикле жития равноапостольного Владимира на иконе середины или 3-й четверти того века из Вологодской церкви Рождества Богоматери есть клейма со сценами отправления послов для выбора веры, похода на Корсунь, Крещения и прозрения самого Владимира, перенесения мощей святителя Климента в Киев, истребления кумиров, Крещения киевлян, поставления церквей [34]. Также с середины XVI века в монументальной живописи появились краткие циклы жития равноапостольного Владимира с изображениями основных событий, связанных с Крещением Руси. Наиболее ранние из них принадлежат к украшениям кремлевских построек эпохи царя Иоанна IV Васильевича : в составе росписей Золотой палаты и в лоджии Архангельского собора. Истории Крещения Руси были посвящены монументальные циклы второй половины XVII века в приделе равноапостольного Владимира в Ярославском Успенском соборе 1674 год и в южной галерее Романово-Борисоглебском Воскресенском соборе 1679 - 1680 годы. Известны также парные резные фигуры равноапостольных Константина и Владимира второй половины XVII века из Ярославской церкви святителя Власия , где рядом с каждым равноапостолом - храм, в котором совершается таинство крещения, а также крещение народа в водоеме [35]. С внедрением живописи западного стиля, стали появляться работы о Крещении Руси в "академическом" стиле, как картина С. Тончи "Крещение Руси при св. С XIX века изображения святого Владимира стали всё более расхожими в росписи крупнейших соборов России и сцены Крещения Руси стали писаться всё чаще.
Поговорим о церковных обрядах и популярных народных традициях, сложившихся вокруг празднования. Совершим и небольшой экскурс в прошлое, где поделимся интересными фактами о забытых крещенских традициях. Когда отмечается Крещение Господне Крещение Господне входит в дюжину самых значимых праздников у христиан и всегда отмечается 19 января. Из текста Евангелия мы знаем, что в этот день Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи. Произошло знаменательное событие на реке Иордан. В народных традициях накануне Крещения завершаются рождественские Святки. Источник: Freepik История праздника Происхождение праздника уходит корнями в далекое прошлое и отсылает к одному из важнейших событий земной жизни Иисуса Христа — крещению. Как гласит Евангелие, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан. Там иудеи традиционно совершали религиозные обряды омовения. Проповедник показал людям путь к покаянию и очищению от грехов через крещение в водах реки. Иоанн Предтеча пророчил о скором пришествии Мессии, призывая готовиться к этому событию. В один из дней к священной реке пришел Иисус Христос с просьбой крестить его. Никогда не видевший Иисуса Иоанн Предтеча сразу понял, кто явился перед ним. Проповедник совершил таинство крещения, во время которого на Спасителя снизошел Святой Дух в облике голубя и небесный голос назвал Иисуса своим Сыном. Явившееся собравшимся чудо дало второе название этому празднику — Богоявление. Есть у праздника и третье название — Просвещение, или Святые Светы. Оно символизирует свет, которым пронизан этот день. Христос являет собой свет истинный, несет его в этот мир и просвещает им. Традиции празднования Крещения Господня Этот день связан с рядом религиозных традиций и обрядов, объединенных общей темой очищения и возрождения. Верующие посещают церковную службу, исповедуются, причащаются, освящают воду в храмах, а также совершают погружение в купель. Само слово «крещение» в переводе с древнегреческого языка означает «погружение в воду», указывая на важность воды как ведущего символа этого праздника. Источник: Freepik Праздничное богослужение В Крещенский сочельник проводится особая литургия. Верующим рекомендуется посетить утреннее и вечернее богослужения 18 января и литургию в день самого праздника. В читаемых во время церковных служб текстах рассказывается не только о событиях праздника, но и объясняются его значения, а также даются воспоминания всех прообразов, предсказаний и пророчеств предшествовавших Богоявлению. Источник: Freepik Освящение воды Центральное событие праздника — освящение воды. Великое водосвятие совершается дважды — накануне и после литургии 19 января.
Как родился праздник Крещения Господня
О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника. 2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г. Кто придумал крещение? Такой ответ представитель РПЦ дал в в передаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», отвечая на вопрос телезрительницы о крещении внучки.