Главная» Новости» Луганский концерт. Николай Луганский, пианист, Народный артист России: “Сегодня я вставил пару этюдов-картин, которые на сцене не играл несколько десятков лет. Другое посвящение пианист сделал Геннадию Гладкову, о кончине которого стало известно в день концерта.
Чем политикам Литвы не угодил Николай Луганский – интервью Sputnik с пианистом
Специальным гостем концерта стал народный артист России, пианист Николай Луганский. В Париже Луганский ежегодно дает сольные концерты и выступает с оркестрами в престижном Театре Елисейских Полей. Николай Луганский — музыкант, о котором критики отзываются исключительно как о «пианисте всепоглощающей чувствительности, выдвигающем вперед не себя, а музыку».
«Пианист, который целиком погружается в музыку». К 50-летию со дня рождения Николая Луганского.
Возвращение живого звука и возможность встретиться с исполнительским искусством выдающихся музыкантов непосредственно на концертах в наши дни становятся радостным событием для меломанов по всему миру. Особенно если речь идёт о выступлениях столь значимых для музыкальной культуры персон. Николай Луганский — уникальное явление в классической музыке мирового масштаба. Его называют «вдохновенным интерпретатором», «романтическим героем», обладающим блестящей техникой игры, в которой он сохраняет традиции, стиль и манеру исполнения, свойственную российской школе времён Горовица, Чайковского, Рахманинова. Каждое выступление музыканта, который «выдвигает вперёд не себя, а музыку», становится уникальным моментом сотворчества слушателей и пианиста, позволяющим прикоснуться к по-настоящему духовному звучанию музыки.
После этого Николай Луганский несколько раз выходил на бис. Прощаясь с красноярскими слушателями, пианист сыграл Баркаролу из «Времён года» Чайковского. Но публика не отпускала. Самому блестящему и стильному, по признанию критиков, исполнителю музыки Рахманинова и Прокофьева слушатели ещё долго аплодировали стоя.
И я очень благодарен оркестру и Владимиру Ланде за смелость. Результатом в целом я доволен.
Дирижер неоднократно выступал на сцене Большого зала Петербургской филармонии — как с филармоническими коллективами, так и с Оркестром Большого театра и Симфоническим оркестром и хором Михайловского театра, который недавно возглавил. Следующее выступление Александра Ведерникова в Большом зале должно было состояться в феврале 2021 года, планировалось, что это будет совместная программа с Николаем Луганским: увы, этому не суждено осуществиться.
Он же положит начало фестивалю «Русская рапсодия», посвящённому 150-летию Сергея Рахманинова. Пообщались с главными действующими лицами концерта-открытия. Николай Луганский, народный артист РФ, пианист: Я играл как минимум дюжину раз с Красноярским академическим симфоническим оркестром. Это один из самых родных для меня коллективов в мире. Как я в первый раз приехал в 1993 году, тогда играл с Иваном Всеволодовичем Шпиллером, так с тех пор раз в год или два обязательно приезжаю. Очень люблю оркестр, работать.
Николай Луганский — пианист нашего времени
Результатом в целом я доволен. Но этот сложнейший концерт мне ещё предстоит играть в других городах и странах. Ближайшие выступления пройдут в Шотландии — в Глазго, Эдинбурге и Данди». Сложнейшая партия была и у фортепиано, и у оркестра. Непросто было всё это совместить, но мы справились! Николаю Луганскому свойственно очень тонкое предслышание каждой фразы, каждой ноты… Работать с ним — это значит довести уровень оркестра до высочайшего!
Знаете, очень часто оркестр играет 3-й концерт Рахманинова на каком-то автопилоте, и мне было очень приятно, что здесь музыканты исполняют это со своим подходом. Очень много открылось того, чего я раньше не замечал в этом произведении. Для меня репетиционный процесс был сплошным откровением, очень интересно, поучительно и вдохновляюще» — поделился московский пианист Тимофей Владимиров.
На том же конкурсе им. Чайковского Луганский стал обладателем специального приза Фонда Э. Неизвестного «За исповедальность тона и художественный вклад в новую интерпретацию русской музыки — Ученику и Учителю», который был присужден пианисту и Т. Николаевой, скончавшейся в 1993 году. В репертуаре пианиста — более 50 фортепианных концертов, произведения разных эпох и стилей. Особой удачей признано исполнением Луганским сочинений Шопена, заслужившее сравнения с интерпретациями великого Альфреда Корто. Луганский также хорошо известен как прекрасный ансамблист и интерпретатор камерной музыки. Шостаковича и другие прославленные музыканты.
Результатом в целом я доволен. Но этот сложнейший концерт мне ещё предстоит играть в других городах и странах. Ближайшие выступления пройдут в Шотландии — в Глазго, Эдинбурге и Данди». Сложнейшая партия была и у фортепиано, и у оркестра. Непросто было всё это совместить, но мы справились!
Николаю Луганскому свойственно очень тонкое предслышание каждой фразы, каждой ноты… Работать с ним — это значит довести уровень оркестра до высочайшего!
Концерт Николая Луганского
На бис Николай Луганский исполнил вальс «Муки любви» Крейслера-Рахманинова и «Фантазию-экспромт» Шопена. Николай Луганский – выдающийся российский пианист, солист Московской филармонии, Заслуженный артист РФ, Народный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат Государственной премии РФ, победитель. Действительно, встреча с этим «пианистом всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперёд не себя, а музыку» – всегда настоящий подарок для нижегородцев. После долгой разлуки во Владимире вновь побывал пианист-виртуоз Николай Луганский.
Пианист Николай Луганский в Воронеже дважды выходил на бис
Извеcтный пианиcт иcполнит произведения руcских и зарубежных композиторов. Концерт начнётcя в 16 чаcов. Как отмечают в пресс-службе областной администрации, благодаря его помощи в уcадебном доме были воccозданы неcколько комнат и кабинетов, мемориальная библиотека, дворовая изба, cадовый домик. Неcмотря на жёcткий гаcтрольный график, Луганcкий вcегда находит время для поcещения «Ивановки», ведь музей-уcадьба Рахманинова — одно из любимых меcт артиcта.
Он пройдет в Красноярской филармонии с 6 по 16 сентября и будет посвящён 150-летию С. О романтизме говорит эмоциональная гамма чувств и масштаб. О символизме — невероятное внимание ко всем, даже, казалось бы, незначительным деталям. Сочетание этих качеств также присуще характеру и стилю исполнения Николая Луганского. Под его пальцами музыка выдающегося русского композитора звучит удивительно сбалансированно и проникновенно-искренне!
Было темно несколько минут, но я продолжил играть. Бывают неожиданности, но по сравнению с тем, что пианистам приходится играть каждый раз на концертах на новом рояле в отличие от скрипача, который выступает со своим инструментом. Каждый раз - новый зал, новая публика, чувствуешь себя по-разному, - отметил Николай Львович. И самое новое в моем репертуаре - Вторую сонату Глазунова, которую я очень люблю, но только выучил ее играю всего в третий раз , по тому, как слушали, понял, что многих эта музыка затронула. Считаю, что Глазунов - великий русский композитор, который для меня стоит в одном ряду с Чайковским, Скрябиным. Это великий симфонист. Я влюблен в его произведения.
Рождественский, Ю. Темирканов, В. Федосеев, И. Шпиллер, В. Гергиев, В. Спиваков, К. Эшенбах, П. Берглунд, Н. Ярви, М. Горенштейн, К. Мазур, Ю. Садо, Р. Шайи, В. Юровский, С. Орамо, Э. Кривин, А. Ведерников и многие другие. Луганский также хорошо известен у нас в стране и за рубежом как прекрасный ансамблист и интерпретатор камерной музыки.
В Петербурге прошла репетиция концерта Николая Луганского
Имение в Ивановке, на юго-востоке Тамбовской области, принадлежало его тетке, которая вышла замуж за Сатина. Однажды он приехал туда летом, и встретил там огромное количество двоюродных сестер, на одной из которых в конце концов женился. Так что его тетка стала еще и его тещей. На этот родственный брак, к слову, нужно было получить разрешение Николая Второго. И он стал проводить там по полгода, с апреля по октябрь. Конечно, он никогда после 1917 года не возвращался в Россию.
А усадьба приходила в упадок, постепенно от нее остались одни развалины, а потом даже развалин не было, всё это было растаскано. И вот в начале семидесятых там построили сельскую школу, и туда приехал молодой учитель, комсомолец Александр Ермаков из Казахстана. Начал там преподавать массу разных дисциплин, и неожиданно для себя выяснил, что в Ивановке жил Рахманинов... Ну, об этом надо книги писать, фильмы снимать — как три молодых сельских учителя случайно встретили Сац и директора Глинкинского музея и сказали, что те просто обязаны воссоздать усадьбу и открыть в ней музей Рахманинова. Ермаков, кстати, в Ивановке остался и остается по сегодняшний день, он стал директором музея-усадьбы.
Я бы сказал, что Александр Иванович там и руководитель, и шериф, и главный знаток всего, что связано с Рахманиновым — то есть и историк, и музыковед, и полицейский, и глава райончика. В общем, герой нашего времени. Я туда езжу по возможности каждый год, в августе, и играю концертик на открытом воздухе. Ну и пытаюсь помочь в построении концертного зала и чего-то вроде гостиницы, хотя вы же понимаете, что такое русская деревня со всеми сложностями. Однако вы правы, главная моя мечта — чтобы в деревне Ивановка был рахманиновский фестиваль.
После того как его не стало, тамошнее руководство спросило, можно ли меня заявить в качестве художественного руководителя. Я дал согласие. Но ни в коем случае нельзя сказать, что это мой фестиваль. А Ивановка — это мечта, которая может воплотиться, но, наверное, не скоро. У русской деревни своя специфика.
Туда и добраться-то сложно, от Тамбова до Ивановки 150 км, что совсем неблизко. Там живут люди, отрезанные от живой музыки, живых театров, в то время как в европейских деревнях происходит много чего замечательного. И я считаю, что в России это тоже должно происходить. Пастернак, безусловно, более музыкальный поэт, у Фета — невероятная красота звучания стиха, а Пушкин — совершенно отдельная история. Человек, не понимающий ни слова по-русски, может слушать его стихи как музыку, но для понимающих глубина мысли совершенно непостижимая.
Так мне кажется, впрочем, я просто любитель. Какой у вас самый любимый? Много музыки в этих «пирожках». Из двустиший, по-моему, самое шедевральное — это: «Женат два раза неудачно. Одна ушла, другая нет».
Вот есть еще «порошок», ответвление «пирожка»: «Пришел Бетховену по почте какой-то странный коробок. С письмом: Дарю. Тебе нужнее. Ван Гог». А слова народные?
У меня есть такой приятель, Саша Гаспаров, он живет в Париже, преподает в Парижской консерватории, а в Москву летает на день-полтора на слет «пирожкистов». Поскольку «пирожки» — это очень русскоязычное явление, собрания любителей жанра происходят в Москве. Но «Сказка о рыбаке и рыбке» — нечто особенное. Мне когда-то казалось, что это безумно русский сюжет, но меня разочаровали. И в других странах есть похожие сюжеты, по крайней мере, на севере Голландии, который целиком связан с морем — там это называется «Сказание о старухе», сюжетная линия практически та же самая.
И вот что примечательно: в пушкинской сказке встречаются места достаточно даже жестокие, скажем, когда старик в первый раз пытается возражать старухе, дескать, с ума сошла, ни ступить по-царски не умеешь, ни молвить, — и как слуги его лупят, отгоняют, и ремарка: «А народ-то над ним посмеялся». То есть не над старухой — над ним. Впрочем, не нужны тут мои комментарии, такие вещи нужно просто перечитывать, и в десятый раз, и в тридцатый... Я просто очень люблю музыку, а замечательная музыка есть и там, и там. Хотя разница все-таки большая.
Клавирабенд — это когда ты один два часа на сцене, и тут никто не поможет, не помешает, не на кого показать пальцем, нельзя почувствовать чей-то локоть. И это, конечно, более серьезно, и нервные затраты больше. Но концерт с оркестром — это тоже показатель. Если пианист играет с оркестром, слышно, насколько он знает музыку, знает партитуру, знает, что такое игра еще и на других инструментах, в курсе, кто в это время играет тему, а кто аккомпанирует... Кстати, в мире наблюдается общая тенденция: чуть-чуть увеличивается у пианистов количество концертов с оркестром и чуть-чуть уменьшается клавирабендов.
Это трудно проанализировать, и я, когда был помоложе, был этим потрясен. Мне казалось, что есть какие-то простые экономические вещи: одно дело — заплатить гонорар одному исполнителю, и другое дело — оплатить 80 человек оркестра, и дирижера, и пульты, и ноты, и пенсии...
В концерте прозвучали известные произведения двух русских композиторов: П. Чайковского и С. Публика восторженно встретила пианиста. На бис артист сыграл композицию И.
Наверное, если бы я заиграл в пустом зале, а после первого произведения публика возникла бы и захлопала, мне было бы легче. Но это личная особенность. Уверен, что Денису Мацуеву такое в голову бы не пришло. Он с первой секунды был бы рад видеть полный зал.
По какому принципу вы отбираете произведения, которые предстоит разучить? Николай Луганский: Это спонтанно происходит, иногда по заказу. С Глазуновым вышло так, что еще полтора года назад организатор фестиваля в Люцерне спросил, не хочу ли я сыграть сольный концерт с одной из сонат этого композитора. Я тут же согласился: безумно люблю Глазунова.
Планировал выучить его Вторую сонату и сыграть в Швейцарии и Франции, но из-за карантина фестиваль перенесли уже дважды, и вот моя премьера случилась в России. Может быть, когда-то сыграю и Первую сонату. Кто-то не согласится. Но очевидно, что он великий симфонист.
Не говоря уже о тех немногих сочинениях, которые все знают: балетах "Раймонда" и "Времена года", скрипичном концерте. Вообще великой музыки масса, в том числе камерной. Крупнейшим композиторам не надо было ничего доказывать, отчитываться перед кем-то: мол, вот симфония - это да, это на века... Струнные квартеты Бетховена для меня более важная часть его наследия, чем симфонии.
Камерный репертуар - это неисчислимые богатства. В следующем сезоне планирую сыграть Третий концерт Метнера.
Великий композитор родился в селе Сонцовка Донецкой области.
Сегодня это подконтрольная Украине территория. Сейчас в Донецке и Луганске очень непросто. Людям там нелегко.
Туда, наверное, мало кто ездит выступать. Есть те, где все благополучно, замечательно, где платят гонорар. А есть такие, где другая ситуация.
Скажем, на Украине до 2013 года я много играл за небольшой гонорар. Ну, потому что это братский народ. Платить они не могли, но я играл там.
В Донецке, естественно, играл бесплатно". Однако отец семейства не позволил юному родственнику устроить сцену и остановил жаждущего конфликта Тибальта. Почти везде находится такой же странный человек как Тибальт.
«Мелодия» отметила юбилей Николая Луганского выпуском его первого концерта
Николай Луганский, народный артист РФ, пианист: Я играл как минимум дюжину раз с Красноярским академическим симфоническим оркестром. Это один из самых родных для меня коллективов в мире. Как я в первый раз приехал в 1993 году, тогда играл с Иваном Всеволодовичем Шпиллером, так с тех пор раз в год или два обязательно приезжаю. Очень люблю оркестр, работать. Есть оркестранты, которые играли ещё 30 лет назад со мной, есть новые люди. Всегда для меня радость: человеческая — встретиться со знакомыми, родными людьми и музыкантсткая — потому что в этом оркестре невероятно высокая оркестровая культура.
Роман Прасалов родился в городе Саранск. Чайковского по классу заслуженного учителя России Ольги Евгеньевны Мечетиной. В настоящий момент Роман является студентом Московской государственной консерватории им.
Я был уверен, что если в доме стоит пианино, то к нему просто бросаются и на нем сами все подбирают… Но это оказалось не так. Не захотели. У меня же было так: папа физик, мама химик, мама родилась в эвакуации в Душанбе, папа в селе Калужской области, в Москве встретились, папа учился на физтехе в Долгопрудном, мама в университете на химическом факультете. Они познакомились, поженились, родили двоих сыновей, я второй сын, они любили музыку, в доме даже было десять-двенадцать пластинок с классической музыкой, все не вспомню, но то, что помню — Мария Гринберг, Сонаты Бетховена, и Белла Давидович играла Шопена. Вот это мои первые большие привязанности. Родители пели Окуджаву, папа на гитаре аккомпанировал — типичные шестидесятники. Я родился в 72-м, но папа сказал, что учить музыке ребенка он ни за что не будет, потому что видел, как из-за этого лишаются детства, и какой ужас отражается в детских глазах, когда положено являться к инструменту. А папа любил да и сейчас любит — родители, слава Богу, живы и относительно здоровы всегда чему-то новому учиться, к примеру, под Калугой выучил самоучкой английский и немецкий — детство у него было непростое, его отец воевал, попал в плен, четыре года на свободе, а потом новый набор, и он пять лет просидел в лагере, с 1950-го по 1955-й, вышел по амнистии, но реабилитировали только в 1989-м. Ну, обычная история. Так вот, папа купил маленькое пианино, начал подбирать на нем «Пусть всегда будет солнце», мне было пять с половиной лет, и я ему сказал, что он все время не ту ноту берет. Он заинтересовался, выяснилось, что у меня абсолютный слух. А он, физик-практик, был уверен, что абсолютный слух — это выдумка всяких СМИ для того, чтобы дурачить народ. И когда он убедился, что у меня абсолютный слух, то, естественно, на него это произвело впечатление. Он отвел меня к соседу по даче, профессиональному музыканту и крайне интересному человеку — в общем, так я начал учиться музыке. Когда же в вашей жизни возник образ учителя? У него было пианино, он умел играть, а человек, который умел играть прелюдии Шопена, производил на меня тогда огромное впечатление. Так вот, летом мы жили на даче, и я занимался с соседом, Сергеем Александровичем Ипатовым. Любопытный человек, он из детдома, в 14 лет впервые начал учиться играть на фортепиано и уже в 18 поступил в консерваторию к Игумнову. Огромного таланта человек, с очень тяжелым характером. Никакой большой карьеры у него не сложилось, но он даже сочинял музыку — в традиционном таком стиле. Русский самородок, самоучка со всеми плюсами и минусами. Он же сказал, что идти мне надо не в Гнесинку, а в ЦМШ. Я поступил в ЦМШ, он советовал поступать к Тимакину, но Тимакин в это время на год уехал куда-то, кажется, в Югославию. И я поступил к Татьяне Евгеньевне Кестнер. Вот это моя настоящая, законная и долговременная учительница. Ученица Гольденвейзера, который, собственно, и основал Центральную музыкальную школу. Довольно забавно. Хотя иные современные музыканты, мыслящие себя по классическому ведомству, полагают, что иначе можно сойти с дистанции. Как вам удается не прогибаться под изменчивый мир? Ведь он так нелеп… — А я не думаю, что в мире что-то меняется в этом плане. Бетховен про Россини думал значительно более резко, чем вы о людях шоу-бизнеса, да и Шуман про Листа… «Ужасный век, ужасные сердца», писал в начале тридцатых годов 19-го века о веке 17-м Пушкин. Так уж повелось, что в каждую эпоху нам кажется, что такого ужаса еще не бывало. Масс-культура влечет за собой огромный вал денег, и, соответственно, огромный вал денег дает огромное количество работы людям вокруг, то есть, это такая индустрия грандиозная, но я в этом, честно говоря, трагического не вижу. Потому что не уверен, что из-за этого место классической музыки в мире уменьшается. Может быть, в пятидесятые годы Советский Союз мог похвастать довольно большим интересом к классической музыке, хотя и сейчас отдельные города мира, Амстердам, например, да и Тель-Авив, полагаю, тоже не обделены таковым. Оттого я не воспринимаю это так драматично. Вот вы давно мечтаете построить концертный зал в усадьбе Рахманинова в деревне Ивановка в Тамбовской области, где он написал все главные сочинения русского периода… — С этой усадьбой вообще интересная история. Имение в Ивановке, на юго-востоке Тамбовской области, принадлежало тетке Рахманинова, которая вышла замуж за Сатина. Однажды он приехал туда летом, и встретил там огромное количество двоюродных сестер, на одной из которых в конце концов женился — на этот родственный брак, к слову, нужно было получить разрешение Николая Второго. И стал проводить там по полгода, с апреля по октябрь. Конечно, он никогда после 1917 года не возвращался в Россию. А усадьба приходила в упадок, постепенно от нее остались одни развалины, и лишь благодаря учителю Александру Ивановичу Ермакову она была восстановлена, и в ней был открыт музей Рахманинова. Я туда езжу, по возможности, каждый год, в августе, и играю концертик на открытом воздухе. Ну и пытаюсь помочь в построении концертного зала и чего-то вроде гостиницы, хотя вы же понимаете, что такое русская деревня со всеми сложностями. Однако вы правы, главная моя мечта — чтобы в деревне Ивановка был рахманиновский фестиваль. После того, как его не стало, тамошнее руководство спросило, можно ли меня заявить в качестве художественного руководителя. Я дал согласие. Но ни в коем случае нельзя сказать, что это мой фестиваль.
Сегодня за плечами Николая Луганского, солиста Московской филармонии, почетного члена Российской академии художеств, множество блестящих творческих достижений. В частности, сотрудничество с лучшими симфоническими оркестрами мира под управлением знаменитейших дирижеров. Репертуар пианиста охватывает более 50 фортепианных концертов, произведения разных стилей и эпох: от Баха до современной музыки. Особой удачей признано исполнением Луганским произведений Шопена, заслужившее сравнения с интерпретациями великого Альфреда Корто.
Пианист Николай Луганский в Воронеже дважды выходил на бис
В Петербургской филармонии выступит знаменитый пианист Николай Луганский. Пианист Николай Луганский исполнил сольный концерт в рамках Рождественского фестиваля. Николай Луганский, народный артист РФ, пианист: Я играл как минимум дюжину раз с Красноярским академическим симфоническим оркестром. «Пианист всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперед не себя, а музыку»; у него «инструмент звучит как целый оркестр, и вы можете услышать все градации и нюансы оркестровых голосов»; «Главное в его игре – изысканность вкуса, стилистическая и текстовая. «Луганский не просто самый замечательный русский пианист нашего времени, он один из самых выдающихся артистов нашей эпохи».
В Туле выступил знаменитый пианист Николай Луганский
Именно по инициативе Николая Луганского благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко подарил «Ивановке» рояль Steinway. Российский пианист Николай Луганский не сможет дать концерт в Вильнюсе из-за проблем со здоровьем, сообщает ТАСС. Пианист, народный артист России Николай Луганский 26 апреля празднует день рождения.