Выставка «Николай Рерих» оценило 49 человек. Отзывы, рецензия, рекомендации и полный обзор выставки. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет. На выставке в Третьяковской галерее впервые будет представлен театральный задник, созданный Рерихом для балета «Русских сезонов» «Половецкие пляски» в 1908 году. Настоящая выставка является образно-тематическим продолжением серии выставок: «Пути благословения», «Держава Рериха» и «Врата в будущее». Прогулка по самой ожидаемой выставке Третьяковской галереи 2023 года «Николай Рерих».
В Третьяковской галерее открывается выставка Рериха. Что нужно знать о живописце
К конференции была приурочена выставка, в экспозиции которой были представлены картины и более шести тысяч фотографий известных памятников архитектуры исторических городов стран – участниц конференции. Два полотна Николая Рериха из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского будут представлены в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва). МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. В Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих" в честь 150-летия со дня его рождения. Экспозиция работ художника стала первой в ГТГ за 65 лет, отметила заместитель гендиректора по научной работе Татьяна Карпова. С 10 октября 2023 года в Новой Третьяковке открыта выставка `Николай Рерих`, приуроченная к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха — знаменитого художника, мыслителя, археолога и путешественника. Масштабная выставка Николая Рериха, которая проходит прямо сейчас в Новой Третьяковке, — один из главных и ожидаемых выставочных проектов 2023 года. В Новой Третьяковке на Крымском Валу открывается масштабная выставка Николая Рериха, приуроченная к 150-летию художника.
Ретроспективная выставка Николая Рериха открылась в Москве
Идея международного договора о защите памятников культуры получила свое развитие в 20-х годах во время Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. Изучая культуру и искусство народов Азии, Николай Константинович с огорчением отмечает запустение, а зачастую и гибель многих буддийских храмов и реликвий. В 1929 году, сразу по окончании Центрально-Азиатской экспедиции, в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета г. Шклявером Н. Рерих подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей.
Договор был задуман и оформлен юридически как документ универсального характера, содержащий принципиальные, общие для всех стран положения об охране культурных ценностей. Не будем забывать, что Рерих закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и его преподавателем в области международно-гуманитарного права был выдающийся российский юрист и общественный деятель Ф. Во многих странах создаются общества в поддержку Пакта. Проект Пакта получил всемирное признание.
В 1931 году в г. Брюгге Бельгия был основан Международный союз Пакта Рериха и состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту. Рерих предложил вместе с проектом Пакта как отличительный флаг для обозначения объектов охраны. В 1932 г.
Конференцию сопровождала выставка, в экспозиции которой были представлены картины Н. Рериха и более шести тысяч фотографий архитектурных памятников, которые выдвигались в первую очередь как неприкосновенное культурное наследие народов, подлежащее охране. В 1933 г. Эта конференция была поддержана 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран.
Необходимо подчеркнуть, что взгляды Рериха, так же как и все его творчество, были связаны с философскими идеями Живой Этики — Учения о космической эволюции человечества. Энергетическое мировоззрение этого Учения, которое стало формироваться в переломном XX веке не только в философии, но и в естественных науках, содержало новые подходы к проблемам эволюции Вселенной, планеты и человека.
Мы решили сделать акцент на русском периоде творчества, покажем много интересных новых произведений из музеев России, и не только России. Мы раскроем разные стороны этой личности и деятельности, покажем его как театрального художника.
Также осветим его монументальные работы, в частности расскажем о его сотрудничестве с Тенишевой и эскизах для ее церкви в Талашкино», — цитирует Artinvestment Татьяну Карпову, заместителя генерального директора Третьяковской галереи по научной работе.
Первый раздел выставки соответствует русскому периоду творчества Рериха. Здесь представлены картины, отражающие его увлечение историей. Средневековые каменные идолы на входе напоминают о его археологических интересах. На полотнах можно увидеть варягов и их корабли, а также религиозные мотивы, такие как портрет святого Сергия и изображения Спаса Нерукотворного. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. Второй раздел, восточный, погружает зрителей в атмосферу стран Центральной и Южной Азии.
После завершения юбилейных мероприятий, уже в 1977 году, известным индологом С.
Тюляевым17 был выпущен альбом, посвящённый творчеству С. Во время подготовки этого издания автор посетил художника в его имении Татгуни близ г. Бангалора, что позволило ему лучше ознакомиться с живописными произведениями Святослава Николаевича. В цветных репродукциях альбома были воспроизведены портреты общественных деятелей, представителей искусства и пейзажи, отражающие природу Индии и Тибета. Альбом получил широкое распространение благодаря тиражу в 40 000 экземпляров. Возвращаясь к вопросу о выставках, следует отметить, что в период с конца 1970-х и до начала 1990-х из разных концов страны в Министерство культуры СССР поступали обращения граждан и просьбы областных музеев прислать выставку произведений Рерихов в их город. Вкратце описав этот этап, важно обратить внимание на феноменальную популярность изобразительного искусства Рерихов в 1970-е годы. По прошествии лет мы задаёмся вопросом: что послужило причиной этой необычайной по своей активности культурной реакции, желания увидеть больше произведений Рерихов?
Что так притягивало зрителя на выставки, несмотря на часы ожидания в длинных очередях в музеи? По оценке Святослава Рериха, искусство его отца находилось «за пределами узких хаотичных орбит так называемых критиков "современного искусства"»18. Возможно, в некоторой степени залогом успеха стало то, что инициатива С. Рериха по продвижению проекта популяризации художественного наследия отца получила поддержку руководства советского правительства, но не только... Выставки не насаждались и не «спускались сверху», и люди стремились их увидеть. Неужели так называемые застойные 1970-е и последовавшие за ними экономически нестабильные времена Перестройки одинаково благотворно повлияли на общественное сознание, подталкивая к постижению прекрасного и таинственного искусства Рерихов и при этом показывая, что радость духовного развития может явиться противовесом удручающей внутриполитической обстановке в государстве? Дело в том, что далёкое от советского академического реализма искусство Рерихов, несмотря на разнообразие сюжетов, было понятно и деятелям культуры, и среднестатистическому посетителю художественных выставок, оно привлекало своей искренностью. Возможно, в изобразительном искусстве Рерихов людям виделось нечто большее, далёкое и неведомое, чего так не хватало в обыденной жизни.
За якобы простыми, символически ясными картинами с их неповторимыми, насыщенными светом красками скрывалось нечто забытое или знакомое — легендарное прошлое Востока и Запада, мечты о единстве религий, вечная борьба добра со злом, сказочный мир Каменного века и Средневековья и многое другое, что могли подарить зрителю эти художники. Видимо, общественное сознание было готово принять их искусство, мало того, жаждало скорейшего появления подобных выставок. Со своей стороны Святослав Рерих, удостоенный звания почётного члена Академии художеств СССР 1978 , всячески способствовал развитию дела отца, организовывая выставки и помогая выпускать книги о его творчестве. Несомненно, решающую роль сыграло участие самого С. Рериха в межгосударственных культурных связях, его энергия и воля имели первостепенное значение в руководстве процессом. Деятельность последователей и поклонников таланта Н. Рериха также обеспечивала поддержание интереса к творчеству художника, но основополагающей была направляющая сила самого маэстро, сына великого художника, который спешил поделиться с русскими людьми всем тем, что он видел и знал, чему учился и что воспринял от отца, плодами своего труда и тем опытом, что получил благодаря долгим годам жизни в далёкой Индии. Фактически С.
Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н. Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М. Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение. Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ.
Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени. Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19. Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С. Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству.
Искусство восхвалим! Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура. Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры. В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н. Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20. Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства.
Нужно устроить раньше важные дела". Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья?
Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже? Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию.
К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н. Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент. В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н. Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына. Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному.
Рерих. Ожившие полотна.
Выставка «Николай Рерих. В поисках Шамбалы» Зал 1. Богатырский фриз. Славянская серия Николай Рерих — художник, писатель, философ, археолог, общественный деятель — одна из уникальных и универсальных фигур в российской культуре первой половины ХХ века.
Он достиг успехов во многих сферах творчества — живописи, монументальном и театрально-декорационном искусстве, художественной керамике, мебели, майолике. Русский музей обладает крупнейшим собранием произведений мастера разных лет. Занимавшийся археологией с юных лет, Рерих во многих своих полотнах раннего периода воссоздает картины жизни славянских племен.
Поэтический строй картины, ее сказочная нарядность вытекают из необычной трактовки исторической темы. В произведении использованы некоторые приемы народного искусства: декоративизм и интенсивность цвета, лаконизм рисунка. Работа создавалась в Париже, в мастерской Кормона, где Рерих продолжал свое художественное образование.
В 1903—1904 годах художник вместе с супругой Еленой Рерих совершил «поездку за стариной», проехав более 40 русских городов от Ярославля до Нижнего Новгорода и от Владимира до Пскова, изучая и запечатлевая архитектурные памятники и художественные древности, «каменную летопись Руси». Результат странствий — свыше ста архитектурных этюдов. Садко из сюиты «Богатырский фриз», 1910.
Декоративное панно для столовой дома Ф. Бажанова в Петербурге. Панно фриза размещались в Большой столовой.
Серия состояла из 8 сюжетных композиций и 12 полотен с растительным узором для оформления оконных проемов. Панно фриза выполнены темперой, в технике которой Рерих начал работать с 1906 года, предпочитая ее маслу за «воздушность и звучность тонов». Серия состояла из восьми сюжетных «Садко», «Витязь», «Баян», «Илья Муромец», «Микула Селянинович», «Город», «Вольга Святославович», «Соловей-разбойник» и одиннадцати декоративных композиций растительным узором для оформления оконных проемов.
Создание монументального «Богатырского фриза» стало в творчестве художника кульминацией его обращения к теме былин. Зал 2.
По телевидению и радио, как московскому, так и других городов, состоялись выступления и передачи с выставок и торжественных заседаний. Подготовка и личное участие в программе празднования 100-летнего юбилея Н. Супруга художника, блистательная актриса индийского кинематографа Девика Рани Рерих, была его верным сотрудником и всячески старалась помогать своему мужу в деловой переписке и его активной просветительской деятельности. На всех мероприятиях они всегда были вместе и поддерживали друг друга в общем деле на благо дружбы народов. Они искренне верили, что Россия и Индия будут вместе создавать светлый мир будущего.
Автор книг о жизни и творчестве обоих художников П. Беликов5 довольно подробно описывал события тех лет: «Для Святослава Рериха встреча со зрителем не означала лишь традиционное появление художника на выставке возле своих произведений. Святослав Николаевич искал живых контактов с людьми, откровенных и задушевных бесед, ответов на все волнующие их и его лично вопросы. Очень существенно было создать и такую развеску картин, которая способствовала бы последовательному их обсуждению с посетителями»6. Попова, посла Республики Индия К. Шелванкара, директора ГТГ А. Лебедева, представителей художественной общественности столицы.
Отвечая на приветствия, в своём кратком выступлении Святослав Николаевич сказал: «Я очень счастлив, что моя выставка состоится именно здесь, в Третьяковской галерее. Это место окружено особым ореолом великой творческой работы и наследия русского искусства»7. Появившаяся в печати и на радио информация об открытии выставки Святослава Рериха вызвала необычайный приток посетителей. Третьяковская галерея была заполнена поклонниками искусства Рериха, и люди часами выстаивали в очереди, чтобы попасть на выставку. Однако пропускная способность залов музея ограничивала доступ зрителей к картинам. В Третьяковской галерее на выставке в течение полутора месяцев побывало 180 000 зрителей, в Ленинграде, в Эрмитаже, за два месяца — 450 000. Вечером этого же дня в Большом театре состоялось торжественное заседание, посвящённое столетию со дня его рождения.
Шелванкар с супругой, С. Тихонов, председатель Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами Н. Томский, представители общественных, научных, художественных организаций страны, видные советские художники и общественные деятели. Искусствоведы и учёные выступили с докладами, освещавшими многогранную творческую деятельность русского художника. На конференции выступили также Святослав Рерих, познакомивший собравшихся с малоизвестными подробностями жизни своего отца, и Зинаида Фосдик, вице-президент нью-йоркского Музея Николая Рериха, сотрудник и близкий друг семьи Рерихов. Беседуя с посетителями выставок, С. Рерих отметил особенность советских зрителей, его приятно удивили уровень их подготовки и тематика задаваемых вопросов.
Особенно это бросается в глаза в сравнении со зрителями других стран»8, — говорил художник на встрече с московскими журналистами. Открытие выставки С. Рериха в Эрмитаже состоялось 16 января 1975 года. Святослав Николаевич сам руководил развеской картин. Два больших зала, выделенных для выставки, не смогли вместить всех привезённых полотен. Сенай с супругой. С приветственными речами выступили директор Эрмитажа Б.
Пиотровский, академик М. Аникушин и другие. В своём ответном слове Святослав Николаевич сказал: «Я очень счастлив быть здесь среди вас. Последняя моя выставка в Ленинграде была почти 15 лет тому назад, и я хорошо помню, как тогда я почувствовал душевное тепло, сердечный радушный приём, которые мне оказала общественность Ленинграда, русские люди»9. Большие публичные выступления прошли 20 января в Доме учёных и 21 января в аудитории Всесоюзного географического общества. Собравшиеся просили Святослава Николаевича рассказать о своём детстве, о впечатлении, которое на него произвёл нынешний Ленинград, о том, как он стал художником, о родителях, о жизни и работе в Кулу, о перспективах развития Института гималайских исследований «Урусвати». Некоторые из своих картин С.
Рерих подарил Государственному Эрмитажу10 и Новосибирской картинной галерее вскоре после завершения выставок. В 1975 году в одном из писем П. Беликову он писал: «Я думаю, для Новосибирска было бы хорошо выбрать что-нибудь из южно-индийских пейзажей»11. Выставки в Москве и Ленинграде намечались продолжительностью в месяц, однако опыт показал, что этого недостаточно. К концу срока наплыв посетителей увеличивался. Поэтому в Ленинграде было решено продлить выставку ещё на месяц. Уже тогда было ясно, что вскоре предстоят новые выставки.
Демичеву, президенту Академии наук М. В том же году был снят документальный фильм о Николае Рерихе, для которого Святослав Рерих дал ряд интервью12. Ещё одним толчком к развитию Рериховского движения послужила передача в дар советскому народу крупной коллекции художественного наследия Н. Рериха от американской гражданки Кэтрин Кэмпбелл. Рерихов и предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе имеющих мемориальный характер. Эта коллекция представляет различные периоды творчества Н. Рериха, начиная с его ранней серии этюдов древнерусской архитектуры и до гималайских пейзажей конца 1930-х годов.
Рериха, ставший частью постоянной экспозиции музея и первым «центром притяжения» почитателей таланта великого русского художника и мыслителя. Помимо картин посетители могли увидеть личные вещи Рерихов, произведения тибетской и монгольской культовой живописи танкха и бронзы из коллекции, собранной Рерихами во время Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов. Благодаря научно-популярным лекциям о Рерихе, в Государственном музее Востока постепенно стал собираться круг людей, активно интересующихся творческим наследием семьи Рерихов, среди которых были известные деятели искусства и науки. Впоследствии ими была основана Комиссия по культурно-художественному наследию Н. В связи с этим следует особо отметить роль таких популяризаторов творчества семьи Рерихов, как В. Князева, П. Беликов, Е.
Полякова, Н. Спирина и многие другие. Благодаря их инициативе и усилиям открывались новые выставки картин, проводились интересные встречи, выходили статьи и книги. Одной из таких ярких фигур стала О. Румянцева, хранитель Мемориального кабинета Н. В добавление к двум крупнейшим музейным коллекциям работ Н. Рериха в Русском музее и Музее искусства народов Востока, экспонировавших произведения Николая Константиновича на своих выставках, в 1970-х годах С.
В 1978 году крупнейшая выставка из 300 полотен Н. Рерихов из собрания Святослава Николаевича, музеев Нью-Йорка и Советского Союза была отправлена в Болгарию, где началась серия передвижных выставок по всей стране. Затем выставки были перевезены в СССР. Следует также обратить внимание на феномен «Рериховского ренессанса» в научно-популярной литературе.
На этих же идеях сложилась выставка «Держава Света». Зритель найдёт на ней и русско-европейский раздел, и сюжеты, посвящённые культуре Монголии, Тибета, Ирана, Китая, Японии, Индии. Центральный раздел выставки — время Армагеддона, которое грозит гибелью построениям человеческого духа, но одновременно несёт очищение миру, огненное преображение, открывает новые горизонты.
Ключевой экспонат выставки — картина «Грозный Ангел Последний » — повествует о мировом пожаре, раздутом силами тьмы. Ангел Спас Благое молчание, с описания которого начинается очерк «Держава Света», — единственная икона, изображающая Христа до его земного воплощения.
Автор представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Размер грандиозного полотна 10х23 метра. Этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Работа была приобретена галереей и транспортирована в Москву из-за рубежа в 2021 году.
В Новой Третьяковке – выставка Рериха
Экспозицию «Николай Рерих» в Новой Третьяковке посетили более 220 тысяч человек с момента ее открытия. Она продолжит работу до 10 марта. Выставку приурочили к 150-летию со дня рождения художника, рассказали на сайте Агентства городских новостей «Москва». В Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих" в честь 150-летия со дня его рождения. Выставки картин, живописи и графики в Москве, Лучшие выставки Москвы. Третьяковская галерея готовит шесть масштабных выставок в Москве в 2024 году. В октябре 2023 года Третьяковская галерея откроет масштабный выставочный проект, посвящённый 150-летнему юбилею художника Николая Рериха. Расписание, отзывы и рецензии на выставку «Николай Рерих», Новая Третьяковка, Москва.
Музей, который потеряла Россия
Особенностью нашей выставки является то, что здесь сделан акцент на русском периоде творчества [Рериха], в отличие от многочисленных выставок, которые проходили за последние 30–40 лет, где в центре был индийский период. В Третьяковской галерее открылась выставка Николая Рериха (1874-1947) – одного из самых известных русских художников первой половины ХХ века. Главная Новости Культура Ретроспективная выставка Николая Рериха открылась в Москве. Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Смотрите также
- Рериха «убили» в Третьяковке
- В Третьяковской галерее открывается выставка Рериха. Что нужно знать о живописце
- Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха - Лента новостей Крыма
- Разместите свой сайт в Timeweb
- Домен припаркован в Timeweb
- Виртуальный хостинг
Триумфальное возвращение: в Москве открылась выставка Николая Рериха
В Картинной галерее открылась выставка «Рерихи и Кавказ». Эта выставка является совместной работой Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов и Координационного Центра Знамени Мира «Юг России» МКЗМ. Настоящая выставка является образно-тематическим продолжением серии выставок: «Пути благословения», «Держава Рериха» и «Врата в будущее». Посетители рассматривают декорацию к балету «Половецкие пляски», представленную на выставке «Николай Рерих» в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве © Сергей Пятаков, РИА Новости. Москва» представлены как ранние работы Николая Рериха, посвященные истории России и христианству, так и зрелые произведения, созданные во время азиатских путешествий семьи Рерих. Музей Рерихов (ВДНХ, павильон №13). Государственным музеем Востока представлена экспозиция, раскрывающая все грани художественного творчества Николая Константиновича Рериха (1874–1947) и его сына Святослава Николаевича Рериха (1904–1993).
«Николай Рерих»: выставка в Новой Третьяковке
Другой этап рассказывает о 1917 - 1920-ых годах, когда семья Рерихов оказалась в финской эмиграции. Один из залов также посвящен американскому периоду художника, когда его пригласили в США для чтения лекций и проведения выставок. Всего в экспозиции представлено около 190 произведений.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Фантастические и мифологические сюжеты, свойственные творениям Рериха, прославили его как символиста. Важной частью культурного наследия Рериха являются росписи и мозаики для церквей. Среди них иконостас для фамильной усыпальницы Ивана Каменского в Успенском женском монастыре в Перми и роспись интерьеров в талашкинском храме Святого Духа. Особенно впечатляли Николая Константиновича пейзажи Центральной Азии. Художник дважды отправлялся в долгие путешествия по странам Востока, где черпал вдохновение для новой масштабной серии работ. Первая экспедиция состоялась в 1923—1927 годах, вторая — в 1934—1935. Поздний период творчества Рериха богат этюдами с изображением природы Гималайских гор. Все картины выполнены в холодных, преимущественно синих или фиолетовых тонах. Николай Рерих и Сергей Дягилев были участниками творческого объединения «Мир искусства».
И живописец, и антрепренер занимались созданием выставок полотен «мирискусников». Это переросло в совместную работу над спектаклями. Рерих создавал декорации и элементы костюмов для красочных выступлений, с которыми «Русские сезоны» гастролировали по Европе. Мировую известность художнику принесла работа над сценографией и либретто балета Вацлава Нижинского «Весна священная» 1913 года.
Большая ретроспектива откроется в Новой Третьяковке 10 октября. Для нас было важно определиться, какой будет выставка Рериха у нас. Мы решили сделать акцент на русском периоде творчества, покажем много интересных новых произведений из музеев России, и не только России.
Рериха из коллекции Музея Востока показывают в Третьяковке
- Ретроспективная выставка Николая Рериха открылась в Москве
- Виртуальный хостинг
- В Третьяковке открылась выставка работ Николая Рериха
- Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке | Театр To Go
- «Выставка Николая Рериха» — фотоальбом пользователя altravel на Туристер.Ру
Первая за 65 лет выставка в Третьяковке: о знаменитых полотнах Николая Рериха
Экспозицию составили как знаменитые произведения автора — например такие, как «Заморские гости» 1901, Государственная Третьяковская галерея , — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С.
Сам занавес находится в состоянии длительной реставрации». На выставке также представлен оригинальный эскиз Рериха, по которому и готовили этот занавес. Еще одна интересная работа - иконостас, написанный для пермской церкви Казанской иконы Божией матери в 1907 году. По словам организаторов, такой масштабной экспозиции Рериха в Москве не было 65 лет. Театральный занавес, иконостас и малоизвестные картины, которые демонстрируются в Москве впервые. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России".
Созданные Рерихом шедевры отличаются свободой самовыражения и тонким символизмом. Хроника жизни Николая Константиновича увлекательна и насыщена событиями. Художник родился в России, много путешествовал по европейским странам и американскому континенту. Последние годы жизни Рерих провел в Индии. Юбилейная экспозиция призвана продемонстрировать наследие мастера как эксклюзивную составляющую отечественной и мировой культуры.
Мы понимаем, что оно уже свершается, и пробным камнем для людей станет, по убеждению Рерихов и их духовных учителей, испытание культурой. Культура и есть Держава Света. На выставке представлены предметы из собрания Музея-института семьи Рерихов, а также картины из фондов Государственного музея Востока, некоторые из них «Грозный», «Похитители огня», «Зов», «Книга жизни» и др. Еще один, автономный раздел выставки - «Гималаи», - собран в отдельном зале. Там представлены 50 гималайских этюдов «мастера гор», раскрывающих в полноте и разнообразии этот удивительный уголок земли, откуда «посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество» Н.
Выставка к 150-летию со дня рождения Николая Рериха
Работать она будет до 31 марта 2024 года. Наследие многогранного творца будет представлено как целостное явление не только российской, но и мировой культуры. Художественные произведения и документальные материалы из российских музейных собраний покажут всю уникальность творчества мастера с 1897 по 1947 годы. Программа Более ста произведений живописи и графики, способных удивить самого взыскательного зрителя, будут включены в экспозицию выставки. В их числе признанные шедевры «Гонец», «Заморские гости», работы индийского периода «Гуга Чохан» и «Вестник». Особенностью выставки станет то, что Рерих предстанет и как «мастер гор», создатель станковых произведений, и как художник, успешно применивший свой талант в театре и архитектуре.
Большая ретроспектива откроется в Новой Третьяковке 10 октября. Для нас было важно определиться, какой будет выставка Рериха у нас. Мы решили сделать акцент на русском периоде творчества, покажем много интересных новых произведений из музеев России, и не только России.
Заслуженный успех выпал на долю художника, оформившего «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.
Бородина, «Весну священную» И. Стравинского, эскиз занавеса «Сеча при Керженце» для оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже…» и многие другие театральные постановки. Рерих «Половецкий стан», 1909. В 1914 году в Лондоне Дягилев осуществил постановку оперы полностью в четырех действиях с прологом, вновь пригласив Рериха для оформления спектакля. Рерих исполнил декорации за короткий промежуток времени: конец 1913 — начало 1914 года. Яркое узорочье костюмов, праздничный колорит архитектуры, носящей порой сказочный характер, создали притягательный образ далекого прошлого, наполненного жизненной силой. Успех лондонской постановки во многом был связан с оформлением спектакля. В этой битве, по преданию, исчез в водах реки Керженец, протекающей в Нижегородской области, целый город под названием Китеж.
Рерих в эскизе занавеса изобразил напряженную битву между русскими и татарами. Стремительно мчащиеся всадники, тревожно клубящиеся облака, отражаясь в водах реки, скрывают формы исчезающего города, тем самым спасая его от разрушения врагом. Эскиз занавеса для симфонического антракта оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» был исполненного Рерихом для «Русских сезонов» в Париже, организованных Сергеем Дягилевым. Зал 4. Картины последних лет Большую часть коллекции произведений Николая Рериха, хранящихся в Русском музее, составляют картины индийского периода творчества 1930 — 1940-е годы , переданные в дар музею в 1960 году старшим сыном художника Юрием Николаевичем Рерихом, ученым-востоковедом. Обосновавшись в селении Нагар в долине Кулу — «долине трехсот шестидесяти богов», как ее называли, — художник оказался в центре древнейших культур, откуда распространялись религии, знания, духовный опыт. Здесь сохранялось духовное знание, уходящее корнями в невероятную древность. Рерих приобрел старинный дом в горах, где в окружении близких людей, среди коллекций, книг и картин, среди древних памятников и высоких прекрасных гор прошли последние 18 лет его жизни. Все эти годы художник работал над Гималайским циклом — самой большой своей живописной сюитой.
Одна из центральных тем, всю жизнь волновавшая Рериха, — существование некоего общего Бога или, точнее, некой субстанции, определяющей прошлое и будущее разных народов. По верованиям индуизма и буддизма связь между Землей и другими мирами, порядок на Земле поддерживают высшие иерархи, находящиеся в Шамбале.
В наше время этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Его приобрел музей в 2021 году и «транспортировал» в Москву из-за рубежа. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась «накатанной на вал» и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна завершился к выставке Николая Рериха. Борис Кустодиев. Портрет Николая Рериха. Русский музей Николай Рерих. Третьяковская галерея Николай Рерих.
Заморские гости. Строят ладьи. Музей Востока Николай Рерих. Город строят. Илья Муромец. Покорение Казани. Звездные руны. Твердыни Тибета. Тень учителя. Гуга Чохан.
Меч Гессер-хана. Королевский монастырь. Песнь Леля.