По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране – свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников). Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога.
Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?!
И в России численность тюркофонов тюркоязычных автохтонов региона преувеличивается. Путин говорит в 2012 г. Пантюркисты, пытающиеся показать, что процент коренного населения Ирана, говорящего на языке тюрков огромный, почему-то не удосуживаются представить каких-либо доказательств своим словам.
Несмотря на то, что было сложно определить точное количество проживающих за рубежом азербайджанцев, опираясь на информацию различных организаций, было выявлено приблизительное число. По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране — свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников.
При этом многие аналитики в Азербайджане предполагали, что, скорее всего, президент согласился на неофициальное использование территории республики американцами. Они показали, с одной стороны, силу и рост сепаратистских настроений, а с другой — наличие у азербайджанцев действительно серьезных проблем. Началось все с появления в государственной газете «Иран» оскорбительных для азербайджанцев карикатур. Уже через несколько дней почти весь Северный Иран оказался охвачен массовыми митингами протеста, особенно мощным взрыв возмущения был в Тебризе. Большинство персов, особенно государственных служащих, проживающих в азербайджаноязычных районах Северного Ирана, предпочли срочно покинуть свои дома, что временно парализовало деятельность многих учреждений.
Власти Ирана быстро осознали опасность и извинились перед азербайджанцами, арестовав и редактора газеты, и автора карикатуры. Одновременно президент Ахмадинежад обвинил в провоцировании беспорядков «иностранные спецслужбы — в первую очередь американские и израильские». Подозрения Ирана вызывала и Турция. Кроме того, в организации выступлений власти Ирана открыто обвинили Махмудали Чехраганлы — ведь именно его имя выкрикивали демонстранты. Эти меры, однако, не остановили протестующих, выступления в ряде случаев стали принимать характер межэтнического противостояния. В конце мая в руках митингующих появились флаги Азербайджана. Осознав, что ситуация начинает выходить из-под контроля, власти Ирана бросили на подавление демонстраций войска и другие силовые подразделения. К концу мая появились сообщения о почти 50 убитых и более тысячи раненых протестовавших азербайджанцев. Число арестованных доходило до 11 тысяч человек.
Примечательно, что, хотя перед посольством Ирана в Баку один за другим проходили митинги протеста, власти Азербайджана отчаянно пытались делать вид, что события в соседней стране их не касаются и являются исключительно ее внутренним делом. Более того, именно тогда, когда в Баку распространились сообщения о погибших соплеменниках, президент Ильхам Алиев вновь заявил, что «Азербайджан не поддержит военную акцию против Ирана». Одновременно посольство США в Азербайджане официально отвергло обвинения в причастности к событиям. Массовые волнения в Иране остались почти вне поля зрения средств массовой информации многих стран на Западе, а также России. В начале июня стало ясно, что иранским властям удалось в целом подавить выступления. Пессимистические настроения в азербайджанской среде усилились после почти детективной истории с Махмудали Чехраганлы. Однако 9 июня турецкие власти неожиданно его арестовали, а затем депортировали в Азербайджан, сославшись на угрозу теракта в отношении Чехраганлы со стороны иранских экстремистов. В Баку изгнанника ждал не менее неприятный сюрприз: правоохранительные органы без каких-либо разъяснений посадили его в самолет, направлявшийся в Дубай, откуда тот вылетел в США. Все это вызвало в турецком и особенно в азербайджанском обществе интенсивную дискуссию и критику в адрес местных властей, не пожелавших иметь проблемы с Ираном.
В феврале 2006-го посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани раздраженно заметил: «Мы дадим отпор агрессорам, а переезд в Азербайджан 40—50 тысяч наших граждан ничего не изменит». Но в Азербайджане прекрасно понимают, что, по сути, происходит миграция и срочная покупка в Азербайджане недвижимости явно связана с приближающейся войной. Тем более что большинство из «гостей» — не азербайджанцы, а иранцы, в том числе родственники представителей правящих кругов Ирана. Иранский вопрос раскалывает азербайджанское общество. Так, Центр экономических и политических исследований FAR CENTRE при поддержке американского Национального фонда демократии провел в апреле — мае в 11 городах Азербайджана опрос по теме, связанной с кризисом вокруг иранской ядерной программы. Активизировавшиеся националистические движения не скрывают удовлетворения по поводу надвигающейся войны. Они надеются на то, что в случае распада Ирана США, как якобы заявила государственный секретарь Кондолиза Райс, поддержат независимость Южного Азербайджана. На заседании «круглого стола», организованного в марте в Баку Народным фронтом Азербайджана и другими прозападными организациями и посвященного ситуации вокруг Тегерана, практически все выступавшие подчеркивали: война против Ирана неизбежна, и азербайджанцы должны быть готовы использовать шанс воссоединения в едином государстве. Однако большинство населения и экспертов придерживаются иного мнения.
Многие опасаются, что, когда начнутся боевые действия, в Азербайджан хлынут сотни тысяч иранских беженцев и тогда цены на недвижимость, продукты питания и товары широкого потребления еще больше возрастут. Это повлечет за собой рост социальной напряженности и повышение уровня преступности. Одновременно, учитывая значительную религиозность населения Ирана, усилится влияние ислама. В случае войны, уверены ее противники, Азербайджан ждет экологическая катастрофа, поскольку вызванный бомбовыми ударами разлив больших объемов нефти и нефтепродуктов негативно скажется на источниках водоснабжения и биоресурсах Каспия. Использование современного оружия резко ухудшит сейсмическую обстановку, особенно вокруг столицы. Сторонники интеграции Азербайджана в западные структуры боятся, что если Иран выполнит свое обещание и станет бомбардировать жилые кварталы Баку, то это приведет к многочисленным жертвам среди гражданского населения и соответственно росту антиамериканских настроений. Наконец, затяжной характер войны окажет дальнейшее дестабилизирующее воздействие на ситуацию в регионе, а США едва ли допустят образование единого Азербайджана. Между тем сильнейшее разочарование политикой Вашингтона способно облегчить дальнейшее распространение происламских настроений, на гребне которых к власти в Азербайджане могут прийти радикальные силы. Но, предвидя все тяжелейшие последствия американского удара по Ирану и особенно использования Соединенными Штатами территории Азербайджана, подавляющее большинство его населения все же с тревогой осознаёт: стране вряд ли удастся избежать участия в американо-иранском кризисе.
Разница только в том, что те, кто победнее, покупают себе курицу или говядину, а более обеспеченные - каре ягненка. Качество молочных продуктов тоже на высоте, в Европе оно может быть и пониже. Овощей и фруктов - изобилие, урожай снимают два-три раза в год.
Так что полки магазинов заполнены, а цены небольшие благодаря господдержке производителей. Не хватает лишь зерновых, нет в стране подходящих условий, поэтому пшеницу закупают за границей, в основном в России. Собственное производство После ввода санкций Иран наладил собственное производство практически всего - от одежды до автомобилей.
За 40 лет страна смогла приспособиться к жизни в непростых условиях. Развивают тут и цифровые технологии. Так, местное ТВ уже 15 лет использует собственное программное обеспечение.
А недавно в Тегеране прошла выставка, на которой местные компании представили собственные программы, симуляторы и даже очки виртуальной реальности. Казалось бы, ничего особенного, но надо учесть, что иранцы не имеют доступа к западным технологиям и все это было создано ими самостоятельно. Никакой ночной жизни Иран - мусульманская страна, и алкоголь тут под запретом.
Поэтому в стране нет баров, клубов, дискотек. Жизнь в Тегеране замирает с наступлением темноты. После семи-восьми вечера, когда закрывается большинство магазинов, на улице практически никого.
К тому же в городе мало фонарей, они освещают лишь центральные улицы, да и то только проезжую часть. Это фото облетело весь мир. В Иране женщинам запрещено посещать футбольные матчи.
Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране
Тем более, что есть в Иране тюрки и не азербайджанские. Там каша: кого и кем считать. Нередко были и тюркские правящие династии и тюркская, но персокультурная, военная аристократия. Сейчас их верховный аятолла азербайджанец, давящий азербайджанских националистов. Иран вообще продвигает наднациональный подход, первична религия.
Плюс конкурентов у персидской культуры нет, она и за пределами Ирана была доминирующей на Востоке, как в Европе долгое время французская. В Иране есть свой «исторический Азербайджан» включающий три области и в названии двух из них присутствует термин «Азербайджан». Но территории эти многонациональные, а азербайджанцы живут компактно и за пределами этого исторического Азербайджана. Иранские азербайджанцы презирают азербайджанцев постсоветских, считая их людьми, лишенными духовных основ.
Плюс иранские азербайджанцы персокультурные. Но национализм дает себя знать и периодически азербайджанская тема всплывает, так же как курдская, арабская и прочие.
Азербайджанское национальное самосознание - это продукт советского времени, иранских тюрок оно затронуло в намного меньшей степени. Тем более, что есть в Иране тюрки и не азербайджанские. Там каша: кого и кем считать.
Нередко были и тюркские правящие династии и тюркская, но персокультурная, военная аристократия. Сейчас их верховный аятолла азербайджанец, давящий азербайджанских националистов. Иран вообще продвигает наднациональный подход, первична религия. Плюс конкурентов у персидской культуры нет, она и за пределами Ирана была доминирующей на Востоке, как в Европе долгое время французская. В Иране есть свой «исторический Азербайджан» включающий три области и в названии двух из них присутствует термин «Азербайджан».
Но территории эти многонациональные, а азербайджанцы живут компактно и за пределами этого исторического Азербайджана. Иранские азербайджанцы презирают азербайджанцев постсоветских, считая их людьми, лишенными духовных основ. Плюс иранские азербайджанцы персокультурные.
Сепаратизм Однако, не все азербайджанцы ассимилировались с иранской культурой.
В отдельных районах Ирана имеют место сепаратистские тенденции, негласно поддерживаемые Азербайджаном и Турцией. По мнению многих, в Иране все еще имеет место притеснение тюркской культуры. В 2003 по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче.
В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах.
Также азербайджанцы проживают в Гондурасе, Гватемале, Перу и других странах Американского континента. Большинство азербайджанцев, проживающих в странах Американского континента, являются эмигрантами из Южного Азербайджана. Начиная с 1970-го года переезд азербайджанцев из Турции, а с 1991-го года также из Азербайджана на этот континент оказал свое воздействие на состав и социально-экономическую деятельность диаспоры. Азербайджанцы в Европе Вторым по географии распространения и количеству азербайджанской диаспоры континентом является Европа. Согласно статистическим показателям последних лет азербайджанская диаспора в Турции и России исчисляется миллионами, на Украине, Беларуси, Германии и Великобритании превышает сотни тысяч, в Норвегии, Дании, Швеции, Венгрии, Франции, Италии — десятки тысяч, в Польше, Испании, Австрии, Албании, Финляндии, Португалии — чуть больше десяти тысяч.
Сколько Азербайджанцев в Иране?
Табаар восстанавливает историю отношений между Ираном и Азербайджаном за последние годы и отмечает, что напряженность между Баку и Тегераном стала нарастать после победы Азербайджана в 44-дневной Второй Карабахской войне. Азербайджанцы в Иране проживают в различных регионах, главным образом на северо-западе страны, где расположена историческая область Азербайджан. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские турки или персидский Азербайджан, иранцы.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
Вопрос: как они определяют псевдомногомилионную диаспору азербайджанцев в Иране, если там все себя называют по национальности иранцами и переписей по языку не делают? Я полагаю, количество азербайджанцев, проживающих в различных районах Ирана, составляет около 30 миллионов человек, что около 40 процентов всего населения Ирана, которое составляет около 84 миллионов человек. Баку сообщил на днях об аресте 12 азербайджанцев, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана.
Количество иностранцев в Азербайджане достигло 1,1 млн человек в 2023 году
Однако, несмотря на столь серьезные проблемы и сложности, азербайджанцы всегда сохраняли свою национальную принадлежность, старались не утрачивать связь с исторической Родиной. На сегодняшний день существование нашей диаспоры в различных странах мира связано именно с этим фактором. Больше всего азербайджанцев расселилось в северной, центральной и южной части Американского континента. Численность их в Соединённых Штатах составляет от 80000 до одного миллиона, в Аргентине — 12000, в Бразилии -75000, Канаде — 170000, в Мексике — 27000 тысяч человек. В странах Американского континента Гондурасе, Гватемале, Перу и других, также поселились наши соотечественники. Однако точных сведений об их численности пока нет. Большинство азербайджанцев, поселившихся на Американском континенте, являются нашими соотечественниками, переселившимися из Ирана.
Пехлеви наиболее активно происходил процесс ассимиляции азербайджанцев в «персидский мейнстрим». Это не в последнюю очередь было связано с реформами «Белой революции», начатой шахом в начале 1960-х годов в целях ускоренного развития промышленности, современного сельского хозяйства, в целом - капитализма в стране. Под воздействием шахских реформ азербайджанцы в Иране, говоря условно, расслоились на три, если так можно сказать, фракции. Это сельские жители северных, азербайджанских районов страны, приверженцы традиционного образа жизни; азербайджанцы — жители крупных городов, в том числе интеллигенция и образованные люди, продолжающие идентифицировать себя как азери; и, наконец, значительная масса людей, «растворившаяся» в титульной нации, считающих себя иранцами. В такой, или приблизительно в такой, ситуации встретили иранские азербайджанцы исламскую революцию в Иране. Стоит напомнить, что идеологи и практики исламской революции в Иране отрицали национальный вопрос, поскольку в принципе отрицали такое явление, такое понятие как нация, по сути, заменяя его религиозной идентичностью.
Поэтому в основополагающих документах ИРИ нет термина «национальное меньшинство». Все граждане Исламской Республики — иранцы, некоторые из которых принадлежат к официальным «религиозным меньшинствам» - христианам армяне , зороастрийцам и иудеям евреи. Азербайджанцы — это братья — шииты, которые говорят на другом языке. При этом именно иранские азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, которая привела к свержению шахского режима. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов в поддержку аятоллы Хомейни. На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам.
Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе. С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией.
Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию.
Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения.
Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством».
В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г. При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику.
Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения.
Нам повезло. Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу!
Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались.
Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике.
Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии. Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга.
По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач.
В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей».
В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане. Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа.
И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке. Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий.
Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в. Аменапркич, церковь XII в. Сурб Аствацацин, Помболози и т. Сохранилась лишь общественная баня XVI в.
В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории. Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек. Большая часть из них — азери-торки. Остальные персы и армяне. В городе можно встретить и немало азербайджанцев, приезжающих сюда из Нахичеванского края.
В Джульфе и горючее значительно дешевле, и продукты питания. Из-за близости двух городов проникают сюда из Азербайджана и националистические элементы. Баку пытается натравить азери-торков на армян. Джульфа же в этом отношении самый удобный город — на периферии от Тегерана и под боком у Нахичевани. Слава Богу, им это не удается, так как народ здесь воспитанный и далек от алиевской армянофобии соседнего государства.
Познакомился я в Джульфе с семьей из числа местных жителей. Глава семьи, азери-торк Хоссейн Мусави рассказал, что прошлым летом отдыхал с женой и сыном в Баку. Однако отпуск был испорчен, едва пересекли границу. Разговор продлился сначала с одним офицером около 15 минут. Потом нас попросили задержаться до прибытия какого-то другого их начальника, который подъехал через 30 минут.
И те же вопросы, те же собеседования. Еще на полчаса. Рассказывал про Ходжалы, про Карабах и прочее. Я спросил у офицера: «Какое мы имеем к этому отношение? И вы должны прочувствовать ту же боль и трагедию, какую испытываем мы».
Он считает нас одним народом только потому, что мы говорим на близком языке. Что же получается, и бакинцы с нами один народ, и турки, и туркмены… Нам теперь почитать все трагедии людей, говорящих на торки? Может, мне у себя дома и портреты Алиева, Ататюрка, Туркменбаши и остальных диктаторов повесить? Нам и двух своих рахбаров хватает. Их портреты висят всюду в Иране.
Словно наблюдают за каждым нашим шагом. Что касается Армении, то бывали и еще побываем. И никаких препятствий со стороны армянских офицеров таможни не было. В Баку больше не поедем. В Джульфе я пробыл ровно сутки.
Впрочем, этого достаточно для того, чтобы осмотреть весь город и поговорить с его жителями. После завтрака я вызвал такси и отправился в Нордуз — к ирано-армянскому пограничному КПП. Ехали сначала вдоль линии ирано-азербайджанской границы, затем ирано-армянской. Водитель часто останавливался, чтобы я смог поснимать Аракс, красоты местные и село Чотан, находившееся от нас в нескольких десятках метров. До 1990 года Чотан был армянонаселенным селом в Нахичеванском крае.
Теперь в нем живут только азербайджанцы. За разговором с таксистом время пролетело быстро. В Нордузе водитель отказался принимать у меня плату за проезд. Снова все то же: «Ты наш гость». Я настоял и оставил купюры в кабине.
Благодарный иранский водитель взял мои сумки и сопроводил до КПП. Там уже поджидали армянские таксисты клиентов. Замечу, что гражданам Армении виза в Иран не требуется. Поэтому армянские водители беспрепятственно пересекают пешком границу, чтобы уже на иранской стороне найти пассажиров до Еревана. Мой водитель подошел к армянскому коллеге: — Этот парень мой гость.
Сколько будет стоить ему проезд до Еревана? Армянский таксист ответил: — С одного — 25 долларов. Нужно еще три человека. Замечу, что беседа таксистов была на фарси. Как оказалось, почти все армянские водители, «бомбящие» уже много лет от иранской границы до Еревана, говорят на фарси.
Жизнь научила. Через считанные минуты мой иранский водитель привел своему армянскому коллеге еще троих пассажиров. Это были молодые иранцы, едущие в Ереван развлечься и отвлечься от шариатских табу. Я поблагодарил его за помощь, попрощался и направился к таможенникам. Иранский стяг и портреты рахбаров с хмурыми лицами остались позади.
В Ереван добирались восемь часов. Таксист, как и обещал своему иранскому коллеге, доставил меня прямо к отелю. Протягиваю армянский эквивалент 25-ти долларов. Водитель не берет. У меня глаза округлились от удивления.
Что происходит? Я же в Армении. Армянский таксист отказывается брать плату за проезд? Оказалось, все намного проще: мой иранский водитель тайно от меня уже заплатил своему армянскому коллеге за мою доставку. Ай да, Иран!
Территория Южного Азербайджана. Азербайджанцы в Иране численность. Иран сколько Азербайджан живет. Сколько азербайджанцев живет в Иране. Иранская семья. Семья азербайджанцев.
Большая Азербайджанская семья. Сепаратизм в Иране. Азербайджанцы сунниты или шииты. Иранский Азербайджан. Южные азербайджанцы. Число азербайджанцев в мире.
Население азербайджанцев в мире. День солидарности азербайджанцев всего. Иран и иранцы и иранки. Ганаве Иран. Иран коронавирус. Иранцы жители.
Национальный костюм Ирана. Иранские азербайджанцы внешность. Сколько всего азербайджанцев в мире. Турки и азербайджанцы. Курды и азербайджанцы. Северный и Южный Азербайджан.
Бахаре Киан. Пинар Афшар. Bahareh Kian Afshar. Азербайджанцы Айрумы. Северный Азербайджан в Иране на карте. Талыши иранцы.
Территория расселения азербайджанцев в Иране. Население Азербайджана в Иране. Этнические азербайджанцы в Иране 1970. Этнические меньшинства в Иране. Этническое меньшинство в Азербайджане фото. Баку народ.
Нация азейбарджанец. Жители Азербайджана. Иран состав Этнический Иран карта. Этническая карта народов Ирана. Талыши в Иране. Талыши и азербайджанцы.
Количество азербайджанцев в мире. Численность азербайджанцев в России 2021. Тегеран жители. Тегеран население. Иранский национализм.
Sorry, your request has been denied.
В отдельные периоды, особенно в двадцатом веке, власть в Иране захватили персидские шовинисты. На протяжении веков языком общения в Иране был не персидский, как заявляет нынешний режим в Тегеране , а азербайджано-тюркский. И сейчас в Тегеране, Мешхеде и других крупных городах представители разных национальностей говорят на азербайджанском языке», — утверждал глава НАНА. Габиббейли далее пустился в рассуждения о том, что персидский язык является средством общения «ограниченных официальных кругов», в то время как азербайджанский — «языком всех народов, проживающих в Иране».
Блеск официальной идеологии померк на фоне растущей бедности. Во время общенациональных протестов в 2018 г. Общество искало замену исламизму. На первый план вышел персидский национализм. Стихийные массовые собрания у гробницы Кира, основателя Персидской империи, вызвали удивление наблюдателей и репрессии со стороны сил безопасности. Но со временем режим сам стал использовать националистическую риторику в попытке вернуть популярность.
Иранские лидеры, как отмечает американо-иранский аналитик Мохамад Аяталлахи Табаар, признали факт отхода общества от исламизма, сделав ставку на национализм и включив патриотические лозунги в государственную идеологию во время празднования 40-й годовщины исламской революции в феврале 2019 г. Ответом на рост персидского национализма стал усилившийся национализм азербайджанцев и других меньшинств. Иран осторожно поддерживает Армению. Он поступает так, чтобы сформировать в регионе противовес усилившейся Турции и ее союзнику Азербайджану, а также в качестве противодействия их попыткам влиять на иранских азербайджанцев. Но Тегеран не сможет игнорировать значение внутренних азербайджанских протестов. Поэтому его возможности в деле оказания помощи Армении ограничены.
Согласно статистическим показателям последних лет азербайджанская диаспора в Турции и России исчисляется миллионами, на Украине, Беларуси, Германии и Великобритании превышает сотни тысяч, в Норвегии, Дании, Швеции, Венгрии, Франции, Италии — десятки тысяч, в Польше, Испании, Австрии, Албании, Финляндии, Португалии — чуть больше десяти тысяч. Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. Азербайджанцы в Азии Третья по численному составу азербайджанская диаспора проживает в Азии. В Ираке проживает около 1 миллиона наших соотечественников. Азербайджанцы на Африканском континенте В Египте и Алжире проживает несколько сотен тысяч азербайджанцев, в Судане — 17.
Северо-запад современного Ирана и территория Азербайджанской Республики является родиной азербайджанцев. Однако в соответствии с иранским правлением Южный Азербайджан был разделен на несколько разных регионов, чтобы отделить народы региона друг от друга, от их родных языков и культуры. Иранские режимы также переместили группы фарсов в некоторые провинции Южного Азербайджана, такие как Казвин и Хамадан.
Какова будет численность азербайджанцев в Иране к 2023 году
Азербайджанский язык в Иране вытесняется целенаправленно, заявил президент Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Иса Габиббейли. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. в большинстве случаев — христиане: греко-католики православные. Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ.
Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ — AZRU | Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. |
Азербайджанцы в Иране — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно. |
Где проживают азербайджанцы в Иране? | Международная конференция под названием «Угнетение меньшинств в Иране: пример азербайджанской общины» была организована в Европейском парламенте организацией движения «Азери Фронт» и группой Эпп. |