Новости сколько в мире татар

Сколько татар в Америке? По разным оценкам их от 2 до 7 тысяч человек. Татар, чей путь в Америку был разным. ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан. Тюрко-Татарский Мир: Расселение татар. Сейчас во всем мире семь миллионов татар. Из них только два миллиона живут в самом Татарстане, остальные – за пределами отчей республики: три миллиона татар в разных регионах России от Москвы до Приморья. Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ.

Таты – это персы, которые стали азербайджанцами, армянами, евреями

Таким образом Республика татар образовалась на части башкирских вотчинных земель раньше самого татарского народа. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Численность татар в мире 2020.

Итоги переписи населения показали, что татар в РФ стало меньше

Численность татар в России на 2020. Национальный состав России. Народы России инфографика. Инфографика национальности.

Численность Татаров в мире. Статистика по национальностям. Расселение татар в России карта.

Расселение татар по территории России. Татары расселение по России. Территория проживания татар.

Численность Татарстана. Типы татар. Типы Татаров.

Татарские виды. Виды Татаров есть какие. Численность населения Татаров в России.

Количество татар. Сколько татар в России по регионам. Сколько татар в России 2022.

Карта расселения татар. Расселение татар в России. Татары на карте.

Татарский народ на территории России. Численность татар в России на 2022. Народы проживающие на территории России татары.

Сколько мечетей в Татарстане. Карта Татарстана с районами. Районы Татарстана список.

Количество мечетей в России. Численность татар в Крыму. Крымские татары численность.

Крымские татары в России численность. Крымские татары население в Крыму численность. Перепись населения в России по годам таблица.

Перепись населения 2010 таблица. Переписи населения в России таблица. Перепись населения статистика.

Ареал расселения татар в России. Татары на территории России карта. Карта численности Татаров в России.

Расселение татар в Башкирии. Татары в Башкирии карта. Численность татар в России по годам.

Численность народов в Татарстане.

Ограничения действуют от рассвета до заката. Все это в сопровождении молитв. После 30-ти дней поста наступает праздник. В этот день произносится особая молитва, праздничный стол, который «ломится» от национальных блюд. Также в этот день принято давать милостыню.

Курбан- байрам. День, когда принято приносить жертвоприношения. Дата еще и день памяти пророка Ибрахима. В этот день принято надевать на себя лучшее одеяние, ходить в мечеть, и обязательно заколоть барана, овцу, корову. Важно, чтобы животное было чистым. Мусульмане верят, что принося жертвоприношение, они чистят свои души от греха.

Еще татары отмечают день рождения пророка Мухаммада. Накрывают праздничный стол и отдают дань уважения. Сабантуй — особый праздник для татар. Это праздник, имеющий древнюю историю. Все тюркские народы отмечают сабантуй. День, который знаменует начало посевных.

В этот день принято накрывать на стол национальные блюда, петь национальные песни и танцевать национальные танцы. Праздник имеет богатую историю. Начинается она в 921 году. В общем сабантуй- праздник труда и объединения народа. Семейные ценности татар Чем действительно богаты татары так это семейными ценностями. Создание семьи — первоочередная задача для каждого мусульманина.

Татары не являются исключением. Это своего рода обязанность перед собой и богом. К слову, межрелигиозные браки здесь не то, чтобы под запретом, однако если мужчина выберет себе в жены православную — это не будет хорошо. Мусульмане, в том числе и татары, знамениты своим уважительным отношением к старикам и женщинам. Возвращаясь к созданию семьи. Обычно девушки-татарки обретают мужа до 17 лет.

Вторая половинка по традиции должен быть более опытным и старше, года так на 3. Как только свадьба отыграна, жена в прямом смысле слова становится собственностью мужа. Она находится на его попечении и выполняет все его прихоти. Покорность — вот так черта, которая характеризует татарских жен. После свадьбы жена переезжает к мужу. К детям у татар особое отношение.

Между двумя переписями численность татар увеличилась на 30 тысяч человек», — заявил он. По словам Индуса Тагирова, только после этого можно утверждать, сколько татар — 5 млн или 15 млн. За нами идут другие. Поэтому на нас лежит большая ответственность, — подчеркнул он.

Пригласить на дом почтальона, позвонив в ближайшее почтовое отделение.

За пределами России - в странах бывшего СНГ и дальнего зарубежья podpiska sootechestvennik. Онлайн-подписка на электронную версию журнала на сайте pressa. Обращаем ваше внимание на то, что приобрести журнал на сайте pressa. Зарегистрированным покупателям необходимо авторизоваться и оплатить номер любым удобным способом все способы оплаты указаны в личном кабинете. Незарегистрированным покупателям после оплаты издания на электронный адрес будет отправлено письмо с автоматической регистрацией.

В письме будет указан логин и пароль для входа в личный кабинет, где находится оплаченный номер.

Национальное бедствие: кто виноват в потере 600 тысяч татар и что делать?

В 2010-м их численность равнялась 5 310 649. Отдельной категорией были учтены крымские татары - 257 592, астраханские татары — 29 человек, кряшены - 29 978, мишари - 787 и сибирские татары - 6 297. Численность башкир составила 1 571 879 человек, уменьшившись за десять лет на 12 675 человек.

По обычаю гостей делили. Отдельно женщины, отдельно мужчины. Торжество проходит весь день. Вот что интересно, после свадьбы мужчина всего 7 дней проводит с женой, после он идет к родителям и живет там. Жену он посещает, но ночь проводит в доме родителей.

Это может длиться до двух лет. Пока супруг не построит новый дом или не выплатит калым. Второй этап свадьбы проходил, когда муж перевозил супругу в новое строение. Кем гордятся татары? Самые известные представители татарского народа У всех без исключения народов есть те, кто прославился на весь мир. Те, кто принес славу не своей фамилии, но и своей стране. В этом плане татары не отстают.

Знаменитостей здесь хватает. Это и музыканты и политики, художники, артисты и спортсмены. Артисты: Марат Башаров — заслуженный артист Татарстана, актер театра и кино, телеведущий; Сергей Шакуров — татарин, который сыграл более 100 ролей в кино, работает в театре и на телевидении; Чулпан Хаматова — актриса театра и кино, учредитель благотворительного фонда «Подари жизнь» Музыканты Алсу — стала известной, после того как спела на Евровидении. Это было в 2000 году; Зуля Камалова. В 2002 году завоевала титул лучшего исполнителя; Рустем Хайрутдинов — известный пианист; Айдар Галимов — певец, который поет на 6 —ти язык. В его репертуаре свыше 400 песен. Спортсмены Зинэтула Билялетдинов- чемпион мира по хоккею, олимпийский чемпион; Алина Кабаева — олимпийская чемпионка по гимнастике; Ринат Дасаев — голкипер 80-х; Рустам Нигматуллин — вратарь.

Марат Сафин — первая ракетка мира. На самом деле, перечислить все выдающиеся личности татарского происхождения — невозможно. Не хватит сил, чтобы это сделать. Кузьма Минин, тот, который освобождал Москву от интервентов — тоже татар. Он настолько известен, что ежегодно в День Народного Единства к его памятнику приносят цветы. Ведь он, вместе с Пожарским является символом этого праздника. В 1612 году он объединил народы против одного врага.

Интересные факты о татарах: Всеми известный выкрик «ура», на самом деле имеет татарское происхождение. Слово «УР» в переводе значит «бей». Если верить ученым, то до 25 процентов российских слов заимствованы от татар; первая печатная книга на татарском языке была опубликована в Германии в 1612 году; Казанское метро занесено в книгу рекордов Гиннеса как самое короткое; Татары — удивительны. Культура, традиции, национальный костюм и кухня — это нечто особенное, которое покрыто пеленой уважения и добра. Они невероятно интересны. Их жизнь просто и понятна, но в тоже время загадочна. Многие представители татарской национальности — настоящий пример для нас с вами.

Многое в их культуре и традициях утрачено современным миром и очень приятно, что есть национальность, которая пытается сберечь все то хорошее, что придумали наши предки. Татары — красочный мир традиций и гостеприимства! Татары — это тюркское народное сообщество, населяющее преимущественно Республику Татарстан, а также другие регионы России и ближнего зарубежья. Татары имеют богатую историю и культуру, включающую в себя множество традиций и обычаев, кухню, национальную одежду, музыку и танцы. Татарский язык относится к тюркской языковой группе и используется как официальный язык в Республике Татарстан. Кроме того, татары исповедуют ислам, хотя существуют также представители других религий. Численность По данным переписи населения 2010 года, численность татар в России составляет около 5,3 миллиона человек.

Татары являются одним из крупнейших народов в России. Где живут Татары преимущественно живут в Республике Татарстан, которая расположена на территории Российской Федерации. Кроме того, значительное число татар проживает в других регионах России, включая Башкортостан, Удмуртию, Челябинскую область, Омскую область и другие. Татары также населяют ближнее зарубежье, включая Казахстан, Узбекистан, Киргизию и другие страны. Значительное количество татар проживает также в других странах, в том числе в Турции, Китае, Финляндии, Польше, Германии, Литве, Латвии, Эстонии, Азербайджане и других странах. В общей сложности, татары проживают в более чем 30 странах мира. Татары говорят на татарском языке, который относится к тюркской языковой семье.

Татарский язык используется как официальный язык в Республике Татарстан и является одним из 6 национальных языков Российской Федерации. Кроме того, татарский язык используется и в других регионах России, где проживают татары, а также за пределами России, где проживает татарская диаспора. В настоящее время татарский язык пользуется официальным признанием в Турции, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Афганистане и Иране. Религия Татары преимущественно исповедуют суннитский ислам, который был принят народом во времена Золотой Орды. Ислам является одной из основных составляющих татарской культуры и традиций. Татары считаются одним из наиболее религиозных народов России. Кроме ислама, среди татар проживают также представители других религий, включая православие, католичество, буддизм, молоканство и другие.

Название нации и ее историческое формирование Название «татары» имеет древнее происхождение и происходит от слова «тат» или «таты», что в переводе означает «люди». Исторически татары не были единым народом, а представляли собой различные этносы и племена, объединенные в единую культурную и языковую среду. Так, к примеру, наиболее известными племенами татар были Кипчаки, Булгары, Казанские татары, Сибирские татары, Астраханские татары и другие. На протяжении своей истории татары подвергались множеству культурных и политических влияний, что сказалось на их формировании как народа. Сегодня татары представляют собой единый народ, который населяет не только Россию, но и многие другие страны. Внешность Татары имеют типичную восточную внешность, с чертыми лица, которые характеризуют многие другие народы Центральной Азии и Ближнего Востока. Традиционно татары отличаются высоким ростом, узким носом, прямыми бровями, густыми волосами и темными глазами.

Однако, как и у других народов, у татар есть различия во внешности в зависимости от региона, откуда они происходят. Так, например, татары из западных областей России часто имеют более светлый цвет кожи, а татары из восточных регионов могут иметь более монголоидные черты. Традиции Татары имеют множество традиций и обычаев, которые связаны с их культурой и историей. Одним из наиболее известных обычаев татар является свадебный ритуал, который сопровождается множеством традиционных элементов, таких как кукольный балаган, национальный костюм, музыкальные инструменты, песни и танцы. Татары также известны своим гостеприимством и любовью к гостям, что проявляется в традиционных обрядах приема и угощения гостей. Традиционная кухня татар также является одной из особенностей их культуры. Татарская кухня отличается разнообразием блюд и уникальным сочетанием вкусов и специй.

К ним относятся такие блюда, как беляш, манты, чак-чак, учпочмак, икра из сазана и другие. Татары также традиционно уважают своих старших, ценят семейные ценности и поддерживают тесные связи с родственниками и друзьями. В целом татарская культура богата традициями и обычаями, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение. Национальная одежда Татарская национальная одежда, как и многие другие азиатские костюмы, включает в себя множество деталей и украшений. Мужская одежда традиционно включает в себя высокие кожаные сапоги, брюки, халат с узором и калпак кепку. Женская одежда состоит из юбки, блузы, накидки и платка на голову. Одной из особенностей татарской национальной одежды является использование узоров и вышивок на материи.

Традиционные узоры могут быть геометрическими, флористическими или животными и часто вышиваются золотой, серебряной или цветной нитью на черном или красном фоне. Кроме того, татарские костюмы обычно украшаются множеством бисерных и металлических бусин, пуговиц и золотых украшений. Сегодня национальная одежда татар используется главным образом на праздничных мероприятиях, театральных постановках и выставках, но все еще остается важной частью татарской культуры и традиций. Традиционная кухня и еда Татарская кухня является одной из самых богатых и разнообразных в России. Традиционные татарские блюда обычно готовятся из мяса, рыбы, овощей, зерновых и молочных продуктов, а также изделий из теста. Одним из наиболее известных блюд татарской кухни является «чак-чак» — сладкое, жареное изделие, которое представляет собой маленькие шарики теста, покрытые медом. Еще одно известное блюдо — это «беляш» — это пирог с мясом, обычно говядиной, иногда с добавлением картофеля и лука.

Отец девушки по национальности русский, а мать — татарка. Это и подвигло Ирину впоследствии взять псевдоним Tatarka, под которым она стала знаменитой. Ответы пользователей Отвечает Александр Зубарев Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Отвечает Антон Ахмедьяров Всего в составе татар выделено едва ли не 40 разных групп,... Там неоднократно звучали лозунги нацистов про "немецкий мир" без границ. Отвечает Анна Маринина Тем не менее в потенциале разбросанные по всему миру островки татарской идентичности — это...

Отвечает Руслан Иванов Сколько татар в Казахстане? Отвечает Вася Хлобыстин Прежде всего происходила активная русская колонизация из центральных районов Российской империи, которая к концу столетия почти прекратилась. Количество и качество. В преддверии... Отвечает Владимир Ладыко свыше одной трети всего татар. Отвечает Ленара Сказкина В Российской Федерации проживает 5 с лишним миллионов людей, относящих себя к татарской народности.

Всего в мире их насчитывается около 7...

Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой. Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность — это неизменная часть татарского национального характера. Около 14 тыс. Общая численность 6710 тыс.

Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен крещёных татар. Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские этносословная группа татар. Среди астраханских - юртовские, кундровские татары и карагаши в прошлом выделялись ещё татары «трёх дворов» и татары «емешные». Особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов XV-XVI веков, являлись до начала XX века литовские татары. Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирско-татарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать ещё в XVI веке литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине XIX века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки. Наиболее древняя письменность - тюркская руника.

Письменность с X века по 1927 - на основе арабской графики, с 1928 по 1939 - латинской яналиф , с 1939 - 40 - русской. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен в том числе нагайбаков , которые были обращены в XVI-XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских - нугай, карагаш, юрт татарлары и другие; у сибирских - себер татарлары себерэк , тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т. В XIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена в том числе тюркские , называвшиеся «татары». В XIII-XIV веках в результате сложных этнических процессов , происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы , русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья.

Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств «татарами». Ко времени переписи 1926 большинство татар называли себя татарами. Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье не позже начала X века одно из ранних государств Восточной Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти административных делений иклим Золотой Орды с главным центром в городе Булгаре. В XIV-XV веках в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в том числе ногайские, группы. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве 1438-1552 , являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины XV века Касимовском ханстве просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х годов XVII века.

Мишари до середины XVI века переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки. В отдельных группах астраханских татар - в юртовских татарах и карагашах - различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов. Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Остальные имели другие этнонимы мишар, кряшен, в том числе часть из них - нагайбак, тептяр. Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков и некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

Традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, татары-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар-оренбургских казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство.

Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое значение, у барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота. Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые лесные дачи, лесопильни и др. Традиционными, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т. Обладали высоким мастерством в обработке кожи «казанский сафьян», «болгарская юфть» , овчины, шерсти. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме портные, шерстобиты, красильщики, плотники. Исконными для татар были торговля и торгово-посреднич.

Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами. У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни аул в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары.

В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота басу капка. Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания. Усадьбы разделялись на две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки. Основной строительный материал - дерево.

Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные избы со связью изба - сени - изба. В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, «круглые» дома, крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные дома. Волго-уральскими татарами было освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами айванами представляли специфику сельского зодчества казанских татар.

Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной - глина, камыш. Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон иногда - восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением устья печи к входу и редко у татар-мишарей Окского бассейна - западнорусская планировка. Традиционные черты интерьера избы - свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар сэке , поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен «тур» помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины.

Отопление осуществлялось печью с топкой «по-белому» и лишь в редких избах татар-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным у отдельных групп татар-мишарей Окского басcейна , вмазанным и т. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казанских татар районов Заказанья: старинные постройки, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой.

Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой и т. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная пропильная резьба больше использовалась в северных районах Окского бассейна. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внешний облик имели избы татар смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями. Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны так называемые «штаны с широким шагом». Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальными нагрудным украшением изу особенно у казанских татар.

В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка цветочно-растительный орнамент и художественное ткачество геометрический орнамент. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный или с короткими рукавами камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дублёные шубы. Головной убор мужчин кроме кряшен - четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка тубэтэй или в виде усечённого конуса кэлэпуш. Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой чаще золотошвейной вышивкой. Поверх тюбетейки а женщины - покрывала в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку бурек , а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие русских женщин. Многочисленны женские украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении которых ювелиры применяли скань плоскую и «татарскую» бугорчатую , зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца татар чабата : с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками. Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища - супы, заправленные кусочками теста чумар, токмач , каши, хлеб из кислого теста, лепёшки кабартма , блины коймак.

Национальное кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк свадебное блюдо. Из конины любимое мясо многих групп готовили вяленую колбасу казылык. Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык особый вид кислого молока , сметана сэт эсте, каймак , сэзмэ, эремчек, корт разновидности творога и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой летний напиток. Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ жареная сладкая мука , мёд, смешанный с маслом бал-май , - свадебное блюдо и др. Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала XX века существовали и большие семьи из 3-4 поколений.

Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, то есть о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в том числе религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы. В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин иногда в разных помещениях.

У других групп татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебные причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным. Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид. Крещёные татары отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников татар. Из народных праздников наиболее значительный и древний - сабантуй - праздник плуга - в честь весеннего сева.

СКОЛЬКО ТАТАР ЖИВЕТ ЗА РУБЕЖОМ? УГАДЫВАЕТ ЧИСЛЕННОСТЬ ТАТАРСКИХ ДИАСПОР / ТАТАРЫ МИРА | САМОВАР#8

Информационное агентство Татар-информ. Статья Сколько Татар в Мире Численность предоставляет информацию о численности этнической группы татар, распределенной по всему миру. Количество татар в России составляет больше 3 % от всего населения. По различным оценкам, количество татар в мире составляет от 5 до 10 миллионов человек. Тата́ры — тюркский народ России и постсоветских стран, крупнейшее национальное меньшинство, ареал: Европейская часть России, в основном Поволжье и Приуралье. По экспертным оценкам Всемирного конгресса татар, численность татар в России насчитывает не менее 5-5,5 млн человек», – отметил Данис Шакиров.

Интересные факты о татарах

«Что касается татарского языка, сегодня, по разным данным, на татарском языке говорят около 7 миллионов человек, плюс-минус. скорей всего слово татарин обозначало(служивый человек то есть на службе скорей всего военной) как и слово царь обозначало что то похожее на о царевичей пришло служить в московию к великому князю. Уже есть несколько оценок того, сколько татар потеряли при переписи населения 2021 года. Новости Газета Известия. Всего в мире насчитывают порядка 12 млн. татар.

Татарский народ

Ученый подсчитал, сколько людей в мире говорят на татарском языке | ИА Красная Весна Более того, те крымские татары, которые до сталинского выселения в 1944 году тоже назывались «таты» (жители крымских гор), носили это имя неспроста.
За 10 лет в России сократилась численность татар Таким образом Республика татар образовалась на части башкирских вотчинных земель раньше самого татарского народа.
Итоги переписи населения показали, что татар в РФ стало меньше Историк Дамир Исхаков рассказывает о реальном количестве татар в России и в мире.
Издание «Миллиард. Татар» назвало топ-10 татар 2023 года По этим прогнозам, татар по сравнению с 2002 годом должно было стать на полмиллиона меньше.
«Доверять цифрам переписи 2021 года невозможно»: стало ли в России меньше татар? кряшены, сибирские татары, мишари, астраханские татары.

Татары и башкиры в России - Перепись 2021

Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. ТАТАРЫ (самоназвания – татар, татарлар), тюркоязычный народ, второй по численности народ России. Сколько татар в мире, их численность и где они живут? Всего в мире насчитывается порядка шести миллионов восьми ста тысяч татар.

Итоги переписи населения: куда исчезают татары и украинцы

Сколько татар в мире, их численность и где они живут? Всего в мире насчитывается порядка шести миллионов восьми ста тысяч татар. Член Академии наук Татарстана Индус Тагиров считает, что необходимо провести перепись татар по всему миру. Перечисляем самые многочисленные и малочисленные народы России, рассказываем, сколько всего народов в России, а также делимся динамикой роста русского населения в 2023 году.

Татары и башкиры в России - Перепись 2021

Татар в России стало меньше — Реальное время Сколько татар проживает в мире: вояж по зарубежным странам и регионам России #МыТатары |ТНВ.
Итоги переписи населения показали, что татар в РФ стало меньше Численность татар в мире определяется около 8 млн. Количество татар в России по переписи 2002 г. составляет 5 млн 554,6 тыс. человек (3,83 % населения РФ).

Сколько человек в мире говорят на татарском языке?

Дети смешанных кровей часто внешне симпатичные, соединяя в себе черты 2 национальностей. Интересным фактом выступает появление у некоторых грудничков признака принадлежности к монголоидной расе - специфического пятна монгольского. Такая татарская отметина у ребенка представляет собой синеватый участок кожи на ягодицах, крестце, бедрах. Иногда его принимают за синяк, хотя это считается признаком восточной крови. С возрастом пятно исчезает. Татаров выделяет поклонение и уважение к старшим. Интересен брачный обряд. После свадьбы парень и девушка не живут вместе еще год.

Считается правильно, что в это время молодая остается с родителями, а муж по-татарски слово звучит «ир» приходит в качестве гостя. Отличия от других наций Сопоставив между собой внешности татар и сходных народов, выделяют идентичные и отличительные черты. Например, башкиры тоже относятся к тюркской семье, имеют сходный язык и придерживаются той же религии. Однако во внешности различия присутствуют. Татарам преимущественно характерны европеоидные черты, башкирам - монголоидные. Башкирка Есть теория, что евреям присуще сходство с татарами. Это обусловлено похожим строением ДНК.

Приверженцы гипотезы считают, что большинство ашкеназских евреев не относилось к Израилю и являются тюрками. Общее присутствует между татарами и турками. Это их принадлежность к тюркским народам. Также тесную связь татары имеют с казахами. Раньше они причислялись к одному народу, связанному тюркской общностью. Однако по внешности национальности отличить несложно. Для визуального сравнения на картинке представлены антропологические типы различных народов.

Стереотипы О татарском народе сложено множество стереотипов, правых и неверных, которые себя изжили или по сей день выступают их отличительными чертами. Незваный гость хуже татарина! Татары были жестокими захватчиками, проявляли насилие, свирепость. Русские соответственно считали их противным народом и ненавидели всем сердцем. Поэтому незваный гость в пословице выступает неожиданным захватчиком, как татарва, как их пренебрежительно называли на Руси. Татары хитрые и скупые. Народу характерны бережливость, они не любят транжирить средства.

Татарин рачителен и зажиточен, создает себе комфортные условия жизни, с умом распоряжаясь финансами. Самолюбие и высокомерие. Иногда татары называют себя особенными, обосновывая тем, что великим людям присущи их корни. Это выступает причиной, почему представителей нации не любят. Однако превознести свой народ и считать лучше других свойственно и иным национальностям. Любители чая. Без напитка не проходит ни одно мероприятие или встреча.

Татары доброжелательны и любознательны. Они рады принять в доме гостей. Хозяева поставят на стол изысканные татарские лакомства и поддержат приятную беседу ТАТАРЫ, татарлар самоназвание , народ в России второй по численности после русских , основное население Республики Татарстан. По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. Живут в Республике Татарстан 2 млн человек , Башкирии 991 тыс. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар. История этнонима Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века.

В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы , русские и некоторые среднеазиатские народы. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями.

Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары. Язык Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирско-татарский. Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.

Причиной того, что татар недосчитались, глава Совета татар Афганистана называет техническую ошибку либо то, что некоторые татары сами не стали указывать свою национальность в ходе переписи. И настаивает, что в этом надо разобраться. Информацию об этом запросе Business FM подтвердили в Благотворительном патриотическом фонде мусульман России. Но в этом надо разобраться, считает гендиректор фонда Рустам Хабибуллин: Рустам Хабибуллин гендиректор Благотворительного патриотического фонда мусульман России «Цифра огромная, 600 тысяч, это же, можно сказать, целый город исчез, и, конечно, вызывает ряд вопросов, как это произошло. Либо техническая ошибка, либо на самом деле они исчезли демографически, либо они не указывают свою нацию по каким-то непонятным причинам. Конечно, надо разбираться, но тут по линии своего фонда мы занимаемся постольку-поскольку, мы помогаем, то есть это не основная наша деятельность. Как-то мы в Афганистане тоже столкнулись, когда представительство организовали, и там татары на нас вышли, и, конечно, мы их там без внимания не оставили, начали помогать, сами понимаете, Афганистан — это такая страна депрессивная. Ну и, соответственно, сейчас, когда такой вопрос поднялся по татарам, что их количество серьезно снизилось в России, сильно они начали беспокоиться, и татары не только Афганистана, но и со всего мира хотят узнать, почему это произошло. Была проведена перепись, я тоже сам принимал участие, но через «Госуслуги» по обозначению, я татар и у нас семья, дети, все. А других посмотреть, то, если, например, взять мусульманские регионы как Чечня, у них, наоборот, больше стало».

Ремесленниками были, естественно, мужчины. В условиях отсутствия женщин подходящей национальности они были вынуждены жениться на местных уроженках, и сейчас их потомки составляют более трети татарского этноса. Этим и объясняется столь широкая распространённость среди татар гаплогруппы R1a. Ещё больше потомков готов встречается среди башкир. Собственно говоря, именно они и есть потомки волжских булгар. И поскольку именно их потомки составляют относительное большинство, историю татар следует вести из монгольских истоков. Этноним впервые упоминается в рунической надписи на памятнике тюркютскому полководцу Кюль-Тегину, датированном 731 годом. К середине XII века татары становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Однако в 1202 году все монгольские татары были уничножены Чингисханом. В живых он оставил лишь детей ростом ниже тележного колеса. Тем не менее, эти дети сохранили этноним, а их многочисленность привела к том, что татары стали собирательным названием всех монгольских завоевателей. Именно они, осев в Среднем Поволжье и составили скелет будущей татарской народности.

В местах компактного проживания татар часто неучтенными оставались пожилые люди. Среди народов России мы сохранили второе место. По экспертным оценкам Всемирного конгресса татар, численность татар в России насчитывает не менее 5-5,5 млн человек», — отметил Данис Шакиров. Напомним, что по данным переписи населения 2021 года, число татар в России сократилось почти на 600 тыс. Из-за пандемии в переписи участвовали не все», — сказал Данис Шакиров. Данис Шакиров также напомнил о масштабных международных форумах, проведенных в Татарстане в последние 10 лет. Среди них Всемирная Универсиада 2013 года, мировые чемпионаты 2015, 2018, 2019 годов, празднование 100-летия образования Татарской АССР.

Академик предложил провести всемирную перепись татар

Это и подвигло Ирину впоследствии взять псевдоним Tatarka, под которым она стала знаменитой. Ответы пользователей Отвечает Александр Зубарев Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Отвечает Антон Ахмедьяров Всего в составе татар выделено едва ли не 40 разных групп,... Там неоднократно звучали лозунги нацистов про "немецкий мир" без границ. Отвечает Анна Маринина Тем не менее в потенциале разбросанные по всему миру островки татарской идентичности — это... Отвечает Руслан Иванов Сколько татар в Казахстане? Отвечает Вася Хлобыстин Прежде всего происходила активная русская колонизация из центральных районов Российской империи, которая к концу столетия почти прекратилась. Количество и качество.

В преддверии... Отвечает Владимир Ладыко свыше одной трети всего татар. Отвечает Ленара Сказкина В Российской Федерации проживает 5 с лишним миллионов людей, относящих себя к татарской народности. Всего в мире их насчитывается около 7... Отвечает Владимир Абдахов Созданная тохарами культура включала крупные города, центры образования и искусств, пирамиды, астрономические сооружения, крепости и посты вдоль всего Шёлкового...

Татары также вносят значительный вклад в развитие экономики и политики в своих странах проживания. Таким образом, татары являются неотъемлемой частью многонационального общества в России и в мире. Их географическое распространение и сохранение культурных особенностей делает их уникальным и ценным элементом мировой культуры и наследия. Динамика численности татар в России и мире Согласно последним данным, в России насчитывается около 5,5 миллионов татар. Это делает их одной из самых многочисленных национальностей в стране.

В прошлом веке численность татар в России заметно увеличилась благодаря естественному росту населения, а также миграции из других регионов. В мире татары также присутствуют в значительном количестве. Они населяют такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Турция, Азербайджан и др. По оценкам экспертов, численность татар в этих странах превышает 10 миллионов человек. Особенностью динамики численности татар является региональное различие. Например, в Республике Татарстан, которая является исторической родиной татар, их численность выше, чем в других регионах России. Важным фактором, влияющим на численность татар в России и мире, является сохранение этнической и культурной идентичности. Татарский язык и культура активно поддерживаются в образовательных учреждениях и культурных центрах. Татары играют важную роль в разных сферах жизни — от политики до искусства. Динамика их численности в России и мире отражает сложную картину межнациональных отношений и процессы социального развития.

Астраханские татары тат. Татары-тептяри тат. Культура и быт Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки диалекты сибирских татар обнаруживают определённую близость к языку татар Поволжья и Приуралья.

Литературный язык татар сформировался на основе среднего казанско-татарского диалекта. Наиболее древняя письменность — тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика яналиф , с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу. Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба , отгороженная от улицы забором.

Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Образование У татар есть школьное образование на татарском языке. Ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык.

Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, ОВС , команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть татароязычное образование в некоторых факультетах казанских вузов [28] , и в детских садах.

Мухамедьярова, Р. Кузеева, М. Усманова, Р. Фахрутдинова, А. Мухамадиева, Н.

Давлета, Д. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса характерную, впрочем, для всех крупных этносов , соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал в. После того, как в конце потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций. Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса.

Этап образования основных этнических компонентов. Отмечается важная роль Волжской Булгарии, и государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики после Х века , сменившая наиболее древнюю письменность -. На этом этапе булгары привязывали себя к территории — к земле, на которой селились. Территория расселения была главным критерием отождествления человека с народом. В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве - Улусе Джучи Золотой Орде ; средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали свое государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности.

Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в на основе огузо-кыпчакского языка происходило утверждение норм литературного языка литературный старотатарский язык. Этап завершился с распадом Золотой Орды XV в. В образовавшихся , началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др. В этот период о сложившейся культурной общности татар может свидетельствовать то, что пока ещё существовала центральная орда Большая Орда, Ногайская Орда большинство наместников на окраинах стремились занять этот главный трон, или имели с центральной ордой тесные связи. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля.

Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы. Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман». Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства в первую очередь далее развивались самостоятельно. Как раз тот самый период, о котором упомянуто во введении к данной работе. На первом этапе во благо сыграли попытки различных правителей провести христианизации. Политика христианизации вместо реального перевода населения Казанской губернии из одной конфессии в другую своей непродуманностью способствовала цементированию ислама в сознании местного населения. На втором этапе, после реформ 1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры.

В свою очередь её составляющие система образования, литературный язык , книгоиздание и периодическая печать завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации. Именно этому этапу татарский народ обязан появлением Истории Татарстана. За указанный промежуток времени татарская культура успела не только восстановиться, но и достигла определенного прогресса. Со второй половины XIX в. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Третий этап с 1905 до конца 1920 гг. Первым проявлением были требования , высказанные во время революции 1905-1907 гг.

После переписи 1926 года исчезают остатки этносословного самоопределения, то есть исчезает социальная прослойка «татарская знать». Отметим, что тюрко-татарская теория — самая обширная и структурированная из рассмотренных теорий. Она действительно охватывает множество аспектов складывания этноса в целом и татарского этноса в частности. Кроме основных теорий этногенеза татар, существуют ещё альтернативные. Одна из самых интересных - чувашская теория происхождения казанских татар. Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а где-то далеко за пределами территории нынешнего Татарстана. Точно также возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам.

В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, то есть область Татарской Республики на левобережье Волги между рекой Казанкой и рекой Камой. Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительность которого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. Причем предками их были не пришлые «татары», а местные народности: чуваши они же волжские булгары , удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая говоривших на языке, близком к языку казанских татар. Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь — киреметий — мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г.

Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство, ни мусульманство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени. Суринское и д. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени. Попутно отметим, что существование почти в наше время «некрещеных» кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар мусульман. Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной степени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.

В середине ХV в. Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием - покоренные чуваши. В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее: «Казанское ханство, феодальное государство в Среднем Поволжии 1438-1552 г. Основателем династии Казанских ханов был Улу-Мухаммед. Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями.

Основная масса, населения состояла из «черных людей»: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов. Татарские дворяне эмиры, беки, мурзы и пр. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выгодой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегированного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требования новой «татарской» веры — ислама. Этот переход чуваш в магометанство было началом формирования народности казанских татар. Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники: то Турции Крым , то Москвы, то Ногайской Орды и т. Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, а отчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в.

Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края. Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чувашского происхождения казанских татар. Оказывается луговые мари и теперь называют татар «суас». Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно в начале, каких либо изменений у соседей в результате появления у них еще одного бога — Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей — русских с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это те же, оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы. В течение всей сравнительно короткой истории этого «ханства» продолжались непрерывные набеги «татар» на окраины Московского государства, причем первый хан Улу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни.

Эти набеги сопровождались опустошением края, грабежами мирного населения и угоном его «в полон», то есть происходило все в стиле татаро-монголов. Таким образом, чувашская теория тоже не лишена своих оснований, хотя и представляет нам этногенез татар в самом оригинальном виде. Заключение Как мы заключаем из рассмотренного материала, на данный момент даже самая развитая из имеющихся теорий — тюрко-татарская — не является идеальной. Много вопросов она оставляет по одной простой причине: историческая наука Татарстана все ещё исключительно молода. Ещё не изучена масса исторических источников , ведутся активные раскопки на территории Татарии. Все это позволяет надеяться, что в ближайшие годы теории пополнятся фактами и приобретут новый ещё более объективный оттенок. Рассмотренный материал также позволяет отметить, что все теории едины в одном: татарский народ имеет сложную историю происхождения и сложную этнокультурную структуру.

В усиливающемся процессе мировой интеграции уже стремяться к созданию единого государства и общего культурного пространства европейские государства. Возможно, не избежать этого и Татарстану. Тенденции последних свободных десятилетий свидетельствуют о попытках интеграции татарского народа в современный исламский мир. Но интеграция — это процесс добровольный, он позволяет сохранить самоназвание народа, язык, культурные достижения. Пока хоть один человек будет говорить, и читать по-татарски, татарская нация будет существовать. Список использованной литературы 1. История татарского народа и Татарстана.

Древность и средневековье. Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Сабирова Д. История Татарстана. Сабирова, Я. Каховский В. Происхождение чувашского народа.

Рашитов Ф. История татарского народа. Мустафина Г. Тагиров И. История национальной государственности татарского народа и Татарстана - Казань, 2000. Репетиторство Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации. Татары являются вторым по численности этносом этно c — этническая общность после русских и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский. В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан и Республике Башкортостан. Язык, письменность По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства — Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый «идель теркисе» или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском половецком языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков. В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье.

С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами — татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год — латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками. Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний казанскотатарский , западный мишарский , восточный язык сибирских татар и крымский язык крымских татар. Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой — фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами. Татарская нация по уровню грамотности умению писать и читать на своем языке еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения. Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации Консолид а ция [лат.

Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность она варьирует у всех этносов , в своей основе едина. Народноразговорный татарский язык состоящий из нескольких диалектов является в основе единым. Так, к началу XX в. Поэтому сегодня выделение «чистых» сибирских или астраханских татар практически невозможно. Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью — они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором.

Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар. Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов. Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало — Поволжья и в целом России. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов арабов, славян и других. Татары — один из самых подвижных народов.

Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток , Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период «великих строек социализма». Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. Уже за счет реэмигрантов из Китая. Культура и быт народа Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.

По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие, а Ислам. Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла.

Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой. Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность — это неизменная часть татарского национального характера. Около 14 тыс. Общая численность 6710 тыс. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий