Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. После соблюдения всех традиция Жасмин устроила для молодоженов уже более яркий праздник со звездными гостями. Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. Сегодняшние традиции свадьбы и подготовки к ней — смесь из старинных русских обрядов и обычаев, заимствованных у западной культуры. Ныне существующие свадебные традиции в России, в своём большинстве, основаны на обычаях предков.
Традиции и обряды русской свадьбы
Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар. Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости. В этой статье мы попробуем разобраться, какие свадебные традиции пришли из глубокой древности, а какие зародились чуть позже, но при этом отлично вплелись в славянскую культуру. Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. Самой любимой свадебной традицией большинство — 59% опрошенных — назвали бросание букета невесты.
Юбилеи и годовщины свадеб
- Русская свадьба - традиции и современность
- Свадебные обычаи и традиции в России - Организация банкетов
- Традиции и обычаи на свадьбе
- Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды
- Благословение
Свадебные обычаи Древней Руси
Как видим, у предков были довольно интересные обычаи и традиции, многие из которых сохранились до сих пор, хотя несколько в искажённой форме. Современные традиции на свадьбе в России уже устоялись, обычно все проводится по одному сценарию, за редким исключением иногда вносится разнообразие. что следует знать молодоженам: какие свадебные обычаи были на Руси и что они символизируют в России; свадебные приметы для родителей жениха и невесты; чем можно заменить классические традиции оригинально и стильно! Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным. "Русская свадьба" покажет живописные полотна, костюмы, иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, а также свадебное угощение. "Русская свадьба" покажет живописные полотна, костюмы, иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, а также свадебное угощение.
Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
Ведь кому-то хочется, чтобы она была необычной и уникальной, в то время, как другие придерживаются традиций и не принимают никаких отступлений от правил. Что бы вы ни решили, на нашем сайте вы найдете любые идеи для вашего праздника : свадебные обычаи и традиции, узнаете все о венчании и сможете выбрать сценарий для празднования годовщины свадьбы.
Праздник получается действительно оригинальным, зрелищным и очень индивидуальным, чего почти невозможно достичь, следуя старинным обычаям. Свадебный наряд В разные времена и у разных народов цвет и фасон свадебных платьев разительно отличался. До сих пор в Китае, например, невесты традиционно надевают ярко-красное, расшитое золотом, платье. Когда-то и на Руси красный цвет символизировал красоту невесты, недаром в сказках девицы все, как на подбор, «красны». А вот с приходом христианства традиции изменились. Первоначально белая хламида надевалась девушками, уходящими в монастырь, их называли «христовыми невестами. Затем белый цвет подвенечного платья пришел и в мирскую жизнь, став символом чистоты и невинности.
Вплоть до революции традиции на свадьбу невесте-девице предписывали надевать белое платье. Даже сейчас большинство девушек не представляют бракосочетания без великолепного белого платья, хотя изначальный смысл обряда давно уже не соблюдается. Тем не менее, платье может быть любым. Современная свадебная мода дает полную свободу в выборе оттенка для наряда. Он может быть: кремовым и золотистым; бордовым и розовым; зеленым, бирюзовым и даже черным. Допустимо сочетать разные цвета, украшая белое или кремовое платье контрастной вышивкой, поясом, кружевами. Или использовать плавный переход оттенков одного цвета от насыщенных к более светлым. Ну, а уже ношеный кем-то наряд вызывает подсознательное неприятие.
Слишком глубоко в нас укоренилась давняя примета, гласящая, что, надев чужое подвенечное платье, невеста тем самым «забирает» себе несчастливую судьбу предшественницы. Так это или нет, наука объяснить не в силах. Но, редкая невеста надевает на свою свадьбу чужое одеяние, если только точно уверена, что брак женщины оказался счастливым. Старинные традиции запрещают женщинам, побывавшим замужем, надевать белое платье. Этот обычай сохранился до сих пор: дамы в возрасте предпочитают все оттенки синего или цвета шампань. Что символизирует фата? Сегодняшняя легкая, практически невесомая, фата-вуаль — это видоизмененное покрывало, которым невест закрывали с головы до пят. В Древнем Риме и Греции в фату закутывались полностью, за исключением лица.
По предположениям историков, она была ярко-желтого цвета и предназначалась для отпугивания злых духов. Кое-кто полагает, что такое неудобное дополнение к праздничному наряду служило серьезным препятствием для побега девушки из-под венца. Русские традиции на свадьбе предписывали закутывать девушек в свадебном платье в тяжелые, непрозрачные куски ткани с нарядной вышивкой. Данная процедура символизировала смерть невесты для своего рода, а обряд снятия покрывала в доме жениха возрождал ее для новой семьи. На Востоке фату не надевали на голову невесты. Невесомый, полупрозрачный отрез шелка держали между молодыми, чтобы они не могли друг друга коснуться до момента уединения в спальне. Современные свадебные обычаи довольно демократичны. Если еще лет пятьдесят назад девушка не смела надевать фату на свадьбу, если не была невинной, то сегодня все зависит только от вкусов и предпочтений невесты.
Можно украсить свой наряд роскошной, длинной фатой, кружевной накидкой-мантильей в испанском стиле, или ограничиться скромной вуалью, закрепленной на кокетливой шляпке или головном украшении. А можно и вовсе обойтись без этого атрибута старинной свадьбы. Часто невесты предпочитают вместо фаты украсить свою прическу великолепной диадемой, венком из живых цветов, сеточкой для волос, бусами и цепочками, ювелирными украшениями. Проведение девичника Данной традиции много веков. Обычай предписывал «провожать» невесту с плачем, грустными протяжными песнями. Подружки собирались накануне свадьбы, вместе посещали баню, помогали невесте расчесать и заплести волосы. При этом ее просвещали о новой, замужней жизни, ее обязанностях. Мальчишник же, который сегодня принято поводить в одно время с девичником, появился сравнительно недавно.
Видимо, женихам и их друзьям стало завидно, и они решили устраивать посиделки в собственном кругу. Родительское благословение Благословение молодых на семейную жизнь — один из важнейших этапов старинной свадьбы. В старые времена было немыслимо выйти замуж или жениться без одобрения старших родственников. Считалось, что без родительского одобрения молодым счастья и благополучия в семейной жизни не видать. Благословение давали родители молодых, либо их крестные, а в случае их отсутствия или смерти — самые уважаемые старшие родственники, опекуны. Ритуал делится на два этапа. Первое благословение Его молодые получают от родителей невесты, утром свадебного дня. То есть, непосредственно перед посещением ЗАГСа или таинством венчания в церкви.
Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить.
Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог!
Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник.
Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж!
В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям.
Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику.
Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты.
К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей.
Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком.
Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки.
Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей.
Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться.
Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь».
Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье.
Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками.
Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно.
Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания.
При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых.
Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша.
Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку.
Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью.
Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда.
Свадебные традиции Свадебные обряды и традиции Свадьба считается обрядовым действием. Но даже здесь допустимы различные варианты.
Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры
Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области. Из данной статьи вы узнаете о свадебных традициях и обычаях в России, особенности церемоний и обрядов на свадьбе. Старинный обряд, в разных регионах России он проводится по-разному, как и многие другие традиции и обряды. Отмена свадебных традиций.
Русская свадьба - традиции и современность
Среди самых перспективных вариантов можно назвать: осыпание молодых лепестками роз и монетами, битье бокалов после первого тоста, первый танец молодых, который они репетируют задолго до важного дня. Традиции стали привлекать и родственников молодоженов к свадебным обрядам. К примеру, режут свадебный торт крестные родители жениха и невесты, а снимать фату доверяют маме и бабушке невесты. Старые народные обряды — что может возродиться? Самыми мощными и аутентичными считаются обычаи на свадьбе, которые существуют сотни лет. Это традиции, которыми жили наши далекие предки.
Некоторые ритуалы появились настолько давно, что никто даже не вспомнит, когда их начали использовать в свадебных церемониях. Иногда молодые принимают решение провести свадьбу в народном стиле, тогда и многие обряды соблюдаются. Можно привести несколько примеров: Сватание. Сегодня это формальное знакомство родителей жениха и невесты. Раньше на этом ритуале решалась судьба будущей пары.
Родители и родственники жениха добивались согласия и благословения от родителей невесты. Устаревший окончательно обряд, который олицетворял плач будущей супруги, так как она уже на следующий день должна была уходить из дому. Плач имел ритуальное значение, отгонял злых духов от будущей семьи. Так верили наши далекие предки. Чтобы добиться руки невесты, жених должен был выполнить целый ряд задач, часть из которых действительно были сложными.
Молодого человека могли не пускать во двор, всячески отгоняя от места пребывания невесты. А родители могли запросить у жениха любую вещь или сумму денег за согласие отдать дочку замуж. Девичник и мальчишник. В древние времена эти ритуалы носили сакральный характер.
Неблагоприятными днями для сватовства считались среда и пятница есть мнение, что в эти дни запрещалась львиная доля всех дел, которым покровительствовало женское божество, например, ткачество, прядение.
А также понедельник — так же, как и в нынешнее время, он звался тяжёлым днём. Сватать обычно приходили после захода солнца. Приносили с собой круглый хлеб, по желанию — горячительный напиток. Сваты заходили в дом, не дожидаясь приглашения, переступали порог правой ногой, грели руки у печи и сразу садились под матицу или возле неё — потолочную балку, отделяющую в гостиной зону «для гостей» от личного пространства семьи, входить в которое было не принято. Таким образом, сваты устраивались как раз на границе.
Во многих регионах хозяева не угощали сватов, а если эти особенные гости попадали в дом во время семейной трапезы, всю еду спешно убирали. Разговор сваты вели иносказательно, вроде того что «у вас в саду цветочек, можно ли его пересадить в наш садочек? А вот как об этом рассказывает народная песня: «Так уж мы летали, летали Да на сине море плавали». Пимоненко, 1896 г. Невеста либо не присутствовала на сватовстве, либо её усаживали возле печки которая оберегала её , откуда она молча наблюдала за происходящим, одетая в так называемое «печальное» платье.
Когда согласие было достигнуто, родители впервые отламывали принесённый сватами хлеб. Часто отец невесты разламывал его на две или четыре части. Одну половину хлеба отдавали родственникам невесты, другую — родственникам жениха. Они разделяли его между всеми присутствующими. Петров, 1861 г.
Фрагмент Но это было не окончательное решение о свадьбе, обязательно назначался осмотр хозяйства потенциального мужа, а в некоторых случаях устраивали и смотрины невесты. Кроме того, во время помолвки которая также называлась сговором стороны жениха и невесты договаривались о том, в какой срок они сыграют свадьбу и породнятся, распределяли свадебные чины, оговаривали вопросы приданого, условия проживания невесты и так далее. Переговоры заканчивались подписанием документа, отдалённо напоминающего брачный контракт — так называемой рядной записи. После этого начинался настоящий праздник в честь помолвки. Согласно чину «Домостроя», организовывалось лёгкое угощение.
В первую очередь поздравляли будущую тёщу. Стороны обменивались подарками, далее следовали поцелуи с ширинками — дарением друг другу платков. Важным обрядом было рукопожатие отцов невесты и жениха над столом, которое называлось рукобитье это слово стало синонимом «сговора». Интересно, что во время рукопожатия оба отца закрывали кисти своих рук: надевали рукавицы, распускали рукава своей одежды или просто пожимали руки друг другу через рушник. Это наглядно показывало, что две семьи всё ещё чужие.
В некоторых регионах рукобитье и помолвку разделяли на два праздника: первое считали делом семейном, присутствовали лишь ближайшие родственники. В то время как помолвка отмечалась в другой день, и приглашали на неё столько гостей, сколько мог вместить дом родителей невесты. Во время помолвки совершалось первое благословение на брак. Будущие супруги становились перед родителями невесты, отец невесты благословлял иконой, мать — хлебом с солью. Гравюра с картины И.
Середина XIX в. В рамках помолвки часто совершалось домашнее обручение, которое заключалось в следующем. Парень и девушка клали свои кольца в эту посуду. Затем отец невесты три раза передвигал эти предметы. Таким образом, перед парнем оказывалась посуда с кольцом девушки, а перед девушкой — посуда с кольцом парня.
Жених и невеста надевали их. Есть версия, что само слово «обручение» происходит от одного из названий колец — «обручей». На будущих супругов иногда надевали один на двоих меховой тулуп либо плащ , покрывая их с головой. Его приносил жених. Обычно это трактуют как символ покровительства, которое с этой поры обязан обеспечивать девушке её суженый.
После помолвки невеста называлась «сговоренка». Будущих супругов могли называть «помолвленные». То же значение и у слова «наречённые». Дарили ли на Руси кольца? Только что мы говорили об обычае обмена кольцами, часто проводившемся на помолвке, теперь рассмотрим происхождение этой традиции.
Дело увенчалось успехом, и папа начал заочное венчание. Однако все были удивлены, что русский государь не передал с послами своё кольцо для обряда. На этот вопрос присутствующий уполномоченный Иван Фрязин ответил, что такого обычая на Руси нет. Из данного сообщения некоторыми делается неправильный вывод, будто на Руси не было обручения вообще, и только после приезда Софьи Палеолог оно получило распространение в нашей стране. На самом деле на Руси в то время не было обычая обмена кольцами на венчании, тогда как обручение перед свадьбой было широко распространено.
Видный историк М. Никольский показал, что обмен кольцами возник на Руси задолго до введения христианства. В Переяславльско-Суздальской летописи отмечено: выбор суженого совершался на языческих праздниках в полях путём «пръест ручных показана, и от пръстней даралагания на пръеста чюжия»; также использование перстней в качестве атрибутов супружества указывается в «Слове об идолах» как дохристианский славянский обряд. На сохранившемся до наших дней памятнике славянского язычества, Збручском идоле, найденном на территории нынешней Украины и датируемым X веком, есть изображение богини с кольцом в руке. Считается, что это покровительница брака Лада.
Таким образом, изначально на Руси обмен кольцами происходил дома и за несколько недель до свадьбы. Но всё переменилось в 1702 году. Петр I издал указ, согласно которому не нужно было обручаться заранее, это разрешалось делать только в церкви перед венчанием, да и то было необязательно. По замыслу Петра I, указ должен был уничтожить юридическую силу обручения. Однако простые люди закон восприняли не в полной мере, и многие крестьяне всё равно продолжали проводить обмен кольцами в честь помолвки.
В итоге, во многих деревнях обручение стали проводить дважды: первый раз — дома во время предсвадебного цикла, и второй раз — в церкви перед венчанием. Церковное обручение не сразу пришло к тому виду, который знаком современным россиянам. Одним из промежуточных вариантов в его развитии из домашнего обряда был такой: супругам кольца надевал священник золотое — мужу, серебряное — жене , после чего поддружье три раза менял их на пальцах новобрачных. Таким образом, исконно русский помолвочный обычай — это обмен кольцами.
Знание этих традиций составляет наш культурный код. Они наполняют нас знанием своего прошлого и пониманием своего настоящего».
Со временем архаические свадебные обряды переставали исполняться. Так, когда Пётр I женился в первый раз на Евдокии Фёдоровне Лопухиной, то свадебные ритуалы были упрощённые. Народ же хранил свадебные традиции и до середины ХХ века. В деревнях свадьбы почти всегда были красочными, театрализованными, наполненными различными ритуалами, обрядами и суевериями. Русскую свадьбу гуляли три дня, каждый из которых имел свои обряды.
На Руси правил строгий и порой жестокий патриархат. Брачная ночь Предсвадебные хлопоты позади, закончено застолье, и наступает самая таинственная и прекрасная ночь в жизни влюбленных — первая брачная. Свадебная традиция, внести молодую жену в новый дом на руках, также имеет магическую подоплеку. В древние времена жених таким образом отводил глаза нечистой силе, делая вид, что несет дитя. Обычай проводить первую свадебную ночь вне родных стен призывает молодых людей скрыться от злых чар, спрятаться в другом месте.
Часто ночлег новобрачным предоставляли родственники, или в качестве экзотического варианта молодых людей отправляли на сеновал, оборудованный сарайчик. Современные молодожены также жаждут приключений и для этого бронируют номер в гостинице, арендуют апартаменты. В отличие от славянских традиций, второй день банкета стал необязательным. Вместо него юные влюбленные предпочитают свадебное путешествие, медовый месяц в каком-нибудь курортном месте. Несмотря на то, что культура постоянно меняется и многие традиции утрачивают свою актуальность, свадебное торжество навсегда останется самым великолепным и запоминающимся событием в жизни. А чтобы свадьба стала настоящим праздником любви и веселья, необходимо приложить все усилия и как следует подготовиться.