Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1041 Уголовного кодекса Российской Федерации». С одной стороны, законопроект будет полезен компаниям, пользователям, зарубежным авторам, его главная цель – помешать замедлению технологического и культурного развития общества, а также не допустить развития пиратства. Сегодня «пиратский» контент (материалы, которые используются без согласия автора) в России активно блокируется через суд.
Свистать всех с Рунета: пиратский контент постепенно исчезает
Суть поправок в том, что поисковики, которые работают в России, во внесудебном порядке будут обязаны удалять ссылки на пиратские сайты в случае такого требования от правообладателей. Юридически, чтобы выпустить из бутылки «пиратского джина», нужно принять законопроект, устанавливающий мораторий на уголовную и административную ответственность для тех, кому зарубежные разработчики отказались продлевать лицензии. Как именно будет работать механизм блокировки пиратских ресурсов при обнаружении «ЛГБТ-контента», неизвестно. Разработчики ПО предупредили о негативных последствиях легализации пиратского софта.
"Чтобы они обанкротились": Дмитрий Медведев официально разрешил пиратство в России
Напомним, в мае прошлого года ассоциация «Интернет-видео» АИВ выступала против принудительной лицензии на контент. Так там отреагировали на сообщения о разработке властями законопроекта, который позволил бы легализовать фильмы, сериалы и музыку из недружественных стран. Одним из главных негативных последствий применения принудительной лицензии на контент АИВ называла возможную приостановку деятельности российских сервисов на иностранных устройствах и платформах — iOS, Android, Huawei, на телевизорах с функцией Smart TV. Для участников рынка это обернется потерей десятков миллиардов рублей, вложенных в развитие технологий, а для десятков миллионов пользователей — резким понижением качества услуг, предупреждали в ассоциации. В августе в Госдуму был внесен проект о принудительном лицензировании контента, но развития инициатива не получила.
Самое интересное о кино на YouTube канале Игромании! Минкультуры РФ подготовит законопроект, который запретит прокат пиратских копий фильмов, не получивших и не имеющих прокатного удостоверения — сообщает « Интерфакс » со ссылкой на статс-секретаря и заместителя министра культуры Аллы Маниловой, которая выступила на пленарном заседании в Госдуме.
В отличие от дела Ивана Красноюрченко , суд на этот раз учел отсутствие претензий со стороны разработчика ПО, а также наличие у Исламовой несовершеннолетних детей — в противном случае ее жизнь на свободе могла прерваться на долгие шесть лет.
Мнение общества Инициатива российского Минюста нашла одобрение у экспертов в области права, но представители ИТ-отрасли с ней не согласны. Как сообщила « Коммерсанту » глава экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов « Деловой России » Екатерина Авдеева, законопроект Минюста — «в большей части актуальный и современный». В частности, она нашла доводы об инфляции убедительными, но у нее возникают сомнения в том, что одни пороги Минюст увеличивает в пять раз речь о крупном размере , а другие — всего вдвое особо крупный размер. Директор Ассоциации поставщиков программных продуктов Дмитрий Соколов , напротив, очень опасается нововведений. Предлагаемые сейчас Минюстом изменения продиктованы объективными обстоятельствами, данными, которые анализируют компетентные органы. В пояснительной записке к законопроекту необходимость изменения стоимостных критериев подкреплена аргументами об инфляционных процессах. Для эффективной защиты авторских прав более весомыми представляются соблюдение принципа неотвратимости наказания и совершенствование правоприменительной практики в этой сфере.
Это кажется важнее, чем удержать на неизменном уровне критерии наступления уголовной ответственности, выраженные в твердых денежных суммах. Их размер вполне закономерно может изменяться с течением времени». Когда все разработчики и пользователи софта соблюдают права друг друга, — сказал CNews Виктор Алгазин, директор по заказной разработке компании « Девелоника » ГК Softline. Причем это потери и репутационные , и финансовые, которые подтолкнут владельца программного продукта к оценке последствий и судебному иску. Правоприменительная практика по смягчению ответственности, а именно переводу ее в некоторых случаях из плоскости уголовной - в административную, может нести за собой и положительные, и отрицательные последствия». Если говорить об изменениях с точки зрения одного из основных участников рынка, для нас как для компании по заказной разработке такое смягчение означает следующее: государство следит за реальным увеличением финансовой нагрузки на бизнес в ИТ-отрасли и ростом инфляции. А также анализирует ситуацию с правонарушениями и оптимизирует процессы.
Очевидно, что в таких условиях дальнейшего развития страны на прежних основаниях быть не может, сказал депутат. Недружественные государства пытаются «лишить Россию любых механизмов сбыта своей продукции» и «заблокировать для России допуск к интеллектуальным продуктам и новым технологиям». Москва, по мнению законодателя, должна дать на это ответ, который позволил бы ей экспортировать свои технологии в страны-союзники и дал бы возможность использовать вопросы интеллектуальной собственности в своих интересах. Артём Кирьянов: «Государственная политика в этом плане должна кардинально поменяться. Решение нужно принимать индивидуально в каждом конкретном случае, но во главе должны стоять национальные интересы, а уже потом вопросы уплаты авторских гонораров». У россиян, подчеркнул Кирьянов, не должно быть ограничений на право применения иностранной интеллектуальной собственности. А если Запад отказывается продавать свои услуги, это не означает, что Россия не должна ими пользоваться, заключил эксперт. Картина дня.
Минкульт РФ подготовит законопроект о запрете проката пиратских копий фильмов
Законопроект о блокировке приложений с пиратским контентом принят в первом чтении. наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Музыкальный стриминговый сервис Spotify прекратил работать в России из-за того, что приняли закон о фейках про армию. Агентство «Интерфакс» сообщило о том, что Министерство культуры РФ готовит законопроект о запрете показа пиратских версий фильмов в кинотеатрах России. Фактически власти хотят легализовать пиратство, что должно смягчить последствия ухода из России таких компаний, как Microsoft, Oracle и SAP. Надеемся, что новые поправки в закон будут разумным его дополнением и стремление России вступить в ВТО не будет приоритетнее нормальной жизнии ее граждан.
Новости политических партий
АРПП "Отечественный софт" также выделяет потенциальную возможность ответной меры со стороны "недружественных" государств, что может повлечь повторного оттока ИТ-специалистов за границу. И, наконец, в текущей ситуации IT-рынок начал обновляться за счет наращивания отечественных разработок и постепенно освобождается от технологической зависимости, а принудительное лицензирование ПО только затормозит данный процесс, уверены эксперты. Даже если подобного не случится, дальнейшая эксплуатация ПО может быть затруднена из-за отсутствия гарантийной поддержки правообладателя иностранного ПО и сопутствующих обновлений. Так, в проприетарном программном обеспечении [являются частной собственностью авторов или правообладателей, то есть не относятся к свободному ПО — Ред. Без обновлений вирусных баз и иных компонентов программное обеспечение очень быстро устареет. Его использование будет малоэффективно и даже опасно, так как технологии злоумышленников постоянно развиваются, и все современные программные решения должны в полной мере соответствовать требованиям и технологиям безопасности. Кроме того, это грозит российским компаниям увеличением совокупной стоимости владения, так как необходимо выстраивать собственные компетенции по поддержке ПО и его доработки под новые задачи. В целом, без актуальных обновлений ПО рискует стать дорогим, неэффективным и небезопасным, то есть, программные продукты перестанут выполнять актуальные функции". С другой стороны, ситуация с иностранным ПО сильно перекликается с пиратством в других сферах, заметила Светлана Гузь.
Если пользователь хочет использовать зарубежное ПО, он найдет эту возможность, но это будет еще более рискованно, чем использование таких ПО с принудительным лицензированием. Кроме того, в случае расцвета пиратства разработчикам отечественного софта придётся конкурировать с бесплатными "продуктами", что может резко негативно сказаться на дальнейшем развитии. Увеличение срока получения лицензии — проблема для кинопроката Беспокойство бизнеса в сфере контента вызывает скорость получения принудительной лицензии, отметила Светлана Гузь. По словам кинопрокатчиков, этот вопрос является критичным, так как премьера релиза в России должна быть максимально приближена к дате мировой премьеры. Для сокращения времени на обработку запросов эксперт предлагает предусмотреть законодательное установление максимально сжатых процессуальных сроков рассмотрения исков о получении принудительных лицензий, а также, в случае необходимости, предусмотреть соответствующие изменения в процессуальные кодексы РФ. Также эксперты из индустрии говорят, что сократить сроки для получения лицензии и прокатного разрешения позволит уход от ряда формальных процедур например, отойти от сдачи обязательного экземпляра киноленты в Госфильмфонд, упростить процедуру предоставления и проверки правоустанавливающих документов. В качестве проблемы в индустрии активно обсуждается и тот факт, что законопроект не ориентирован на специфику сферы контента, далек от технической реальности. Некоторые крупные иностранные правообладатели влияют на процессы изнутри, препятствуя показу фильмов через программно-аппаратное оборудование IMAX , которым оборудованы многие российские кинотеатры, рассказала Светлана Гузь.
В этой связи эксперт предлагает расширить предмет регулирования на использование формата и стандарта кинопоказа IMAX, использование технических средств защиты программно-аппаратного оборудования. Увеличение нагрузки на суды и ФАС России Также эксперты прогнозируют увеличение количества судебных дел в связи с тем, что в проекте предусмотрен только один обладатель авторских прав. В отсутствие правоприменительной практики и подзаконных актов неясно, как и каким образом будет определяться этот субъект, не возникнет ли ситуации недобросовестного поведения и вытеснения "мелких" игроков с рынка контента, заметила Светлана Гузь. Например, крупное издание может выкупить права на книгу, а другие издатели не смогут приобрести права на реализацию этой же книги в печати. Выходом может быть создание специального реестра и внедрение процедуры аукциона, однако и такой вариант решения проблемы нельзя назвать быстрым и удобным, считает эксперт. Кроме того, установление порядка реализации прав по принудительной лицензии на торгах, очевидно, увеличит количество обращений в антимонопольные органы. Нагрузка на судебную систему потребует много кадровых и временных ресурсов для выработки эффективной и понятной практики правоприменения, отметила Светлана Гузь. Для распределения нагрузки на судебную систему необходимо задействовать не только судебную ветвь власти, но и исполнительные органы власти.
Неопределенности возникают также на этапе исполнения решения суда — вопрос о том, как обязать иностранную компанию соблюдать условия лицензионного договора, пока что остается без ответа. Проблема с оплатой — для правообладателей В случае реализации механизма принудительной лицензии деньги за показ фильма должны перечисляться правообладателю на рублевый счет. По указу Президента РФ от 27 мая 2022 г. С этим утверждением согласен Виктор Миронов: эксперт отметил, что особый порядок исполнения обязательств заключается в том, что для расчетов, в частности по лицензионным договорам, нужно использовать специальный счет типа "О".
В сентябре 2023 года Минюст опубликовал проект поправок в статью уголовного кодекса о нарушении авторских прав. В нём министерство предложило изменить порог, при котором преступления считаются совершёнными в крупном и особо крупном размере: со 100 тысяч рублей до 500 тысяч и с 1 млн рублей до 2 млн соответственно. Национальная федерация музыкальной индустрии НФМИ, объединяла Warner Music, Universal Music и Sony, но сейчас не раскрывает участников призвала, наоборот, ужесточить ответственность. С отзывом ассоциации ознакомился «Ъ». Она предложила ввести отдельный состав преступления для цифровых пиратов и увеличить максимальные тюремные сроки: с двух до трёх лет при крупном размере ущерба и с трёх до восьми при особо крупном. Ещё одна идея — рассчитывать ущерб, который понёс правообладатель, «по сумме дохода от аналогичного использования объектов авторского права за полгода».
Пиратство 1. Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Опрошенные «Ъ» юристы признают, что статью «фактически не применяют к цифровому пиратству». Но проблема не в положениях документа, а в «наличии сил и средств у правоохранительных органов», говорят в «Тимофеев, Гусев и партнёры». Партнёр юридической DRC Саркис Дарбинян вдобавок предупреждает, что «при широком толковании интернет-пиратством можно будет счесть даже факт посещения сайта с пиратским контентом или использование торрента в личных целях». Правоохранителям проще прийти в какую-то точку продаж, изъять контрафактные экземпляры, провести экспертизу и доказать наличие состава преступления у конкретного продавца или владельца точки. Когда речь идёт об интернете, нужно вычислить объём скачанных копий, оценить стоимость, установить лиц, причастных к работе сайта, что значительно сложнее. Антон Гусев, партнёр «Тимофеев, Гусев и партнёры» Против поправок Минюста выступили также Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, «АРПП "Отечественный софт"» и Некоммерческое партнёрство поставщиков программных продуктов.
Законодатели ищут новые решения в борьбе с пиратским контентом
Любителей пиратского контента в РФ предостаточно, но и тех, кто перешёл на легальные сервисы было немало. Сегодня «пиратский» контент (материалы, которые используются без согласия автора) в России активно блокируется через суд. Цитата из закона (изменения в ст. 26 ГПК РФ).
Госдума разработала новый закон о борьбе с пиратством в интернете
Очевидно, что в таких условиях дальнейшего развития страны на прежних основаниях быть не может, сказал депутат. Недружественные государства пытаются «лишить Россию любых механизмов сбыта своей продукции» и «заблокировать для России допуск к интеллектуальным продуктам и новым технологиям». Москва, по мнению законодателя, должна дать на это ответ, который позволил бы ей экспортировать свои технологии в страны-союзники и дал бы возможность использовать вопросы интеллектуальной собственности в своих интересах. Артём Кирьянов: «Государственная политика в этом плане должна кардинально поменяться. Решение нужно принимать индивидуально в каждом конкретном случае, но во главе должны стоять национальные интересы, а уже потом вопросы уплаты авторских гонораров». У россиян, подчеркнул Кирьянов, не должно быть ограничений на право применения иностранной интеллектуальной собственности. А если Запад отказывается продавать свои услуги, это не означает, что Россия не должна ими пользоваться, заключил эксперт. Картина дня.
Также и с ответственностью за использование средств обхода блокировки. С юрлицами все более или менее ясно. Хотя опять же есть технические нюансы, не совсем проработанные схемы. Но это из профессиональной области других людей. Плюс коллизии в правовом регулировании деятельности иностранных компаний на территории РФ, тот же Google. Все-таки сфера распространения информации через Сеть недостаточно урегулирована ни на уровне государственном, ни на мировом. Очевидно, что некоторые решения могут вызвать непонимание со стороны иностранных компаний. Вызывает вопросы ответственность физического лица, обычного пользователя информационных ресурсов. У человека: нет доступа к ФГИС, чтобы следить за всеми блокировками Роскомнадзора; он и не обязан этого делать; человек может пользоваться запрещенными ресурсами и средствами, помогающими обойти блокировки, по незнанию; он может просто перейти по ссылке в Google или «Яндексе» и попасть на штраф. Решает ли реформа проблему пиратства Одной из причин принятия закона о запрете обхода блокировок сайтов называли борьбу с пиратством. Глобально запрет на обходы блокировок, блокировка сайтов-«зеркал» сходных до степени смешения с сайтами, доступ к которым ограничен по решению Мосгорсуда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и или смежных прав, или информации, необходимой для их получения не решают проблему пиратства.
Изменения направлены на борьбу с интеллектуальным пиратством в информационно-телекоммуникационных сетях. Суд наделяется правом принимать предварительные обеспечительные меры защиты интеллектуальных прав на фильмы в информационно-телекоммуникационных сетях до предъявления иска. Для этого нужно подать заявление в Московский городской суд. Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке. Заявление о предварительном обеспечении защиты исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет как и любое заявление об обеспечении иска в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле. О принятии мер по обеспечению иска судья или суд выносит определение.
Но теперь обсуждается отмена этой компенсации иностранным компаниям из стран, поддержавших санкции. Получается, что «принудительное лицензирование без компенсации» — это фактически то же самое, что и использование нелицензированного ПО, но, во-первых, только в отношении правообладателей из государств, поддержавших санкции, а во-вторых, вроде бы как в рамках правовых норм, считает Казанцев. Хотя власти передумали отменять ответственность за использование пиратского ПО, обсуждаемые в данный момент меры также «довольно опасны для российской IT-отрасли», считает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин. Кроме того, такие меры могут привести к тренду на нелегальное внедрение и отечественного ПО, что приведет к сокращению доходов отечественных разработчиков и снижению темпов развития российской IT-отрасли. Необходимо в кратчайшие сроки направить кадровые и финансовые ресурсы на создание и развитие требуемых отечественных решений», — полагает Лашин. Юридически зарубежные компании, софт которых подпадет под принудительное лицензирование без компенсаций, могут оспорить эти решения в международном коммерческом арбитраже, «но тут возникают вопросы относительно исполнения его решений на территории России», отмечает Иккерт. В российских же судах оспорить эти решения и добиться выплаты компенсации у компаний не получится, считает юрист.