Новости борис ресторанный критик

Ресторанный критик Борис интервью in5 Есть, но она осуждена жить в браке с чайником, большего друга у нее нет. Первый ресторан Бориса Зарькова прогорел. Борьба за высокую позицию в ресторанном guide — обыкновенный маркетинговый инструмент. Борис Критик, о том, почему в Петербурге так популярна грузинская кухня: сейчас по данным геоинформационных систем в городе 447 заведений с грузинской кухней.

13 телеграм-каналов о еде в Петербурге, на которые стоит подписаться

Борис Критик Можно, но это будет крайне глупо и непрофессионально с моей стороны. Это некий критик Борис из Петербурга. персонаж в Петербурге известный. Наш гастроном-эксперт и ресторанный критик Яков Можаев сам все проверит, попробует и посоветует только самое достойное!

Ресторанный критик Борис сделал гастрономическую карту Петербурга

Почти ровно год назад, 2 января года, Владимир Борисович умер. Контент принадлежит их авторам. Запросы на удаление контента принимаются по Email hello emdigital. Найдите нужный профиль, фото, видео, хештэг или геолокацию в Инстаграме. Борис, известный ресторанный критик из Петербурга, строго охраняющий свою анонимность, этим летом заехал и в Минск.

Акцент в канале сделан на функциональные практичные советы, которые включают личные экспертные рекомендации: где пообедать после прогулки в Ботсаду или что съедобного можно найти в Пушкине. Изначально акцент делался на кафе и ресторанах, потом повестка расширилась обзорами о бьюти-индустрии и путешествиях. Два года с хвостиком, а именно столько исполнилось «Петербургской щуке», здесь пишут про последние открытия и свежие кулинарные акции, в какой кофейне искать тыквенный латте, а в какой — марафон мультиков. Канал транслирует не только ресторанную, но и общекультурную повестку, поэтому нужно быть морально готовым к сообщениям о тату-студии или лазерной эпиляции глубокого бикини. Pleasureguide Подробнее Большинство читателей знают этот канал как Foodieguide — так до недавнего времени назывался ресурс, который в мае 2019 года запустили гастрономические энтузиасты Аполлинария Пахомова и Анри Бер.

Все три года повестка была посвящена петербургским ресторанам и, по словам Бера, востребована у фудис и гедонистов, что бы это ни значило. После переименования канал объявил о расширении контента в сторону лайфстайла, и уже сейчас, кроме гидов, ресторанных новостей, информации о дегустационных сетах и демократичных обедах, можно, к примеру, узнать о гастролях Дома творчества Переделкина в Новой Голландии.

Не делать так — как раз моя ответственность, своеобразный договор с читателем. Да, я не учился на журналиста, не умею складно писать, многого не знаю. Но в плюсы запишем: опыт — торжественно обещаю посещать 25—30 заведений в месяц, честность — обещаю твердо следовать кодексу Бориса, откровенность — если что-то не знаю, так и напишу: «Вот не понял, груша это была или палтус». В последнее время быть Борисом достаточно просто: на фоне совершенного сумасшествия я сам себе все больше кажусь лучше и лучше — как с исчезновением французского и голландского сыров тосненский камамбер стал не так уж плох, хотя раньше все от него воротили нос. Кто сейчас на передовой? Кого имеют в виду, когда ресторан говорит: «Принимали блогеров, много общались»? На фото — двенадцать девушек двадцати лет.

С ними рестораторам, конечно, просто, это не старая школа, которая, будучи приглашена, спросит: «Какого хрена у вас хрен в мороженом с хреном не читается? На вес их, что ли, берут? Это не блогеры, не критики, это инстаграм-дивы. На телефончик снять сырники и поставить хештег нужный — миссия выполнена! Все упростилось до примитива, адский твиттер сдох: даже на написание текста размером с СМС у современной публики не хватает усидчивости, мыслей, мнения. Только Путин пока не пишет речей смайлами, за то и люблю! На фоне этого «вау, прикольный рестик, котаны, это какой-то суп… или салат, не помню» быть Борисом — уже важная социальная роль в индустрии. Tequila-Boom Водочный ресторан «Бухарин» Суши-бар «Обезьяна» Лучшие заведения за десять лет назвать сложно: голова — самая темная вещь, как говорили во времена моей медицинской молодости. Все меняется, суп, который хвалил давно, кажется дурным, те самые пирожные из «Севера» начала 1980-х, уверен, сейчас выплюнул бы как жирную каку.

Но есть рестораны, которые я до сих пор привожу как пример. Водочный ресторан «Бухарин» — лучший ресторан 2000-х, погибший через два месяца после открытия из-за конфликта с соседями. Polyglot cafe, а также «5 минут», автомойка с кафе на Синопской набережной, — там работал прекрасный повар Дмитрий Зинченко, еще замеченный в «Устричном баре» и Sukawati. Дмитрий мог первернуть сознание шафрановым супом из мидий и оргазма. Суши-бар «Обезьяна» на Невском — лучший дизайн. Лучшая русская кухня — трактир «Разгуляй» и его шеф Феликс Мамин: помню и квас, и ягненка по-сабантуйски по четвергам. Помню, как никому не известный по фамилии Блинов хулиганит на кухне первого Zималеto. Вокруг танцы, телочки, дискач и клуб — и уже заметны первые весточки его сегодняшней кухни. Буррито из Tequila-Boom на Вознесенском проспекте десять лет назад — до сих пор вкуснее не встретил за 2600 ресторанов.

Людей я оцениваю просто: пока человек не нарушил мой собственный свод правил, он на светлой стороне силы. Как только я узнал что-то плохое, его личное дело из воображаемой белой картотеки перемещается в черную. Например, повар может уйти из ресторана, если его идеология разошлась со мнением учредителей, но не так, чтобы заработать репутацию работника, который кинет, не выполнив обязательства. Как и в политике, мне не так важен человек: нельзя любить или не любить президента или оппозиционера, можно оценивать поступки и того, и другого. Нужно иметь свое отношение к законам, которые лоббирует депутат, а не к его прическе. Из тех, кого я уважаю, а их много, но примеры же нужны? Быть хорошим поваром — это прекрасно. Исполнить мечту тысячи поваров и стать самостоятельным — бесценно. И только то, что за десять лет им не сделано ничего плохого по меркам моего свода правил, вызывает безусловное уважение.

Про Марину Наумову из «Миндаля» или Зиннята Акбашева из «Фермы» — можно спорить по конкретным блюдам, но о них самих никто слова плохого не скажет. В 2000-х лучшим поваром, который работал в городе, был, наверное, Паскаль Анро из Garcon, в 2010-х — Иван Березуцкий. Так вот, став звездой мирового масштаба, как человек, Иван не изменился: ни разу не слышал, чтобы он звездил на мероприятии или стал по-другому общаться с коллегами или персоналом. Ресторанный обозреватель Анна Коварская — безусловное уважение и доверие, подтвержденные десятилетием. Есть куча обратных примеров: если я часто вижу повара из первой городской десятки в четверг или пятницу вечером отдыхающего в чужом ресторане с женой, я никогда не буду его уважать как профессионала: любить — да, хвалить новую работу — да, но не уважать. На сегодняшний день у меня всего три заведения в черном списке.

Ресторан «Гвидон» Большая Никитская ул. Что вас там больше всего впечатлило в этом смысле? В Японии мне нравится один девайс, который называется унитаз. Но это очень опасный аппарат, объясню почему. Он сам поднимает крышку, сам спускает, сам закрывает — ты вообще ни к чему не притрагиваешься. И если ты проводишь в Японии более двух недель, то ты настолько привыкаешь к этому, что, вернувшись в Москву, первые несколько дней просто забываешь спускать везде. Есть такое японское понятие «икигай» — осознанность и постоянное развитие. Это про вас? Был такой гуру менеджмента Питер Друкер. Он говорил: «Секрет японцев в том, что они не делают доклады о работе, а работают». У них совершенно другая культура. Например, там не принято часто менять место работы, и люди годами трудятся в одной компании. А если ты пару-тройку раз поменяешь работу, то, скорее всего, тебя больше никуда не возьмут. У нас в WRF есть такое понятие — «кузнечик». Я постоянно просматриваю сотни резюме, и если вижу, что человек раз в год-полтора меняет работу, то понимаю: передо мной «кузнечик», его кандидатуру я даже рассматривать не буду. Это нестабильный сотрудник, который уйдет от нас через полгода-год. Зачем нам такой?

Кляузники-антиваксеры портят рейтинг ресторанам с помощью «Яндекса»

Я допустил все ошибки, какие только мог. Проект многому меня научил. А подробнее? Часто мы неправильно выбираем тех, кто находится рядом с нами.

Впрочем, это касается не только бизнеса, но и личной жизни... Нередко оцениваются профессиональные компетенции, навыки, а вот ценностный ландшафт коллег мы не сопоставляем со своим. Из-за чего происходят всякие недоразумения.

Вот и в Poison так получилось. Я попал в серотониновую ловушку. Я рассчитывал получить удовольствие от того, что мне скажут: ах, какой ты, Боренька, молодец.

И это еще принесет мне какой-никакой финансовый результат Все не так. Надо не о себе любимом думать, а создавать ценность для других. Многие люди, в том числе инвесторы, искренне полагают, что рестораны — быстрый путь к легкой славе.

И я так тогда считал. Оказалось, все наоборот. По сравнению с тем, сколько приходится вкладывать сейчас.

Я переделывал уже построенный ресторан. Он обошелся нам с товарищем примерно тысяч в 300 долларов. Даже занимать пришлось.

Небольшую, правда, сумму. Но тогда экономика России еще росла, поэтому в итоге мы нормально перепродали Poison, после того как сами с год побарахтались с ним. Первым делом выгнали управляющую компанию.

Быстро поняли, что не на ту лошадь поставили, и уже через месяц сказали: ребята, извините, до свидания. И остались один на один с детенышем по имени "Яд", с которым надо было что-то делать. К слову, сегодня вечером у меня будет лекция в British School Design о том, как дизайнеру коммуницировать с заказчиком.

Он не должен пользоваться тем, что клиент некомпетентен в постановке задачи. Часто ведь как бывает? Многие люди, которые хотят оформить дом или квартиру, приходят в дизайн-студию и говорят примерно следующее: "Сделайте мне красиво, хочу, чтобы было wow".

Но ведь очень важно, чтобы mood board, визуальная картинка того, что человек себе представляет, совпала с тем, что в итоге сделает ему дизайнер. А нередко получается по-другому. Художник думает не о заказчике, а о том, как бы сделать такой крутой проект, чтобы попасть с ним на обложку профильного журнала.

А совпадет ли реальность с ожиданиями клиента, его ни разу не волнует. Таким отношением грешат молодые — да и не очень — мастера. Своего рода профессиональный эгоизм.

Дескать, доверьтесь мне, я знаю, как сделать хорошо. А заказчику потом неловко признаться, что он рассчитывал увидеть нечто совсем иное. Если сказать это вслух, можно нарваться на скепсис: мол, дилетанту не хватает вкуса оценить чужую работу.

К сожалению, результат очень часто далек от запросов потребителей. Поскольку я сам еще ничего не понимал, положился на дизайнера, которого нанял глава управляющей компании. Они были друзьями.

Талантливые молодые ребята. Они сильно хотели попасть на престижные дизайнерские конкурсы, занять там высокие места, чтобы о них написали и заговорили, вот и сделали Poison с бюстом Босха и репродукциями его картин по стенам. Все черное и красное, совершенно неедабельное.

На дегустациях нередко говорят: блюдо неедабельно. Неологизм сродни instagrammable, который не нуждается сегодня в расшифровке. Из той же оперы.

Это тренд, дизайнерская фишка в интерьере, на ее фоне не стыдно фотографироваться. В 2003-м вам было 29 лет. Некоторые в этом возрасте еще у мамы с папой клянчат на сигареты… — Я рано начал и к неполным 30 годам многое перепробовал.

Стартовал с ретейла, проще говоря, с банального купи-продай. Первую машину приобрел в 18 лет, это была шестая модель "Лады". Зримое признание достижений, всплеск дофамина...

Честно говоря, предпринимательская жилка у меня проявилась еще со школы. А тогда все было по талонам. Время тотального дефицита!

Сигареты "Ява", стоившие, как сейчас помню, 40 копеек, нам из-под полы отдавали по 60, а мы реализовывали их на Бауманском рынке по рублю за пачку. Делали это все блоками. Нормально зарабатывали… — Сколько получалось на каждого?

Моя мама, сейчас профессор-онколог, а тогда кандидат, потом доктор наук, зарабатывала рублей 250. В месяц. Помните, такие двойки были?

Они же оба медики. У него другая семья, дети, внуки. Общаться мы стали относительно недавно, в последние лет пять или чуть больше.

Меня воспитывал отчим. Он тоже врач, гастроэнтеролог-эндоскопист. Но на медицинскую тему у нас дома разговоров не было.

Это ведь начало 90-х годов, профессии врача, инженера не котировались, относились к низкооплачиваемым, перспективы после института рисовались непонятные. Не припомню, чтобы кто-то заводил со мной разговор: не стать ли тебе врачом, Боря? Наоборот, мама говорила, что выбрала не ту специализацию.

Мол, только молодая дура могла пойти в онкологию. Гигантский стресс, постоянное давление на психику. Не только у мамы — у всех, кто этим занимается… Словом, о медицине я не думал.

Когда исполнилось лет 13, мама сказала, что пора решать, куда хочу поступать. Школьный преподаватель математики и физики факультативно вел у нас кружок водного ориентирования. Сплав на байдарках по горным речкам и все такое прочее.

Я ходил в кружок, учитель мне нравился. Он и предложил: нацеливайся на МИФИ. Это на Каширке, далеко от дома, на уроки мне приходилось ездить семь остановок с пересадкой.

Отучился в школе и пошел в МИФИ. Хоть убейте, сегодня не вспомню ничего из того, что пытались вложить в мою голову. Бросил институт, потом восстановился и перевелся в "Станкин", технологический университет.

Все же в МИФИ нельзя отбывать номер, надо учиться или уходить. Все строго. По крайней мере в мои времена так было.

Поскольку я уже занимался какими-то побочными делами, совмещать не получалось, пришлось выбирать — зарабатывание денег либо учеба. Я ушел. Старые советские стандарты… Я ведь тоже туда ухожу корнями.

Родился и вырос в СССР, воспитывался в тех традициях... Поэтому — да, диплом воспринимался как часть обязательной программы. В "Станкине" получить "корочку" было проще, хотя, честно говоря, едва ли я часто ходил на лекции.

Искал разные способы заработать. Ни о какой миссии в тот момент речь не шла. Но время прошло, опять возникло желание попробовать.

Об азарте, качке, кролике, постоянстве, потоке, рейтингах, вкусах и пандемии — Вы азартный человек, Борис? Вероятные ошибки и какие-то сложности, преграды меня не пугают. Знакомые, увлекающиеся буддизмом, говорят: "Если не идет, нужно отпустить ситуацию".

Я же убежден, что с такой философией далеко не уедешь, особенно в предпринимательстве. Словом, в 2005 году мы открыли кафе "Буфет" на Таганке. Оно до сих пор работает.

На мой взгляд, сегодня "Буфет" напоминает 90-летнего дедушку. Кафе надо закрыть и кардинально переделать, но пока ничего не происходит, все остается как есть. Трудно решиться на переделку, если гости продолжают ходить и им нравится.

Но рисковать необходимо, не стоит этого бояться. Например, мы взяли и полностью изменили все в "Белом кролике", который считается нашей визиткой карточкой. Хотя там, как говорят в ресторанной индустрии, сильно качало.

Неразумный поступок с точки зрения бизнеса? Особенно если держать в уме, что перемены пришлись на пандемию. Конечно, этого никто не мог знать заранее.

Но факт, что меняться надо, не ожидая, когда будешь на исходе и гости перестанут к тебе ходить. Это плохой сигнал А так мы вовремя перезагрузились и сохранили интерес к ресторану. В ресторане White Rabbit — Нигде не встречал объяснения, почему кролик и отчего он белый.

Помните, с чего он начинается? Прислушивайся к своей интуиции. Пробуй и делай.

Говорю же, мне хватило ошибки, допущенной с Poison. Все должно быть связано идеологически, концептуально. Без них цикл жизни ресторана окажется короче, вряд ли больше десяти лет.

Поэтому мы через мировые рейтинги специально выводили White Rabbit на создание в нем стабильного потока интуристов. Стартовая доза всегда самая мощная, если говорить о нейромедиаторах. Вот посетитель пришел в "Кролик" впервые.

Все понравилось, сплошное наслаждение. Потом заглянул во второй раз, в третий… Уже нет такого эмоционального потрясения. Интерьеры рассмотрел, блюда распробовал.

Сидит гость и думает: да ну, ерунда какая-то. Чего я сюда хожу? Надо что-то новенькое поискать.

Для приезжих приход в распиаренный "Кролик", о котором они слышали еще у себя дома, — это событие, изюминка. Кроме того, вы правы, иностранцы тратят больше, чем наши сограждане, у них средний чек раза в полтора выше. Не из-за того, что русские люди более жадные и скупые, — из-за курса национальной валюты.

У нас-то меню в рублях, а интуристы пересчитывают на доллары и евро, вот и получается, что большинство блюд стоят для них копейки. В смысле — центы. По цене бургера из швейцарского "Макдоналдса".

Это надо понимать. Могу уверенно сказать, что White Rabbit не заведение номер один в России. Даже для меня.

Тот же "Сахалин" круче. Сто процентов! И конечно, "Кролик" точно не входит в первую двадцатку в мире.

Какое место он занял в последнем рейтинге? Когда я зашел на этот рынок, нужно было определенным образом дифференцироваться среди коллег, клиентов. Как и в любом другом бизнесе.

Бренд-шефом сети выбрали молодого талантливого повара Владимира Мухина. В 2015 году White Rabbit попал на 23-е место в рейтинге лучших ресторанов мира и получил звание самого яркого дебюта. В опубликованном рейтинге 2019 года детище Зарькова занимало почетную 13-ю строчку. Согласно рейтингу 30 самых успешных заведений Москвы, составленному редакцией Forbes в ноябре 2019-го, White Rabbit стал лидером в категории со средним счетом от 3,5 тыс. Благодаря международной славе сети и таланту Владимира Мухина это место чрезвычайно популярно среди гостей столицы и ее жителей. При этом значительная часть гостей здесь — это иностранцы. В 2013 году в Сочи начал свою работу южный филиал WRF. Уже в 2017-м с открытием Selfie Astana холдинг вышел на международную арену. В 2018-м в Дубае первых гостей принял гастрономический проект сети под названием Crab Market. Здесь гости могут насладиться потрясающим панорамным видом на центр Москвы.

В настоящее время стандарты сети WRF служат эталоном в мире гастрономии. Холдинг динамично развивается и включает более 20 проектов, которые принесли Борису Зарькову приличное состояние.

Там всякое было. Был местный бекон, овощи из теплиц. Много чего было. Туда пришел вице-губернатор, сам выкладывал. Местное телевидение, журналисты пришли, светские личности, много рестораторов, артистов.

Себестоимость этой картины — 17 тысяч рублей, а шума — на весь город. За неделю — 27 публикаций во всех ведущих областных СМИ, и все бесплатные. Все соцсети забиты открытием «Маниллова» — тоже бесплатно. Вот это моя деятельность, которой я регулярно занимаюсь. Рождение «Демона сидящего» в ресторане «Маниллов Gourmet». Фото — фейсбук ресторана Но сначала же надо как-то сообщить, что будет такая картина. Ну, это же технологии.

Я во всех интервью рассказываю, как все это делается. Сначала пишется правильный пресс-релиз, рассылается в СМИ. Потом ищем рейтинг омских СМИ, на сайте «Медиалогии» вываливается 20 самых рейтинговых. Вы заходите в каждое, смотрите, насколько оно соответствует вашей целевой аудитории. Если это газета «Приусадебное хозяйство», вряд ли им это интересно. Хотя можно и закинуть, хорошая информация лишней не бывает. Заходите в раздел «Контакты», находите адрес и туда присылаете пресс-релиз.

Если им интересно, они про это событие напишут. Ну да, им же нужен контент. Это и есть смысл моей работы — создание оригинального, нестандартного контента. А многие сейчас просто через соцсети анонсируют. В соцсети я, естественно, тоже анонсирую. Но когда мы проводим открытие ресторана, нам b2c-публика не нужна. Нам нужны только СМИ и знаменитости.

Люди потом придут, когда прочитают и заинтересуются. То есть позвать людей и накормить как следует бесплатно — неправильно? Вот когда так делают, у людей ощущение, что их все время здесь должны кормить на халяву. А те, кто приходит на такую пиар-акцию, —их даже кормить особо не надо. То есть их надо накормить обильно, но не выделываться, не нужно устриц, икры. Не нужно думать, что после этого они еще придут. Потому что они в следующий раз не придут, ибо медийные знаменитости жадные, а журналисты — бедные.

Задача всего этого мероприятия — пустить информацию в информационное пространство. То есть ваша технология — меньше воздействовать на конечную публику, а больше на СМИ. Пиар-акции — да, исключительно так. Цель — создание узнаваемого бренда, чтобы не переспрашивали: «Как вы сказали, Маниллов Гур… что? Они проводятся уже для b2c-публики — важно создать лояльность бренду, чтобы люди поняли, что здесь вкусно, здесь интересно, сюда обязательно надо ходить. То есть это другая технология. Вы часто пишете, что вы ресторанный критик.

Что это за направление у вас? Когда я говорю, что я специалист по продвижению ресторанов, народ не понимает: что это такое, как это? А в 2007 году вышел мультфильм «Рататуй», где был ресторанный критик, и когда ты говоришь, что ты ресторанный критик, пишешь про рестораны, всем все понятно. На самом деле человек может так называться, если он обладает тремя достоинствами. Он должен быть абсолютно независимым, не должен ходить за деньги ресторанов — только за свои или издания, куда пишет. У многих изданий могут быть свои отношения с ресторанами, аффилированность определённая, поэтому лучше ходить за свои деньги. Во-вторых, надо иметь огромный опыт, то есть посетить примерно три тысячи ресторанов, вкус должен сложиться.

Третье — он должен уметь писать. Совместить все три достоинства довольно сложно. Пример вам приведу. В Краснодаре есть городской портал «Кублог», где была ресторанная критика. Ходил персонаж под псевдонимом Робин Боб и критиковал. Но выяснилось, что ресторан принадлежит женщине, имеющей отношение к губернатору, и она, включив все ресурсы, начала прессовать это «Кублог». Такой скандал получился!

Независимость у Робина Боба была. Написал он хорошо, хлестко. Читаю: заказал горячее блюдо, жду 10 минут, 15 минут, наконец несут… Это же нормально. Ну да, стандарт подачи горячего блюда — 25 минут. Дальше ризотто: «странный недоваренный рис со сливками». Так он и должен быть недоваренным и со сливками, это и есть ризотто. И какой он тогда ресторанный критик?

В России, на мой взгляд, только два человека удовлетворяют всем трем условиям. Это некий критик Борис из Петербурга… Вот как раз хотел про него спросить Мне он нравится, я его читаю, прислушиваюсь. Его никто не знает или делают вид, что не знают. Мы с ним в фейсбуке постоянно переписываемся, советы друг другу даем, куда сходить. Я ему как-то предложил встретиться, когда он будет в Москве, он написал: нет-нет-нет, я обязан быть инкогнито. А второй критик? Яков Можаев в Екатеринбурге, тоже очень нравится.

Звездочка, рекомендую с небольшой натяжкой. Важно впечатление на выходе и ничего кроме. У меня одно: «У вас вообще Мама тута? Советы от Критика Бориса о местах, где лучше всего проводить важные встречи с дорогими гостями.

Независимый ресторанный критик Борис: «Я не считаю шаверму кухней Петербурга»

Подробное описание, ссылка, оценка канала Борис Критик по мнению пользователей неофициального каталога. Своими взглядами на городскую кулинарную специфику среди прочих поделился независимый ресторанный критик Борис. «Ресторанный критик». Ресторатор Борис Зарьков (основатель White Rabbit Family) в своем телеграм-канале Zarkov Live рассказал о влиянии специальной военной операции на ресторанный бизнес.

Борис, борись! Кем оказался главный независимый ресторанный обозреватель России?

Интервью ресторанного критика Бориса Как часто говорит 47-летний Борис Зарьков, в ресторанном бизнесе он оказался по стечению обстоятельств.
Борис Зарьков, White Rabbit Family: почему в ресторане нужно следить за каждой табуреткой Ресторанный критик рассказал, на какую фишку вдохновила рестораторов зубная паста и как трюк со стаканами заставляет клиентов больше платить.
«Критика - это взгляд испытателя самолета»: интервью с критиком Борисом В новом интервью ресторанный критик Борис рассказывает, что он думает о коллегах по цеху, часто ли ему угрожают, чего нам ждать через год, и многое другое.
Борис Зарьков о русской кухне и международной экспансии, Интервью на Найти ресторанный критик москва не составит труда, но если так получилось, что вы не можете найти полезный контент, то всегда можете стать его автором.

Интервью с ресторанным критиком Борисом

Да, и благодаря санкциям, возможно, лет через десять в России появятся великие вина. Но не стоит упускать из виду важную составляющую — потребление населением. Думаю, что в течение года-двух премиальные рестораны с высоким чеком, куда надо наряжаться, будут чувствовать себя хуже всего. Многие уехали, да и не до праздника. Еще интересно посмотреть на московские проекты, которые открывались специально под Michelin: что с ними будет происходить.

Серотониновая ловушка коснулась многих, и нас в том числе. Это когда ресторатор или шеф, желая попасть в гид, забывают о гостях и творят ради признания. Даже наняли итальянское агентство. Потом нашу стратегию в России скопировали, и такое позиционирование перестало быть конкурентным преимуществом.

И перестало быть нам интересно. Мы создали бренд с мировым именем, достаточно. Теперь бренд пусть поработает на нас. Как предпринимателю мне все равно, есть в стране Michelin или его нет, особенно если это не влияет на очередь в ресторане.

Честно говоря, фронтят в гидах шеф-повара. Да и гиды слишком субъективны.

Закрытой, ограниченной — вся вышедшая информация повторялась по разным источникам: перескакиваешь с канала на канал, а разницы нет. Но кто я такой, чтобы осуждать простые методы массового оповещения: из мегафона можно орать только одну информацию для всех. Метод — да, но не рекомендуемый мной.

Поделиться Подписаться На сайте, где Борис публикует обзоры заведений, появилась гастрономическая карта Северной столицы. На нее попали 50 "наиболее актуальных, свежих или доказавших за годы свою исключительность" по мнению самого критика. При этом каждому ресторану или кафе Борис выставлял собственную оценку - от одной до трех звезд.

Да поэтому и выбрали именно его. Ну и интересна динамика: два года - отличный срок. Чужие дети растут быстро, если их видеть редко. За пять лет проекта, да и по другим колонкам, что веду, возник ритуал подготовки. До поездки опрашиваю местных знакомцев, чаще всего по соцсетям, ищу упоминания ресторанов по всем источникам, от специализированных ресторанных сайтов до афиши Российского ресторанного фестиваля. Потом выбираю 13-15 наиболее часто упоминаемых. Не "хороших" или "плохих", а тех, что на слуху, тех, что интересуют кого-то кроме самих владельцев. Вот все эти точки обхожу в первый день и решаю, кто достоин... Таких набралось девять из пятнадцати - про них и буду рассказывать следующие два месяца, складывая общую картину из всех осмотренных пациентов. По картине. Мне показалось, произошло то, что как раз сейчас и есть тренд по России, наверное, исключая лишь Петербург - нашу Гастрономическую Столицу! Всё упрощается, гораздо меньше оригинального. Выбираются самые проверенные схемы, форматы, кухни. Как флагман этого - просто роскошно аншлагово! Не время рисковать денежками, вложенными в ресторан с дельфинами-официантами. Если раньше я видел оригинальные проекты, например, JUST.

Борис Критик подвёл итоги года в ресторанном бизнесе Петербурга

Ресторанный критик Борис о новом ресторане «Mexico City» от «Евразия-холдинг» Логотип телеграм канала @boriskritik — Борис Критик Б.
Борис Критик Профессия — ресторанный критик. Критика ресторанной критики. «Будни ресторанного критика».
Борис Критик: письмо из прошлого про гигиену в ресторанах анонимный независимый ресторанный критик, автор более 5250 рецензий, написанных за 20 лет, а также ведущий авторской радиопрограммы на Business FM.
Ресторанный критик борис - свежее видео за сегодня - видео Борьба за высокую позицию в ресторанном guide — обыкновенный маркетинговый инструмент.
Борис ресторанный фото, видео - Журнал Помидор Своими взглядами на городскую кулинарную специфику среди прочих поделился независимый ресторанный критик Борис.

Борис Критик — официальный Телеграм-канал

Ресторанный критик. Логотип телеграм канала @boriskritik — Борис Критик Б. Чтобы подписаться на телеграм-канал «Борис Критик» необходимо иметь установленное приложение Telegram.

Ресторанная критика Якова Можаева: «Счастливы вместе»

Ресторатор Борис Зарьков — человек, которому вместе с шефом Владимиром Мухиным удалось вывести российский ресторан — White Rabbit — на 18-е место в списке 50 лучших ресторанов мира. #БезупречноБроский: эксклюзивное интервью с владельцем лучшего ресторана России White Rabbit Борисом Зарьковым. Это некий критик Борис из Петербурга.

Борис Критик: почему в Петербурге так популярна грузинская кухня

С ними рестораторам, конечно, просто, это не старая школа, которая, будучи приглашена, спросит: «Какого хрена у вас хрен в мороженом с хреном не читается? На вес их, что ли, берут? Это не блогеры, не критики, это инстаграм-дивы. На телефончик снять сырники и поставить хештег нужный — миссия выполнена! Все упростилось до примитива, адский твиттер сдох: даже на написание текста размером с СМС у современной публики не хватает усидчивости, мыслей, мнения. Только Путин пока не пишет речей смайлами, за то и люблю! На фоне этого «вау, прикольный рестик, котаны, это какой-то суп… или салат, не помню» быть Борисом — уже важная социальная роль в индустрии. Tequila-Boom Водочный ресторан «Бухарин» Суши-бар «Обезьяна» Лучшие заведения за десять лет назвать сложно: голова — самая темная вещь, как говорили во времена моей медицинской молодости.

Все меняется, суп, который хвалил давно, кажется дурным, те самые пирожные из «Севера» начала 1980-х, уверен, сейчас выплюнул бы как жирную каку. Но есть рестораны, которые я до сих пор привожу как пример. Водочный ресторан «Бухарин» — лучший ресторан 2000-х, погибший через два месяца после открытия из-за конфликта с соседями. Polyglot cafe, а также «5 минут», автомойка с кафе на Синопской набережной, — там работал прекрасный повар Дмитрий Зинченко, еще замеченный в «Устричном баре» и Sukawati. Дмитрий мог первернуть сознание шафрановым супом из мидий и оргазма. Суши-бар «Обезьяна» на Невском — лучший дизайн. Лучшая русская кухня — трактир «Разгуляй» и его шеф Феликс Мамин: помню и квас, и ягненка по-сабантуйски по четвергам.

Помню, как никому не известный по фамилии Блинов хулиганит на кухне первого Zималеto. Вокруг танцы, телочки, дискач и клуб — и уже заметны первые весточки его сегодняшней кухни. Буррито из Tequila-Boom на Вознесенском проспекте десять лет назад — до сих пор вкуснее не встретил за 2600 ресторанов. Людей я оцениваю просто: пока человек не нарушил мой собственный свод правил, он на светлой стороне силы. Как только я узнал что-то плохое, его личное дело из воображаемой белой картотеки перемещается в черную. Например, повар может уйти из ресторана, если его идеология разошлась со мнением учредителей, но не так, чтобы заработать репутацию работника, который кинет, не выполнив обязательства. Как и в политике, мне не так важен человек: нельзя любить или не любить президента или оппозиционера, можно оценивать поступки и того, и другого.

Нужно иметь свое отношение к законам, которые лоббирует депутат, а не к его прическе. Из тех, кого я уважаю, а их много, но примеры же нужны? Быть хорошим поваром — это прекрасно. Исполнить мечту тысячи поваров и стать самостоятельным — бесценно. И только то, что за десять лет им не сделано ничего плохого по меркам моего свода правил, вызывает безусловное уважение. Про Марину Наумову из «Миндаля» или Зиннята Акбашева из «Фермы» — можно спорить по конкретным блюдам, но о них самих никто слова плохого не скажет. В 2000-х лучшим поваром, который работал в городе, был, наверное, Паскаль Анро из Garcon, в 2010-х — Иван Березуцкий.

Так вот, став звездой мирового масштаба, как человек, Иван не изменился: ни разу не слышал, чтобы он звездил на мероприятии или стал по-другому общаться с коллегами или персоналом. Ресторанный обозреватель Анна Коварская — безусловное уважение и доверие, подтвержденные десятилетием. Есть куча обратных примеров: если я часто вижу повара из первой городской десятки в четверг или пятницу вечером отдыхающего в чужом ресторане с женой, я никогда не буду его уважать как профессионала: любить — да, хвалить новую работу — да, но не уважать. На сегодняшний день у меня всего три заведения в черном списке. Я не пойду про них писать, потому что не смогу быть объективно-субъективным — однажды они мне хамством ответили на отзыв, а для меня это перечеркивает все хорошее. Можно меня критиковать, не любить, но я не забанил в соцсетях ни одного деятеля индустрии, не удалил ни одного негативного комментария. Но я не такой профессионал, чтобы с холодной головой рассказывать про новый ресторан хама.

Для меня уже давно нет никаких других интересов — только рестораны. Как и раньше, поглощен, порабощен, узколоб. Не удается читать негастрономических книг, смотреть ролики с котятками, играющими со щенками, — все отдам в пользу четырехчасового вебинара «В чем успех Farsh Аркадия Новикова». Единственное исключение, наверное, сериалы, хоть и не в таком объеме, как раньше, — я перестал писать полугодовые выборки с моими рекомендациями.

В 2010 году открыл в Москве семейный ресторан «Luciano», спустя год - свой самый знаковый проект «White Rabbit», в сотрудничестве с Александром Затуринским шефом и третьим партнером в обоих местах первые пару лет был Ивлев, однако, ввиду серьезного конфликта, мужчины разорвали все деловые отношения. Зарьков усиленно сотрудничает с крупными холдингами, известными рестораторами в том числе, с Аркадием Новиковым.

Гастрономические критики называют проект флагманским [3] для альянса WRF, который был создан годом позже — в 2012. Концепция заведения — современная русская кухня.

Сейчас уже пятилетние «детки-москвичики» спрашивают: «Мам, а почему бизнес-ланч — это плохо, а бизнес-класс в шамалёти — это клуто»? Готов был спорить, что днем тут не будет мест, но в обед, около 15. С ланчами в бизнес-квартале!

Шел второй раз в 20. Ждал места у входа, сесть за общим столом у кухни. Кстати, про публику, интересно. В большинстве все прогнозируемо замечательно: всегда желаю себе таких людей в зале иметь в качестве соседей. Тут неожиданно есть хорошо так бухие граждане — пьяными не назвать.

Бухие одиночки крайне интеллигентного вида. В Петербурге такие принудительно читают Ахматову официанту, тут — стоят, рассуждают о вагю, гуляют, общаются с кухней, лезут за бар. Охранник тут есть, два на полтора метра, в костюме. Именно как в поговорке: «век шесть лет езди в Москву — век шесть лет удивляйся»! Удивительно, что не видел никаких действий по служебной инструкции, что делать с таким шумным и «выделяющимся» гостем, если он не депутат, не начальник РУВД?

Полез в интернет, посмотрел на фото владельца. Не-е-е, не он. На всякий профессионализм есть прокол! Шикарный кейс для моих воображаемых студентов! Только через полчаса, на тридцать второй минуте перестали наливать вино, попросили расчитаться, пригласив охранника постоять рядом.

Что заняло восемь минут. Интерьер не удивляет — трендовый, уверенный, окнам в пол соответствующий, из всего, что уже видел, компиляция такая приемов. Отмечу лишь вещи-минусы. Или из универсама, из окон скоммуниздили. И второе — пространственно-физические.

Полную вешалку ровно перед дверью в туалет, половину амплитуды которой она и закрывает, как пушистой елкой. Скоро Новый Год. Сервис — традиционный «кофеманский». Четко, понятно, настроено на поток, на публику выше средней. Вечером при аншлаге начинаются «проскальзывания».

Первая атака через две минуты. Потом пауза достаточно большая. Всё равно, хорошо. Вплоть до расчета, но об этом после. Меню, опять же, деловое, понятное, лаконичное: для ресторана это не всегда хорошо, хочется некоей витиеватости и «добавленной стоимости» в описаниях.

Впрочем, эту сложность и на словах передавать можно, подавая блюдо. Про семечки кациуса, например. Удобное меню! При заказе стейка а все до единого тут продаются на вес девушка сообщает приблизительный вес. Сама и без вопросов: отменно и пример!

Приблизительный — 250 оказался 209 граммов — «Фланк» 600 за 100 гр. Вот точно гость не удивится цене — так надо работать со всеми весовыми товарами. Не попали в медиум рэ, сделали неуверенный медиум, но предложили переделать — отказ — зачем, и так неплох. Цветная капуста на гриле на гарнир удивляет ценой — 450 рублей? Тогда «Мачете» 650 за 100 гр.

В отличие от своего напарника, разрезать стейк при официанте и проверить степень прожарки не просят, но тут, наоборот, попадают в медиум. Совершенно без вопросов, образцовое мясо! Даже формой: только один из девяти «мачете» нынче похож на «мачете». Обещали 180-200 граммов — вышел 220. Тартар из говядины с муссом из пармезана 490 —жажда ли крови в нем, понятно, что не купить нельзя.

Легкий, прекрасный нарезкой, с кубиком свежего огурца второй нотой, следующей перед пармезановой пены. И порция, если я не ошибаюсь, в полтора раза больше «DUO». Ну, я бы сказал, «слабой соли». Но рыба точно первая тут, как и в названии, и картошка на ее фоне, как и все компоненты, вторичны. Если не откровение гастрономическое, то честнейшая и выгодная партия!

Как «Жажда Крови», удался лучше стейка! Морковный пирог 390 — вкусно, но это просто кусок однообразного, однослойного бисквита с соусом. Красиво сочится под вилкой, редкими нитями морковки блестит, оправдывает название, пеканом развлекает. Я не против, но не слишком ли просто? Хотя в мясном заведении, может, и надо отличаться от кондитерской.

Антонио Фреза, напротив его же Jerome. Морепродукты, рыба — рыбная лавка, израильская бабка и мама шефа, размер-размах, девушки, девушки, девушки… Фото: instagram. Self Edge Japanese. Команда dreamteam. Без аналога. Avocado Queen.

Да ещё роллы. Девочки, девочки, авокадо! Агаларов- Crocus Group, Мойка, почти Исаакий, выходной, красивый ресторан-праздник, русская кухня, которой в городке в десять раз меньше нужного и нестыдного для большого русского города, интересная современной интерпретацией.

Ресторанная критика

Ресторанный критик Борис о новом ресторане «Mexico City» от «Евразия-холдинг» Ресторанный критик. 20 лет, 5300 опубликованных рецензий + авторская программа на Business FM.
Как Борис Критик оценивает рестораны. - YouTube Ресторатор Борис Зарьков (основатель White Rabbit Family) в своем телеграм-канале Zarkov Live рассказал о влиянии специальной военной операции на ресторанный бизнес.
«Ваши цены - это шок». Известный ресторанный критик из Питера о заведениях Минска новости компании Open Service.
Блог компании Open Service в Санкт-Петербурге российский ресторатор, предприниматель, основатель ресторанного альянса White Rabbit Family.

Борис... Он такой один

  • «Создавать сети фастфуда гораздо сложнее, чем заниматься высокой кухней»
  • О канале «Борис Критик»
  • Сообщить об опечатке
  • О ресторанах

Уже зарегистрированы

Но не только. Большинство заказов везут прямиком из ресторанов, значит, в дорогих и пафосных залах будут сидеть в ожидании заказа курьеры, заряжая телефоны и стирая носки почти шутка. Готовьтесь: в суши-барах, например, гостям придется ждать свои заказы по часу — ведь доставщики всегда обслуживаются вперед! Я уже раз пять попадал на «ожидание от часа», когда зал ресторана пустой, но заказов много все на доставку.

А это санкции и исключение из системы в дальнейшем, что совсем не нужно ресторану, у которого с доставкой связана большая часть оборота. Как не одобряет Борис доставки, так не нравятся ему и повсеместные кальяны, которых за год прибавилось в заведениях Минска. Для меня, пусть хоть сто кальянных клубов будет в городе, но они не должны быть в ресторанах.

Даже если в ресторане с кальянами будет мишленовского уровня повар, его еда не будет главной на этом празднике тумана. Какие заведения в Минске понравились ресторанному критику? Место про еду» — он поставил им по две звезды из трех.

Обожаю концептуальность, когда ничего лишнего. Когда не супермаркет «шины, степлеры, редиска», а специализированный магазин, бутик, одним гламурным словом. Отмечу еще ваш ресторан «101» — не самый современный эстетикой, но, что важнее, уникальный ресторан.

Таких ощущений и фоток вы не сделаете нигде. Это не сотый ресторан с модным интерьером, который забываешь, еще находясь внутри. А по фото потом не сообразить, что это вообще.

Минские цены критику с многолетним опытом показались высокими. Очень высокими. Могу только так: «цензура», «цензура», «цензура».

Это шок. В среднем в месяц на еду ресторанный критик тратит около 2,5 тысячи белорусских рублей — это если в основном проводит время в Питере. Рестораны Москвы, стран Балтии, Италии дороже, чем рестораны Петербурга.

Воронежа — дешевле. Минск — сравним, если не дороже. Судя по выписке из интернет-банка, за три дня в белорусской столице, а это 14 посещений ресторанов, Борис потратил 525 рублей.

Средняя закуска у вас стоит 16,5 рублей, горячее блюдо — 24,5 рубля. Питьевая вода, заметил, дешевле, чем у нас примерно на треть , — как импортная, так и местная. Что в Минске изменилось за то время, что Борис к нам приезжает?

Точно — качество заведений. Средний уровень стал гораздо выше. Наверное, много плохого… но поверьте человеку, который видит по 70 заведений в месяц в разных городах: завидую!

И, кстати, важная штука. Здоровый организм, в том числе и ресторанный рынок, правильно самоочищается. Плохие заведения быстро закрываются хотя бывает, быстро закрываются и хорошие.

Как отличить хороший ресторан от плохого? Лайфхаки от Бориса Борис предупреждает сразу: он — не Лена Летучая, провокаций в ресторанах не устраивает. Могу поспрашивать по меню — это да.

Но даже если увижу волос или не волос, а фрагмент от щетки , то в обзоре вряд ли об этом напишу.

Но недопустимо брать полторы тысячи евро с человека за такую халтуру! Тут ведь речь о стратегии бренда, культуре компании. Если люди накосячили, они сами должны извиниться, признать ошибку.

Посмотрел, получил представление. Чизкейк с золотом — 4592 доллара. Для десерта использовали рикотту буффало, 200-летний коньяк, мадагаскарскую ваниль, итальянские белые трюфели, еще что-то. Пицца с 24-каратным золотом — 2700 долларов.

Основа: настоянное на чернилах индийского черного кальмара тесто, которое посыпано эквадорскими съедобными золотыми хлопьями. Как вам? Считаю, что показное потребление — закономерный этап перехода из грязи в князи любого человека, страны, народа. Видимо, эти блюда делают для тех, кому важно продемонстрировать своему социуму, что они поднялись на новую ступень и могут себе позволить соответствующие атрибуты.

Нормально Например, не так давно я был в Дубае и посетил ресторан Nusr-Et Steakhouse, где в меню на одной из страниц перечислены блюда из золота. Самое дешевое стоит, по-моему, 40 тысяч рублей, если перевести на наши деньги. Тебе сразу говорят: "Шеф Нусрет сейчас на месте. Когда сделаете заказ, он придет и с вами сфотографируется".

Ошибся по location, допустил еще ряд просчетов. С Krasota по-дубайски постараюсь их не повторить. Если там у тебя удачный проект, запрос на франшизу автоматически приходит из арабских стран, США. Вот, например, Аркаша Новиков сделал в Лондоне успешный ресторан, и все теперь хотят иметь такой же у себя.

Уже шесть или семь аналогичных Novikov работают в разных странах. Мы хотим нечто подобное проделать с Krasota. Масштабировать проект. Вижу большой потенциал.

Если говорить о маржинальности, надеюсь, проект будет финансово успешным, хотя какого-то фантастического результата не жду. Точную цифру по памяти не назову, не подсчитывал. Уже объяснял вам, что новые проекты нужны для развития. Если ты сам не раздвигаешь границы, не значит, что этого не делает кто-то другой.

Даже сохраняя эффективность старой нормы, неизбежно начнешь отставать, ты окажешься неинтересен своей же аудитории, она откажется от привычки ходить к тебе и отправится к конкурентам. Закон любого бизнеса. Насмотренность формирует инсайты, на ровном месте они не рождаются. Правда, я в основном слежу за зарубежными рестораторами.

Хочется иметь дело с первоисточником. Конечно, хожу и в Москве, когда открывается что-то интересное, но к еде я отношусь профессионально, функционально. Лишаете себя удовольствия. Откровенно говоря, не люблю ходить в рестораны.

Ни в свои, ни в чужие. Для меня это работа. Нормальному человеку стоит переступить порог, и у него срабатывает сенсорная система, которая сканирует пространство в поисках источника удовольствия. А у меня это происходит когнитивно, я все время ищу, что еще можно улучшить.

Только за границей удается расслабиться. На Новый год вот летал на Бали, провел там с семьей больше месяца. Никогда в жизни столько не отдыхал! Компенсация организму за тяжелый 2020-й.

Посмотрел несколько интересных и успешных проектов. Тон на острове задают ребята из Австралии. Очень качественная еда. Но и продукты на Бали фантастические — неимоверные овощи, зелень, фрукты.

Такое трудно испортить. Надо сильно постараться. Посещение ресторанов для меня — способ подсмотреть что-то новое в профессиональном отношении, узнать, а потом применить у себя. Моя задача — извлечь из увиденного как можно больше пользы.

Я кашеварю на открытом огне, а жена отлично готовит все остальное. Но тут ведь важно не самому стоять у плиты, а разбираться во вкусах, скажем, знать, какими должны быть соусы, отличать 20 или 30 видов. При этом я не обязан уметь их все приготовить. Мне нужно понимать, какие ингредиенты надо соединять в композицию, чтобы продукты в блюде заиграли.

И в этом, поверьте, я знаю толк. Есть система смешения текстур. Люди любят, когда присутствует большая гамма вкусовых оттенков. Важно правильно соединить, чтобы сочеталось и кислое, и сладкое, и соленое, и горькое.

Плюс разные текстуры — мягкая, хрустящая, твердая. Это прекрасно. Но высший пилотаж — когда два-три странных ингредиента соединились и дали что-то новое О ковиде, партнерах, бихевиористской экономике, мотивации, эмиграции, чистоте ума и скуке — Правильно понимаю, Борис, что коронавирус — ваш личный враг? Я ведь переболел ковидом, на день терял вкус и способность различать запахи.

Катастрофическое состояние! Еще раз убедился, что еда — все-таки вид искусства. Если убрать ощущения, полностью теряешь интерес к процессу. Как если бы глухой слушал музыку.

Когда не чувствуешь вкуса, слово "аппетит" становится совершенно бессмысленным. При этом голод, потребность его утолить остается, однако процесс пережевывания пищи не доставляет никакого удовольствия, внутри происходит странный когнитивный диссонанс. Глаза видят предмет, ты берешь — условно — дольку хурмы, кладешь в рот, а дальше ничего не происходит, жуешь что-то холодное и мокрое. В общем, ощущение очень неприятное.

Вот кому реально может быть страшно, если это надолго задержится. Известны случаи, когда обоняние по полгода не возвращалось. Все рестораторы пропускают меню через себя. И у меня проходят дегустации.

Скажем, перед открытием Krasota, наверное, раз 40 попробовал сет. А в нем десять блюд. Так с каждым новым рестораном полностью проверяю кухню на себе. Не в буквальном смысле, конечно.

Пропадает острота восприятия, происходит профессиональная деформация. Так бывает, когда постоянно занят одним и тем же. Человек постепенно утрачивает суть, не воспринимает нюансы, поэтому внешние советы очень важны. Вот я и подсказываю, что надо чуть подправить.

Конкретный пример: в ноябре отмечали день рождения жены, пришли 83 человека. Мы специально провели опрос, и оказалось, что к тому моменту переболели 62 гостя. Сейчас число наверняка выросло. Ирина еще осенью вакцинировалась.

Так вышло. Все эти годы она была рядом, наблюдала, участвовала… Я ведь интроверт, не люблю лишний раз появляться на людях, мне лучше с книжкой дома посидеть. А Ирина — наоборот, ей в удовольствие наводить контакты. Ей постоянно звонили, писали, просили заказать столик, организовать вечер...

В какой-то момент я предложил: "Послушай, почему бы тебе не заняться этим профессионально? Так все устроены. Но, кстати, в нашем случае акцент был сделан вначале не на мне, а на Владимире Мухине, в первую очередь мы его капитализировали. В 2013 году он стал вице-чемпионом конкурса San Pellegrino Cooking Cup — это соревнование для шефов, а не рестораторов.

Володя в тот момент работал в "Булошной" на "Курской". Мухин по-своему уникален. Кухню первого своего ресторана он возглавил в 21 год, что очень рано для этой профессии. Выбирая шефа, мы всегда оцениваем три важных момента.

Первая компетенция — поварская, умение готовить. Вторая — управленческая, способность организовать процесс. Третий аспект — знания в сфере маркетинга. У Владимира все это есть.

Плюс его собственная, индивидуальная особенность — высокий уровень культуры, образованности. Вместе мы много поколесили по миру, были практически везде. Вот буквально. На всех континентах.

Я расстался с ним через восемь месяцев после открытия. Понял, что звезд старой формации мне больше не надо, с советским ресторанным наследием пора прощаться, мне нужен молодой шеф. Владимиру Мухину сейчас 37 лет, а тогда и 30 не исполнилось. Конечно, это не возраст для шеф-повара.

Необходима определенная насмотренность, зрелость, жизненный опыт. Откуда этому взяться в молодые годы? Вот мы и стали с Владимиром путешествовать, смотреть. Повторю, шеф обязан быть творческим человеком, умеющим сочетать креатив и менеджерскую, серьезную управленческую работу.

А если у тебя нет багажа за плечами, ты не ездил по миру, не видел ничего, кроме Москвы, где десять лет назад кормили только суши с пиццей… — Насколько точно вам удается угадывать с партнерами? Считаю, что хороший бизнес с плохим партнером — плохой бизнес. Все равно закончится чем-то скверным — Есть такой опыт? В Дубае, например.

Не хочу углубляться в детали, поверьте на слово. Но теперь у меня, как говорится, все ходы записаны. Прежде чем сделать первый шаг, мы четко фиксируем на бумаге права и ответственность сторон. Сразу говорю партнерам: ребята, это бизнес, здесь нет никаких гарантий.

Все почему-то думают, что новый проект обязательно полетит, но может ведь случиться по-всякому. Периодически мне звонят разные незнакомые люди, говорят: "Борис, давайте мы что-нибудь проинвестируем". Им кажется, что мое имя гарантирует успех. В этом нет необходимости.

У меня есть друзья, с которыми мы прошли совершенно разные ситуации, и я понимаю: если вдруг бизнес с ними не получится, ничего страшного не произойдет. А сейчас, повторяю, у нас все прописано. Каждый раз делаю соглашение, в котором учтены любые нюансы — от момента создания проекта до банкротства, продажи долей или бизнеса целиком. У людей могут быть разные ожидания, но эмоции — плохой помощник в деле.

Если начинается разговор на повышенных тонах, берем бумаги и читаем, что там написано, как нам поступить в такой ситуации. Верно, есть расхожее выражение: мол, не имей общих дел с другом, чтобы не потерять его. Считаю, это ложный посыл. Если попадешь в критическую ситуацию с близким товарищем, деньги будут проверкой ваших отношений.

Настоящая дружба деньгами не меряется. Одна крупная и серьезная... Человек неожиданно открылся с совершенно другой стороны… Поэтому пословицу надо переиначить: если не хочешь узнать негатив о друге, не делай с ним бизнес. Не проверяй, не испытывай.

Мы ведь раньше жили в парадигме индустриальных революций — первой, второй, когда люди служили ресурсом. Сейчас новый этап — человекоцентричность. Все сместилось.

Мне говорят: вот там хороший шеф-повар — и я приезжаю.

Губернский Игорь Губернский, основатель Московского гастрономического фестиваля и конкурса молодых шефов «Серебряный треугольник». Как легче всего узнать, где молодые талантливые повара, — пообщаться с людьми, которые ходят по всем ресторанам. Кто это? Гастрокритики, организаторы фестивалей про еду: это их работа — ходить и пробовать все подряд.

Ну поспрашивал тогда, я помню, разных. И про Мухина мне сказал Губернский. Он сказал, что есть молодой шеф, сидит уже восемь лет там. Я сначала заехал и просто его попробовал.

Мне очень понравилось. Сел в углу, взял меню. Если шеф-повар у себя в ресторане плохо готовит, то откуда взяться вероятности, что он специально для тебя будет готовить лучше? Зачем устраивать какую-то дегустацию, если пришел, по меню поел — и все понятно.

Три блюда. Понятное дело, что если шеф работает, например, в ресторане «Доктор Живаго», то надо взять классику: котлетку, борщик. Я примерно говорю, про ресторан русской кухни. Если там будут котлетка и борщик плохими, то зачем пробовать его в креативе уровня кандидата наук или доктора наук?

Если он техникум не окончил. В этом проблема наша, кстати: что у нас кандидаты все и доктора. Или показательно знаете, что? У нас не умеет никто омлет делать.

Есть, конечно, какие-то люди, у Аркадия Новикова. У Аркадия чем мне нравится: он в поварах базу сначала делает. Поэтому у него все работает. Но было вкусно.

Причем дали какие-то комплименты, даже Володя вышел. Вообще, повар должен выходить, получать обратную связь, общаться с гостями Мухин и в «Кролике» это сейчас делает. И мне это очень понравилось. Я с ним еще раз встретился, попробовал, пообщался.

У вас с самого начала была мысль биться за место в списке «50 лучших ресторанов мира»? Это просто стратегия, чтобы бизнес работал долго. Потому что ресторанный бизнес — это цикличный процесс. Три-пять-семь лет живет ресторан — и все.

Во всем мире так. Есть, конечно, какие-то проекты, которые долго работают. Исключения из правил. Но в общей массе — процентов 70—80 ресторанов все равно со временем идут на спад.

Особенно в таком потреблении, как сейчас у нас. Чем больше потребление падает, тем циклы становятся короче. Короче, короче, короче. Например, в городе Астане цикл — четыре месяца.

Но просто если взять график — а я МИФИ заканчивал, у меня все в графиках в голове, — то он примерно такой: сначала подъем, потом плато, потом у тебя спад, потом плато, а потом опять спад. Задача во всех этих точках что-то делать, чтобы поддерживать жизнь ресторана. А когда у тебя маленькое потребление, особенно сейчас, в эпоху быстрой информации, получается, что это быстрый рост — посмотрели, понравилось, ходим — потом ушли, и быстрый спад. А у всех ресторанов, которые в мире работают долго десятилетиями — совсем единицы, но хотя бы десять лет , — там бизнес основан на туризме.

Какой инструмент, думал я, нужен, чтобы ходили туристы? Ресторан «Пушкин» я уже не придумаю. А гениальная идея Деллоса состоит в том, что он сделал ресторан именно для туристов. Потому что каждый приехавший в Москву турист хочет попасть туда, каждый.

Даже когда к нам сейчас приезжают известные шефы, они все говорят: мы хотим попасть в «Пушкин». Потому что в их ментальности «Пушкину» двести лет. Он ведь сделан так, будто существует с конца восемнадцатого — начала девятнадцатого века. Итак, чтобы не было спада, у нас была идея работать над маркетингом для туристов, приезжающих из-за рубежа.

Потому что Michelin на территории России не работает. И мы разработали стратегию попадания туда, в The 50 Best. Но это не помогло. Потому что локейшен плохой.

Там тяжелейший маркетинг. Не знаю, может, сейчас полегче. Значит, была такая стратегия. И при этом вы взяли мало кому известного повара.

Вы решили целенаправленно сделать из него звезду или как? У нас контракт даже был. А он не хотел уходить. Ну представляете, сидит человек восемь лет, у него уже там все партнеры — друзья-семья, и ему нормально платят, а здесь риск: перейти на место короля королей Константина Ивлева.

Причем оттуда он забрать никого не мог, потому что это непорядочно, а Мухин очень порядочный человек. А сюда он придет — и будет тяжело. И поэтому он не соглашался какое-то время. У нас контракт был не то чтобы я ему гарантирую попадание в топ-50.

Но я ему обрисовал картину, как вообще устроен мир, обрисовал эту стратегию, как мы будем туда попадать. И через две недели он согласился. Нет, у меня был контракт, знаете, на что — на то, что… Это же денег много стоит все. Мы каждый год привозим пятьдесят человек.

До сих пор. Шефы, критики, блогеры. У нас есть агентство за границей, которое нам говорит: надо привезти вот этих людей. В принципе сейчас у нас все этим занимаются.

Twins, например. Схема понятная. Сет Анатолия Казакова в ресторане Selfie — И вот он пришел, и вы стали делать из него звезду. Чтобы там все было хорошо и он стабильно работал десятилетиями.

То есть если мы еще лет пять в этом «полтиннике» поживем, а потом оттуда вылетим, ресторан на этих рельсах будет катиться еще очень долго. Он уже здесь был. Все эти фестивали, «Омниворы». Первое, что мы сделали с ним в «Белом кролике», — сет на тему русских писателей.

Потратили много совместного времени. Я уже сейчас так не смогу. С чистого листа? Концепция меню была — «Пожарили, поварили».

Или просто ставили задачу? Я показал Володе мир. И много что правил. Особенно поначалу.

Сейчас я ничего не правлю и не контролирую — в том, что касается «Белого кролика». Вот сейчас какой-то сет запустился, я его еще не пробовал. Она и сейчас у меня есть. То, что я хочу сделать.

Нашему потребителю это неинтересно, ему надо котлеты, борщи. Я думаю, что если бы те эксперименты, которые мы проводили с Володей, проходили бы не на площадке на крыше Смоленского пассажа, а где-нибудь в месте типа «Чайки», ничего бы не случилось. Эта площадка — она помогла нам с экспериментами. Она, можно сказать, каким-то образом поменяла гастрономическую карту Москвы.

Потому что все боялись этим заниматься — сеты какие-то, странные сочетания блюд. Борщ, солянка, щи, котлетка крабовая с креветками — вот что нужно потребителю. А что смеетесь, сейчас все котлетки в Москве крабовые и с креветками. Того, что здесь этого не поймут.

Потому что мне это нравится. Это и Chicha, и Selfie. Но людям все равно нужны котлетки. Это невозможно сделать кардинально.

Что бы мы ни пробовали, мы все равно домой придем и будем есть котлетку, борщик. Это очень показательно, понимаете? Никто дома севиче не ест. И суши не лепит.

И крабов не варит. Но этот след наш — мы его все равно передаем детям. Надо два-три поколения, чтобы сломать советский стереотип.

Не гипермаркет. Кто хочет меня — тот найдет. Кто не хочет, не натолкнется случайно. Кому интересны мои оценки — добро пожаловать. Я не готов быть Веркой Сердючкой, из всех утюгов поющей. С другой стороны, сайт, где я веду колонку, - лидер как по покрытию городов, так и по посещаемости. А мне важно быть полезным. Ведь информация довольно быстро устаревает. Колонка - место основное. И, конечно, хочется, чтобы воспринимали по отзывам. Не по шелухе комментариев, сплетен или привлечении публики фото в "Фейсбук". Я - это Колонка. И за каждую строчку я отвечаю. Про еду пишут многие, но это рецепты. Тебя волнует статистика посещаемости твоего сайта, твоих отзывов, число комментариев? Может, были попытки плагиата или троллинга? Борис: Про рецепты писать "выгодно" и просто. Тут аудитория от Камчатки до Австралии. Рестораны в городе интересуют в несколько тысяч раз меньшую. Наверное, в этом и есть секрет долгожительства. Пока я увлечен — я всегда один. Статистика волнует, конечно. Никогда не буду писать сам себе, "в стол". Это дает силы. Это показывает, что нужен, что не зря. Потом, статистика — первейший инструмент. Понять, про что читают больше. Понять, про что надо писать чаще, а что интереса не вызывает. Я же не для себя пишу. Значит, нет другой объективной оценки. А троллинг — это признак успеха. Если привлекаешь внимание, значит, есть что троллить, ты - есть величина и интереса. Что изменилось: на что ты 10 лет назад даже не обращал внимания и о чем даже не думал писать? Борис: Изменилось все.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий