Новости что читают во время поста

Чтение Ветхого Завета во время богослужений Великого Поста совершается двояко. Апостольские и Евангельские чтения дня, ветхозаветные пророчества, читаемые Святой Церковью в период Четыредесятницы. Существуют специальные молитвы в Великий пост 2023 года, которые важно читать дома регулярно, ежедневно. Существуют специальные молитвы в Великий пост 2024 года, которые важно читать дома регулярно, ежедневно. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний.

Великий пост: программа минимум

Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста. Находиться в посту не покаявшись, не причастившись, не приняв Божьего благословения, пустая трата времени, здоровья, хула на Всевышнего. Помимо определенных отрывков («зачал»), повествующих о воспоминаемых в каждый из последних дней жизни Спасителя событий, читаемых во время богослужений утрени и Литургии Преждеосвященных Даров, на службе часов в Великий Понедельник. Чтение Ветхого Завета во время богослужений Великого Поста совершается двояко. Во время поста глубоко чувствуется, в чем нужно измениться или раскаяться, чтобы стать лучше. Если во время поста питаться исключительно правильно, то мы будем чувствовать себя в буквальном смысле слова легче.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Церковь во время поста также выстраивает по-другому свое Богослужение. Если здоровье не позволяет полностью отказаться от еды, то подкрепляйтесь постной пищей в небольших количествах во время поста. Во время поста читаются обычные правила: вечерние молитвы и утренние, которые положены в другие дни года. Главное во время Великого поста – следовать духовным установкам и избегать греховных поступков, таких как клевета, злопыхательство, ложь, гнев. Также во время Великого поста установлены дни особого поминовения умерших – родительские субботы.

Какие молитвы читают дома в Великий пост 2024 года

Основной принцип такой молитвы создать защитный барьер вокруг ребенка. Такая защита не позволит попадать в неприятные жизненные ситуации и позволит направить свое чадо по праведному пути и жить по заповедям Божьим. Молитва может произноситься своими словами, но также можно воспользоваться следующим текстом: «Господи Иисусе Христе, Сыну Божий, услышь меня, грешную и недостойную рабу Твою. Спаси и сохрани моих чад, направь их по праведному пути. Прости все их прегрешения вольные и невольные, помоги им совершать только благие дела.

Просвети, Господи, детей моих светом своим, во спасение души и исцеление тела. Благослови моих чад, Господи, на их жизненном пути везде: и в учебе, и в работе, и в дороге. Защити детей от всех опасностей, которые им встретятся на жизненном пути. Она читается на всех богослужениях в Великий пост.

Звучит на русском языке она так: «Господи и Владыка Всевышний всей жизни моей, не дай завладеть мной духу праздности, уныния, любоначалия и пустословия. Привлеки в душу мою дух целомудрия, смиренности, мудрости, терпения и любви. Прошу, Господи, Небесный Царь, простить мои прегрешения и не осудить меня за них. Аминь» Молитва, чтобы выдержать пост и не поддаться искушением Помочь избежать искушений и выдержать все требования Великого Поста может специальная молитва.

Ее рекомендуется проговаривать каждый день в ответственный период перед Пасхой. Текст ее простой: «Не допусти ко мне, Владыко Небесный, Господи, искушения, не позволь скорби захватить меня, обереги от недуга свыше силы моей. Избавь от страстей пагубных, даруй мне крепость перенести все испытания ниспосланные Тобой с благодарностью» Ежедневные молитвы в Великий пост Молитвы в Великий Пост должны проговариваться ежедневно. Для этого существуют самые разные тексты, но при этом следует вкладывать в них собственную душу и допускается видоизменять текст, не меняя общего смысла.

Молитва перед началом дела Перед началом любого дела следует попросить благословления у Бога, выразить это можно такими словами: «Царю Небесный, услышь раба Божьего собственное имя приди и вселись в душу мою, очисти ее от всякой скверны. Благослови меня грешного и недостойного и помоги мне успешно свершить мое дело. Припадаю к иконе Твоей и о благости молю. Молитва о смирении и прощении грехов Обязательно следует произносить молитву в Великий Пост о смирении и прощении грехов.

Благодаря ей можно более правильно настроиться на все требования предпасхального периода. Избавившись от всех сторонних мыслей необходимо произнести такие слова: «Господи Боже, Всемилостивый и Всемогущий, Ты знаешь, что только ты являешься настоящим Спасителем для меня. Помоги мне, не позволь мне грешить пред Тобою. Не дай погибнуть во грехах, ибо немощен я, не позволь врагам моим навредить мне.

Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом.

И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя.

Плоть должна ослабнуть, чтобы дать возможность освободится духу. Но ведь этой высоты достигает не каждый. Поэтому, зная о слабости человека, о том, что ему необходима духовная поддержка, Церковь и предлагает эту помощь — призывает принести особое покаяние. В дни поста сделать это легче: этому служат и песнопения, и предлагаемые в духовном чтении образы покаяния. Память о том, что когда-то в это время первые христиане готовились ко Крещению, красной нитью проходит через богослужение.

Мы почти все крещены, но насколько хорошо знаем основы своей веры? Великий пост, таким образом, дает нам возможность начать все по-новому. Очень часто для верующих Великий пост становится самым первым постом в жизни, многие начинают с него свое вхождение в Церковь, как бы возобновляя благодать Крещения. Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой. Вот когда надо особенно усилить подвиг.

Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений. Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному.

Первая неделя Великого поста — Торжество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона — это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша — восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас.

Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост — это путь к преображению человека. Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста. В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора « Лествицы ». Каждый наш пост, каждый подвиг человека — одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу.

Пятая неделя — день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская! Конечно, в крайнем случае, человек может и сам его почитать, сейчас в большинстве храмов можно приобрести и книгу, и даже аудиозапись этого канона, но ведь живое участие в богослужении всегда будет выше. Если человек не читал Священного Писания — пусть установит для себя читать его ежедневно. Но почему это так?

Эти изменения помогают человеку легче отойти от мира, отделиться от него. Недаром у древних евреев слово священный «кодэш» происходило от глагола «отделять». Таким образом, священный — это «отделенный для Бога». Вот и нам, чтобы приблизится к Богу, нужно отделиться от этого мира. Этому и помогает богослужение.

Конечно, в миру все это трудно прочувствовать. Помню, как после службы в свой первый Великий пост, после того, как я принял священный сан, я вышел на улицу. Я поразился тому, что люди по-прежнему куда-то спешат, суетятся… А у меня внутри идет богослужение. Это особенные переживания. Песнопения, зеvные поклоны с молитвой Ефрема Сирина.

Все особенно. Утром и вечером, после молитв полагались поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Не можешь прийти на богослужение — совершаешь это правило дома. Помню, как для детского развлечения на память сорока мучеников пекли жаворонков, а на Крестопоклонную неделю — крестики, внутрь которых, но не во все, а избирательно, прятались орешки, и мы ждали — кому что достанется. Великий канон.

Конечно, в детстве его текст не очень понятен, но эта печальная мелодия Великого поста запоминается навсегда. Но, может быть, именно в посту и стоит звать в Церковь подростков, лишний раз говорить с ними об этом? Важно единство родителей в этом вопросе. Если будет единство, будет и результат. Никакого принуждения.

Если есть согласие между родителями, создана общая спокойная атмосфера в семье, ребенок от нее не уклонится, даже бунтуя. На самом деле важно все правильно объяснить, но чтобы объяснить, надо самому все понять, а это уже зависит от личной воцерковленности родителей. Когда ты сам глубоко осознаешь, зачем ты все это делаешь, то найдешь и те образы, те примеры, которые убедят детей. Весь смысл — в умении ограничивать себя и в понимании, зачем это нужно, а нужно для того, чтобы владеть собой и победить грех. Если семья едина во взгляде на эти вещи, то всё хорошо, но при раздоре, раздвоенности, ребенок выберет то, что легче и соблазнительней.

Я, когда стал священником, столкнулся с таким негативным примером. Одна женщина хотела «попоститься как следует». Сначала она постилась, а потом не вытерпела голода и из одной крайности впала в другую — вообще не смогла держать пост.

Это предостережение и советы о том, как поступать христианину, чтобы не прельститься, не пойти по пути ошибочному. Эта книга православным христианам очень полезна будет. Поймут они, почему те или иные мысли нам приходят, почему мы так или иначе поступаем».

Клирик Свято-Владимирского храма Белгородской области, отец Михаил Артеменко, психолог и руководитель семейного центра блгв. Петра и Февронии сказал, что есть много духовной литературы. Это литература познавательная и интересная. Также порекомендовал читать на Священное Писание толкования». Главный редактор газеты «Православная Москва» протоиерей Дудко Михаил, отметил то, что классическая русская литература вся религиозная, но не в том смысле, что в это слово иногда вкладывают. Ведь она скажем, о жизни монахов или священников не рассказывает, не говорит много о Церкви, однако задается многими православными вопросами: "как готовиться к смерти", "что такое добро и зло", "в чем смысл жизни", "как стать лучше".

Клирик храма Космы и Дамиана протоиерей Кузин Александр, сказал, что из последнего прочитанного на него произвела впечатление книга "Николай II.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Версия для печати 26. Сейчас или никогда. Хватит уже обещать себе стать христианином с завтрашнего дня. С чистого понедельника надо начать стараться больше, чем обычно. Я составляю список задач в Google Docs и буду отмечать — что сделано, а что нет. После Великого Поста, когда все достижения и провалы будут перед глазами, можно будет составить более реалистичное мнение о себе. Может это формализм — расставлять себе галочки и «достижения». Но внешняя форма, понятный план действий и четкие критерии его выполнения перед глазами лично мне помогают себя дисциплинировать и действовать активнее.

Всех простить До начала Великого Поста и окончания «прощеного воскресенья» , то есть до наступления полночи 17 марта попросить прощения у ВСЕХ, кого еще не простил хоть за что-нибудь. Только честно. Авва Дорофей пишет, что у кого попросишь прощения, к тому лучше будешь относиться и постепенно простишь, а простить необходимо решительно всех. И уж тем более необходимо попросить прощения у всех, кого я сам обижал, но не счел нужным извиниться, потому что считал, что я прав. Для этого накануне, например 10 марта, нужно после ужина сесть и спокойно подумать около часа с ручкой в руках. Изучив себя как можно внимательней искреннее и серьезнее провести внутреннюю работу — понять, в чем именно я был не прав по отношению к каждому. И ни в коем случае себя не оправдывать.

Связаться с каждым. В прощеное воскресенье прийти на службу на свой приход. Все будут просить друг у друга прощения, включая клир. У многих будут слезы и преклоненные колени. Тоже перед всеми извиниться — вдруг кого обидел и не заметил. А может что-то и вспомнится в процессе. В некоторых монастырях так просят друг у друга прощение каждый день.

Устроить «чистый понедельник» Чистый понедельник начинается в субботу. Потому что в воскресенье надо в храм, а в понедельник на работу. Это все конечно внешнее, и отвлекает от молитвы. Но все-таки дисциплинирует и улучшает настроение. Помыть полы, окна, протереть от пыли труднодоступные полки выбить коврики. Начать поститься по-настоящему Спросить у духовника благословения начать поститься по уставу. Или с послаблением — как он скажет.

Но все-таки без самовольных послаблений вроде молока в кофе. И чтобы никаких «ты рыбку съешь, а человека не ешь».

Наиболее значимой, является последняя неделя, которая называется «Страстная седмица». В это время следует верующим людям соблюдать строгие правила, касающиеся питания и поведения.

Считается, что данный период при соблюдении всех требований открывает христианам лестницу в небеса. Чтобы правильно пройти период Великого Поста, не поддаться искушениям и излишествам необходимо учесть важные моменты: Следует четко осознать, что такое Великий Пост. Для этого необходимо предварительно изучить специальную религиозную литературу. Следует понять, что пост — это не только изменения в рационе.

Главное победить себя, и научиться контролировать все свои поступки. Победить грех — это значит, побороть свои страсти и недостатки. Обязательно перед началом поста рекомендуется поговорить со своим священником. Священнослужитель может помочь правильно настроиться и дать полезные советы.

Вся история Великого Поста основана на следующих принципах: Дух главенствует над плотью и правит физическими потребностями. Важно контролировать свои слабости и научиться отказывать себе в них. Отказ от вредных привычек, в частности от алкоголя и курения. Строго следить за собственными эмоциями, поступками, словами и помыслами.

Наполнить душу доброжелательностью и терпимостью к окружающим людям, избавиться от зла и обид. Какие молитвы читают перед началом Великого поста Перед началом Великого Поста можно читать молитвы самой разной направленности. Важно выбирать те молитвенные обращения, которые наиболее близкие по духу конкретному верующему человеку. Покаянные молитвы Перед Великим Постом рекомендуется читать покаянные молитвы.

Суть молитвенных обращений данного вида заключается в том, что верующий обращается к Господу с просьбой простить ему все жизненные прегрешения ведомые и неведомые. Важность таких молитв перед Великим Постом объясняется тем, что молясь, человек подготавливается к тому очищению души, которое при соблюдении всех правил будет происходить в период перед Пасхой. Важно помнить, что эффективность покаянных молитв неразрывно связана с их многократным повторением. Поэтому в силу занятости современного человека следует использовать короткие молитвенные обращения.

К примеру, можно воспользоваться следующим текстом: «Я, Раб Божий собственное имя знаю и понимаю, нахожусь в руках Твоего, Всевышний, превеликого милосердия. С пониманием этого вручаю Тебе, мой Бог, свою душу и тело, управляй моими действиями, чувствами и словами. Только Ты можешь видеть всю мою жизнь мой исход, только ты понимаешь терзания моей души, видишь, что ждет меня на жизненном пути, Ты видишь мою кончину и день упокоения моего тела и души.

Это — одна из граней подготовки к празднику Пасхи, подготовки, составляющей основную цель Великого поста. Это касается и изменения в молитвенном правиле верующих. Так, опытные духовники не рекомендуют верующим в период Четыредесятницы и Страстной Седмицы читать столь полюбившиеся многим «радостные» молитвословия — акафисты иконам Божией Матери, почитаемым святым и т. Ведь внутренний настрой акафиста, многократное повторение слова «радуйся» совершенно не соответствует цели, духу и внутреннему содержанию Великого поста. Исключение делается только для праздника Похвалы Божией Матери, когда Великий Акафист Царице Небесной поется соборно за богослужением накануне субботы пятой недели Великого поста. Совершенно естественным будет и в домашнем молитвенном правиле во время Великого поста следовать таким же соображениям: помимо Св.

По окончании молитвы, 12 раз кряду нужно сказать «Боже, очисти мя, грешнаго», и поклониться в пояс. Еще два раза прочесть молитву Ефрема Сирина и поклониться до земли. Молитвы, которые нужно читать в Великий пост утром и вечером Утренние молитвы в Великий пост Господи, будь милостив к рабу своему имя! Пошли мне свое благословение да не отведи взора своего. Дай силы сопротивляться злу, меня проверяющему, помоги очистить душу от грехов, совершенных волею и неволею. Господи Всемогущий! Владыка жизни моей. Отринь от меня дух праздности да позволь провести время поста Великого в смирении. Защити от мыслей греховных, не дай сойти с пути праведного, Тобой каждому начертанного. Господи Иисусе Христе, Сын Божий.

Слава Тебе, Господи, избавитель и милостивый Отец на Небеси. Вечерние молитвы в Великий пост Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб а Божий ия , не теряю веру в Тебя.

Как и когда читается канон святого Андрея Критского?

Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства.

Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день. В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает.

Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского.

Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор.

Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье.

К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека.

Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц.

Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н.

Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших.

Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение.

Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап.

Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих.

Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее.

Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник».

За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел».

Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть?

Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств».

А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап.

Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее».

Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи. Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние. Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии. В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок.

Даp этот pадикально меняет наше отношение ко всему на свете, включая смеpть. Он дает нам возможность pадостно утвеpждать: «Смеpти нет! Hо мы веpим, что Своей собственной смеpтью Хpистос изменил самyю сущность смеpти, сделал ее пеpеходом, пасхальным пpаздником, Пасхой — пеpеходом в Цаpствие Божие, пpевpащая величайшyю из тpагедий в окончательнyю победу, «смеpтию смеpть попpав» pастоптав, yничтожив Своей смеpтью смеpть. Он сделал нас соучастниками Своего Воскpесения. Вот почему в конце Пасхальной yтpени мы говоpим: «Хpистос воскpес, и жизнь цаpствyет! Хpистос воскpес, и меpтвых больше нет». Hо даже когда Цеpковь pедко кpестит взpослых и самое yчpеждение «оглашенных» больше не сyществyет, главное значение Поста остается тем же. Потомy что, хотя мы и кpещены, мы постоянно теpяем и изменяем именно томy, что мы полyчили пpи кpещении. Вот почемy Пасха есть ежегодное возвpащение к нашемy собственномy кpещению, тогда как Пост готовит нас к этомy возвpащению, к постепенному и постоянномy yсилию, ведyщемy нас к Пасхе, к конечномy пеpеходy в новyю жизнь во Хpисте. Богослyжения Великого Поста до сих поp сохpаняют свою отличительнyю чеpтy поyчения, как бы пpиготовления к кpещению; но это не аpхеологические остатки пpошлого, но что—то действительное и существенное для нас.

Но это не так. Конечно, Великий пост предназначен для покаяния, для духовного очищения. Но пожелание «Радуйся» адресовано не верующим, а святому, которому поётся акафист. Святые же находятся в Раю, месте вечной радости и, обращаясь к святому, мы его восхваляем, просим его нам помочь. Так что читать акафисты дома во время поста не грех, а наоборот, благодатное для души дело. Но если кто-то и будет читать акафисты в это время, он не согрешит. Молитва никогда не бывает грехом. Какие акафисты рекомендуют читать при житейских нуждах Некоторые акафисты особенно часто читают верующие. Это акафисты: Читать акафист лучше с утра, до еды. Читать надо вслух, вдумываясь в каждое слово. Но обращаться с молитвой можно в любое время, когда этого требует душа.

О том, как правильно делать намерение для поста

Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Подробнее о третьей недели Великого поста, рецептах и рационе читайте в материале РЕН ТВ. Читает архиепископ Петергофский Амвросий. **. Находиться в посту не покаявшись, не причастившись, не приняв Божьего благословения, пустая трата времени, здоровья, хула на Всевышнего.

Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Во время поста Вы увидите свои недостатки и грехи, которые Вам необходимо оставить и покаяться. Главное во время Великого поста – следовать духовным установкам и избегать греховных поступков, таких как клевета, злопыхательство, ложь, гнев. Во время Великого поста верующие молятся каждый день, но это важно делать по особому молитвенному правилу. То, какие молитвы читают в Великий пост, указано в Книге Пророка Исайи, где описано поведение человека в это время. Это время молитв, поэтому священнослужители советуют читать молитвы каждое утро в течение всего поста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий