явление действительности, которое возбуждает смех присущими ему недостатками, несообразностями, несоответствием формы и сущности. Часто комические ситуации основаны на некомфортном, нелепом или забавном поведении людей в непредвиденных ситуациях, а также на необычных и нелепых реакциях или противоположных действиях героев. Смотреть что такое "комическая ситуация" в других словарях: ситуация — (от лат. situatio положение) совокупность определенных условий, обстоятельств, в которых развивается конфликт.
Почему нам бывает смешно: сущность комического
Но при этом есть 4 ролика, которые помечены, красным тегом как официальные. Напомню, это ролики, которые являются неким подобием или примером, что можно снять в этом челлендже. Ролик разные, это и приколы, интервью, смешные сцены как, например, видят и воспринимают лето, люди в разном возрасте. Не менее популярен, формат — пофантазировать, как во втором ролике — Дарую тебе величайший сквиш.
Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», в котором авантюрист Остап Бендер и его друг по несчастью Ипполит Матвеевич Воробьянинов разыскивают бриллианты, якобы зашитые одной богачкой в подкладку стула. Но где теперь этот стул? В поисках сокровища приятели останавливаются в гостинице «Сорбонна»: В номере, обставленном с деловой роскошью две кровати и ночной столик , послышались конский храп и ржание: Ипполит Матвеевич весело умывался и прочищал нос. Великий комбинатор лежал в постели, рассматривая повреждения в штиблетах. Конечно, ни о какой «роскоши» в таком заведении речи идти не может. Наоборот, номер Остапа Бендера оказался одним из самых дешёвых.
И «великим комбинатором» главного героя, положа руку на сердце, называть не стоило бы. Гротеск Гротеск — это намеренное сгущение красок в литературном произведении. С одной стороны, это всё то же доведение ситуации до абсурда; с другой — создание заведомо отталкивающих, неестественных образов, которые кажутся смешными лишь поначалу, а затем вызывают страх или отвращение. Королём гротеска в русской литературе был и остаётся, конечно же, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, а самым смешным и одновременно пугающим его произведением — «История одного города» , роман о вымышленном государстве, который поразительно напоминает Российскую Империю. Помните, одним из градоначальников там назначили Дементия Варламовича Брудастого? Представ перед народом, он очень всех озадачил, потому что ничего толком не сказал и не объяснил: В особенности тяжело было смотреть на город поздним вечером. В это время Глупов, и без того мало оживлённый, окончательно замирал. Проснувшийся обыватель мог видеть, как градоначальник сидит, согнувшись, за письменным столом, и всё что-то скребёт пером... И вдруг подойдёт к окну, крикнет: «Не потерплю! Поначалу глуповцы трясутся от страха, а читатель смеётся над абсурдностью ситуации: разве такого человека можно назначать руководителем?
Но если он вытаскивает кошелёк с зарплатой у бедного человека, который еле-еле сводит концы с концами, то вряд ли это кому-то покажется смешным. Бородавка на носу жеманной дамы вызывает смех, но неизгладимое уродство, из-за которого человек кончает жизнь самоубийством, трагично. Итак, правило, действующее для любого средства создания комизма: любое отклонение от «нормы» должно быть достаточно заметное, чтобы обращать на себя внимание. Однако оно не может быть ни отвратительным, ни страшным, ни приводить к трагическому исходу. Мало того, комизм возникает тогда, когда смешное открывается неожиданно. Не вызовет смеха анекдот, конец которого известен или предсказуем. Если мы знаем, что через два предложения будет применено средство создания комизма, то оно не покажется смешным.
Физическое существо человека Сюда относятся различные телесные отличия от «нормы»: избыточный вес или худоба, очень высокий или очень низкий рост, красное, отёкшее лицо, кривые ноги и т. Сюда же относятся другие характеристики человека: запах, манера употребления еды, манера смеяться, взгляд, походка, дефекты речи, состояние опьянения, икота, сморкание, физиологические отправления и т. Однако комичны не эти явления сами по себе никто же не смеётся над человеком, исхудавшим вследствие рака , а тогда, когда они вскрывают некоторые духовные изъяны человека или как-то выражают его сущность. Смешными могут быть не только «отрицательные» свойства, но и излишне положительные: исключительные педантичность, практицизм, излишняя забота о собственном внешнем виде и т. Комизм сходства Причина комичности в том, что мы привыкли видеть в каждом человеке индивидуальность, которая заключается в неповторимых духовных и физических качествах. Если же мы видим, что два человека сходны внешне или в поведении, то мы подсознательно решаем, что они одинаковы и духовно, то есть лишены индивидуальных особенностей. Сходство может быть внешнее, может проявляться в одинаковом поведении при разных телесных качествах, могут быть сходны имена, прозвища.
Герои могут повторять друг друга в речи, произнося одинаковые по сути или по форме фразы, или в стремлениях, ставя перед собой одинаковую цель. Кроме того, многократное повторение одного и того же действия лишает это действие творческого характера: шаблонное повторение героем научных или высокоморальных фраз комично, потому что показывает, что герой просто заучил то, что может возвысить его в глазах окружающих. Чаще всего сходных персонажа два, реже — три. Большее количество повторений становится лишь схематизмом, текст от них только проигрывает. Комизм отличий «Всякая особенность или странность, выделяющая человека из окружающей его среды, может сделать его смешным», - писал Пропп. Этот пункт перекликается с первым Физическое существо человека , но касается отличий от «нормы» во взглядах. Сюда же относятся разные «странности» характера, менталитета, моды, верований, предрассудки.
Человек в обличье животного Комизм возникает тогда, когда либо животное олицетворяет определённые черты характера или внешности человека и действует, как человек, наделённый этими чертами , либо человек сравнивается с животным, за которым в общественном мнении «закреплено» определённое качество, присущее людям. Комично также сравнение дома человека с жилищем животного, одежды с оперением птиц и т. Человек-вещь Комизм возникает по той же причине, что и при сравнении человека с животным. Сухарь бездушный , бревно малоподвижный , тюфяк безынициативный , ветряная мельница активно жестикулирует или машет руками при ходьбе и т. С предметами также сравниваются части человеческого тела. Ещё более комично сходство предмета не с человеком вообще, а с определённым человеком. Например, если вещь похожа на хозяина.
Комично сравнение человека с механизмом, действий с движением частей машины. Осмеяние профессий Комизм основан на поиске смешного в той или иной профессии. Это может быть механистический, конвейерный подход к творческой работе, когда вместо произведений искусства получается штамповка, наукообразные словеса недалёкого учёного, бессодержательные, но многословные речи оратора-пустослова, бесполезный мистицизм в действиях прорицателя или гадалки, неряшливость повара, завуалированный сложными процедурами и терминами непрофессионализм врача и т. Комичны также могут быть те действия, которые свойственны определённой профессии, но выглядят необычно для обывателя. Непосвящённый не понимает сути этих действий, и они кажутся ему ненужными, странными, а потому смешными. Некоторые занятия ассоциируются с определёнными качествами человека: жадность ростовщика, тупость солдафона, подозрительность сыщика, узость взглядов священника, рассеянность учёного; психиатр видит в каждом сумасшедшего, чиновник — источник взятки, портной усматривает в любом человеке ходячий манекен. Пародирование «Пародирование состоит в имитации внешних признаков любого жизненного явления манер человека, приемов искусства и пр.
Пародировать можно решительно все: движения и действия человека, его жесты, походку, мимику, речь, профессиональные привычки и профессиональный жаргон; можно пародировать не только человека, но и то, что им создано в области материального мира. Пародирование стремится показать, что за внешними формами проявления духовного начала ничего нет, что за ними — пустота».
В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град старосл. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах. Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие. Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы.
Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле». Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники.
Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными в том числе от англицизмов , и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный.
Значение «комическая ситуация»
Наиболее грубая форма комического – фарс, краткая сценка, которую обычно показывали в балаганах на ярмарках. Мы предлагаем следующую стратегию описания комических этикетов: 1) выявление основных, доминирующих в данном комическом дискурсе тем (лейтмотивов), то есть жизненного материала, из которого строятся комические аномалии; 2) определение тех типов комизма. Распространённым местом действия «комических» были городские улицы с их постоянным движением, пешеходами и автомобилями, велосипедами и трамваями, галантерейными лавками и домами вдоль обочин.
Что такое комичная ситуация?
Те, кто учился в казенных гимназиях, вероятно, могли бы многое рассказать о тех проделках, которые совершали ученики над некоторыми учителями. Впрочем, в таких выходках, по существу, были виноваты сами учителя, так как не умели себя поставить с детьми. К войне между учениками и учителями располагала вся школьная система тех лет. Такие проделки объяснимы как естественная реакция живости, резвости, презрения к тупости и несправедливости, к скуке и всяческому аморализму в педагогической среде, не ускользавшим от проницательных школьников. Учителя, которых любили и уважали, никогда не становились жертвами подобных проделок. Наша современная моральная оценка подобных поступков не всегда совпадает с той, которую ей дают одураченные. В случаях, рассказанных Ликоком, шутники для нас отвратительны, так как одураченные терпят бедствия, ни в чем не будучи виноватыми.
В тех случаях, однако, когда в жизни или литературе одурачиванию подвергаются люди или типы, нам неприятные, или вредные, или вообще отрицательные, мы склонны сочувствовать таким шутникам. Очень интересен в этом отношении рассказ Н. Шевцова «Выигрыш» Шевцов. Муж в шутку говорит жене и теще, что он выиграл пять тысяч рублей. Сперва он жалеет об этой шутке, но вскоре жена, теща и другая родня обнаруживают такую алчность, что у него только теперь открываются глаза на характер своей родни. Глава 16.
Алогизмы Наряду с посрамлением воли по внешним и внутренним причинам имеются случаи, когда посрамлению подвергается недостаток ума. Глупость, неспособность элементарно правильно наблюдать, связывать причины и следствия вызывает смех. В литературно-художественных произведениях также, как и в жизни, алогизм бывает двоякий: люди или говорят несуразное, или совершают глупые поступки. Однако при ближайшем рассмотрении такое деление имеет только внешнее значение. Оба случая могут быть сведены к одному. В первом из них мы имеем неправильный ход мыслей, который вызывается словами, и эти слова вызывают смех.
Во втором — неправильное умозаключение словами не высказывается, но проявляет себя в поступках, которые и служат причиной смеха Алогизм бывает явный и скрытый. В первом случае алогизм комичен сам по себе для тех, кто видит или слышит его проявление. Во втором случае требуется разоблачение и смех наступит в момент этого разоблачения. Для действующего субъекта разоблачение обычно наступает только тогда, когда он испытывает последствия своей глупости на собственной шкуре. Для наблюдателя, зрителя, читателя разоблачение скрытого алогизма может совершиться в форме остроумной и неожиданной реплики собеседника, который своим ответом вскрывает несостоятельность суждения говорящего. В жизни алогизм, — пожалуй, наиболее часто встречающийся вид комизма.
Неумение связывать следствие и причины оказывается очень распространенным и встречается чаще, чем можно было бы думать. Здесь стоит вспомнить уже приведенные слова Чернышевского: «Глупость — главный предмет наших насмешек, главный источник комического» Чернышевский, II, 187. Есть и другие теоретики, которые подчеркивают значение глупости для определения сущности комизма. Кант считал, что во всем, что должно возбуждать громкий смех, «должно быть нечто, противное разуму» Кант, V, 352. Жан Поль, наряду с другими объяснениями, определяет комическое как «чувственно воспринимаемое бесконечно неразумное» Жан Поль, 139. Добролюбов считал глупость действующих лиц основным признаком комедии.
Если бы городничий и Хлестаков были умнее, комедии не было бы: «Комедия… выставляет на посрамление хлопоты человека для избежания затруднений, созданных и поддержанных его же глупостью» Добролюбов, 1, 392. Николаев считает, что Добролюбов здесь ошибается и что дело не в биологической глупости, а в том, что городничий — социально отрицательный тип»». Но глупость есть средство возбуждения смеха, а Гоголь писал комедию, а не трактат. Глупость и социальная вредность не исключают одна другую: глупость есть средство изобличения вредности. Вулис по этому поводу пишет, что «в сущности, веселый юмористический смех — своеобразная защита от дурака, социальный фактор, отсеивающий те на первый взгляд непринципиальные ошибки и пороки, которые, стань они нормой, были бы настоящим бедствием» Вулис, 19. Конечно, сплошная глупость была бы бедствием, но Гоголь борется не против глупости, а против того общественного уклада, который создает городничих, подобных Антону Антоновичу, и чиновников, помещичьих сынков, подобных Хлестакову; глупость же их есть комедийно-сатирическое средство осмеяния.
Проявление алогизма подчинено тем же законам комического, что и другие проявления его. Гартман в своей «Эстетике» говорит: «Комично не простое невежество, а такое, которое еще не выяснено» Гартман, 619. Но это неверно. Скрытое, никому не заметное невежество не может быть комичным. Смех возникает в тот момент, когда скрытое невежество вдруг проявляется в словах или поступках глупца, т, е. Этого условия нет, когда, например, ученый допускает ошибку в вычислении или когда врач ставит ошибочный диагноз и т, д, Такие ошибки ума не комичны, так как не представляют собой механического алогизма.
Мы не будем стремиться к строгой систематизации, так как в данном случае она не вскрывает сути дела, а приведем несколько показательных случаев разного характера. У Гоголя этот вид комизма встречается очень часто. Коробочка, уже готовая уступить Чичикову мертвые души, робко замечает: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся» — чем совершенно выводит из терпения Чичикова Можно, заметить, что многие из гоголевских персонажей — Хлестаков, Бобчинский и Добчинский, Ноздрев, Коробочка и другие, — не умеют толково связать двух слов и рассказать сколько-нибудь вразумительно, что произошло. Бобчинский, рассказывая, как он впервые увидел Хлестакова, приплетает сюда и Растаковского, и Коробкина, и какого-то Почечуева, у которого «желудочное трясение», и подробно описывает, как и где он встретился с Добчинским «возле будки, где продаются пироги» , что не имеет к делу никакого отношения, Он сплетает целую цепь умозаключений, из которых будто бы с очевидностью явствует, что приезжий, несомненно, ревизор, Рассказ Бобчинского о приезде Хлестакова — образец сбивчивости и бестолковости. Он не умеет выделить главного. Вообще ход рассуждений гоголевских персонажей бывает самый неожиданный.
Две дамы думают, что мертвые души означают, будто Чичиков хочет увезти губернаторскую дочку; почтмейстер убежден, что Чичиков — это капитан Копейкин, и толыко потом вспоминает, что Копейкин — инвалид без руки и ноги, а Чичиков совершенно здоров. Алогизм выступает особенно ярко тогда, когда он применяется как попытка оправдать какие-нибудь свои не совсем безупречные поступки. Сюда относятся слова городничего об унтер-офицерской вдове: «Она сама себя высекла», — или слова заседателя в «Ревизоре», от которого всегда пахнет водкой и который объясняет это тем, что в «детстве мамка его ушибла, и с тех пор отдает от него немного водкою». Когда баба в повести о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем выносит проветривать не толыко нанковые шаровары Ивана Никифоровича и. Комические старухи в комедиях часто наделяются глупостью. В комедии Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» Мавра Тарасовна говорит о человеке, которого считает умершим, но о котором ей сообщают, что он жив, так: «Никак нельзя, ему живым быть, потому я уж лет двадцать за упокой его души подаю: так нешто может это человек выдержать.
Хотя логика учит, что заключения по аналогии не имеют познавательного значения, в жизни именно такого рода рассуждения встречаются особенно часто. Ребенок мыслит прежде всего аналогиями и только много позже научается задумываться о подлинных причинах окружающих его явлений. Вот пример: бабушка накладывает внуку салат и поливает его растительным маслом, Мальчик спрашивает — Бабушка, ты и меня маслом польешь? Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал материал, относящийся к детскому языковому творчеству. Не менее интересно было бы собрать факты, относящиеся к детской логике. Но то, что в логике детей есть свидетельство каких-то первых, наивных мыслительных поисков, каких-то попыток связать явления, разобраться в мире, то в логике взрослых — только смехотворные ошибки.
Алогизмы широко применяются в клоунадах, Борис Вяткин выходил. Этот случай как бы прямо подтверждает теорию Гегеля: «Комическим… может стать всякий контраст цели и средств». Толстый канат — совершенно непригодное средство для вождения маленькой собачки. Контраст средства и цели вызывает смех, Во всех подобных случаях алогизм как бы лежит на по. Кто-нибудь один его замечает и изобличает в какой-нибудь реплике, которая сразу вскрывает глупость и вызывает смех. Такие реплики требуют наблюдательности и талантливости.
Они — ответ острого ума на проявление глупости. Способность давать такие ответы — один из, видов остроумия, Широко рассказывается следующий случай из жизни Бернарда Шоу, выдаваемый за действительность. Он получил письмо следующего содержания: «Я — самая красивая женщина Англии, Вы — самый умный мужчина. По-моему, нам следует иметь ребенка». На что последовал следующий ответ: «А что, если наш отпрыск наследует мою красоту и Ваш ум? Джентльмен: — Если бы я был вашим мужем, я бы с наслаждением выпил этот яд!
Здесь он, можно сказать, система. Начиная со средних веков и эпохи Возрождения и гуманизма, когда во всей Европе начали издаваться сборники фабльо, жарт, фацеции, шванков, частично переходивших в классическую литературу Чосер, Боккаччо , и кончая экспедициями, которые по сегодняшний день привозят богатейший материал, этот вид фольклора продолжает жить и оказывается бессмертным. На Востоке была создана фигура Насреддина, веселого остроумца, прикидывающегося про стаком. Не все в фольклоре равно остро умно и комично, но здесь можно найти истинные перлы. Мы коротко остановимся на русском фольклоре. Количество различных сказок о дураках, глупцах и.
Но это происходит не потому, что в жизни много дураков и что народ хочет их высмеять. Это объясняется тем, что очевидная или разоблачаемая глупость вызывает здоровый и доставляющий удовольствие смех… Этот смех бичует глупцов, но мнение некоторых исследователей, будто эти сказки имеют сознательную сатирическую направленность и преследуют цель активной борьбы с глупостью, нельзя признать правильным. Есть несколько типов сказочного фольклора, в которых главные герои дураки. Один из видов таких сказок посвящен обитателям одной какой-нибудь местности. В Древней Греции — это жители Абдеры, абдериты, у немцев недалекими слывут швабы. Народная книга о семи швабах — одна из самых веселых народных книг.
О подобных книгах молодой Энгельс писал: «Это остроумие, эта естественность замысла и исполнения, добродушный юмор, сопровождающий всегда едкую насмешку, чтобы она не стала слишком злой, поразительная комичность gоложений — все это, по правде сказать, способно заткнуть за пояс значительную часть нашей литературы» Маркс, Энгельс, I. Впрочем, возможно, что это приурочение идет вовсе не от фольклора, а от книги В. Березайского «Анекдоты древних пошехонцев с присовокуплением забавного словаря» 1798 г. Ни в одном из русских сказочных сборников пошехонцев нет, о них не упоминается. Сущность сюжетов о таких простаках сводится к рассказам о глупых поступках. Такие простаки сеют соль, пытаются доить кур, носят свет в мешках, вгоняют лошадь в хомут, вместо того чтобы надеть его на нее, впрыгивают в штаны, рубят сук, на котором сидят, и т.
Они покупают на ярмарке ружье, заряжают его, желая проверить, как оно стреляет; один из них заглядывает в дулоон хочет увидеть, как вылетит пуля. Все это относится к тому разряду случаев, который мы выше назвали алогизмом действий. В приведенных случаях дурость — явление, так сказать, коллективное. Она охватывает всех жителей одной местности или вообще нескольких человек одновременно. Другой тип сказок — это сказки о глупых поступках отдельных людей. Жалостливая, но глупая баба, сидя на возу, часть поклажи берет на колени, чтобы лошади было легче.
Такие рассказы можно отнести к народным анекдотам. Но есть и более развитые сюжеты. В одной из сказок братья посылают дурака в город за покупками. Казалось бы, все хорошо. Но сказочные дураки обладают одним свойством: они жалостливы. Эта жалостливость побуждает их к совершенно неразумным поступкам.
В данном случае лошадь худая и выбивается из сил. В дальнейшем всю провизию он скармливает воронам, горшки он надевает на пни, чтоб не зябли и т. Братья его избивают. Сказка эта во многих отношениях очень интересна. Дурак видит мир искаженно и делает неправильные умозаключения. Этим он смешит слушателей.
Но внутренние побуждения его — самые лучшие. Он всех жалеет, готов отдать от себя последнее и тем невольно вызывает сочувствие. Этот дурак лучше многих умников, Этого не скажешь о сказке «Набитый дурак". Мать говориг сыну: «Ты бы пошел, сынок, около людей потерся, да ума набрался». Он проходит мимо двух мужиков, которые молотят горох, и начинает об них тереться. Они его избивают.
Мать учит его: «Ты бы сказал им: бог в помощь, добрые люди! Носить бы вам не переносить, возить бы не перевозить». Дурак встречает похороны и произносит пожелание, которому его учила мать. Его опять избивают. Сказка эта очень популярна и известна во множестве вариантов. Дурак этой сказки услужлив, доброжелателен, хочет всем угодить.
Но он всегда опаздывает, прошлое применяет к настоящему и, несмотря на всю услужливость, у всех вызывает гнев и получает только побои. Ленин ссылается на эту сказку для характеристики деятелей, которые не умеют ориентироваться в настоящем и, руководствуясь тем, что уже прошло, все делают невпопад. Другой пример. Девушка идет на реку выполаскивать швабру. На том берегу — деревня, в которой живет ее жених. Она представляет себе, как у нее родится сын, как он пойдет на лед, провалится и утонет.
Она начинает выть и причитать. Приходят отец, мать, дедка, бабка и другие и, выслушав рассказ, начинают тоже выть. На этот вой выходит жених и, узнав в чем дело, уходит по свету искать, найдет ли кого-нибудь глупее своей невесты, — и обычно находит. Многие сюжеты о дураках сочетаются с мотивами одурачивания. Сказки о дураках, неотделимы от сказок о ловких хитрецах. У старухи помер сын.
К ней напрашивается ночевать солдат, который называет себя «Наконец, с того свету выходец» и берется доставить сыну на тот свет рубашку, холста и всяких припасов. Старуха ему верит, и солдат уносит подарки для сына с собой. Иное явление представляет собой Иван-дурак — герой волшебных сказок. Он дурак только поначалу: он сидит на печи, «в саже и соплях запатрался», и все над ним смеются. Но именно этот-то дурак впоследствии оказывается умнее своих братьев и совершает различные сказочно-героические подвиги. В этом есть своя философия.
Техника ее изображения несколько отличается от техники изображения других помещиков в "Мертвых душах". Такое несколько смягченное изображение отрицательных персонажей характерно не только для Гоголя. Фамусов, например, это тип московского русского барина начала XIX в. В тех же случаях, когда потенциальных положительных качеств в изображении комических героев нет совсем, художественность и убедительность этих образов значительно ниже, чем у тех, которые обрисованы мягче. Таков, например, Скалозуб, представляющий собой, так сказать, химически чистый образец карикатуры.
Таковы же многие из героев Салтыкова-Щедрина. Это очень яркие, но все же односторонние карикатуры. В комедиях Фонвизина же персонажи воспринимаются как показатель русского невежества, непросвещенности и неразвитости, отражавшихся во всех сферах жизни. Пьесы Фонвизина наполнены юмором, в них много веселых сцен, вызывающих здоровый смех. Комедийность положений и характеров, созданных Фонвизиным, открыли дорогу для подлинно национальной комедии.
Их влияние на русскую драматургию стало очевидным. Едва ли не в каждой комедии более позднего времени можно заметить перекличку с "Бригадиром" и еще в большей степени с "Недорослем" и на тематическом уровне, и в психологии персонажей, и в решении задач художественного плана. К примеру, в противопоставлении инфантильных и безнравственных дворянских сынков людям честным и деятельным намечается очевидное типологическое сходство драматургии Фонвизина и Островского. Однако, сюжеты комедий Фонвизина развиваются таким образом, что счастливая развязка неминуема - торжествует добродетель, глупость и жестокость наказываются, молодые люди обретают друг в друге достойного спутника жизни. Островский видит мир иначе.
В нем находится место для людей достойных и недостойных. Но есть и еще одно условие, еще одна возможность усилить комизм характера. В комедии все действующие лица всегда втянуты в некоторую интригу, и у больших художников интрига может служить средством обрисовки характера. У Гоголя Хлестаков не только герой комедии интриги, но и ярко выраженный, очень определенный характер или психологический тип, так же, как городничий и другие действующие лица. Совершенно очевидно это и для "Женитьбы", где действие держится на противоположности двух характеров: вялого, рыхлого, нерешительного Подколесина и предприимчивого и энергичного Кочкарева.
Интрига и характер в этих случаях составляют одно целое. Однако, всматриваясь в жизнь, а также вчитываясь в талантливые литературные произведения, легко обнаружить, что есть комические персонажи, которые как будто не обладают отрицательными свойствами, но которые, тем не менее, комичны. Мы смеемся над ними, но вместе с тем чувствуем к ним несомненную симпатию. Короче говоря, есть комические персонажи не только отрицательные, но и положительные. В чем здесь дело?
Не противоречит ли это выдвигаемой теории, что смех вызывается раскрытием отрицательных качеств? Или, может быть, здесь другой вид смеха - не насмешливый? На первый взгляд может казаться, что положительные типы не могут быть отрицательными ни с точки зрения теоретической, ни в художественной практике. У Фонвизина все действующие персонажи резко делятся на положительных и отрицательных. В "Ревизоре" у Гоголя ни одного положительного лица нет.
У Островского большинство героев отрицательные.
Пародирование стремится показать, что за внешними формами проявления духовного начала ничего нет, что за ними — пустота». Особенно комично смотрится имитирование действий, которые не увязываются с внешностью или характером пародиста. Например, если полный человек станет пародировать балерину или тощий — культуриста. Такая пародия вскрывает отсутствие у пародиста тех качеств, которые он имитирует. Другой случай — когда пародия повторяет внешние черты явления, которые своим отсутствием внутреннего содержания обесценивают само явление. Например, когда человек повторяет действия и мимику учёного, проводящего опыты. Литературная пародия — комическое изображение штампов какого-либо жанра или комическое переложение сюжета книги. Комическое преувеличение Преувеличение смешно тогда, когда оно вскрывает недостаток.
Пропп выделял три вида преувеличения: карикатура, гипербола и гротеск. Суть карикатуры состоит в том, что из всех свойств предмета или явления берётся только одно и сильно преувеличивается. Тем самым эта деталь обращает на себя исключительное внимание. Остальные свойства при этом как бы не существуют. Карикатура всегда в какой-то степени искажает предмет или явление. В гиперболе, в отличие от карикатуры, преувеличивается не часть, а целое. Гротеск — высшая степень преувеличения, когда предмет или явление уже выходит за грань реальности и становится фантастическим. Посрамление воли Возникает, когда целенаправленное действие человека прерывается неудачей, которая, однако, лишь частично случайна, а частично возникает вследствие невнимательности человека, недостаточно продуманных действий, забывчивости, рассеянности, наивности, глупости, или, наоборот, чрезмерной подозрительности, педантичности, расчётливости, жадности. Классический чаплинский пример — человек идёт по улице, поскальзывается на банановой кожуре и падает.
Причина — невнимательность прохожего. Подвыпивший человек, покидая застолье, по ошибке надевает чужие ботинки, которые на два размера меньше его собственных. Наутро он не может надеть их вновь. Причина — алкогольное опьянение. Глуховатый старик, подслушивая, неправильно расслышал новость и стал распространять искажённую информацию. Все над ним смеются. Причина — глухота и склонность к сплетням одновременно. Комично, когда прерываются действия низменного характера: попытки обмануть, обокрасть, оклеветать, унизить. В любом случае, посрамление воли вскрывает некоторую неполноценность человека.
Одурачивание Это вариант посрамления воли, но в том случае, если неудачи вызваны не самой действующей персоной, а другим человеком. Одураченный может быть сам виноват в том, что его обвели вокруг пальца, а может быть не виноват, но выглядит простофилей, что вызывает смех. Иван одурачивает глупого и похотливого царя, предлагая ему ради возврата молодости искупаться в кипятке. Солдат, демонстрируя «силу», одурачивает змея, раздавливая вместо камня творог, бросая в небо птицу вместо камня. Солдат одурачивает жадную старуху, обещая сварить кашу из топора, испрашивая в процессе варки продукты, необходимые для настоящей каши. Особенно комичен «обманутый обманщик». Иногда одурачивают безвредного, но слишком доверчивого человека. Если розыгрыш безвреден, то ситуация комична, если же вредит, то комизм переходит в цинизм, злорадство. Однако, как пишет Пропп, в народном творчестве есть примеры очень жестоких розыгрышей, где, несмотря ни на что, симпатия на стороне «шутников».
Алогизмы Это посрамление недостатка ума. Люди говорят несуразное, или, следуя нелепым мыслям, совершают глупые поступки.
Комическое выводится Кантом из игры представлений: «Музыка и повод к смеху представляют собой два вида игры с эстетическими идеями или же с представлениями рассудка, посредством которых в конце концов ничего не мыслится и которые могут благодаря лишь одной своей смене и тем не менее живо доставлять удовольствие» Кант И. Он определяет смех как эффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто, когда душа не находит вызвавшей напряжение причины.
На этом свойстве комического уничтожать объекты видимости строится его трактовка социальной функции — осмеяния. Гегель связывает комическое со случаем: случайность субъективности, раздутой до уровня субстанциальных целей, случайность или противоречивость целей, принимаемых субъектом всерьез, «использование внешнего случая, благодаря многообразным и удивительным хитросплетениям которого возникают ситуации, где цели и обстоятельства образуют комические контрасты, и приводят к столь же комическому разрешению» Гегель. Гегель считал, что определенному моменту истории соответствует тот или иной жанр в искусстве; напр. Поэтому она и возникает в Риме.
Русские мыслители связывали комическое с социальной критикой. Так, Н. Чернышевский определяет комическое через безобразное: «Неприятно в комическом нам безобразие; приятно то, что мы так проницательны, что постигаем, что безобразное — безобразно. Смеясь над ним, мы становимся выше его» Чернышевский Н.
Белинский считал задачей комедии разоблачение социальной лжи, формирование общественной морали. Герцен видел в комедии оружие борьбы против старых, отживших форм общественной жизни. В искусстве встречается большой набор комических техник, оттенков переживания комического по интенсивности и по качеству от безмятежной улыбки, вызванной восприятием приятного, до смеха, основывающегося на различных отрицательных чувствах, — смех и преодоленный страх, смех и высокомерие, гордость, смех и слезы, смех и отвращение, презрение. К технике комического относятся: несоразмерность, преувеличение, удвоение, переворачивание смысла, обманутое ожидание и т.
К классическим типам комического относятся юмор, остроумие, ирония. Юмор как бы исключает серьезное, выражаясь в незлобивом смехе, доброжелательной улыбке. Для юмора характерно не отрицание мира в его испорченности, а снисходительность. Остроумие, предполагая высокое развитие интеллекта и личности, стремится обнаружить неочевидные связи, скрытые соотношения, нарушить схемы и стереотипы мышления.
Как это работает. Комическое в литературе
«Комическое» и «смешное» мы объединяем под одним термином и понятием «комизм». Комизм — м. Комическая сторона чего либо. Вид: драматическая ситуация, комическая ситуация, трагическая ситуация и т.п. * "Сюжет художественного произведения может включать ситуации, например, покупка Чичиковым мертвых душ. Комическая ситуация — это особый род литературных и художественных произведений, отличающихся особым замыслом создания и целью развлечения читателя или зрителя. Значение комическая ситуация, что означает «комическая ситуация» в словарях: Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Комедия ситуаций
Категория комического в эстетике идет в связке с трагическим, но здесь я рассмотрю только комическое, о трагическом потом. ситуация или обстоятельства вызывающие смех, улыбку. Далее мы рассмотрим основные виды комического, наиболее часто встречающиеся в жизни и искусстве, а также приведем примеры для каждого вида, а затем расскажем о наиболее популярных комических приемах, которые легко использовать в повседневной жизни. Наиболее грубая форма комического – фарс, краткая сценка, которую обычно показывали в балаганах на ярмарках. Например, в английской смеховой культуре это Мистер Вин — личность выдающаяся как по числу глупейших ситуаций, в которые он попадает, так и по оригинальности методов, с помощью которых из этих ситуаций выкручивается. 2. Комизм сходства. Причина комичности в том, что мы привыкли видеть в каждом человеке индивидуальность, которая заключается в неповторимых духовных и физических качествах.
Комический контент в современной качественной прессе (на примере журнала «Огонёк»)
Комическая ситуация — это специфическая ситуация, которая вызывает у людей смех или радость, основанную на неожиданности, противоречии или нелепости. Значение слова «ситуация». СИТУАЦИЯ, -и, ж. 1. Совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение. Очень смешной, забавный, полный комизма; комический. комическая ситуация — situation f comique. Противоречие норме порождает внешний комизм (физиологический, случайных ситуаций), противоречие идеалу — комизм обобщающий, комизм внутренней неполноценности, ничтожности.
Занятие 13. КОМИЧЕСКОЕ И СМЕШНОЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ ДЕГРАДАЦИИ, РАЗВИТИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ
Смех в комическом — это реакция на определенное содержание. В каком-то смысле вся история человечества — история смеха, но это и история утрат. Рассмотрим комическое: что такое комическое, каковы его функции и структура. В обществе существует потребность в духовном преодолении того, что утратило право на существование.
В мире человеческих ценностей появляются ложные ценности или псевдоценности, антиценности, объективно выступающие помехой социокультурному существованию человека. Комическое является способом переоценки ценностей, возможностью отделить мертвое от живого и похоронить то, что уже отжило. Но, чем меньше какое-либо явление имеет право на существование, тем больше у него претензий на существование.
Разоблачение псевдоценности достигается смеховой реакцией. Гоголь: из предуведомлений актерам к «Ревизору»: насмешки боится тот, кто ничего не боится. В древних культурах уже был механизм ритуального смеха.
Смысл комического — унижение и тем самым переоценка определенных социально ранжированных ценностей. Не случайно, что перед социальными переворотами происходит взрыв комического творчества. Смех разоблачает устаревшие ценности и лишает их пиетета.
Средневековый карнавал выполнял функцию сомнения в ценности королевской власти, в безусловности установлений церкви, и это был резерв развития. Здесь действует механизм переворачивания ценностей, способствующий изменению пропорций мировосприятия. В гротескном осмеянии снимались телесные запреты, совершалось пиршество плоти, что способствовало бестрепетной ее переоценке.
Истоки русского мата — в его карнавальном характере. Использование этой лексики как нормы в настоящий переходный и кризисный для России период, по меньшей мере, неуместно, а точнее разрушительно в условиях, когда старые ценности уже отвергнуты, а новые еще не состоялись. Но в комизме не все сводится к отрицанию.
Вместе с отрицанием происходит и некоторое утверждение, а именно, утверждается свобода человеческого духа. Смеясь и играя, человек отстаивает свою свободу, возможность преодоления любых границ. У Маркса: человечество, смеясь расстается со своим прошлым.
Комизм — это утверждение творческих сил, новизны, идеалов, ибо отрицание ложных ценностей происходит при доминировании положительного начала. Но может быть скабрезный смех человека бездуховного, без идеалов, обозначающий подглядывание в замочную скважину, и смех, вызванный просто проявлением телесности: пошлые анекдоты, и смех цинический — над всем, включая святыни, с позиций отрицания всего и вся, и по отношению к дорогим сторонам жизни других людей. Определяя структуру комического, необходимо отметить, что это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации, в комическом нужна творческая роль самого субъекта.
В комическом не нужна определенная дистанция, субъект должен разрушить ее, примерив на себя комическую маску, вступив в свободные игровые отношения с реальностью. Когда это получается и возникает комическое. Комизм возникает тогда, когда есть некое противоречие в объекте.
Чтобы стало смешно, некая антиценность должна быть проявлена в несообразности объекта. В эстетике это называется комическое несоответствие.
К-ие ужимки. Оказаться в комической ситуации. Свойственный комедии в 1 знач. Комический актер. Комические данные.
Что-то несерьезное, почти комическое проступало, просачивалось сквозь все его размышления. Тургенев, Дым. Скиталец, Лес разгорался. Источник 15 комичных историй о людях, попавших в неловкую ситуацию Наверное, нет в мире человека, который бы не попадал в странную, нелепую и смешную ситуацию. Но сегодня мы поведаем вам истории невероятно смелых людей, которые нашли в себе силы и раскрыли свои забавные тайны! А какие неловкие истории случались с вами? Когда я говорю, что плохо пою, люди не верят: некоторые считают, что это скромность, другие — что я набиваю себе цену.
И только мой маленький брат не умеет обманывать: он просто ложится на пол лицом вниз и плачет. В магазине я извинилась перед женщиной, с которой чуть не столкнулась тележками. Оказалось, это было моё отражение в зеркале. Провалиться мне сквозь землю! Однажды ночью встала воды попить. Перелезала через парня, запуталась в одеяле, свалилась на пол, подвернула ногу. Стакан было лень доставать, думаю, так попью — разбила губу об кран.
А потом еще и от парня с локтя в нос получила, когда обратно перелезала. Сходила, короче, водички попить. Захожу в маршрутное такси средней забитости, пока роюсь по карманам, машина трогается и я, не успевая ухватиться за поручень, теряю равновесие. Передо мной стоит мужчина и я каким-то чудом в полёте умудряюсь запихнуть ему пальцы в ноздри.
Неправильное понимание: непонимание шуток или сарказма, неправильное толкование слов или жестов. Физические особенности: неловкое движение, неуклюжий поступок, неудачное падение. Источники комичных ситуаций могут быть разнообразными и неисчерпаемыми. Они зависят от уникальных событий и обстоятельств, которые случаются в нашей жизни каждый день. Примеры комичных ситуаций в повседневной жизни Комичные ситуации в повседневной жизни возникают постоянно и могут приводить к смеху и радости. Ниже приведены несколько примеров комичных ситуаций: 1.
Когда ты спускаешься по лестнице и спотыкаешься Это типичная комичная ситуация, которая случается с каждым из нас. Мы чувствуем себя неловко, но не сдерживаем смеха, осознавая курьезность произошедшего. Когда тебя будят по телефону, а ты не можешь понять, где он Это смешная ситуация, когда мы привыкли спать с телефоном под подушкой или в другом странном месте, и когда кто-то пытается нас разбудить, мы начинаем комично искать свой телефон в непонятных местах. Когда кто-то ошибается в адресе или телефоне при доставке еды Это часто встречающаяся комичная ситуация, когда мы заказываем еду, а курьер приезжает не по нашему адресу или звонит не на тот телефон. Это может вызывать смех и удивление, а также приятные или не очень приятные ситуации. Когда мы спотыкаемся на улице в присутствии множества людей Это классическая комичная ситуация, когда мы спотыкаемся и падаем, вызывая смех и улыбки окружающих. Это неловко, но в то же время смешно и позволяет нам расслабиться.
Если никто не смеялся, сцену переснимали. Позднее в ситкомы стали добавлять закадровый смех. Исследователи кино разделяют ситуационные комедии на три типа. Сюжет сериалов первой категории развивается в доме или квартире персонажей. Так происходит, например, в картинах «Семейка Брейди» и «Два с половиной человека». Ситкомы второго типа рассказывают о комичных ситуациях на работе героев. В сериале «Офис» действие происходит в офисе компании, которая поставляет бумажную продукцию. А к ситкомам третьего типа относят картины, сюжет которых развивается в любом другом месте.
Почему нам бывает смешно: сущность комического
Что такое КОМИЧЕСКОЕ явление - Сочинение | Мы предлагаем следующую стратегию описания комических этикетов: 1) выявление основных, доминирующих в данном комическом дискурсе тем (лейтмотивов), то есть жизненного материала, из которого строятся комические аномалии; 2) определение тех типов комизма. |
Комичная ситуация Тик Ток тренд челлендж по хештегу #комичнаяситуация что снимают и как найти трек | Смотреть что такое "комическая ситуация" в других словарях: ситуация — (от лат. situatio положение) совокупность определенных условий, обстоятельств, в которых развивается конфликт. |
КОМИ́ЧЕСКОЕ | явление действительности, которое возбуждает смех присущими ему недостатками, несообразностями, несоответствием формы и сущности. |
«Что такое «комическая» и когда она появилась?» — Яндекс Кью | Комическая ситуация – это одна из основных составляющих комического жанра, который отличается от других видов искусства своей способностью вызывать улыбку. |
ЭТИКЕТ КОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ 2: amygdally — LiveJournal | Комическая ситуация — это смешной эпизод, момент или событие, которое вызывает смех у зрителей или слушателей. |
«Что такое комичность»
Комической ситуации | определение, значение, синонимы, антонимы. |
КОМИЧНО - Большой современный толковый словарь русского языка - Русский язык - | Рассмотрим комическое: что такое комическое, каковы его функции и структура. |
Ирония и другие виды комического | Что такое комичность ситуации. Приемы создания комической ситуации. |
Что такое КОМИЧЕСКОЕ явление
Что такое комичная ситуация? | Игра слов — это комический приём, при котором автор или персонаж употребляет омонимы, то есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. |
Комическая ситуация это ... — | Наиболее значительным показателем и результатом естественной комической ситуации является смех: от беззлобно-добродушного подтрунивания до беспощадного бичевания. |
Что такое комическая ситуация: объяснение и примеры | Ц и оканчивается на - К. |
15 комичных историй о людях, попавших в неловкую ситуацию
Но что именно делает что-то комическим? Комичность может быть вызвана через использование определенных слов, ситуаций, действий или поведения. Она может быть веселой, потому что в ней заключается ирония или конфликт, которые усиливают юмор и смех.
Положите вилку! Есть лекарства». Смешное, комичное, забавное улучшает, гармонизирует отношение человека к окружающему миру, позволяет ему избавиться от негативных эмоций: гнева, страха, вины, раздражительности. Для рекламы, которая обрушивается на потребителя в огромных количествах, все это имеет очень важное значение. Заставьте человека засмеяться — и он уже, как минимум, не будет злиться, раздражаться, что в нашем деле очень и очень желательно.
Сюжетный юмор. Он хорошо подходит для теле- и радиорекламы, где есть пространство для развития сюжета. Вариации здесь будут такие: неожиданная развязка «Деньги могут заморозить» и «Ты вообще в чем-нибудь уверен? Пиво пил» — «Толстяк» ; случайный, неожиданный эффект реклама «с днем жестянщика» от «БиЛайн», открытие теории относительности — пиво «Пит». Персонажный юмор. Если сюжетный юмор связан с развитием определенной сюжетной линии, то речь идет о персонажном юморе. Он акцентируется на некотором комическом образе, который вызывает смех.
Иногда бывает так, что к этому привлекают известные смеховые фигуры. Уже известные и очень популярные персонажи Например, в английской смеховой культуре это Мистер Бин — личность выдающаяся как по числу глупейших ситуаций, в которых он оказывается, так и по оригинальности всех тех методов, с помощью которых он из этих ситуаций выкручивается. В России несколько лет идет реклама «Балтимор» с привлечением комиков Олейникова и Стоянова, знакомы всем и привлечения ОСП-студии к рекламам «Снежной королевы». А в печатной рекламе я встречал использование персонажей Л. Ярмольника, М. Задорнова и М.
Все над ним смеются.
Причина — глухота и склонность к сплетням одновременно. Комично, когда прерываются действия низменного характера: попытки обмануть, обокрасть, оклеветать, унизить. В любом случае, посрамление воли вскрывает некоторую неполноценность человека. Одурачивание Это вариант посрамления воли, но в том случае, если неудачи вызваны не самой действующей персоной, а другим человеком. Одураченный может быть сам виноват в том, что его обвели вокруг пальца, а может быть не виноват, но выглядит простофилей, что вызывает смех. Иван одурачивает глупого и похотливого царя, предлагая ему ради возврата молодости искупаться в кипятке. Солдат, демонстрируя «силу», одурачивает змея, раздавливая вместо камня творог, бросая в небо птицу вместо камня.
Солдат одурачивает жадную старуху, обещая сварить кашу из топора, испрашивая в процессе варки продукты, необходимые для настоящей каши. Особенно комичен «обманутый обманщик». Иногда одурачивают безвредного, но слишком доверчивого человека. Если розыгрыш безвреден, то ситуация комична, если же вредит, то комизм переходит в цинизм, злорадство. Однако, как пишет Пропп, в народном творчестве есть примеры очень жестоких розыгрышей, где, несмотря ни на что, симпатия на стороне «шутников». Алогизмы Это посрамление недостатка ума. Люди говорят несуразное, или, следуя нелепым мыслям, совершают глупые поступки.
Глупыми эти действия кажутся с точки зрения здравого смысла, но тот, кто их совершает, может, исходя из логики своих заблуждений, обосновать правильность такого поведения. Человек, следуя зову собственной глупости, создаёт себе проблемы и сам же пытается решить их. Открытый алогизм — когда понятна абсурдность помыслов и действий — комичен сам по себе. Скрытый же алогизм, когда читатель не знает истинного положения вещей, вызывает смех при разоблачении. Часто авторы представляют алогизмы, применяя одновременно гиперболу, гротеск. Ложь Комическая ложь двояка. Первый вариант — когда она представлена в виде весёлых небылиц, типа рассказов барона Мюнхгаузена.
Цель такой лжи не обмануть, а развеселить человека преувеличенными, а иногда и выдуманными подробностями. Второй вариант — лжец пытается обмануть собеседника. В одних случаях, как пишет Пропп, разоблачение лжеца дано только для читателя. Герои верят лжецу, а тот уверен, что его ложь удалась, хотя читатель распознал ложь. В другом же случае кто-то из слушателей остроумно выводит обманщика на чистую воду, что вызывает взрыв смеха. Языковые средства комизма Язык комичен потому, что он отражает духовный мир и мышление говорящего. Пропп выделяет каламбур, парадоксы, связанные с ними остроты, некоторые формы иронии и языковый стиль.
Каламбур основан на игре слов, когда один собеседник понимает слово в широком смысле, а второй — в узком, буквальном или совсем ином смысле омонимы. Комизм возникает из-за того, что в нашем сознании общее значение слова заменяется буквальным. На каламбуре основана львиная доля анекдотов о Штирлице. Комические характеры Основаны на осмеянии каких-либо моральных свойств человека: трусость, жадность, склонность к подхалимажу, формализму, сутяжничеству и т. Отрицательные качества могут быть одновременно с положительными. Комичны также полностью добродетельные люди, особенно когда они склонны к нравоучениям. Весёлый, а не насмешливый смех взывают никогда не унывающие, добродушные оптимисты, которые не стремятся вникать в какие-то проблемы, а просто радуются каждой приятной мелочи.
Отгораживание от плохого, даже если оно объективно присутствует, и приверженность приятным мелочам повседневной жизни придаёт характеру несерьёзность, поверхностность.
Кроме этого Шеллинг отмечает «... Высшие проявления комедии нуждаются в специальных характерах; для достижения максимума наглядности в комедии должны быть представлены общественные характеры». Аникст по Гегелю: «Если основу трагедии составляет субстанциональное содержание, то есть изображение наиболее существенных конфликтов, в которых определяется жизнь и смерть героев, то в комедии главной почвой служит субъективность» стр. Гегель принципиально разделяет такие понятия как собственно комическое, сатирическое и смешное. Комическое Гегель выделяет особо. Точно так же, как трагическое раскрывает противоположность и борьбу важных нравственных принципов, так комедия обнаруживает противоречия, имеющие особый характер. Основой истинно комического является поэтому, с одной стороны, сознание и понимание природы вещей, какими они должны быть соответственно своему назначению и ценности, а с другой — проявления такого субъективного стремления, которое вступает в противоречие с действительно жизненными ценностями и понятиями» стр.
С комическим в его доподлинном виде Гегель связывает особый вид смеха. Как он пишет: «... Косный рассудок наименее способен на это как раз там, где в своем поведении он наиболее смешон для других» стр. Смех, который вызывает сатира, сочетается с возмущением против определенных противоречий в жизни и несправедливости» стр. Гегель рассматривает, почему в частности скупость не является истинно комической. Но если индивид по своей субъективности серьезно сливается с подобным внутренне ложным содержанием как исключительным смыслом своего существования, так что когда эта почва уходит у него из-под ног, чем крепче держался он за нее, тем безутешнее чувствует себя в своем крушении, — то такому изображению не достает подлинного зерна комического, как и везде, где есть место с одной стороны, для тягостных обстоятельств, а с другой стороны, для простых насмешек и злорадства» стр. Смех могут вызвать всякого рода контрасты между сущностью явления и тем, как оно воплощается в некоем характере или действии. Несоответствие цели и средств также будет смешным.
Вообще трудно найти что-либо более противоположное, чем вещи, над которыми смеются люди. Самые пошлые и плоские вещи могут вызвать у них смех, но часто они точно так же смеются и над значительнейшими и глубочайшими явлениями, если только в них объявится какая-нибудь совершенно несущественная сторона, противоречащая привычкам и повседневному созерцанию людей. Смех тогда есть лишь выражение самодовольного практического ума, знак того, что мы тоже достаточно умны, чтобы распознать контраст и почувствовать себя выше него. Точно так же бывает смех издевательский, смех от отчаяния и т. Первая форма комического. Такова одна форма комического. Итак, с одной стороны, ничтожность цели, а с другой — значительность применяемых для ее достижения средств» стр. Вторая форма комического.
Как ситуации, так и характеры в комедии подчиняются тем же закономерностям. Контраст между целью и ее выполнением создает разнообразные комические ситуации, тогда как контраст между действительным характером и его претензиями на нечто иное и большее дает эффект в комедии характеров» стр. По мнению Гегеля, комедия нового времени в изображении характеров склоняется к карикатуре» стр. Комическое есть отчетливо выявленное возвышенное. Низменные вещи дают подножку возвышенному, и оно падает» стр. Смешное — смертельный враг возвышенного. Это смешное возникает не как насмешка извне, а содержится в лоне самого возвышенного» стр. Фишер одновременно соглашается с Зольгероми, цитирует его: «Комическое возникает из того же источника, что и трагическое.
Он показывает нам лучшее, даже божественное в человеческой природе, как оно проявляется в этой жизни в своей разорванности, противоречиях, ничтожестве, и именно поэтому оно оздоровляет нас, и мы вполне доверяемся ему, ибо оно коренится в нашей жизни. Поэтому даже самое высшее и святое, проявляющееся в людях, может и должно быть предметом комедии, а комическое в свою очередь посредством иронии возвращает к серьезности, даже к суровости» стр. Фишер не останавливается перед примерами, которых эстетические трактаты избегают. Сохраняет ли возвышенный субъект свое достоинство в отхожем месте? Или, что представляет собой человек, объятый воодушевлением, когда у него лопаются подтяжки? Или, если в момент наивысшего воодушевления он почувствует необходимость естественных отправлений? Эти примеры, признает Фишер, справедливо могут показаться отвратительными, нелепыми, сумасбродными, но они помогают понять особенности комического. Смешно, когда возвышенное оборачивается чем-нибудь мелким, когда действие приводит к результату, противоположному тому, которого добивались; смех может вызвать даже просто неожиданное падение бегущего.
Комично, когда играющий на бильярде, тщательно целится, но промахивается; когда патетический оратор вдруг запинается» стр. Возвышенное здесь выступает как внешнее и проявляется в природно-телесной форме. Низменность проявляется в том, что возвышенное попадает в ловушку посредством весьма грубых приемов. Тут играют большую роль телесные повреждения: комичным это может показаться, когда человек получает их из-за собственной неловкости. Мы смеемся над падением человека, когда видим, как внезапно нарушается гармония в действиях членов тела. Гансвурст потешал публику неловким хождением по канату. Этот низкий вид комизма захватывает всех и всегда вызывает смех» стр. Такой смех, высвобождающий от серьезности, дает людям здоровую разрядку.
К этому разряду комического принадлежат также явления, требующие более высокой способности понимания и остроты ума. Здесь идут в дело затрещины и палочные удары... Уленшпигель и Арлекин, не столько придурковатый малый, сколько плут» стр. Фишер считает, что ни в коей мере не следует относится высокомерно к этой элементарной форме комического, имеющей глубокие народные корни, и высказывает осуждение в адрес той мнимо интеллигентной, мещанской публики, которая презрительно относится к фарсу и гротеску. Элементарно комическое отличается от более тонких форм комического не содержанием, а лишь формой; последние имеют по большей части те же сюжеты, однако обработанные так, что «непосредственно натуральное изображается не в столь развязном виде и весь контраст переносится в область более глубоко духовную» стр. В этой форме комическое проявляется абстрактное понимание природы, позволяющее рассудочно сочетать различные представления. Какое-нибудь понятие или представление вполне соответствует определенному положению или явлению действительности. Внезапно остроумная шутка связывает это понятие или факт с явлениями, относящимися к совершенно другой отдаленной области.
Остроумие есть готовность сочетать воедино с поражающей быстротой различные представления, которые по своему внутреннему содержанию и связям, им свойственным, друг другу совершенно чужды» стр.
комический и комичный
Комические ситуации — это особый вид ситуаций, которые вызывают улыбку или смех у людей. Что такое комичная ситуация и как ее понимать? Если комизм ситуации не очевиден, то в шутку сложившиеся обстоятельства может превратить человек с хорошо развитым чувством юмора, способный не только увидеть смешное, но и показать это другим метким комментарием или действием.