200-летие со дня рождения Николая Гоголя отмечают сегодня во многих странах мира. 1 апреля 2024 г. исполнилось 215 лет со дня его рождения.
215 лет со дня рождения Н.В.Гоголя
В год 210-летия со дня рождения Николая Гоголя началась подготовка к реставрации двух памятников писателю — на Никитском и Гоголевском бульварах. Гоголь среди них в России, пожалуй, самый главный ", – рассказал директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак. 4 апреля на сцене Юго-Запада отмечаем день рождения Николая Васильевича спектаклем РЕВИЗОР.
Гоголь, Николай Васильевич
Гоголь открыл для нас целую эпоху не только в литературе, но и в истории. Читая и перечитывая его гениальные произведения, мы ещё раз убеждаемся — они актуальны и нужны нам сегодня так же, как и много лет назад. Великий писатель своим творчеством способствовал изменению страны к лучшему. Он любил и ценил русский язык. Знакомство с фрагментами биографии позволило учащимся представить, каким Гоголь был в детстве, как рано проявилось его желание узнавать новое и созидать на благо народа.
Тогда Пушкин рассказал молодому писателю анекдот о проезжем господине, выдававшем себя за чиновника и обобравшем всех городских жителей. Гоголю настолько понравилась эта комичная история, что он захотел сделать из нее произведение. Прозаику понадобилось всего два месяца, чтобы написать «Ревизора».
Поговаривают, что литераторы хохотали до слез. Но, когда вышла пьеса, критики ничего смешного в ней не разглядели. Из-за негативных отзывов писатель впал в затяжную депрессию, а после уехал за границу. Гоголь настолько реалистично описывал в своих произведениях всякую нечисть, что многие поговаривали о его причастности к загробному миру, с которым он якобы имел связь при жизни. Но у психиатра Владимира Чижа другое мнение. В беседе с Life он рассказал, что у писателя были галлюцинации как слуховые, так и зрительные. Смерть Гоголя и по сей день продолжает считаться одним из самых загадочных событий в истории литературы.
В 1839 году классик схватил сильнейшую болотную лихорадку малярию , тогда ему чудом удалось избежать смерти. Но болезнь поразила мозг писателя. Особенно в последние годы жизни Гоголь был подвержен обморочным состояниям и страдал от страшных видений.
Автор сам выбрал цвет обложки и разметил размеры шрифтов на титуле. Ставшее со временем «нулевым километром» классической русской литературы произведение создавалось вдали от России — в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Сюжет поэмы, как и комедии «Ревизор», подарил молодому автору Пушкин, осенивший своим гением новое, вскоре ставшее ведущим направление в русской литературе — глубокого психологического реализма, совмещенного с критическим восприятием действительности и христианским православным идеализмом. Продолжателями традиций Гоголя можно считать практически всех талантливых отечественных писателей — от Достоевского и Гончарова до Платонова и Булгакова. Сам Гоголь свой опубликованный первый том считал экспозицией эпопеи о духовном преображении заблудших душ на пути к религиозному просветлению и счастью. От двух последующих томов сохранились отдельные фрагменты.
Суперсервис "Поступи в вуз онлайн" Портал Госуслуг Необходимый перечень документов: документ документы , удостоверяющий личность, гражданство в том числе поступающий может представить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации ; документ об образовании в том числе поступающий может представить документ иностранного государства об образовании со свидетельством о признании иностранного образования, за исключением случаев, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и или международным договором не требуется признание иностранного образования приложение к документу об образовании страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, СНИЛС при наличии 1 фотография 3х4.
1 апреля – 215 лет со дня рождения Николая Гоголя
Гоголя, узнали о том, что писатель был модником, любил заниматься рукоделием и путешествовать. Любое художественное произведение оставляет след в истории культуры, если в нём заложены духовно-нравственные ценности на все времена. Писатель Н. Гоголь является великим в силу своего литературного и человеческого дара.
Когда мужик не Блюхера. Детские и юношеские годы Гоголя. Гоголь и Смирнова Россет. Жена Гоголя Николая.
Личная жизнь Гоголя. Гоголь Моллер. Гоголь фотопортрет. Портрет Гоголя Моллер. Гоголь в Италии. Гоголь в Италии картинки. Синьор Николо Гоголь в Италии.
Гоголю 200 лет логотип. К 215-летию Гоголя. Гоголь гимназист. Авенариус Гоголь гимназист. Биография Гоголя книга. Книга Гоголь гимназист. Трилогия Гоголя книги.
Гоголь в одном томе. Гоголь в ученические годы. Гоголь 1828. Карьера Гоголя. Гоголь окончил гимназию. Что написал Гоголь в 1828. Медаль 200 лет со дня рождения Гоголя.
Настольная медаль Гоголь 200 лет.
Например, знали ли вы, что Гоголь любил заниматься рукоделием. Он умел вязать, ткать, шить и выкраивать. Скорее всего, на эти умения повлияло то, что писатель все детство жил в окружении женщин. Помимо мамы и бабушки, у Николая Васильевича было еще четыре сестры. Гоголь был поклонником миниатюрных книг. Ему нравился сам процесс коллекционирования, потому что далеко не все книги, которыми он владел, были им прочитаны.
Гогол ь как «великий учитель» по Достоевскому попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями». Утопическая проповедь, однако, не встретила понимания у общественности.
Белин ский объя вил Гогол я ретр оградом и врагом свободы. Помимо «линейного» существует мистическое измерение литературы. Гоголь все в идел и понимал, но верил, что русская «птица-тройка» преодолеет «бездну разлада».
Николай Гоголь
1 апреля — 215 лет со дня рождения русского прозаика, поэта, драматурга, публициста и критика Николая Васильевича Гоголя (1809 — 1852). Первый памятник Гоголю в Москве установили в 1909 году в конце Гоголевского бульвара в честь столетия со дня рождения писателя. Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии на территории нынешней Украины. 1 апреля (20 марта) отмечают 215 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, критика и публициста Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). Московский «Гоголь-центр» в день своего семилетия поделился планами на этот сезон.
Тайна классика: Главархив рассказал о давнем споре исследователей о дате рождения Гоголя
Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза. Смотри, как раз попадешь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги.
Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет». Профессор был отчасти прав. Иногда хотелось, точно, нашему художнику кутнуть, щегольнуть — словом, кое-где показать свою молодость. Но при всем том он мог взять над собою власть. Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна. Вкус его развивался заметно.
Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами. Еще потемневший облик, облекающий старые картины, не весь сошел пред ним; но он уже прозревал в них кое-что, хотя внутренно не соглашался с профессором, чтобы старинные мастера так недосягаемо ушли от нас; ему казалось даже, что девятнадцатый век кое в чем значительно их опередил, что подражание природе как-то сделалось теперь ярче, живее, ближе; словом, он думал в этом случае так, как думает молодость, уже постигшая кое-что и чувствующая это в гордом внутреннем сознании. Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец, иногда даже вовсе не живописец по призванью, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал. Это приходило к нему на ум не тогда, когда, занятый весь своей работой, он забывал и питье, и пищу, и весь свет, но тогда, когда наконец сильно приступала необходимость, когда не на что было купить кистей и красок, когда неотвязчивый хозяин приходил раз по десяти на день требовать платы за квартиру. Тогда завидно рисовалась в голодном его воображенье участь богача-живописца; тогда пробегала даже мысль, пробегающая часто в русской голове: бросить все и закутить с горя назло всему. И теперь он почти был в таком положении. Взаймы ведь никто не даст. А понеси я продавать все мои картины и рисунки, за них мне за все двугривенный дадут.
Они полезны, конечно, я это чувствую: каждая из них предпринята недаром, в каждой из них я что-нибудь узнал. Да ведь что пользы? Да и кто купит, не зная меня по имени? Что, в самом деле? Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами. Произнесши это, художник вдруг задрожал и побледнел: на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо. Два страшные глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его; на устах написано было грозное повеленье молчать. Испуганный, он хотел вскрикнуть и позвать Никиту, который уже успел запустить в своей передней богатырское храпенье; но вдруг остановился и засмеялся.
Чувство страха отлегло вмиг. Это был им купленный портрет, о котором он позабыл вовсе. Сияние месяца, озаривши комнату, упало и на него и сообщило ему странную живость. Он принялся его рассматривать и оттирать. Омакнул в воду губку, прошел ею по нем несколько раз, смыл с него почти всю накопившуюся и набившуюся пыль и грязь, повесил перед собой на стену и подивился еще более необыкновенной работе: все лицо почти ожило, и глаза взглянули на него так, что он наконец вздрогнул и, попятившись назад, произнес изумленным голосом: «Глядит, глядит человеческими глазами! Окончательнее всего были в нем глаза, которым изумлялись современники; даже малейшие, чуть видные в них жилки были не упущены и приданы полотну. Но здесь, однако же, в сем, ныне бывшем пред ним, портрете было что-то странное. Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета.
Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслажденья, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное чувство. Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется ярким, нестройным криком? Или, если возьмешь предмет безучастно, бесчувственно, не сочувствуя с ним, он непременно предстанет только в одной ужасной своей действительности, не озаренный светом какой-то непостижимой, скрытой во всем мысли, предстанет в той действительности, какая открывается тогда, когда, желая постигнуть прекрасного человека, вооружаешься анатомическим ножом, рассекаешь его внутренность и видишь отвратительного человека? Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же та же самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он так же был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего.
Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца». Он опять подошел к портрету, с тем чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы. Свет ли месяца, несущий с собой бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть одному в комнате. Он тихо отошел от портрета, отворотился в другую сторону и старался не глядеть на него, а между тем глаз невольно, сам собою, косясь, окидывал его. Наконец ему сделалось даже страшно ходить по комнате; ему казалось, как будто сей же час кто-то другой станет ходить позади его, и всякий раз робко оглядывался он назад. Он не был никогда труслив; но воображенье и нервы его были чутки, и в этот вечер он сам не мог истолковать себе своей невольной боязни. Он сел в уголок, но и здесь казалось ему, что кто-то вот-вот взглянет через плечо к нему в лицо.
Самое храпенье Никиты, раздававшееся из передней, не прогоняло его боязни. Он наконец робко, не подымая глаз, поднялся с своего места, отправился к себе за ширму и лег в постель. Сквозь щелки в ширмах он видел освещенную месяцем свою комнату и видел прямо висевший на стене портрет. Глаза еще страшнее, еще значительнее вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него. Полный тягостного чувства, он решился встать с постели, схватил простыню и, приблизясь к портрету, закутал его всего. Родилась в Москве в 1977 году. Поэт, редактор, публицист. Член Московской городской организации Союза писателей России.
Автор сборника стихотворений «Луне растущей нелегко... Соавтор сборника стихов «Сердце к сердцу. Букет трилистников» с А. Спиридоновой и В. Цылёвым 2018.
За «Вечерами…» последовал сборник статей, повестей и рассказов «Арабески», а после — «Миргород». Настроение этой книги было уже иным: украинского фольклора стало в ней меньше, писатель сосредоточился на историчности «Тарас Бульба» , с тонким трепетом и печалью описывал простой быт и внутренний мир персонажей «Старосветские помещики». Отчасти поменялся и характер гоголевского мистицизма: веселой чертовщине «Вечеров…» противостояли мрачные демоны «Вия».
С 1834 по 1836 гг. Гоголь работал над текстом комедии «Ревизор». Сатирическая пьеса произвела фурор: пороки русского общества были представлены в ней с такой силой и правдивостью, что не смогли оставить равнодушным ни одного читателя и зрителя. Восторги сменялись ненавистью со стороны узнававших себя чиновников. Во второй половине 1830-х — начале 1840-х годов Гоголь работал за границей.
Именно на этой сцене 19 апреля 1836 года был впервые показан «Ревизор», в создании спектакля принимал участие сам автор. Произведения Гоголя всегда занимали одно из ведущих мест в Александринском репертуаре. В новом времени легендарными стали спектакли Валерия Фокина «Ревизор» 2002, десятая версия «Ревизора» на этой сцене и «Ваш Гоголь» — обращение к последним дням жизни писателя, спектакль-размышление о его судьбе, религиозных и философских убеждениях, о месте и роли настоящего художника в современной жизни.
Карамель Гоголь. Гоголь «мёртвые души». Советские плакаты. Белинского и Гоголя с базара понесет. Писатель плакат СССР. Когда мужик не Блюхера. Детские и юношеские годы Гоголя. Гоголь и Смирнова Россет. Жена Гоголя Николая. Личная жизнь Гоголя. Гоголь Моллер. Гоголь фотопортрет. Портрет Гоголя Моллер. Гоголь в Италии. Гоголь в Италии картинки. Синьор Николо Гоголь в Италии. Гоголю 200 лет логотип. К 215-летию Гоголя. Гоголь гимназист. Авенариус Гоголь гимназист. Биография Гоголя книга. Книга Гоголь гимназист. Трилогия Гоголя книги. Гоголь в одном томе. Гоголь в ученические годы. Гоголь 1828.
В Самаре открылась выставка, посвящённая юбилею Николая Васильевича Гоголя
Памятник Гоголю работы Андреева. Для одних памятник был настоящим шедевром: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России! Другие остались недовольны памятником: "Думаю, что Гоголь ценен нам как активный бичеватель пороков современного ему общества, и именно этой особенности его творчества должно быть посвящено решение памятника. Андреев же в своей бесспорно прекрасной и талантливой работе изобразил Гоголя в мрачнейший момент его болезненного самоанализа", - писала позже скульптор Вера Мухина.
Гоголем под влиянием материальной нужды. Прибыв в столицу, Николай Васильевич заметил, что здесь многих интересует всё «малороссийское», и он блестяще воспользовался возможностью выпутаться из затруднительного положения. Его рассказы [С. Всю свою жизнь великий писатель «как мог и умел, искал лучшей и более достойной цели [С. Владимир Шенрок указывал, что задушевность, присущая произведениям Николая Гоголя, «незаметно передаётся читателям и волшебным светом озаряет кучу мелких наблюдений, которые иначе никогда не получили бы такой магической силы. Юмор Гоголя возбуждает не только смех, но и жалость, и глубокое участие к человеку» [С. В отличие от Александра Грибоедова и Александра Островского, у Николая Гоголя нет специализации: в «Ревизоре» он собрал в одну кучу всё дурное, что есть в России, чтобы посмеяться над всем разом. Противоречивый взгляд на особенности личности Н. Гоголя высказала в очерке «Национальная двойственность в творчестве Гоголя», опубликованном в журнале «Вестник Европы» в июле 1902 года, историк и этнограф Александра Яковлевна Ефименко 1848-1918. По её мнению, [С. В отличие от других исследователей творчества Николая Васильевича Гоголя, Александра Яковлевна считала, что писатель [С. Подобные высказывания вызвали жаркие споры и бурю возмущений со стороны читающей публики. Ещё одну не совсем лестную характеристику жизни Н. Гоголя дал писатель-прозаик Владимир Галактионович Короленко 1853-1921. В статье «Трагедия писателя. Несколько мыслей о Гоголе», опубликованной в апрельском номере журнала «Русское богатство» за 1909 год, он отмечал: «Гоголь был только писателем и не знал ничего другого в жизни. Вся трагедия его короткого, блестящего и многострадального существования была целиком и исключительно трагедией творчества: в нём были его радости, его страдания, с ним связана ранняя гибель» [С. В том же 1909 году в майском номере журнала «Русская мысль» вышла статья публициста, мыслителя Михаила Осиповича Гершензона 1869-1925 «Завещание Гоголя». По его мнению, творчество писателя характеризовалось «двумя основными чертами: необычайной зоркостью и отчётливостью в распознавании элементарных душевных движений, из которых слагается человеческая действительность, и умением из этих подмеченных реальных элементов воссоздать живые образы, совершенно нереальные, но одушевлённые» [С. Гершензон отмечал, что мышление Гоголя «насквозь практично и утилитарно, и именно в общественном смысле.
Режиссер, идя по традиционному, бесспорному пути, использовал мотив страха, как основную пружину действия в спектакле. Страх, как основа завязки, сцепления противоположных интересов - очень четко пронизывал первые сцены спектакля и порождал еще одну важную тему - тему игры, обмана. Если по отношению к первому понятию все образы спектакля примерно равны, то в соизмерении со вторым Хлестаков брал верх, над тупыми провинциалами. В этом спектакле Хлестаков М. Абаев не был безвольным существом - «не рыба, не мясо», безмятежно отдавшимся на произвол судьбы. В нем в зависимости от обстоятельства боролись и дополняли друг друга две натуры, два начала - рациональное, подчинявшее все его поступки логики конечной выгоды, и натура плута, фантазера, одержимого самим процессом обмана, одурачивания. Причем, вдохновенная игра с огнем была для него не менее жизненно важной потребностью, чем конечный итог, сама цель, имеющая вполне конкретную ценность и выражение. Ситуация настигала Хлестакова неожиданно, врасплох. Этим актер оправдывал суетливость и нервозность молодого барина, лихорадочно прикидывающего, что от него хотят. Но к моменту, когда дело доходило до первой взятки, Хлестаков уже усваивал правила игры и вовремя подставлял свой карман. Он почти не глядя протягивал свою руку к пачке с деньгами, и словно крошку, небрежно смахивал ее со стола. Стоявший наготове Осип виртуозно подхватывал на лету пачку, и повторял пренебрежительную гримасу хозяина, так же не глядя, отправлял ее в раскрытый сундук. Мастерски разыгранная реприза била точно в цель, недвусмысленно давая понять изумленному Городничему, что предложенная сумма для петербургского чиновника - сущий пустяк, который он принимает в виде одолжения. Актер выстраивал партитуру роли, направляя ее по траектории движения, хорошо раскаченные качелей - головокружительные подъемы сменялись щемящими с замиранием сердца, спусками: взятка, пьянка, фантастическое вранье, мучительное припоминание и анализ совершенного и сказанного и, наконец, под занавес, любовная интрижка с городничихой и Марьей Антоновной. Все это напоминало бросание из огня в воду. И с каждым новым подъемом вверх аппетит у Хлестакова разгорался все сильней и сильней, прибавляя ему все большую уверенность в себе. Острота, яркость, эксцентричность Хлестакова выявлялись в основном в области и в сфере физических действий - он, например, в один момент мог взобраться на баррикаду из мебели, выстроенную для защиты от просителей, и использовав ее как своеобразный монумент, принимая позу царственной особы, вести переговоры с наивными горожанами. Но эта внешняя эксцентрика не дополнялась, не обживалась актером изнутри, оставляя ощущения внешней оболочки, но не адекватного выражения внутренней сущности. Более завершение и законченно прозвучал в спектакле образ Осипа Н. Саламов : фигура слуги была очень важным звеном в общей цепочке взаимоотношений героев пьесы. На него были возложены, прежде всего, функции сообщника Хлестакова, привыкшего вытаскивать своего барана из всякого рода щекотливых ситуаций.
С детства он воспринял удивительный колорит украинской речи, народных легенд и преданий — иногда веселых, а иногда жутковатых. Вся эта атмосфера, несомненно, повлияла на его литературные труды: фантастические сюжеты, яркий, образный язык стали приметами неповторимого стиля писателя. В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником — сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов. Служба эта была невыносимо скучна, и справлялся с ней Гоголь плохо. Продержавшись на должности всего полтора года, Николай Васильевич уволился с самым низким по табели о рангах чином коллежского регистратора. Однако, время, проведенное на службе, не прошло даром: наблюдательный Гоголь собрал много материала для своих произведений о чиновничьем быте. Вращаясь в петербургских кругах начала 1830-х годов, будущий писатель заметил, что национальный колорит его родной Малороссии привлекает столичное общество. Так родился замысел его первого успешного произведения — сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
8,5 Кирилла Серебренникова: как прошел день рождения «Гоголь-центра»
За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение — « Мёртвые души », но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему.
За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился с А. Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина , страшно его поразившее.
В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.
Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Мемориальная доска, установленная на via Sistina 125 в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал свой шедевр.
Доска установлена силами писателя П. Боборыкина Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву , где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».
Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.
Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру , которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Гоголь», М.
В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей стало окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте , Дюссельдорфе , то в Ницце , то в Париже , то в Остенде , часто в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём всё сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше.
Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности привело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное : для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своём кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы «Мёртвые души» есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого предназначения.
Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца.
Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, вторично сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось.
Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву.
Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права.
Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества.
Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафиму Саровскому , Игнатию Брянчанинову и др.
Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя « натуральной школы », было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [29]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги.
Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения.
Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами политических движений и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд. В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории , и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие.
Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже такие друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания ; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её.
Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь , и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал.
Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции.
Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены А.
Хомякова — Екатерины Михайловны , которая была сестрой его друга Н. Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице ; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [30]. Смерть Москва.
Дом графа А. Толстого, где умер Н. Фото около 1900 года.
Посмертная маска Н. Гоголя С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование отца Матфея: «Отрекись от Пушкина» [31].
Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления — с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [32]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части.
Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [33] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [33]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях.
Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг.
Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.
Эвениус , профессор С. Клименков , доктор К. Сокологорский , доктор А.
Тарасенков , профессор И. Варвинский , профессор А. Альфонский , профессор А.
Овер решается на принудительное лечение Гоголя. Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил; вечером того же дня писатель впал в беспамятство. Николай Васильевич Гоголь скончался утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия [30].
Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П.
Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Дело об имуществе Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Сведения, сообщённые полиции дворецким графа Толстого Рудаковым, об имении, наследниках и слуге Гоголя, точны, но крайне скудны.
Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли собой совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С.
Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [31]. Единственно ценной вещью в имуществе, оставшемся после Гоголя, были золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому как память об умершем Пушкине: они были остановлены на 2 ч 45 мин пополудни — времени кончины Пушкина [34].
Протокол, составленный квартальным надзирателем Протопоповым и «добросовестным свидетелем» Страховым, обнаружил ещё один вид имущества Гоголя, опущенный дворецким: книги — и отметил любопытное обстоятельство: слуга Гоголя, подросток Семён Григорьев, как видно из его подписи, был грамотный. Книг у Гоголя, в час смерти, оказалось 150 на русском языке из них 87 в переплётах и 84 на иностранных языках из них 57 в переплётах. Этот вид имущества был столь ничтожен в глазах официальных оценщиков, что каждая книга пошла по копейке за штуку.
Профессор московского университета Шевырёв, подписавший опись, не проявил интереса к предсмертной библиотеке Гоголя и не составил списка книг, что держал Гоголь при себе в последние месяцы жизни. Осталось известно только число томов — 234 [35]. Квартальный надзиратель в рапорте приставу Арбатской части переписал текст протокола с существенным добавлением: «Указа об отставке между имеющихся у него бумаг не найдено и по случаю временного его пребывания здесь в Москве письменный вид его в вверенном мне квартале явлен не был, а также и духовного завещания не осталось».
Пьеса получила широкую популярность. Спектакли по ней и в настоящее время входят в репертуар многих театров. В 1836-1848 гг. Николай Гоголь проживал и работал за границей. В 1842 г. На его страницах Гоголь представил панораму жизни российской глубинки, создал галерею ярких образов, поднял вопросы о социальном и духовном развитии общества. По мнению литературоведов, "Мертвые души" являются одним из наиболее значимых произведений русской литературы. В 1842-1843 гг. В 1847 г. В 1848 г.
В обязанности новых сотрудников войдут обнимание поросят, кормление их печеньем, растирание живота и разговоры с ними. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков выпустил клип на песню «Бабушки» , написанную в середине 80-х. Над видео работала анимационно-шумовая лаборатория Multiplikator. Премьера запланирована уже на этот год, но подробности пока не уточняются.
Участникам старших классов напомнят, что Гоголь рано научился читать и писать, его отец привил будущему писатели любовь к литературе, поощрял его выступления в домашнем театре. Почётным гостем посвящённого Гоголю урока стала заслуженный работник культуры, директор Московского дома Гоголя Вера Викулова. В стенах этого дома писатель не только жил, но и творил.
Он добивался чистоты русского слова, безупречности. Он понимал свой талант, что у него есть этот дар, и он работал каждый день, воплощая свои сюжеты на бумаге», — отметила Викулова.
215-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ.
1 апреля (20 марта) отмечают 215 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, критика и публициста Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). 1 апреля (20 марта) отмечают 215 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, критика и публициста Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.
215 лет исполняется со дня рождения Николая Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – представителя знаменитой плеяды писателей-классиков XIX века, прозаика, драматурга, литературного критика, одного из самых известных русских писателей в мире. Свой образ Петербурга Н. В. Гоголь запечатлел в «Петербургских повестях», многократно поставленных на сцене, в кино, отраженных в музыке и живописи. Московский «Гоголь-центр» в день своего семилетия поделился планами на этот сезон. Сегодня, 15 апреля, темой внеурочного занятия "Разговоры о важном" стала жизнь и творчество великого русского писателя Н.В. Гоголя. Однако если Гоголь родился 20 марта, то отмечать день его рождения мы должны 2 апреля по новому стилю. В преддверии празднования 215-летия со дня рождения великого писателя в Межпоселенческой центральной библиотеке была проведена литературная гостиная «Художественный мир Гоголя» для молодого поколения.