Однако через несколько лет из-за превратностей судьбы Мазепа оказался на службе у другого гетмана, Ивана Самойловича. В 1665 году в биографии Мазепы была занята должность Черниговского подчашего, а в1669 он стал ротмистром гвардии гетмана Дорошенко. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства. 2 октября] 1709) — (Іван Степанович Мазепа, Ivan Mazepa) полководец, гетман Войска Запорожского, выдающийся военный деятель, национальный герой Украины.
Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь
В 1675 гетман отправил Мазепу послом в Москву и после этого раза он стал туда регулярно ездить. Кем был гетман Мазепа» на канале «ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2009 года в 23:02, длительностью 00:00:59, на видеохостинге RUTUBE. Панихида по гетману Ивану Мазепе, который Русской православной церковью был предан анафеме за государственную измену, будет впервые проведена в Киево-Печерской лавре. Украинский Минкульт сообщил, что в Киево-Печерской лавре 11 июня впервые отслужат панихиду по гетману Ивану Мазепе.
На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы
В начале своей карьеры Мазепа поступил на службу под началом гетмана Ивана Самойловича, быстро продвигаясь по служебной лестнице. Он занимал ответственные посты и принимал участие в важных военных компаниях. В 1687 году Мазепа при непосредственной поддержке князя Голицына стал гетманом левобережной Украины. Этот период характеризовался постепенным укреплением влияния Мазепы в регионе, а его внутренняя политика была направлена на усиление казацкой старшины и создание гетманской власти как основы государства. Период гетманства Мазепы был насыщен внутренними и внешними проблемами. Он стал свидетелем начала Северной войны — конфликта, который разразился в 1700 году между Россией и Швецией. В это время Российское царство стремилось укрепить своё влияние на украинских казаков и ослабить автономию Войска Запорожского. Мазепа стал фигурой, стоявшей перед сложным выбором между поддержкой Москвы и стремлением сохранить украинскую независимость. Предательство Мазепы Бурные события Северной войны и сложные взаимоотношения с Московией привели к тому, что Мазепа принимает рискованное решение стать союзником шведского короля и переходит на сторону Карла XII.
Тот, кто обрубил свои корни. Уничтожая лавру, оскверняя и, по сути, подменяя ее, украинские баламуты и гнусики по указке своих кураторов бьют в истинное православие, чтобы переписать цивилизационный код Украины. Очень просто: вместо крестов — свастики.
И, конечно, подобным образом Киев творит политический, идеологический шабаш, имеющий колоссальное символическое значение. Так в свое время украинские площади и улицы утыкивали памятниками Бандере. К чему привело?
К трагедии 2 мая в Одессе, например. И вот новость, ожидаемая, чего уж: в Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по гетману Мазепе. Кто сообщает нам эту черную весть?
Минкульт Украины. Почему он?
Не только финальная измена, но и весь жизненный путь Мазепы характеризует его как человека хитрого, но не мудрого, для которого вполне естественным было предавать товарищей и покровителей. Достойно удивления, как эти качества в избранном кумире спокойно принимают «мазепознавцы», прославляющие, в то же время, кодекс чести запорожского «степного рыцарства». Николай Костомаров писал: «Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал — и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности». Впрочем, в этом отношении Мазепа был не оригинален — он выступал наследником и продолжателем политики гетманов эпохи «Руины», лавировавших между Россией, Польшей, Османской Турцией и Крымом… Иван Степанович Мазепа, происходивший из православной шляхетской семьи с Белоцерковщины, воспитывался в тогдашней Речи Посполитой, при дворе польского короля Яна Казимира, «королевским покоевым» камер-юнкером которого он был. По согласному мнению биографов, Мазепа всю жизнь оставался человеком не украинской, а скорее польской культуры и польского уклада.
Известия о его юности, которые трудно проверить методами исторической науки, представляют молодого авантюриста и искателя приключений. Здесь есть и вызванные задиристостью ссоры с товарищами, и роман с замужней женщиной с последующей расправой со стороны ревнивого мужа, и бессистемное образование учился где-то в Европе, затем в Киево-Могилянской академии, затем опять «где-то» философии. Он покидает королевскую службу в 1663 году по мнению многих историков, с тайной миссией содействовать возвращению всей Украины под власть Польши , служит у правобережного гетмана Петра Дорошенко. В 1674 году гетман посылает Мазепу на раду в Переяслав с грамотой о принятии подданства царю Московскому, и в том же году направляет его в Крым и Турцию — просить помощи и покровительства у извечного врага православных. Характерная деталь: «в подарок» султану Мазепа должен был доставить пятнадцать невольников-христиан. Этой дипломатической поездке не дано было осуществиться: Мазепа был захвачен в плен запорожцами — сторонниками московского правительства. Его отправляют в Москву, где он завоёвывает доверие бояр. Затем удачливый авантюрист много лет служит у левобережного гетмана Ивана Самойловича и, между прочим, в 1685 году участвует в выборах нового киевского митрополита, при котором украинская церковь была подчинена московскому патриарху.
В 1687 году он предал старого гетмана, участвовал в его низложении. Звёздный час Мазепы — рада на реке Коломак 25 июля 1687 года, на которой он получил гетманские клейноты. Новоизбранный гетман принёс присягу царям Иоанну и Петру... После смещения царевны Софьи Алексеевны Мазепа сумел обаять молодого Петра и его окружение. В ходе первого Азовского похода в 1695 году Мазепа возглавлял казацкое войско, взявшее вместе с русской армией турецкие крепости на Днепре — Казыкермен, Тавань и другие. В период Великой Северной войны, в 1704 году, возглавил поход запорожского войска на Правобережье Украины для усиления власти польского короля Августа II и усмирения казацкого восстания; в следующем году участвовал в походе в Польшу в частности взял крепость Замостье , в кампании 1706 года воевал на территории Белоруссии. При этом Мазепа не упускал случая заявить о своей лояльности.
Он управлял левобережной Украиной и Киевом. Однако во время Северной войны перешел на сторону Швеции. После поражения Карла XII его подвергли анафеме отлучению от церкви.
В России его считают изменником, на Украине он почитается, как народный герой.
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
Его отец занимал должность подчашего Черниговского у польского короля, и после смерти Иван унаследовал её. В 1668 году удачно женился на Анне Фридрекивич, и его тесть в следующем году помог начать карьеру у гетмана Дорошенко. Однако через несколько лет из-за превратностей судьбы Мазепа оказался на службе у другого гетмана, Ивана Самойловича. Дело в том, что Мазепа должен был вместе с рядом других казаков отвезти османскому султану нескольких левобережных казаков в качестве заложников, но по дороге был перехвачен атаманом Запорожской Сечи Иваном Серко, который, в свою очередь, отправил его левобережному гетману Самойловичу, у которого он дослужился до генерального есаула. С этого момента Мазепа оказался фактически на службе у русских царей. Как и прежде, ему помогало умение нравиться важным людям. Так, в кратчайшие сроки он завоевал доверие и стал любимчиком фаворита регентши Софьи, Василия Голицына. В 1686 году Россия предприняла крымский поход в рамках очередной Русско-турецкой войны. Поход кончился неудачно, и всю вину за это Голицын решил свалить на гетмана Самойловича.
Гетманства тот лишился, семью сослали, а Мазепа стал новый гетманом. Ещё бы — тот участвовал во втором крымском, азовском походах и успел заслужить его доверие. Периодически царь получал от приближённых доносы, в которых намекалось на неверность Мазепы, но Пётр им не верил, считая наветами. В это время Мазепа использует своё влияние и сколоченное богатство во благо левобережной Украины — строит церкви, школы и типографии. Киево-Могилянский коллегиум становится академией. А в 1700 году гетман получает из рук Петра орден Андрея Первозванного — высшую награду в Русском государстве. Всё это время Мазепа остаётся лояльным царю, преданно исполняет все его поручения. Тот же, в свою очередь, не сомневается в его верности.
Когда фастовский полковник, Семён Палий, был обвинён в измене Мазепой, Пётр ни минуты не подверг скептицизму слова любимчика, и казака сослали в Тобольск.
Этот период характеризовался постепенным укреплением влияния Мазепы в регионе, а его внутренняя политика была направлена на усиление казацкой старшины и создание гетманской власти как основы государства. Период гетманства Мазепы был насыщен внутренними и внешними проблемами.
Он стал свидетелем начала Северной войны — конфликта, который разразился в 1700 году между Россией и Швецией. В это время Российское царство стремилось укрепить своё влияние на украинских казаков и ослабить автономию Войска Запорожского. Мазепа стал фигурой, стоявшей перед сложным выбором между поддержкой Москвы и стремлением сохранить украинскую независимость.
Предательство Мазепы Бурные события Северной войны и сложные взаимоотношения с Московией привели к тому, что Мазепа принимает рискованное решение стать союзником шведского короля и переходит на сторону Карла XII. Его решение вызвало недовольство среди ряда союзников, так как оно подразумевало измену России, перед которой украинский гетман имел обязательства. Изначально Мазепа рассматривал этот союз как крайнюю меру для защиты Украины от политических и внутренних угроз.
В условиях раздоров и недовольства среди населения Мазепа видел в союзе со шведами спасение от внутреннего раскола и внешнего вторжения.
Однако коварство, подлость и запредельная низменность Мазепы ещё не до конца была исчерпана. Он послал к царю полковника Апостола с предложением, ни много ни мало, предать в руки Петра шведского короля с генералами! Взамен хамски просил ещё большего: полного прощения и возвращения прежнего гетманского достоинства. Предложение было более, чем неординарное. Посовещавшись с министрами, царь дал согласие.
Для блезиру. Он прекрасно понимал: Мазепа предсмертно блефует. Сил для пленения Карла у него не наблюдалось. Полковник Апостол и многие его товарищи пополнили ряды войска Петра I. Как известно, после исторической Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом и остатками его войска. Царь очень хотел заполучить гетмана и предложил туркам большие деньги за его выдачу.
Но Мазепа заплатил в три раза больше и таким образом откупился. Тогда разгневанный Пётр Алексеевич распорядился изготовить специальный орден «в ознаменование предательства гетмана». Диковинная «награда» представляла собой круг весом 5 кг, сделанный из серебра. На круге был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине. Внизу — кучка из 30 сребреников. Надпись гласила: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится».
Церковь предала имя Мазепы анафеме. На несколько столетий имя презренного предателя считалось даже неприлично упоминать в серьёзных сочинениях. Лишь немногие украинские русофобы, такие как А. Оглоблин, пытались обелить «пса клятого» выражение Тараса Григорьевича Шевченко. Этот, с позволения сказать, историк в период фашистской оккупации стал бургомистром Киева. Его правление отмечено массовыми казнями в Бабьем Яре.
После войны Оглоблин бежал в США. Главную свою книгу, монографию «Гетман Иван Мазепа и его правление», фашистский бургомистр написал к 250-летию смерти предателя как же, однако, все подлые люди цепко держатся друг друга! По его мнению, цели гетмана-предателя были благородны, замыслы дерзновенны. На всякий случай: «Он хотел восстановления мощной автократичной гетманской власти и строительство державы европейского типа, со сбережением системы козацкого строя». Интересно лишь, кто бы это ему позволил сделать в тогдашние времена? И всё же по-настоящему, с государственным, так сказать, размахом реанимировал память о «хохлацком Иуде» другой Иуда — вначале главный идеолог ленинизма-коммунизма на Украине, а после первый закопёрщик рыночного беспредела президент Леонид Кравчук.
Кличка, кстати, взята из его личных юношеских поэтических упражнений: «Иуда я. Тогда под юрисдикцию Украины перешла самая большая часть Советской армии: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии около 1100 боевых самолётов и отдельная армия ПВО. Общая центробежная эйфорическая сила развала всего и вся захватила и меня, тогдашнего советского полковника. Грешен, в воспалённом мозгу мелькали спорадические мысли, а не перейти и мне, украинцу, служить на Украину? Благодарю Бога, что не поддался спонтанному чувству. А вот философствование директора Центра украиноведения Киевского национального университета имени Т.
В советские времена сей ученый муж скромно и нешумно занимался сельским хозяйством. А в нэзалэжной стал одним из первых исследователей деятельности Организации украинских националистов ОУН и подвигов Украинской повстанческой армии УПА : «Да, Мазепа изменил российскому царю, но сделал это во имя украинского народа, во имя Украины. Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет». Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна.
Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя. Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди — бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна. Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль.
Предательство — это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное». А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят. Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила! Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении. Она — не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния. Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине.
Шакловитого во главе посольства из десяти человек. Причины посылки Шакловитого П. Гордон описывал так: У него было три особые причины отправляться к гетману казаков: …3 наблюдать верность гетмана... Виниус , который вёз грамоты, извещавшие о рождении царевны Анны Иоанновны , и указ по поводу аренды винных шинков. Однако позднее Виниус, говоря об этой поездке, напоминал царю Петру I , что тот благоволил его «посылати в посылки к гетману о совете Озовского облежения» то есть в связи с планируемым походом на Азов.
В Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по Ивану Мазепе
В 1662 году польским королём был назначен на должность подчашего Черниговского и эту должность занимал вплоть до своей смерти в 1665 году. Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская, происходила из старинного шляхетского казаческого рода Белоцерковщины, которые занимали руководящие должности в Киевском казачьем полку [5]. Современный российский исследователь Мазепы Т. Таирова-Яковлева в своей монографии « Мазепа » приводит данные, что отец и брат Марины были старшинами у Хмельницкого и погибли в боях с поляками — отец под Чортковом 1655 , а брат под Дрыжеполем 1655. После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печёрского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Марию, дочь Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [6] [7]. Переписка Мазепы с Марией частично сохранилась. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью.
Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Его любимая книга — « Государь » Макиавелли. Костомаров пересказывает записки Паска, польского придворного, служившего разом с Мазепою при дворе Яна-Казимира. По его известиям, в 1661 году Мазепа, оговорил перед королем своего товарища Паска. Паска арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удален от двора. В следующем 1662 году Пасек, на забывая причиненного ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, Мазепа схватился за оружие. Свидетели не приняли сторону Мазепы, потому что не любили и не уважали его. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Паска и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления.
Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь. Паск в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни, истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своем старом отце, жившем в своем имении, в селе Мазепинцах. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семен Половець помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом писарем. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Сирко Иваном Дмитриевичем [12]. Схватившие Мазепу запорожские казаки переправили его левобережному гетману Самойловичу.
Самойлович поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула. В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа лестью и унижением снискал к себе его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее вляние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 1687 года на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу. Костомаров прямо упоминает «его интриги, употребленные им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу кн.
Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [13]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. Ковалевской версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [15]. Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.
Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался. Когда в 1689 году на трон взошел молодой и энергичный Петр I, Мазепа в очередной раз воспользовался своим даром очаровывать великих людей. Стареющий гетьман постоянно давал советы молодому монарху в польских делах, со временем между ними возникла тесная личная дружба. В начале 1690-х ему пришлось хлопотать над усмирением восстания так называемого Петрика на Украине [10]. В 1691 — 1692 годах он поднимал сечевых казаков одновременно и против гетмана Мазепы, и против московской власти. Истинный «самостийщик» был он против любого иноземного владычества, в том числе и против поляков.
Украинские историки, при прямой постановке вопроса, делают ударение на то, что при Мазепе панщина была «человечной» - всего то два дня в неделю.
Всего-то треть от панщины польских и российских селян. Но, удивительно честно подметил профессор Йоркского университета Орэст Субтэльный в своей «история Украины», которая на западе считается лучшим изложением истории Украины на английском языке: «... Всего через одно поколение панщина увеличилась до 4-5 дней». Я не верю, что современные украинские младореформаторы, которые уже 25 лет лепят из Мазепы «национального народного героя и мученика» не знают того, что именно Мазепа ввёл и узаконил панщину. Хотя бы потому, что большинство из них учили в институтах историю Украины именно по трудам О. Субтельного, который прямо указывает на то, что именно при Мазепе были узаконены две панщины в неделю. Третье: Общеизвестен факт строительства на средства Мазепы православных соборов, церквей и колоколен. Колокольня Софийского Собора также была построена на деньги Мазепы.
По свидетельствам историков докторов исторических наук Ю. Моцика и С. Павленко за счёт собственных средств Мазепа построил 26 церквей. Из того, что мне удалось изучить, эта цифра примерно отвечает действительности. Но, возвращаясь к заявленной цели: искать мотивы, давайте обратим внимание вот на какие факты. Первое: во всех церквях построенных Мазепою, по его требованию закладывались керамические пластины с гербом и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы, что само по себе уже трактуется, как непомерная гордыня и себялюбие. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку « предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости , когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону», но также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Так, какие же истинные мотивы двигали Мазепой, который сначала строил, на выжатые из народа деньги храмы, украшая их своим гербом; а потом преспокойно созерцал, как эти же храмы разоряли иноверцы???
Следующие, на что хотелось бы обратить внимание: Мазепа клялся Карлу, что его поддержат не меньше 50 000 казаков. А в реальности, он захватив казну перебежал к Карлу по одним источникам с 1. Но, большинство источников всё-таки указывают на 1. Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко. Я не оспариваю сам факт перехода на сторону шведского короля части запорожцев под командованием Гордиенко, но количество приводимое шведскими историками не отвечает действительности. Хотя бы по тому, что по свидетельству очевидцев, при представлении в Будищах Карлу, Кость Гордиенко выхвалялся, что «таких молодцов у него наберётся до 600 человек». К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил.
Из того, что мне удалось изучить, эта цифра примерно отвечает действительности. Но, возвращаясь к заявленной цели: искать мотивы, давайте обратим внимание вот на какие факты. Первое: во всех церквях построенных Мазепою, по его требованию закладывались керамические пластины с гербом и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы, что само по себе уже трактуется, как непомерная гордыня и себялюбие. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку « предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости , когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону», но также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Так, какие же истинные мотивы двигали Мазепой, который сначала строил, на выжатые из народа деньги храмы, украшая их своим гербом; а потом преспокойно созерцал, как эти же храмы разоряли иноверцы???
Следующие, на что хотелось бы обратить внимание: Мазепа клялся Карлу, что его поддержат не меньше 50 000 казаков. А в реальности, он захватив казну перебежал к Карлу по одним источникам с 1. Но, большинство источников всё-таки указывают на 1. Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко. Я не оспариваю сам факт перехода на сторону шведского короля части запорожцев под командованием Гордиенко, но количество приводимое шведскими историками не отвечает действительности.
Хотя бы по тому, что по свидетельству очевидцев, при представлении в Будищах Карлу, Кость Гордиенко выхвалялся, что «таких молодцов у него наберётся до 600 человек». К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил. Косвенным тому подтверждением является манифест Петра I от 11 марта 1710 года, который запрещал оскорблять «малороссийский народ» попрекая его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды. И последнее, обратите внимание 8 июля 1709 года шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой.
Мазепа вместе с Карлом бежал в Бендеры Молдавия. И буквально через два месяца Мазепа умирает. Да, он умер, по теперешним меркам в солидном возрасте — 70 лет. Но, все исторические источники указывают на то, что здоровье у Мазепы было «ого-го-го» - молодой позавидует, и тут на тебе — такая скоропостижная смерть. Так как точных исторических данных о смерти Мазепы нет, то я позволю себе выдвинуть свою гипотезу.
Мазепа до Полтавской битвы обладал несметными богатствами, собственностью, почётом и славой один орден Андрея Первозванного — высший орден Российской империи чего стоит , и в один день он лишился всего «нажитого непосильным трудом». Вся собственность и рабы которых он закабалил, выдавливая из народа все соки ради обогащения, остались на территории, которая до содеянного предательства считалась его Родиной. За один день он лишился буквально всего. С его точки зрения, перейдя на сторону шведов он поступил правильно. Ни клятва на Евангелие, ни полное доверие Петра, ни интересы его народа, ничто не смогло удержать его от предательства.
О некоторых крутых виражах в биографии Мазепы и его бесславном конце мы поговорили с историком, участником одного из военно-исторических клубов Олегом Кошкиным. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни». Судьба и внешние обстоятельства благоволили Ивану Степановичу с молодых лет.
Он родился в 1639 году в зажиточной казацкой семье, получил прекрасное образование — учился во Франции, Италии, Голландии, знал семь языков. Современники отмечали его острый ум и способность очаровывать людей. Одним из таких очарованных стал польский король Ян Казимир, при дворе которого служил Мазепа.
Это была «стартовая ступенька» в жизни честолюбивого и мало уважающего понятие чести шляхтича. При возникновении первой же угрозы дальнейшей карьере, Иван переметнулся в 1674 году от правителя Речи Посполитой к его противнику — гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко. На новом месте Мазепа тоже не задержался надолго и счел более выгодным для себя иметь иного «патрона» — гетмана Левобережной Украины и заклятого «оппонента» Дорошенко Ивана Самойловича, находившегося «под рукой» московского царя.
Такой переход «справа налево» помог Ивану стать генеральным есаулом при гетмане. А позднее - «подсидев» его и очаровав своей показной преданностью тогдашнего фактического правителя России — фаворита царевны Софьи князя Василия Голицына, - Мазепа сам получил гетманскую булаву. За избрание его правобережные запорожские казаки проголосовали 25 августа 1687 года здесь явно не обошлось без «административного ресурса» князя Голицына.
На этом череда «смены мастей» для Ивана Степановича не закончилась. Стоило лишь пару лет спустя могуществу его кремлевских благодетелей пошатнуться, — Мазепа кинулся к занявшему русский престол Петру Алексеевичу и сумел убедить молодого царя, что является его самым преданным слугой. Император-преобразователь попался-таки в Мазеповы сети.
Петр I оставил этого «конфидента» гетманом Малороссии, пожаловал ему обширные земельные владения, десятки тысяч крепостных, не скупился на денежные подарки… В итоге Мазепа к концу 17-го столетия стал одним из самых богатых европейских вельмож. Молодой государь решил отметить своего верного соратника и еще одним, совсем уж эксклюзивным по тем временам образом. В 1698 году по указу Петра был учрежден первый российский знак высшего отличия — орден Андрея Первозванного.
Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена. Проныра-гетман продолжал благоденствовать под крылом российского монарха. Однако потом настало время вновь вернуться к любимой его игре и в очередной раз сменить покровителя.
С этим шведским королем Петр I, желая обеспечить России выход к Балтийскому морю, начал воевать еще в 1700 году.
Иван Мазепа: к портрету идеального предателя
Поэтому, и не мудрено, что в юного красавца влюблялись не только девушки, но и замужние женщины. И что интересно, такая противоположная двойственность натуры каким-то загадочным образом весьма органично уживались в одной личности. Правда или вымысел о любовных похождениях Мазепы Иван Мазепа. Наибольший интерес к его персоне вызвали скандальные романы с красивыми женщинами. Так, по одной из легенд, повествующих о любовных похождениях Мазепы, польский шляхтич Фальбовский застал свою жену в объятиях обнаженного Мазепы. Разъяренный муж тут же приказал привязать соперника как есть — без одежды — к лошади и пустить ее вскачь на все четыре стороны. Лошадь стремглав понеслась по полям, а там уже Мазепу спасли местные крестьяне. Первым этот сюжет описал французский писатель Вольтер в своей «Истории Карла XII», взяв его из мемуаров одного из придворных короля Карла. Поэтому совершенно не исключено, что поляк не мог простить давнишнего противника и просто придумал эту историю или же существенно преувеличил реально существующий факт. К слову сказать, лорд Джордж Байрон после прочтения этой истории у Вольтера вдохновился на написание поэмы «Мазепа», а вслед за ним и французский писатель Виктор Гюго написал одноименную поэму.
Многие историки этот сюжет считают местью клеветнического характера, а грешную связь престарелого гетмана с молодой крестницей Матреной Кочубей, не более, чем плодом фантазии литераторов того времени; да и то, что влиятельная вдова княгиня Анна Дольска была любовницей Мазепы, напрочь отрицают. Хотя в действительности родственница польского короля Станислава Лещинского действительно гетману нравилась как женщина. Но он предпочел любви - дружбу, которую использовал в политических целях. Однако дыма без огня, как говорится, не бывает. И какие на самом деле были личные отношения между Анной и Иваном — останется загадкой навсегда. Да и с крестницей Мотрей Кочубей не все так было однозначно. Прикоснувшись к истине Иван Мазепа. Исторические документы свидетельствуют, что Иван Мазепа был рассудительным и набожным, и он не мог себе позволить быть опозоренным даже ради женщины, хотя и слыл заядлым ловеласом. Все свои шаги он продумывал наперед.
Обладая незаурядным талантом политика, он прекрасно понимал, что на своем таланте хорошую карьеру не построишь, нужны связи в высших кругах.
В общем, они безоглядно руководствовались украиноцентристским принципом. В результате этой работы получилось нечто невообразимое. Такой разброс мнений в стиле «мазепинского барокко», что сам Мазепа бы удивился. И началась другая мифология. Украинская… Каковы же основные аргументы «мазепинцев», в той или иной степени и форме оправдывающие гетмана в его главном «историческом» поступке?
Поступке, который, по мнению президента Ющенко и его записных «мазепинцев»-историков, многие на Украине, почему-то все еще руководствуясь «устаревшими» представлениями о чести и порядочности, «незаслуженно» называют предательством. Для выяснения этого поставим соответствующие вопросы: предавал ли Мазепа или не предавал, а если и предавал, то почему, за что и кого? Первый вариант ответа для самых, мягко говоря, доверчивых отрицает любую измену Мазепы как таковую в принципе, т. Получается: на самом деле, конечно, никакого предательства не было, т. И не их вина, что Россия этого права не знала. На самом деле любому исследователю этого периода ясно, что в основе данной аргументации лежат натяжки и допущения, не имеющие никакого отношения к специфике той эпохи, нарушающие один из главных принципов историка: рассматривать события в контексте исследуемого времени.
И ни один документ этого периода, если он, конечно, не сфальсифицирован, ни одной из этих версий не подтверждает. Но «мазепинцев» это не смущает. И они предлагают следующее. Он писал стихи, влюблялся в женщин, играл на кобзе, читал умные книги, знал шесть языков». Иными словами, речь идет о том, что личные качества гетмана не позволяют даже усомниться в том, что их обладатель мог совершить бесчестный поступок. В более мягкой форме, для тех, кто начинает копаться в фактах, уличая «мазепинцев» в подлогах и фальсификациях, этот вариант обоснования делает ставку на снисходительность.
Вроде первый раз не считается. Что на это сказать? Да разве первый раз совершал Мазепа предательство? Как не замечать смену Мазепой «ориентации» с польской католической власти на власть османскую мусульманскую , а потом — на православную? Как быть с этим? Или этого не было?
Но ведь было. Значит, измена для него была нормой, а не исключением. Тогда, если выше озвученная промазепинская аргументация ничего, кроме неприятия, у вдумчивых граждан не вызывает, «мазепинцы» пытаются свести измену гетмана к простой «роковой» ошибке. Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору.
Монахи УПЦ отказались выполнять незаконные требования и в настоящее время ждут решения суда. За измену присяге в России он был предан гражданской казни с лишением полученных титулов и наград. Русская православная церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что он позволил осквернять православные храмы шведским солдатам. В 2008 году занимавший тогда пост президента Украины Виктор Ющенко издал указ об установке памятников гетману Мазепе в Киеве и Полтаве и заявил, что постарается сделать все для снятия с него анафемы.
Костомаров писал: «Голицын и Матвеев оба принадлежали к людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приёмам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну». Тогда же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. Костомаров отмечал участие Мазепы в интриге против гетмана Самойловича: «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича». В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, что Мазепа подкупил Голицына. Известна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Он доносил царю, что Леонтий Неплюев угрозами вынудил у него дать князю Голицыну отчасти из пожитков отрешённого гетмана Самойловича, а отчасти из собственного своего имения 11 000 рублей червонцами и ефимками, более трёх пудов серебряной посуды, на 5000 рублей драгоценных вещей и три турецких коня с убором. Николай Костомаров указывал: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». Пётр доносам верить не хотел — доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало. В 1700 году Мазепа получил из рук Петра высший орден России — Андрея Первозванного, став вторым в истории кавалером этого ордена. В ближайшие годы Мазепа точно исполнял все царские предписания. В июле 1704 года Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Палий был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Тобольск. Существуют сведения, что в конце 1705 года Мазепа обсуждал с вдовой княгиней Дольской по первому мужу Вишневецкой замысел перехода на сторону Швеции и образования из Малороссии «самостоятельного владения» под верховенством польского короля. Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. Шереметева и генерала Рена, что Меншиков намеревается стать гетманом или князем Черниговским и «роет яму» Мазепе». Носил титул князя Священной Римской империи, предоставленный Ивану Мазепе 1 сентября 1707 австрийским императором Иосифом I, о присвоении титула сделана запись в регистрационной книге «Райхсадельсамт» , том XII, князем Шемборна. Несмотря на победу в сражении при Калише 18 октября 1706 года, Россия осталась в войне со Швецией в одиночестве. В этих обстоятельствах Мазепа вступил в тайные переговоры с новым польским королём Станиславом Лещинским, ставленником Карла XII, через иезуита Заленского. Точная дата начала переговоров Мазепы с Лещинским неизвестна, но 17 сентября 1707 года Мазепа открылся Орлику, своему генеральному писарю. В своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой. Он сказал, что будет оставаться верен царскому величеству, пока не увидит, с какой силой Станислав к границам придет и какие будут успехи шведских войск в Московском государстве. Было очевидно, что речь шла о заранее продуманном плане. В конце августа 1707 года генеральный судья Василий Кочубей послал с севским иеромонахом Никанором донос на Мазепу. Никанор прибыл в Москву 17 сентября 1707 года, но его донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной, которой он был восприемником крёстным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу.
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
2 октября] 1709) — (Іван Степанович Мазепа, Ivan Mazepa) полководец, гетман Войска Запорожского, выдающийся военный деятель, национальный герой Украины. Иван Степанович Мазепа — военный, политический и дипломатический деятель Войска Запорожского. Гетман Войска Запорожского (1687—1704) с изменением титула на «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман» (1704—1709) под протекторатом Русского царства. Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского – одна из самых заметных фигур петровской эпохи. После смерти гетмана Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы. В 1665 году в биографии Мазепы была занята должность Черниговского подчашего, а в1669 он стал ротмистром гвардии гетмана Дорошенко.
Гетман Мазепа
Минкультуры и информационной политики Украины сообщило о том, что в Киево-Печерской лавре будет впервые проведена панихида по гетману Ивану Мазепе, который был предан анафеме за госизмену Русской православной церковью. Гетман Мазепа, даже если бы он намеренно действовал на благо России, вряд ли смог сделать для победы Петра больше, чем сделали его предательство и советы шведскому королю! Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I.