Новости Грушинский Фестиваль. Положение об организации торгового обслуживания участников и гостей всероссийского детско-молодежного фестиваля авторской песни и туризма Клуба Им. Валерия Грушина.
Под Самарой юбилейный Грушинский фестиваль собрал 56 тысяч участников
За ним — поляна с палатками и лес. Видно Волгу и Жигулёвские горы на её противоположном берегу. Границы у фестиваля только природные: здесь нет заборов, оград и рамок металлоискателей. Слева на берегу озера что-то желтеет — это знаменитая сцена-плот в форме гитары, на которой завтра на традиционном субботнем концерте будут играть лауреаты фестиваля. Я спускаюсь вниз по длинной металлической лестнице.
Говорят, когда её не было, часто туристы кубарем скатывались вниз к поляне. Кругом палатки. Чтобы разбить лагерь, достаточно выбрать площадку и натянуть по её периметру ленту. С этого момента территория становится частной и войти на неё без разрешения — это как вломиться в чужую квартиру.
Палатки стоят у дорожек, у музыкальных сцен, у торговых палаток, у озёр и на берегу Волги. По размеру лагеря самые разные: кто-то ставит одну палатку в лесу, а у кого-то огромные участки с длинными обеденными столами. Сотрудники полиции, следящие за порядком на фестивале, тоже живут в лагерях, которые легко узнать по высоким заборам, покрытым камуфляжной маскировкой. Фестивальная поляна выглядит пустовато.
На ней нельзя спрятаться от солнца, и мимо периодически проезжают автомобили, поэтому туристы стараются здесь не селиться. Кроме пары десятков палаток на поляне находится шатёр с пресс-центром и с музеем Валерия Грушина, детский батутный городок и спортивная площадка. Рядом стоят несколько военных палаток — в них живут члены общественных и молодёжных организаций. В глаза бросается баннер: «Любовь, Комсомол, Фестиваль».
Единственная официальная огороженная территория — небольшая турбаза для тех, кто не хочет или не умеет жить в походных условиях. Я забираю у её администратора ключ и селюсь в одном из домиков. Летом 1967 года студент Валерий Грушин собрался в очередной поход. Он месяц провёл на военных сборах, а до этого сдал свою последнюю сессию в Куйбышевском авиационном институте.
Теперь, после пяти лет учёбы, оставалось только написать и защитить диплом. Изначально на сплав по реке Уде в Иркутской области собирались поехать шесть человек, но двое из них задержались на сборах. Ждать было некогда, поэтому Грушин изменил категорию сложности маршрута с третьей на вторую и зарегистрировал группу из четырёх туристов. Валерий был опытным туристом.
К своим двадцати двум годам он совершил тридцать шесть походов и успел побывать в Саянах, на Кольском полуострове, на Северном Кавказе, на Урале и на Памире. Во время учёбы, когда приходилось подолгу оставаться в Куйбышеве, он оставлял комнату в общежитии, переправлялся через Волгу, ставил на берегу палатку и поднимал над ней собственный флаг. Однокурсники приходили в эту палатку в гости, чтобы готовиться к экзаменам на природе. Грушина знал весь институт, если не город.
Самостоятельный, порядочный, умный — он был душой любой компании и гордостью своей большой семьи. У Валеры было два родных младших брата, Михаил и Александр. Ещё двое детей, Юрий и Неля, остались у Фёдора Грушина от первого брака. Валерий — Валерка, как звали его друзья, — не сочинял песни, а привозил их из походов.
Он слушал их у чужих костров и записывал слова в тетрадку, чтобы потом спеть друзьям. Постепенно Грушин собрал целую антологию из восьми рукописных книг, заполненных текстами. В 1965 году Валера и его приятели Толя Головин и Слава Лунёв объединились в музыкальное трио под названием «Поющие бобры». Пели Высоцкого, Городницкого, Кима, туристские песни.
Если у кого и был серьёзный повод для претензий к Грушину, то это шум, который «бобры» поднимали в коридорах общежития КуАИ, разучивая новые песни. Головин был как раз одним из тех двоих, кто не смог поехать на Уду из-за сборов. Сплав в Иркутской области должен был стать небольшим путешествием в бесконечной череде походов. В середине августа туристы на поезде приехали в город Нижнеудинск.
Оттуда на небольшом самолёте они добрались до посёлка Нерха, расположенного в нескольких километрах от Уды. Группа преодолела часть пути пешком, чтобы обойти по берегу сложный порог Миллионный, который не входил в маршрут. Оказавшись за порогом, Грушин и его друзья поставили палатку и начали строить плот. Местность была болотистой, и таскать сухие брёвна приходилось издалека.
Каждый день шёл дождь. Группа выбилась из графика и потратила на сооружение плота больше недели. К 27 августа, когда работа наконец была завершена, у туристов практически не осталось еды. Я выглядываю в окно и вижу, как к главной эстраде Грушинского фестиваля подходит колонна людей в накидках и футболках с комсомольской символикой.
По обе стороны от сцены висит по огромному баннеру. Возмущение по поводу такого соседства появятся разве что в фейсбуке и среди некоторых организаторов, но на поляне до комсомольцев никому нет дела. Официально фестиваль начался накануне, в четверг, и на этой сцене уже успели отыграть несколько десятков артистов. Но торжественная церемония открытия начнётся только сейчас.
На часах пять вечера. Посреди эстрадной поляны высится флагшток. Собравшихся у сцены приветствует президент Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина, один из создателей фестиваля и его бессменный организатор Борис Кейльман. К флагштоку выходит Анатолий Головкин и под туристскую песню поднимает над поляной флаг Валерия Грушина.
На флаге нарисован журавль, летящий к солнцу, и выведена аббревиатура КуАИ. Музыканты начинают новую песню — «Союз друзей» Булата Окуджавы:... Возьмёмся за руки, друзья, Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке. Юбилейный, 45-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина объявляют открытым.
Утром 28 августа плот спустили на воду. Грушин знал, что ниже по течению, где в Уду впадает речка Хадама, находится метеорологическая станция Хадома. Там он планировал пополнить запасы продуктов. Путь до Хадомы занял весь день.
Ребята не хотели ночевать около станции, чтобы не нервировать местных. К тому же она считалась государственным объектом, и формально даже причаливать рядом было запрещено. Но начальник станции Константин Третьяков сам предложил Валере расположиться всей группой в доме. Когда плот туристской группы Валерия Грушина остановился у Хадомы, помимо начальника на станции жили ещё пять человек: его жена Зинаида, сыновья Коля и Лёня, племянница Люба и радистка Валентина.
Дети гостили на станции всё лето, а утром 29 августа Константин собирался отвезти их обратно в интернат в Нерхе. Весь вечер он загружал в лодку «Казанку» вяленое мясо, рыбу, ягоды и другие заготовленные продукты, которые собирался отвезти в посёлок в качестве платы за проживание и учёбу детей. На следующее утро начальник станции поставил в лодку два мотора «Москва» и усадил детей на корму. Из двух моторов завёлся только один.
Третьяков аккуратно повёл лодку по краю шиверы — мелководного участка реки с быстрым течением и стоячими волнами. Когда второй мотор всё-таки заработал, Третьяков не справился с управлением — и «Казанку» резко вынесло на середину шиверы. Лодка была перегружена, а её нос задрало кверху из-за большого веса на корме. От удара водяного вала «Казанка» перевернулась.
Все, кто в ней находился, оказались в ледяной воде. Третьяков схватил младшего сына Колю и поплыл к берегу. В это время Валера Грушин умывался на берегу реки. Он увидел перевёрнутую лодку, которую несло в сторону порога, и барахтавшихся около неё детей.
Он снял куртку-штормовку и свитер и бросился наперерез «Казанке».
Пресс-служба Правительства Самарской области В ключевой день фестиваля, 1 июля, на фестивальной поляне на Мастрюковских озерах побывал губернатор Дмитрий Азаров. Он оценил благоустройство платформы им. Грушина, куда по железной дороге прибыли тысячи человек. Вместе с заместителем полномочного представителя Президента РФ в ПФО Олегом Машковцевым и главным федеральным инспектором по Самарской области Михаилом Феоктистовым глава региона осмотрел обновленную инфраструктуру поляны, пообщался с гостями и участниками фестиваля. Напомним, в 2023 году по поручению губернатора территория поляны была модернизирована согласно разработанной концепции развития единого пространства природного парка "Мастрюки". Ее одобрили организаторы фестиваля и творческое сообщество авторской песни. Концепция подразумевает не только создание комфортных условий для посетителей во время проведения различных мероприятий, но и в перспективе возможность для круглогодичного отдыха и сохранение уникальности природного ландшафта. Она рассчитана на несколько этапов. В этом году обновили лестницу, ведущую от платформы на поляну, сделали различные площадки для отдыха, понтонный мост.
По словам гостей, которые приезжают на фестиваль не первый год, чувствуется, что к юбилею Грушинского была проделана большая работа. То, сколько привнесли красивых локаций, игр для детей, классно сделали лестницу, очень сильно впечатляет и дает понимание, что это не закончится. Такую атмосферу упустить нельзя", - поделились они.
Этакий раритет, по которому тоже можно гулять. Новый мост через озеро к Горе На Гору, где проходит главный концерт фестиваля в ночь с субботы на воскресенье, гости всегда шли в обход. Через протоку, затем по тропе, которая после дождей становилась скользкой и довольно опасной. Шли с фонариками. Теперь на месте той тропы широкий отсыпанный гравием тротуар. А плюс к этому выстроен новый деревянный мост через озеро с одного берега на другой — почти к самому подножию концертного амфитеатра.
Новые амфитеатр на Горе и сцена-гитара На Горе тоже кардинальные новшества. Удобные широкие деревянные сиденья. А для жюри и почетных гостей фестиваля — еще и со столами. Сиденья, правда, пока доходят лишь до середины амфитеатра, но лиха беда начало. Покажут они себя с лучшей стороны — дело будет продолжено. А прежде зрители сидели, лежали на ковриках, расстеленных прямо на траве. Это, конечно, неплохо, романтично, но склон довольно крутой, коврики то и дело сползали вниз. Обновилась и знаменитая, легендарная сцена-гитара, на которой выступают участники главного фестивального концерта. Прежняя два дня назад еще лежала бочком на Поляне, на другом берегу.
Вполне возможно, сегодня ее уже не будет. Уйдет в историю. Новые умывальники Много лет, с тех пор как на Поляне появилась артезианская скважина, народ брал воду из металлических умывальников образца старых добрых пионерлагерей советских времен. Весело, конечно, было, но им явно требовалась смена. И вот она пришла. В этом году гостей встречают аккуратные деревянные модули под крышами со множеством краников в ряд. Стильно, удобно и никаких луж под ногами, вода утекает по проложенным оттокам.
И это еще, не считая средств из регионального бюджета и гранта Росатома», — написал в своем тг-канале депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн. Хмчик назвала все вышеизложенные факты «чудовищным абсолютным враньём». Я не знаю, что такое альтернативная площадка, там столько сцен — они все разные, идут разные программы, никому ничего там не запрещают. Это фейк. Зачем оговаривать того, чего не было. Как всегда на Грушинском фестивале люди себе выбирают, что и где они хотят слушать», — заявила Хомчик изданию скандальной тележурналистки Ксении Собчак. Она также уточнила, что является не организатором «Груши», а «просто» соведущей, членом большого жюри, худсовета и оргкомитета, который утверждает программу в Минкульте, согласовывает сценарий. По ее словам, не встала московская тусовочка на песню о Победе именно по сценарию. Однако самарский певец и композитор Михаил Чудаков подтверждает правоту Хинштейна, а не Хомчик.
Грушинский фестиваль 2023 завершился 2 июля
На пространстве, где пройдут концерты и другие мероприятия, разбиты улицы, названные именами легендарных бардов и поэтов. На фестивале открыты четырнадцать сцен, на которых выступят свыше ста десяти участников, включая именитых исполнителей. Первого июля в акватории Волги рядом с фестивальной площадкой пройдёт парусная регата к юбилею мероприятия. Гала-концерт состоится в ночь с первого на второе июля.
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео? Главное Грушинский фестиваль «Грушинка», «Груша» — песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. Официальное название — «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина».
Один из старейших и крупнейших фестивалей авторской песни.
У меня есть и своя версия, но я пока не хочу говорить Тамара Муравьева, хранительница музея Грушина Есть версия, что Грушин не погиб, а просто скрылся в Монголии Участники этой истории в эфире шоу «МАЛАХОВ» на канале «Россия 1» вспоминают: как только стало известно о трагедии, уже на следующий день студенты-друзья Валерия сбросились и наняли вертолет для прочесывания местности, но результаты ни к чему не привили. Более того, после этого Грушина искали еще два месяца и прочесали всю территорию в радиусе 200 километров — для этого основали целые экспедиции. Но ничего не помогло.
Читайте также Варвара Визбор: «Вряд ли я снова приду в шоу «Голос» Год спустя его друзья-сокурсники решили организовать фестиваль бардовской песни. Сначала на него приехало 800 человек, но год от года он рос и развивался, и стал одним из самых знаковых событий в сфере культуры.
Несмотря на потерю членства в Клубе имени Грушина, Кейльман оставался его президентом до выборов нового президента клуба. Любопытно, однако, что сам Клуб тем самым временно утратил возможность распоряжаться средствами на своих счетах, в том числе оплачивать подготовку к очередному Грушинскому фестивалю, организатором которого клуб традиционно является. Бюджет Грушинского фестиваля в среднем составляет в последние годы 15—20 млн рублей, из которых 9,5 млн — бюджетные средства.
Подноготную скандала ряд членов клуба углядели в решении Кейльмана передать Грушинский фестиваль по наследству — детям Марии и Павлу. В середине июня наконец разобрались с финансами — Минкультуры Самарской области передало право проведения мероприятия «Благотворительному фонду культурных инициатив Олега Митяева» несмотря на отсутствие решения правительства области о субсидировании , на что уже обиделись в Клубе им. Грушина, обвинив Митяева в желании наживы, публично открестившись от бывшего своего руководителя и заявив, что через фонд Митяева ключевые позиции остались у той же Марии Кейльман. Мол, «к великому сожалению до сих мне неизвестны основополагающие документы по фестивалю: список оргкомитета фестиваля с указанием фамилий и направлений, за которые данные люди отвечают, и худсовета». Мы обратились за разъяснениями к Анатолию Макарову, одному из главных инициаторов смены власти на «Груше».
Улеглись ли весенние скандалы? И кто же все-таки сегодня главный на «Груше»? Финансово «Грушу» проводит фонд Олега Митяева из Челябинска. Самарский регион платит туда, деньги через фонд Митяева доходят до подрядчиков, — объяснил корреспонденту «Реального времени» член президиума клуба-организатора Грушинского фестиваля и координатор концертной программы Анатолий Макаров. Почетные гости, которые приглашаются за деньги, — они приглашаются дирекцией фестиваля, куда входит Борис Кейльман.
Кейльман являлся президентом фестиваля. Но история следующая: есть, кроме президента, еще директор фестиваля и его заместитель, человек, который занимается приглашениями почетных гостей. И пул почетных гостей был сформирован, они приедут. Кроме этого, есть еще огромное количество людей, бардов, которые приезжают на независимые площадки. И если почетных гостей, которых приглашает дирекция фестиваля, будет примерно 30—40 38, кажется, в этом году — то остальных бардов приезжает где-то порядка 50.
Они приезжают бесплатно, кому-то оплачивается дорога, — рассказал он. У каждой стороны конфликта, полагаю, есть своя какая-то правда» Всего на фестивале работает 15 площадок, включая главную, в том числе и площадки Клуба им.
Впервые закрыли въезд на Грушинский фестиваль
Как всегда на Грушинском фестивале люди себе выбирают, что и где они хотят слушать», – заявила Хомчик изданию скандальной тележурналистки Ксении Собчак. В этом году, как и обычно пройдёт Грушинский фестиваль. Основатель Грушинского фестиваля – о мероприятии. Фестиваль авторской песни проводится в Самарской области почти 55 лет в начале июля в память о студенте и барде Валерии Грушине, который погиб, спасая тонувших детей. Основные концерты 50-го Грушинского фестиваля можно было увидеть в прямой трансляции на официальном сайте фестиваля и в социальных сетях. Летний Грушинский фестиваль прошел на территории посёлка Прибрежный Самарской области с 29 июня по 2 июля. Обзор юбилейного 50-летнего Грушинского фестиваля, который пройдет в Самарской области с 29 июня по 3 июля 2023 г. Программа фестиваля, участники, сцены.
50 Грушинский фестиваль
Грушинский фестиваль 2024 будет проводиться на просторном открытом пастбище, расположенном в живописных горах Западного Кавказа. На старом и самом престижном бардовском фестивале имени Валерия Грушина – в обиходе «Грушинке» или «Груше», традиционно проходящем в конце июня в Самарской области – на Мастрюковских озерах случился. Отменить фестиваль пришлось из-за ухудшения ситуации с коронавирусом. Отметим, что в этом году Грушинский фестиваль должен был пройти с 1 по 4 июля на Мастрюковских озерах в Самарской области. Все зрители встали от исполнения военнослужащим песни "Нам нужна одна Победа" на Грушинском фестивале. В Самарской области 3 июля завершился 50-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина (Грушинский фестиваль).
«Груша» с червоточинкой
На фестивале открыты четырнадцать сцен, на которых выступят свыше ста десяти участников, включая именитых исполнителей. Первого июля в акватории Волги рядом с фестивальной площадкой пройдёт парусная регата к юбилею мероприятия. Гала-концерт состоится в ночь с первого на второе июля. Напомним , впервые фестиваль провели в 1968 году в Жигулёвских горах, его посвятили памяти студента Куйбышевского авиационного института Валерия Грушина, который погиб, спасая детей с перевернувшейся лодки.
Узнал, что ездить они будут не до вечера. До обеда звонка не было. Позвонил сам — раздраженно сказали, что еще не было звонка с городской мастерской, ждут - нечего названивать. Объяснил, что мне нужно определиться - что делать дальше, так как, во-первых они работают до 6 вечера и надо успеть до закрытия, во-вторых жене на работу завтра, да и у меня самолет на работу во вторник. Товарищ из СТО успокоил насчет закрытия — если сделают сегодня и я не успею, то оставят наряд-квитанцию на АЗС, касса которой в одном здании с СТО и машину заберу со стоянки. Я решил, что если звонка не будет до трех, буду выезжать до Тольятти. Позже будет проблематично уехать с фестивального городка и далее от Тольятти до Сызрани.
Собрали, по-максимуму вещи, стол, стулья, одну комнату палатки. Чтобы жене потом было проще собираться к моему приезду. И, налегке, с полупустым рюкзаком я пошел к стоянке маршруток. В три часа дня автобусы уже не стояли в ожидании людей. Люди ждали автобусы. Забрался в ближайший. В автобус вместо девяти человек с рюкзаками, как говорил водитель, набилось восемнадцать! С сумками, вещами, палатками до потолка. В основном, как я понял, московские пенсионеры. В маршрутке ехали весело с песнями.
Я, слушая песни, как дурачок улыбался, вспоминая наши приключения, но они, пока и не думали заканчиваться. В Тольятти вылез на автобусной станции «Жигулевское море». В кассе попросил билет на ближайший автобус до Сызрани. Кассир созвонилась с центральным вокзалом, узнать о наличии мест, оказалось - мест нет! Следующий автобус через 1,5 часа. И не факт, что также будут места. Постоял, потупил. Спросил у себя: «Что делать дальше? Потом тот же вопрос кассирше. Поплел туда.
Идти недалеко, минут 15. На путях не было составов, хотя их не менее десятка. Было непривычно тихо для ЖД вокзала. В зале вокзала находились человек пять ожидающих и пара касс. Попросил билет на ближайший скорый до Сызрани. Тетка в окне предложила на 17:30 по Москве, то есть 18:30 местного. Прибытие 21:45 местного! Ждать еще нужно было более двух часов. Купил билет. Уточнил по возврату, на всякий случай: удержат 210 руб.
Посидел, перекусил, подышал свежим воздухом. И решил сходить на автостанцию узнать о наличии мест-билетов на следующий автобус. Места были! Купил билет и уже через 20 минут я ехал в небольшом китайском бусике на Сызрань. Хотелось успеть до закрытия, чтобы пообщаться с мастерами. Но даже если не успевал, ничего страшного расплачусь на АЗС и заберу со стоянки. На трассе, на паре участках велись ремонтные работы и было организовано поочередное реверсивное движение. Время было потеряно. К закрытию я не успевал и в 17:50 я позвонил на СТО с небольшой надеждой. Но радиатор не отремонтировали и не привезли.
По дороге до автовокзала начал поиск недорогой гостиницы. У автовокзала взял такси, с неуклюжим мужичком который долго не мог завести свой ВАЗ, из-за забытых включенных фар. Потом ему еще показывал на карте, где находится нужная гостиница и какие там рядом улицы. Гостиница оказалась хоть и не дорогая, но далеко не хостел. В номере большая кровать, тумбочка, трюмо, телевизор большой и рабочий, с несколькими каналами. Два санузла с душевыми были в корридоре. Бросил рюкзак и пошел в ближайшую кафешку поужинать, которую сложно назвать ближайшей, так как гостиница находилась в тупике тихой улочки, вдалеке от маркетов и кафе. На обратном пути закупил немного съесного на завтак в «Магните». От жены узнал, что еды у них практически не осталось, как и денег, да и торговые палатки по продаже еды свернулись и съехали. Вокруг нашей палатки стало пустынно, все посъезжали, а не далеко расположилась мужская компания на "веселе".
Жене было страшновато рядом с ними. Она прошлась до центра фестивальной площади и попросилась переехать к одной семье. Те радушно согласились. Вот они с дочкой, нашу не маленькую палатку, неразбирая, за прутья, перетащили метров на 200, да еще и под проливным дождем. А я в гостинице посмотрел финальный матч Кубка Конфедераций Германия — Чили и лег спать. С утра не надеялся на ранний звонок с мастерской, поэтому встал в девятом часу. А уже в девять позвонила жена и сообщила, что они ей позвонили и машина готова! Заказал одно такси прождал минут 30, заказал машину из другой фирмы. Через минут семь подъехали, конечно же… обе!
В субботу, 2 июля, на Мастрюковских озерах состоялся заключительный гала-концерт 49 Грушинского фестиваля. После долгого перерыва из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции он прошел на фестивальной поляне в очном формате и объединил любителей бардовской песни всех поколений. В этом году, по словам организаторов, приехали более 50 тысяч человек из разных городов России и стран зарубежья, которые с нетерпением ждали этого события. Вместе с земляками на Грушинскую поляну приехал и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров: «Я соскучился по Грушинскому фестивалю. Но, видно, что соскучился не только я. Судя по количеству людей, которые в этом году приехали, можно сказать, что побит рекорд за последние 10 лет. Но статистика не главное. Главное, что люди приехали сюда, что фестиваль востребован и актуален. Это грандиозное событие, фестиваль фестивалей авторской песни». Глава региона подчеркнул, что благодаря Грушинскому фестивалю подобные мероприятия теперь проходят по всей России. Но именно на самарской земле собираются все самые известные не только в России, но и далеко за ее пределами, барды, сюда стремятся начинающие авторы-исполнители. На поляне работали 10 концертных площадок: «Главная сцена», «Многоголосье», «Чайхана», «Междуречье», «Кольский бугорок», «Детская поющая республика», «Время колокольчиков», «Квартира» и «Пилигримы». Вечером 1 июля открылась новая сцена «У Грушинского костра». В этом году одним из главных гостей стал сын Владимира Высоцкого — Никита. Он отметил, что на Грушинском фестивале не в первый раз, и очень важно, что любители авторской песни продолжают приезжать на поляну.
В этом году поляну Грушинки а именно так называют фестиваль постоянные его участники за 4 дня посетили около 56 тысяч человек из 62 регионов России. Вход на сам фестиваль бесплатный, однако, если вы приехали на машине, то за сам въезд необходимо будет заплатить, как говорят организаторы, в целях сохранения природы. На месте проведения находился рынок, где продавали всевозможную атрибутику Грушинского фестиваля. Также у всех гостей была возможность купить палатку, которую после можно разместить на поляне — места хватало всем. Кроме того, на мероприятие привозили бесплатную питьевую воду. Однако, если вы думаете, что Грушинский фестиваль — это только про песни под гитару, вы сильно ошибаетесь. На месте проведения находилось огромное количество различных творческих площадок. Проводились мастер-классы для детей, а любители спорта могли поиграть в футбол, волейбол или заняться другими полезными активностями. На специальной площадке все желающие даже могли сдать нормы ГТО. Но самое интересное, конечно, происходит на сценах, где гости исполняют песни собственного сочинения.
Грушинский фестиваль собрал 56 тыс. участников
Но бросаться в крайности и мазать все черной краской я не буду! Решили, что пойду я. Там очень тяжелый спуск — и это было лучше делать кому-то одному. И тут произошло что-то фантастическое: когда я оказался перед зрителями и попросил их включить фонарики и телефоны всех, у кого воевали или воюют родственники, это сделала вся Гора! И если мы будем педалировать тему спецоперации, может случиться что-то нежелательное. На что мы вежливо ответили, что нас пригласил Дмитрий Игоревич Азаров, поэтому все вопросы к нему».
А кроме того, подчеркивает военный, мы просто не имеем права «раздергивать людей по разные стороны».
Суммы, которые и не снились благотворительным фондам, помогающим Донбассу и фронту. И эти любители костров и природы не пускают на свой междусобойчик участников СВО. Им же здорово, они все там сегодня собрались.
Нечего им праздник портить. Хотите петь патриотические песни? Вон там, с краю, для вас... Только потише, чтобы вас было не слышно и не видно.
А лучше, чтобы вас вообще не было. Это же не рассказ о Грушевском фестивале. Это точное описание всей ситуации в российской культуре. И когда мне говорят, что с российской культурой "в целом всё в порядке", есть только отдельные элементы...
Да, у представителей российской культуры всё в порядке. У них гранты, господдержка... А у России с культурой - не всё в порядке.
Решили, что пойду я. Там очень тяжелый спуск — и это было лучше делать кому-то одному. И тут произошло что-то фантастическое: когда я оказался перед зрителями и попросил их включить фонарики и телефоны всех, у кого воевали или воюют родственники, это сделала вся Гора!
И если мы будем педалировать тему спецоперации, может случиться что-то нежелательное. На что мы вежливо ответили, что нас пригласил Дмитрий Игоревич Азаров, поэтому все вопросы к нему». А кроме того, подчеркивает военный, мы просто не имеем права «раздергивать людей по разные стороны». А то как нас потом поймут ребята, которые на СВО?!
О его гибели говорил весь город, к тому же туристы и студенты планировали провести концерт в честь погибшего товарища.
В здании ГУВД на улице Куйбышева, 42 следователи и сотрудники госбезопасности расспрашивали их, каким человеком был Грушин, какие он пел песни, как относился к советской власти. Кроме того, в КГБ узнали о поездке Грушина, Кузнецова и Муравьёвой весной 1966 года в Темниковский исправительно-трудовой лагерь в Мордовии, в котором находилась в заключении подруга Тамары по детдому. После допроса Муравьёву обвинили в незаконной издательской деятельности, и избежать уголовного наказания ей удалось только чудом. День памяти Валерия Грушина той осенью провести не удалось: 23 октября местная радиостудия объявила об отмене уже запланированного мероприятия. Несмотря на допросы, обыски и изъятия самиздата, друзья Валерия Грушина продолжали добиваться разрешения на концерт в его честь.
Для них было важно открыто рассказать о подвиге Валеры, не скрываясь в подполье. Летом 1968 года на совместном заседании областного совета по туризму и экскурсиям и турклуба «Жигули» было решено провести на сентябрьском турслёте «Золотая осень — 68» песенный конкурс памяти Валерия Грушина. Этот конкурс, который вскоре будет объявлен первым Грушинским фестивалем, прошёл в Каменной чаше — так называется урочище в Жигулях, образованное несколькими оврагами и окружающими их каменистыми склонами. На него приехали 632 человека, в том числе туристы из Москвы, Ленинграда и Казани. Музыкальной сценой служил пятачок на склоне.
Концерт начался вечером 28 сентября и продолжался до четырёх утра. Вокруг горели факелы и костры. Утром друг Валерия Грушина Борис Кейльман под проливным дождём объявил имена лауреатов. Среди них оказалось трио «Поющие бобры», в котором место Валеры занял один из его товарищей. На следующий год фестиваль перенесли на Мастрюковские озёра.
На него приехали две с половиной тысячи человек. Мужчина пенсионного возраста играет на гитаре, а вокальную партию имитирует на губной гармошке. Я прошусь в гости и сажусь на раскладной стульчик рядом с друзьями музыканта. Мы приезжаем сюда с 1975 года, а вон Лидка была и на самом первом фестивале. Лидия Александровна знала Валерия Грушина и ходила с ним в походы.
Когда он погиб, она была ещё школьницей и по его примеру решила поступать в КуАИ. В ответ на вопрос, приезжала ли она сюда каждый год и побывала ли на всех фестивалях, женщина упоминает о двух знаменитых грушинских исключениях. В 1980 году вышедшие из вагонов электрички туристы увидели таблички «Фестиваль отменён». Поводом для запрета Груши стала Олимпиада в Москве: местные власти заявили, что направляют сотрудников милиции в столицу, и для охраны порядка на фестивале людей не остаётся. Учитывая, что в предыдущем году двести тысяч человек на Грушинском охраняли 42 милиционера, повод казалась надуманным.
Запрет на проведение фестиваля продлился пять лет, и именно из-за этого в 2018 году 45-й фестиваль проводится в честь 50-летия Груши. Традицию удалось возродить в 1986 году. Второй поворот в истории фестиваля произошёл совсем недавно. В 2007 году Клуб авторской песни имени Грушина не смог договориться с компанией «Мета», которая на 15 лет получила в аренду землю на Мастрюковских озёрах. В результате конфликта «Мета» заручилась поддержкой сына Юрия Федоровича Грушина и провела 34-й фестиваль своими силами.
Традиционные организаторы не растерялись и устроили собственный фестиваль на Федоровских лугах — похожей по ландшафту местности выше по течению Волги, где ещё в семидесятые прошло несколько Грушинских фестивалей. Через несколько лет «Мета» потеряла право на использование бренда Груши и переименовала своё мероприятие в «Платформу». Одной из его концепций стало создание «фестиваля фестивалей» — разных самодостаточных сцен. Война закончилась осенью 2013 года. Объединение фестивалей проходило при посредничестве местных властей, а человеком, который помирил противоборствующие стороны, стал министр культуры Владимир Мединский.
Впрочем, воссоединение было условным. В 2014-м Клуб вернулся на Мастрюки и провёл 41-й фестиваль совместно с «Метой», а уже в 2015-м «Платформа» покинула Самарскую область и переехала в Московскую. В наследство от неё достались те самые многочисленные сцены, по которым кочуют музыканты. После возвращения Клуба на Мастрюковские озёра популярность фестиваля стала падать. Если в 2014 году на Грушу приехали 70 тысяч человек, то уже в следующем, 2015-м, их было всего 20 тысяч.
В юбилейном фестивале 2018 года приняли участие около 27 тысяч человек. О 180 тысячах, как двадцать лет назад, сейчас не может быть и речи. Сын метеоролога Третьякова Лёня, которого Грушин спас из воды, так и не смог оправиться после переохлаждения. Сильная простуда перетекла в воспаление головного мозга, и вскоре после событий на Уде мальчик умер. Через несколько лет не стало и Коли Третьякова.
В январе 1973 году в горной тундре Кольского полуострова на плато Чивруай во время снежного шторма полностью погибла группа студентов КуАИ. Родители сняли сыну комнату в Куйбышеве. Пятого января 1971 года хозяйка неудачно растопила печь. Квартиру заволокло дымом — и Михаил умер от отравления угарным газом. Фёдор Иванович, который уже срывался после гибели Валеры, снова ушёл в запой.
Нас в подъезде очень не любят», — вспоминал второй родной брат Валеры, Александр, в 1981 году. Белла Яковлевна так и не смогла поверить в смерть своего Валерика. На улице она бросалась к людям, похожим на сына, а оставаясь дома, тихо повторяла: «Жив, жив, жив…» Несмотря на семейное горе, Грушины много раз приезжали на фестиваль имени своего сына. В последний раз они побывали на Мастрюковских озёрах в 1988 году. Через два года не стало Фёдора Ивановича, ещё через три — Беллы Яковлевны.
В 1994 году умер Александр. Юрий Грушин — сын Фёдора Ивановича от первого брака — скончался в 1998 году. Всю свою жизнь он проработал в органах госбезопасности. Архив, в котором хранились изъятые сборники песен Валерия Грушина, сгорел в страшном пожаре в здании самарского ГУВД 10 февраля 1999 года. Тогда на Куйбышева, 42 погибли 57 сотрудников милиции.
В 1968 году портрет Грушина поместили в самый центр выпускной фотографии 561-й группы КуАИ. В начале девяностых институт был переименован в Самарский государственный авиационный институт и получил новый герб — изображение журавля, летящего к солнцу. Приказ о введении нового герба подписывал одногруппник Валерия Виктор Сойфер, назначенный в 1990 году ректором вуза. Ближе к вечеру на крутом склоне над сценой-гитарой появляется милицейское оцепление. Техники строят операторские вышки и расставляют оборудование на сцене, а волонтёры берут под контроль лавки в нижней части горы, предназначенные для VIP-гостей.
Несколько молодых людей проверяют понтонную переправу, по которой туристы будут перебираться с фестивальной поляны к Горе. Из озера бьёт фонтан. Концерт начинается в десять. Где тайга синей, чем небо, где? Разве только на таёжной на реке Уде.
Где страшней пороги, холодней вода, где? Разве только на краю земли, реке Уде. Многие участники фестиваля не спешат переходить озеро, чтобы рассмотреть гору с этого берега и своими глазами увидеть одну из главных традиций Грушинского — свет фонариков, которые зажигают зрители на склоне. Выбрать удобное место сложно: берег занят лагерями. Я нахожу еле заметную тропинку в высокой траве.
Тропинка выводит к пятачку на берегу, здесь уже обосновались несколько человек. С плота доносятся поющие голоса музыкантов группы «Ромарио»: Раз, два три. В ответ на склоне зажигаются сотни огоньков — и склон переливается белыми искрами огоньков. Фонтан оказывается экраном, на который светом транслируются надписи о юбилее фестиваля, герб Самары и портреты музыкантов. На плот по очереди выходят лауреаты 45-го фестиваля, победители конкурсов прошлых лет и почётные гости.
Среди последних оказывается и Умка.
Грушинский Фестиваль В Самаре
Грушинский фестиваль («Грушинка», «Груша») — песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. В этом году на фестивале появится новая сцена «У Грушинского костра» (16+). Грушинский фестиваль 2024 года в Самаре не изменит этому обычаю и состоится с 29 июня по 2 июля. Президент Грушинского фестиваля Борис Кейльман поставил во главу угла не песни, которые можно в любой момент послушать на компьютере и смартфоне, а общение и особую атмосферу мероприятия.
ГРУ́ШИНСКИЙ ФЕСТИВА́ЛЬ
Названа точная дата проведения Грушинского фестиваля в 2023 году | АиФ Самара | Грушинский фестиваль в 2023 году пройдет в живописных краях, в недалеко от Залива Утриш на Черноморском побережье. |
50 Грушинский фестиваль | Сцена существует на фестивале с 2008 года, на ней звучит авторская музыка, без привязки к стилю классической АП. |
На знаменитом Грушинском фестивале песни побывал наш земляк Игорь Борисов | Сегодня в очередной раз должен открыться Грушинский фестиваль авторской песни, который проводится в Самарской области с начала 70-х годов. |
Грушинский фестиваль 2024 в Самаре: даты проведения, где проходит, как добраться | На Гору, где проходит главный концерт фестиваля в ночь с субботы на воскресенье, гости всегда шли в обход. |