Традиция письма в древнем Египте была одним из главных столпов развития египетской культуры. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.
Изучение темы "Письменность Древнего Востока" на уроках истории в 5-м классе
Демотическое письмо эпохи Птолемеев. Папирус Эберса. Около XVI в. Они взяты из Библии, где упоминаются потомки сыновей Ноя — Сима Сема , Хама и Иафета, которые считались родоначальниками всех народов. После перечисления потомков Сима в Писании сказано: «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их».
Виды письма Иероглифическая письменность возникла около 3400 г. Иероглифический текст обычно писали справа налево, иногда наоборот — в виде горизонтальной строки, но существует и начертание в виде столбцов. Текст наносили без пробелов и знаков препинания. Строчку следовало начинать читать с той стороны, в какую смотрит изображение человека, животного либо птицы.
Все иероглифы делились на фонограммы и идеограммы. Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II.
В Индии государственные законы записывали на медных пластинках. Для менее важных записей использовали пальмовые листья. Затем их аккуратно сшивали и помещали в деревянный переплет. Там, где не росли пальмы, писали, например, на листьях тополя. Сравнительно дешевым материалом служили кости животных, иногда применялись даже панцири черепах.
Древние евреи наносили тексты на тонкие свинцовые пластинки, которые сворачивали в рулончики, наматывая их на деревянные или металлические сердечники. Скотоводческие племена применяли для письма кожи животных. Различные способы производства бумаги используются и сегодня. Например, бумага амате, бумага из бамбука, шелковые полотна, камень и многие другие. Интересные факты. Первые бумажные деньги появились в Китае. Существует легенда, согласно которой бумагу изобрёл не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана.
Китайский император повелел сохранить его имя в тайне, а самого изобретателя, чтобы не выдал тайны получения бумаги, казнить. Для него была уготована почётная казнь: его заставили проглотить золотую пластинку с выгравированной на ней благодарностью императора.
Стебли тростника очищали от коры и разрезали вдоль. Затем эти нарезы стеблей укладывали на смоченный стол так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.
Затем на них накладывали второй слой нарезов в перпендикулярном направлении. Получалась кладка из двух слоев, которую помещали под пресс и затем просушивали на солнце. На последнем этапе изготовления папируса листы выглаживали с помощью инструментов из слоновой кости и отбивали молотком. Затем уже готовые листы папируса склеивали, создавая длинные свитки.
Длина свитков достигала нескольких метров. Листы склеивали таким образом, что край одного листа покрывал край следующего, при этом место склейки составляло около 1-2 см. Чем писали Древние египтяне использовали кисточки для письма на папирусе. Делали ее из стебля болотного растения каламус.
Знания древних египтян Они обладали знаниями в различных областях, но особенно развиты были: Астрономия: благодаря наблюдениям за звездами египетские жрецы смогли определить продолжительность года. Кроме того, они умели предсказывать солнечные и лунные затмения, составляли карты звездного неба. Математика и геометрия: древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях.
Геродот, путешествовавший по Египту в середине V в. Климент Александрийский насчитывал три вида письма: 1. Первая известная попытка дешифровки египетских надписей принадлежит арабским историкам в X—XI веках. Частичного успеха добился Ибн Вахшия благодаря знанию коптского языка. Европейские ученые в XVI—XVII веках, опираясь на неточные и неясные высказывания античных авторов, повторяли их ошибки и поэтому не смогли правильно подойти к делу дешифровки египетских надписей. Далее Томас Юнг установил наличие фонетических знаков в египетской письменности, правильно определил значение ряда иероглифов и разобрал несколько имён. Однако честь окончательной дешифровки иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шампольону. Критически использовав достижения своих предшественников, Шампольон тщательно изучил многочисленные надписи, добытые во время наполеоновской экспедиции и изданные в «Описании Египта»; особое внимание он обратил на Розеттскую двуязычную надпись, начертанную на греческом языке греческими буквами и на египетском — иероглифами и демотическими наиболее скорописными знаками.
Письменность Древнего Египта
Древним египтянам папирус служил универсальным материалом для самых различных целей, он шел в пищу, служил строительным материалом, из него изготовляли одежду, обувь, циновки, лекарства и многое другое. Формальная система письма, используемая древними египтянами египетскими иероглифами были формальной системой письма, использовавшейся в Древнем Египте. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. Папирус использовался преимущественно для письма и служил отличным материалом, на котором египтяне фиксировали свои астрономические познания, навыки в медицине и математике. Древний Египет оставил нам еще одно замечательное открытие — изобретение папируса, который служил прекрасным материалом для письма. Разгадав ребус, узнайте название тростника, из которого делали материал для письма в Древнем Египте.
Краткая история письменности: интересные факты
Белая краска в этих случаях оказалась карбонатом кальция, в других — углекислым магнием; красная краска в одних случаях — красной охрой, в других — свинцовым суриком; коричневая — лимонитом одна из форм окиси железа ; желтая — желтой охрой, содержавшей в некоторых случаях сернокислый кальций; зеленая — толченым стеклом и синяя — фриттой. Поскольку трудно ожидать употребления свинцового сурика в Египте до римской эпохи, образец, очевидно, относится к очень позднему времени. Сернокислый кальций, найденный в составе желтой охры, был, по-видимому, естественной примесью, что же касается зеленого толченого стекла, то это, по всей вероятности, была хорошо известная нам искусственная зеленая фритта. В качестве черной краски применялся углерод. Я исследовал девять образцов красящего вещества на палетках; один — белый эпохи Древнего царства, который оказался карбонатом кальция, и восемь — XVIII династии: один белый — сернокислый кальций, один ярко-желтый — аурипигмент серный мышьяк , три красных — красная охра и три черных — углерод. Известен только один опубликованный анализ чернил на документах, сделанный Визнером и приведенный им в его работе о райнеровских папирусах из Фаюма, [547] датируемых IX-XIII веками н. Шубарт также упоминает два вида чернил на папирусе141 — черные и коричневые последние относятся к IV веку н. По определению Крума, черные чернила на коптских остраконах состояли в основном из углерода142. Я исследовал различные образцы черных чернил на документах143. Сюда входит ряд остраконов неизвестной даты; ряд папирусов, относящихся к периоду от римского владычества до IX века н.
Использованный для изготовления чернил углерод в большинстве случаев представлял собою сажу, вероятно чаще всего соскобленную с кухонной посуды, но, возможно, иногда и специально приготовленную. Обнаруженный Лори древесный уголь является исключением. Один священник коптской церкви познакомил меня со способом добывания углерода для изготовления чернил, применяющихся для написания священных текстов. Нужно положить на землю некоторое количество ладана, поставить вокруг него три камня или кирпича, накрыть их перевернутой глиняной миской, покрыть миску мокрой тряпкой и поджечь ладан. Образующийся при горении углерод откладывается на миске, после чего его соскабливают и, смешивая с гуммиарабиком и водой, превращают в чернила. Hayes, Bull. II—III, 239, 240. Schubart, Einfuhrang in die Papyruskunde, 1918, p. Сrum, Coptic Ostraca, p.
Вначале египтяне использовали иероглифы — сложные символы, каждый из которых представлял собой образ животного, человека или предмета. Эти символы позволяли передавать сложные идеи и понятия. Впоследствии была создана «демотическая» письменность, которая была более упрощенной и позволяла более легко записывать и передавать информацию. В египетском языке было более 700 иероглифов. Они использовались для записи истории, правовых документов, религиозных текстов и магических формул. Одним из наиболее известных источников информации о древнеегипетской письменности является «Розеттский камень». Этот камень был найден в 1799 году и стал ключом к расшифровке иероглифов. На камне был высечен один и тот же текст на трех разных языках: на древнеегипетском, древнегреческом и древнем демотическом. Благодаря этому, ученым удалось разгадать иероглифы.
Этот прорыв в изучении письменности открыл новую главу в исследовании древнеегипетской культуры. Было возможно прочитать исторические и религиозные тексты, литературные произведения и многое другое. Благодаря этому, мы можем сегодня узнать о жизни, верованиях, истории и культуре древних египтян. На чем писали египтяне Они использовали разные поверхности для письма, такие как глиняные таблички, деревянные дощечки, каменные плиты и папирус.
Правда, при этом они могли иметь только словесное, а не фонетическое прочтение.
Поскольку знаки передавали часто только консонантный состав слов, и тогда однозначное смысловое прочтение слов обеспечивалось добавлением детерминатива семантического ключа , который сам по себе не читался. Так, в частности, обеспечивалась передача абстрактных понятий. Семантические детерминативы служили для построения комлексных знаков, выражающих действия глаголы , признаки прилагательные , отвлечённые понятия абстрактные существительные. Так, например, изображение свёртка папируса означало, что в виду имелось абстрактное понятие. Служебные слова писались только консонантными знаками.
Некоторые знаки использовались и как логограммы, и как фонограммы. Различное прочтение знака обеспечивалось добавлением специальных фонетических комплементов. Комплемент представлял собой один или несколько дополнительных знаков, воспроизводивших консонантный состав всего слова, которое он сопровождал, или его конечной части. Наряду с сформировавшимися на первом этапе знаками для объектов и действий идеограммами и соответствующих им слов логограммами вырабатываются фонограммы, то есть знаки для звуковых последовательностей из 2 или 3 звуков и затем для отдельных звуков. Были выработаны специальные средства для передачи грамматических значений, то есть знаки, денотатами которых оказываются грамматические морфемы аффиксы.
В ходе длительной эволюции египетское письмо становится довольно сложной системой, объединяющей в себе разнородные знаки. В результате египетское письмо не было целиком идеографическим: наряду с идеограммами собственно говоря, логограммами оно включало в свой состав и фонограммы а именно силлабограммы. Большинство слов были комбинациями фонографических и идеографических знаков.
Для повседневных записей древние египтяне пользовались глиняными дощечками и даже осколками битой посуды. На папирусе писали кисточкой из тростниковой палочки, расщеплен ной с одного конца.
Чернила делались из сажи или красной земли. Иероглифы это знаки древнеегипетского алфавита. Каждый иероглиф обозначал либо целое слово — название предмета или понятия, — либо отдельный звук в слове. Многие иероглифы представляют собой довольно сложные картинки. Лишь немногие дети ходили в школу.
Письменность и знания древних египтян
Так древний язык египтян исчез в их родной стране, и вместо него восторжествовала арабская речь завоевателей, которая в одном из диалектов сохранилась в качестве языка современных египтян. Главная» История» Древний Египет» Письменность в Древнем Египте. Определить причины появления письменности в Древнем Египте. Папирус использовался, в частности, в Древнем Египте, в связи с изобилием растения под названием Cyperus papyrus, которое росло возле берегов Нила. египетская письменность – еще одним древнейшим видом письменности являются иероглифы Древнего Египта.
Египетские папирусы доклад 5 класс
В поисках более удобных материалов для письма древние египтяне обратили внимание на болотное растение, которое в большом количестве росло в дельте реки Нил и называлось папи´рус (Cyperus papyrus). Для повседневных записей древние египтяне пользовались глиняными дощечками и даже осколками битой посуды. Ученые открыли, что в Древнем Египте был еще один вид письменности, который назывался иератическое письмо. В Древнем Египте ежегодно изготавливалось до одного миллиона свитков в год.
Древнеегипетская письменность и ее потомки
Определить причины появления письменности в Древнем Египте. Именно египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Папирус в древнем Египте различался по качеству. Древнейшим из документов, созданных благодаря этому материалу, стал «папирус Присса», датируемый XX – XVIII вв. до н.э. Сохранность папируса на протяжении такого долгого времени трудно объяснить одним лишь климатом Египта, несомненно, крайне благоприятным для. и ведь в древнем египте были не только иероглифы самая древняя часть письменности но еще и и эротическое письмо это иероглифы потерявшие четкость очертаний а было ещё письмо демотическое это иероглифы которые совсем совсем перестали походить на рисунке разгадать.
Распространение письменности из Древнего Египта
Свои торговые записи «они делали чернилами на глиняных черепках». Таких черепков найдено немного. Лучше сохранились финикийские надписи, высеченные на камне, на саркофагах царей и жрецов. Надгробные надписи и строительные, рассказывающие о сооружении дворцов по повелению финикийских царей. Начиная с IX века до н. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв — это финикийские слова. Финикийский алфавит был несравненно проще и удобнее любой шумерской клинописи или египетских иероглифов, именно он стал родоначальником не только греческого, но также и арабского, древнееврейского и других алфавитов. Название греческой буквы А — «альфа» происходит от финикийского слова «алеф» — бык. Первоначальная форма этой буквы напоминала голову рогатого быка. У финикийцев эта буква означала гортанную смычку как та, что мы все говорим в слове «не-а».
Форма буквы восходит к египетскому иероглифу, обозначающему быка. Если перевернуть букву А, она становится похожа на быка Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова «бет»— дом. Первоначально эта буква была похожа на упрощенный рисунок дома в египетском иероглифе означающим «дом». Древнегреческое чтение «б» было унаследовано западной цивилизацией, а вот славянский алфавит создавался во времена Византии, когда греческая буква из «беты» стала «витой». Поэтому мы унаследовали чтение «в», а для создания «б» немного модифицировали эту же самую букву. Так что «Б» и «В» у нас родственники. По этой же причине разной хронологии на западе говорят «alphabet«, а у нас «алфавит», через «в». Г — греч. Г «гамма» — финикийская: «гамл» «верблюд»; кемел — camel. А вот в латинице это стало буквами «C» и «G».
Дело в том, что прежде, чем попасть к римлянам, греческий алфавит использовали этруски. Звук «г» этрускам оказался не нужен, поэтому они стали так обозначать «к» , затем стали изображать эту букву более сглаженно «С«. Эту букву «С» со звуком «К» переняли римляне, пользуясь сначала этрусским алфавитом. Звук «Г» римляном тоже оказался нужен. Взять оригинал уже было неоткуда, поэтому они добавили к этой букве хвостик, и получили «G». Такие дела. Д — греч. Е — греч. Е «эпсилон» — финикийская: «хе» «молитва», «выдох». У нас тут тоже сделали «кручу-верчу», и получились и «Е», и «Э».
А потом ещё и «Ё». З — греч. А в латинице её поставили в конце алфавита, потому что сначала её не взяли из-за отсутствия звука , а потом оказалось, что греческие слова с этим звуком тоже надо как-то записывать. Пришлось букву вернуть, но чтобы не нарушать строй на место «Z» уже поставили «G», как мы помним , поставили в конец алфавита. В латинице к XVI веку из этой буквы получается ещё и «J», а у нас, хоть она и была упразднена после революции, как элемент сохранилась в буквах «Ы» и «Ю». К — греч. Как мы помним, римляне уже запутались из-за этрусков с буквой «Г», сделав из неё «С», которая читалась в латинице, как «К», поэтому «К» им уже была не нужна. Однако, всё равно пришлось им усвоить греческую «К» для написания греческих слов. В современных романских языках эта буква так и осталась не в чести, её по-прежнему используют только для иностранных имён и названий.
Демонстрация процесса изготовления папирусного листа в Музее папируса в Сиракузах Собирали папирус путем выдергивания стебля с корнем, иначе остающиеся в почве фрагменты растения приводили к процессам гниения. Верхнюю, внешнюю часть стебля удаляли, сердцевину разрезали на длинные тонкие полоски и укладывали на большой плоской поверхности — так, чтобы края лишь немного заходили один на другой. Каждый слой обильно смачивали водой по Плинию — из Нила , отбивали молотом, добавляли клей, снова отбивали. После этого папирус оставляли сушить под прессом. Ширина листа составляла от 15 до 47 сантиметров; готовый папирусный лист скручивали в свиток. Писали сначала на внутренней части свитка, и лишь при нехватке места переходили на внешнюю. Порой написанное ранее стирали и использовали папирус повторно — по мнению некоторых историков, это косвенно подтверждает довольно высокую стоимость папируса, другие же относят такую привычку на счет естественной для человека экономии материала. Папирус Эббота, 1100 г. Воссоздание технологии изготовления папирусов в наши дни По какой-то причине ни один древнеегипетский памятник не оставил информации о том, в каком количестве и как изготавливался папирус и в чьем ведении находилось это производство. Зато изображения папируса можно встретить на стенах древних храмов - в виде иероглифов. Да и важный элемент многих египетских строений — колонны — тоже сооружались в форме стеблей папируса. Колонны древнеегипетских храмов сооружали в форме стеблей папируса Древнейшим из документов, созданных благодаря этому материалу, стал «папирус Присса», датируемый XX — XVIII вв. Сохранность папируса на протяжении такого долгого времени трудно объяснить одним лишь климатом Египта, несомненно, крайне благоприятным для многих из древних материалов. Насколько быстро свиток потеряет гибкость и рассыплется в прах — зависело от состава папируса, а возможно, от технологии его изготовления, включая ингредиенты для клеящего вещества. Договор покупки осла, составленный на греческом языке Папирус мог быть разных сортов, от чего зависела и стоимость готового свитка — это тоже известно из сочинения Плиния.
До появления бумаги в Китае бумагу изготавливали из бракованных коконов шелкопряда. Однако шёлк был дорог. Бумага из таких волокон легко намокала и была непрочной. Более легким материалом для письма служило дерево. Специальные деревянные дощечки покрывали слоем краски или воска, на котором специальной заостренной палочкой стилем делали необходимые записи. Китайцы использовали для записей бамбуковые планки, на которых раскаленным шилом выжигали иероглифы. На заре возникновения письменности для письма использовались самые разнообразные материалы. Древнейший такой материал - камень. Хотя эти надписи могли сохраняться веками, их было трудно читать, нельзя было взять с собой, перенести в другое место. Бумагоподобный материал из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных. Древними индусами обнаружен естественный процесс образования листа бумагоподобного материала в луже воды после дождя из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных. В разные эпохи люди использовали и другие материалы. Древние этруски, жившие на территории современной Италии, оставили надписи на керамических вазах, черепице, металлических зеркалах, каменных и бронзовых статуях и даже на золотых пластинках. В Индии государственные законы записывали на медных пластинках.
А еще стало понятно, что иероглифы могут обозначать определенные звуки. Эхнатон Жрецы храмов бога Амона были очень состоятельными, поэтому пытались навязать свои желания действующим фараонам. Это длилось до тех пор, пока в 14 веке до н. Эхнатон решил, что отныне главным богом будет солнце, что на египетском звучит «Атон». Эхнатон Лучи солнца — это руки бога Атона, которые он тянет к земле, чтобы подарить свет каждому живому существу Египта. Владыка Нильской долины даже построил великолепный город в честь солнца и назвал его Ахетатон «горизонт Атона». Однако, авторитетный правитель вскоре умер, и жрецы из храмов Амона вернулись к власти. Город Ахетатон был разрушен и забыт жителями. По мнению некоторых ученых, концепция письменного слова впервые появилась в Месопотамии и пришла в Египет через сферу торговли. Хотя между двумя регионами определенно имел место межкультурный обмен, египетская иероглифика — явление всецело египетского происхождения. Нет никаких свидетельств тому, что ранние письмена изображали неегипетские понятия, места или предметы, а ранние египетские пиктограммы не имеют никакого отношения к ранним месопотамским знакам. Понятие «иероглифика» происходит из греческого языка, египтяне же называли своё письмо medu-netjer, «словом бога». Как они полагали, письменность была дарована людям великим богом Тотом. Согласно древнеегипетскому преданию, бог Тот создал себя в начале времен, а в облике ибиса сотворил космическое яйцо, в котором находилось все сущее. По другой версии, Тот явился из уст бога Солнца Ра на заре времен. Третье же предание гласит, что бог Тот родился в результате борьбы богов Гора и Сета, олицетворяющих силы порядка и хаоса. Во всех версиях, однако, неизменным является то, что бог Тот родился с великим знанием и, прежде всего, знанием силы слова. Тот передал знание о слове людям безвозмездно, но все же ждал, что они отнесутся к нему с большой ответственностью. Ведь слово способно навредить, разрушить или исцелить, иногда даже вернуть к жизни. Египтолог Розали Дэвид прокомментировала это следующим образом: Основная функция письма была не декоративной. Оно не предназначалось для литературного или коммерческого использования. Его самая важная функция заключалась в том, чтобы предоставить средство, с помощью которого определенные концепции или события могли быть осуществлены. Египтяне считали, что если чему-то была предана письменная форма, то это можно было «заставить происходить» многократно с помощью магии. Любой писатель знает, что зачастую до окончания написания первого черновика он может не иметь ни малейшего представления о том, что же он напишет в итоге. А каждый заядлый читатель знает о «магии» открытия неизвестных миров через книгу и их воспроизведение всякий раз, когда книга раскрывается заново. Упоминание проф. Дэвид о «концепциях и событиях», осуществляющихся в результате письма, широко распространено среди писателей. Так, например, Уильям Фолкнер заявил в своей Нобелевской речи, что он писал прежде всего «чтобы создать из материалов человеческого духа то, чего раньше не существовало». Великим даром Тота была способность не только выражать себя, но и буквально изменять мир силой слова. Однако, прежде чем это могло произойти, прежде чем дар мог быть использован в полной мере, его нужно было понять. Истоки письменности Несмотря на то, что Тот передал человечеству свою систему письма, — а для древних египтян все «человечество» означало прежде всего их самих, всех египтян, — люди должны были сами узнать, что это за дар и как им пользоваться. Во второй половине додинастического периода в Египте ок. Египтолог Мириам Лихтейм пишет о том, как это раннее письмо ограничивалось краткими обозначениями, предназначенными для определения человека или места, события или владения. Однако первый действительно сохранившийся пример египетской письменности происходит из гробниц в виде списков подношений в раннединастическом периоде. Она была всего лишь переходом из одного состояния в другое. Мертвые жили загробной жизнью и полагались на живых, чтобы те помнили о них и жертвовали им пищу и питье. Список подношений — это перечень даров, отводимых конкретному человеку, начертанный на стене его гробницы. Тому, кто совершил великие дела, занимал высокое положение или привел войско к победе в некой битве полагалось получить больше подношений, чем тому, кто сделал относительно мало в своей жизни. Рядом со списком зачастую была нанесена краткая эпитафия, в которой говорилось о том, что за человек это был, что он сделал и почему ему полагались такие подношения. Эти списки и эпитафии иногда могли быть довольно краткими, но в большинстве случаев таковыми не являлись и, более того, становились все длиннее по мере развития этой традиции. Лихтейм объясняет: Список подношений разрастался до тех пор, пока изобретательный ум не осознал, что короткая молитва о подношениях может быть не менее эффективной и послужить заменой громоздкому списку. Как только молитва, которая, возможно, уже существовала в устной форме, была записана, она превратилась в основной элемент, вокруг которого стали оформлять все тексты и изображения в гробницах. Точно так же в разрастающиеся списки чинов и званий вдохнуло жизнь воображение, принявшееся за оформление их в повествование, и так родилась автобиография. Развитие и использование иероглифического письма Иероглифика возникла из первых пиктограмм. Люди использовали символы и изображения для обозначения таких понятий, как человек и событие. Однако проблема с пиктограммой заключалась в том, что содержащаяся в ней информация была весьма ограничена. Можно нарисовать женщину, храм и ягненка, но невозможно передать их взаимосвязь. Женщина идет в храм или из него? Ягненок — это подношение, которое она предлагает священникам или подарок ей от них? Идет ли женщина вообще в храм или она просто находится поблизости вместе с ягненком? Связаны ли вообще женщина и ягненок? Раннее пиктографическое письмо не могло ответить на эти вопросы. Египтяне разработали ту же систему, что и шумеры, но добавили к своему письму логограммы символы, представляющие слова и идеограммы. Шумеры древней Месопотамии столкнулись с такой же проблемой и усовершенствовали своё письмо около 3200 г. Теория о том, что египетское письмо произошло из месопотамской письменности, в наибольшей степени оспаривается именно тем, что, если бы египтяне научились искусству письма у шумеров, они бы, в принципе, миновали стадию пиктограмм и сразу бы начали с открытых шумерами фонограмм — символов, обозначающих звук. Шумеры научились расширять свой письменный язык с помощью символов, непосредственно представляющих язык, таким образом что, если они хотели передать некоторую конкретную информацию о женщине, храме и ягненке, они могли написать: «Женщина взяла ягненка в качестве подношения для храма», — и сообщение становилось ясным. Египтяне разработали такую же систему, но только добавили к своему письму логограммы символы, представляющие слова и идеограммы. Идеограмма — это «смысловой знак», который ясно передает определенное сообщение через узнаваемый символ. Лучшим примером идеограммы, вероятно, является сегодня знак «минус», ясно указывающий на вычитание. Смайлик — современный пример, знакомый любому, кто пользуется текстовыми сообщениями; размещение изображения смеющегося лица в конце предложения позволяет читателю понять, что автор шутит или находит тему забавной. Фонограмма, логограмма и идеограмма составили основу иероглифического письма. Розали Дэвид объясняет: В иероглифике есть три типа фонограмм: однобуквенный, или буквенный знак — это один иероглиф рисунок , который представляет собой один согласный или гласный звук; двухбуквенный знак — это иероглиф, который представляет собой два согласных звука; и наконец, трехбуквенный знак — это один иероглиф, который представляет три согласных. В египетском алфавите двадцать четыре иероглифических знака наиболее часто используемых фонограмм. Но поскольку чисто алфавитной системы никогда не существовало, эти знаки помещались рядом с другими фонограммами двухбуквенными и трехбуквенными и идеограммами. Идеограммы часто помещались в конце слова, чтобы прояснить значение этого слова. Когда они используются таким образом, мы называем их «детерминативами». Они помогают в двух случаях: добавление детерминатива помогает прояснить значение конкретного слова, поскольку некоторые слова выглядят похожими или идентичными друг другу, когда они записаны только в форме фонограмм; и во-вторых, поскольку детерминативы стоят в конце слова, они могут помочь понять на то, где заканчивается одно слово и начинается другое». Без использования каких-либо слов можно передать мысль: «я не люблю школу» или «я злюсь из-за школы». Для того чтобы далее прояснить сообщение, можно поместить перед идеограммой сердитого лица или серией картинок, рассказывающих историю, изображение учителя, например, или сокурсника. Использование детерминативов важно в древнеегипетском письме, особенно потому, что иероглифика может быть представлена в разных пространственных направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз или снизу вверх. Письмена над дверьми храма, вратами дворца или гробницы наносились в том направлении, которое лучше всего подходило сообщению эстетически. Красота работы было единственным, что определяло, в каком направлении придется читать письмена. Египтолог Карл-Теодор Заузич отмечает, что: Размещение иероглифов относительно друг друга регулировалось эстетическими соображениями. Египтяне всегда старались группировать знаки в сбалансированные прямоугольные фигуры. Например, слово «здоровье» было написано тремя согласными звуками s-n-b. Они не были бы написаны [линейно] египтянином, потому что группа выглядела бы некрасиво, это посчитали бы «неправильным». Писцы даже поменяли бы порядок знаков, если бы казалось, что более сбалансированный прямоугольник можно получить, написав их в неправильном порядке». Изображения в любой надписи всегда обращены к началу строки; если текст следует читать слева направо, то лица людей, птиц и животных будут смотреть влево. Такие предложения были достаточно легкими для прочтения для тех, кто знал египетский язык, но не иначе. Заузич отмечает, что: «в иероглифике нет ни единого знака, представляющего гласный звук» 6. Гласные в предложение вставлял сам читатель, понимавший разговорный язык. Заузич пишет: Это не так сложно, как кажется. Другие виды письма Иероглифика состояла из «алфавита», включавшего в себя 24 основные согласные, для передачи основного значение выражения, но были и другие символы. Более 800 символов использовались для уточнения основного значения. Все необходимо было запомнить и правильно использовать. Заузич отвечает на вопрос, который может тут же появиться на этот счет: Почему египтяне разработали такую сложную систему письма, в которой использовалось несколько сотен знаков, тогда как они могли просто использовать свой алфавит, состоящий из примерно тридцати знаков, тем самым сделав свой язык намного более простым для чтения и письма? У этой загадки, вероятно, есть историческое объяснение: знаки с одним согласным звуком были «открыты» после того, как другие уже использовались. Поскольку к тому времени система письма была уже создана и успешно функционировала, от нее нельзя было просто отказаться — по религиозным причинам. Иероглифика считались драгоценным даром бога мудрости Тота.
Папирус –растение-легенда
- Рассказ письменность древнего египта
- Секреты папируса
- Письменность в Древнем Египте
- Что такое иероглифы?
- ЕГИ́ПЕТСКОЕ ПИСЬМО́
- Глава 11 Египетские иероглифы. Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры
Ключевые слова
- Какими были самые ранние алфавиты?
- 12.3. Египетское письмо
- Письменность Древнего Египта | Великий Египет
- Как писали на папирусах
Месопотамия (клинопись)
- ЕГИПЕТ И МЕЖДУРЕЧЬЕ
- Эволюция материалов для письма
- Способ письма древних египтян
- История папируса
Материалы - предшественники бумаги
Направление письма указывалось специальным знаком. Слова, относящиеся к царям и богам, выделялись в тексте особо. Долгое время параллельно употреблялись две разновидности: иероглифика тщательное воспроизведение изображаемого предмета и иератика скоропись, начиная с 2755 г. При написании знаков иератики на папирусе использовались тупые тростниковые перья и чернила. Иератические тексты предназначались в основном для целей богослужения о чём говорит и само название данного вида скорописи. Иероглифы использовались египтянами начиная примерно с 3000 г. Последняя иероглифическая надпись датируется 394 г. До греко-римского господства число и форма иероглифов оставались неизменными.
С 332 г. Для развившегося из него коптского языка во 2 в. Оно предназначалось первоначально для перевода библейских текстов с греческого на коптский. В 11-12 вв. Но он сохранился как культовый язык в общинах коптов-христиан. Употребление иероглифов в критском, протосинайском, протопалестинском, лувийском письме вряд ли связано непосредственно с влиянием египетского письма.
Рисунки умело компоновали с текстом или же размещали между отдельными колонками. Чтение свитка требовало определенных навыков. Держать его надо было обеими руками, и читатель оказывался как бы привязанным к книге. Закончив чтение, он вновь сворачивал свиток, а если надо было прочесть книгу еще раз, ее приходилось предварительно перематывать. Нам бы это показалось весьма неудобным. Совершенно иначе, чем в Египте, выглядела книга в государствах Месопотамии. Папирус там не растет, нет там и пригодного для резьбы камня. Зато много глины - вот шумеры и воспользовались этим природным материалом. Жирная и вязкая аллювиальная глина стала для них не только основным строительным и гончарным материалом, но и пригодилась в качестве материала для письма. Для этого использовались прямоугольные плитки размером от 2,4x2 до 37x22 см и толщиной 2,5 см. Документы составлялись на плитках цилиндрической или призматической формы. На такие же цилиндры и призмы, но уже размером до полуметра и больше, и не из глины, а из камня или металла, наносились сообщения о деяниях шумерских, аккадских, вавилонских и ассирийских властителей. Написанное выставляли в царских дворцах на видных местах. Для частной переписки использовались глиняные таблички. В таких же «конвертах» хранили договоры. Уже в начале третьего тысячелетия до н. Такие штампы употребляли для маркировки товаров, ставили вместо подписи на документах и даже на библиотечных книгах. Однако у шумерийцев так и не возникла идея использовать штампы для размножения текстов. Как же писали на глине? Палочку он держал приблизительно так, как сейчас мы держим карандаш - под углом. На месте нажима отпечаток оставался глубокий и широкий, а там, где палочку легким движением вытаскивали из глины, оставалась тонкая черточка. Таким образом получались клиновидные углубления, поэтому такое письмо мы и называем клинописью. Иногда отпечатки настолько малы, что для их чтения приходится пользоваться лупой. Чтобы письмо было ровным, табличку расчерчивали, прикладывая к мягкой глине туго натянутую нить. Зачастую табличку исписывали с обеих сторон, а то и по торцам. Готовый документ сушили на солнце или обжигали. Обожженная табличка становилась черной, серой или розовой. Если писец не успевал нанести весь текст в один прием, он заворачивал табличку в мокрую тряпку, чтобы она не затвердела. Ну, а как выглядела в Междуречье книга? Ведь достаточно длинный текст невозможно уместить на одной табличке. Шумерская или вавилонская книга состояла из десятков пронумерованных глиняных таблиц. Еще ниже записывали название произведения и номер таблицы. Обычно названием служили начальные слова самой книги. В различных музеях и библиотеках мира хранится множество памятников письменности Древнего Востока. Это литературное наследие позволяет судить о том, какова была тематика книг Древнего Востока, кто их писал и кто читал, как они распространялись. И в древнеегипетской, и в шумерской литературе, особенно в начальный период, ощутимо сильнейшее влияние устного народного творчества. Однако заметную роль играет и религиозная идеология жрецов и магов. Большинство тогдашних литературных произведении представляют собой художественное переложение мифов, легенд, религиозных догм. Кроме прославленного «Сказания о Гильгамеше», шумеры создали и другие эпические произведения. Истоки лирической поэзии следует искать в различных религиозных гимнах и молитвах. Богатая литературная традиция Шумера и Вавилона была унаследована другими народами Древнего Востока, в том числе евреями, а от них некоторые элементы шумерской литературы вместе с христианством вошли и в культуру европейских народов. Египтяне не создали такого величественного эпоса, как «Сказание о Гильгамеше», однако и их литературное творчество богато и разнообразно. Нам известны народные песни, сказки, басни, созданные во времена Раннего и Среднего Царств, многочисленные дидактические произведения, «поучения». Временами в художественную литературу проникали мотивы социального протеста. Характерен в этом отношении «Разговор разочарованного со своей душой» - древнейший из дошедших до нас памятников свободомыслия. В нем отчетливо выражена идея: «Не верь в жизнь загробную, ищи радости в земной жизни». Вавилонские писцы. Человек Древнего Востока высоко ценил литературу. Со своими любимыми произведениями египтяне не хотели расстаться даже после смерти 294 , 16. В могилу к умершему принято было класть папирусные свитки. Если же умирал школьник, то в могилу укладывали переписанные его рукой упражнения - литературные произведения. Какими путями распространялась книга в странах Древнего Востока? Авторами книг в государствах Древнего Востока являлись в основном жрецы, чиновники, писцы. Они либо посвящали свои произведения монархам, или же дарили написанное, либо оставляли книги в храмовых библиотеках.
Считается, что папирусные свитки были довольно дорогими коммерческими предметами, поскольку многие из них являются палимпсестами — рукописями, в которых более старый текст смыт или соскоблен, чтобы освободить место для нового. Кроме камня, керамических остраконов и папируса писали на дереве, слоновой кости и гипсе К римскому периоду традиционная египетская тростниковая ручка была заменена распространённой в греко-римском мире — более короткой, толстой тростниковой ручкой с расщеплённым кончиком. Кроме того, от оригинальных египетских пигментов отказались в пользу греческих чернил на основе свинца.
Более легким материалом для письма служило дерево. Специальные деревянные дощечки покрывали слоем краски или воска, на котором специальной заостренной палочкой стилем делали необходимые записи. Китайцы использовали для записей бамбуковые планки, на которых раскаленным шилом выжигали иероглифы. На заре возникновения письменности для письма использовались самые разнообразные материалы. Древнейший такой материал - камень. Хотя эти надписи могли сохраняться веками, их было трудно читать, нельзя было взять с собой, перенести в другое место. Бумагоподобный материал из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных. Древними индусами обнаружен естественный процесс образования листа бумагоподобного материала в луже воды после дождя из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных. В разные эпохи люди использовали и другие материалы. Древние этруски, жившие на территории современной Италии, оставили надписи на керамических вазах, черепице, металлических зеркалах, каменных и бронзовых статуях и даже на золотых пластинках. В Индии государственные законы записывали на медных пластинках. Для менее важных записей использовали пальмовые листья. Затем их аккуратно сшивали и помещали в деревянный переплет. Там, где не росли пальмы, писали, например, на листьях тополя.
Эволюция материалов для письма
Ученые открыли, что в Древнем Египте был еще один вид письменности, который назывался иератическое письмо. ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО, название письменности, фиксировавшей язык древних египтян. Иератическое письмо Древнего Египта – одно из древнейших и представляет огромный научный интерес у исследователей. Главная» История» Древний Египет» Письменность в Древнем Египте. ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО, название письменности, фиксировавшей язык древних египтян. Система египетского письма очень древняя, она изменялась и совершенствовалась на протяжении веков.