Список лучших фильмов про зомби-нацистов: классические фильмы ужасов и черные комедии про оживших немецких солдат. Немецкие фильмы часто отличаются высоким качеством сценария, актерской игры и визуальным стилем. Немецкая хроника. Уникальные видео материалы фашисткой Германии во Второй мировой войны отснятые операторами того времени. Немецкие кинематографисты не боятся поднимать сложные и болезненные темы, такие как война, их фильмы заставляют зрителя задуматься и пересмотреть свои убеждения.
В Германии показали скандальный фильм о войне глазами немцев
Немецкий мальчик Бруно ещё слишком мал и не знает ничего об ужасах Второй мировой войны. Главная Фильмы Список 22 художественных немецких фильмов о 2-ой Мировой войне. Как немецкие фильмы конца 1940-х осмысляли постнацистскую действительность.
The German Newsreel - Die Deutsche Wochenschau (1939-1945)
Главный герой — мудрый мальчик, разочаровавшийся в мире взрослых и решивший больше не расти. Немецкая армия с тяжелыми боями отступает на Восточном фронте. На замену убитому командиру батальона прибывает переведенный из Франции капитан Странский. Этот элегантный прусский аристократ еще не бывал в настоящем сражении и мечтает любой ценой получить германский боевой орден — «Железный крест». Чтобы достичь своей цели, Странскому нужно завоевать уважение командира взвода капрала Штайнера, закаленного в боях ветерана, пользующегося огромным авторитетом среди товарищей по оружию.
Поляки в фильме сплошь антисемиты: они выгоняют из партизанского отряда еврея. Не любят евреев и украинские полицаи...
Жизнь воюющих армий на вражеских территориях регламентировалась документальными запретами. Известны ли советские приказы против бесчинств? Михаил Мягков: Трудно предположить, что советские солдаты были на территории Германии "мягкими и пушистыми". Освобождая свою страну, всюду они встречали выжженные деревни, разрушенные города, тысячи и тысячи убитых, а среди них были дети и старики. Что должен был чувствовать наш человек по отношению к немцам? Ненависть, которая, безусловно, поддерживалась советской пропагандой, ведь война шла за существование нашего национального государства.
Когда немцы были только в ста километрах от Москвы, 23 февраля 1942 года был издан известный приказ Сталина, в котором недвусмысленно говорилось о том, что нельзя отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством. Понятно, что актов мести советских солдат по отношению к немцам в Германии избежать было трудно. На территорию врага вошла многомиллионная армия, состоявшая из очень разных людей. Чтобы избежать насилия против немецких женщин и в целом гражданских лиц, был издан целый ряд приказов. Достаточно упомянуть приказ маршала Рокоссовского, командовавшего Вторым Белорусским фронтом номер 006 от 21 января 1945 года. В нем предписывалось строго, "вплоть до расстрела, карать за мародерство, насилие, грабежи, бессмысленные поджоги и разрушения".
Это цитата. А вот еще: "Во всех случаях незаконных действий по отношению к местному населению виновных задерживать, оформлять актом и протоколом и с материалами дознания направлять либо в свою часть, либо в органы контрразведки СМЕРШ". Впрочем, заключительные строки директивы от 20 апреля гласили: "Улучшение отношения к немцам не должно приводить к снижению бдительности и панибратству с немцами". То есть сохранялся некий формальный подход, наверное, наиболее правильный в то время. Советское руководство, как могло, пыталось чувство ненависти к врагу ввести в определенные рамки. И директивными актами прекратить имеющиеся факты насилия.
Откуда взялась цифра - 2 миллиона немецких женщин... Михаил Мягков: Сначала геббельсовская пропаганда вколачивала в головы немцев, что они воюют с дикарями, которые будут насиловать всех женщин с восьми до 80 лет. В послевоенный период тема насилия появилась в публикациях западных авторов. Затем возникли врачи, которые говорили о двух миллионах изнасилованных немках... Но это начиналась "холодная" война. Европа весной 1945 года превратилась в растормошенный улей.
На территории Германии оказалась масса освобожденных военнопленных и репатриантов. Есть документы, в которых говорится о том, что советским солдатам на некоторых этапах освободительной миссии приходилось сдерживать тех же самых поляков и чехов, чтобы те не совершали акты насилия против немецкого гражданского населения. Известно, что более 60 человек было расстреляно в армиях западных союзников за преступления, связанные с изнасилованием в период войны и в период освобождения Европы. А советское мирное население было защищено немецкими приказами против насилия? Михаил Мягков: При обсуждении плана "Барбаросса" о германском нападении на СССР так называемой директивы 21 начальник штаба оперативного руководства германского командования специально отметил, что предстоящая война является не только вооруженной борьбой, но одновременно борьбой двух мировоззрений. Были распоряжения и от командиров помельче.
Одно из них - приказ от 13 мая 1941 года "О военной подсудности в районе "Барбаросса" и особых полномочиях войск", подписанный на основании распоряжения Гитлера. Им фактически объявлялся режим неограниченного террора на территории СССР. Тогда же были приняты руководящие указания о поведении войск в России, ограничивавшие уголовное преследование немецких военнослужащих за совершенные преступления. Более того: в марте 1941 года на совещании у фюрера было подчеркнуто, что борьба против России имеет целью уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции, кроме того, эта война будет резко отличаться от войны на западе. На востоке жестокость является благом для будущего. Командиры должны пойти на жертвы и предотвратить все свои колебания.
Читайте также - Максим Кантор: Новая идеология уравняла преступления прошлого века Приведу пример, который не оставит читателей равнодушными. После освобождения в 1944 году Яновского концлагеря на Львовщине были вскрыты акты чудовищных преступлений. Так, свидетели подтвердили, что комендант лагеря оберштурмбаннфюрер Вильгауз "ради спорта" систематически стрелял из автомата с балкона своего дома по заключенным, работавшим в мастерских. Потом передавал автомат своей жене, и она также стреляла. Иногда, чтобы доставить удовольствие своей 9-летней дочери, Вильгауз заставлял подбрасывать в воздух 2-4-летних детей и стрелял в них.
Фильмы производства ФРГ проявляют индивидуальный взгляд западно-германских кинематографистов, которые часто отражали враждебное отношение к СССР. Ряд фильмов ФРГ показывают трагедию германского народа в годы войны. Другие их фильмы направлены на героизацию немецкого солдата и попытку оправдать бесчеловечность немецких солдат и офицеров.
В то же время любовник Вилки Роберт в исполнении Д. Джанинни спасает евреев, переправляя их через Швейцарию. Он убедил ее вернуться в Германию, чтобы она была с ним, но, выполнив просьбу фюрера, она постоянно оскорбляет и провоцирует его.. Хроший фильм "Приключения Вернера Хольта".
10 зарубежных фильмов о Великой Отечественной войне
После Дня Победы айтишник дает обзор немецких фильмов, связанных с событиями Второй мировой войны. 10 неожиданных современных фильмов о Великой Отечественной и Второй мировой войне — в том числе из Эстонии, Финляндии и Южной Кореи. Однако немецкий военный корабль перехватил их лодку, в результате чего одиннадцать военных были схвачены и убиты, и только Яну Баальсруду удалось сбежать от врага.
Немецкая хроника
Ru изучил, как Вторую мировую показывают в фильмах главной проигравшей страны — Германии. Когда Голливуд лишь набирал обороты, немецкий кинематограф по праву считался одним из лидеров производства кинопродукции. После Второй мировой войны немецкая киноиндустрия уже не могла сравниться по своим масштабам с высокобюджетными американскими фильмами. Однако и в ФРГ, и в ГДР власти приложили значительные усилия, чтобы восстановить и запустить в работу собственные киностудии. Их продукция редко вызывала широкий резонанс за пределами двух Германий, оставаясь в значительной степени самостоятельным явлением. В центре внимания кинопроизводителей было множество разных тем, среди которых, конечно, значилась и Вторая мировая война. В «старой» ФРГ авторы фильмов о войне, как правило, обращали внимание на проблему лояльности гитлеровскому режиму представителей германских вооруженных сил. Герои фильмов разрываются между чувством воинского долга и пониманием очевидно преступного характера национал-социалистического государства. Деформация моральных ценностей заканчивается печально. Третий рейх не прощает отклонений от безусловного подчинения воле фюрера и уничтожает оступившихся.
Уместно вспомнить фильм «Генерал дьявола» 1955 года, где метания главного героя между презрением к нацистскому режиму и добросовестным служением ему заканчиваются фатально. Часть из них, как и западногерманские, также обращалась к моральной трансформации немецких солдат и офицеров. За первоначальной очарованностью нацистской пропагандой наступало болезненное столкновение с действительностью, заканчивающееся отрицанием героями фильмов теории и практики национал-социалистического государства. Много фильмов было посвящено действиям немецких подпольщиков. Красная Армия неизменно изображалась в качестве армии-освободительницы, дружественной немецкому народу.
Оставив дома беременную жену, он отправляется на покорение самого Показать ещё неприступного пика в Гималаях. Этот подвиг должен увековечить его имя.
Однако впереди его ждет не успешное восхождение, а смертельная опасность, вражеский плен, долгие скитания... Наконец он добирается до таинственного тибетского города Лхаса, где ему предстоит провести долгих семь лет, и где молодой Далай Лама, делает его своим приближенным.
Кто хочет узнать всю правду об участии «союзников» во Второй мировой может посмотреть фильм Оливера Стоуна «Нерассказанная история США». Поэтому снимать фильмы про войну, те, где есть интересные сражения, требовавшие участия великих стратегов и тактиков, таких, каким был, например, маршал Жуков, им просто не с чего.
Они, конечно, выдумывают что-то типа «Тонкой красной линии», то есть, боестолкновения, которых не было. Но правда в том, что снимать баталии им просто физически не по чему. Вот и приходится «переходить на личности» и разбирать единичные случаи. Обзор лучших зарубежных военных фильмов Начнем обозревать военные шедевры от закордонных кинематографистов.
Но сразу предупреждаем: всем, кто хочет натуральной войны и боевых баталий, стоит заглянуть в топ с советскими кинолентами, поскольку в большинстве своем зарубежные фильмы про Великую отечественную более походили на спилберговский... Где они были с 1 сентября 1939 года по 1944-й, когда холокост развернулся во всю свою необъемную ширь, и когда на тот свет евреи отправлялись сотнями тысяч? Да нигде. Да и зачем мараться в какой-то там мировой заварухе, пока лично на тебя не попрут?
Достаточно спустя 50 лет снять фильм про мужика непонятного происхождения, который спас 1200 евреев, и все подумают, что остальных евреев во время войны спасли именно Американцы. Удобно, правда? Хотя, фильм безусловно хорош и трогает за душу. Такие фильмы всегда в ходу.
Плюс покажешь то, что ты не равнодушен к «проблеме». Только после драки, как известно, кулаками не машут. В самой же картине описывается нереальная, но трогательная история про то, как папаша прятал своего ребенка в концлагере, объясняя ему, что это такая специальная игра, в которой выигравшему если его не найдут достанется приз — целый бронированный танк. Потеряв страну за месяц, они сформировали правительство в изгнании и позже помогали союзникам.
Ну хоть так, чем совсем никак. Но похвастать им тоже особо нечем. Поэтому им так же приходится снимать фильмы про бедных евреев. В частности, этот фильм про тяжелую судьбу, выпавшую на долю еврейского пианиста, который, в конечном итоге, тоже загремел в концлагерь.
Вроде бы, им тоже хотелось бы заснять какой-нибудь дельный фильм про войну. Но активное участие в Холокосте им этого не дает. Такой наглости, как итальянцы, они в себе не обнаруживают. А потому следующий шедевр хоть и считается «военным», но подходит одинаково хорошо для любого времени и политической обстановки.
В нем просто разбираются, кто кем является на словах, а кто кем на деле. И не всегда тот человек, о котором и не подумаешь ничего плохого, оказывается хорошим, когда нужда припрет его к стенке. Воевали же, все-таки. Но сюжет они подобрали до такой степени вычурный, что хоть удавись.
Многодетная мама потеряла на войне почти всех своих сыновей. Остался в живых лишь один. И политиканы решают сделать красивый ход и спасти оставшегося в живых. Для этого снаряжается отряд, которому дается задание спасти этого самого рядового Райана.
И пофиг, что сыновья других матерей из-за него погибнут, правда? Даже невзирая на то, что они были в семье единственными и неповторимыми. Но похвастать они могут только своими летчиками и кровавой высадкой на континент, поскольку на момент открытия второго фронта немецкие силы настолько были поистрепаны Советским Союзом, что особого сопротивления союзным войскам и не выказывали, поскольку основная их численность была оттянута на Восточный фронт. Как бы то ни было, все, что они снимут или снимали о Второй мировой войне достойно того, чтобы это засмотреть.
Но в этой картине нашего топ-50 лучших зарубежных фильмов про Вторую мировую войну речь пойдет не о боевых сражениях. Здесь поднимается вопрос равенства наций. В картине сын высокопоставленного нацистского чинуши тайно дружит с еврейским мальчиком из концлагеря. И дружба эта, как вы понимаете, ни до чего хорошего в итоге не доведет.
Меллер отобрал лишь несколько коротких фрагментов из «Вечного жида» — в записи с компьютерного экрана, на котором его просматривают, — чтобы показать, как легко в наши дни получить к нему доступ, а также чтобы не легитимизировать возможность его показа на большом экране. Но, как говорил выдающийся кинодокументалист Эрвин Лайзер, никакие киноведческие, научные цели не могут служить оправданием для демонстрации этих изображений». Жизнерадостная hausfrau арийского происхождения заболевает рассеянным склерозом и умоляет своего мужа, талантливого ученого, убить ее, пока болезнь не превратила ее в такую женщину, которую уже невозможно любить.
Муж не в силах смотреть на ее страдания, и он убивает ее любя, не причиняя боли. На суде обсуждают моральные и медицинские предпосылки его деяния, но приговор предлагается вынести зрителям. Фильм, вероятно, был снят для показа на завоеванных территориях, с целью вызвать симпатию к Третьему рейху, в нем нет навязчивой нацистской символики или риторики.
Немного подновить — и место в телерейтинге Lifetime Movie of the Week гарантировано У нас на телевидении нет точного аналога Lifetime Movie of the Week, речь о феминистских фильмах. Многие современные зрители удивлялись, как профессионально сделаны эти пропагандистские фильмы — и с технической, и с эстетической точки зрения. И в этом нет ничего удивительного.
Даже после того, как талантливых евреев выдавили из немецкого кинематографа в 1933—1934 годах, в строю оставалось немало мэтров времен Веймарской республики; достаточно, чтобы доказать: немецкий кинематограф — единственный соперник, которого голливудским магнатам действительно стоит опасаться. Великолепное качество нацистских фильмов вызвало у ряда зрителей опасения, что, если они станут общедоступными, это будет иметь опасные последствия. Двое бывших неонацистов — лица их на экране не видны — рассказали на камеру, что старинные нацистские киноленты помогают привлекать и объединять новых членов движения, хотя даже на их вкус «Вечный жид» — это перебор.
После просмотра «Еврея Зюсса» французские старшеклассники в зрительском зале почти единогласно проголосовали за то, чтобы этот фильм никогда не попал в телевизионный прокат: впечатлительного массового зрителя следует оберегать от зрелищ, которые подходят «для образованного среднего класса». Им возражает посетитель кинотеатра в Иерусалиме: по его мнению, фильм «Еврей Зюсс» следует показать в Израиле каждому школьнику — чтобы те узнали о его существовании, изучили, «обсудили и отринули его». Американцы, вероятно, найдут в «Запретных фильмах» много нового для себя.
Немецкая кинохроника 2 мировой войны в цвете. Nazi Germany. German newsreel of world war 2 in color
Подборка фильмов про войну поможет вам посмотреть на знаковое историческое явление с разных сторон. Немецкий мальчик Бруно ещё слишком мал и не знает ничего об ужасах Второй мировой войны. Банхофштрассе и Курфюрстендамм: как в Калининграде снимаются военные и шпионские фильмы.
Потрясающий российско-украинско-немецкий фильм про войну - "4 ДНЯ В МАЕ". Режиссер Ахим фон Боррис.
Потрясающий дебют режиссера и сценариста Кена Видерхорна прошел незамеченным в год релиза и был по достоинству оценен только в эпоху DVD и Bluray после того, как фильм долгие годы крутили на фестивалях культового и забытого хоррор-кино. Видерхорн к тому времени успеет снять один из самых сильных слэшеров всех времен — Eyes of a Stranger, который продвигал на своих фестивалях Квентин Тарантино, — и крайне недооцененную вторую часть «Возвращения живой мертвечины», исполненную в стиле детских хоррор-комиксов, а потом переквалифицируется в крепкие ТВ-режиссеры по контракту. Но, несмотря на всю мою любовь к Eyes of a Stranger серьезно, посмотрите — это наверняка лучший слэшер, о которым вы никогда не слышали , именно Shock Waves остается самым интересным, креативным и артхаусным фильмом режиссера. Как и в случае с «Оверлордом», вас ждет совсем не то, что вы ожидаете увидеть при словах «зомби-нацисты» кстати, Shock Waves, насколько мне известно, — первая картина из жизни зомби-нацистов в истории кино. В картине нет ни капли крови и вообще спецэффектов — скорее всего, потому, что Видерхорн знал, что у него не будет бюджета, и писал сценарий так, чтобы зомби-нацисты расправлялись с жертвами максимально бескровно. Нет даже выдающегося грима — тут все дело в костюмах, в униформах мертвых нацистов и огромных очках-консервах, которые они носят. Кстати, очки — важная сюжетная деталь, на них завязан единственный верный способ расправы с зомби, который в фильме тоже крайне оригинальный. История незамысловатая — туристы попадают на остров, из-под воды выходят зомби-нацисты, туристы от них с переменным успехом убегают… Но Видерхорн великолепно снял и смонтировал то, как зомби стоят под водой, неторопливо выходят из нее, преследуют своих жертв через лес и заброшенный отель, топят их. Само зрелище неподвижно стоящих в прибое зомби-нацистов-амфибий сверхсолдаты тут разрабатывались не просто так, а для подводных диверсионных операций незабываемо, и даже по трейлеру, по снятым со спины кадрам зомби-наци, постепенно уходящего под волны, можно понять, какой Видерхорн необычный режиссер, как он использует визуальные образы, движение камеры, рваный монтаж и психоделическую музыку. Сюжет словно копирует картину Рэйми, адаптируя ее на европейский сеттинг: группа студентов-медиков отправляется в горы на выходные, но один из них случайно пробуждает захороненных со времен Второй мировой войны немецких солдат, которые были погребены под снегом, когда собирали награбленное у местного населения золото. Точно как в «Зловещих мертвецах», героям приходится бороться за свою жизнь против опасных и разумных воскресших нацистов, которыми руководит штандартенфюрер Герцог.
Германия, апрель 1945 года. До конца войны остаются считанные дни, солдаты немецкой армии дезертируют с фронта. Рядовой Вермахта, спасаясь от военного патруля, натыкается на застрявший в поле автомобиль с документами на имя капитана Вилли Херольда. Рядовой присваивает себе документы неизвестного капитана и придумывает себе особое задание — якобы по личному указанию фюрера он должен разузнать и доложить тому об истинном положении дел в прифронтовой зоне.
В пути главный герой встретится и с хозяином постоялого двора, и с командиром лагеря и даже с такими же, как и он сам, дезертирами. Естественно, они догадываются, кто перед ними на самом деле. Все они умело подыгрывают ему и принимают за настоящего капитана, так как у каждого из них есть к нему собственный интерес. Действие фильма разворачивается в Берлине, в феврале 1943 года.
Жесткий нацистский режим объявляет столицу Третьего рейха «свободной от евреев». Около семи тысяч евреев смогли спастись, укрывшись в подполье.
Великолепная актерская игра, напряженный сюжет, во всех отношениях это качественный голливудский фильм. История героя сопротивления полковника Клауса фон Штауффенберга, возглавившего заговор против Гитлера.
В 1944 году он попытался взорвать диктатора, пронеся в портфеле бомбу.... Продолжение по ссылке Наши матери, наши отцы все 3 серии, 2013 7. Пятеро друзей встречаются в маленьком берлинском кафе, чтобы проводить троих из них на Восточный фронт. Они молоды, они считают, что весь мир лежит перед ними, надо только его завоевать.
А дальше начинается ад. Ад русской зимы 41-го года и ад Курской битвы, ад концлагеря Заксенхаузен и ад берлинской тюрьмы Шарлоттенбург, ад фронтового госпиталя и ад штрафного батальона вермахта. Они вновь встречаются в этом же самом кафе летом 45-го, пройдя через все перепетии своей непростой военной судьбы. Русские в фильме - это некая серая масса, которая либо обороняется, либо наступает, либо уничтожается немцами.
Значимых русских персонажей в фильме нет. Есть Лиля, но она еврейка.... Продолжение по ссылке Фронт без пощады 1984 8. Но по мере переработки сюжета режиссерам стало тесно в рамках приквела и сериал стал самостоятельным с теми же актерами.
Сериал рассказывает о борьбе немецких антифашистов на территории Германии с момента их прихода к власти и до конца войны. В роли главного героя Германа Андерса немецкий актер Юрген Цартман, хорошо известный по роли командира группы диверсантов из "Архива смерти". Герман - антифашист, на на словах а на деле. Во время Гражданской войны в Испании он сражается на стороне республиканцев, где похищает капитана легиона «Кондор»...
Продолжение по ссылке Академия смерти 2004 7. Энергетически мощный фильм, смотря который пребываешь в состоянии аффекта от антуража, от искренней обоснованной мужественности, которую на сегодняшний день невероятно трудно развить. Во время Второй Мировой Войны на территории Германии действовали национал - политические школы, где обучались "будущие" гауляйторы европейский столиц. Отбор туда был очень тщательным.
Там изучали военное дело и тактику, штудировали "Небелунгов". В 1942г в Берлин юный Фридрих - боксёр, умный парень получает предложение стать учеником Наполы. Его родители не одобряют его выбор, но он сбегает из дома и попадает в школу.... Продолжение по ссылке Стальной ураган 2000 3.
Близится День Победы. Немцы уже не могут сдерживать превосходящие силы противника. Это история об Арденской операции в конце 1944 года. В ловушку была поймана немецкая часть, которая оказывала серьезное сопротивление.
Все понимают, что ситуация не изменится больше в сторону немецких войск, но они сражаются до последнего. Фильм снят со стороны немцев, но отражает действительность многих моментов суровых времен годов войны... Продолжение по ссылке Сталинград 1992 7. И особо не думают.
Каждая следующая минута фильма страшнее предыдущей. Жестокость, зверства, страшные увечья, бесславные смерти товарищей и русский мороз забирающий десятки жизней неподготовленных не привыкших зарвавшихся иноземцев. Зима 1942 года. Шестая армия вермахта сражается в разрушенном до основания Сталинграде.
Взвод элитных немецких солдат, в первой же битве потерявший больше половины личного состава, ведет отчаянную борьбу за выживание. Свист пуль и рев «катюш», голод и холод доводят их до грани безумия. Уже почти ничего не удерживает солдат на тонкой линии между жизнью и смертью.... Продолжение по ссылке Мой нулевой час 1970 6.
Хорошее сочетание военного юмора и взвешенного взгляда на войну глазами и немцев и наших. Никудышный ефрейтор Курт Хартунг вечно попадает в самые нелепые ситуации: то бомбу взорвет не там, то по-глупости в плен к русским попадет хотя опытный обер-лейтенантом Кун уверял, что русские не придут с болота. И вот опять - после пленения, в лодке, он вспоминает о двух гранатах за пазухой: "Если я скажу русским, они меня убьют". В процессе тайного выкидывания гранат...
Продолжение по ссылке Железный крест 1977 7. Немецкая армия с тяжелыми боями отступает на Восточном фронте. На замену убитому командиру батальона прибывает переведенный из Франции капитан Странский.
Не меньшему осуждению подвергся фильм и со стороны российских блогеров за пропаганду идеи о массовых изнасилованиях немецких женщин советскими солдатами.
Сам телеканал ZDF с критикой не согласен. По словам руководителя главной редакции художественных фильмов и сериалов ZDF Хайке Хемпель, все обвинения - беспочвенные. Мы показываем насилие, но все факты, представленные в картине, - абсолютно четкие и ясные, в них нет никаких спекуляций", - считает она. Из заявления "Российского военно-исторического общества" "Главный немецкий телеканал ZDF показал сериал "Наши матери, наши отцы" о Второй мировой войне, который реабилитирует немецких солдат на Восточном фронте.
Из самого названия следует - не нужно стыдиться своих отцов и дедов, воевавших в составе вермахта. Фактически в Германии предпринята попытка пересмотра решений Нюрнбергского трибунала, приговорившего к повешению фельдмаршала В. Кейтеля и других нацистских преступников за зверства на оккупированных территориях. Особое возмущение вызывает эпизод, в котором советские солдаты врываются в немецкий госпиталь, убивают раненых и насилуют медсестер.
Эти "степные подонки", скопированные из писаний Геббельса, должны как-то заретушировать то, что вермахт участвовал в хладнокровном и методичном уничтожении мирного населения Советского Союза... Российское военно-историческое общество выражает решительный протест против искажений исторической правды и попыток переписать историю, предпринятых на немецком общественном телевидении ЦДФ. Появление подобных фильмов мы расцениваем как глумление над многомиллионными жертвами нацизма и попытку его реабилитации. Приближается 9 мая.
Яркий праздник единения тех, кто 68 лет назад добыл Великую Победу, и тех, кто по праву унаследовал подвиги своих славных предков. Не забыть, не потерять это бесценное наследие - в этом наш святой долг перед памятью воинов-освободителей. Мнение Максим Кантор, писатель, художник: - Есть простительные грехи, есть непростительные грехи, есть страшные грехи. Существует память о 28 вагонах, заполненных детскими колясками, которые были отправлены из Аушвица в Берлин, - взрослые люди целенаправленно душили младенцев; такого не было никогда и нигде - ни в Магадане, ни во время испанской инквизиции.
Это был пик человеческой жестокости, превосходящей звериную. Когда говорят: все виноваты, каждый по-своему виноват, то вообще стирается смысл суда. Суд оценивает всякое преступление, и каждое преступление заслуживает отдельного суда... Точно так же как существует иерархия святости, в которой подвижник не равен мученику, мученик не равен святому, а святой не равен апостолу, - так же существует иерархия зла.
Данте написал поэму именно про то, что градация зла имеется - она равна по сложности иерархии добра. Когда Данте с Вергилием спускаются по кругам Ада вниз, к ледяному болоту Коцита, они последовательно проходят ступени падения нравственности: есть очень много уровней зла. Убийца хуже, чем вор, но убийца детей хуже, чем просто убийца, а тот, кто убил много детей, хуже, чем тот, кто убил одного ребенка. Вы скажете, что это дурная арифметика.
Но эта арифметика единственно правильная - и в Божеских глазах, и в глазах истории, и в памяти людей... Современные исследователи установили пять степеней тяжести концентрационных лагерей - последний, самый страшный уровень его назвали словом "Коцит" - это нацистские лагеря смерти. И самое страшное в этом то, что солдаты вермахта в большинстве своем были информированы о том, что происходит в лагерях - с евреями и с советскими военнопленными. Помнить страшно, но забыть нельзя.
Никто и никогда не снимет ответственности с советских людей за сталинские лагеря: лагеря устроил не один злокозненный вождь, а весь народ. Если через ГУЛАГ прошло 17 млн человек, то сколько же народу потребовалось, чтобы этих людей унижать, конвоировать, расстреливать. Сколько следователей должны были их допрашивать, сколько вертухаев их истязало, сколько машинистов вело составы на север. Всех одурачили пропагандой - или люди втянулись в унижение себе подобных?
Подробного счета никто не отменял - в этом скрупулезном подсчете и состоит история. И если в какой-то момент общество решает, что лучше бы не помнить всех бед, это только значит, что мартиролог надо произнести еще громче, еще отчетливее. Никто не в силах отменить счет в отношении солдат вермахта - простых и честных парней. За годы Второй мировой погибло около четырех миллионов советских военнопленных - цифра беспрецедентная; заключенных сознательно заморили голодом и заморозили.
Около шести миллионов евреев было задушено; гражданское население уничтожали десятками тысяч. И в этом равномерном уничтожении людей принимали участие простые честные парни, честно выполнявшие свою работу. Такого не было никогда, ни на одной из войн. Их биографии можно рассказать так, что все будет выглядеть объяснимо и извинительно; но за что тогда погиб Хельмут фон Мольтке?
Если рассказывать о войне подробно и точно, можно лишиться сна - но дело того стоит, спать не надо. Мы обязаны помнить все в подробностях и рассказать нашим детям.