Если католик решит перейти в православие, его заставят перекреститься (а заодно и перевенчаться, если он женат), потому что Православная Церковь не признаёт католические таинства. У православных есть такое страшное таинство – соборование. 20 апреля в храме Покрова Пресвятой Богородицы архимандрит Иларион (Форкавец) возглавил Таинство Соборования (Елеосвящения). Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения.
Соборование: как, где, когда и для чего? Статья Правмира и видео митрополита Илариона
Так все чаще среди духовенства раздаются голоса о несоответствии духу Таинства Елеосвящения практики Общего Соборования в Великий Пост. Великим постом во всех храмах проходит таинство елеосвящения, или соборования. контакты батюшки, ответы на вопросы. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века.
Соборование: какие грехи прощаются?
В период Великого поста в православных храмах традиционно совершается Таинство Соборования (Елеосвящения). Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. О Таинствах Православной Церкви Крещение и миропомазание Исповедь Причащение (Евхаристия) Венчание Соборование (Елеосвящение) Отпевание Освящение жилища Освящение автомобиля. Есть таинство, в котором мы можем получить очищение от таких грехов,, — это таинство елеосвящения, или таинство соборования.
Таинство соборования (Елеопомазание)
Тем и опасна незаметная болезнь: ухудшение состояния происходит незаметно для больного. Это происходит и с нераскаянными грехами», — сказал духовник детского сада. По окончании встречи сотрудники поблагодарили священника за пастырское попечение о коллективе. При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Из этих свидетельств следует, что во времена святого Симеона XV в. Важно отметить, что в объяснение этого обычая святой Симеон ссылается не только на апостола Иакова, но и на пример евангельской блудницы, помазавшей елеем ноги Спасителя и получившей отпущение грехов см. Последний пример никакого отношения к таинству Елеосвящения не имеет, а связан с собственно покаянием и прощением грехов блудницы. Канонист А. Павлов, рассматривая эти слова святого Симеона, делает вывод, что в греческой Церкви в XV веке существовала «установившаяся и догматически обоснованная практика, в силу которой таинство Елеосвящения как бы отождествлялось с таинством Покаяния» и в этом значении признавалось необходимым для готовящихся к Причащению и в особенности для тяжких грешников, для которых оно было одним из духовных подвигов, назначаемых в качестве епитимии духовником или высшей церковной властью. Номоканон при Большом Требнике, напротив, запрещает использовать Елеосвящение в качестве канонаили епитимии и предписывает совершать это таинство только над больными людьми согласно точному смыслу слов апостола Иакова: «Маслоосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу» 163-е правило. Тем не менее этот обычай в греческих церквях был распространен и локально присутствовал, как уже указывалось, и в Русской Церкви. В истории Елеосвящения его применение как таинства, дополняющего покаяние здоровых, — факультативно Таким образом, в литургической истории Елеосвящения возникло два применения этого таинства: первое — в его основном значении как таинства, предназначенного для больных, и второе — в его факультативном значении как таинства, дополнявшего и оканчивавшего покаяние здоровых людей. Причина появления такого факультативного значения Елеосвящения одна — известные слова апостола Иакова: «и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Он рассказывает, что греки в оправдание своего обычая допускать на Страстной неделе здоровых к таинству Елеосвящения приводили именно эти слова апостола Иакова, рассуждая, что раз результат этого таинства — отпущение грехов, то тогда возможно преподавать его всем нуждающимся. Красносельцев по этому поводу писал: «Взгляд на таинство Елеосвящения как на одно из средств для получения отпущения грехов есть взгляд весьма древний и был высказываем многими отцами и учителями Церкви». К концу XX века это факультативное значение Соборования, совершавшегося ранее в качестве исключения для здоровых людей на Страстной седмице, было расширено настолько, что стало уже качественно иным, совершенно новым обычаем почти всей Русской Церкви. Общее Елеосвящение стало совершаться в абсолютном большинстве храмов приходскими священниками по тому же точно чину, что и для больных, в течение всего Великого поста, а потом и в другие посты и даже в некоторых храмах в течение всего года. Где-то стало возможным собороваться одному и тому же человеку по нескольку раз в год. В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек естественно, крещенный без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди. Что же произошло? Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Среди них есть те, которые не ведут сознательной духовной жизни, не имеют живой связи с Церковью, не являются постоянными прихожанами. Не понимая значения общего Соборования как таинства, завершающего обязательное покаяние которое могло у них еще даже не начаться , они соборуются, имея в виду по преимуществу его первое, основное значение как таинства для больных, желая укрепления своего здоровья. Однако это значение Елеосвящения к их ситуации если они тяжело больными не являются совершенно не относится. Поэтому руководства, запрещающие преподавать это таинство здоровым людям, по-прежнему сохраняют свое значение: «над здравыми никакоже дерзати творити Елеосвящение». Относиться к Соборованию как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний — недопустимо! Иерей Вадим Коржевский о таком ошибочном отношении к Елеосвящению пишет: «Мало кто задумывается о том, что участие в таинстве Соборования может иметь неверную мотивацию, а значит, и привлекать вместо благословения осуждение Божие, как и при участии в любом другом таинстве Церкви с несоответствующей каждому таинству целью… Многие к таинству Соборования относятся как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний». И происходит вся эта путаница из-за свободного массового допуска к участию в общем Соборовании людей без их предварительного покаяния, исповеди и наставления. Например, сегодня в опубликованных материалах на православных сайтах можно встретить следующие рекомендации по участию в Соборовании: «Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью»; «Исповедь, как правило, происходит до Cоборования, а не после»; «Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство Соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что, по вере Церкви, в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве Покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется»; «После Соборования верующие стараются исповедаться если не исповедались до и причаститься»; «Нужно ли перед ним перед Соборованием. Приведенные выше факты истории общего Соборования во многом объясняют необходимость предварительной подготовки к этому таинству. Тем не менее, учитывая, что практика свободного допуска к общему Соборованию всех желающих является очень распространенной, стоит в систематическом порядке изложить причины, по которым эта предварительная подготовка является важной и необходимой. Поскольку в современных условиях в общем Соборовании принимают участие не только здоровые, но также и тяжело больные люди, ниже приводимые рассуждения касаются и тех, и других. Аргументы в пользу того, что исповедь должна совершаться перед Соборованием 1. Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием в случае с Крещением или совершением таинства Исповеди во всех остальных случаях.
А на общих Соборованиях обычно бывает немало людей, которые давно не исповедовались и не имеют живой связи с Церковью. Об обязательности совершения исповеди перед Елеосвящением указывается в руководствах по совершению Соборования. Например, в предисловии к Елеосвящению Требника святителя Петра Могилы говорится: «В-первых, убо к совершению Тайны сея то есть Елеосвящения. В книге «О должностях пресвитеров» заповедуется: «…понеже отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния, потому больной прежде Елеосвящения да приуготовит себя истинным покаянием и, исповедав грехи, разрешение да приимет» [19]. В исследовании протоиерея Михаила Архангельского указывается: «…согласно с практикой апостольскою и вселенской Церкви в настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения» [20]. Предваряющую Елеосвящение исповедь однозначно подразумевают молитвы чинопоследования Соборования. Во второй молитве освящения елея больному испрашивается «совершенное избавление грехов». Потому что он «первое избавление» получил в таинстве Исповеди. Это соотношение таинств Исповеди и Елеосвящения в отношении отпущения грехов кратко формулирует отец Михаил: в «покаянии грехи отпускаются без Елеосвящения, а в Елеосвящении — с предварительным совершением исповеди и покаяния» [21]. Далее, в молитве перед вторым помазыванием говорится: «Всели в раба твоего имярек, познавшаго своя согрешения». Когда же он осознал свои согрешения? Очевидно, когда испытывал свою совесть и результаты своего покаяния принес в таинстве Исповеди, о чем и свидетельствует священник, читая эту молитву, что такое покаяние было принесено, ибо он и узнаёт об этом собственно в исповеди. Ведь свидетельствование о грехах и является одним из сущностных моментов таинства Исповеди — исповедь приносится Богу, а священник об этом свидетельствует и читает разрешительную молитву, благодатью Божией разрешая кающегося от грехов. А если исповедь не совершается перед Соборованием или совершается после , то это выражение о познании грехов с точки зрения совершителя Соборования становится гадательным: может быть, познал, а может, и не познал, ведь всё находится в тайниках души человека. Та же мысль присутствует в последней молитве, при чтении которой на главу больного возлагается Евангелие. Священник в ней молится, чтобы Бог принял больного, «кающагося о своих си согрешениих». В сакраментальном отношении здесь священник опять свидетельствует об имевшем место покаянии человека. Кроме того, в самом конце Соборования, после отпуста, приступившие к таинству троекратно испрашивают у священников прощение грехов: «Благословите отцы святи…». Святитель Симеон Солунский сообщает, что этот обряд испрашивания прощения есть форма утверждения прощения, ранее уже полученного в покаянии [22]. Если всё-таки говорить о том, что в Елеосвящении прощаются «забытые» грехи, то это могут быть только грехи, о которых человек не знал или забыл во время исповеди. Если же Елеосвящение не предваряет исповедь, то эти рассуждения теряют свою логику. Как пишет протоиерей Михаил Архангельский: «В покаянии подается отпущение всех исповеданных грехов, а в Елеосвящении, дополнительно, отпускаются и такие нравственные недуги, которые, по ненамеренности и т. Поэтому: «Елеосвящение, в отношении к отпущению грехов, может быть названо таинством дополнительным» [24]. В ситуации с общим Соборованием здоровых людей, как уже указывалось выше, на первое место выходит факультативное значение Елеосвящения как таинства отпущения грехов. Святитель Симеон Солунский, описывая обстоятельства допуска к Елеосвящению здоровых людей, приносивших покаяние, однозначно представлял помазание елеем как акт, венчавший их покаянный труд. Красносельцев об этом писал: «Обряд освящения и помазания, совершённый при указанных условиях, не мог быть ничем иным, как только обрядом, дополнявшим торжественную обстановку воссоединения публично каявшихся и имевшим простой историко-символический смысл здесь имеется в виду пример евангельской блудницы, получившей прощение грехов после помазания елеем ног Спасителя. Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди. При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей — это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния.
Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей растительное масло, по возможности — оливковое. Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 14:15. Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Прощаются ли при Соборовании грехи? Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви таких как убийство, в т. И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека. Соборование не гарантирует исцеления Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот. Александр Шмеман , вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Над кем совершается таинство? Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности с IV века известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме. Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие. До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса». Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг. Общее соборование известно и в Греческой Церкви , откуда оно проникло на Русь. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина. Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию. Настоятель храма св. А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни? Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими: Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу. Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование. Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику. Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение — это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств? Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение — это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования — это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения соборования хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Максим Козлов Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих? Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию.
Таинство Соборования 2024 год
Соборование: что это, для чего и когда проводится, как приготовиться к таинству | Относится ли соборование к обязательным таинствам для каждого православного верующего, как крещение, исповедь и причащение? |
Таинство соборования: главный смысл, правила подготовки, как проходит - Толк 18.03.2021 | В храмах Вятской Епархии в дни Великого поста совершается Таинство Соборования. |
В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост | Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. |
Таинство соборования (Елеопомазание): суть, когда проводится | Как и все Таинства Православной Церкви, Елеосвящение имеет богоустановленный характер. |
Соборование: таинство больных... и здоровых — мифы и правда о Соборовании
Кинешемский священник совершил таинство соборования в следственном изоляторе | В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. |
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы | Соборование — это одно из таинств православной Церкви, которое проводится для исцеления души и тела. |
СОБОРОВАНИЕ: Как оно проходит
Исцеление дарует Господь, и на то лишь Его воля. Зато любой человек, искренний в намерениях исправить свою жизни, может исцелиться духовно. Миф третий: «Собороваться нужно и младенцам» По традиции над младенцами — детьми до семи лет — таинство Соборования не совершается. Ведь в этом таинстве мы в том числе просим у Господа прощения наших грехов, особенно тех, что были забыты. Для того, чтобы искренне желать искупления, нужно относится к духовным проступкам ответственно и с пониманием. Традиционно считается, что дети до семи лет не несут еще ответственности за свои грехи. Им не нужно исповедоваться перед причастием, и по милосердию и любви Господь прощает им все проступки. После 7 лет ребенок — по благословению священника - может уже собороваться. Исключение составляют только тяжелобольные младенцы — их можно и нужно Соборовать.
Миф четвертый: «После соборования нельзя мыться, иначе весь «эффект» уйдет» Это утверждение неверно и является заблуждением. Если мы хотим пугать окружающих неопрятным видом, то можно и не мыться.
Помазание является только лишь внешним знаком Елеосвящения, так как страждущего врачует не масло, а молитва к Богу, и Сам Господь поднимает его от одра болезни. По промыслу Божьему недуги иногда посылаются праведным людям для их духовного усовершенствования. Тем не менее для большинства людей телесные болезни являются следствием разрушительного действия греха. И, если, заболев, человек всю надежду на исцеление возлагает на врачей, а не на Бога, то помощь медицины может оказаться недейственной. Поскольку и болезнь, и врачевание — все в руках Божиих. Господь благ, и только Он знает, кому подать исцеление, а для кого спасительнее путь болезней. Однако, в любом случае, все, кто с верой приступают к Таинству Елеосвящения, непременно получают духовную пользу.
В нашем храме Соборование совершается в Великий и Рождественский посты.
Миф первый: «Таинство соборования нужно только людям, находящимся при смерти» Порой люди имеют странное представление об этом таинстве. Многие считают, что оно необходимо только людям, находящемся при смерти. Это в корне неверно. Таинство соборования совершается над всеми верующими — здоровыми и болящими. Для тех, кто не может прийти в храм, его совершают дома. Мнение, что собороваться нужно только людям «на пороге смерти» - это суеверие, пережиток прошлого, когда считалось, что совершается обряд «последнего помазания». Любой человек, искренне желающий отпущения грехов, может прийти на соборование.
Миф второй: «Таинство соборования гарантирует исцеление» Некоторые люди ожидают от Соборования исцеления. Причем, немедленного. И, не дождавшись ожидаемого «эффекта», ропщут на Бога, обижаются и решают, что таинство им «не помогает». Но ведь Соборование — это не медицинская процедура и не панацея от всех болезней.
Другое название Таинства Елеосвящения — Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием» и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», — по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих. Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются: 1 семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук.
Таинство соборования (Елеопомазание)
В таинстве Елеосвящения Церковь вводит человека, очищенного от грехов ведомых и неведомых, в воскрешенную жизнь Христа, в радость и мир в Духе Святом, в Невечерний день Царствия Божия. Таинство Соборования в нашем храме будет совершаться также 28 декабря в 18.00. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом см. Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами. Преемниками себе апостолы оставили пастырей Церкви — епископов и пресвитеров. Им они вручили всю свою власть, которую получили сами от Иисуса Христа. Так, они заповедали им учить других, крестить, разрешать от грехов и прочее. Вручили апостолы пастырям Церкви и власть исцелять больных при отпущении им грехов.
Для этого они установили таинство Елеосвящения, которое часто у нас называется соборованием.
Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 5:14—15.
Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.
Использование материалов, опубликованных на сайте mkivanovo. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mkivanovo. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
Преподобный Антоний писал: «В нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства этого многие опасаются, как предвестника смерти.
А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо через особорование мною, недостойным, человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились». Кроме исцеления от болезней, таинство соборования дарует прощение забытых, однако не сокрытых сознательно, грехов, — по слову преп. Амвросия Оптинского: «таинством елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи». Антоний писал, «соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире». К таинству соборования преп.
Елеосвящение
Великим Постом таинство Соборования традиционно совершается в храме Иоанна Воина на Якиманке трижды: во вторую, четвëртую и шестую седмицы Великого поста. Таинство Соборования совершил настоятель храма Сампсона Странноприимца отец Дмитрий (Кичула). Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов. Так все чаще среди духовенства раздаются голоса о несоответствии духу Таинства Елеосвящения практики Общего Соборования в Великий Пост. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века.
Елеосвящение
Таинство Соборования 2024 год | Иоанновский ставропигиальный женский монастырь | О Таинствах Православной Церкви Крещение и миропомазание Исповедь Причащение (Евхаристия) Венчание Соборование (Елеосвящение) Отпевание Освящение жилища Освящение автомобиля. |
Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные - БМ | Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семью священниками (собором священнослужителей). |
О Таинстве Елеосвящения (Соборования) | Великим Постом таинство Соборования традиционно совершается в храме Иоанна Воина на Якиманке трижды: во вторую, четвëртую и шестую седмицы Великого поста. |