Первая линия завода «Арктик СПГ 2», которую отправят на Гыдан в августе 2023 года.
"Новатэк" закроет масштабный проект "Арктик СПГ 2" и сосредоточится на Мурманске – Reuters
Данный заказ напрямую связан с необходимостью скорейшего включения «восточного маршрута» с конечной точкой в виде строящегося перевалочного хаба на Камчатке [10]. На ноябрь 2021 года объемы газа с «Арктик СПГ 2» на первые два года работы завода проданы. Общая мощность трех очередей составит 19,8 млн тонн более 27 млрд кубометров. Их будут вводить поочередно с 2023 года. До конца 2022 года в эксплуатацию должны сдать два новых атомных ледокола типа ЛК-60 «Арктика».
Он предусматривает строительство трех линий по производству СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год каждая и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год. Ресурсной базой проекта является Утреннее месторождение, расположенное на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. Запуск первой, второй и третьей линий планируется в 2023, 2024 и 2026 годах соответственно.
Также планируется наладить производство стабильного газового конденсата мощность до 1,6 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди производственного комплекса запланирован на 2023 год, второй и третьей линии — в 2024 и 2026 годах соответственно.
В рамках реализации проекта планируется применение концепции с использованием оснований гравитационного типа ОГТ , что позволит существенно сократить удельные капитальные затраты. Для изготовления данных конструкций, а также сборки и установки модулей верхних строений, недалеко от города Мурманска возводится Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Будущий центр создаст базу СПГ-технологий в России.
Объявление форс-мажора не означает, что «НоваТЭК» точно не совершит отгрузки клиентам, отмечает «Коммерсантъ». Скорее, оно защищает компанию от возможных претензий в случае, если поставок все-таки будут на какое-то время отложены. СПГ флот активно развивается: 20 лет назад в мире было менее 200 судов такого типа, а сейчас уже около 700, отметил в комментарии «Моноклю» руководитель группы «Влияние» Никита Донцов.
Но все равно этого мало и в следующие 5 лет будет запущено еще порядка 600 танкеров. У России много природного газа и есть мощности по его сжижению, но практически нет собственного флота для транспортировки СПГ, отмечает эксперт. К тому же, российские корабли не страхуются международными компаниями под риском вторичных санкций, вследствие чего страдают преимущественно европейские потребители.
Первая линия завода "Арктик СПГ 2" доставлена к месту установки на Гыданском полуострове
Но сроки могут сдвинуться, так как США внесли оператора проекта и его подрядчиков в SDN-list, что автоматически отрезает покупателей из Европы и Азии от покупки СПГ из-за угрозы введения в отношении них вторичных санкций. Не менее серьезными могут оказаться проблемы с финансированием. Разница в стоимости, по словам собеседников «Ъ», должна была закрываться за счет акционеров, но, вероятно, без участия TotalEnergies, которая объявила о прекращении вложений в проекты в РФ после начала военных действий на Украине. РФ и «Открытие».
Какой объем средств выбран на конец 2023 года, пока неизвестно. Думаю, мы сейчас не до конца понимаем, насколько долгосрочной является ситуация с перенаправлением грузов, принадлежащих другим акционерам, идет ли речь о приостановке или разрыве долгосрочных контрактов», — добавляет он. Судовладельцем трех последних должен был стать «Совкомфлот», еще трех — японская Mitsui O.
Арктические СПГ проекты освобождены от уплаты многих налогов или фискальная нагрузка на них снижена, поэтому в сравнении с нефтяной отраслью, их влияние на доходы бюджета России незначительно. А цель инициаторов санкций - снизить поступление средств в казну нашей страны из нефтегазовой отрасли. Но если санкции уже едва ли остановят проект, то это не означает, что они не создадут сложности для его работы. Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, сложности могут возникнуть с получением достаточного числа газовозов для проекта и, возможно, со сбытом СПГ. Французская TotalEnergies уже давно отразила в отчетности списания, связанные с проектом "Арктик СПГ 2", а сейчас, вероятно, попробует и выйти из него. При этом в целом попадание в санкционный список, может привести к появлению скидок на СПГ с "Арктик СПГ 2", как это уже ранее случилось с российской нефтью. По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, акционеры проекта прекрасно понимали риски такого развития событий и имели время подготовиться к реализации проекта в условиях американских санкций.
В результате санкций возник дефицит газовозов, что сделало вопрос вывоза СПГ критически важным. Суда на Звезде строятся в партнерстве с корейской же Samsung Heavy Industries поставляет ключевое оборудование. Есть информация, что из запланированных 15 судов будет построено 5. Что повлияет на сроки проекта.
Есть важный нюанс: можно использовать газовозы с проекта Ямал СПГ. Но количество необходимых для Арктик СПГ-2 судов критически зависит от направления экспорта: в Европу или на Восток сильно разнятся сроки возврата, а значит, и необходимое количество танкеров. Начало работы перегрузочных комплексов может сильно изменить расклад — уменьшить загрузку газовозов ледового класса и высвободить часть дефицитных танкеров.
Французская TotalEnergies уже давно отразила в отчетности списания, связанные с проектом "Арктик СПГ 2", а сейчас, вероятно, попробует и выйти из него. При этом в целом попадание в санкционный список, может привести к появлению скидок на СПГ с "Арктик СПГ 2", как это уже ранее случилось с российской нефтью. По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, акционеры проекта прекрасно понимали риски такого развития событий и имели время подготовиться к реализации проекта в условиях американских санкций. Если на аналогичные санкции не пойдет правительство Японии и Еврокомиссия, критического воздействия на проект ограничения США не окажут. Модель проекта не предполагает самостоятельный экспорт с проекта, СПГ продается акционерам, которые затем сами его реализуют на рынке, отмечает Гривач.
Реализации проекта санкции помешать не смогут, но они способны затруднить торговлю СПГ с проекта на европейском рынке, считает он. Подобные санкции рассчитаны на европейскую аудиторию, с целью заставить Европу свести к нулю потребление российского СПГ и переключиться на американскую продукцию.
«Арктик СПГ-2» теперь сам по себе
Чем не угодил "Арктик СПГ-2": американцы хотят заблокировать российский экспорт газа. Где на год, где на два. Закупки и тендеры ООО "АРКТИК СПГ 2". Торговая площадка Газпромбанка для закупок и коммерческих тендеров, проведение онлайн торгов и аукционов. Проект «Арктик СПГ 2», для которого готовятся платформы, раскинулся на Гыданском полуострове, на противоположном от проекта «Ямал СПГ» побережье Обской губы.
"На нет и судов нет": у Совкомфлота проблемы с газовозами для "Арктик СПГ 2"
Проект «Арктик СПГ 2» — это первый в мире плавучий завод, который построили на первом в мире заводе по серийному производству линий СПГ на основаниях гравитационного типа. это проект по добыче природного газа и по производству сжиженного газа месторождения Утреннее на Гыданском полуострове, на Ямале. Иностранные акционеры проекта «Арктик СПГ-2» объявили форс-мажор по участию в проекте из-за санкций США. "Арктик СПГ-2" реализует проект по строительству трех технологических линий по производству сжиженного природного газа. Причина — санкции США к «Арктик СПГ-2». "Новатэк" завершил строительство проекта "Арктик СПГ-2" на две трети.
«Обрушение стратегии»: кто пострадает из-за ухода китайских компаний из проекта «Арктик СПГ — 2»
«Арктик СПГ-2» — второй крупный проект НОВАТЭКа по экспорту СПГ. В ноябре 2023 года он попал под санкции США, предполагающие запрет на все операции с «Арктик СПГ-2». Второй, не менее важной проблемой, способной помешать своевременному запуску производственных линий "Арктик СПГ-2", зарубежные эксперты называют необходимость замены поставщика плавучей электростанции для проекта. На Ямале «НОВАТЭК» реализует два проекта — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Второй, не менее важной проблемой, способной помешать своевременному запуску производственных линий "Арктик СПГ-2", зарубежные эксперты называют необходимость замены поставщика плавучей электростанции для проекта.
"Новатэк" на этой неделе начнет пусконаладку первой линии "Арктик СПГ - 2"
Проект «Арктик СПГ 2» — это первый в мире плавучий завод, который построили на первом в мире заводе по серийному производству линий СПГ на основаниях гравитационного типа. НоваТЭКовский проект «Арктик СПГ-2» играет главную роль в планах России более чем утроить производство СПГ к концу текущего десятилетия, отмечает Bloomberg. Иностранные акционеры проекта «Арктик СПГ-2» объявили форс-мажор по участию в проекте из-за санкций США. Запуск первой линии Арктик СПГ-2 Арктик СПГ-2 — это второй крупный проект компании по экспорту СПГ после завода «Ямал СПГ». Утреннее месторождение Арктик СПГ 2. Арктик СПГ 2 Гыданский полуостров.
«Новатэк» приступил к строительству третьей линии завода проекта «Арктик СПГ 2».
НоваТЭКовский проект «Арктик СПГ-2» играет главную роль в планах России более чем утроить производство СПГ к концу текущего десятилетия, отмечает Bloomberg. Владимир Путин посетил первый в мире Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где создают линии сжижения газа для масштабного проекта «Арктик СПГ-2». Как Путин дал старт отправке первой линии "Арктик СПГ – 2" по Севморпути. Первая линия проекта «Арктик СПГ – 2» весит 600 тыс. тонн. На Ямале «НОВАТЭК» реализует два проекта — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».
Арктик СПГ 2, ООО
Экономика Фото: shutterstock Пять китайских компаний могут выйти из проекта по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ — 2». Это связано с отсутствием поставок оборудования из Европы, которое они используют для сборки СПГ-модулей. Приостановка проекта почти не скажется на бюджете России, так как он принадлежит частной компании «Новатэк». Об этом «Вечерней Москве» рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
До Ямало-Ненецкого автономного округа технологическую линию транспортировал караван из 16 судов. Общий вес конструкции составил 600 тысяч тонн.
Это крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению Мурманск — незамерзающий порт. Мурманск находится на Северо-Западе России, на Кольском полуострове. Расстояние от Санкт-Петербурга - примерно 1500 километров или 2 часа на самолёте.
Город был основан в 1916 году.
Как технологические, так и финансовые. Дело в том, что существующие такие газовозы строились конкретно под российские проекты глобального рынка судов ледового класса нет. После введения санкций, необходимость делать это иностранным производителям судов далеко не очевидна. Под новые российские заводы СПГ перевозчики могут не увидеть причин заказывать строительство новых танкеров — велика вероятность санкций и форс-мажора, после которых эти танкеры будут простаивать. Поэтому расчет на преодоление выстроенных конкурентами барьеров вполне оправдан. Эффективность преодоления всех указанных трудностей существенно скажется на бизнесе компании. Буду следить.