Новости башкиры и татары отличия

Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые. отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый язык схож, несмотря на то, что отличается алфавит. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир. Новости и общество 10 ноября 2015. Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю.

Башкиры и татары: отличия во внешности и характере

Башкиры наши, отечественные, добрые и милые люди, а татары мразота особенно обрусевшие татары. Собственно языковых, этнокультурных и антропологических отличительных признаков между татарами и башкирами этой зоны уже тогда практически не было. Татары и башкиры отличаются некоторыми физическими характеристиками, которые могут помочь в их различении. Татары и башкиры отличаются некоторыми физическими характеристиками, которые могут помочь в их различении. Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском.

Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?

Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам попросту — настой трав на водке. Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням. В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива. Выпить в течение дня 10 — 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется. Пьяные татары не так скоро ссорятся, как русские; зато уж если случится драка, то унимается она не скоро.

Фото неизв. Нижегородские татары. Дмитриева, 1893. Татары очень набожны и отличаются сильной приверженностью к обрядам своей религии, исправно посещают богослужение и обязательно пять раз в день совершают моление, которому всегда предшествует омовение. Нахождение даже в пути не освобождает татарина от исполнения религиозных обязанностей, и он свято выполняет их.

Самым важным в религиозном отношеши у татар считается месяц рамазан — девятый месяц в лунном году мусульманского летосчисления, так как, по словам корана, в этом месяце основатель ислама начал получать откровения Божии, и потому все мусульмане, кроме детей, престарелых, беременных женщин, больных и путешественников, обязаны держать в этот месяц пост. Пост состоит в том, что с появлением утренней зари все воздерживаются от употребления пищи и питья, курения и пр. Мещеряки современное название мишари — татарский субэтнос, представители которого обитают в Среднем Поволжье и Приуралье, наиболее компактно — в окрестностях Нижнего Новгорода нижегородские татары. В XIX веке бытовала версия их происхождения от финно-угорского племени мещёра, жившего в среднем течении Оки. Существует также версия происхождения мишарей от племени буртас, смешавшегося с булгарами.

Некоторые исследователи полагают, что мишари произошли от смешения золотоордынских кипчаков с булгарами и буртасами. Тек или иначе, но мишари имеют свой диалект татарского языка, свои этнокультурные особенности, хотя в ХХ веки многие различия мишарей и татар были во многом нивелированы. Часть мещеряков приняла христианство и слилась с русским населением, часть оккончательно "отатарилась" и утратила субэтнические признаки. Семья мещеряков. Фото Круковского, 1897.

Кузница у мещеряков. Татары Сергачского уезда. Происхождение другой поволжской народности, чувашей , также вызывает споры исследователей. По нынешней версии, чуваши — это потомки древних племен суваров и булгар. Существовала также версия финно-угорского происхождения чувашей.

Бытуют даже мнения, правда, ничем не подкрепленные, что чуваши произошли от шумеров, или египтян, или этрусков. До присоединения чувашей к России, случившегося после завоевания Казанского ханства, они исповедовали языческую религию на основе многобожия, анимизма и поклонения духам предков. На рисунке из книги Паули чувашка, как видим, вполне находит общий язык с представителями финно-угорских народов Поволжья. Чуваши, как начинает говорить о них история, являются зависимыми и подчиненными другим народам, более сильным и самостоятельным. Так в период совершенного покорения русскими Казани, чуваши прежде других инородцев здешнего края стали изъявлять покорность.

Местность по речкам Цывилям, принадлежащая к главнейшим становищам чувашского населения, является почти в полной зависимости от русских еще в конце XV столетия. Есть предания, что здешние чуваши впоследствии сами просили о построении у них города, куда бы они могли являться для сдачи ясака. Эти обстоятельства, без сомнения, имели немаловажное влияние на характер чувашей, от природы тихий и робкий. Они же, быть может, послужили главною причиною , что чуваши селились преимущественно в глуши лесов, в стороне от больших до-рог, и непременно в каком-либо овраге, так что самое слово «овраг» — сирмы сделалось синонимом слова «деревня», и не-редко слышится в названиях чувашских селений: Оба-сирмы, Ирх-сирмы, Ялдым-сирмы и пр. Надобно к тому присовокупить, что обычай чувашей селиться патриархально, усадьбами, «каждо с родом своим» имеет последствием то, что в чувашских деревнях дворы располагаются не улицами, но более или менее сближенными группами, между которыми пролегают вообще не широ-кие, прихотливо извивающиеся проезды.

Правительство, хотя и принимало меры к более правильному расположению чувашских селений, однако и ныне селений, выстро-енных по правильному плану и с «белыми» избами, еще весьма немного. Относительно пост-ройки самих домов можно сказать, что они вообще отличаются обширностью и прочностью; дверь в них всегда обращена на восток, страну священную по древнерелигиозным понятиям чувашей. К дому примыкают такой же прочной постройки амбары и другие хозяйственные заведения, между прочим, пивоварни и особые здания для летнего житья. Все это придает чувашскому селению вид благосостоятельности. И действительно, зажиточность распространена между чувашами ровнее, быть может, главным образом от того, что в чувашах нет наклонности к щегольству, а напротив заметна скупость и крайняя неприхотливость в жизни.

Главный промысел чувашей — земледелие, и они считаются в здешнем краю даже лучшими, усерднейшими земледельцами, умеющими с выгодами пользоваться каждым клочком земли для пашни, хотя и не очень удобряют свои поля. Успешности их земледельческих занятий в немалой степени способствует и то, что чуваши по преимуществу живут немноголюдными поселка-ми, и потому пахотные поля имеют в недальнем расстоянии, да к тому же сами селения, как сказано выше, стоя в оврагах, ничего не отнимают у пахотных полей. Другие промыслы между чувашами не развиты; к ремеслам и торговле они не обнаруживают особого влечения, — и в этом отношении они состоят под влиянием русских, которые с промышленно-торговыми це-лями живут весьма во многих чувашских селениях. Чуваши почти все обращены в христианство, но еще весьма не тверды в познании этого учения. Курьезнее всего то, что с принятием христианства чуваши от русских получили насмешливо-почетное прозвища «Василиев Иванычей», усвоенное и самими чувашами, хотя во-обще они склонны к употреблению русских имен собственных в уменьшительном виде: Митька, Тишка и проч.

Сохраняется предание, что поводом к упомянутому прозвищу послужило следующее обстоятельство: один из главных крестителей чувашей иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович впоследствии митрополит Казанский крестил их целыми толпами, причем любил им давать свое мирское имя «Василий». Впрочем, если христианство привилось к чувашам только од-ною внешнею обрядностью и если они не очень немного усвоили от русских, — тем не менее, нельзя сказать, что они не спо-собны вовсе к развитию более высшему. Учителя училищ, за-веденных в чувашских селениях, вообще весьма выгодно отзываются о понятливости и прилежании чувашских учеников. Некоторая часть чувашей, особенно живущих вместе с татарами, приняла мухамеданство. Этнографическое обозрение чувашей Чуваши-язычники Казанской губ.

Фото Шумилова, 1890-е. Свыкаясь с физиономиею чуваша, всматриваясь в ее отдельные черты и сравнивая их с другими народностями Казанской губернии, нельзя не придти к заключению, что выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и покатый назад лоб суть непременные признаки чувашского типа. Лицом они смуглы, глаза карие или черные, лоб узкий, нос тонкий разного очертания, зубы белые, роста среднего, походка тяжелая, переваливающаяся, при сильном махании рук. Волосы у них темно-русые, усы и борода густые, ровные, свивающиеся иногда в виде пряди. У женщин узкий разрез глаз и выдающиеся скулы еще больше заметны, чем у мужчин.

Одежда мужчин совершенно схожа с русскою. Женская одежда более разнообразна, причем разные местности имеют свои характеристические оттенки одежды, тем не менее, по некоторым предметам всеобщей носки легко признать чувашку. Чуваши смотрят на свою жену, как на человека, которого они должны любить, как на существо им, вместе с тем, вполне подчиненное и способное быть не только подспорьем мужа, но и трудиться в одинаковой с ним мере. Оттого нигде, вероятно, женщины не работают так усердно дома и в поле, как у чуваш; нигде они не ездят так лихо верхом, как там. Женятся чуваши очень рано, т.

Родители медлят выдавать их замуж, ценя в них рабочую силу. В прежнее время нередко бывало, что пятнадцатилетнего мальчика женили на тридцатилетней девице. Браки чувашская молодежь устраивает большей частью сама, знакомясь предварительно друг с другом на посиделках или так называемых девичьих пирах, устраиваемых обыкновенно в промежуток между Рождеством и Масленицей. Для своих гулянок иногда девицы снимают особый дом, куда и собираются, принося с собой пива и водки; иногда же просто собираются в топленых банях. На посиделки являются молодые парни, и начинается веселье.

Кроме игр и плясок, поются песни, сказываются сказки, загадки и прибаутки. Жмурки — также весьма употребительная игра между молодежью. Необходимой принадлежностью всех подобных собраний служит также музыка. Чуваши — очень музыкальный народ. Они знакомы со многими музыкальными инструментами , как-то: пузырем, гуслями, гудком, дудкой, гармонией, балалайкой и скрипкой; наиболее древний и оригинальный из них — пузырь.

Во время посиделок молодежь иногда очень близко сходится между собой, и здесь же предрешаются многие браки. Сближению молодежи между собой много содействует поверье чуваш, что каждая девушка должна выйти замуж; в противном случае она на том свете сделается женой злого бога духа смерти и будет мыть его белье. Слева — невеста в традиционном наряде. Фото Г. Локке, 1870.

Ест чувашенин хоть и не роскошно, а все же лучше русского, вследствие своей большей зажиточности. Любимая еда — "шурбе", которую всякая чувашенка готовить в виде похлебки из говядины или рыбы; рыбу тут чистить не любят, потому съедят и так, да и вообще, лучше не смотрть на чувашскую кухню, так как зачастую варка идет в том же котле, нз которого только что налакалась собака или в котором только что помыли юного чувашенина. Понятное дело, что если в мясе недохват, то приходится обойтись и без него, и тогда в "яшку" накладывают свекольной или огуречной ботвы, да забелят ее молоком, смотря по вкусу; иногда в "яшку" кладут и капусту, и муку, а в праздничные дни не пожалеют и курицу с чесноком. Чисто народным блюдом чувашским следует признать "йигечь" — нечто вроде сыра из творогу. На закуску при парадных едах подает хозяйка "ширтан"— очень вкусную колбасу из баранины, поджаренную в масле на сковородке.

Хлеб чуваши пекут не по-нашему, а любят, чтобы он был покислеe, а потому и затирают муку ячневую и ржаную на сыворотке. Кваса у чувашей нет, но они с успехом заменяют его "ойраном" — квашеным молочным питьем, не настолько противным на вкус, чтобы пить его было невозможно; но зато поневоле подивишься выносливости чувашского желудка, когда невзначай поешь с ними "болдрана", который приготовляется из искерды, борщовника с прибавлением молока и масла — подобной бурды не переварит ни один сколько-нибудь цивилизованный желудок. В праздничные дни угощаются чуваши пивом, сыром и вином — "эреком", которое гонят даже и из картофеля. Не все просто складывалось в отношениях башкир и российской власти. В XVII — XVIII веках произошло несколько башкирских восстаний; башкиры под водительством своего национального героя Салавата Юлаева участвовали в пугачевском бунте, но после этого все как-то подуспокоилось, и сосуществование башкир с русскими стало носить вполне мирный характер.

Молодые башкиры. Вернье, "Путешествие в Азию", 1851.

Главное для башкира — быть сытым, а изыски на втором месте. Отличительной чертой кухни является отсутствие свинины, причем связано это не с исламскими канонами, а сугубо с древними особенностями питания. В здешних местах не водилось кабанов, поэтому ели баранину, говядину и конину. Блюда у башкир сытные, питательные и обязательно готовятся из свежих ингредиентов. Часто в блюдо кладут лук, зелень, специи и травы. Именно лук ценится башкирами очень сильно за полезные свойства, ведь в свежем виде этот продукт способствует борьбе с бактериями, позволяет получить витамин С и нормализовать кровяное давление.

Мясо могут есть в вареном, вяленом, тушеном виде. Из конины делают конскую колбасу казы. Ее принято подавать с кисломолочным напитком айран. Важнейшим напитком стал кумыс. Для кочующих племен напиток был незаменим, ведь даже в самый жаркий день он сохранял свои свойства. Существует множество способов приготовления кумыса, которые башкиры сохраняют и передают из поколения в поколение. Положительными свойствами напитка являются укрепление иммунитета, улучшение работы нервной системы и сохранение эластичности кожи. Молочные блюда в башкирской кухне изобилуют разнообразием.

Башкиры любят топленое молоко, сметану, творог с медом. Важным продуктом является карот — сыр, который хранили зимой, чтобы получать питательные вещества и жир. Его добавляли в бульоны и даже чай. Башкирская лапша называется салма и может иметь множество форм. Ее готовят в виде шариков, квадратиков и стружки. Салму всегда делают вручную, поэтому вариантов исполнения много. Чаепитие — важная традиция, а чай наряду с кумысом считается национальным напитком. Башкиры пьют чай с ватрушками, вареным мясом, чак-чаком, ягодной пастилой и пирогами.

Пастилу готовили из исключительно натуральных ягод, перетертых через сито. Пюре раскладывали на досках и сушили на солнце. За 2—3 дня получалось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной. Башкирский мед — бренд Башкирии. Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепт приготовления первого меда насчитывает полторы тысячи лет. Народ Башкирии бережно хранил традиции, поэтому в наши дни чудесное лакомство получается великолепным. О заготовлении меда в давние времена свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе.

Башкирский мед запрещено подделывать. Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт. Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак. Внешность Одежда Особенностью одежды башкир является использование различного вида ткацких искусств. Например, применение аппликаций, вязание, вышивка узоров, украшение монетами и кораллами, нанесение орнамента на кожу. Часто созданием одного костюма занималось несколько мастеров. Их задачей было получить слаженный ансамбль, объединенный единым художественным замыслом. Непременно в составлении костюма требовалось соблюдение традиций.

Формирование костюма происходило под влиянием скотоводческого ремесла. Для утепления люди пользовались тулупами, шубами из овечьей шерсти. Домашнее сукно было довольно толстым, а праздничное, наоборот, тонким. Чтобы сделать материл максимально плотным, его сваливали и поливали горячей водой. Сапоги делали из кожи. Кожу могли сочетать с сукном или войлоком. Чтобы утеплить одежду, пользовались мехом дикого зверя. Особенно была востребована белка, заяц, волк и рысь.

Для праздничных шуб и головных уборов использовали бобра и выдру. Значительную роль играли конопляные нити, обладающие повышенной прочностью. Рубахи делали из полотна, украшая геометрическим узором. Дизайн костюма различался в зависимости от региона проживания. Например, в юго-восточных районах предпочитали красный, синий и зеленый цвета. Северо-восточные, челябинские и курганские башкирки носили платья с окаймляющей вышивкой. Подол платья украшали орнаментом, как и рукава.

Культура и обычаи обеих национальностей неразрывно связаны с мусульманскими традициями: почитание старших, уважение к женщинам, верность семейным ценностям.

В Татарстане и Башкирии одинаково отмечают религиозные праздники Рамадан, Сабантуй. В раннем Средневековье праздничные традиции обоих народов были связаны с годовым циклом: весенний праздник плуга, летний праздник встреч или невест жыен, зимнее солнцестояние нардуган. Народные гуляния сопровождались песнями и танцами. У башкиров и татар одинаковые народные инструменты — кубыз типа варгана, флейта курай. Под звуки трехструнной думбыры певцы сэсэны исполняли баллады в жанре кубаир. Башкирский и татарский эпос перекликается с тюркской мифологией. Песни обоих народов похожи тем, что строятся на пятизвучии, но в татарских преобладают восточные мотивы. Национальные костюмы тоже похожи: халаты с шалевым воротником и тюбетейки у мужчин, брюки ыштан и туники кулмэк у женщин.

Головной убор кыекча, похожий на чалму, считается предметом башкирской национальной одежды. Немного отличается цветовая гамма.

Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию.

Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет. Справедливость живёт в аду, а в раю — только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует?

Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир — залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать.

Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам.

Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости.

А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М.

Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик.

Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства. Откуда это разное видение этнополитического пространства?

Чем татары отличаются от башкир?

В ходе данного восстания многие наследные земли башкир были отняты и переданы служилым мещерякам [84]. По подсчётам американского историка А. Доннелли , из башкир погиб каждый четвёртый человек. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена лёгкого ясака единственного налога на башкир, который брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян , убивших мелкого чиновника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности, планы одновременного выступления башкир всех четырёх дорог, на этот раз в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны. Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкортостана, мишарь Габдулла Галиев Батырша. В плену мулла Батырша написал своё знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне », дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником. При подавлении восстания, ряд участвовавших в восстании эмигрировали в Киргиз-Кайсацкую Орду.

Емельяна Пугачёва : один из руководителей этого восстания Салават Юлаев остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем [87]. Последним восстанием башкир было 1834—1835 годов. Помимо башкир в этом восстании участвовали и государственные крестьяне , оренбургские казаки , мишари и тептяри около 40 тыс. Оно было вызвано слухами о предстоящем переводе их всех в удельные крестьяне. Благодаря полной неорганизованности и разрозненности выступлений оренбургский военный губернатор В. Перовский сумел быстро подавить восстание [88].

Большинство башкир знают русский язык, однако хранят свою языковую культуру, использование языка считается важным элементом национального самосознания. Татарский язык Татарский язык также относится к тюркской языковой семье и используется татарами, проживающими в Республике Татарстан и других регионах России. В отличие от башкирского языка, в татарском имеется больше заимствований из арабского и персидского языков, что связано с историческими реалиями. Татарский язык является одним из официальных государственных языков Республики Татарстан. Национальные культуры Башкиры и татары имеют свои уникальные культуры, которые отличаются друг от друга. Культура башкиров, как и у татар, имеет длинную историю и уникальные традиции. Однако, она имеет некоторые особенности, которые делают ее уникальной. Башкиры имеют свой язык, который имеет уникальные звуки и грамматику. Кроме того, башкиры известны своим ярким и колоритным национальным костюмом, который украшен национальной вышивкой и узорами. В национальной культуре башкиров большое место занимают кони и охота. Они являются частью национального наследия башкиров и использовались для охоты и военных действий. Также в культуре башкиров особое внимание уделяется гостеприимству и традиционной еде. Башкиры предпочитают простые, но сытные блюда, такие как шурпа и манты, а также используют много молочных продуктов в своей кухне. Татарская культура также имеет множество уникальных черт и традиций. Татары говорят на своем языке, который имеет свою алфавит и грамматику. Также татары известны своей национальной кухней, которая имеет множество оригинальных блюд, таких как чак-чак и беляш.

Одним из самых старых праздников является прилет грачей, который символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей. Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак — суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок. Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии. Фольклор Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует. Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные — одами. Наиболее молодым является баит — он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни. Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом. Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами. Фольклор затрагивает семейно-бытовые отношения, о которых мы уже говорили выше и расскажем в разделах «Характер» и «Традиции». Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама. Характер Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям. Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев. Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго. Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым. Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки. Традиции Обычаи Очевидно, что башкирский народ чтит не только традиции, но и обычаи, которые связаны с прошлыми поколениями и устоями ислама. Так, хоронить усопших необходимо до наступления заката. Омывание производится трехкратно, усопшего обязательно окутывают в саван, читают молитвы и обустраивают могилы. По мусульманским обрядам захоронение происходит без гроба. Башкирский обычай предписывает, чтобы была прочтена молитва аят. Удивительны свадебные традиции и обычаи, которые включают целый комплекс. Башкиры считают, что мужчина не станет добропорядочным до тех пор, пока не женится. Интересно, что башкиры планируют свадьбы своих детей еще с подросткового возраста.

Janvar787 Спасибо! Очень динамично рассказано, научно и одновременно дружелюбно. Я русский, жена татарка user-lp6kn6gg5j Да брат Рахмет тебе за тюрски мир boozoob.

Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир?

Дорогие наши зрители, сегодня поговорим о татарах и башкирах! Эти два народа издревле живут рядом, говорят на похожих языках и имеют поожие традиции. Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Татары и башкиры — в чем заключается разница внешности между этническими группами? У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий.

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами

Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия.

На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства. Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов. Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий.

Первый - субъективный, остальные - вполне объективные. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки. Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем.

А пока - просто лидер. Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?

Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному. Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.

Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель. Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.

Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи. Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар. При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность.

Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости. Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.

Происхождение башкир до сих пор остаётся неразгаданной тайной. Этой проблемой интересуются как у нас, так и в других странах. Над ней ломают головы историки Европы, Азии и Америки. Это, конечно, не воображение.

Башкирский вопрос, заключающийся в отчаянно-боевой истории народа, в его народа бесподобном характере, самобытной культуре, в отличном от соседей своеобразном национальном лике, в его истории, особенно в древней истории , по мере погружения в которую она принимает вид таинственной загадки, где каждая разгаданная загадка порождает новую, -- всё это, в свою очередь, порождает, общий для многих народов вопрос. Письменный памятник, в котором впервые название башкирского народа было упомянуто, говорят, оставил путешественник Ибн Фадлан. В 922 году он, в качестве секретаря посланников багдадского халифа Аль-Муктадира, прошёл через юго-западную часть древнего Башкортостана — через территории нынешних Оренбургской, Саратовской и Самарской областей, где на берегу р. Иргиза проживали башкиры.

По словам Ибн Фадлана, башкиры — тюркский народ, живут на склонах Южного Урала, населяют обширную территорию с запада до берегов Волги; их юго-восточные соседи — беженеки печенеги. Как видим, Ибн-Фадлан уже в ту далекую эпоху установил значения башкирских земель и башкирского народа. В этом случае было бы нелишне по возможности шире объяснить в переводе сообщения о башкирах. Уже ближе к реке Эмба миссионера начинают беспокоить тени башкир, из чего ясно, что посланник халифа путешествует по земле башкирской.

Возможно, он уже был наслышан от других соседствующих народов о воинственном нраве хозяев этой страны. Во время переправы через реку «Чаган» Саган, река в Оренбургской области, на берегу которой до сих пор живут башкиры арабы вот о чем побеспокоились: «Необходимо, чтобы переправился отряд бойцов, имеющих при себе оружие, прежде чем переправится что-либо из каравана. Они — авангард для людей, следующих за ними, для защиты от башкир, на случай чтобы они то есть башкиры не захватили их, когда они будут переправляться». Трепеща от страха перед башкирами они переправляются через реку и продолжают свой путь.

Теперь путь Ибн-Фадлана нам известен: уже на берегу Эмбы он начал предостерегаться мужественных башкир; эти опасения преследовали его во время всего пути. Переправившись через быстрый Яик близ устья реки Саган, он проходит на прямую по дорогам Уральск — Бугуруслан — Бугульма, переправляется в указанном самим порядке через реки Сага «Жага» , впадающей в реку Бызавлык около современной деревни Андреевка, реки Таналык «Азхан» , затем — Малый Бызавлык «Бажа» близ Новоалександровки, Самару «Самур» близ города Бызавлык, потом Боровку «Кабал» от слова кабан , Мал. Кюнь-юлы «Сух» , Бол. Кюнь-юлы «Канжал» от слова Кюнь-юл, русские пишут Кинель , достигает область, густонаселенную народом «Аль-Башгирд» бугульминской возвышенности с живописной природой между реками Агидель, Кама, Идель ныне территории республик Башкортостана, Татарстана и областей Оренбургской и Самарской.

Как известно, указанные места составляют западную часть Прародины башкирского народа и именуемая арабскими путешественниками такими географическими названиями, как Эске Башкорт Внутренний Башкортостан. Здесь есть гора Иремель Рамиль , якобы, произошедшая из фаллоса нашего погибшего Урал-батыра. Эмба Ибн-Фадлан прошёл мимо неё. Чужаки могли пройти к открытому международному башкирскому городу-базару Булгар по проделанному Ибн-Фадланом пути, по южному краю Внутр.

Прониковение же на священные горы — «Тело Шульган-батыра» и «Тело Урал-батыра» и др. Тем, кто пытался нарушить его, как и предостерегал Ибн Фадлан, обязательно отсекали головы этот строгий закон был нарушен после татаро-монгольского нашествия. Даже сила вооруженных до зубов 2-х тыс. Встречает человек человека, отсекает ему голову, берет её с собой, а его самого оставляет».

Ибн-Фадлан на всем протяжении своего пути старался подробнее расспросить о коренном народе у приставленного специально к ним уже принявшего Ислам и хорошо владеющего арабским языком проводника-башкира, у которого он даже спросил: «Что вы делаете с вошью, после того как поймаете её? Похоже, что башкир оказался плутом, решивший подшутить над дотошно любопытным до всего путешественником: «А мы ногтем разделываем её и поедаем». Ведь еще полтора тысячи лет до Ибн-Фадлана башкиры на вопрос такого же любопытного путешественника грека Геродота, мол, как добываете из вымени кобылы молоко, так подперли к кривой березе другими словами: пошутили, обманули : «Очень просто. Мы вставляем в задний проход кобылы трость курая и все вместе надуваем её брюхо, под давлением воздуха молоко само по себе начинает брызгать из вымени в ведро»… Так или иначе, не вникший в хитрость Ибн-Фадлан поспешил дословно зафиксировать ответ в свою путевую тетрадь как есть.

Кто-нибудь из них детально исследует шов своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Действительно, был с нами один из них, который уже принял ислам, и который служил у нас, и вот я увидел одну вошь в его одежде, он раздавил её своим ногтем, потом съел её». В этих строках скорее лежит черная печать той эпохи, нежели истина. Что остается ждать от служителей ислама, для которых ислам — есть истинная вера, а исповедующие его — избранные, все остальные же для них нечисти; не принявших ещё ислам язычников-башкир они называли «нечистью», «поедающих своих вшей» и т.

Такой же грязный ярлык навешивает он на своем пути и на другие народы, не успевшим примкнуть к праведному исламу. По ведру — крышка, по эпохе — взгляды мнения , нельзя сегодня обижаться на путешественника. Вот своего рода иное определение: «Они русские. Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Аттиле, а это большая река, и строят на её берегу большие дома из дерева, и собирается их в одном таком доме десять и или двадцать, -- меньше и или больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним сидят девушки -- восторг для купцов.

И вот один из них сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и таким образом застает его сочетающимся с ней, и он рус не оставляет её, или же удовлетворит отчасти свою потребность. И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды , какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит её своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы.

И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в неё и не оставляет ничего из грязи, он все это делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто сидит рядом с ним, и этот делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить её от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в этом доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней».

Как видите, посланник халифа, как преданный сын эпохи, оценивает культуру «кафыров» с высоты исламского минарета. Он видит лишь их грязный лохань и у него нет дела до осуждения будущего поколения… Давайте вновь вернемся к воспоминаниям о башкирах. Переживая за «низший» народ, лишенных исламской веры, он искренне пишет следующие строки: « а вот мнение уклоняющееся от истины , каждый из них вырезает кусок дерева величиной с фалл и вешает его на себе, и если захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то целует его кусок дерева , поклоняется ему и говорит «О, господин, сделай мне то-то и то-то». И вот я сказал переводчику: «Спроси кого-либо из них, какое у них оправдание объяснение этому и почему он сделал это своим господином богом?

Из них кое-кто говорит, что у него двенадцать господ богов : у зимы господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у деревьев господин, у людей господин, у лошадей господин, у воды господин, у ночи господин, у дня господин, у смерти господин, у земли господин, а господин, который в небе, самый большой из них, но только он объединяется с ними остальными богами в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ. Аллах превыше того, что говорят нечестивые, высотой и величием. Он Ибн-Фадлан сказал: мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбе, третья группа поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они враги обратили их башкир в бегство и что журавли закричали сзади них врагов , так что они враги испугались и сами были обращены в бегство, после того как обратили в бегство башкир , и поэтому они башкиры поклоняются журавлям и говорят: «Эти журавли наш господин, так как он обратил в бегство наших врагов», и поэтому они поклоняются им и теперь ». Памятником поклонения усярганцев-башкир является идентичный миф и гимноподобная песня-мелодия «Сынграу Торна» -- Звенящий Журавль.

В главе «Об особенностях тюркских языков» двухтомного словаря тюркских народов М. Кашгари 1073-1074 башкирский внесен в число двадцати «основных» языков тюркских народов. Язык башкир очень близок к кыпчакским, огузским и другим тюркским языкам. О тюркском народе башкирах также сообщает видный персидский историк, официальный летописец Чингис-хановского двора, Рашид-ад дин 1247-1318.

Аль-Максуди Х в. Аль-Балхи с Ибн-Саидом — Урал или некоторые западные земли считаются землями башкир. Западноевропейские путешественники также немало писали о башкирах. Как они сами признаются, они не видят разницу между башкирами и предками нынешних венгров племени Угр — считают их одними и теми же.

К этому напрямую добавляется ещё одна версия — венгерская повесть, записанная в XII веке неизвестным автором. В ней повествуется о том, как венгры, то есть мадьяры, переселялись с Урала в Паннонию — современную Венгрию. С ними вместе ушел и вождь Алмус сын Угека из рода короля Магога со своими женой, сыном Арпадом и другими союзными народами. Пройдя по равнинным землям много дней, они на своих торопошах переплыли Этиль и нигде не нашли ни дорог между деревнями, ни самих деревень, не питались пищей, приготовленной человеком, однако, до Суздаля, прежде, чем достигнуть России, питались мясом и рыбой.

От Суздаля направились в Киев, затем для того, чтобы овладеть наследством, оставленном предком Алмуса Атиллой, через Карпатские горы пришли в Паннонию». Как известно, поселившиеся в Паннонии племена мадьяр долгое время не могли забыть свою древнюю родину Урал, в своих сердцах они хранили повести о своих язычниках-соплеменниках. С намерениями найти их и помочь избавиться от язычества и приклонить к христианству, на запад пускаются в путешествие Отто, Иоганка Венгр. Но их поездка претерпела неудачу.

В 1235-1237 гг. После долгих мытарств и лишений в пути, он, наконец, достиг международный торговый город башкир Великий Булгар во Внутреннем Башкортостане. Там он повстречался с женщиной, родившейся в стране, которую он ищет, и вышедшей замуж в здешние края, у которой он наводит справки о её родине. Вскоре Юлиан находит своих соплеменников на берегу Большого Итила Агидели.

В летописи говорится, что «они с огромным вниманием слушали то, о чем он хотел поговорить с ними — о религии, о других вещах, и он слушал их». Интересно и то: в оренбургском краеведческом музее храниться бронзовый топор, найденный на берегу р. Сакмары в соседней с дер. Сэнкем-Биктимер в дер.

А «майор» - измененное «Башкорт» представляется следующим образом: Бажгард — Мадъяр — Майор. А вот, что пишет посетивший Золотую Орду Гильом де Рубрук: «…После того, как прошли 12-ти дневного пути от Этиля, мы вышли к реке под названием Ясак Яик — совр. После того, как богатая природными ресурсами башкирская земля «по своей воле» вошла в состав Московского государства, вспыхиваемые там веками народные восстания заставили царское самодержавие взглянуть на башкир по другому. Видимо, в поисках новых возможностей ведения колониальной политики, начинается тщательное исследование быта коренного народа -- его экономики, истории, языка, мировоззрения.

Официальный историк России Н. Карамзин 1766-1820 , опираясь на сообщения Рубрука, делает вывод о том, что изначально башкирский язык был венгерским, позже, надо думать, они стали говорить на «татарском»: «они переняли его у своих завоевателей и по причине долгого сосуществования и общения, забыли свой родной язык ». Это, если не принимать в счет труд М. Кашгари, жившего полтора века до нашествия татар и считавшего башкир одним из основных тюркских народов.

Однако до сих пор среди ученых мира не прекращаются споры относительно того, что башкиры по своему происхождению тюрки или уйгуры. Кроме историков в этой битве участвуют также языковеды, этнографы, археологи, антропологи и др. Наблюдаются интересные попытки раскрытия загадки с помощью не ржавеющего ключа — этнонима «башкорт». Татищев: «башкорт» - означает «баш буре» «главный волк» или «вор».

Рычков: «башкорт» - «главный волк» или «вор». Согласно его мнению, башкир так нарекли нугайцы то есть осколок усярганцев-башкир за то, что те не переселились вместе с ними на Кубань. Однако Ибн-Фадлан ещё в 922 году записал «башкир» по их собственному наименованию, время же переселения усярганцев-нугайцев на Кубань датируется XV в. Юматов: «…Они называют себя «баш корт» - «пчеловодами», вотчинниками, хозяевами пчел».

Фишер: это этноним, называемый в средневековых источниках по-разному «…паскатир, башкорт, башарт, мадъяр, все являются одного и того же значения». Хвольсон: Этнонимы «мадъяр» и «башкорт» произошли от коренного слова «бажгард». А сами «бажгарды», по его мнению, жили на Южном Урале, позже разложились и были использованы для названия племен угров. Согласно предположению этого ученого, одна из ветвей направилась на запад и там образовала этноним «бажгард», где заглавное «б» преобразовывается в «м», а конечное «д» -- теряется.

В результате, образовывается «Мажгар» … Оно, в свою очередь, -- в «мажар», которое в последствие перевоплощается в «мадъяр» а также в «мишяр», добавляем мы! Эта группа сумела сохранить свой язык и положила начало народу мадъяр. Оставшаяся вторая часть «Бажгард» превращается в «Башгард» - «Башкарт» - «Башкорт». Это племя со временем отюркилось и составило ядро нынешних башкир.

Гордеев: « Этноним «башкорт» необходимо восстановить как «башкаир». Наблюдения Габаши интересны, но видоизменения в обратном порядке ближе к истине башкорт — башгыр, башуйгыр — уйгыр , потому что, согласно истории, древние уйгуры — это и не современные уйгуры, и не угры так как они древние усярганцы. Определение времени формирования башкир как народа в истории самих башкир всё ещё остаётся, как не развязанный Гордиев узел, не распутанным клубком, и каждый старается распутать его с высоты своего минарета.

Здесь речь идёт о предках булярцев. Этот же источник был использован для написания «Дэфтэр-и Чингиз-наме», то есть татарский источник конца 17 века.

Там тоже рассказывается об этой группы. Суть рассказа в том, что во времена Аксак-Тимура Тамерлана был поход против города Булгара и против города Биляр. Во время рассказа речь заходит о древних временах, вспоминаются времена алпов, то есть древнетюркское время. В итоге этот народ потерпел поражение и с этим связывают основание города Билярск то есть, Биляр. В рассказе сохранились некоторые атрибуты племён, по которым видно, что «барадж» — это не просто змей, а на самом деле какое-то племя.

Потому что у него есть боевой клич-уран. Таким образом, перед нами клан, который как-то связан со змеёй. Оказывается, битва с «народом змей» описан и в древнеказахских сказаниях. Это была огромная группа, которая имела отношения к змеям, и вот предки казахов с ними воевали и потерпели поражение. Я вышел к первоначальным истокам этого клана.

Средневековый филолог Махмуд Кашгари описал в своей работе «Диван лугат ат-Турк» как раз одну группу, которую он связывал с семиглавой змеёй. Этот змей носил имя Бука, а главой этого клана был Бука Барадж. Получается, что понятие «семиглавый змей» — это такой титул. Прихожу к выводу, что таким образом перед нами изображен знаменитый клан кай. Из этого клана потом вышли представители османской династии.

Мои поиски меня привели к выводу, что эта группа кай вышла как раз из восточных половцев. Восточных половцев называют кимаками. Получается, что когда население древнего Булгара и Биляра вспоминает о древних временах, то они фактически вспоминают времена 11 века. Так показывается приход кипчаков к этим районам. Получается, что билярцы-булярцы — это и есть потомки восточных кипчаков.

В составе северо-западных башкир есть ещё две группы, чьи названия связаны со змеями — это елан и уран. С последней группой связан ещё клан бушман-кипчак, который на самом деле тоже часть кипчакской коалиции. Таким образом, целая группа восточных кипчаков появилась, осела. Столичный их центр там, где сейчас располагается современный Оренбург. У них этот город назывался Ахтуба.

А мы знаем, что Актюбинск есть и в Казахстане, и в восточном Татарстане. Таким образом, как раз фиксируется приход восточных кипчаков в этот регион. Они вошли в район Приуралья, дошли до Биляра, там одержали некоторую победу и там остались. Но оставшаяся часть была очень тесно связана с государством Хорезмшахов. Если посмотреть на последнюю династию правителей Хорезмшахов, то она полностью состоит из выходцев из восточных кипчаков.

Гвардия состояла из них, армия — тоже из них. С пришедшими сюда монголо-татарами воевали как раз именно восточные кипчаки, отстаивая государство Хорезмшахов. Потом все эти группы бежали на север от татаро-монгольской напасти. Часть из них оказалась в северо-западной Предуралье. Доказательство этому — в составе башкир есть клановая группа уран.

У восточных кипчаков в качестве своей правящей элиты были татары. Эти татары были связаны с алтайскими найманами. Таким образом получается, что ещё до монголов некоторые татары пришли в составе кипчаков.

В любом случае, в то время они уже существовали как народ, причем, задолго до того, как булгары покинули свои причерноморские степи и под давлением более сильных племен были вынуждены откочевать в Среднее Поволжье.

А ведь до появления Золотой Орды было еще семь столетий! Многие государства успевают возникнуть и распасться за этот срок, а их народы исчезнуть или рассеяться по земле! Башкиры тех времен были одними из первых тюрок, кто покинул общую родину на Алтае и в Западной Монголии и ушел искать счастья на запад, где кочевники скифского корня слабели год от года. Судя по всему, тогда они говорили на каком-то варианте древнетюркского языка, от которого затем отказались в пользу общего кипчакского наречия, принятого в Золотой Орде.

Они не были этнически связаны с венграми, что вскоре создадут сильную державу в самом центре Европы. Но из-за союзных отношений с этим племенем, часть башкир продвинется дальше и разделит с ними одну судьбу: будут ходить походами на все ближайшие оседлые народы, затем потерпят поражение, а после чего примут крещение из рук германских феодалов.

Подобные дешевые, наивные манипуляции могли срабатывать в 1988-1989, в 1990-е, даже «нулевые». Но теперь-то общество намного опытнее. То есть жители северо-западных районов Башкирии на самом деле говорят не на татарском, а на диалекте башкирского, считают ученые. Как вы относитесь к этой теории и считаете ли, что это повлияет на результаты переписи?

Татары, скажем, того же Башкортостана, говорят на говорах татарского языка. Вопреки достаточно абсурдной пропаганде татаристов, ни присутствие татар, ни татарского языка, будь то на северо-востоке или юго-западе в РБ, никем серьезным в РБ никогда не отрицалось. Весь кейс «башкиро-татарского переписного маятника» невозможно понять и объяснить без феномена башкиро-татарского «пограничья» и «плавающей», двойственной этноидентичности на востоке Татарстана и на северо-западе Башкортостана. На востоке Татарстана к концу ХХ века все уже было забетонировано и приведено к единому знаменателю: татары, хоть татарского, хоть башкирского происхождения, есть татары. А в Башкортостане, напротив, как была, так и оставалась достаточно большая татарская община. Соответственно, продолжалась реализация «татарского проекта».

Никто и не собирался отрицать его существование. Но в результате взаимодействия татарского и башкирского проектов существует эта группа населения с двойственной идентичностью, которая при определенном административном, идеологическом или прочем нажиме может записаться одной из своих идентичностей. Особенность двойственной идентичности в том, что от предков люди могли знать, что они башкиры, но в реальности язык их официально не признавался как башкирский, а считался именно татарским. Учитель, уважаемый в деревне человек, с детства утверждает, что все они татары. И даже те, кто упорно продолжают считать себя башкирами, отдавали детей в татароязычные школы и нередко требовали работы именно таких школ, поскольку этот диалект его еще называют старобашкирский язык более близок именно к татарскому языку, чем к башкирской литературной норме притом, что башкирский и татарский вообще очень близки. И результаты известны: при санкции власти в 1989 году на бумаге произошел резкий, не обусловленный никакими демографическими предпосылками, скачок числа татар и падение числа башкир.

Теперь о теории по северо-западному диалекту башкирского языка. Эта теория давно имеет статус научного факта и не оспаривается никем, кроме, разумеется, казанских ученых — как и во многих исторических вопросах. Точка поставлена в фундаментальном диалектологическом многотомнике башкирского языка советского и российского языковеда Сарии Миржановой. Противников этого факта из профессиональных — подчеркиваю, профессиональных — филологов, кроме, повторюсь, современных татарских, я не знаю. Безусловно, это факт не только диалектологии, но и политологии. Это было осознано еще в 1920-х годах при дискуссиях во время утверждения новых, европейских норм литературного башкирского языка.

Несомненно, что именно эта проблема являлась и является важным фактором и «двойственной идентичности», и ассимиляции башкир в татарскую — и далее, часто — в русскую этнолингвистическую среду и идентичность. Вообще, политизацию «татароязычных башкир» «татарская оппозиция» в РБ весь период своего существования считала именно своим союзником и дополнительным ресурсом: думаю, отсюда шоковая реакция татаристов на признание диалекта башкирского языка властями РБ и курса на консолидацию башкирского народа: от них уходит заметный сюжет для политических спекуляций и поле для ассимиляции. Когда 25 апреля 2020 года триумфально прошел Тотальный диктант по башкирскому языку, отдельный диктант на северо-западном диалекте написали 53 тысячи добровольцев! Это вызвало форменную истерику у татаристов, в том числе на ТНВ у Аминова.

Татароязычные башкиры. Кто они?

Татары и башкиры различия. Башкирский и татарский различия. Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Башкирские блюда отличаются малым количеством классических пряностей: используются только чёрный и красный перец.

Как записывали национальность при переписи по паспортным данным?

  • ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ
  • Региональные этноизменения, часть 7.2: Республика Башкортостан: kaptbl — LiveJournal
  • Голубоглазые блондины и скуластые брюнеты. Почему татары такие разные?
  • Чем отличаются татары и башкиры? Рассказываю подробно
  • Как заморозить этнические конфликты

Татароязычные башкиры. Кто они?

Поэтому татары в современном виде сформировались только в 15-м веке, не ранее. Татары и башкиры отличаются некоторыми физическими характеристиками, которые могут помочь в их различении. Необходимо доказать, что хозяева этой земли – башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать. Основное отличие между башкирами и татарами заключается в происхождении этих народов.

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами

Основное отличие между башкирами и татарами заключается в происхождении этих народов. Татары и башкиры — в чем заключается разница внешности между этническими группами? это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы. Если хотим сохраниться как нация, татарам и башкирам вроде бы надо быть союзниками.

«У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»

Больше красоты — в магазине Coach Outlets! Узнать больше Антитренды в верхней одежде Короткая длина На улицах до сих пор можно встретить девушек в пуховиках до талии или пальто, едва доходящих до бедер... Сегодня вдохновляемся образами и стилем жизни любимой актрисы. Приближаясь к седьмому десятку итальянская икона стиля, похоже, не теряет ни своего обаяния, ни радости жизни. Действительно, когда карьера давно сложилась, но ты все еще востребована, дети подросли и больше не требуют такого участия, как раньше, можно наконец расслабиться и просто заняться собой. Можно поправляться и худеть, когда хочется, не боясь хейта или насмешек... Упаковки в виде пирамидок стали одним из символов СССР. В Советском Союзе они появились в начале 1960-х годов.

До этого молоко покупали либо в стеклянных бутылках, либо на разлив из больших бидонов в собственную тару. Однако у этих способов продажи были существенные недостатки: молоко из бидонов быстро скисало, а стеклянные бутылки бились при транспортировке и стоили дорого. Многие мыли их и сдавали в специальные пункты приема, чтобы компенсировать цену.

В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями. Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось.

Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым. В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения. В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция. В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией.

Жизнь Долгое время башкиры вели частично кочевой образ жизни, но постепенно перешли на оседлость. Юрты, характерные для кочевников, сменились на дома из деревянного сруба и глинобитные хижины. Приверженность к исламу всегда подразумевала патриархат, поэтому мужчина остается главным. Также для башкир характерны следующие особенности жизненного уклада: Родство четко делится на материнскую и отцовскую части, чтобы можно было определять наследство. Имущество и дом переходили по наследству к младшим сыновьям. Старшие сыновья и дочери получали часть наследства при вступлении в брак. Парни женились в 16 лет, а девушки становились женами уже в 14.

Ислам позволял иметь несколько жен, хотя подобной привилегией пользовались лишь богатые. За невесту по сей день дают калым, который всегда зависит от статуса родителей новобрачных. Раньше калым выплачивали скотом и лошадьми, нарядами, расписными платками, лисьими шубами. Культура Праздники Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из самых старых праздников является прилет грачей, который символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья.

Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей. Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак — суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям.

Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок. Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии. Фольклор Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует.

Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные — одами. Наиболее молодым является баит — он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни. Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом. Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы.

Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами. Фольклор затрагивает семейно-бытовые отношения, о которых мы уже говорили выше и расскажем в разделах «Характер» и «Традиции». Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама. Характер Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал.

Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Между ними существуют культурные и языковые различия, а также разница в характере. Башкиры открыты, прямолинейны, гостеприимны и щедры. Татары отличаются бережливостью, расчетливостью, настороженностью к гостям. О них в народе ходила поговорка «Незваный гость хуже татарина». Антропологические особенности Для представителей обеих национальностей характерен миндалевидный разрез глаз, выделяющиеся скулы, округлое лицо. Но внешность татар имеет больше общих черт с европеоидной расой, особенно среди представителей самой многочисленной поволжской народности: светлая кожа и волосы, голубые глаза.

Башкирский народ наделен чертами монголоидной расы: темные волосы и глаза, смуглая кожа. Антропоморфное однообразие связывают с тем, что представители национальности не вышли за пределы Республики Башкортостан и территории Урала. Но и в том, и в другом случае есть исключения. Мнение эксперта Карнаух Екатерина Владимировна Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия" Среди башкиров встречаются блондины славянской внешности, у которых только азиатский разрез глаз выдает принадлежность к другой национальности. Среди татар встречаются типичная азиатская внешность, больше характерная для китайцев и монголов, чем для европейцев.

Физические характеристики

  • Культурные и религиозные различия
  • БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? - смотреть бесплатно
  • Татарский и башкирский языки: отличия
  • Башкиры и татары отличия фото
  • Оттепель и похолодание
  • Как заморозить этнические конфликты

Внешний облик татар и башкир: основные признаки

  • Новости партнеров
  • Татары и башкиры: различия и сходства
  • Оставляйте реакции
  • Исторические корни различий между башкирами и татарами
  • История татаро-башкирских противоречий - TuranToday
  • Кто такие татары? Мнение башкирских историков.: igor_mikhaylin — LiveJournal

Внешние отличия татар и башкиров

И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан. Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории — пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства.

Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет. Справедливость живёт в аду, а в раю — только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир — залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана?

Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального.

Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами.

Скорее было взаимодействие и культурный обмен. Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары — древний тюркский народ, государство у которого Волжская Булгария возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, — довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет — с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление. Сравнение Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания — свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры — сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей. Читать еще: Ги де мопассан биография краткая. Краткая биография ги де мопассана До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране.

Ведь хотя Башкирия и Татарстан разные регионы России, они находятся рядом. Множество татар живут в Башкирии, а множество башкир говорят на татарском языке, а не на башкирском. Да и внешне башкиры и татары сейчас похожи, постороннему человеку сложно их различить,я вот на работе так и не смог :.

Их население состоит из тех, кто в 1926 г. Их в основном населяют татары, ставшие башкирами в 1950-е гг. Теперь выберем в качестве примера один из северо-западных районов Башкортостана — Балтачевский — и проследим его демографическую динамику за 1939-1989 гг. В 1939 г. В 1959 г. В последующие годы доля татар продолжала падать: в 1979 г. Но к 1989 г. В других северозападных районах Башкортостана наблюдались аналогичные процессы. Они считали себя башкирами еще с дореволюционного времени. Пытаясь добиться отождествления родного языка с национальностью, башкирские руководители вынудили этих людей изменить свою национальную принадлежность. Это изменение, в совокупности с исчезновением экономических и политических выгод от принадлежности к башкирам, заставило свыше 100000 татароязычных башкир стать татарами. Пытаясь добиться отождествления языка с национальностью, башкирские руководители на деле получили обратное: местное население привело свою национальную принадлежность в соответствие со своим родным языком. Эти перемены этничности стали возможны отчасти и потому, что этнокультурные различия между татарами и башкирами были незначительными. Нельзя забывать, что местные жители изменяли свою общественную этничность на соседнюю с целью поддержать политику башкирского правительства по национальному вопросу или получить для себя большие привилегии. В течение XX в. Однако, частые изменения этнонимов, кажется, привели к тому, что национальная принадлежность стала нестабильной даже у тех, кто твердо сохранял свою общественную этничность, а это, в свою очередь, облегчило им перемену своей национальности при первом удобном случае. Выводы В XX в. Накануне революции 1917 г. В 1920-е гг.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий