Главный редактор «Афиши Daily» Трифон Бебутов обсудил с экономистом и деканом экономического факультета МГУ Александром Аузаном. Декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук.
Аузан Александр Александрович
Декан экономического факультета МГУ, доктор экономических наук Александр Аузан представил на «Красной площади» свою книгу «Культурные коды экономики» / Людмила Прохорова. Таким мнением поделился с журналистами декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Лекция Аузана Александра Александровича, доктора экономических наук, декана экономического факультета МГУ. Александр Аузан декан Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает отношения между обществом и власти после голосования по изменению Конституции «социально-авторитарным контрактом».
Зачем экономике культура
- Эксперт МГУ Александр Аузан рассказал, что в результате СВО в России уменьшится бедность
- Александр Аузан — МИФ
- Александр Аузан
- Эксперт МГУ Александр Аузан рассказал, что в результате СВО в России уменьшится бедность
- Доверие как основа для роста. Экономист Александр Аузан прочитал лекцию в МАИ
Декан экономфака МГУ Аузан: при новой глобализации РФ продвинет эффект Левши
Но происходят изменения в головах. Я вижу несомненное внимание властей к тому, что сейчас происходит вокруг стратегии развития креативных индустрий. Возникла надежда, что, может быть, Россия покажет и экономическую динамику, и социальную результативность, и создаст то, чем мы сможем гордиться в окружающем мире. Но это совсем начальные шаги". Решить эту задачу призвана Конвенция - документ, который под руководством ученого подготовят на основе серии исследований роли креативного сегмента в российской экономике. Смысл в том, чтобы описать креативные индустрии не в качестве "видов экономической деятельности", а как сердцевину любой отрасли, залога ее роста. Исследователи рассчитывают показать, как креативность в недвижимости, IT, общепите и прочих отраслях влияет на их развитие, какую роль в росте рынка недвижимости играет архитектура, а в росте информационно-коммуникационных технологий - разработка и др. Документ распределит роли власти и самих креативных индустрий в развитии сектора. Например, в случае анимации: кто производит и транслирует контент, за что отвечают власть, авторы, разработчики, ретрансляторы", - отметил председатель правления.
Но в целом картина выглядит довольно критично. Как нам приспособить образование к новому типу восприятия, о котором даже Маршалл Маклюэн говорил задолго до интернета? Они обладают особыми способностями, которые редко встречаются у старшего поколения. Они мультизадачные. Однажды я сказал своим студентам: «Юлий Цезарь считался великим человеком не потому, что он великий полководец, — таких много. Подметил, что каждый второй из присутствующих делает три дела одновременно — слушает мою лекцию, гуглит и общается в сетях. Один из студентов остроумно ответил: «Да, мы, как утки. Утки и ходят, и плавают, и летают, но все три дела делают плохо». Я ответил, что моя задача заключается в том, чтобы научить их делать хорошо то, что они делают в принципе лучше нас, — многозадачность.
Стоит задуматься, как лечить потери, которые несет индивид в условиях цифровой мутации. Например, резко сократился объем оперативной памяти. Ресурс внимания не помещается в общую схему, потому что все вынесено во внешнее хранилище памяти. В то время как системное мышление предполагает, что мы все-таки в состоянии в своей голове сопоставлять разные вещи. Чтобы быть конкурентоспособным в эпоху искусственного интеллекта, нам надо наращивать интеллект в тех направлениях, где искусственный интеллект не справляется — развивать правое полушарие, которое отвечает за эмоциональный интеллект. Это будет способствовать успешным карьерам в новых условиях; кстати, есть отдельная сфера, где это особенно востребовано — креативная экономика. То есть создание уникальных продуктов, которые защищаются авторским правом и превращаются в объекты экономического оборота. Второй аспект, который много обсуждается, — онлайн-образование. Раньше большие системы онлайн-обучения, например, Coursera, скорее занимались просветительством.
Сейчас все серьезно — мы попробовали онлайн-образование в разных форматах. Думаю, в будущем мы соединим онлайн- и офлайн-обучение, потому что у первого есть ряд преимуществ. Он не требует физического присутствия, и студенты, и преподаватели могут пересмотреть тот или иной момент, потому что все легко записать. В онлайн-обучении существует принципиальный недостаток — мотивация. Когда вы учитесь в офлайне, вас направляет социальный поток. В онлайне нужна сила воли. В результате выдвигаются не обязательно самые умные и талантливые ученики, а самые дисциплинированные — те, кто способен себя мобилизовать. Думаю, результатом этих лет станет структурное изменение молодых элит.
А они плохие — потому что у нас не будет пригодных институтов для инвестиционного и тем более инновационного роста: защиты прав собственности, равенства перед законом, конкуренции. А как вы относитесь к ЕГЭ? Многие считают, что новая модель российского образования не подходит нашему обществу, создает слишком много противоречий. ЕГЭ как способ дать человеку из глубинки быстрый и бесплатный доступ к лучшим университетам — это великий замысел. Но ЕГЭ как система простых решений, где креативности не требуется, а требуется, по сути, умение решать кроссворд, имеет тяжелые последствия для человеческого капитала страны. Если человека приучили, что всегда есть комбинация готовых ответов, то новые ответы там вряд ли появятся. У нас и так люди очень боятся новизны, неопределенности. Обычное рассуждение такое: не надо открывать дверь, мало ли что там, не меняйте здесь ничего, потому что противно, но как бы не вышло совсем плохо. Высокое избегание неопределенности, а если использовать экономический термин — максиминное поведение, когда человек стремится не к лучшему, а к уменьшению худшего. В стране, где такие установки, успешной инновационной экономики не может быть. И вот почему: в основу этой модели в 90-е годы была положена странная идея о том, что образование — это услуга. Это ошибочная идея, с точки зрения экономиста. Если это и услуга, то инвестиционная — это инвестиции в человеческий капитал. Инвестиционную услугу вы не можете оценить через три месяца, прорасти должно дерево. А все системы оценки настроены на то, что результат должен появиться через семестр, через год, к следующему тесту. И чем хуже результаты, тем больше требований, критериев, отчетности, и система сама себя начинает душить. Я считаю, что надо переходить от «рыночно-услужной» к инвестиционной модели образования. В 90-е годы была модель «соросовский учитель»: лучших выпускников вуза спрашивали не про вузовских, а про школьных учителей, через ступень. Кем был ваш школьный учитель? Когда ниточки начинают сходиться на конкретном физике из Сызрани, ему говорят: «Семен Абрамыч, у тебя получается работать с детьми — вот тебе грант, работай, не надо отчитываться, у тебя уже результат». Результатом работы преподавателя является не его статья, а статья, которую написал его ученик. Профессора университета надо оценивать не по выпущенным только что студентам, а по тем, кто закончил 10 лет назад, чтобы люди, которые добились чего-то, сказали: моими учителями были эти люди. Причем взгляды на учителей меняются с годами — потом человек выясняет, что зануда, который бубнил в аудитории какую-то лабуду, и был настоящим учителем. Как вы думаете, экономическое образование интернационально или каждая страна имеет свою специфику? Один из моих бывших студентов, который занимает высокий пост в Казахстане, меня спросил: «Александр Александрович, вот мы посылаем многих учиться в Гарвард, один из лучших мировых университетов. То, с чем они оттуда приезжают, — это вообще где-нибудь применимо? Я ответил так: «Вы понимаете, Гарвардский университет не ставит своей задачей создание экономистов для республики Казахстан. Или для королевства Бельгия. То, чему их научили, довольно хорошо применимо в Штатах, несколько хуже — в Англии, процентов на тридцать — в Японии и процентов на семь — в Казахстане». Потому что, кроме того, что существуют универсальные законы, есть еще такая вещь, как культурная специфика институтов.
Он добавил, что приложит все усилия, чтобы к «великому делу развития индустрии присоединить экономическое понимание». Затем Александр Александрович представил членам Ученого совета СПбПУ свое видение образования в условиях четвертой промышленной революции. Элит, у которых есть свойства широкого кругозора, долгого взгляда и социальной мотивации. Только новая элита способна справиться с вызовами цифровой экономики, — уверен Александр Александрович. Надеюсь, и у нас, и у них всё получится, и от этого выиграют все».
Объявления
Декан экономфака МГУ Аузан заявил о формировании экономического парадокса в России. В условиях резко поменявшихся в прошлом году обстоятельств, когда многие люди, живущие в России, забеспокоились о ее (и своем) финансовом будущем, главным голосом, разъясняющим, что происходит, стал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. В очередном выпуске "Белой студии" – декан экономического факультета МГУ, профессор, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики Александр Аузан. Александр Александрович Аузан — декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор экономических наук, создатель и бессменный руководитель первой в стране кафедры прикладной институциональной экономики. В условиях резко поменявшихся в прошлом году обстоятельств, когда многие люди, живущие в России, забеспокоились о ее (и своем) финансовом будущем, главным голосом, разъясняющим, что происходит, стал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. В рамках «Времени эксперта» на заседании Совета Федерации выступил декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Александр Аузан.
Александр Аузан: "Мы полгода не можем разобраться с этим малюсеньким вирусом"
Только новая элита способна справиться с вызовами цифровой экономики, — уверен Александр Александрович. Надеюсь, и у нас, и у них всё получится, и от этого выиграют все». После торжественной церемонии Александр АУЗАН выступил перед студентами и преподавателями Политеха с лекцией «Цифровая экономика как экономика: институциональные вызовы». Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью.
Еще через два года Александр Александрович получил звание профессора экономического факультета Московского государственного университета. Почти двадцать лет он занимает должность заведующего кафедрой прикладной институциональной экономики, на протяжении шести лет Аузан — декан экономического факультета МГУ. Профессор говорит, что именно университет привел его к занятию проблемами прав потребителя.
В учебниках процесс распределения заканчивается выдачей зарплаты, там не учитываются распределение ролей в семье. Аузан посвятил этому свою кандидатскую диссертацию. Именно шокирован, потому что мне страшно было стоять в очередях, поэтому я старался этого не делать, я всегда боялся, что мне нахамят. И вот во мне сидело настолько прочно, что мне хотелось как ученому создать такую систему, которая работала бы против этих вещей.
Рентной экономике "сложные мозги" не нужны Кайрат Келимбетов задал очередной вопрос: "Вы говорили, что важно использовать возможности цифровой глобальной трансформации, чтобы преодолеть эффект колеи и перейти в новое состояние, где мы не догоняем технологическое развитие развитых стран, а можем оказаться в одной ситуации благодаря хорошему академическому и образовательному потенциалу. Человеческий капитал — это задача не только университетов, министерства, но и всего общества. Как мы должны построить новую образовательную систему, которая тоже испытала шок с точки зрения теста на онлайн-технологии. Чему учиться, какие навыки будут востребованными в ближайшие 10-15 лет?
Александр Аузан: "Мне думается, система образования сейчас столкнулась с двойным кризисом. Первый связан с тем, что ее институты устроены неправильно, и таково положение вещей уже много лет. В Советском Союзе была поговорка: процесс образования есть борьба между системой образования и природной одаренностью человека. Система стала выигрывать в этой борьбе. К сожалению, во многом она дает ухудшающий отбор, причем именно в странах с экстрактивными институтами и рентной экономикой. Такой экономике "сложные мозги" не нужны, она начинает их не запрашивать, а выпихивать. Поэтому мы страдаем от того, что наши студенты, исследователи, ученые, инженеры работают в других странах. Образование стали трактовать как рыночную услугу.
Но понимаете, какая штука, как экономист, я могу сказать, что это очень странный рынок. Потому что там асимметрия информации, олигополии, специфичные активы. Иными словами, простой рыночный механизм там работает чрезвычайно плохо. По моему разумению, нужно переходить к модели, которую я называю инвестиционной. Это инвестиции в человеческий капитал. Нужно считать, не что у вас будет через семестр, а что у вас будет через десять лет, ведь человеческий капитал дает эффект через десять лет. И строить эту модель, вы правы, нужно не в рамках министерства образования. Поскольку для того, чтобы построить, надо начинать с начальной школы, соединяться с университетами, которые глобально конкурентоспособны, а не все обладают таким свойством в наших странах, и с компаниями, которые конкурентоспособны.
Они заинтересованы в конкурентоспособных мозгах на поддержке в виде новых работающих, занятых". Ставка на правое полушарие "Второй кризис образования — и тут ответ на вопрос, чему надо учиться, — состоит в том, что мы вступили и вступаем с все более высокой скоростью в эпоху искусственного интеллекта, — продолжил Александр Аузан. Он будет поедать профессии только так. Какие профессии? Те, которые основаны на алгоритмах: делай раз, делай два, делай три. А очень много профессий, которым мы учим в университетах, основаны на алгоритмах, — все аналитики, включая финансовых, юристы, психоаналитики и т. А нам с вами куда деваться? Преимущество естественного интеллекта в том, что у нас есть правополушарное мышление, есть интуиция, которой нет у искусственного интеллекта, пока, по крайней мере.
Чему, мне кажется, стоило бы поучиться у Китая и китайской истории. Конфуций предложил экзамен для чиновников, где они должны были показать владение каллиграфией, стихосложением и т. До начала прошлого века этот экзамен был обязательным. И нынешние эконометрические исследования показывают, что наиболее успешны те регионы страны, где этот экзамен был введен. Нам нужно будет мировое образование перестраивать — и очень быстро — на поддержку правополушарного мышления. Аналитические способности держать надо, но не они будут главными. А математика важна, потому что это язык цифровой экономики". Почему Стругацкие актуальны В завершение беседы спикер дал совет, какую литературу полезно читать.
Александр Аузан: "Что почитать — это непростой вопрос. У меня отношения с книгами такие: я очень долго выбираю, что читать, а потом начинаю читать очень глубоко, с карандашом. Важно выбрать книгу, которая повлияет на вас надолго. Но я скажу сейчас, может быть, странную вещь. Не буду говорить о книгах по экономике, философии, социологии.
Конечно, онлайн — прекрасное средство демократизации образования, когда можно послушать лекции и стэнфордского профессого, и оксфордского, и из Сорбонны. Очень здорово! Но офлайн несет другую силу — это театр, где есть энергетика, разговоры в коридоре. В Coursera вы этого не найдете. Кинематограф не убил театр, а превратил его в элитное, довольно дорогостоящее и размножающееся развлечение, даже занятие, очень важное. Две руки: онлайн заведует демократизацией, а офлайн — углублением и комплексностью понимания. Они будут приходить в равновесие, конкурируя и сменяя друг друга. Цифровизация приведет к тому, что мы сначала зайдем далеко в одну сторону, потом начнем возвращаться, понимая, что теряем что-то очень важное, и что, оказывается, для того чтобы хорошо воспринять лекцию, нужно встать, почистить зубы, одеться, прийти в некий социум, с кем-то поговорить, и тогда ты собрал сам себя, сосредоточился и готов учиться. Хотя это возможно и в онлайне — он создал новый способ восприятия.
Проект общежития для курорта за 50 млн рублей
- Александр Аузан — шаман обанкротившегося либерализма
- Декан экономфака МГУ Аузан готовит «смену пораженцев» для сдачи России
- Автор: Аузан Александр Александрович | новинки 2024 | книжный интернет-магазин Лабиринт
- Аузан А.А.. Книги онлайн
Декан экономфака МГУ Аузан: при новой глобализации России поможет «эффект Левши»
- Декан экономфака МГУ Аузан назвал "путь Левши" выгодным при новой глобализации
- Объявления
- Декан экономфака МГУ назвал главную угрозу 2024 года
- Общество профессионального потребления
- Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан стал Почетным доктором СПбПУ
Александр Аузан «Измерение качества образования — фантастически сложная задача»
В своих прошлых выступлениях руководитель экономфака МГУ отмечает, что российские общество и власти пережили два «брака». Первый длился до протестов на Болотной площади — россияне получили доступ к благам, недоступным не советской власти. При втором «браке» лояльность населения обеспечивалась присоединением Крыма и военными конфликтами на Ближнем Востоке. В соответствии с третьим «браком», по мнению эксперта, власти ликвидируют бедность и перераспределяют доходы, а взамен получают возможность править сколько угодно долго. В России в конце июня — начале июля состоялось голосование по предложенным Владимиром Путиным поправкам к Конституции.
В некоторых регионах Центры занятости населения заключают договоры с автошколами и направляют на обучение. В теории, получить права бесплатно могут многие: матери в декрете, пенсионеры и безработные.
И даже в этом случае количество мест ограничено, поэтому нужно успеть подать заявление и попасть в квоту. Повезет самым настырным. Госпошлину и экзамены, кстати, все равно придется оплатить. Чему еще можно бесплатно обучиться? Аудит, логистика, маркетинг, менеджмент, дизайн — и все это в рамках программы «Содействие занятости» нацпроекта «Демография».
Являлся членом Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
В настоящее время входит в состав Экономического совета при Президенте РФ. Автор более сотни научных работ, в том числе четырех монографий. Регулярно публикует статьи и дает интервью СМИ, читает лекции о модернизации экономики, социокультурных ценностях и динамики социального контракта.
Границы пришлось открыть, но при этом зафиксировать увеличившееся отставание от развитых стран. Чрезмерные государственные инвестиции — к дисбалансу бюджета. Из-за неэффективности экономики не росли доходы населения, — перечисляют проблемы в Институте экономики роста им. Впрочем, есть шанс, что российское правительство учтет негативный исторический опыт других стран и постарается не допустить похожих ошибок. По крайней мере хочется на это надеяться. Даже если санкции скоро снимут, важные для развития страны технологии надо освоить как можно быстрее.
Не закрывайтесь, а развивайтесь Большинство экспертов считают, что в закрытой экономике развиваться не получится. Отставание от технологически развитых стран будет только расти. Отсутствие удачных кейсов в мировой истории. Особенно, если мы говорим, что отечественная продукция должна быть более дешевой и качественной, — сетует Михаил Виноградов подробнее см. Нам нужна международная кооперация. Причем не с ограниченным числом партнеров, а со всем миром. За 15 — 20 лет Китай из полуаграрной страны стал второй экономикой мира. У нас стартовые позиции лучше. Есть богатейшие природные ресурсы и человеческий капитал.
Мы можем пройти этот путь лет за 12. Тем более сейчас не экономический, а геополитический кризис. Мы не Куба, на нас вечные санкции не наложишь. Если будут позитивные изменения, которые воспримет мир, санкции каскадно начнут сниматься, — считает Георгий Остапкович. Но как и при любом кризисе — не важно, экономический он или геополитический, нужно надеяться на лучшее, а готовиться к худшему. Даже если санкции с нас когда-нибудь снимут, критические для развития страны технологии желательно освоить как можно быстрее. Надо перестать привлекать бизнес к уголовной ответственности там, где споры должны решаться в арбитраже. Надо доводить до решения вопрос с амнистией по экономическим статьям, надо снимать препоны для тех бизнесменов, которые все еще хотят вернуться из-за рубежа, — считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. И сегодня самое важное — это трезво понимать направление вектора.
Самая большая ценность для нас — люди. И им нужно дать возможность самореализовываться любыми способами. Но сейчас мы так зарегулировали людей, что ожидать инициативы снизу бессмысленно. Главное — надо дать людям возможность заниматься самоспасением.
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан стал Почетным доктором СПбПУ
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает, что, если за текущей кризисной ситуацией наступит период «новой глобализации», то наша страна может увеличить присутствие на мировом рынке за счет так называемого «эффекта Левши», пишет РБК. Декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук. проффессор Александр Аузан, прочитав выпускникам лекцию на тему возможных сценариев долгосрочного развития России. проффессор Александр Аузан, прочитав выпускникам лекцию на тему возможных сценариев долгосрочного развития России.