Новости экономика россии что происходит и что делать

Мы решили разобраться, почему это происходит, как долго будет продолжаться такая экономическая ситуация и что делать, чтобы не потерять свои сбережения в нынешних условиях.

Названа главная проблема экономики России

— Экономика РФ, ее взаимоотношение с региональными бюджетами строилась таким образом, что регионы перечисляли все налоги, а федеральный бюджет потом давал их обратно по своему усмотрению. Мы решили разобраться, почему это происходит, как долго будет продолжаться такая экономическая ситуация и что делать, чтобы не потерять свои сбережения в нынешних условиях. Статьи, экспертные оценки, разговоры об экономике и бизнесе в России и в мире. Они проглядели новые источники роста экономики России, которая даже при заградительных ключевых ставках продирается вперед, к новым рубежам производительности. Как выглядит милитаризация экономики, почему падает рубль и кто от этого выигрывает — об этом экономист Наталья Зубаревич рассказала в интервью «Правмиру».

Новости экономика

Поэтому, думаю, что мы идем к отставанию, но та стартовая точка, которая была при вводе наших войск в Афганистан, — это разные вещи. Пусть сейчас и сжатый рынок, и ограниченная конкуренция, но у нас открыты границы — как для людей, так и для большей части товаров. Поэтому я бы не стал пока еще сравнивать эти ситуации. Схожесть в том, что как и тогда, основной продукт — это углеводороды. Постигнет ли эта же участь еще какие-то товары? Это означает, что инвестиции в сложные психологические процессы производство, сельское хозяйство на свободном рынке становятся бессмысленными.

Соответственно, это приводит к тому, что рынок не дополучает средств на текущее обновление и развитие парка. А это в свою очередь приведет к тому, что все будет неизбежно разваливаться. Это как ткань, которая изнашивается и потом случайно рвется допустим, если зацепил за гвоздь. Но причина не в гвозде, а в том, что она изначально была изношена. Хроническое недоинвестирование в будущем, конечно, будет приводить к тому, что возникнут множество недофинансированных отраслей.

Как это будет проявляться? Сейчас мы видим, что потихоньку изнашивается рынок лайнеров, та же ситуация с продуктами птицеводства… — Говорят, что с начала нового года будет повышение налога на добавленную стоимость НДС. Так ли это?

Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.

Уровень оптимизма населения на рекордных максимумах. Важно, чтобы эта тенденция не развернулась обратно», — отметил он.

По его мнению, термин структурной трансформации надо применять и к бюджету. Силуанов добавил, что бюджетная политика должна быть сбалансированной. Кроме того, он назвал «возвращение в страну пессимистов» основным KPI для российской экономики.

Что будет с эконо­микой России в 2024 году: прогно­зы прави­тельства, ЦБ и аналити­ков финрынка

Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов. Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос. Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста. Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров.

Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков. Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда. Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование.

Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий. Реформа рынка труда. Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате.

Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости. Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены. Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников. Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях.

Право на труд должно быть закреплено в Конституции. Программа гарантированных общественных работ на муниципальном уровне должна приобрести постоянный институциональный статус и поддерживать временные рабочие места в сферах городского благоустройства, капитального ремонта и экологических проектов по единой ставке заработной платы. Рабочие места должны быть предоставлены каждому, кто хочет и может работать: таким образом, государство станет работодателем последней инстанции. В отличие от простого расширения государственной занятости, программа не несёт серьёзных коррупционных рисков: по определению, достойные рабочие места будут доступны каждому. Гарантированные рабочие места зададут пол для зарплат и социальной поддержки в частном секторе и повысят конкуренцию на рынках труда.

Правительство сможет эффективно управлять уровнем зарплат, добиваться соблюдения трудовых прав со стороны частных компаний и избегать снижения работоспособности населения из-за длительной приостановки трудовой деятельности это в том числе поможет сохранять предложение качественной рабочей силы для частного сектора в периоды экономического подъёма. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением и преодолением социальных последствий СВО. Бюджетные расходы должны сфокусироваться на технологическом перевооружении предприятий. Основные проблемы возникают в тех направлениях, где оборудование изготавливается для узкоспециализированного, проектного применения. Детали для подобных товаров трудно поддаются импортозамещению, поэтому предприятия по возможности должны быть временно переведены на аналоги российского производства, если таковые существуют.

Такие изменения приведут к снижению продуктивности, но позволят выиграть время для переоценки возможностей импортозамещения. Необходима стратификация по категориям важности. Возможности внутреннего проектирования и изготовления технических изделий не безграничны. Имеющиеся производственные мощности достаточно обширны, но недостаточны с учётом масштабов вынужденной трансформации. Мы должны стремиться к локализации всех стадий технологического цикла хотя бы в ключевых отраслях , включая гражданское авиастроение, нефтегазовую отрасль и химическую промышленность там, где это возможно.

В краткосрочном периоде полезно будет воспользоваться возможностями китайской и индийской производственной базы. Россия частично продолжит полагаться на технологическую поддержку дружественных стран. При замещении импорта особенно критична высокая степень персональной ответственности государственных служащих, также внедрение механизмов общественного контроля. Нашей долгосрочной целью должна стать не военная, а технологическая мобилизация, неравная традиционному импортозамещению. Эффективная работа в этом направлении позволит предприятиям взаимодействовать с новыми рынками технологий, обмениваться знаниями и привлекать иностранный капитал.

Самоочевидна необходимость массовых вложений в науку и образование. Поддержка науки в России, к сожалению, часто будет эквивалентна поддержке наименее обеспеченных граждан. Ограниченная валютная выручка должна тратиться на товары, которые невозможно воспроизводить внутри страны. У государства нет финансовых ограничений в расходах в рублях, но есть вполне реальные ограничения в иностранной валюте. Ради этих целей разумен запрет на импорт товаров роскоши и прочей малоприоритетной продукции.

Инициативное бюджетирование. Разрушение системы социальной защиты в Российской Федерации способствовало развитию ряда низовых гражданских инициатив. Многие цели государственной политики — помощь пожилым людям, больным детям, благоустройство территорий и многое другое — уже в той или иной мере реализуются на ресурсы самих граждан. Такие организации представляют интересы самих жителей и часто уже обнаружили оптимальные цепи поставок и методы поддержки. Государственное вмешательство было бы неэффективно.

Часть государственных финансовых ресурсов должна быть переведена в муниципальный бюджет на инициативное бюджетирование. Жители территории могут принимать непосредственное участие в распределении средств с помощью инструментов прямой соучаствующей демократии. Категории рабочих мест, создаваемых в рамках программ гарантированной занятости, также могут дополняться и корректироваться в ходе общественных обсуждений. Новые методы борьбы с инфляцией. Основные инфляционные риски в ближайшие 5 лет будут на стороне предложения.

Манипуляция ставкой в таких условиях не является эффективным методом контроля инфляции, а её частые изменения лишь увеличивают неопределённость. Высокая ключевая ставка усложняет доступ к кредиту для бизнеса провоцирует сокращение выпуска. Способствуя сокращению предложения, высокие ставки в сегодняшней среде имеют скорее проинфляционный эффект. При этом снижение ставки не имеет решающего влияния на темпы инфляции, что особенно справедливо в условиях закрытого счёта капитала. В России ключевая ставка оказывает относительно слабый эффект на объём неипотечного потребительского кредитования и не провоцирует всплесков избыточного спроса.

Первым инструментом борьбы с инфляцией должно стать снижение логистических издержек. Необходимы инвестиции в инфраструктуру и цепочки поставок, соединяющие внутренние рынки, а также государственные распределительные центры. Вторым фактором инфляционного давления останется курс рубля. Изменения валютного курса почти полностью переносятся в цены. Сегодня валютный курс де-факто оказался под контролем государства через крупнейшие экспортные компании.

Сокращение присутствия нерезидентов на российском финансовом рынке избавит экономику от резких переливов капитала, которые всегда угрожали девальвацией и, как следствие, инфляцией. По мере открытия движения капитала задачу валютной стабильности необходимо возложить на Центральный Банк. В случае бегства капитала в доллар и другие валюты, Центральный Банк должен использовать международные резервы для нейтрализации инфляционного давления на рубль. В отдельных отраслях контроль инфляции потребует ограничения потребительского спроса. Посткейнсианцы предпочитают предотвращать избыточный спрос, а не снижать его ex post за счёт повышения налогов или ключевой ставки.

Предотвращение инфляции требует анализа отраслевого спроса на этапе планирования государственных расходов и координации ресурсов на основе фактических данных. Как хороший стоматолог, экономическая политика должна адресовать проблемы до того, как они потребуют кризисного вмешательства. Центральный институт развития. Отказавшись от активной денежно-кредитной политики как своей основной задачи, Центральный Банк должен принять роль института развития. Отбросив завесу независимости , Банк может стать союзником и советником экономического развития.

Организация способна использовать свою экспертизу и экономические инструменты для создания всеохватного экономического роста. Кроме облигаций Правительства — ранее упомянутого монетарного финансирования — Центральный Банк может использовать свой бухгалтерский баланс для выкупа облигаций разнообразных внебюджетных организаций, включая региональные институты развития. Экологические и культурные организации могут выпускать облигации для реализации долгосрочных капиталозатратных проектов. Эти облигации будут выкуплены как напрямую Центральным Банком, так и гражданами. Внесение подобных облигаций в ломбардный список Банка России создаст устойчивый и ликвидный рынок для инструментов финансирования отраслевого развития.

Центральный Банк может поддерживать население, создав ликвидный и устойчивый рынок финансовых инструментов. Физические лица смогут сберегать в государственных облигациях и инструментах, числящихся в ломбардном списке. Формируя ломбардный список, Центральный Банк гарантирует ликвидность сбережений для населения. Для сжатия совокупного спроса в периоды перегрева экономики уместно сокращение объёма кредитования; однако это должно происходить не ценовыми инструментами. Уместно внедрение портфельных пределов по отраслям для ограничения инфляции и социально вредного производства.

Приоритетные проекты, напротив, должны требовать меньшего резервирования от банков. Контроль капитала. Масштабные меры по ограничению потоков капитала, в том числе элементы валютного контроля, зачастую рассматривается как вынужденная, временная мера. Но есть все основания полагать, что меры контроля капитала, введённые российскими властями в ответ на мировые санкции, могут и должны стать постоянной составляющей новой экономической политики. Спекулятивные движения капитала нередко носят проциклический характер и усугубляют волатильность на рынках.

При этом перетоки капитала могут быть связаны с макроэкономической политикой США и других стран, а не с долгосрочным потенциалом роста нашей собственной экономики. После долгого периода забвения политика контроля капитала получает сегодня второе дыхание. Даже консервативные институты вроде Международного Валютного Фонда начинают признавать эффективность подобных ограничений, указывая на опыт развивающихся стран в кризис 2008 года. Меры контроля движения капитала расширят пространство для экономической политики. Они создадут существенные препятствия для керри-трейда , что снизит потребность в золотовалютных резервах и активной денежно-кредитной политике.

Ограничения на прямые инвестиции защитят зарождающиеся индустрии и предотвратят повторение опыта 1990-х годов, когда иностранные инвесторы имели возможность скупки российских предприятий с краткосрочными целями сокращения нежелательной конкуренции на мировом рынке. Политика жёсткой экономии англ. Подобные идеи во многом усугубили кризис Еврозоны в начале 2010-х. Также это повысит мобильность труда, что увеличит конкуренцию за сотрудников и выступит дополнительным стимулом повышения эффективности используемых технологий производства. Несмотря на формальную независимость, ЦБ и Правительство крайне зависят от решений друг друга и в итоге вынуждены проводить скоординированную политику с едиными целями.

Схожие программы, связанные преимущественно с локализацией производства микроэлектроники, а также "расшивкой" узких мест логистики, в последние годы были запущены в США администрацией Байдена. Список активов, которые ЦБ принимает на свой баланс в качестве залога при кредитовании коммерческих банков. Под ценовыми инструментами в данном случае подразумевается управление процентными ставками. Изменение ключевой ставки влияет на всю кривую доходности в экономике, в то время как инфляция часто связана с «узкими местами» в отдельных отраслях или импортных позициях. Именно в этом смысле необходимы целевые меры по «расшивке» подобных проблем вместо «ковровых бомбардировок» в виде манипуляций ставкой.

Такая программа будет предоставлять гарантированные, но не принудительные рабочие места: доступ к пособиям по безработице останется свободным для всех граждан, вне зависимости от участия в программе гарантированной занятости. Другие ключевые отрасли включают в себя радиоэлектронику, определённый набор вычислительных машин и их комплектующих, изготовление средств производства и фармакологию. Соучаствующая демократия англ. Механизмы соучаствующей демократии включают в себя публичные консультации, сессии соучаствующего планирования и децентрализацию политических процессов. Стратегия получения прибыли на валютном рынке за счёт разной величины процентных ставок.

Следует покончить с практикой избыточного накопления резервов. Достаточно ограничиться величиной, необходимой для покрытия 6-месячной потребности в импорте и платежей по внешнему долгу. Раздел в разработке.

Сможет ли Россия наладить импортозамещение — С 2014 года много говорилось о развитии импортозамещения, были программы поддержки производств. Почему это не сработало? Гораздо выгоднее торговать с другими странами, использовать конкурентные преимущества, например, более дешевый труд, где это возможно. Полностью закрытая экономика, которая пытается все импортозаместить, — это так называемая автаркия, экономика феодального типа. Это Северная Корея, где основная масса населения нищая по мировым меркам.

Сейчас есть опасность в том, что и мы превратимся в автаркию. Но это не работает, страна с автаркией отстает в технологическом плане от всех других государств. Для развития надо торговать и сотрудничать. Это как в спорте: настоящий выход собственного мастерства на новый уровень возможен только тогда, когда играешь против других, особенно тех, кто сильнее тебя. Ты познаешь новые трюки, финты, «перенимаешь и адаптируешь новые технологии». В 2014 году Россия ввела контрсанкции — продовольственное эмбарго. Это решение, скорее всего, пролоббировали политики, связанные с бизнесом. Потому что позднее финансовую поддержку от государства получили какие-то отдельные неэффективные производства. Выгоду от этого получили в первую очередь они, а не потребитель.

Сахар по 150, гречка по 200: от чего зависит рост цен Конечно, стратегическое импортозамещение может сработать в отдельно взятой отрасли, если на время ограничить ее от конкурентов, развить до уровня, превышающего мировой, потом выйти на мировой рынок и потеснить конкурентов. Это примерно то, что сделала Южная Корея в 1970-е с автомобилестроением. У нас после запрета на ввоз европейских сыров появились отдельные хорошие российские производства. Но надо было дальше поддерживать их выход на экспорт! А мы заморочились этим только года два назад, но и то только на теоретическом уровне — пока сделано слишком мало и слишком поздно. Нормальной программы импортозамещения в стране нет. А в целом построить самодостаточную экономику нельзя. Любой высокотехнологичный продукт — это идея, технологическая разработка, дизайн и производство. Тот же айфон придуман в США, а производится в Китае.

Какая-то инженерия для самолетов Boeing разрабатывалась в Москве. В автомобилях отечественного производства используется импортная электроника. От чего-то можно отказаться, например, от электроподъемника стекла или радио. Но наличие антиблокировочной тормозной системы обязательно в автомобиле по закону. А это импортная составляющая. Заменить быстро ее невозможно. Чтобы построить в промышленных масштабах такое производство, нужно поддерживать науку, как в отдельных отраслях ее поддерживали в СССР. Эти инвестиции должны быть постоянными и долгими, а эффект будет заметен только через 10-15 лет. В России же наука сильно недофинансирована.

Будет ли наше государство теперь ее активно поддерживать или опять выиграет оборонка? У меня на этот счет иллюзий нет. Рубль крепчает, а товар дорожает: когда ждать снижения цен «Дефолт — наименьшая боль» — Международные рейтинговые агентства предупреждали о риске дефолта. В марте Россия выплатила купоны по гособлигациям, несмотря на замороженные активы. Сохраняется ли риск дефолта? Чем он грозит экономике, если случится? Все понимают, что деньги есть, просто сейчас нет. К чести России, если не брать 1917 год, мы никогда не объявляли дефолт по внешним долгам. Даже в 1998 году дефолт объявили по ОФЗ в рублях.

Тогда мы еще заморозили выплаты по долгам, номинированным в валюте, но потом их выплатили. Проиграли лишь те инвесторы, которые инвестировали в рублях, то есть на внутреннем рынке. Этот ужас запомнили и связали его с дефолтом. Но дефолт был верхушкой айсберга. Дефолт запомнился как никнейм для банковского и финансового кризиса. Сейчас же дефолт — это чисто техническая вещь.

Откуда берутся дополнительные деньги и почему растет ВВП — Принесла ли специальная военная операция что-то положительное для экономики? Да, более 600 тысяч человек, мобилизованные и контрактники, стали получать совсем другие заработные платы. Не знаю, насколько они этим довольны, но семьи их довольны точно.

Резко выросли пособия малоимущим семьям с детьми. В 2023 составили около полутора триллионов рублей, это очень много. Кроме того, мобилизованные, да и контрактники тоже, — это в основном люди из более бедных мест, куда тоже потекут дополнительные деньги. Но вот сказать, что, допустим, Бурятия выиграла больше всех, у меня как-то язык не поворачивается. Это все достаточно широко размазано по стране. По первому полугодию мы видим практически по всей стране восстановительный рост доходов населения, который перекрыл спад 2022 года. Особо преференциальных регионов я выделить не могу, особенно с учетом некоторых проблем с качеством статистики по доходам населения. Например, не видно роста в некоторых регионах Дальнего Востока, но это скорее говорит о погрешностях учета. Первый — это дополнительные налоги с крупного бизнеса.

Придумываются все новые: то на курсовую разницу если вы экспортеры, а рубль дешевый, то давайте-ка, платите больше , то так называемый windfall tax — налог на неожиданный рост цен в экспортных поставках. Сейчас еще и экспортные пошлины растут. Второй поток — облигации внутреннего займа. Пока у Центробанка была низкая учетная ставка, федеральному бюджету это было выгодно. А сейчас, когда ее поневоле пришлось задрать, облигации вряд ли будут выпускаться столь же активно, потому что государству будет дорого обходиться их обслуживание. Держателям облигаций тоже ведь надо что-то выплачивать, у них должен быть доход. Третий источник — это Фонд национального благосостояния. Он у нас в иностранной валюте и в золоте, а рубль упал. В 2023 году из фонда вынули полтора триллиона рублей, а количество юаней и золота фактически осталось прежним.

Со второй половины 2023 года стали расти нефтегазовые доходы. То же самое было и в первой половине 2022 года, когда были бешеные цены на нашу экспортную продукцию, прежде всего на нефть и газ. Потом они упали, а с осени 2023 года опять пошли вверх. Даже если они не выйдут на уровень 2022 года, то уже такой дыры в бюджете из-за недобора нефтегазовых доходов не будет. Кстати, происходящее сейчас на Ближнем Востоке тоже повлияет на цены, потому что есть опасения, что Иран вступит в конфликт и на него наложат дополнительные санкции. Тогда нефти на мировом рынке станет еще меньше, и она будет дороже. А остальные доходы просто прут. Рубль дешевеет — растет внешний НДС на то, что мы импортируем, потому что налог-то рассчитывается в рублях, и их получается сильно больше. С этого года люди начинают платить налог на вклады более 1,3 миллиона рублей, причем он полностью переведен в федеральный бюджет, а регион уже с него ничего не получает.

И эти деньги тоже идут в федеральный бюджет. Нет нужды облагать дополнительными налогами малый бизнес. Населению тоже не повышают налоги. Это называется неэффективные расходы, обусловленные неэкономическими факторами. Очень прибыльное занятие для отдельных групп бизнесов и для отдельных групп занятых. Действительно, их благосостояние существенно улучшилось. Кроме того, это формально дает прибавку в валовой внутренний продукт, он растет. То есть любое изделие рассчитывается как продукция, учитываемая в ВВП. Трудно вычленить вклад именно этой части экономики, но то, что она дает дополнительные проценты его роста, это мы все прекрасно понимаем.

Безработицы нет, но хорошо ли это? Главный — демографический. Это следствие войн прошлого, которое до сих пор заметно, и провала рождаемости 90-х — начала 2000-х. С рынка труда будет постепенно уходить большое поколение, которое сейчас задержано повышением пенсионного возраста, и поэтому пока все это не так заметно. Но со временем у нас устойчиво будет сокращаться рабочая сила. Это первое. Добавляем 300 тысяч мобилизованных, добавляем уже больше 300 тысяч контрактников — вот вам еще 600 тысяч, вынутых из экономики. Что касается уехавших, то с ними сложнее, потому что мы не знаем их количества, хотя оценки 500—700 тысяч возможны. Но какая-то часть вернулась, а из уехавших большинство продолжает работать на российские организации в удаленном режиме.

Поэтому из занятости они не ушли. Они устали, выгорели. Но производительность труда и вправду падает, об этом сообщает Росстат. Объемы производства растут существенно медленнее роста заработных плат. Людей переманивают на рабочие места, которые надо срочно закрывать специалистами, а это можно сделать, только повышая зарплату. Почему российское автомобилестроение — в депрессии — Едешь по Москве и видишь невиданное количество новых машин с непривычными названиями.

Это связано и с динамикой курса. Но в июле мы будем принимать решение, исходя из всех факторов», — пообещала в прошлый четверг председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Экономика и дефицит бюджета сейчас во власти Минфина, считает экономист Павел Рябов. По его словам, у правительства РФ сегодня простой выбор: сокращение ВВП во втором полугодии ради попытки сохранить годовой дефицит бюджета в пределах 3 трлн руб. Министерство финансов РФ начало сокращать государственные расходы в июне 2023 года. Прямую зависимость текущего экономического роста от бюджета признают как независимые экономисты, так и официальные власти. Рост поступлений наблюдался во всех укрупненных группах отраслей, кроме отраслей, ориентированных на инвестиционный спрос. Наиболее позитивная динамика отмечалась в группах отраслей, ориентированных на государственное потребление и внешний спрос», — отмечается в последнем обзоре российского Центробанка.

Полгода под тысячами санкций: что происходит в российской экономике

Последние главные новости из рубрики «Новости экономики». На сайте в рубрике «Экономика» всегда свежие новости за день и неделю. Самые важные и актуальные новости экономики в журнале Эксперт.

Новости экономики и финансов

Для развития экономики высокими темпами необходимо развивать гражданские сектора, но этому препятствует высокая ключевая ставка, добавил аналитик. Ранее Минэкономразвития спрогнозировало курс рубля до 2027 года. По прогнозам ведомства, в следующем году этот показатель составит 98,6 рубля за доллар, а в 2027-м — 103,8 рубля. Инфляция в 2025 году будет на целевом уровне ЦБ и сохранится в таком виде до конца названного периода, посчитали в ведомстве.

Впрочем, проверить это невозможно: сейчас нет привычки, да и особого смысла, следить за прогнозами на столь длинный срок. Мировая экономическая и политическая конъюнктура меняется стремительно, поэтому достоверно предсказать, что произойдет с российским нефтегазовым экспортом даже через год или три года, не говоря уже про десятилетний отрезок, невозможно. Можно с большой долей уверенности говорить лишь о том, что нефтегазовые доходы России в ближайшие год-два, независимо от хода и последствий специальной военной операции, не будут расти, а, скорее, наоборот, продолжат сокращаться. Мировая рецессия, которую многие экономисты уверенно прогнозируют на 2023 год, — тоже минус для российского бюджета. В случае замедления роста или даже падения мировой экономики снизится или, по крайней мере, не будет увеличиваться потребление нефти в ведущих мировых экономиках. В том числе в так называемых дружественных странах. Конечно, теоретически для покрытия дефицита бюджета можно просто печатать рубли в любых количествах.

Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

При этом Минфин заявил, что текущий объем расходов федерального бюджета за шесть месяцев 2023 года составил 14,98 трлн руб. Ведь по факту в прошлом году бюджетные расходы превысили 31,19 трлн руб. Отсюда ясно, что на вторую половину 2023 года в казне осталось значительно меньше денег, чем было истрачено во втором полугодии 2022 года. А поскольку бюджетное финансирование пока было основным драйвером для экономики, то спад экономической активности да еще и на фоне ускоряющейся инфляции весьма вероятен. По его словам, при высокой зависимости экономики от госрасходов и при неизбежном цикле ужесточения денежно-кредитной политики от нашего Центробанка, во втором полугодии «может быть очень больно российской экономике». А вслед за этим подтянутся и другие цены. Это связано и с динамикой курса. Но в июле мы будем принимать решение, исходя из всех факторов», — пообещала в прошлый четверг председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Что ждет российскую экономику. Наталья Зубаревич

Но если Китай попытается открыть финансовые рынки, это ослабит контроль над потоками капитала в страну и из нее, а также, вероятно, над населением и политической ситуацией внутри. Пока китайские власти к этому не готовы. Когда-нибудь это произойдет, но этот длинный путь страна делает маленькими шажками. Процесс займет еще лет 20. Поэтому в краткосрочной перспективе ничто потеснить доллар не сможет. Однако есть одна оговорка. Мои рассуждения справедливы в предположении, что мировая экономика и мировая торговля будут свободны от барьеров.

А война, санкции — это и есть появление барьеров. Ситуация на Украине уже подтолкнула мировую систему торговли к фрагментации. Вполне вероятно, что теперь в мире появятся такие отдельные зоны торговли, в каждой из которых основной резервной валютой будет какая-то своя, особенная. Допустим, в каком-то обозримом будущем Китай торговлю со своими основными торговыми партнерами может перевести на расчет в юанях. Про рубль в этом контексте не стоит говорить серьезно, потому как мы очень маленькая экономика. А с началом военных действий на Украине она начала снижаться еще быстрее.

Защитные акции: какие бумаги включить в свой антикризисный портфель Что будет с курсом рубля — Тем не менее рубль укрепился по отношению к доллару на фоне новостей о переходе на расчеты в рублях. Правда, фактически купить валюту по биржевому курсу нельзя. Что будет дальше с курсом рубля? Нельзя однозначно судить, укрепился рубль на фоне новости о переводе расчетов за газ в рубли или из-за перспективы отвода войск от Киева. В целом нет больших оснований, чтобы рубль укреплялся — на горизонте пяти лет он будет слабеть. Мы обложены самыми суровыми санкциями в истории, у нас плохой инвестиционный климат, инвесторы нас боятся как черт ладана.

Интерес инвесторов к нам и раньше был небольшим, а теперь, с уходом компаний, потенциальной национализацией и ограничением прав нерезидентов, — тем более. Кроме того, как я уже сказал, Европа постарается избавиться от российской энергии. А энергоресурсы — основной поставщик валюты для бюджета. Постепенное снижение валютной выручки ослабит нашу экономику и, соответственно, рубль. Нужно искать альтернативный источник получения экспортных доходов. Если бы экономика активно развивалась, были бы и предпосылки для укрепления рубля.

Сейчас говорят о переориентации экономики на Китай. Но это не дело двух-трех лет. Посмотрите на карту, сколько городов в России находятся в европейской части и сколько за Уралом? Исторически российский бизнес ориентирован на бизнес с Европой. Для бизнеса с Китаем нужны колоссальные инвестиции в инфраструктуру. Но что-то мне подсказывает, что в первую очередь мы вскоре начнем укреплять оборону, вливать дополнительные деньги в армию.

Какие из ограничений могут быть сняты в первую очередь после достижения мира? Потому что в интересах всех сторон вернуть сообщение, а самолеты — в Европу. Если оставить их здесь, рано или поздно самолеты начнут падать. Внешние санкции, ограничивающие финансовые транзакции отдельных банков, тоже отменят быстро. Другой вопрос, откатит ли наш Центробанк барьеры для движения капитала. Потому что капитал из-за страха и неуверенности в будущем страны будет из нее бежать.

Тут следует отметить, что с февраля ограничения, вводимые ЦБ и правительством, были абсолютно разумными и соразмерными ситуации. Они могли нравиться или нет на бытовом, бизнес-уровне, но эти действия были почти безошибочными, благодаря им удалось, например, избежать еще более сильной девальвации рубля. Возвращаясь к санкциям: точно быстро не снимут санкции с олигархов и санкции на поступление новых технологий в Россию. Последнее особенно болезненно для будущего развития нашей экономики. Сможет ли Россия наладить импортозамещение — С 2014 года много говорилось о развитии импортозамещения, были программы поддержки производств. Почему это не сработало?

Гораздо выгоднее торговать с другими странами, использовать конкурентные преимущества, например, более дешевый труд, где это возможно. Полностью закрытая экономика, которая пытается все импортозаместить, — это так называемая автаркия, экономика феодального типа. Это Северная Корея, где основная масса населения нищая по мировым меркам. Сейчас есть опасность в том, что и мы превратимся в автаркию.

По его оценке, в стране происходит имитация политической жизни без курса на развитие, и даже возможная ротация во власти после президентских выборов 2024 года не сильно повлияет на ситуацию. Экономический кризис не разразился, не перерос ни в социальный, ни политический. С другой — есть проблема отсроченного эффекта: и санкции, и смена приоритетов в экономике. Сейчас видим даже рост ВВП, но за счет оборонки в первую очередь. Видим увеличение доходов населения, но за счет выплат мобилизованным и их семьям. Вопрос не в том, что нынешняя ситуация драматическая. Думаю, драматизм весь впереди. Собственно говоря, мы все дальше уходим от нормализации», — пояснил Калачев. Политолог обратил внимание, что нет развития в производстве товаров для широких слоев населения и в улучшении качества медицины и образования. Понятно, что приоритет сейчас — это геополитика, СВО, победа во что бы то ни стало… Но что дальше? Мне кажется, что настоящие проблемы мы увидим через 2-3, максимум, 4 года. Переход количества в качество, рано или поздно, состоится. Сейчас идет процесс накопления того самого количества изменений не в лучшую сторону во многих сферах нашей жизни. А вот дальше начнутся настоящие трудности, потому что с точки зрения конкурентоспособности, способности создать условия для развития каждого с точки зрения открытия миру, взаимоотношений с разными странами — мы очень много потеряли. Да, мы приобрели партнерские отношения с Китаем, но роль младшего партнера на будущее с учетом того, что перспективы китайской экономики весьма и весьма проблематичны, — это, наверное, не та роль, которую заслуживает наша великая страна», — подчеркнул он. Говоря о прогнозах на 2024 год, Калачев выделил сокращение горизонта планирования в условиях специальной военной операции.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Действительно, санкционное давление уничтожает национальное благосостояние в прямом эфире, а в ближайшем будущем нас ждёт лишь усугубление ситуации. Однако тлетворное влияние Запада началось задолго до вторжения России на территорию Украины. Политика, заложившая хрупкий фундамент российской «стабильности», была основана на заповедях ортодоксальной экономической теории: в какой-то мере все мы живём в доме, который построили американские экономисты. Данный текст предлагает альтернативное прочтение недавней экономической истории и указывает на возможные пути выхода. Отвергая традиционный подход, мы строим наш анализ на идеях посткейнсианской школы экономики. Мы имеем в виду основные стратегии и принципы управления экономикой, которых придерживалась российская власть. Именно эти, заимствованные у западных экономистов подходы, и привели к очевидной утрате российского влияния в мире, итогом чего и стала СВО. Как было В сегодняшнюю уязвимую позицию нас поставила вся постсоветская модель экономического развития, перешедшая к закату с началом 2010-х и окончательно переставшая существовать в феврале 2022 года. Для осмысления предпосылок текущего кризиса важно понимать из чего именно эта модель состояла. Не вдаваясь в глубокий исторический экскурс, мы ограничимся двумя условными периодами: докрымским 2000 — 2014 и посткрымским 2014 — 2022. Докрымский период в российской экономике хорошо иллюстрирует так называемый «эффект низкой базы». После катастрофического опыта девяностых, в начале нулевых Россия вновь начала наращивать свою долю на глобальных сырьевых рынках. За первую половину докрымского периода объём экспорта нефти удвоился до пяти миллионов баррелей в день, вернувшись на уровень 1989 года. Восстановление объёмов замедлилось в 2008 году, зато вдвое выросла цена на нефть. Эффект низкой базы — Экономисты используют этот термин, когда объясняют впечатляющие темпы роста низкими стартовыми показателями. Либерализация торговли сопровождалась либерализацией экономической политики. Поэтапное снятие ограничений на движение капитала привлекло иностранных инвесторов на финансовый рынок и в промышленный сектор России. Возрастающие нефтегазовые доходы и зарубежные инвестиции создали условия для стабильно высоких показателей роста российской экономики. Снизившаяся безработица и растущие доходы населения способствовали динамичному развитию потребительского рынка. Страна активно импортировала как потребительские товары, так и средства производства, сохраняя при этом профицит торгового баланса. Вместе с экономикой росла и налогооблагаемая база. С ростом доходов Правительство получило возможность увеличивать расходы, избегая дефицита бюджета. В докрымский период номинальные государственные расходы увеличились в 10 раз, в 4 раза выросли выплачиваемые государственным сектором зарплаты. Оплата труда бюджетников улучшала ситуацию на всём рынке труда: учителя, врачи и чиновники поддерживали потребительский спрос, который позволял расширяться предприятиям. Экономика России росла по почти кейнсианскому рецепту. То есть, Россия продавала больше товаров и услуг, чем покупала у внешнего мира, накапливая иностранную валюту и номинированные в ней финансовые инструменты. Кейнсианство — направление экономической мысли, сторонники которого указывают на недостаточный потребительский спрос как основное препятствие для экономической стабильности. Если экономика не функционирует с максимальной занятостью и загрузкой ресурсов, растущий спрос приводит к расширению выпуска, что создаёт спрос на средства производства и новые рабочие места. Новые рабочие места, в свою очередь, вновь расширяют потребительский спрос и так далее. В условиях застоя кейнсианцы выступают за расширение государственных расходов и иные способы увеличения совокупного спроса. Однако фискальная политика оставалась осмотрительной. Опыт перехода к рыночной экономике продемонстрировал опасность радикальных решений: в коллективной памяти были свежи взрывной рост цен, девальвация и сопутствующая социальная напряжённость. Даже во времена сырьевого бума государство ставило во главу угла бюджетную дисциплину и пристально следило за устойчивым, но упрямо высоким показателем инфляции. Главным приоритетом экономической политики стала стабильность. Само содержание идеи «стабильности» заметно менялось с течением времени. Фискальная — Экономическая политика, связанная с бюджетными расходами и сбором налогов Стабилизировать экономику планировалось через снижение зависимости между экономической динамикой России и мировыми ценами на нефть. В периоды высоких сырьевых цен государственные расходы росли вместе с нефтегазовыми доходами казны, поддерживая экономический рост. При падении цены на нефть страдали и государственные доходы. В такие годы принцип балансировки бюджета требовал урезания расходов, несмотря на сопутствующую экономическую нестабильность. В отсутствие других факторов роста российская экономика всё больше походила на хвост глобальной нефтяной собаки. Для преодоления этой динамики было принято решение отвязать государственные расходы от сырьевых доходов. С 2004 года потолок государственных расходов задавался бюджетным правилом. Новая бюджетная политика обосновалась в Вообразилии: вне зависимости от реальных цен на нефть казна обязалась тратить не больше, чем собрала бы в налогах, если бы нефть стоила 20 долларов за баррель. К 2007 году мировые цены на нефть выросли до 80 долларов, но базовая цена отсечения была поднята лишь до 27 долларов. Предполагалось, что Фонд обеспечит государству подушку безопасности в случае кризиса. В 2008 году подушка безопасности в 200 миллиардов долларов себя оправдала: половина средств была потрачена на восстановление экономики и Россия сравнительно быстро вернулась на траекторию роста. После финансового кризиса бюджетное правило было скорректировано с более высокой ценой отсечения, но Стабилизационный Фонд продолжал расти. Государство продолжало копить на чёрный день. Приоритизируя бюджетную дисциплину, Россия накапливала финансовые ресурсы за счёт трат реальных ресурсов. Труд россиян и природные богатства страны обменивались на валютную выручку, в то время как сокращение производительных рабочих мест и стагнация промышленности игнорировались во имя бюджетного профицита. Баланс бюджета означает, что расходы примерно равны доходам. Цена, разделяющая экспортные доходы на «базовые» и «сверхдоходы». В рамках действовавших правил бюджет мог называться сбалансированным, но фактически профицитные валютные доходы изымались в резервы. События восьмилетней давности доказали несостоятельность такого подхода. Посткрымский период нашей экономической истории характеризовался обнищанием и мучительным застоем. Модель роста, основанная на стабильности, привела к противоположным результатам. Сто миллиардов долларов, потраченные из Фонда Национального Благосостояния, оказались бессильны перед лицом геополитического кризиса и обвала сырьевых рынков. Следуя бюджетному правилу, государство сокращало темп роста расходов, в то время как реальные доходы россиян падали на протяжении восьми лет. Бюджетная политика посткрымского периода переняла все худшие практики предыдущих пятнадцати лет. Цена отсечения, заложенная в бюджетное правило, была опущена со ста до семидесяти долларов за баррель и ниже — с каждого проданного барреля в экономику поступало ещё меньше средств. Темпы государственных расходов замедлились, зарплаты росли медленнее цен, сокращался спрос, исчезали рабочие места. Кейнсианские рецепты были забыты. Государство усугубляло кризис. Несмотря на заявленную цель, бюджетное правило не стабилизировало государственные расходы, а поддерживало их процикличность. Хоть нефтегазовые доходы и отсекались по воображаемой цене, не-нефтегазовые налоги собирались в полном объёме. В периоды высоких цен на нефть рос и не-сырьевой сектор экономики, а вместе с ним государственные доходы. Бюджетное правило обязывало государство вливать полученные средства в уже растущую экономику — ведь бюджет должен был оставаться сбалансированным. При этом бюджетная политика не рассматривала собственных инфляционных эффектов, управление инфляцией было переложено на денежно-кредитную политику. Банк России, в докрымский период управлявший курсом рубля с помощью накопленных средств, отказался от политики валютного коридора и сосредоточился на таргетировании инфляции. До 2014 года стабильный рубль улучшал инвестиционный климат и облегчал жизнь потребителям, но защита курса от геополитического кризиса оказалась слишком дорогой с точки зрения финансовых ресурсов. Резервный фонд больше не стабилизировал даже курс рубля. Он стал неприкосновенной копилкой в 200 миллиардов долларов. Триада стабильности — сбалансированный бюджет, низкий государственный долг и таргетирование инфляции — ставила своей целью накопление финансовых ресурсов за счёт драматического снижения темпов роста реальной экономики. Отдельно отметим, что именно период экономического застоя внёс наибольший вклад в ослабление геополитического положения России, её амбиций регионального лидерства. Политика воздействия на реальные переменные — занятость и спрос — посредством финансовых инструментов. Инструменты денежно-кредитной политики включают изменение ключевой ставки, нормативы резервирования банковского сектора и управление денежным предложением в экономике. Денежно-кредитную политику также называют монетарной политикой. Резервные фонды за это время несколько раз делились и заново объединялись Валютный коридор появился в 1995 году, когда Центральный Банк привязал рубль к курсу доллара, определив границы его колебания. До начала крымского кризиса ЦБ обязывался держать курс в диапазоне 36 — 43 рубля за доллар. Как сейчас Экономическая история знает мало шоков подобных тому, который переживает Россия. Беспрецедентные санкции и добровольный уход частных иностранных компаний делают технически невозможным сохранение прежней отраслевой структуры экономики. Накопленные десятилетиями финансовые ресурсы оказались до смешного бесполезными: часть накопленных средств была арестована «недружественными странами» , а возможности использования оставшейся валюты сокращаются день ото дня. Теория международных отношений часто классифицирует санкции как альтернативу насилию. В данном случае массовые санкции безоговорочно стали формой насилия над населением России. Исчерпывающее описание их эффектов вышло бы за пределы данного текста, они слишком объёмны и разнообразны. Однако вполне уместен вопрос о том, насколько традиционные рецепты стабилизационной политики способны защитить российскую экономику от подобного удара. Не говоря уже о возможностях послевоенного восстановления. Запрет на импорт наукоёмкой продукции и техническое сопровождение. Многие из подсанкционных товаров — в частности, высокотехнологичные средства производства — представляют собой продукты штучного выпуска, изготавливаемые под конкретные инвестиционные проекты. Выпуск таких товаров не подлежит стандартизации и индивидуален в зависимости от условий дальнейшей эксплуатации. Их предложение на рынке контролируется небольшим числом транснациональных компаний. Это касается в том числе и оборудования для добычи минеральных ресурсов. Российские компании будут вынуждены полагаться на вторичный рынок и оборудование, пересобранное в дружественных странах. Результатом станут рост издержек, падение производительности предприятий и снижение конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках. А также в случае Ирака, Ирана, Кубы и ряда других стран. В том случае, если им будет позволено хотя бы частично на них вернуться. Импортозамещение высокотехнологичных областей невозможно без финансовых издержек. Инновации требуют вложений в основной капитал, что предполагает заёмное финансирование и долгие периоды окупаемости. Согласно триаде стабильности, инновационное развитие не требует особых усилий — частный бизнес проявит инициативу, почувствовав под ногами достаточно надёжную почву. Но в текущей ситуации это едва ли сработает. В самом начале весны Правительство заявило, что ответом на ограничения станет развитие импорта из дружественных стран и локальное импортозамещение. Как показали последние полгода, оба направления действий всё больше походят на тупиковые. Запрет на экспорт российской продукции. В силу своей технологической ограниченности Россия практически не поставляет наукоёмкую продукцию и потребительские товары в недружественные страны. Европейская энергозависимость временно защищает сырьевой экспорт, составляющий половину товарного потока. Не ясно, будут ли этим потери как-то компенсированы в будущем. Бюджетная политика здесь не единственный, но полностью доступный для контроля фактор. Торговое партнёрство с дружественными странами осложняется опасением вторичных санкций. Отечественные программы замещения рискуют быть сорванными из-за массового отъезда значительного числа квалифицированных специалистов. Сокращение экспорта рискует повысить безработицу и сократить доходы населения. Эффективность экономики упадёт в силу узости рынка сбыта и невозможности реализовать эффекты масштаба. Резкое ухудшение финансовых балансов отечественных компаний приведёт к нарастанию рисков в банковском секторе, что в свою очередь негативно повлияет на благосостояние населения. Ради сохранения ответственной фискальной политики триада стабильности требует сокращения или заморозки государственных расходов в том числе сокращения социальных расходов в период кризиса. Наибольшее, что допускается — временный транзитный период, с выходом на заданные параметры нормализации к середине 2020-х годов. Перестройка логистических цепочек.

Экономика – последние новости

The Hill: экономика России превзошла все ожидания вопреки санкциям Последние экономические новости и события, происходящие в России и мире, а также комментарии экспертов, актуальные интервью, аналитика и прямой эфир.
Плановая экономика и новая приватизация. Главное из выступления Набиуллиной на ПМЭФ-2023 Но произошло это за счет того, что внутри экономики, бизнеса, внутри людей нашлись силы, которые позволили сделать то, что сделано», — сказал он.
Что будет с эконо­микой России в 2024 году: прогно­зы прави­тельства, ЦБ и аналити­ков финрынка Временный перегрев: экономика России превысила свои потенциальные показатели.
Материалы по теме «Российский рынок» Последние главные новости из рубрики «Новости экономики».
Новости экономики Подписывайтесь на телеграм-канал RTVI: экономика России упала не так сильно, как предполагали многие?

Сергей Никифоров о будущем российской экономики: «Как раньше уже не будет. Опыт 90-х не поможет»

Две вроде бы противоречащие друг другу новости — о рекордном профиците баланса России во внешней торговле и о начале финансирования дефицита федерального бюджета — 2022 из Фонда национального благосостояния — неслучайно совпали по времени и могут быть. Такая экономика – ее часто называют экономикой предложения – предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий. Последние главные новости из рубрики «Новости экономики». Такая экономика – ее часто называют экономикой предложения – предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий. Как выглядит милитаризация экономики, почему падает рубль и кто от этого выигрывает — об этом экономист Наталья Зубаревич рассказала в интервью «Правмиру». Санкции не только не смогли подорвать экономику России, но и создали для нее новые стимулы, отметил в эфире радио Sputnik сенатор Андрей гически важная для нашей страны продукция должна производиться в России, в этом направлении сделан.

Экономику России ожидает холодный душ

Макроэкономика Последние новости экономики. Читайте последние новости на экономические темы в ленте новостей на сайте Как выглядит милитаризация экономики, почему падает рубль и кто от этого выигрывает — об этом экономист Наталья Зубаревич рассказала в интервью «Правмиру». Последние новости экономики России сегодня Свежие и главные новости экономики на сегодняшний день онлайн. Все новости Политика Экономика Общество Ситуация в Белгороде В мире Криминал Технологии Здоровье Культура Спорт Однако Погода. Санкции не только не смогли подорвать экономику России, но и создали для нее новые стимулы, отметил в эфире радио Sputnik сенатор Андрей гически важная для нашей страны продукция должна производиться в России, в этом направлении сделан.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий