Находящийся у берегов Йемена супертанкер с грузом в виде миллиона баррелей нефти представляет большую опасность, есть риск взрыва или затопления. Нефтяной трубопровод в йеменской провинции Шабва второй раз за месяц взорвали вооруженные боевики. Беспокойство Вашингтона и Брюсселя понятно – обострение давней вражды хуситов и Саудовской Аравии грозит ростом цен на нефть и даже газ. Акции российских нефтяных компаний отреагировали умеренным ростом на удары США и Великобритании по йеменским хуситам и последовавший за этим скачок цен на нефть. Ситуация с добычей и экспортом нефти и привлечением иностранных компаний в Йемен не будет нормализована, пока не закончится военный конфликт в этой стране.
Йеменские хуситы: 800-метровая Бурдж-Халифа взлетит на воздух
Одним из критических пробелов, выявленных в готовности Йемена к реагированию на разлив нефти, является отсутствие в стране специализированного оборудования. Из-за длительных сроков изготовления и приобретения оборудования для ликвидации разливов нефти IMO ждёт пожертвования в виде бывшего в употреблении или с истекшим сроком службы оборудования для ликвидации разливов, которое можно было бы доставить в регион в течение нескольких недель", - говорится в сообщении. FSO Safer был пришвартован в районе морского терминала Рас-Иса с 1988 года для приема, хранения и отгрузки нефти, поступающей с месторождений провинции Мариб.
Да, палестинцы привыкли воевать, эта ближневосточная ситуация у них в крови, и, возможно, поэтому они не развивались внутри страны. Но палестинцы до этой войны с Израилем уже начали жить немного иначе, они начали меняться и думать о будущем, строить бизнес… То, что происходит сейчас, полный бардак, это ситуация, которая вышла из-под контроля.
Сектора Газа уже практически не существует. Восстановится ли обратно сектор Газа до того уровня, который был до войны, если честно, я не знаю. Для этого нужна колоссальная работа, и произойдет ли это вообще — тоже под большим вопросом сейчас. Как Вы думаете, почему, несмотря на бедность, эти страны вместо того, чтобы наращивать свои экономические возможности, продолжают постоянно вести военные действия?
Во-первых, Йемен является независимой страной — да, там идет гражданская война, идет конфликт интересов суннитов и шиитов, идут внешние конфликты с Саудовской Аравией и так далее, но все же страна обладает суверенитетом. А сектор Газа — автономный округ, который полностью был привязан к Израилю. Да, они бедны, у них нет такой развивающейся экономики, нефти и газа. Но каждая страна по-своему уникальна, и Йемен не исключение.
Они не могли наращивать свои экономические возможности из-за внутренних конфликтов или влияния внешних факторов. Йемен — очень красивая страна, которая могла бы стать центром туризма в Персидском заливе, но внутренние распри не дают ей развиваться. Непонятно, как такая бедная страна может оказывать сопротивление Западу? Какой политический интерес может быть?
Однако это единственная страна, как я говорил ранее, которая показала свои острые зубы Западу, и, несмотря на свою бедность, она показывает свое сопротивление. Йемен независим от Запада, независим от арабских стран — нет внешнего влияния, которое могло бы помешать заявить о своих интересах и о своем видении данного конфликта. Возможно, и существуют политические интересы, которые побуждают Йемен говорить такими громкими фразами. Например, это может быть участие и помощь Ирана, помощь России и третьих стран.
Все же до сих пор ни одна из арабских стран не осмелилась противостоять Западу и не подтвердила свои слова поддержки палестинскому народу действиями. Также ООН ранее требовала прекратить военные действия и в секторе Газа. Почему ООН в последнее время становится организацией, чьи призывы и рекомендации не берутся во внимание сторонами конфликта? Этот документ поддержали 11 стран.
Йемен ожидает, что российские компании сыграют большую роль в восстановлении Йемена после окончания войны, а также вернутся для разведки нефти и полезных ископаемых, заявил во вторник РИА Новости посол республики в России Ахмед Салем аль-Вахейши. Эксперты назвали причину роста темпов бурения нефтяных скважин в России 31 июля 2023, 16:02 "Российские компании занимались разведкой полезных ископаемых, а теперь она прервана из-за войны. Мы ожидаем, что после установления мира эти компании вернутся и помогут в разведке нефти или полезных ископаемых", — сказал Салем аль-Вахейши.
Военно-политическое объединение «Ансар Аллах» на территории Йемена называют хуситами по имени их боевого командира и основателя движения Хусейна аль-Хуси.
История их противостояния с центральным правительством Йемена насчитывает уже не одно десятилетие и имеет религиозную подоплеку. Узнать подробнее Хуситы хорошо вооружены: они используют боевые дроны, баллистические и крылатые ракеты. Это указывает на то, что за ними стоит сильный покровитель. На Западе считается, что хуситов поддерживает Иран — как поставками оружия, так и обучением.
Сами иранские чиновники еще в 2014 году признавали свое участие в вооружении хуситов. Так или иначе, активность йеменских боевиков можно считать одним из элементов противостояния между Ираном и США с их союзниками, включая Израиль. До осени 2023 года о хуситах в мире мало кто слышал, а судоходство в Красном море считалось безопасным. Все изменилось в октябре того года, когда палестинское движение «ХАМАС», также поддерживаемое Ираном , вторглось в Израиль, а тот в ответ начал военную операцию в секторе Газа.
Хуситы, действующие в фарватере иранской политики, объявили Израилю войну. Боевики пригрозили, что будут нападать на суда, связанные с Израилем. В ноябре они захватили панамское судно Galaxy Leader , принадлежащее израильскому бизнесмену Аврааму Унгару. Всего же за два месяца с начала конфликта хуситы совершили больше 30 атак против кораблей в водах рядом с Йеменом.
При этом по факту их жертвой может стать кто угодно. В декабре боевики запустили ракету по норвежскому кораблю , который вез пальмовое масло из Малайзии в Италию. Никаких свидетельств, как он связан с Израилем, не нашлось. Судно Galaxy Leader в окружении лодок хуситов.
А после 11 января, когда США и их союзники начали военную операцию против хуситов, эти отказы стали массовыми. В январе 2024 уже треть кораблей , которые раньше пользовались привычным коротким маршрутом через Красное море, шли обходным путем — более длинным и дорогим — вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды. Источник: Daily Shot Как атаки хуситов влияют на мировую торговлю Прямым следствием конфликта у берегов Йемена стало то, что с конца декабря мировые цены на морские перевозки выросли в 2,5 раза. И дело тут не только в топливе и зарплатах экипажей.
Повышают расценки на свои услуги и страховые компании, без участия которых перевозчики не могут обойтись. Кратно растет стоимость фрахта: к середине января ставки на контейнерные перевозки увеличились в 5 раз в сравнении с декабрьскими тарифами. А еще цены драйвят пессимистичные ожидания рынка: никто не знает, когда все это может закончиться. В отличие от случая трехлетней давности , когда Суэцкий канал на неделю перегородил севший на мель танкер Ever Given, в истории с хуситами благополучного финала в обозримом будущем не просматривается.
Так как логистика играет значительную роль в ценообразовании товаров, почувствовать на себе отголоски этого локального конфликта сможет большая часть населения планеты. И в первую очередь — жители Китая и Европы. Евросоюз и КНР выступают друг для друга важнейшими торговыми партнерами. Львиная доля их логистических цепочек завязана на судоходство через Красное море.
Путь из Роттердама до южных китайских портов — один из самых востребованных в мировом судоходстве маршрутов. Через Суэцкий канал он составляет 10 тысяч морских миль, или 18,5 тысячи километров, и преодолевается за 21—24 дня. А до Шанхая — на несколько дней дольше. Но если плыть через мыс Доброй Надежды, то путь будет на треть длиннее, а сроки доставки грузов с учетом необходимых остановок и дозаправок вырастут на 8—10 дней.
Но и здесь расценки на перевозки выросли, пусть и незначительно.
Пираты идут ва-банк: блокировка хуситами проливов кратно увеличит цены на нефть
Как конфликт в Йемене может изменить ситуацию на нефтяном рынке / ИА REX | То есть, дорогая нефть, которая обеспечивала сейчас падение цен, с рынка будет вытеснена дешевой нефтью. |
Гражданское судно пострадало в результате ракетного удара у берегов Йемена | Супертанкер Safer с грузом миллион баррелей нефти в любой момент может затонуть или взорваться возле берегов Йемена в Красном море. |
Толчок для роста. Как военный конфликт в Йемене повлияет на рынок нефти | Аргументы и Факты | Текущая ситуация в Йемене может получить развитие по двум сценариям: западная коалиция ограничится демонстрацией силы всему миру или все же пойдет на обострение конфликта, заставив группировку хуситов отказаться от поддержки Палестины. |
«Начнется сбор дани. Резкий рост цен на нефть»: Названы последствия ударов по Йемену | Йемен расположен так, что является важной нефтегазовой артерией – отметил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. |
У берегов Йемена завершилась операция по откачке нефти с разрушающегося танкера | С Йеменом справиться сложно — стоит вспомнить, что в 1962-1967 гг. египетская армия (самая боеспособная в регионе) в борьбе с местными боевиками-шиитами потеряла 26 000 человек и была вынуждена уйти из страны. |
Хуситы в Йемене призывают вдвое сократить экспорт нефти в США и Европу
ООН готова разгрузить 47-летний танкер около берегов Йемена, чтобы не допустить утечки нефти в море. Василий Олейник, сотрудник компании "Ай Ти Инвест" полагает, что военная операция в Йемене вряд ли будет длительной, однако с учетом возросших геополитических рисков, цена барреля нефти запросто может подняться к отметке в 60, и даже в 70 долларов. Военно-морские силы Вооруженных сил Йемена нанесли удар по британскому нефтяному судну Andromeda Star в Красном море с помощью ракет, которые попали точно в цель. Нефть подорожала на 2% после ударов США и Великобритании по объектам хуситов в Йемене. Организация Объединенных Наций заявила в пятницу, что завершила вывоз более 1 миллиона баррелей нефти из загнивающего супертанкера у побережья Красного моря в Йемене, предотвратив потенциальную экологическую катастрофу.
Хуситы в Йемене призывают вдвое сократить экспорт нефти в США и Европу
Танкер, перевозящий российскую нефть в Индию, попал под удар баллистическими ракетами в Аденском заливе. Йемен ожидает, что российские компании сыграют большую роль в восстановлении Йемена после окончания войны, а также вернутся для разведки нефти и полезных ископаемых, заявил во вторник РИА Новости посол республики в России Ахмед Салем аль-Вахейши. Новости о начале военной операции в Йемене подстегнули рост цен на «черное золото». После ударов США и Великобритании по Йемену нефть на мировых рынках подорожала сразу на 2%. Видео — на сайте
"Коммерсант": Хуситы не трогают танкеры с российской нефтью в Красном море
При этом говорить, что нефтяной рынок в этом случае ожидает коллапс, преждевременно. Через Красное море Суэцкий канал и следующий за ним Баб-эль-Мандебский пролив ежедневно проходят около 9 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. Самое неприятное в сложившейся ситуации, что после эмбарго Европы на импорт российской нефти, этот маршрут стал для нас очень важен. Почти все наше сырье и топливо из балтийских и черноморских портов, чтобы избежать долгого пути вокруг Африки, перед тем как попасть в Индию или Китай, проходит через эти водные артерии. Но, как уже было сказано, в случае серьезных проблем, перенаправить экспорт другим путем возможно. Танкерам с нефтью и нефтепродуктами из РФ при использовании западного маршрута поставок придется огибать западное побережье Африки, а затем выходить в Индийский океан, что увеличит продолжительность транспортировки на срок от 10 до 14 дней.
Хади после его избрания в 2012 г. Также Министерство работает над возобновлением добычи на оставшихся нефтяных блоках в провинциях Шабва, Хадрамаут и Мариб. В 2019 г. Агентство Reuters также сообщает со ссылкой на министра нефти страны, что Йемен добывал в среднем 50 тыс. Напомним, что производство на единственном в Йемене экспортном СПГ-заводе «Balhaf» было приостановлено в апреле 2015 г.
В настоящее время ситуация относительно стабилизировалась, поэтому правительство готово возобновить работу предприятия. Завод, введенный в эксплуатацию в 2015 г. Предприятие и порт погрузки находятся на побережье Шабва, примерно в 200 км к западу от города Мукаллы и в 400 км к востоку от города Адена. У него существует возможность принимать танкеры-газовозы вместимостью 70—205 тыс. По словам Авс Абдуллы Аль-Авда, в 2020 г. Однако из-за нестабильной политической ситуации в Йемене на данный момент нет четкого финансового механизма распределения полученных компаниями доходов. По данным тех же источников, добывающие компании хотя они и являются государственными в последний год не координировали действия с Центральным банком Йемена или Министерством финансов. Компании распоряжались доходами по своему усмотрению, направляя средства на зарплаты, пожертвования, премии, восстановление инфраструктуры; и далеко не все эти траты были законными и отвечали плану расходов государственного бюджета. Исходя из данных, полученных изданием «Аль-Араби аль-Джадид» со ссылкой на источники в Министерстве нефти и минеральных ресурсов Йемена, в период с января до начала августа 2018 г. Так, компания «Сафир», добывающая сырье в Марибе в центральной части страны , получила порядка 400 млн долл.
Другая крупная компания — «Петромасиля», добывающая на месторождениях на юге страны, заработала порядка 550 млн долл. По заявлению же профессора социологии Университета Саны Фуада ас-Саляхи, государственные компании делают все возможное, чтобы скрыть объемы добычи и экспорта для ограничения доступа населения к информации о нефтегазовых доходах. Йеменский экономист Мустафа Наср в комментарии «Аль-Араби аль-Джадид» отметил, что доходы от проданной нефти компания «Петромасиля» направляет на счета правительства страны, находящиеся в Саудовской Аравии. Средства идут в том числе на зарплаты йеменских госслужащих, находящихся в Саудовской Аравии; на счета Министерства иностранных дел и дипкорпуса, а также на программы финансирования обучения йеменцев за рубежом. Другой йеменский экономист Абдель-Салам ат-Тури также отмечает , что в стране на данный момент отсутствует понятие национального бюджета, а есть лишь принятые «финансовые регламенты», зачастую идущие вразрез с законом. По данным «Аль-Араби аль-Джадид», опубликованным в другой статье в июле 2018 г. Эти действия руководство компании скрывало, ссылаясь на якобы сокращение добычи из-за подрывов трубопроводов. Другой источник в компании «Сафир» сообщил, что компания продает хуситам очень легкую нефть, которая не требует переработки, что делает это сырье еще более привлекательным. По данным источника «Аль-Араби аль-Джадид», сначала «Сафир» закачивает всю добытую нефть в крупные трубопроводы, затем направляет ее часть в одни нефтецистерны, а другую — в другие, из которых уже и происходит продажа сырья хуситам. При этом сообщается, что ранее были задержаны несколько цистерн, незаконно транспортирующих нефтепродукты в районы, подконтрольные хуситам, однако задержанных за это граждан пришлось отпустить, а дела закрыть по просьбе ряда военных и политических лидеров.
Так, издание получило копию соглашения между Министерством нефти и минеральных ресурсов хоуситов и находящегося под их контролем Сельскохозяйственного союза о снабжении его нефтью. Сырье планировалось получать из нефтепровода, протянутого из провинции Мариб. Подводя итоги, можно лишь сказать, что ситуация с добычей и экспортом нефти и привлечением иностранных компаний в страну не будет нормализована, пока не закончится военный конфликт в этой стране.
Танкерам с нефтью и нефтепродуктами из РФ при использовании западного маршрута поставок придется огибать западное побережье Африки, а затем выходить в Индийский океан, что увеличит продолжительность транспортировки на срок от 10 до 14 дней. Сейчас же, после регулярных атак хуситов на танкеры, объемы транспортировки, конечно, снизились, уточняет эксперт. Их поставки в Европу проходят по этому маршруту. Поставщики с Ближнего Востока, скорее всего, временно сократят экспорт в Европу, перенаправив выпадающие объемы в страны АТР, считает Родионов. А вот нефтяной экспорт США совсем не зависит от того, как будут развиваться события у берегов Йемена.
У них могут возникнуть некоторые трудности с импортом нефти с Ближнего Востока, но здесь речь не идет о каких-то критических объемах.
Если бы нефть вытекла, это вылилось бы в экологическую и гуманитарную катастрофу огромного масштаба. Я могу заверить вас, что сейчас независимые исследователи измерили количество нефти на судне. Оно составляет около миллиона 130 тысяч баррелей». Эксперты предупреждали, что танкер может либо взорваться, либо развалиться на части. В этом случае нефтяное пятно в четыре раза превысило бы то, которое образовалось в результате аварии на судне «Эксон Вальдес» у берегов Аляски в 1989 году. Тогда оно растянулось на 28 тысяч квадратных километров.
Супертанкер с нефтью может взорваться у берегов Йемена
Есть также шииты-двунадесятники и исмаилиты. Религиозное меньшинство в Йемене представлено христианами, индуистами, зороастрийцами. Хуситы в Йемене Хуситы — военно-политическая шиитская группировка "Ансар Аллах", действующая на территории Йемена и контролирующая северную его часть. Они относят себя к зейдитам, но их политическая идеология представляет собой смесь множества религиозных, местных националистических и популистских принципов, схожих с ливанской "Хезболлой" и риторикой Тегерана. Лозунг хуситов — "Смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победу исламу".
Первый лидер хуситов — Хусейн аль-Хуси из числа зейдитов, убитый в 2004 году. Именно от его имени исходит название военизированной группировки. Во время Гражданской войны с 1962 по 1970 годы зейдиты были вытеснены из политического процесса, однако стали возвращаться в 80-е годы после проникновения суннизма. Хуситское движение зародилось в 90-х годах ХХ века в ответ на политику президента Али Аблаллы Салеха.
В начале 2000-х популярность хуситов привела к их арестам, а затем и к политике их уничтожения государством. Однако в 2004 году Хусейн аль-Хуси возглавил восстание против режима и сумел свергнуть его. Правда, в ходе столкновений руководитель группировки погиб. Страна была разделена на шесть провинций с определенной степенью автономий.
Зейдитам хотели передать два территориальных образования на севере Йемена, но это не устроило хуситов. В результате хуситы взяли столицу — Сану — и двинулись в сторону крупного порта в Индийском океане — Адена.
Поэтому американцы обречены барахтаться в теплых водах Красного моря, демонстрируя всему миру свою полную беспомощность. Все мантры про защиту союзников накрылись медным тазом.
Не существует иного решения палестино-израильского конфликта, кроме прекращения огня и создания палестинского государства. Любые другие решения приведут лишь к эскалации конфликта. Что мы, собственно, и наблюдаем. Экономический эффект от атак хуситов предскажет любая домохозяйка.
Естественно, все подорожает. Очень немного может подрасти нефть — через Красное море идет около пяти процентов ее мировой торговли. Зато значительно вырастут в цене перевозки, а очень скоро это отзовется и на ценах в супермаркетах. Под ударом окажутся Европа и Азия — американская торговля от Красного моря практически не зависит.
Главный же итог происходящего в том, что любые торговые пути, которые пытаются контролировать американцы, сегодня стали повышенным источником опасности. После Красного моря на очереди Тайваньский пролив. В январе на Тайване состоятся выборы, и если к власти придет проамериканский кандидат, то он может устроить конфликт с Пекином аккурат в акватории, где движение торговых кораблей напоминает трафик на Тверской в пятницу вечером. Палестино-израильская трясина затягивает Запад С Панамским каналом, кстати, тоже все не очень.
Другое дело, мало кто думал, что американцы и англичане нанесут более 60 ракетных ударов: это очень много. Взрывы, по некоторым сообщениям, были даже в столице Йемена Сане. Полагаю, что сегодня США и Великобритания не совсем понимают, чем это для них закончится. Это можно сравнить с тем, что в итоге произошло в Афганистане, откуда американцы бежали, причем позорно. Хуситы — это воины, которые не оставят ни одного удара без ответа. Значит, начнется эскалация на трансконтинентальном морском пути, который идет из Индийского океана через Средиземное море в Европу.
Здесь под угрозой ударов хуситов будут корабли с грузами, включая нефть и сжиженный газ.
Маршрут через Красное море станет крайне дорогим Сетевой аналитик Анатолий Несмиян тоже не исключает того, что Россия тоже может пострадать от блокады этих проливов: «В связи с пиратством в Красном море и Аденском заливе уже появляются предложения о военизированном сопровождении. Ценники — от 500 тысяч долларов за проводку одного судна и выше. В свое время на проводке караванов через те же места ЧВК поднимали до 6-8 миллионов долларов за караван и были очень рады появлению сомалийских пиратов, создавших для них бездонный рынок. Сейчас ситуация посерьезнее, так как хуситы — это, по сути, квази-государственные парамилитарные силы с соответствующим вооружением и техникой. Поэтому цена проводки может быстро вырасти в 3-4 раза. Это вам не сомалийцы на лодках и с калашами, тут народ серьезнее. Плюс неизбежное повышение страховок в связи с рискованностью судоходства в данном районе. Возможен вариант, что торговый маршрут через Красное море станет крайне дорогим, а это неизбежно ударит и по ценам на перевозимые товары.
Кстати, именно через Суэцкий канал и Красное море отправляется российское зерно в Африку, российская нефть в Индию и в Китай. Если учесть, что хуситы — союзники Ирана, то возникает весьма любопытная ситуация, бьющая по интересам российских бизнесменов.
У берегов Йемена завершилась операция по откачке нефти с разрушающегося танкера
Крупнейшей в мире экологической бомбой замедленного действия называет ООН аварийный танкер в Йемене, на котором хранится более миллиона баррелей сырой нефти. Сейчас, однако, есть основания предполагать, что неконтролируемый ход конфликта может навредить Саудовской Аравии и сорвать её планы по понижению цен на сырьё. В 2015 году из-за войны в Йемене деятельность и техническое обслуживание судна были приостановлены.
Супертанкер с нефтью может взорваться у берегов Йемена
«Начнется сбор дани. Резкий рост цен на нефть»: Названы последствия ударов по Йемену | Йеменские хуситы заявили, что ударили ракетами по нефтяному танкеру Andromeda Star в Красном море, который принадлежит Великобритании. |
Акции российских нефтяных компаний подорожали после ударов США в Йемене | Точка невозврата, когда нефтяное пятно распространится вдоль морского побережья, может быть пройдена совсем скоро. |
Красное море наше? Саудовская Аравия готова отдать Йемен хуситам | Нам это было бы очень выгодно, ибо контроль над Йеменом – это контроль над важнейшими, критически значимыми для коллективного Запада торговыми путями. |